КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
В.К. Пельменев, Е.В. Конеева
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
калининградский государственнЫЙ университет
В.К. Пельменев, Е.В. Конеева
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебное пособие
Калининград 2000
УДК 796.000.093 ББК 753 П248
Рецензент
Канд. пед. наук, доцент кафедры УИФК
Санкт-Петербурской государственной
академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта,
К.А. Цатурова
Пельменев В.К., Конеева Е.В.
П248 История физической культуры: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 186 с. ISBN 5-88874-170-1.
Учебное пособие построено как курс лекций в соответствии с новой программой истории физической культуры и государственного образовательного стандарта. В нем на основе современных данных науки, а также передового опыта практической работы в области физической культуры предпринята попытка осмысления проблем истории физической культуры.
Предназначено для студентов высших и средних учебных заведений физической культуры и спорта.
УДК 796.000.093 ББК 753
© Калининградский государственный университет, 2000
ISBN 5-88874-170-1 © Пельменев В.К., Конеева Е.В., 2000
Учебное издание
Виктор Константинович Пельменев Елена Владимировна Конеева
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебное пособие
Редактор Н.Н. Мартынюк
Корректор Л.Г. Владимирова
Оригинал-макет подготовлен А.В. Раковым
Лицензия № 020345 от 14.01.1997 г. Подписано в печать 12.05.2000 г.
Бумага для множительных аппаратов. Формат 60×84 1/16. Гарнитура «Таймс». Ризограф. Усл. печ. л. 10,8. Уч.-изд. л. 6,4. Тираж 250 экз. Заказ
Калининградский государственный университет 236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................. 3
Часть 1. История физической культуры в зарубежных
странах.................................................................... 5
1.1. Физическая культура в Древнем мире................ 5
Теории возникновения физической культуры .......... 5
Развитие физической культуры на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя........... 7
Физическая культура в рабовладельческом обществе. Особенности ее развития .......................... 10
Физическая культура в странах Древнего Востока: Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Персии ................. 11
Развитие физической культуры в Древней Греции. Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев в классический период ............................................. 16
Зарождение педагогической мысли в области физического воспитания. Вопросы физического воспитания в трудах Платона и Аристотеля ............. 23
Развитие физической культуры в Древнем Риме. Особенности ее развития ....................... 25
Место спорта в цирковых зрелищах, атлетических состязаниях и играх ............................. 29
Физическая подготовка в гладиаторских школах..... 31
Кризис рабовладельческого общества и упадок рабовладельческой системы физического воспитания 32
2. Физическая культура в средние века ..................... 33
Особенности развития физической культуры в этот период ................................................... 33
Физическое воспитание светских феодалов (рыцарей), рыцарские турниры ....................... 34
Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа.................... 36
Физическая культура горожан. Стрелковые и фехтовальные общества ..................................... 38
Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения .................... 39
3. Физическая культура в Новое время ........................ 44
3.1. Физическая культура в первый период Нового времени (с XVII в. До 1871 года) ............................. 44
Особенности развития физической культуры в странах Западной Европы после буржуазных революций XVII - XVIII веков................................... 44
Развитие теоретических основ физического воспитания.............................................................. 45
Место физического воспитания в новых школьных системах (филантропинах). Деятельность Г. Фита, И. Гутс-Мутса .............................................................. 48
Причины возникновения и развития национальных 50 систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции ..................................
