Главная страница
Навигация по странице:

текст. Кодекс республики казахстан



Скачать 0.9 Mb.
Название Кодекс республики казахстан
Анкор текст.doc
Дата 28.01.2018
Размер 0.9 Mb.
Формат файла doc
Имя файла текст.doc
Тип Кодекс
#16016
страница 13 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
§ 1. Подписной бонус

 

Статья 312 изложена в редакцииЗаконаРК от 26.12.12 г. № 61-V+(введено в действие с 1 января 2014 г.) (см. стар.ред.)

Статья 312. Общие положения

Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за приобретение права недропользования на контрактной территории, а также при расширении контрактной территории в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 313 изложена в редакцииЗаконаРК от 30.12.09 г. № 234-IV (действовала с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г.) (см. стар.ред.);ЗаконаРК от 16.11.09 г. № 200-IV (введено в действие с 1 января 2010 г.) (см. стар. ред.)

Статья 313. Плательщики

Плательщиком подписного бонуса является физическое или юридическое лицо, ставшее победителем конкурса на получение права недропользования или получившее право недропользования на основе прямых переговоров по предоставлению права недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, а также заключившее в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, один из следующих контрактов на недропользование:

1) контракт на разведку;

2) контракт на добычу полезных ископаемых;

3) контракт на совмещенную разведку и добычу.

Положение подпункта 2) части первой настоящей статьи не распространяется на недропользователей, заключивших контракт на основании исключительного права на получение права на добычу в связи с коммерческим обнаружением в рамках контракта на разведку на соответствующей контрактной территории.

 

 

Статья 316. Налоговая декларация

Декларация по подписному бонусу представляется недропользователем в налоговый орган по месту нахождения до 15 числа второго месяца, следующего за месяцем, в котором наступил срок уплаты.

 


  1. Юридические признаки налога и их содержание


Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.  В Конституции Республики Казахстан определено, что каждый обязан законно платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

 В совместном ведении Республики Казахстан и субъектов Республики Казахстан находится установление общих принципов налогообложения в Республики Казахстан.
  Основным законодательным документом по налогам  в Республики Казахстан является Налоговый кодекс Республики Казахстан.

Выполнение его требований обязательно для налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений указанных в Налоговом кодексе Республики Казахстан есть серьезное противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном порядке. 

Налоги - это обязательные поступления в сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные. 
            
  В некоторых случаях применение налогов возможно не только в чистом виде, но и в смешанном варианте.
            
 В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.              
           
 Специфические налоги имеют целевое назначение.
Из основных концепций налогообложения мне хотелось бы выделить концепцию, согласно которой юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.
   
            
 Данная концепция отличается большой рациональностью и справедливостью, поскольку существует разница между налогом, который взимается с предполагаемых доходов на предметы роскоши, и налогом, который хотя бы в незначительной степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Поскольку роль и значение налога - это завершающий момент в самом действии налога, следует рассматривать экономическое значение подоходного налога, с юридических лиц поняв его сущность, то есть экономическое содержание, которое включает в себя изучение всех элементов, составляющих этот налог. Не менее важно знать построение подоходного налога с юридических лиц и порядок его взимания. 
           
 Подоходный налог не только самый распространенный, но и самый значительный вид налогообложения - ставки подоходного налога по сравнению с другими видами налогов являются самыми высокими.                                      
Поэтому уплата подоходного налога является самой болезненной для налогоплательщика с точки зрения его материальных интересов.
 
            
 Между тем, учитывая всеобщую распространенность подоходного налога и его особую значимость как для конкретного налогоплательщика, так для бюджета государства в целом, знание законодательства о подоходном налоге является обязанностью каждого участника налогового отношения, т.е. как того, который обязан платить налог, так и того, который обязан обеспечить его взимание. Следовательно, механизм исчисления, правового обеспечения подоходного налогообложения юридических лиц требует дальнейшей корректировки.[1]
          
 Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. 
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
В соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан налог считается установленными, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
-  
 объект налогообложения;
-  
 налоговая база;
-  
 налоговый период;
-  
 налоговая ставка;
-  
 порядок исчисления налога;
-  
 порядок и сроки уплаты налога. 
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматривается налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками признаются организации (предприятия) и физические лица, на которых в соответствии в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В законодательных актах об отдельных налогах и сборах в обязательном порядке определяются налогоплательщики и плательщики сборов.
Объектами налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РК могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Налоговая ставка представляет величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.[2]
 Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются налоговым законодательством.

Сущность налога проявляется в единстве, взаимопереплетении его функций. Функция налога - это направление правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства. 
       В настоящее время в юридической литературе термин "функция" употребляется для характеристики социальной роли государства и права.  
          Существуют следующие признаки функции налога:
          1) они вытекают из сущности налога и определяются назначением налога в обществе;
          2) представляют собой направление воздействия налога на общественные отношения, потребность в котором порождает необходимость налога как социального явления;
          3)отражают наиболее значимые, главные характеристики права и направлены на решение конкретных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;
          3) выражают направление активного действия права, упорядочивающего налоговые отношения;
          4) отвечают закритерию постоянства, т.е. обладают стабильностью, непрерывностью, длительностью действия. Одни ученые выделяют три функции - фискальную, распределительную и стимулирующую; другие к ним добавляют еще две - контрольную и поощрительную; третьи рассматривают распределительную и фискальную функции как синонимы и добавляют к ним контрольную. Анализ концептуальных аспектов налогового законодательства позволил исследователям выделить еще большее количество функций налога: конституционную, координирующую, фискальную, стимулирующую, контрольную, межотраслевую, правовую и внешнеэкономическую.
          Функции налогов формируют структуру налоговых отношений, определяют их основные институты, принципы и методы. Кроме количества функций, отмечается также разночтение и в содержании функций. 

