Главная страница
Навигация по странице:

история стран. Контрольная работа По Истории стран и народов студентка 1курса заочного отд



Скачать 0.92 Mb.
Название Контрольная работа По Истории стран и народов студентка 1курса заочного отд
Анкор история стран.doc
Дата 08.05.2017
Размер 0.92 Mb.
Формат файла doc
Имя файла история стран.doc
Тип Контрольная работа
#8903
страница 1 из 3
  1   2   3

Ярославский Государственный Университет им. П.Г. Демидова

Исторический факультет

Кафедра регионоведения и Туризма


Контрольная работа

По Истории стран и народов

Выполнила: студентка 1курса заочного отд.,

Павленко Наталья Андреевна

Проверила преподаватель:

Спиридонова Елена Владимировна

Ярославль, 2014 год
1. Расскажите о завоеваниях Османской империи. Какие современные государства находятся на ее бывшей территории?

К концу XV века, в результате успешной внешней политики и завоеваний при султане Мехмеде II Фанеке и военно-феодальной знати Османский султанат превращается в обширную феодальную империю. Укрепления централизованного аппарата позволили Османскому государству преодолеть острый социально-политический кризис и обрести силы для достижения главной цели "священной войны" - взятия Константинополя (1455 г). Ликвидация последнего владения Византии позволила туркам открыть борьбу за господство над всей Европой. Была окончательно уничтожена независимость Сербии, завоеваны Босния, Герцеговина, Албания, Эпир, установлен сюзеренитет над Молдавией и Крымским ханством, завершено объединение почти всей Анатолии. В состав Османской империи вошли малоазиатские владения Караман, Греция, Болгария.
Причин столь стремительных успехов турецкого оружия было несколько. Это и противоречия между государствами средневековой Европы, и тот глубокий процесс разложения, который охватил Византию. Что касается византийских стран, то здесь турецкие захваты облегчались отношением зависимого населения к туркам как избавителям от феодального гнета. Но самой важной причиной быстрого распространения турецких завоеваний было несомненное преимущество турецкого молодого феодального строя над дряхлым византийским феодализмом. Грабеж богатств завоеванных стран, наряду с системой эксплуатации собственного и коренных народов, способствовал дальнейшему росту военного, политического, территориального могущества турецких завоевателей.

Направлялись они преимущественно на запад против правителей (часто христианских) Малой Азии, Балкан, Центральной Европы. К турецким султанам, которые осуществляли свою политику в интересах феодально-военной знати, стекалось множество любителей наживы и приключений, религиозных фанатиков. Для участников походов это было выражением "газавата", но объективно частые набеги и захваты земель "неверных" приносили их организаторам не только славу "гази" - борцов за веру, но и необходимые средства для укрепления власти и расширения своих владений, феодальная раздробленность, религиозные распри, происходившие в странах
Рис 1. Султан Мехмед 11 Завоеватель. Медаль. 1481 г.
Балканского полуострова, способствовали осуществлению агрессивной внешней политики завоевателей, не встречавших организованного или объединенного отпора. Балканские политики - византийцы, болгары, сер бы - считали, что малоазиатские "варвары" способны лишь на кратковременные набеги, поэтому рассчитывали использовать их как временных союзников в соперничестве с соседними государствами либо в борьбе за реализацию собственных династических планов.

Рис. 2. Парчовая домашняя одежда. Одеяние принадлежало Мехмеду II. Вторая половина XV в.
Захватывая одну область за другой, османы использовали их материальные ресурсы для увеличения своего военного потенциала и организации последующих военных походов. Армия была предметом главных забот султана, его визирей и всего класса феодалов. Она обеспечивала новые завоевания и новую добычу, а также служила опорой режима внутри страны, особенно в среде покоренных народов. Получает особое развитие артиллерия. Пушкари делились на две части: собственно артиллеристов и литейщиков изготовлявших пушки. В литье пушек турки использовали помощь европейцев - венгров, немцев и др. Балканские мастера создали сильную артиллерию, которая значительно увеличила огневую мощь турецкой армии. Усилился и турецкий военный флот, в котором ощущалась большая необходимость после завоевания Константинополя и проливов, Морей, островов на Эгейском море, черноморского и средиземноморского побережья Малой Азии.