Развитие спортивно-игровой системы в Англии и США. Деятельность Т. Арнольда........... 55
3.2. Физическая культура во второй период Нового времени (1871- 1917) ..................... 57
Возникновение рабочего спортивно-гимнастического движения. Развитие спорта и создание международных спортивных объединений............... 57
Возникновение новых систем физического воспитания............................................ 58
Развитие спортивного движения ................................ 60
4. Физическая культура в Новейшее время .............. 70
Физическая культура в зарубежных странах в период между Первой и Второй мировыми войнами 71
Физическая культура и спорт в зарубежных странах после Второй мировой войны.............. 75
Часть II. Физическая культура в России и на территории СССР .....................................83
5. Физическая культура народов России до XVIII в..... 83
Зарождение физической культуры у народов, проживавших на территории России и входивших в состав Российской империи........................................ 83
Физические упражнения и игры в народном быту ... 84
Военно-физическое воспитание господствующих классов ...............................................86
Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма......... 87
6. Физическая культура в России с XVIII в. и
первой половине XIX века....................................... 88
Влияние реформ начала XVIII века на развитие физической культуры и спорта.................. 88
Введение физического воспитания в учебные заведения ......................................................90
Военно-физическая подготовка в русской армии..... 92
Физическое воспитание и спорт в быту народов нашей страны ............................................ 94
Физическое воспитание в быту дворянства .............. 96
Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания... 97
7. Физическая культура в России со второй половины XIX в. до начала XX в.............101
Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания .......................101
Деятельность П.Ф. Лесгафта и его система физического образования...................................104
Физическое воспитание в учебных заведениях ........ 106
Развитие спорта и участие русских спортсменов в международных соревнованиях. Российские Олимпиады ................................................................... 109
8. Физкультура и спорт в СССР................................... 111
8.1. Становление и развитие физической культуры и спорта в СССР...............................111
Физическое воспитание в начальной, средней и высшей школах ............................................114
Спортивно-массовая работа с населением ........... 116
8.2. Физическая культура в годы Великой Отечественной войны ................................... 120
Боевые подвиги спортсменов и физкультурников на фронтах Великой Отечественной войны .. 121
Физическое воспитание учащейся молодежи на службе обороны Родины..........................123
Физкультурная работа в тылу страны .................. 125
Работа физкультурных организаций по восстановлению здоровья и боеспособности раненых солдат и офицеров Советской Армии ... 126
8.3. Развитие физической культуры и спорта в послевоенные годы
I и II Спартакиады народов СССР и их значение для восстановления и развития физического движения в послевоенные годы............................... 128
Международные спортивные связи в послевоенный период ............................................. 129
8.4. Дальнейшее развитие физической культуры в СССР................................................ 130
Анализ выступлений советских спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх и других соревнованиях 1960-1990 гг.................................. 137
9. Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта в России (1991- 2000 гг.) ............................................... 145
Участие российских спортсменов в международных соревнованиях..................................150
Законодательная основа развития физической культуры и спорта на современном этапе ................. 151
Часть 3. История современных Олимпийских игр........ 154
Предыстория Олимпийского движения нового времени ....................................................... 154
Период укрепления Олимпийского движения (1894-1918)..................................................... 158
Олимпийские символика и атрибутика ..................... 160
Приложение. Олимпийский словарик.................................. 165
Вопросы для подготовки к экзамену по предмету «История физической культуры» ..........175
Список использованной и рекомендуемой литературы ..... 179
ВВЕДЕНИЕ
История физической культуры (ИФК) представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. Она является важным разделом науки о физической культуре. Предмет её изучения - общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах развития общества.
Предмет ИФК — изучение средств, форм и методов, идей, теорий и систем физической культуры.
Задачей ИФК является выявление и раскрытие закономерностей развития физической культуры на протяжении всей истории человечества.
В основу периодизации ИФК положено учение о закономерностях развития общества: 1-й период - история физической культуры Древнего мира (первобытный, рабовладельческий строй); 2-й период — история физической культуры средних веков (феодальный строй); 3-й период - Нового и Новейшего времени (капиталистический, социалистический строй).
Курс ИФК состоит из трех частей:
1) история ФК и спорта зарубежных стран;
2) история ФК и спорта на территории России;
3) история современного спортивного и олимпийского движения.
При изучении истории физической культуры используют следующие источники:
1) археологические и этнографические данные, свидетельствующие о применении физических упражнений и игр;
2) памятники изобразительного искусства, художественную литературу, кино-, фото- и фономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания;
3) архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содержащие сведения по физической культуре и спорту;
4) правительственные документы, труды ведущих ученых и государственных деятелей;
5) практические данные по развитию физической культуры у разных народов.
Методы изучения истории физической культуры: - исторический анализ, обобщение систематизация исторических материалов; проведение исторической аналогии, сопоставления и сравнения; письменный опрос, беседа, интервью; обобщение практики, изучение опыта развития истории физической культуры.
Часть 1. ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
1.1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДРЕВНЕМ МИРЕ Теории возникновения физической культуры
Вопрос о возникновении и развитии физической культуры на первом этапе человечества — один из основных в истории физической культуры. Не случайно к нему обращались многие ученые.
Существует несколько позиций при обсуждении проблемы возникновения физической культуры:
1. В конце XIX - начале XX в. немецкий философ Шиллер выдвинул теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению ученых, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры».
2. Теория магии впервые изложена английским ученым Рейнаком. Сторонники этой теории — К. Дим и В. Кербе (ФРГ). Б.Жиллет (Франция) выдвигает, более современную теорию происхождения физической культуры — «физические упражнения и игры имеют культовое и животнообраз-ное происхождение».
3. Теория излишней биологической энергии выдвинута ученым Спенсером (США). Основное положение его теории в том, что физическая культура — это инстинкт, но, по мнению других ученых, если это инстинкт, то общество не несет ответственности за те пороки, которые оно порождает.
4. Материалистическая, марксистско-ленинская теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева. Согласно их теории, в основе возникновения физической культуры лежат два фактора - объективный и субъективный.
К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательство) человек постоянно вынужден был развивать свои навыки. Упражняясь, он совершенствовал свои физические качества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).
