Главная страница
Навигация по странице:

Головчиц дошк сурдопед-ка. Классификации нарушений слуха у детей Причины нарушений слуха



Скачать 1.57 Mb.
Название Классификации нарушений слуха у детей Причины нарушений слуха
Анкор Головчиц дошк сурдопед-ка.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.57 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Головчиц дошк сурдопед-ка.doc
Тип Документы
#397
страница 1 из 24
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)

Оглавление


Предисловие

Раздел I. Теоретические основы дошкольной сурдопедагогики

Глава 1. Роль раннего и дошкольного периодов детства в жизни человека

Глава 2. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики

§ 1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики

§ 2. Связь дошкольной сурдопедагогики с другими науками

§ 3. Методы дошкольной сурдопедагогики

Глава 3. История развития взглядов на воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха

§ 1. Основные этапы развития сурдопедагогики

§ 2. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха в России

§ 3. Развитие системы общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха

§ 4. Развитие дошкольной сурдопедагогики в советский период

Раздел II. Влияние снижения слуха на психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста

Глава 1. Слух и его значение для психического развития ребенка

§ 1. Звуки окружающего мира

§ 2. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира

§ 3. Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе

Глава 2. Классификации нарушений слуха у детей

§ 1. Причины нарушений слуха

§ 2. Классификации нарушений слуха

Глава 3. Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха

§ 1. Младенческий и ранний возраст

§ 2. Дошкольный возраст

Глава 4. Психолого-медико-педагогическое обследование детей

§ 1. Принципы психолого-медико-педагогического обследования

§ 2. Содержание психолого-педагогического обследования

Раздел III. Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха

Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье

§ 1. Из истории вопроса

§ 2. Ранний возраст

§ 3. Дошкольный возраст

Глава 2. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха

§ 1. Образовательные дошкольные учреждения

§ 2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях

Глава 3. Возможности интеграции дошкольников, имеющих нарушения слуха, в детские сады общеразвивающего вида

§ 1. Цели и задачи интегрированного обучения

§ 2.Условия и формы интеграции

Раздел IV. Организация воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха

Глава 1. Задачи, принципы и методы воспитания и обучения

§ 1. Задачи дошкольного образования

§ 2. Принципы воспитания и обучения

§ 3. Методы воспитания и обучения

Глава 2. Формы организации воспитания и обучения

§ 1. Организация жизни и деятельности детей

§ 2. Занятия как форма воспитания и обучения

Глава 3. Взаимосвязь в работе педагогического коллектива

§ 1. Личность сурдопедагога и характеристика его деятельности

§ 2. Взаимодействие в работе педагогического коллектива

Глава 4. Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении

§ 1. Организация психолого-педагжогического изучения

§ 2. Содержание психолого-педагогического обследования

Раздел V. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха

Глава 1. Физическое воспитание

§ 1. Значение физического воспитания дошкольников

§ 2. Задачи физического воспитания

§ 3. Формы и средства физического воспитания

§ 4. Содержание и методы физического воспитания

Глава 2. Формирование детской деятельности

§ 1. Обучение игровой деятельности

§ 2. Обучение изобразительной деятельности

§ 3. Формирование элементарной трудовой деятельности

Глава 3. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха

§ 1. Теоретические основы развития речи детей с нарушениями слуха

§ 2. Условия развития речи

§ 3. Основные направления работы по развитию речи

Глава 4. Обучение произношению глухих и слабослышащих детей

§ 1. Значение овладения устной речью

§ 2. Задачи, организация и содержание работы по обучению произношению

Глава 5. Развитие слухового восприятия

§ 1. Значение развития слухового восприятия

§ 2. Задачи и организация работы с детьми

§ 3. Содержание и методы развития слухового восприятия

Глава 6. Задачи, организация, содержание и методы коррекционно-воспитательной работы в группах для детей со сложными нарушениями в развитии

§ 1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с комплексными нарушениями

§ 2. Задачи и организация работы с детьми

§ 3. Содержание и методы коррекционно-педагогической работы

Глава 7. Подготовка детей с нарушениями слуха к обучению в школе

§ 1. Понятие «готовность к школьному обучению»

