Навигация по странице:
|
Головчиц дошк сурдопед-ка. Классификации нарушений слуха у детей Причины нарушений слуха
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)
|
Оглавление
Предисловие
Раздел I. Теоретические основы дошкольной сурдопедагогики
Глава 1. Роль раннего и дошкольного периодов детства в жизни человека
Глава 2. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики
§ 1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики
§ 2. Связь дошкольной сурдопедагогики с другими науками
§ 3. Методы дошкольной сурдопедагогики
Глава 3. История развития взглядов на воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха
§ 1. Основные этапы развития сурдопедагогики
§ 2. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха в России
§ 3. Развитие системы общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха
§ 4. Развитие дошкольной сурдопедагогики в советский период
Раздел II. Влияние снижения слуха на психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста
Глава 1. Слух и его значение для психического развития ребенка
§ 1. Звуки окружающего мира
§ 2. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира
§ 3. Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе
Глава 2. Классификации нарушений слуха у детей
§ 1. Причины нарушений слуха
§ 2. Классификации нарушений слуха
Глава 3. Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха
§ 1. Младенческий и ранний возраст
§ 2. Дошкольный возраст
Глава 4. Психолого-медико-педагогическое обследование детей
§ 1. Принципы психолого-медико-педагогического обследования
§ 2. Содержание психолого-педагогического обследования
Раздел III. Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха
Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье
§ 1. Из истории вопроса
§ 2. Ранний возраст
§ 3. Дошкольный возраст
Глава 2. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха
§ 1. Образовательные дошкольные учреждения
§ 2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях
Глава 3. Возможности интеграции дошкольников, имеющих нарушения слуха, в детские сады общеразвивающего вида
§ 1. Цели и задачи интегрированного обучения
§ 2.Условия и формы интеграции
Раздел IV. Организация воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха
Глава 1. Задачи, принципы и методы воспитания и обучения
§ 1. Задачи дошкольного образования
§ 2. Принципы воспитания и обучения
§ 3. Методы воспитания и обучения
Глава 2. Формы организации воспитания и обучения
§ 1. Организация жизни и деятельности детей
§ 2. Занятия как форма воспитания и обучения
Глава 3. Взаимосвязь в работе педагогического коллектива
§ 1. Личность сурдопедагога и характеристика его деятельности
§ 2. Взаимодействие в работе педагогического коллектива
Глава 4. Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении
§ 1. Организация психолого-педагжогического изучения
§ 2. Содержание психолого-педагогического обследования
Раздел V. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха
Глава 1. Физическое воспитание
§ 1. Значение физического воспитания дошкольников
§ 2. Задачи физического воспитания
§ 3. Формы и средства физического воспитания
§ 4. Содержание и методы физического воспитания
Глава 2. Формирование детской деятельности
§ 1. Обучение игровой деятельности
§ 2. Обучение изобразительной деятельности
§ 3. Формирование элементарной трудовой деятельности
Глава 3. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха
§ 1. Теоретические основы развития речи детей с нарушениями слуха
§ 2. Условия развития речи
§ 3. Основные направления работы по развитию речи
Глава 4. Обучение произношению глухих и слабослышащих детей
§ 1. Значение овладения устной речью
§ 2. Задачи, организация и содержание работы по обучению произношению
Глава 5. Развитие слухового восприятия
§ 1. Значение развития слухового восприятия
§ 2. Задачи и организация работы с детьми
§ 3. Содержание и методы развития слухового восприятия
Глава 6. Задачи, организация, содержание и методы коррекционно-воспитательной работы в группах для детей со сложными нарушениями в развитии
§ 1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с комплексными нарушениями
§ 2. Задачи и организация работы с детьми
§ 3. Содержание и методы коррекционно-педагогической работы
Глава 7. Подготовка детей с нарушениями слуха к обучению в школе
§ 1. Понятие «готовность к школьному обучению»
§ 2. Содержание подготовки детей к школе
Раздел VI. Развитие детей в процессе воспитания и обучения
Глава 1. Умственное развитие
§ 1. Задачи и содержание умственного развития
§ 2. Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности
§ 3. Формирование знаний и представлений об окружающей действительности