Рис 3. Европа и Османская империя в XVI - первой половине XVII в.




Рис. 4. Стамбул.Немецкая миниатюра.1490 г.

Расширился круг стран, с которыми Турция имела внешнеполитические связи. К ним принадлежали Венгрия, Польша, Австрия, Генуя, Неаполь, другие итальянские государства, Россия в Европе, государство Ак Коюнлу и Иран в Азии, мамлюков в Египте. Со своими соседями Турция обычно находилась во враждебных отношениях, турецкие иррегулярные и регулярные части часто вторгались на их территории и наносили большой ущерб. Султанское правительство старалось использовать противоречия между государствами. Оно было хорошо осведомлено о положении не только в соседних, но даже в отдаленных странах, включая и государства Центральной Европы, так как располагало многочисленными шпионами, которых вербовали из различных слоев местного населения, вплоть до самых высших. В результате всего этого Османская империя к XVI веку превратилась в могущественную военную державу, армия которой вскоре нанесла сокрушительное поражение правителям Сефевидского государства и мамлюкам Египта на Востоке и, разбив чехов и венгров, подошла к стенам Вены на Западе.

XVI столетие в истории Османской империи характеризуется как время наивысшего могущества государства, непрерывной экспансии на Восток и Запад, усилением наступления турецких феодалов на массы покоренного и зависимого населения и ожесточенными попытками сопротивления крестьянства, неоднократно выступавшего с оружием в руках против феодального гнета. Уже в этот период начинают закладываться предпосылки разложения феодально-ленной системы и ослабления Турции.

 
2. Назовите время существования и особенности управления Священной Римской империи. Какие современные государства находятся на ее бывшей территории?
Рим по праву называют Вечным городом. Так, одна империя сменяла другую, а величественный Рим оставался столицей. Античная Римская держава, насчитывавшая столетия, пала под натиском варваров, но традиции древнего государства продолжали жить. Полностью перестала существовать только западная часть Римской империи, а восточная часть стала называться Византией и заняла особое место в мировой истории.

На месте двух огромных держав, Восточной и Западной Римских империй, в VIII в. возникло новое государство – Священная Римская империя. Это государство, просуществовавшее почти 10 столетий и оказавшее значительное влияние на становление других государств и наций, включало в себя огромные территории и большое количество западноевропейских народов.

Императоры Священной Римской империи стремились к достижению мирового господства. В то же время некоторые из них смогли подчинить своей полной власти только германские земли, часть Италии и Бургундии. По причине того, что большинство императоров имели немецкие корни, со временем страна стала носить гордое имя Священная Римская империя германской нации. В эпоху своего могущества огромное государство представляло собой уникальное соединение римских и германских культур и обычаев, законов и особенностей правления. Это сочетание дало жизнь новой западноевропейской стране, новой средневековой цивилизации.

Лангобарды – воинственное племя, принадлежавшее к германским народам. В конце IV столетия лангобарды были покорены гуннами. После смерти вождя гуннов Аттилы они все же обрели независимость. Эти племена находились в дружественных отношениях с соседней Восточно-Римской империей. Лангобарды даже оказали военную помощь римлянам при покорении готов: лангобардский король Альбоин отправил на помощь римскому военачальнику крупный отряд, к которому примкнули соседние племена, в том числе саксы, сарматы и болгары.

Захватив италийские земли в 568 г., лангобарды образовали раннефеодальное королевство. После смерти Альбоина в 573 г. лангобарды не избирали короля, а управляли своими землями с помощью собственных дружин.

На территории Лангобардского королевства христианство проповедовалось в двух направлениях – католическом и арианском. Со временем лангобардские князья все же склонились к католичеству и поддерживали хорошие отношения с римским духовенством.