§ 2. Содержание подготовки детей к школе

Раздел VI. Развитие детей в процессе воспитания и обучения

Глава 1. Умственное развитие

§ 1. Задачи и содержание умственного развития

§ 2. Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности

§ 3. Формирование знаний и представлений об окружающей действительности

Глава 2. Социально-личностное развитие

§ 1. Задачи и содержание социально-личностного развития

§ 2. Формирование взаимодействия взрослого с ребенком

§ 3. Развитие общения ребенка со сверстниками

§ 4. Формирование отношения ребенка к самому себе

Глава 3. Эстетическое развитие

§ 1. Задачи и условия эстетического развития

§ 2. Организация и содержание эстетического развития

Раздел VII. Сотрудничество дошкольных учреждений, семьи и общественности

Глава 1. Взаимосвязь детского сада и родителей

§ 1. Задачи работы с родителями

§ 2. Формы работы с родителями

Глава 2. Социальная защита лиц с нарушениями слуха

§ 1. Формы социальной защиты

§ 2. Деятельность общественных организаций

СЛОВАРЬ


ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное учебное пособие предназначено для студентов дефектоло­гических факультетов, в силу профессиональных интересов знакомя­щихся с проблемами воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, которые, по мнению Л. С. Выготского, составляют «самую увлекательную и трудную главу педагогики». Цель пособия — по­вышение уровня понимания теоретических основ дошкольного об­разования глухих и слабослышащих детей, овладение практикой работы с этой категорией детей в дошкольных учреждениях раз­личных видов.

Достаточный уровень компетенции в проблемах воспитания и обучения детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возра­ста может быть достигнут при условии наличия у студентов знаний, полученных при изучении медицинских, психологических, общепе­дагогических курсов. Поэтому в пособии содержатся в обобщенном виде достижения ряда дисциплин, тесно связанных с дошкольной сурдопедагогикой: сурдологии, дошкольной психологии, сурдопсихологии, дошкольной педагогики и др.

Автором определена такая структура пособия, которая, с одной стороны, наиболее полно соотносится с программой данного курса и учебным планом подготовки студентов, а с другой — раскрывает рассматриваемые вопросы в логической последовательности, опре­деляемой закономерностями изучения, воспитания и обучения глу­хих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания на совре­менном этапе развития педагогики различные направления воспита­ния и обучения рассматриваются в единстве как целостный процесс дошкольного образования, основным условием которого является общий подход к организационным формам воспитания и обучения, а также отбору материала. Поэтому при изложении содержания коррекционно-воспитательной работы проблемы воспитания и обучения раскрываются в единстве.

В отдельном разделе рассматриваются основные линии развития дошкольников с нарушениями слуха как результат правильной организации обучения, отбора содержания, выбора педагогических методов. При этом мы опирались на принятое в отечественной пси­хологии положение о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.)

Учебное пособие состоит из семи разделов, которые включают ряд глав. После каждой главы даны контрольные вопросы и зада­ния, ориентирующие студентов на осмысление теоретического ма­териала, проведение целенаправленных наблюдений в дошкольных учреждениях и их анализ, приобретение собственного опыта рабо­ты с глухими и слабослышащими детьми в процессе педагогичес­кой практики. Каждая глава завершается списком литературы, зна­комство с которой необходимо для более глубокого осмысления рассматриваемого вопроса.

Основу книги составили лекции автора по курсу «Дошкольная сурдопедагогика», прочитанные студентам отделения дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии дефектоло­гического факультета Московского педагогического государствен­ного университета.

В настоящее время в сурдопедагогике существует ряд дискусси­онных проблем и противоречивые мнения по различным теорети­ческим и практическим вопросам. Автор стремился изложить ту систему воспитания и обучения, которая принята и используется в большинстве государственных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха.

Студентам, изучающим дошкольную сурдопедагогику, предсто­ит работать в условиях перестройки системы образования в нашей стране, варьирования форм педагогической помощи детям с нару­шениями слуха, появления альтернативных подходов к воспитанию и обучению детей рассматриваемой категории. Поэтому автор хо­тел бы, чтобы будущие сурдопедагоги хорошо разбирались в теории и практике, сложившихся на современном этапе развития дошколь­ной сурдопедагогики.

Автор выражает глубокую признательность заведующему кафед­рой дошкольной коррекционной педагогики и специальной психо­логии МПГУ профессору В. И. Селиверстову за помощь в создании этой книги, а также благодарит сотрудников этой кафедры, в про­цессе длительного содружества с которыми определялись идеи и со­держание пособия.


