ЛЕКЦИЯ 1-2.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Сущность педагогической деятельности
1.2. Происхождение педагогической деятельности
1.3. Непрофессиональная педагогическая деятельность
1.4. Педагогическая деятельность как профессия
1.5. Кто может заниматься профессиональной педагогической деятельностью
1.6. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности
1.7. Ценностные характеристики педагогической деятельности
Педагогическое мастерство — совокупность знаний, определенных качеств личности и способов умственной и практической деятельности учителя, которые обусловливают высокий уровень его профессионализма, способность оптимально решать педагогические задачи.
Профессия — типичная, исторически сложившаяся форма необходимой в социальном отношении деятельности, для выполнения которой работник должен обладать определенными знаниями, умениями, навыками, а также иметь соответствующие способности и особенности личности.
Профессиональная компетентность — результат профессионального образования, включающий в себя как содержание профессиональной подготовки, так и систему непрофессиональных знаний, необходимых специалисту.
Профессионализм учителя — совокупность образованности и компетентности учителя.
Профессиограмма — совокупность наиболее важных с точки зрения профессии признаков, особенностей, профессионально значимых знаний, умений и навыков, способностей.
Призвание – это сознательная устремленность личности к определенной деятельности, как бы посвящение себя ей; способности, знания и умения, необходимые для ее выполнения, убежденность в том, что это дело наиболее подходит для нее, станет делом всей жизни.
Требования к работе на занятии
Аккуратно, грамотно вести записи, выделять подчеркиванием, другим цветом пасты тему, определения понятий, важные и интересные мысли, положения, выводы.
Соблюдать поля.
Все работы конспектировать в этой же тетради; тетрадь использовать для предметов педагогического цикла на протяжении ряда лет.
Аттестация по дисциплине; результаты аттестации будут влиять на допуск к сессии.
Итог изучения курса – семестровый зачет.
Условия автоматического зачета
Аккуратное, грамотное ведение лекций, конспектов первоисточников.
Своевременное выполнение и сдача на проверку качественно сделанных заданий.
Творческий характер выполненных заданий (их нестандартность, нешаблонность).
Качественное и творческое выполнение контрольных работ.
Своевременная сдача «н» (материала пропущенных занятий).
Активность в ходе лекционных, практических, семинарских занятий, коллоквиумов.
Написание реферата (10 стр. рукописного текста).
Хочется верить, что вы серьезно настроитесь на изучение курса Теоретические знания должны стать средством формирования у вас педагогического мышления.
1.1. Сущность педагогической деятельности
Название предмета, который вам предстоит изучить «Введение в педагогическую деятельность. Общие основы педагогики. Теория, технология и методика воспитания».
Цель лекции: ответить на вопрос, что такое педагогическая деятельность, каковы ее происхождение, сущность, содержание, чем отличается эта деятельность от других видов деятельности, всякий ли человек может профессионально ею заниматься.
В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается и связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой и т.д. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека — быть активным. Именно это подчеркивается и философском определении деятельности как «специфически человеческой формы активного отношения к окружающему миру». Как отмечал психолог Б. Ф. Ломов, «деятельность является многомерной», поэтому существуют многочисленные классификации деятельности, в основу которых положены ее различные признаки, отражающие разнообразные стороны этого феномена. Выделяют деятельность духовную и практическую, репродуктивную (исполнительскую) и творческую, индивидуальную и коллективную и т.д. Выделены также разнообразные виды профессиональной деятельности.
Педагогическая деятельность— это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.).
Педагогическая деятельность — особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта.
Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер: она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только «для себя». Ее сущность — в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других». В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого (уровня его обученности, воспитанности, развития, образованности).
Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией. Этими знаниями и умениями вы будете овладевать, изучая теоретическую и практическую педагогику, занимаясь самообразованием и самосовершенствованием, чтобы достигнуть высоких результатов деятельности, прийти к высокому уровню профессионализма.
Человек, который занимается профессионально педагогической деятельностью, может называться по-разному: воспитатель, учитель, преподаватель, педагог. Часто это зависит от учреждения, в котором он работает: воспитатель — в детском саду, учитель — в школе, преподаватель — в техникуме, училище, вузе. Педагог -скорее родовое понятие по отношению ко всем остальным.
При всем различии педагогических профессий у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, — приобщение человека к ценностям культуры. Именно в цели проявляется специфика этой деятельности. Эта цель определяется как особая миссия, «предназначение которой — сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке».