В 774 г. Лангобардия в ходе одного из военных походов была захвачена войсками Карла Великого, присвоившего себе титул «короля франкского и лангобардского». Все земли местных правителей были заселены франками, а через несколько лет Карл изменил административное устройство, обязав королей назначать графов для управления отдельными районами. Следует отметить, что современная итальянская область Ломбардия получила название именно от древнего королевства лангобардов.

К концу V в. германцы расселились по территории бывшей Западной Римской империи: в Северной Африке поселились вандалы, в Италии – остготы, в Испании – вестготы, в Британии – англы и саксы, в Галлии – франки. Около 500 г. у франков образовалось государство, во главе которого встал Хлодвиг I – самый влиятельный из военных вождей, к тому же принявший христианство. Хлодвиг, наследник древней династии Меровингов, с помощью армии удерживал в повиновении население завоеванной Галлии. В каждую область королевства он назначал своих правителей – графов, собиравших налоги, управлявших военными отрядами, судами. Приблизительно в это же время (около 500 г.) появился первый свод франкских законов.

Сын Хлодвига Клотар I сумел в 534 г. присоединить к королевству Бургундию и укрепить западные границы, которым угрожали тюринги. Франкское государство подвергалось опустошительным набегам со стороны арабов, что приводило к его ослаблению. В начале VII в. во главе франков встал могущественный правитель Клотар II, сумевший соединить все земли после разрушения арабами Вестготского королевства в 711 г.

С середины VIII в. во главе королевской военной свиты стоял майордом – особый чиновник, обладавший большой властью. Майордом традиционно избирался из благородного сословия и обязательно принадлежал к старинному знатному роду. Со временем майордомы стали новыми правителями Франкского королевства. Так, Карл Мартель в качестве майордома трех важных областей государства сумел практически стать правителем королевства.

В 719 г. королем франков становится Карл Мартель по прозвищу Боевой Молот. Он провел ряд удачных сражений с саксами, лангобардами, справился с арабами и даже со внутренними междоусобицами. После долгого присутствия на троне Франкского королевства слабых правителей в 751 г. королем становится первый представитель династии Каролингов – Пипин. Ему, так же как и Карлу Мартелю, приходилось постоянно бороться с саксами, арабами, отстаивать границы государства. К этому времени под власть Франкского государства перешли многочисленные соседние племена: тюринги, баварцы, алеманы. Часть подданных королевства были христианами, другая – язычниками. Кроме того, из-за религиозных разногласий постоянно враждовали между собой франки и лангобарды, хотя большинство из них признавали христианство. К тому же арабы не давали покоя на восточных границах. Чтобы прекратить все волнения, нашествия и распри была необходима мощная рука короля.

В 768 г. к власти во Франкском королевстве пришел Карл, позднее прозванный Великим. Карл ежегодно совершал походы в Италию, Испанию, сакские земли. Значительно расширив границы Франкского королевства и укрепив верховную власть, Карл превратил государство в раннефеодальную империю: по всей стране строились укрепленные замки, окруженные рвами и валами. На тот момент площадь новой Франкской империи была приблизительно равна территории бывшей Западной Римской империи.

Саксы – это объединенные германские племена, жившие в Северной Германии на территории между Эльбой и Рейном. К ним относились вестфалы, энгры, остфалы, фризы и норманны. До прихода на эти земли Карла Великого саксы не знали единой власти: жили общинами, собирая войско только в момент военной опасности. Саксы проповедовали язычество и для решения общих вопросов использовали древнее Народное собрание.

Карл Великий решил захватить земли саксов, руководствуясь в основном двумя целями – расширением земель Франкского государства и распространением христианства. Вполне естественно, что католическая церковь всемерно способствовала войне, обосновав ее как необходимое религиозное вмешательство в жизнь отсталых язычников.

Франкское войско разрушало языческие капища, производились насильственные обряды крещения сакских князей. Саксы много раз восставали, пытаясь оказать сопротивление захватчикам, но силы были явно на стороне многочисленной и хорошо обученной армии франков. В целом война Франкского королевства с саксами длилась около 25 лет – с 772 по 804 г.