Глава 2. Социально-личностное развитие
§ 1. Задачи и содержание социально-личностного развития
§ 2. Формирование взаимодействия взрослого с ребенком
§ 3. Развитие общения ребенка со сверстниками
§ 4. Формирование отношения ребенка к самому себе
Глава 3. Эстетическое развитие
§ 1. Задачи и условия эстетического развития
§ 2. Организация и содержание эстетического развития
Раздел VII. Сотрудничество дошкольных учреждений, семьи и общественности
Глава 1. Взаимосвязь детского сада и родителей
§ 1. Задачи работы с родителями
§ 2. Формы работы с родителями
Глава 2. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
§ 1. Формы социальной защиты
§ 2. Деятельность общественных организаций
СЛОВАРЬ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное учебное пособие предназначено для студентов дефектологических факультетов, в силу профессиональных интересов знакомящихся с проблемами воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, которые, по мнению Л. С. Выготского, составляют «самую увлекательную и трудную главу педагогики». Цель пособия — повышение уровня понимания теоретических основ дошкольного образования глухих и слабослышащих детей, овладение практикой работы с этой категорией детей в дошкольных учреждениях различных видов.
Достаточный уровень компетенции в проблемах воспитания и обучения детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста может быть достигнут при условии наличия у студентов знаний, полученных при изучении медицинских, психологических, общепедагогических курсов. Поэтому в пособии содержатся в обобщенном виде достижения ряда дисциплин, тесно связанных с дошкольной сурдопедагогикой: сурдологии, дошкольной психологии, сурдопсихологии, дошкольной педагогики и др.
Автором определена такая структура пособия, которая, с одной стороны, наиболее полно соотносится с программой данного курса и учебным планом подготовки студентов, а с другой — раскрывает рассматриваемые вопросы в логической последовательности, определяемой закономерностями изучения, воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.
В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания на современном этапе развития педагогики различные направления воспитания и обучения рассматриваются в единстве как целостный процесс дошкольного образования, основным условием которого является общий подход к организационным формам воспитания и обучения, а также отбору материала. Поэтому при изложении содержания коррекционно-воспитательной работы проблемы воспитания и обучения раскрываются в единстве.
В отдельном разделе рассматриваются основные линии развития дошкольников с нарушениями слуха как результат правильной организации обучения, отбора содержания, выбора педагогических методов. При этом мы опирались на принятое в отечественной психологии положение о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.)
Учебное пособие состоит из семи разделов, которые включают ряд глав. После каждой главы даны контрольные вопросы и задания, ориентирующие студентов на осмысление теоретического материала, проведение целенаправленных наблюдений в дошкольных учреждениях и их анализ, приобретение собственного опыта работы с глухими и слабослышащими детьми в процессе педагогической практики. Каждая глава завершается списком литературы, знакомство с которой необходимо для более глубокого осмысления рассматриваемого вопроса.
Основу книги составили лекции автора по курсу «Дошкольная сурдопедагогика», прочитанные студентам отделения дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета.
В настоящее время в сурдопедагогике существует ряд дискуссионных проблем и противоречивые мнения по различным теоретическим и практическим вопросам. Автор стремился изложить ту систему воспитания и обучения, которая принята и используется в большинстве государственных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха.
Студентам, изучающим дошкольную сурдопедагогику, предстоит работать в условиях перестройки системы образования в нашей стране, варьирования форм педагогической помощи детям с нарушениями слуха, появления альтернативных подходов к воспитанию и обучению детей рассматриваемой категории. Поэтому автор хотел бы, чтобы будущие сурдопедагоги хорошо разбирались в теории и практике, сложившихся на современном этапе развития дошкольной сурдопедагогики.
Автор выражает глубокую признательность заведующему кафедрой дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии МПГУ профессору В. И. Селиверстову за помощь в создании этой книги, а также благодарит сотрудников этой кафедры, в процессе длительного содружества с которыми определялись идеи и содержание пособия.