Учат и воспитывают дома (родители, бабушки и дедушки, няни, гувернантки, репетиторы, домашние учителя), учат и воспитывают в детском саду (воспитатели, руководители кружков), учат и воспитывают в школе (учителя, классные руководители, педагоги групп продленного дня, педагоги дополнительного образования).
Таким образом, уже в детстве растущий человек становится объектом педагогической деятельности очень многих людей. Но вот человек стал взрослым: поступил в техникум, училище, высшее учебное заведение, на курсы и т.д. И здесь он опять попадает в сферу педагогической деятельности, которой занимаются специально подготовленные преподаватели, педагоги.
Получив профессию, современный человек в течение жизни не раз должен будет пополнять свои знания, повышать квалификацию, менять профиль деятельности, может быть, менять по разным причинам и саму профессию. Он должен будет заниматься на различных курсах, в институтах повышения квалификации, получать новое или дополнительное образование. И опять он попадает в сферу педагогической деятельности.
Таким образом, оказывается, что ни один человек не может прожить, не став объектом педагогической деятельности. Это необычайно нужная в любом обществе, востребованная всем ходом социокультурного, цивилизационного развития человечества деятельность, имеющая непреходящую ценность.
1.2. Происхождение педагогической деятельности
Как давно возникла эта деятельность? Можно ли ответить на этот вопрос? Ответ может подсказать обращение к истории слов педагогика, педагогический, выяснение их этимологии (этимология — происхождение слова). Итак, каково же происхождение указанных слов?
История этих слов уходит в античную Грецию (VI—IV вв. до н.э.), когда в городах-полисах возникли первые школы и образованность стала считаться достоинством свободного гражданина. До поступления в школу дети свободных граждан получали домашнее воспитание. За ними присматривал специальный раб — педагог (буквально — поводырь). Отсюда и буквальное значение слова педагогика — детовождение. Таким образом, в слове педагог есть прямое значение, связанное со специальным делом, — вести, сопровождать ребенка. Постепенно значение это расширилось и стало одновременно и специальным, и метафорическим. Специальное значение слова было обусловлено выделением особого вида деятельности, обеспечивающей введение ребенка во взрослую жизнь, для которой он должен быть специально обучен и воспитании. Метафорическое значение обусловлено тем, что в «поводыре» время от времени нуждается любой человек, и у каждого человека в жизни возникает потребность в педагоге-учителе, в педагоге-наставнике, в духовном учителе, в человеке, который перелает другому свое дело, свои умения в этом деле, мастерство, учит его этому мастерству.
Но значит ли это, что истоки педагогической деятельности находятся в не слишком далекой истории. — истории Древней Греции? На этот вопрос надо ответить отрицательно. История понятия-термина оказывается более молодой, чем история явления, им обозначенного.
Ученые считают, что воспитание и обучение относятся к древнейшим видам социокультурной деятельности человека. И в самом деле: человеческий детеныш при рождении — самый беспомощный из всех живых существ. Он долго нуждается в помощи взрослых, в их поддержке, уходе, а затем в специальном обучении и воспитании, без чего он не может приспособиться к жизни и стать самостоятельным.
Именно помощь взрослого, передача взрослым ребенку необходимых знаний об окружающем мире, обучение необходимым для дальнейшей жизни умениям явилось прообразом педагогической деятельности, ставшей впоследствии делом специально подготовленных людей.
Таким образом, корни педагогической деятельности уходят в глубокую древность. Потребность человечества в таком виде деятельности была обусловлена необходимостью сохранить род, ибо, как писал Д. Б. Эльконин, общество без детских популяций — умирающее общество.
В 1928 году вышла книга американской исследовательницы М. Мид «Взросление на Самоа», в которой немало страниц посвящено обучению в примитивном обществе девочек и мальчиков и реальном процессе жизнедеятельности посредством овладения практически значимыми знаниями и умениями.
Исследовательница рассказывает о самоанских подростках, воспитывающихся в процессе самой жизни: «на его плечи возлагается забота о младшем», «она обучается искусству», «теперь они должны научиться многому», «ее вместе с взрослыми посылают в океан за рыбой» и т. д. Описывая самоанскую педагогику и противопоставляя ее цивилизованной педагогике XX в., М. Мид подчеркивает непрофессиональный, неспециализированный характер первой.
Таким образом, и в примитивном обществе ребенка учат и воспитывают. Однако мы не видим здесь специального человека, который это делает. Деятельность по обучению и воспитанию детей еще носит коллективный и во многом анонимный, обезличенный характер. Ею занимаются многие взрослые.