В значительном большинстве земли саксов были покорены Карлом Великим в 785 г., когда их территории полностью опустошили знаменитые летучие отряды, вернувшиеся после завоевания Лангобардии. Покорению саксонских земель способствовало и то, что многие местные князья сами решили признать власть Карла, чтобы прекратить военные грабежи.

Карл Великий поставил во главе нового Саксонского государства военного вождя Видукинда, положив тем самым начало государственности саксов.

Правители нового государства приняли христианство, после чего началось крещение простых жителей саксонских земель. Для получения полной власти над землями непокорных саксов Карл Великий способствовал переселению сакских семей на земли франков, и наоборот. Источники утверждают, что всего были переселены более 10 000 семей.

С 804 г. саксонские и франкские земли считались полностью объединенными. Именно с этого периода начинается история единой германской нации.
Карл Великий
Многие авторы относят возникновение Священной Римской империи к 800 г., когда Карл Великий был провозглашен римским императором, а Папа Лев XIII короновал его на празднике Рождества в соборе Святого Петра в Риме.

Карл Великий – легендарный правитель. Современники сложили о нем множество легенд, баллад, сказаний. В годы его правления (768–814 гг.) франки более 50 раз отправлялись в завоевательские походы и значительно расширили границы своего королевства. Титул «Великий» Карл заслужил как блестящий политик, храбрый и умелый полководец и справедливый император.

Официально новый император стал 68-ым по счету правителем старинной Римской империи после потерявшего власть Константина VI – правителя Восточной Римской империи. Карл Великий стал римским императором, создавшим новую Каролингскую империю, заключив союз с Папой Римским, церковными и светскими чиновниками и королем.

Карл в ходе одного из своих походов захватил земли свободных саксов и присоединил их к землям франков. Фактически он не правил, а владел империей, имел сильную власть в Риме, был ярым защитником церкви. Союза с Карлом искали многие европейские государства. Могущественный правитель ощущал себя наследником римских императоров, он был признан многими, но только не императорами Византии (Восточной Римской империи). Так, на протяжении всего правления Карла Великого происходили стычки с византийскими властителями. В исторической литературе этому явлению дан специальный термин – «проблема двух империй».

Ставка Карла Великого находилась не в Риме, а в Ахене. В годы его правления особый смысл приобрела античная поговорка «Где император, там и Рим». Сам Карл называл себя не «римским императором», а «императором, правящим Римской империей,» и не считал Рим центром всего мира, как это делали представители духовенства.

Управление страной происходило на съездах или сеймах. На эти собрания съезжались не только князья и графы, но и епископы, а позже и архиепископы. Сеймы принимали все важнейшие решения, составляли указы, которые затем одобрялись императором.

Карл Великий объединил ранее разрозненные и враждовавшие между собой земли в могучую империю благодаря авторитету и силе своей личности, организации рационального управления, назначению на руководящие должности проверенных людей и осуществлению единой религиозной политики совместно с католической церковью.

Империя Карла Великого распалась после его смерти. Наследники великого государства, управлявшие его отдельными частями, постоянно враждовали друг с другом. В 843 г. в Вердене между тремя внуками Карла Великого было заключено соглашение о разделе империи. Позже на месте бывшего Каролингского государства образовались три королевства: Франция, Италия и Германия. Через несколько десятилетий после раздела восточная часть бывшей империи Карла Великого, будущая Германия, стала мощным военным и политическим образованием Европы, подчинив себе Итальянское королевство.

3. Какие названия носил город Стамбул в прошлом? Столицей каких государств он был? Какие средневековые архитектурные памятники на его территории сохранились до наших дней?
В IV веке Великая Римская империя разделилась на Западную, со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе. Дальнейшая история этих двух столиц поражает контрастностью их судеб - если первая за несколько десятилетий была уничтожена и разрушена варварами, то вторую ожидали века славы и величия, ей суждено было стать Великим городом, столицей Византийской империи, имевшей влияние на весь мир раннего средневековья.