К субъективному фактору относится собственно сознание человека, который придумывал упражнения для подготовки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, т.е. воспитывал.
Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пытались доказать, что зачатки физического воспитания имеются уже в животном мире, заключалась в том, что они не находили различий между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью людей. Ученые, пытавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных людей, также ошибались, так как человек стал применять физические упражнения раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физической культуры является труд. Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникновения физических упражнений.
Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей в подготовке к тому или иному роду трудовой деятельности.
Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой и именно она была серьезным
физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных. Но эти действия еще нельзя считать физическими упражнениями, так как они применялись с целью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.
Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности. Например, перед охотой многократно повторять наиболее важные охотничьи действия, образно выражаясь «играть в охоту». Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование человека, а с другой - на повышение его трудоспособности.
Развитие физической культуры на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя
Первобытнообщинный строй является первой социально-экономической формацией, начало которой - появление человека разумного, конец - установление рабовладельческого строя.
В истории первобытного общества выделяют три периода:
1) раннеродовой;
2) развитый родовой;
3) позднеродовой.
Особенности родового общества: ведение общего хозяйства; четкое разделение труда между полами; эпизодическое столкновение между племенами, т.е. появляется военная организация родовой общины; возникают новые виды трудовой деятельности - земледелие, скотоводство, ремесло.
Возникновение физической культуры историческая наука относит к начальному периоду развития первобытной общины. Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторяли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые цели.
Позже, в связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам, происходила дальнейшая эволюция игр. Они постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными, символическими. Игры по-прежнему имитировали трудовой процесс, но живые цели заменялись движущимися мишенями — чучелами, мячами сделанными из шкуры животного и набитыми шерстью, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Например, появилось копье с тупым наконечником, вместо палки стали использоваться клюшки и т.п.
На последней ступени развития первобытного общества возникли игры, которые почти полностью абстрагировались от труда. Игравшие стали делиться на команды, появились специальные площадки для игр, совершенствовался игровой инвентарь. Игры стали регламентироваться простейшими правилами, появились спортивные судьи и зрители.
Процесс развития физической культуры постепенно привел к выделению из игр и обособлению в качестве самостоятельных физических упражнений — бег, метание, прыжки, плавание и другие виды движений. Все они так или иначе были связаны с подготовкой членов общины к труду. Возникли специальные приемы обучения физическим упражнениям подростков и молодежи, т.е. появилось физическое воспитание.
В родовом обществе физическое воспитание носило высокий уровень развития. Этнографические исследования показывают, что каждой народности были присущи свои формы и виды упражнений. У австралийцев - игры, метание бумеранга и палки, игры в мяч, борьба, пляски «корро-би». У индейцев Америки - упражнения: ходьба, бег, плавание, гонки на лодках, метание и метательные игры, игры с мячом и т.д. Игр с мячом насчитывалось более десяти, проводились они в течение нескольких дней и участвовало в них более 100 человек. Также известны индейские пляски, носившие многофункциональный характер. В африканских племенах проходило метание в цель, фехтование палками, бег, прыжки, метание копья на расстояние и высоту, военные игры, пляски. Мужчины играли с мячом. У тунгусов (эвенков) можно выделить две стадии подготовки: 1-я стадия - все мужское население занималось стрельбой, бегом, увертыванием от стрел, управлением лодкой; 2-я - только для тех мужчин, которые хорошо были обучены военному делу.
Одной из форм физического воспитания являлись инициации - проверки физической готовности членов общины. Например, таким обрядом в африканских племенах являлось удаление юноши в джунгли на несколько месяцев.
Из древнего периода до нас дошли следующие методические приемы обучения: например, у индейцев учитывались половые особенности, у чукчей - женщины участвовали в беге на более короткие, чем у мужчин, дистанции, эскимосы постепенно увеличивали вес камня и расстояние при обучении метанию, меняли размер лука, лыж, лодок.
В период разложения родового строя происходит военизация физических упражнений. Например, кулачный бой, тренировка с оружием, состязание колесниц, прыжки через меч, копья. В этот период появляются начальные формы учреждений общественного воспитания - тайные союзы и дома молодежи, которые существовали только для физического воспитания юношей.
Характерной особенностью данного периода является также появление мест для проведения соревнований по игре в мяч, т.е. первых спортивных сооружений, а также двух типов школ - для богатых и бедных, а главной чертой воспитания становится его направленность на военно-физическое обучение.
Таким образом, в родовом обществе физическое воспитание имело важное значение и являлось одной из функций родовой общины. Главной чертой физического воспитания можно считать его всеобщность. Оно было равным для всех (имело лишь разделение по полу и строго обязательным).
Во время разложения родового строя и образования классов физическое воспитание утрачивает свое единство, военизируется, подвергается действию культа, приобретает сословно-классовые признаки и классовый характер.
|