Но и в примитивном обществе возникает потребность в специализированномобучении и воспитании. Появляются люди, которые знают свое дело лучше других, — мастера своего дела, знающие его тайны, секреты, основы. Их знания и умения в своей области превосходят знания и умения других людей. Именно поэтому возникает феномен учительства—ученичества, возникают роли учителя и ученика, возникают особые взаимоотношения, благодаря которым опыт, знания, мудрость учителя как бы «перетекают» в ученика.
Эта духовная связь учителя (педагога) и ученика, вне которой не может совершиться по-настоящему обучение и воспитание одного поколения другим, прекрасно передана в романе Г. Гессе «Игра в бисер»: «Великим богатством традиций и опыта, всеми знаниями тогдашнего человека о природе надо было не просто владеть и пользоваться, их надо было передавать дальше. Кнехту приходилось учиться больше чувствами. Больше ногами и руками, глазами, осязанием, ушами и обонянием, чем разумом, и Туру учил гораздо больше примером и показом, чем словами и наставлениями.
Учение Кнехта мало отличалось от выучки, которую проходит у хорошего мастера молодой охотник или рыбак, и оно доставляло ему большую радость, ибо учился он только тому, что уже было заложено в нем. Он учился сидеть в засаде, прислушиваться, подкрадываться, стеречь, быть начеку, не спать, вынюхивать, идти по следу; но добычей, которую подстерегали он и его учитель, были не только лиса и барсук, гадюка и жаба, птица и рыба, а дух, все в целом, смысл, взаимосвязь».
В этом фрагменте романа речь идет о человеке-учителе, обладавшем искусством заклинания погоды. «Кроме заботы о погоде, у учителя была еще своего рода частная практика в качестве заклинателя духов, изготовителя амулетов и волшебных средств, а в иных случаях, когда это право не сохранялось за прародительницей, и врача».
Чем больше человек познавал окружающий его мир, тем больше появлялось мастеров-учителей, способных передать свои знания и опыт ученикам. Целостный феномен учитель—ученик становился все более многообразным, проникающим в различные сферы духовной и практической жизни. Это была многовековая предыстория педагогической деятельности, смысл которой — в глубинных основах человеческого бытия, во взаимоотношениях человеческих поколений, в развивающемся отношении людей к знаниям и опыту (умениям и навыкам в различных делах) как величайшей ценности, которую надо сберечь и передать другим, ибо без этой ценности невозможно само существование человека.
Становление педагогической деятельности как профессиональной, требующей владения специальными знаниями и умениями связано с возникновением письменности. На смену устному преданию, а также простой схеме воспитания, основанной на наблюдении за действиями мастера, умелого человека, на смену подражанию его действиям приходит письменная форма закрепления знаний. Именно поэтому выделилась специальная сословно кастовая группа людей, владеющая письменностью и умеющая передать ученикам это универсальное средство сохранения культурных ценностей. Наряду с учителем-мастером, передающим тайны своего ремесла, дела, опыта посредством наблюдения за его деятельностью, повторения его действий, непосредственного участия в деле, появилась фигура учителя, способного дать своеобразный «ключ» ко многим тайнам практического дела и духовного опыта, уже запечатленного в слове.
Изменение способа передачи накопленного культурного опыта от одного поколения к другому, от «знающего» к «незнающему обусловило появление людей умственного труда, жизненным пред назначением которых стала педагогическая деятельность. Человек занимающийся этой деятельностью, стал особой фигурой в обществе. От него стало зависеть очень многое. Стали исчезать анонимность и коллективный характер обучения. Обучение, ранее неотделимое от бытовых, трудовых и иных отношений, стало постепенно самостоятельным видом отношений и деятельности.
Возникновение и развитие письменности, сложная техника письма (клинопись, иероглифы) требовали и от учителя особых знаний и подготовки. Он должен был быть готов к тяжелому повседневному труду, ибо именно это упорство, усердие, прилежание он должен был передать своим ученикам: «Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью».
Наставляя ученика, требуя от него аскетизма, отречения от земных радостей, учитель должен был подготовить его к повторению своего собственного пути: «Вставай на твое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Пиши твоей рукой. Читай твоим ртом. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя». Не случайно в некоторых древних цивилизациях учитель-наставник был весьма почитаемым человеком, а его деятельность считалась почетной — например, в древнем Китае, в древней Индии, в древнем Египте.