Слухи о красоте этого города распространились далеко за пределы государства. Император Юстиниан, правивший Византией с 527 по 565 год, человек властолюбивый и тщеславный, решил увеличить и без того гремевшую славу города и создать храм, который своими размерами и великолепием превзошел бы все что было построено в Константинополе ранее. Так в 532 году был заложен фундамент будущего храма святой Софии, которым и поныне восхищаются туристы.

Одержимый император ради создания храма, который стал бы символом его могущества, не жалел ничего и никого. Для разработки проекта были приглашены лучшие зодчие, в строительстве было занято более 10 тысяч рабочих, мраморные колонны были привезены из Рима, Афин, Эфеса, на строительство доставлялся редкий белоснежный, светло-зеленый и розовый мрамор, из различных городов империи в Константинополь свозили остатки античных зданий. Юстиниан сам наблюдал за ходом работ ежедневно после обеда, приезжая на стройку. Он настолько увлекся идеей соорудить храм который не имел бы себе равных ни во внешнем великолепии, ни во внутреннем убранстве, что приказал вымостить пол золотыми плитками. Однако его отговорили от этой затеи, и пол был выложен разноцветным мрамором. Купол храма поддерживали 107 колонн, иконостас включал 12 колонн из чистого золота, в драгоценных камнях отражалось множество огоньков серебряных лампад.

В 537 году, в день освящения храма, Юстиниан воскликнул "Слава всевышнему, который избрал меня для совершения этого великолепного дела! Я превзошел тебя, Соломон!". Да, храм святой Софии действительно затмевал своим великолепием легендарный иерусалимский храм. За его красоту народу Константинополя пришлось немало заплатить - в годы строительства налоги разоряли народ, даже чиновникам почти не платили жалованье. Люди нищенствовали, в то время как София хорошела, богатела и день за днем превращалась в прекраснейшую красавицу, невиданное ранее чудо.

До сих пор храм святой Софии является одной из главных достопримечательностей Стамбула. Ни деспотичный жестокий нрав Юстиниана, ни голод и нищета народа, ни бунты во времена его правления - ничто не помешало православной церкви причислить создателя Софии к лику святых, а истории - присвоить ему эпитет "великий".

За свои века Софии немало пришлось пережить. Воздвигнутая как православная церковь, во времена Османской империи она была превращена в мусульманскую мечеть вокруг построили минареты, кресты заменили на полумесяцы, исчезли мозаики, иконы но появились михраб - ниша, обращенная в сторону Мекки и мимбар - место для проповедей имамов. Так изменив лишь некоторые архитектурные детали, христианскую святыню превратили в мусульманскую. Хотя некоторые верные христиане долго не могли смириться с тем, что прекрасная София служит теперь исламу. В храме есть стена, приложив ухо к которой, можно услышать легкий шум. Находчивые христиане легко нашли объяснение этому загадочному явлению, которое и оправдывало святую Софию, служащую отныне исламу, и вселяло надежду на ее возвращение к своей христианской первооснове. Так, по преданию, в день штурма турецкими войсками Константинополя в церкви собралось 10 тысяч верующих. Когда турки ворвались в храм, священник, читая молитву, исчез в стене. Шум, доносящийся из одной из стен храма, - это, по мнению христиан, все еще произносимая им молитва. И некоторые до сих пор верят, что когда-нибудь священник выйдет из стены и завершит свою службу.

В 1935 году правитель Турции Кемаль Ататюрк объявил Софию музеем, и она перестала быть предметом распрей между христианами и мусульманами.

Но вернемся к византийскому прошлому Стамбулу, в те времена, когда он был еще Константинополем, Царьградом, о богатстве которого ходили легенды. "Какой красивый город! Сколько в нем монастырей, дворцов, построенных с удивительным мастерством! Было бы слишком утомительно перечислять, каково здесь изобилие богатств всякого рода, золота, серебра, разнообразных тканей и священных реликвий", - так отзывались об этом городе те, кому посчастливилось в ту пору побывать в нем.

Но близилась эпоха крестовых походов (конец XI - XIII вв ), и Византия оказалась одной из жертв алчных крестоносцев, чья страсть к наживе была воспалена подобными рассказами путешественников.