Раздел I. Теоретические основы дошкольной сурдопедагогики
Глава 1. Роль раннего и дошкольного периодов детства в жизни человека
Ранний и дошкольный периоды детства относятся к возрасту наиболее стремительного развития человека, первоначального формирования физических и психических его качеств, необходимых в течение всей последующей жизни, складывания свойств и особенностей, определяющих его индивидуальное личностное развитие. Особенностью периодов от рождения до поступления в школу является обеспечение уровня общего психического развития ребенка, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях жизни.
Дошкольное детство является первым этапом становления личности, в частности периодом формирования основ личностной культуры, соответствующей общечеловеческим духовным ценностям. Формирование базиса личностной культуры связано с ориентированием в предметном мире, явлениях природы, формированием представлений о явлениях общественной жизни и отношениях между людьми, приобщением к ценностям нравственного и этического порядков. Психологические новообразования, развивающиеся к концу дошкольного возраста, являются фундаментом для формирования учебной деятельности в школьном возрасте.
Понимание закономерностей психического развития слышащего ребенка имеет важное значение для определения содержания коррекционно-развивающей работы и выбора педагогических стратегий воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Принципиальное значение имеет положение Л. С. Выготского об общих закономерностях психического развития детей — слышащих и с нарушениями слуха. Он отмечал, что «к глухонемому ребенку, с точки зрения психологической и педагогической, должно и можно подходить с той же мерой, что и к нормальному» (1983, т. 5, с. 53). Рассмотрение особенностей психического развития нормально слышащего ребенка в первые семь лет жизни позволяет выявить возрастные закономерности развития ребенка с пониженным слухом, а также определить те особенности психического развития, наличие которых связано с отсутствием или нарушением слуха.
В течение первых семи лет жизни ребенок проживает три основных периода развития — младенческий, ранний и дошкольный. Каждый из них имеет свое особое значение, так как создаваемые им уникальные условия не повторятся. Эти периоды неравнозначны по числу входящих в них лет. Полноценное протекание каждого из них создает условия для перехода к последующему периоду. Рассмотрение трех первых периодов жизни ребенка целесообразно соотнести с прослеживанием закономерностей психического развития и периодизацией детского развития. Периоды и стадии детского развития определяются их содержанием. «Психологический возраст» — это относительно замкнутый цикл развития ребенка, имеющий свои структуру и динамику (Л. С. Выготский). Д. Б. Эльконин (1989) предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих показателей:
— социальная ситуация развития или та конкретная форма отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;
— основной, или ведущий, тип деятельности в этот период;
основные психологические новообразования (в каждом периоде они могут существовать от отдельных психических процессов до свойств личности);
кризис развития — переломный момент, отделяющий один период развития от другого и заключающийся в перестройке системы отношений между ребенком и взрослым.
Период младенчества — первый год жизни ребенка, характеризующийся наиболее высоким темпом развития. В этот период интенсивно развиваются сенсорные системы: зрение, слух, тактильная чувствительность. Формируются элементарные формы будущих ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения. Первое организованное и целенаправленное действие младенца — это акт хватания. На основе схватывания и удержания предметов развивается манипулятивная деятельность. Манипуляции ребенка с предметом постепенно приобретают характер предметных действий, которые обеспечивают начальные формы предметного восприятия и ориентирования на некоторые свойства предметов.
Социальная ситуация младенческого возраста характеризуется неразрывным единством ребенка и взрослого, так как жизнь и деятельность младенца являются частью жизни ухаживающего за ним взрослого. Первая потребность, которая формируется у ребенка, — потребность в другом человеке. Социальная ситуация общей жизни ребенка и матери приводит к формированию основного типа
деятельности ребенка на первом году — непосредственно-эмоциональному общению со взрослыми, которое имеет огромное значение для дальнейшего психического развития малыша. «Если оно своевременно не обеспечено, то все дальнейшее развитие ребенка идет медленно и ненормально» (Д. Б. Эльконин, 1989, с. 46).