В исторической повести М. Матье «День египетского мальчика» оно описывается так: «Комната, в которую вбежал Сети, большая и светлая. Здесь уже не одна, а целых четыре колонны поддерживают потолок. Пол устлан циновками; на них и сидят, поджав ноги, во время занятий ученики». А каков учитель этой школы? «Это невысокий человек лет сорока пяти, с равнодушным лицом и холодным взглядом серых глаз, которые, кажется, сразу видят все, что происходит в комнате. На голове учителя пышный завитой парик, в одной руке он держит длинный посох, на который опирается при ходьбе, в другой руке — плеть. За ним раб несет письменный прибор и два ящика с рукописями».
Педагогическая деятельность, учитель и школа в глазах людей древних культур, далеких времен приобретали особый смысл. Прочитайте отрывок из дошедшего до нас папируса «Поучение Ахтоя»: «И он ему сказал:
— Обрати же свое сердце к книгам... Смотри, нет ничего выше книг!.. Если писец имеет должность в столице, то он не будет там нищим... О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем твою мать, если бы я мог показать перед тобой их красоты!».
Ахтой, поучая своего сына, говорит о многих профессиях: о меднике, каменотесе, брадобрее, земледельце, ткаче, красильщике, сандальщике, прачечнике, рыбаке. Все они, по его мнению, трудны, опасны, неблагодарны, не дают средств к жизни. И есть одна должность, по мнению древнего египтянина, которая избавляет от нищеты и вызывает уважение других людей, — это должность писца: «Это лучше всех других должностей. Когда писец еще ребенок, уже его приветствуют». Именно поэтому надо ходить в школу, учиться писать и читать, «знать книги»: «Если кто знает книги, то ему говорится: "Это для тебя хорошо!" Не так с занятиями, которые я тебе показал... Не говорят писцу: "Поработай для этого человека!.." Полезен для тебя день в школе, работы в ней вечны, подобны горам». Должность писца потому была так уважаема, что именно писцы становились первыми учителями: сами переписывали тексты, учили учеников писать, переписывать рукописи, заниматься математикой, читать поэмы, гимны, сказки, красиво говорить.
Эти отрывки, как вы видите, показывают, что помимо секретов грамотности учитель передавал ученикам и особый тип отношений между учителем и учеником (страх, ужас перед наказанием и отношение к учению как тяжкому, безрадостному труду или, напротив, чувство радости от познания нового, интересного, красивого). Надо думать, что уже в те далекие времена существовали разные типы учителей: учителя, главным средством которых были страх и наказание, и учителя, которые стремились заинтересовать ученика, открывали перед ним увлекательный путь познания.
Размышляя о развитии педагогической деятельности в историческом плане, следует обратить внимание на личность тех людей, которые ее воплощали. Объектом их деятельности были прежде всего дети — ученики, наиболее чувствительная к любым внешним воздействиям, влияниям часть общества. Вероятно, в первую очередь отношение к детям стало «водоразделом» между типами людей, занимающихся педагогической деятельностью, критерием «злого» и «доброго» учителя, учителя, для которого главная цель — обучение и воспитание любой ценой, и учителя, для которого главный результат его деятельности — сам ребенок, его заинтересованная тяга к знаниям, его духовное преображение.
Историческое развитие педагогической деятельности имеет своим результатом уже в наше время переосмысление отношений между учителем и учеником. Постепенно все больше стала осознаваться ограниченность субъект—объектных отношений в процессе обучения и воспитания, при которых ученик — только объект педагогических воздействий. Вес больше стала цениться система субъект—субъектных отношений, в которых учитель и ученик взаимодействуют, влияют друг на друга, стремятся к взаимопониманию, делаются способными к сопереживанию.
Заметки на полях
Спросили Александра Великого:
— Почему ты уважаешь своего учителя больше, чем родного отца?
— Отец подарил мне жизнь бренную, — ответил Александр, — а учитель — вечную.
Аяь-Хусри
— Строгость учителя лучше ласки отца.
Персидская пословица
1.3. Непрофессиональная педагогическая деятельность
Профессия — род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки и являющейся источником существования. Исходя из этого, можно выделить педагогическую деятельность как профессиональную, так и непрофессиональную.
Педагогическая деятельность — чрезвычайно широкое явление, охватывающее многие сферы человеческой жизни. Ранее уже было сказано, что ее содержанием являются обучение, воспитание и развитие человека, что в орбиту такой деятельности каждый человек в течение жизни попадает многократно. На жизненном пути каждого человека встречаются люди, которые его и учат, и воспитывают.