В период крестовых походов были разрушены сотни церквей, редчайшие памятники искусства уничтожены или вывезены из страны, хранилища ценнейших рукописных книг сожжены. "От происходящего разум содрогается, и человечество краснеет от стыда", - писали современники. Одна из латинских хроник, описывающая "подвиги" крестоносцев в византийской столице, так и называлась - "Константинопольское опустошение".

К концу XIII века Константинополь освободился от власти крестоносцев. Однако конец разорительных крестовых походов стал началом упадка могущественной Византийской империи. Несмотря на вновь завоеванную независимость, весь XIV век империя неуклонно шла к гибели. Даже внешний облик Константинополя красноречиво говорил о закате его славы - императорские дворцы разрушены, дома вельмож похожи на развалины, улицы и площади в запустении - все свидетельствовало о том, что пора его процветания миновала.

Но конец одной империи стал началом другой, не менее могущественной, а гибель Константинополя стала рождением Стамбула, не менее прославившегося. Дело в том, что в XIV веке турецкие султаны из династии. Османа полностью подчинили себе Малую Азию, в XV веке они захватили почти все владения Византии на Балканском полуострове. Следующей их целью был Константинополь. Правивший в середине XV века султан Мехмед второй решил либо он захватит византийскую столицу, либо откажется от трона. Надо сказать, что, заявляя это, он нисколько не рисковал своим троном, потому как считал, что захватить ослабленный полуразрушенный город сильной турецкой армии вовсе нетрудно. Но иллюзия о легкости завоевания Константинополя разрушилась у Мехмеда после первого же штурма. Лишь после двух месяцев ожесточенных боев город пал. Турецкая армия хлынула в город, как бушующая река, все сметая на своем пути ни одно место не осталось не обысканным и не ограбленным. "Пленные и сокровища пусть будут вашей добычей, - сказал Мехмед своим воинам, - мне же не нужно ничего, кроме стен этого города".

Так на месте Константинополя, столицы бывшей Византийской империи, появился Стамбул - столица новой Османской империи.

Откуда произошло название Стамбул, точно неизвестно. По одной из версий, слово Стамбул, или по-турецки Истанбул, является результатом постепенной трансформации прежнего названия города - Константинополь - в рамках норм турецкого языка.

На протяжении 10 веков бывший оплотом христианства, Царьград превратился в цитадель мусульманства, на 5 веков став столицей огромной Османской империи.

Современный Стамбул чудесным образом сочетает в себе памятники двух цивилизаций, двух культур - византийской и турецкой. От первой остались храм святой Софии, подземное водохранилище, старинный монастырь, в котором сейчас находится музей Кора (в нем представлена уникальная коллекция фресок и мозаики византийского периода) и много церквей, от второй - Голубая мечеть, мечеть Сулеймана, дворец Топкапы, дворец-музей Долма Бахче и др.

В Стамбуле можно увидеть храмы, похожие и на христианскую церковь, и на мусульманскую мечеть. Этому есть простое объяснение. Новые турецкие хозяева города оказались практичными людьми, и для того, чтобы воздвигнуть свои святыни, они не стали разрушать прежние - лишь пристроили к христианским соборам свои минареты, закрасили мозаики, затем переименовали их в мечети и стали совершать мусульманские молитвы. Поэтому многие соборы византийской поры не были разрушены турецкими завоевателями и сохранились до наших дней. И реставраторам пришлось только расчистить верхний слой на стенах некоторых мечетей, чтобы обнаружить под ним уникальные росписи и мозаики ранне-византийского периода.

Несмотря на многочисленные войны и разрушения, которым неоднократно подвергался этот город на берегах Босфора, все же судьба была благосклонна к нему. Менялись эпохи, цивилизации, империи, правители, преображались и внешний облик города, и дух его жизни, но тысячелетиями неизменным оставался его статус столицы могущественного государства средневековья, каким была Византия до XIV века и каким стала Османская империя после XIV века, заняв важное место на политической арене мира и играя далеко не последнюю роль в международных отношениях.
Софийский собор. Главная достопримечательность Стамбула - это, конечно же, Айя София - Софийский собор. Открытие этого храма состоялось в 532 году при императоре Юстиниане. Говорят, что строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. Для этого были награблены сокровища со всего античного мира. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире-вплоть до постройки собора святого Петра в Риме.