Раздел I. Теоретические основы дошкольной сурдопедагогики

Глава 1. Роль раннего и дошкольного периодов детства в жизни человека
Ранний и дошкольный периоды детства относятся к возрасту наиболее стремительного развития человека, первоначального фор­мирования физических и психических его качеств, необходимых в течение всей последующей жизни, складывания свойств и особен­ностей, определяющих его индивидуальное личностное развитие. Особенностью периодов от рождения до поступления в школу яв­ляется обеспечение уровня общего психического развития ребен­ка, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения зна­ний в различных областях жизни.

Дошкольное детство является первым этапом становления лично­сти, в частности периодом формирования основ личностной куль­туры, соответствующей общечеловеческим духовным ценностям. Формирование базиса личностной культуры связано с ориентирова­нием в предметном мире, явлениях природы, формированием пред­ставлений о явлениях общественной жизни и отношениях между людьми, приобщением к ценностям нравственного и этического по­рядков. Психологические новообразования, развивающиеся к концу дошкольного возраста, являются фундаментом для формирования учебной деятельности в школьном возрасте.

Понимание закономерностей психического развития слышаще­го ребенка имеет важное значение для определения содержания коррекционно-развивающей работы и выбора педагогических стра­тегий воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возра­ста с нарушениями слуха. Принципиальное значение имеет поло­жение Л. С. Выготского об общих закономерностях психического развития детей — слышащих и с нарушениями слуха. Он отмечал, что «к глухонемому ребенку, с точки зрения психологической и пе­дагогической, должно и можно подходить с той же мерой, что и к нормальному» (1983, т. 5, с. 53). Рассмотрение особенностей пси­хического развития нормально слышащего ребенка в первые семь лет жизни позволяет выявить возрастные закономерности развития ребенка с пониженным слухом, а также определить те особенности психического развития, наличие которых связано с отсутствием или нарушением слуха.

В течение первых семи лет жизни ребенок проживает три основ­ных периода развития — младенческий, ранний и дошкольный. Каждый из них имеет свое особое значение, так как создаваемые им уникальные условия не повторятся. Эти периоды неравнозначны по числу входящих в них лет. Полноценное протекание каждого из них создает условия для перехода к последующему периоду. Рассмот­рение трех первых периодов жизни ребенка целесообразно соотнес­ти с прослеживанием закономерностей психического развития и пе­риодизацией детского развития. Периоды и стадии детского развития определяются их содержанием. «Психологический возраст» — это относительно замкнутый цикл развития ребенка, имеющий свои структуру и динамику (Л. С. Выготский). Д. Б. Эльконин (1989) предложил рассматривать каждый психологический возраст на ос­нове следующих показателей:

социальная ситуация развития или та конкретная форма от­ношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный пе­риод;

основной, или ведущий, тип деятельности в этот период;

  • основные психологические новообразования (в каждом пери­оде они могут существовать от отдельных психических процессов до свойств личности);

  • кризис развития — переломный момент, отделяющий один пе­риод развития от другого и заключающийся в перестройке системы отношений между ребенком и взрослым.

Период младенчества — первый год жизни ребенка, характери­зующийся наиболее высоким темпом развития. В этот период ин­тенсивно развиваются сенсорные системы: зрение, слух, тактильная чувствительность. Формируются элементарные формы будущих ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения. Первое организованное и целенаправленное действие младенца — это акт хватания. На основе схватывания и удержания предметов развивается манипулятивная деятельность. Манипуля­ции ребенка с предметом постепенно приобретают характер предмет­ных действий, которые обеспечивают начальные формы предметно­го восприятия и ориентирования на некоторые свойства предметов.

Социальная ситуация младенческого возраста характеризуется неразрывным единством ребенка и взрослого, так как жизнь и дея­тельность младенца являются частью жизни ухаживающего за ним взрослого. Первая потребность, которая формируется у ребенка, — потребность в другом человеке. Социальная ситуация общей жиз­ни ребенка и матери приводит к формированию основного типа

деятельности ребенка на первом году — непосредственно-эмоцио­нальному общению со взрослыми, которое имеет огромное значение для дальнейшего психического развития малыша. «Если оно свое­временно не обеспечено, то все дальнейшее развитие ребенка идет медленно и ненормально» (Д. Б. Эльконин, 1989, с. 46).