В течение первого года жизни ребенок овладевает прямостоянием, а к концу — и ходьбой, что существенно влияет на его отношения с окружающим миром. Овладение ходьбой знаменует важный этап в развитии ребенка первого года жизни и служит важнейшим новообразованием младенческого возраста. В акте ходьбы ценно не только то, что ребенок начинает познавать пространство вокруг себя, но и то, что он отделяется от взрослого. Помощь взрослого, совместные действия, направленные прежде всего на предмет и познание его свойств, приводят к формированию нового типа деятельности — предметной, связанной с усвоением общественно выработанных способов действий с предметами. Переход от младенчества к раннему детству связан с овладением новыми и новыми действиями с предметами и знаменует переход к предметной деятельности, ведущей на протяжении следующих лет.
Общение со взрослым стимулирует формирование предпосылок к овладению речью: более активное гуление и лепет, появление первых слов, которые первоначально ситуативны и многозначны, лишены постоянных значений, тесно связаны с указательными жестами. Начальное понимание обращенной речи, подражание речи взрослых, возникновение самостоятельных слов вплетается в предметную ситуацию. Появление автономной ситуативной речи, понятной лишь матери и узкому кругу близких, — одно из новообразований младенческого возраста.
В младенческом возрасте формируется чувство доверия к окружающим взрослым, складываются предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка.
Ранний возраст — от года до трех лет. Это период активного познавательного, социального и эмоционального развития ребенка.
Социальная ситуация раннего возраста опосредована предметным миром и складывается следующим образом: ребенок — предмет — взрослый. На втором году жизни происходит активное формирование предметных действий, основанных на усвоении функций предметов, исторически закрепленных в опыте человека. Ведущей для этого периода является орудийно-предметная деятельность, направленная на овладение общественно выработанными способами действий с предметами, которые ребенок может освоить через совместные со взрослым манипуляции. При выполнении предметных действий у ребенка возникает необходимость ориентироваться на свойства предметов и их отношения с другими предметами. Способами сопоставления предметов с применением внешних приемов (накладывания, примеривания и др.) ребенок вначале овладевает с помощью взрослых. Внешние приемы являются основой формирования восприятия, когда свойства начинают выступать в качестве постоянных признаков предмета, а с ними связаны способы выполнения практических действий. Становление предметного действия происходит путем перехода действия совместного в разделенное, а затем и в самостоятельное. Развитие восприятия обусловливает интенсивное накопление представлений, которые в последующем становятся основой образных форм познания.
Ранний возраст — период формирования основных компонентов мышления. Ребенок обретает возможность осуществлять решение практических задач, учитывая свойства предметов и возможности воздействия одного предмета на другой.
В начале второго года жизни малыш усваивает орудийные действия: овладевает простейшими орудиями — ложкой, совочком и др., что требует установления связей между объектом и орудием, благодаря которой происходит достижение цели действия. Наглядно-действенное мышление тесно связано с развитием восприятия, действиями с предметами и установлением связи между ними. Внешние пробы постепенно сменяются решением задач во внутреннем плане, на основе оперирования образами, что стимулирует развитие наглядно-образного мышления.
Развитие всех психических процессов в раннем возрасте тесно связано с формированием речи. Малыш от ситуативного употребления слова переходит к овладению значением на уровне предметной отнесенности. Многократно употребляя слово в разных ситуациях, ребенок овладевает его обобщенным значением. Первоначально ребенок овладевает речью в большей степени в плане ее понимания, а затем — активного пользования. Резкий скачок в развитии словаря происходит на втором году жизни в результате практического овладения языком в совместной деятельности со взрослым. Овладение синтаксическим строем языка связано с развитием и ориентированием ребенка в фонематической системе, с практическим постижением грамматической структуры языка. По мнению А. Н. Гвоздева, к концу раннего возраста ребенок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке. Это происходит благодаря общению ребенка со взрослыми в процессе активной предметной деятельности.