Высота Софийского собора-55 метров, а диаметр купола составляет 31 метр. На примере этого собора видно, как происходил процесс наложения одной эпохи на другую, разных религий. В первый же день завоевания Константинополя в 1453 году султан Мехмед II въехал в город на белом коне. Он повелел превратить собор в мечеть, сотворив при этом самолично первую молитву во славу Аллаха. К собору были пристроены четыре минарета. Мусульманские фанатики принялись уничтожать замечательные византийские фрески и мозаики.

Но, очевидно, они так спешили, что некоторая часть христианской росписи была не сбита (ислам запрещает изображать людей и животных), а просто замазана штукатуркой. Благодаря этому часть фресок и мозаик сохранилась до наших дней. Особенно поражает взор изображение Иоанна Крестителя, расположенное под сводами купола. Трудно поверить, что это мозаика, а не живопись. К достопримечательностям Святой Софии также относится "плачущая колонна", покрытая медью (говорят, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудеться), а также "холодное окно", где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок. С 1935 года Айя София стала музеем.

Голубая мечеть. После завоевания Константинополя турками в 1453 году главным мусульманским храмом Оттоманской империи многие годы был обращённый в мечеть грандиозный православный храм Святой Софии. И только в начале XVII столетия по приказу султана Ахмеда I была построена мечеть, не уступающая своей монументальностью храму византийских императоров.

Строительство мечети началось в 1609 году, когда султану Ахмеду I было всего 19 лет. Существует предание, что из-за каких-то совершённых по молодости лет грехов султан строительством мечети хотел умилостивить Аллаха. По другой версии, султан Ахмед в те годы подписал с австрийским императором договор, в котором вопреки многовековой традиции турецких султанов признавал "повелителя гяуров" равным себе — "повелителю правоверных". Это вызвало большое недовольство в Стамбуле. Тогда, вероятно, Ахмед был вынужден подчеркнуть свою незыблемость в вере актом строительства самой грандиозной мечети Стамбула.

Строитель мечети — архитектор Мехмет-ага. Он строил этот шедевр мусульманского зодчества семь лет. В 1616 году мечеть была завершена. Официально она стала называться мечетью султана Ахмеда, но в народе за ней закрепилось другое название: "Голубая мечеть" — из-за того, что интерьер храма отделан голубыми изразцами. Их более двухсот тысяч и они сплошным ковром покрывают стены мечети.

Здание "Голубой мечети" в целом традиционно для мусульманской архитектуры. Несомненно, образцом для строительства явился храм Святой Софии: об этом свидетельствует нарастающий ввысь каскад куполов, напоминающий аналогичный приём, применённый строителями византийского храма. Большой центральный купол окружают четыре подкупола, а под ними располагаются ещё четыре купола меньшего размера. Необычным является количество минаретов — их шесть: четыре высоких минарета, как обычно, стоят по углам ограды, а два минарета пониже — на внешних углах внутреннего двора. "Голубая мечеть" — единственная в мире мечеть с шестью минаретами.

Во внутренний двор "Голубой мечети" ведут трое ворот. Во дворе находится традиционный фонтан для омовения. Его каменный бассейн имеет шестиугольную форму. В восточном углу двора мечети находится мусульманская школа — медресе. Мечеть окружает крытая колоннада из порфира, на крыше которой устроено тридцать маленьких куполов.

Громадный зал мечети залит светом. 260 больших окон устроены таким образом, что он достигает даже самых дальних уголков. Опирающийся на четыре мощных столба главный купол "Голубой мечети" словно парит в воздухе на высоте 24 метра. Сверху спускается подвешенный к потолку огромный светильник-паникадило. Пол устилают великолепные ковры, преимущественно красных и вишнёвых тонов. Но главные, доминирующие цвета мечети — голубой и синий. Эти цвета преобладают в тысячах изразцов, украшающих стены мечети. В XVI веке изразцы турецких мастеров пользовались исключительным успехом и экспортировались практически во все страны мусульманского мира. Во время строительства "Голубой мечети" все мастерские работали только на неё: Ахмед I запретил керамических дел мастерам поставлять плитку для других зданий.