В течение первого года жизни ребенок овладевает прямостоянием, а к концу — и ходьбой, что существенно влияет на его отношения с окружающим миром. Овладение ходьбой знаменует важный этап в развитии ребенка первого года жизни и служит важнейшим новооб­разованием младенческого возраста. В акте ходьбы ценно не только то, что ребенок начинает познавать пространство вокруг себя, но и то, что он отделяется от взрослого. Помощь взрослого, совместные действия, направленные прежде всего на предмет и познание его свойств, приводят к формированию нового типа деятельности — предметной, связанной с усвоением общественно выработанных спо­собов действий с предметами. Переход от младенчества к раннему детству связан с овладением новыми и новыми действиями с пред­метами и знаменует переход к предметной деятельности, ведущей на протяжении следующих лет.

Общение со взрослым стимулирует формирование предпосылок к овладению речью: более активное гуление и лепет, появление пер­вых слов, которые первоначально ситуативны и многозначны, ли­шены постоянных значений, тесно связаны с указательными жес­тами. Начальное понимание обращенной речи, подражание речи взрослых, возникновение самостоятельных слов вплетается в пред­метную ситуацию. Появление автономной ситуативной речи, по­нятной лишь матери и узкому кругу близких, — одно из новообра­зований младенческого возраста.

В младенческом возрасте формируется чувство доверия к окру­жающим взрослым, складываются предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка.

Ранний возраст — от года до трех лет. Это период активного по­знавательного, социального и эмоционального развития ребенка.

Социальная ситуация раннего возраста опосредована предметным миром и складывается следующим образом: ребенок — предмет — взрослый. На втором году жизни происходит активное формирование предметных действий, основанных на усвоении функций предметов, исторически закрепленных в опыте человека. Ведущей для этого периода является орудийно-предметная деятельность, направленная на овладение общественно выработанными способами действий с предметами, которые ребенок может освоить через совместные со взрослым манипуляции. При выполнении предметных действий у ребенка возникает необходимость ориентироваться на свойства пред­метов и их отношения с другими предметами. Способами сопостав­ления предметов с применением внешних приемов (накладывания, примеривания и др.) ребенок вначале овладевает с помощью взрос­лых. Внешние приемы являются основой формирования восприятия, когда свойства начинают выступать в качестве постоянных призна­ков предмета, а с ними связаны способы выполнения практических действий. Становление предметного действия происходит путем пе­рехода действия совместного в разделенное, а затем и в самостоятель­ное. Развитие восприятия обусловливает интенсивное накопление представлений, которые в последующем становятся основой образ­ных форм познания.

Ранний возраст — период формирования основных компонентов мышления. Ребенок обретает возможность осуществлять решение практических задач, учитывая свойства предметов и возможности воздействия одного предмета на другой.

В начале второго года жизни малыш усваивает орудийные дей­ствия: овладевает простейшими орудиями — ложкой, совочком и др., что требует установления связей между объектом и орудием, благодаря которой происходит достижение цели действия. Нагляд­но-действенное мышление тесно связано с развитием восприятия, действиями с предметами и установлением связи между ними. Внешние пробы постепенно сменяются решением задач во внутрен­нем плане, на основе оперирования образами, что стимулирует раз­витие наглядно-образного мышления.

Развитие всех психических процессов в раннем возрасте тесно связано с формированием речи. Малыш от ситуативного употреб­ления слова переходит к овладению значением на уровне предмет­ной отнесенности. Многократно употребляя слово в разных ситуаци­ях, ребенок овладевает его обобщенным значением. Первоначально ребенок овладевает речью в большей степени в плане ее понимания, а затем — активного пользования. Резкий скачок в развитии слова­ря происходит на втором году жизни в результате практического овладения языком в совместной деятельности со взрослым. Овладе­ние синтаксическим строем языка связано с развитием и ориентиро­ванием ребенка в фонематической системе, с практическим постиже­нием грамматической структуры языка. По мнению А. Н. Гвоздева, к концу раннего возраста ребенок овладевает почти всеми синтакси­ческими конструкциями, которые есть в языке. Это происходит бла­годаря общению ребенка со взрослыми в процессе активной предмет­ной деятельности.