          Есть мнение, что налог не исполняет никаких функций. Функция есть атрибут только системы налогообложения, так как теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определенные функции - соответственно фискальная и распределительная. 
Фискальная функция налога признается и выделяется в качестве подавляющей большинством исследователей, изучавших функции налога.             
          Отмечают, что налогам свойственна, прежде всего, функция формирования бюджетного фонда государства, т.е. фискальная, в которой проявляется общественное назначение налога - обеспечение государства необходимыми финансовыми ресурсами. Доля налоговых поступлений в бюджетных доходах большинства государств является преобладающей. 
Фискальная функция определяется самой природой налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их развития. С ее помощью образуется государственный денежный фонд, и создаются материальные условия существования и функционирования государства. С развитием и совершенствованием производственных отношений значение фискальной функции налогов возрастает.   Несмотря на то, что налоги изначально служат фискальной цели, их взимание может преследовать и другие цели - экономические, конъюнктурные, структурные, социальные, экологические и т.п. Таким образом, пользуясь налогом как косвенным инструментом воздействия государство вызывает к жизни новые отрасли, при этом налог может быть и, доходным, но цель налога явно не только фискальная. 
            Регулирующие возможности налога определяются конституционностью принципа всеобщности налогообложения. 




  1. Налоговое право как правовое образование. Место налогового права в системе казахстанского права.

Налоговое право является сложным правовым образованием, включающим большое количество правовых норм. Это вызывает потребность во внутреннем структурировании налогового права, т. е. в существовании его в виде определенной системы. Налоговое право в первую очередь подразделяется на общую и особенную части.
Общая часть налогового права включает институты: 1) правовые осно­вы налогового устройства государства; 2) правовые основы налоговой струк­туры государства; 3) правовые основы налоговых обязательств; 4) право­вые основы налогового контроля; 5) финансово-правовая ответственность за нарушение налогового законодательства.
Особенная часть налогового права включает в себя правовые инсти­туты, которые объединяют правовые нормы, посвященные отдельным ви­дам налогов или режимам налогообложения.
3. Источниками налогового права выступают:
1) Конституция Республики Казахстан;
2) Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 10 декабря 2008 г.;
3) законы Республики Казахстан, принятые в соответствии с Налоговым кодексом и посвященные вопросам налогообложения;
4) указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона (в случаях, когда принятие таких актов предусмотрено Конституцией, о чем было сказано выше при рассмотрении вопроса об установлении налогов);
5) постановления Правительства Республики Казахстан, принятые в соответствии с Налоговым кодексом и посвященные вопросам налогообложения;
6) нормативные правовые акты государственного органа, возглавляющего систему налоговых органов государства (органов налоговой службы), принятые в соответствии с его компетенцией;
7) международно-правовые договоры, посвященные вопросам налогообложения.

4. Правовой формой осуществления налоговой деятельности государства выступает налоговое законодательство.
Налоговое законодательство - это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения. Налоговый кодекс предусматривает, что при наличии противоречия между настоящим Кодексом и другими законодательными актами в целях налогообложения действуют нормы Налогового кодекса.
С точки зрения механизма признания правового акта недействительным, такие акты принято подразделять на ничтожные и оспоримые.
Юридическая дефектность ничтожного акта настолько очевидна, что признание его недействительным осуществляется самим исполнителем. Такой акт недействителен уже с момента своего принятия и не порождает для исполнителя никаких обязанностей без какого-либо официального подтверждения того факта, что данный акт является недействительным.
Недействительность оспоримого правового акта должна быть подтверждена в официальном порядке.
5. Государство осуществляет регулирование налоговых отношений посредством определенных правовых методов:
1) императивный метод правового регулирования, при котором государство. Как субъект налогового отношения наделен более широкими полномочиями, одновременно выступая в качестве политически властвующего субъекта, наделенного правом регулировать данное отношение путем издания соответствующего правового акта. Исполнение налогоплательщиком или обязанным лицом обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, обеспечивается механизмом принуждения, реализуемым государственными органами либо в одностороннем порядке, либо через суд;
2) диспозитивный метод правового регулирования, при котором права и обязанности сторон формируются под влиянием двух правовых источников: нормативно-правового налогового акта и соглашение сторон, оформленного письменным договором;
3) налогово-правовой договор – разновидность диспозитивного метода правового регулирования, используется в Казахстане при предоставлении инвестиционных налоговых преференций.

6. История развития налогового законодательства Республики Казахстан началась со становления Казахстана в качестве суверенного государства
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
написать администратору сайта