В начале раннего возраста ребенок слит с ситуацией и со взрослыми. К концу этого периода возникает тенденция к самостоятельной деятельности, связанной с осознанием собственных желаний, не всегда совпадающих с требованиями взрослых, возрастанием возможностей выполнять разнообразные действия без помощи взрослых. Основное новообразование этого периода — возникновение зачатков самосознания, появление у ребенка своего «Я», следствием чего становится распад прежней социальной ситуации. Кризис трех лет связан с ломкой взаимоотношений, существовавших до сих пор между ребенком и взрослым. Основное проявление кризиса — требование самостоятельности, противопоставление своих желаний и требований желаниям и требованиям взрослых.
Дошкольный возраст связан прежде всего с установлением ребенком отношений с миром взрослых. Социальная ситуация развития заключается в том, что ребенок выходит за пределы семьи и вступает в отношения с миром взрослых людей. Этот мир, в котором ребенок хочет занять свое место среди взрослых и с которыми он хочет взаимодействовать, может существовать в идеальной форме. Разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, очень велик. Деятельностью, в которой возможно смоделировать желаемые ребенком отношения со взрослыми, является сюжетно-ролевая игра. Игра — особая форма отражения действительности путем ее моделирования и воспроизведения — является ведущей формой деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, так как благодаря переносу значений у ребенка возникает возможность отвлечься от операциональной деятельности и воспроизвести смысловую ее сторону, систему отношений. Игра дает возможности ориентации во внешнем, зримом мире больше, чем любая другая деятельность. Игра сензитивна к сфере человеческих отношений, в ней воссоздаются нормы и способы взаимоотношений между людьми. Будучи важным средством овладения символизацией мышления, игра в то же время является «школой произвольного поведения». Эти два важных аспекта психического развития ребенка формируются благодаря и другим видам деятельности, к которым относятся изобразительная и конструктивная, элементарный труд. В продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, ручной труд) происходит моделирование окружающей действительности, абстрагирование тех свойств, которые могут быть вычленены с помощью используемого материала.
Активное усвоение ребенком способов практической и познавательной деятельности играет существенную роль в формировании мышления. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесному мышлению связан с изменением характера ориентировочно-исследовательской деятельности, замене более простых способов ориентирования — проб — более целенаправленной зрительной, а затем и мысленной ориентировкой. В развитии мышления в дошкольный период важную роль играет овладение способами наглядного моделирования различных явлений, в которых воспроизводятся их существенные связи и отношения. Наглядные модели являются важным средством формирования умственных способностей ребенка, которые развиваются в разных видах детской деятельности. В основе ориентации ребенка лежат обобщенные представления, условием сохранения которых является память, находящаяся, по мнению Л. С. Выготского, в центре сознания ребенка-дошкольника.
Дошкольный период — один из важных периодов развития личности. В этом возрасте формируется соподчинение мотивов, обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными. Личностное развитие также обусловлено усвоением первичных этических норм и правил, идеалов и норм общественной жизни. Стремление управлять своим поведением и поступками связано с произвольностью поведения, то есть его опосредованием определенными представлениями. К концу дошкольного возраста у ребенка возникают элементы самооценки и самосознания, осознание своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Повышается критическое отношение к своим возможностям, он начинает понимать, что не все может, стремится осознать свои личностные качества. Возникновение личностного сознания лежит в основе кризиса семи лет, с которым связано возникновение новой внутренней жизни и переживаний ребенка.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Какие показатели положены в основу возрастной периодизации детского развития по Д. Б. Эльконину?
Назовите социальные ситуации, в которых оказывается ребенок младенческого, раннего и дошкольного возраста.
Какие ведущие виды деятельности характерны для младенческого, раннего и дошкольного периодов возраста?
В краткой форме охарактеризуйте основные психологические новообразования младенческого, раннего и дошкольного периодов детства.
С чем связано возникновение кризисов в развитии ребенка? В чем заключается их психологическая основа?
Литература
Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. - Т. 4.
Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. - Т. 5.
Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. — М., 1996.
Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. — М, 1997.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 1996.
Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М., 1980.
Смирнова Е. О. Психология ребенка (от рождения до семи лет). — М., 1997. Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация // Избр. психологические труды. — М, 1989.
|
|
|