Всегда ли учат и воспитывают профессионалы? Кто это делает в начале нашей жизненного пути?
Философ М. С. Каган считал, что у человечества есть два величайших изобретения. Это изобретения культурного значения. Речь идет о семье и школе.Именно благодаря им человек становится культурным существом.
Можно ли назвать родителей первыми учителями ребенка? Можно. Об этом свидетельствует народная мудрость, такого мнения придерживались многие выдающиеся люди: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни» (Платон); «Воспитание человека начинается вместе с его рождением; прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается. Опыт предшествует урокам» (Ж. Ж. Руссо); «В первое время важнее всего материнское воспитание» (Гегель); «Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но дать направление сердцу и уму, — а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?» (В. Г. Белинский).
Является ли семейное воспитание педагогической деятельностью? Да, является, если родители выполняют роль учителей, наставников, умных «поводырей» по отношению к детям, если они стремятся взрастить в них человеческое, дать направление сердцу и уму, дать им первоначальное образование. Но деятельность родителей по воспитанию и обучению детей не является профессиональной. Читая даже самые знаменитые «романы воспитания», «семейные романы», мы не видим, чтобы родительское воспитание осуществлялось по четко составленной и записанной в виде документа программе, чтобы родители специально готовились к проведению каких-либо занятий или уроков со своими детьми... В большинстве родители не опираются на научные педагогические теории, не придерживаются строго неких педагогических систем в воспитании своих детей. Согласимся, что это, пожалуй, и хорошо. Было бы грустно, если бы с раннего детства семья для ребенка уподобилась официальному образовательному институту, с которым связана педагогическая деятельность, — школе. Сила семейного воспитания, результативность педагогической деятельности родителей — в естественности, непреднамеренности воспитания и обучения, в его слитности с повседневной жизнью семьи, в неявной педагогичности действий, поступков, отношений родителей с детьми, в особых их отношениях, основанием которых служат Кровная близость, особая привязанность друг к другу.
Даже если родители профессионально занимаются педагогической деятельностью, в большинстве случаев мы не можем сказать, что в домашнем воспитании своих детей они строго следуют определенным канонам.
Обращаясь к историям жизни конкретных людей, к их жизнеописаниям, мемуарам, мы видим, как велико педагогическое влияние родителей, отца или матери, на многие стороны личности растущего ребенка.
В семейном воспитании нет специальных уроков, заранее планируемых бесед о нравственности, природе, красоте. Вся семейная жизнь с ее повседневными событиями, заботами, отношениями, радостями и драмами — постоянная череда уроков, которые дают взрослые детям. И эти уроки, как правило, остаются с человеком на всю жизнь, формируя его собственные педагогические взгляды на воспитание следующего поколения детей.
Ни одна семья не похожа на другую. Есть семьи богатые и есть семьи бедные, родители занимают разное социальное положение, обладают разным уровнем образования, у них разные профессии и разные интересы.
П.А.Сорокин, социолог с мировым именем, остался без матери пяти лет. Его детские воспоминания связаны прежде всего с отцом. Отец, по признанию сына, стал после смерти жены «горьким пьяницей». Чему научил такой отец своих детей? Оказывается, тоже немалому. В памяти будущего ученого запечатлелись такие черты отца, как отзывчивость, заботливость, дружелюбие, то, что он был «работящим и честным в труде, обучавшим нас ремеслу, нормам морали и грамоте». Родителям прощается то, что вряд ли простится профессиональному педагогу. И их уроки важны детям даже в том случае, если родители не отвечают общепризнанным эталонам.
Раскрытие в родителях педагогического таланта неотделимо от целостного становления их личности, от их культуры, от отношения к будущему отцовству и материнству, к будущему потомству. Это одна из самых сокровенных сторон человеческой личности, в которую не может проникнуть посторонний взгляд. Но именно в этой сфере человек обнаруживает свою нравственность, готовность к выполнению педагогической функции семьи целом и своей личной.