Своды мечети и внутренняя поверхность купола выложены изразцами светлых тонов — белого, жёлтого, кремового, золотистого. Основной мотив керамического убранства "Голубой мечети" — растительный узор, а также изречения из Корана.

"Голубая мечеть" в Стамбуле стала символом турецкой столицы. Её минареты и огромный купол возвышаются над Босфором и являются доминантой силуэта этого древнего города.

Ипподром. Древний ипподром, место, где проводили гонки на колесницах во времена расцвета Византийской империи, находился когда-то на территории перед Синей Мечетью. Это место теперь называют по имени мечети - Sultanahmet. Из памятников, которые когда-то украшали ипподром, остались только три - обелиск Теодосия, бронзовой Змеиная колона и колона Константина. Взобравшись на руины стен ипподрома, можно заметить на юго-западе эти три памятника. Сегодня эта площадь является центром исторического, культурного и туристического наследия Стамбула.

Дворец Топкапи. Подлинным украшением Стамбула стали крепости и дворцы султанов и их вельмож. Построенный в 1453 году по приказу султана Мехмеда-Завоевателя дворец Топкапи оставался резиденцией султанов Османской империи на протяжении четырехсот лет, пока Махмуд II не перенес центр управления империей на берег Босфора во дворец Долмабахче. У парадных ворот Топкапы посетителей встречает восхитительный фонтан.

В сокровищнице дворца находится одна из самых больших в мире коллекций предметов ювелирного искусства. Здесь выставлены 4-килограммовый изумруд и знаменитый "Бриллиант ложечника" в 86 каратов! В залах музея представлены коллекция подсвечников и канделябров из золота, кальяны, столовые сервизы из серебра и золота, музыкальные шкатулки из слоновой кости индийской работы, а также трость, парадные одеяния султанов, оружие, украшенное драгоценными камнями.

Здесь хранятся как христианские, так и мусульманские реликвии - оловянная кастрюля Авраам, часть черепа и длань Иоанна Крестителя, волосы, стрелы, одно из писем пророка Мухаммеда, мечи четырех его халифов. Здесь же демонстрируется редчайшая коллекция фарфора, занимающая 3 место в мире. Особый интерес у посещающих дворец, представляют покои Гарема, поражающие роскошью и богатством убранства. Здесь же находится султанская библиотека, в собрании которой насчитывалось до 24 тыс. книг и манускриптов. В 1924 году, с установлением республики дворец был объявлен музеем, и теперь он является один из самых посещаемых музеев Стамбула и одним из самых уникальных музеев мира.

Мечеть Сулеймана. Мечеть для Сулеймана Великолепного возводил с 1550 по 1557 гг. великий Синан. Снаружи она имеет четыре минарета, в знак того что Сулейман Великолепный был четвертым султаном правившим в Стамбуле, а десять галерей, окружающих мечеть, указывают на то, что он был десятым султаном Османской династии. На небольшом кладбище позади мечети находится гробница (тюрбе) Сулеймана, выполненная, возможно, Синаном. Этот надгробный памятник восьмигранной формы увенчан куполом, возлежащим на восьми изящных порфировых колоннах.

Великий Базар. Базар «Капали Карси» — самый старый и большой базар в мире, также известный как Великий Базар. Он был построен во время правления Султана Мехмета Завоевателя в 1461 году и является одной из наиболее ярких и колоритных достопримечательностей Стамбула. Базар состоит из обширного лабиринта с 65 улицами и 4 тысячами магазинов, чайными, турецкими ванными, мечетями, складами и фонтанами. Во времена Османской Империи базар считался центром торговли. До сих пор здесь можно встретить традиционные караваны верблюдов с торговцами шелка.
  1   2   3
написать администратору сайта