В начале раннего возраста ребенок слит с ситуацией и со взрослы­ми. К концу этого периода возникает тенденция к самостоятельной деятельности, связанной с осознанием собственных желаний, не всегда совпадающих с требованиями взрослых, возрастанием воз­можностей выполнять разнообразные действия без помощи взрос­лых. Основное новообразование этого периода — возникновение за­чатков самосознания, появление у ребенка своего «Я», следствием чего становится распад прежней социальной ситуации. Кризис трех лет связан с ломкой взаимоотношений, существовавших до сих пор между ребенком и взрослым. Основное проявление кризиса — тре­бование самостоятельности, противопоставление своих желаний и требований желаниям и требованиям взрослых.

Дошкольный возраст связан прежде всего с установлением ре­бенком отношений с миром взрослых. Социальная ситуация разви­тия заключается в том, что ребенок выходит за пределы семьи и вступает в отношения с миром взрослых людей. Этот мир, в кото­ром ребенок хочет занять свое место среди взрослых и с которыми он хочет взаимодействовать, может существовать в идеальной фор­ме. Разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, очень велик. Деятельностью, в которой возможно смоделировать желаемые ребенком отношения со взрослыми, является сюжетно-ролевая игра. Игра — особая фор­ма отражения действительности путем ее моделирования и воспро­изведения — является ведущей формой деятельности ребенка до­школьного возраста. Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, так как благодаря переносу значений у ребен­ка возникает возможность отвлечься от операциональной деятель­ности и воспроизвести смысловую ее сторону, систему отношений. Игра дает возможности ориентации во внешнем, зримом мире боль­ше, чем любая другая деятельность. Игра сензитивна к сфере чело­веческих отношений, в ней воссоздаются нормы и способы взаимо­отношений между людьми. Будучи важным средством овладения символизацией мышления, игра в то же время является «школой произвольного поведения». Эти два важных аспекта психического развития ребенка формируются благодаря и другим видам деятель­ности, к которым относятся изобразительная и конструктивная, элементарный труд. В продуктивной деятельности (рисование, леп­ка, конструирование, ручной труд) происходит моделирование ок­ружающей действительности, абстрагирование тех свойств, которые могут быть вычленены с помощью используемого материала.

Активное усвоение ребенком способов практической и познава­тельной деятельности играет существенную роль в формировании мышления. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образно­му и словесному мышлению связан с изменением характера ориен­тировочно-исследовательской деятельности, замене более простых способов ориентирования — проб — более целенаправленной зри­тельной, а затем и мысленной ориентировкой. В развитии мышления в дошкольный период важную роль играет овладение способами на­глядного моделирования различных явлений, в которых воспроизво­дятся их существенные связи и отношения. Наглядные модели яв­ляются важным средством формирования умственных способностей ребенка, которые развиваются в разных видах детской деятельности. В основе ориентации ребенка лежат обобщенные представления, ус­ловием сохранения которых является память, находящаяся, по мне­нию Л. С. Выготского, в центре сознания ребенка-дошкольника.

Дошкольный период — один из важных периодов развития лич­ности. В этом возрасте формируется соподчинение мотивов, об­думанные действия начинают преобладать над импульсивными. Личностное развитие также обусловлено усвоением первичных этических норм и правил, идеалов и норм общественной жизни. Стремление управлять своим поведением и поступками связано с произвольностью поведения, то есть его опосредованием опреде­ленными представлениями. К концу дошкольного возраста у ре­бенка возникают элементы самооценки и самосознания, осознание своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Повышается критическое отношение к своим возможностям, он начинает понимать, что не все может, стремится осознать свои личностные качества. Возникновение личностного сознания ле­жит в основе кризиса семи лет, с которым связано возникновение новой внутренней жизни и переживаний ребенка.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Какие показатели положены в основу возрастной периодизации детско­го развития по Д. Б. Эльконину?

  2. Назовите социальные ситуации, в которых оказывается ребенок младен­ческого, раннего и дошкольного возраста.

  3. Какие ведущие виды деятельности характерны для младенческого, ран­него и дошкольного периодов возраста?

  4. В краткой форме охарактеризуйте основные психологические новообра­зования младенческого, раннего и дошкольного периодов детства.

  5. С чем связано возникновение кризисов в развитии ребенка? В чем зак­лючается их психологическая основа?

Литература

Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. - Т. 4.

Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. - Т. 5.

Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. — М., 1996.

Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. — М, 1997.

Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 1996.

Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марко­вой. - М., 1980.

Смирнова Е. О. Психология ребенка (от рождения до семи лет). — М., 1997. Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация // Избр. психологичес­кие труды. — М, 1989.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
написать администратору сайта