Психолог Б. Г. Ананьев писал о сложности обретения людьми нового для них статуса — быть отцом или ...матерью: «Мать — воспитатель и духовный наставник детей, она для ребенка — олицетворенная любовь. Функции матери — воспитательницы осваиваются с неодинаковым успехом, так как существует огромный диапазон материнских дарований и талантов. Тем более все это относится к социальным функциям общества и освоению молодым мужчиной-супругом новой для него роли отца».
|При благоприятном стечении обстоятельств, при осознанном стремлении родителей воспитать в ребенке человека, соответствующего их педагогическому идеалу, обретение воспитательных функций может стать плодотворным. Может стать... Вместе с тем на реализацию этой возможности влияет целый ряд факторов: социальных, семейных, личных. Среди них есть такой, с которыми встречаются все родители. Растущий ребенок ставит перед родителями все новые и новые проблемы. Каждый отец и каждая мать оказываются перед выбором: найти готовое педагогическое решение или выстрадать собственное. Об этом очень точно сказал польский врач и педагог Януш Корчак: «Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения... Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли — это поручить другой женщине родить твое дитя. Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то самые ценные. Это они решают, дашь ли ты, мать, грудь или вымя, воспитаешь как человек или как самка, станешь руководить или повлечешь на ремне принуждения». Януш Корчак говорит о том, как важно быть бескорыстным в деле воспитания: «Отдаешь ли ребенку то, что взяла у родителей, или лишь одалживаешь, чтобы получить обратно, и тщательно записываешь и высчитываешь проценты?».
На становление педагогических способностей родителей, на их готовность к педагогической деятельности в семье влияет очень многое: слабый или здоровый ребенок, красивый или некрасивый, «удобный» или капризный, активный или пассивный и многое другое. «Ребенок — это сто масок, сто ролей способного актера. Иной с матерью, иной с отцом, с бабушкой, с дедушкой, иной со строгим и с ласковым педагогом, иной на кухне и среди ровесников, иной с богатыми и с бедными, иной в будничной и в праздничной одежде». И дело здесь не в сознательном лицемерии ребенка; он активен, он испытывает взрослых; он играет; он овладевает новой для него ситуацией; он примеряет к себе различные жизненные роли.
Стать педагогом-родителем очень трудно. И некоторые ученые считали, что родители должны получить педагогические знания, помогающие им без ошибок заниматься воспитанием ребенка в семье. В ряде книг они изложили свои взгляды на педагогическую деятельность родителей, раскрыли теорию и практику воспитания и образования детей в семье.
История образования и педагогики немыслима без этих книг: «Материнская школа» Я. А. Коменского, «Мысли о воспитании» Д.Локка, «Семейное воспитание ребенка и его значение» П. Ф. Лесгафта, «Родительская педагогика» В. А. Сухомлинского, «Книга для родителей» А. С. Макаренко...
История культуры знает немало поучительных и трагических историй о том, как родители пытались сознательно стать педагогами для своих детей и при этом их стремление заканчивалось крахом. Почему?
В XVIII —XIX вв. огромной популярностью пользовалась книга Ф. Честерфилда «Письма к сыну», не предназначавшаяся автором к печати и изданная после смерти автора.
Ф. Честерфилд был государственным деятелем, философом, историком, оратором, публицистом. От случайной связи с девушкой-гувернанткой родился ребенок, названный в честь отца Филиппом. Биографы Честерфилда считают, что его отцовское чувство было чрезвычайно сильным, даже страстным. Правила того времени не позволяли воспитывать мальчика в семье отца. Большую часть жизни Филипп провел за границей, вдали от отца и от матери. В течение многих лет отец ежедневно писал сыну. В письмах он создал целую педагогическую систему воспитания Филиппа. Отец писал письма на трех языках, чтобы, читая их, сын упражнялся в переводах. Письма были наполнены учебным материалом по географии, истории, мифологии. Чем старше становился сын, тем более письма приобретали нравственно-учительный характер: это советы, наставления, поучения, предписания, правила, которые надо соблюдать.
Однако тщательно разрабатываемый педагогический эксперимент не оправдал себя. Сын оказался вполне заурядным и далеким отцу человеком. Он не продвинулся на дипломатическом поприще, к чему его так готовил отец. Он скрыл от отца свой брак. Он не решился даже написать отцу о своей тяжелой болезни. Тайна рождения постоянно довлела над Филиппом-младшим, не позволяла ему быть искренним. «Они вели совершенно раздельное существование; их интересы не совпадали: словно отец писал в пустое пространство, создав себе искусственный воображаемый образ сына, мало похожий на действительного адресата писем».
Таким образом, мы видим, что и сознательно поставленные педагогические цели, и сознательная деятельность по их достижению — не гарантия успешного воспитания ребенка. Знание, понимание ребенка, доверительные отношения, взаимная привязанность, духовная близость — необходимые условия для педагогической деятельности родителей.
Заметка на полях
Общество без детских популяций — умирающее общество. Один из признаков общества — воспроизводство себя в новых поколениях.
|