Навигация по странице:
|
Контрольные вопросы по курсу. Контрольные вопросы по курсу опде Раздел Образовательный процесс Соотношение Педагогики
Контрольные вопросы по курсу ОПДе
Раздел «Образовательный процесс»
Соотношение «Педагогики», «Профессиональной педагогики», «Дидактики».
Понятие образовательного процесса.
Образовательный результат. Структура. Критерии сформированности.
Компетенции.
Модель педагогического процесса.
Моделирование профессиональной деятельности в педагогическом процессе.
Активность познавательной деятельности обучающегося.
Уровни активности ученика, воспитанника.
Типы педагогического процесса, их сравнительная характеристика.
Личность как образовательный результат разных типов ПП.
-
Понятие технологии в педагогике, внешние и сущностные характеристики.
Отличие технологии от метода.
Виды технологий.
Технологический подход (принцип) в педагогике.
Общепедагогические технологии.
Педагогический анализ профессиональных ситуаций. Примеры педагогической интерпретации профессиональной деятельности.
Цели образования. Возможность управления педагогическим процессом.
Проектирование современных образовательных программ.
Планирование в системы педагогической деятельности.
Анализ в системе педагогической деятельности по психолого- педагогическому направлению.
Раздел 2. «Модернизация образования в России»
Заказчики системы образования. Социальные запросы к системе образования.
Актуальность изменений в образовании.
Система образования России в международных оценках.
Понятие качества образования. Показатели успешности ОУ.
Трактовка терминов «модернизация», «развитие», «реконструкция».
Приоритетный национальный проект «Образование»: задачи и значение.
Инициатива «Наша новая школа»: задачи и значение.
Стандарты II поколения (ФГОС общего образования) .
ФГОС: сущность новых подходов, отличие от стандартов I поколения.
Стандарты III поколения (ФГОС ВПО) .
Сложности и проблемы освоения новых стандартов образования.
Социальные эффекты образования
.Социальные ориентиры развития общества в России. Социальный заказ системе образования.
Раздел 3 . Виды образовательных учреждений в системе образования
Закон образования РФ о видах образовательных учреждений (ОУ),
Виды ОУ – (учебное, дополнительное образование, методическое, административное, инфраструктура).
Типы ОУ
Покажите соответствие типа ОУ и предпочтительного типа ПП.
Описать Ваш функционал в ОУ, в котором Вы работаете или предполагаете работать.
Приведите сравнительное описание ОУ, близких по своему функциональному назначению. Например: (Гимназия, Лицей, СОШ) , (Колледж, ВПУ – высшее профессиональное училище, ССУЗ); (Университет, Академия, Институт), проч.
Задачи общественно- государственного управления в СОШ.
Тематика лекций (по Программе)
|
Модернизация педагогического образования.
|
Компетентностный подход и его отражение на организации учебной работы в профессиональном учреждении.
|
Психолого- педагогические основы организации педагогической деятельности по психолого- педагогическому направлению.
|
Организационно- содержательные основы педагогической деятельности по психолого- педагогическому направлению.
|
Целеполагание в системе педагогической деятельности по психолого- педагогическому направлению.
|
Моделирование профессиональной деятельности в педагогическом процессе.
|
Проектирование образовательного процесса в вузе по психолого- педагогическому направлению
|
Проектирование современных образовательно- профессиональных программ по психолого- педагогическому направлению.
|
Планирование в системе педагогической деятельности по психолого- педагогическому направлению.
|
Анализ в системе педагогической деятельности по психолого- педагогическому направлению.
|
Мониторинг педагогической деятельности по психолого- педагогическому направлению.
|
Организация самостоятельной и научно- исследовательской работы студентов как компонента педагогического процесса по психолого- педагогическому направлению.
|
Организация педагогической практики по психолого- педагогическому направлению в условиях реализации ФГОС ВПО III поколения.
|
Особенности личности и деятельности преподавателя вуза.
|
Качество образования
В настоящее время качество образования иинтеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. Так как именно качество образования позволяет в любой сфере деятельности ее участникам достичь максимально возможного качества этой деятельности. Приоритет качества образования нашел свое выражение в национальной доктрине российского образования.
Одна из задач модернизации образования: достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.
Государство хочет, чтобы были созданы условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей качественное общее образование (концепция модернизации Российского образования).
Таким образом, отечественная система образования сейчас решает целый ряд принципиальных задач:
- обеспечить новое качество образования за счет развития личностно ориентированного обучения;
- сохранить единство образовательного пространства, создавая при этом условия для развития системы вариативного образования;
- обеспечить равный доступ к получению качественного образования для всех социальных слоев населения.
Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация ипр.) заинтересован в обеспечении качества образования.
При этом качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:
-родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей;
-качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебным материалом;
-для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом;
-для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников;
-для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.
Некоторое непонимание значения качества образования возможно из-за того, что оно может использоваться как абсолютное, так и относительное понятие.
Качество в обыденном, житейском понимании используется главным образом как понятие абсолютное.
Люди используют его, например, при описании дорогих ресторанов (качество услуг) и роскошных автомобилей (качество продукции). При использовании в бытовом контексте предметы, которым дается качественная оценка с точки зрения абсолютного понятия, представляют собой наивысший стандарт, который невозможно, как негласно предполагается, превзойти. К качественной продукции относятся совершенные предметы, выполненные без ограничения затрат на них. Редкость и дороговизна - две отличительные черты этого определения. В этом смысле качество используется для отражения статуса и превосходства. Владение предметами "качества" выделяет их владельцев среди тех, кто не может себе позволить обладать ими.
При использовании в образовательном контексте понятие "качество" приобретает существенно иной смысл. Абсолютное понятие "высокого качества" не имеет ничего общего с системой управления качеством в образовании. Тем не менее, в ходе дискуссий по управлению качеством часто возникает вопрос о его абсолютном значении, имеющем ауру роскоши и высокого статуса. Это идеализированное использование понятия может оказаться полезным для общественных связей, может содействовать образовательному учреждению в улучшении его имиджа. Оно также демонстрирует значение повышения качества как стремление к наивысшим стандартам.
Качество может также использоваться как понятие относительное. В этом случае качество не является атрибутом продукции или услуги. Оно является чем-то, что приписано ему. О качестве можно судить, когда продукция или услуга отвечает требованиям соответствующих ей стандартов или спецификации.
Качество само по себе не может быть конечным результатом. Оно лишь средство, с помощью которого выявляется соответствие конечного продукта стандарту. Качественная продукция или услуга при рассмотрении качества как понятия относительного совсем необязательно будет дорогая или недоступная, красивая или безликая.Также она может не являться особенной, а быть обыкновенной, банальной и привычной. Диапроекторы, шариковые авторучки, тетради и учебники могут демонстрировать качество, если они отвечают простым, но крайне важным стандартам. Они должны соответствовать тому, для чего предназначены, и отвечать требованиям потребителя. Другими словами, они должны соответствовать предназначенным целям.
Качество как понятие относительное имеет два аспекта:
- соответствие стандартам или спецификации,
- соответствие запросам потребителя.
Первое "соответствие" часто означает "соответствие цели или применению". Иногда его называют качеством с точки зрения производителя. Под качеством продукции или услуги производитель понимает постоянно отвечающую требованиям стандартов или спецификации производимую им продукцию или оказываемую им услугу. Качество демонстрируется производителем в виде системы, известной как система гарантии качества, которая дает возможность постоянно производить продукцию, услуги, соответствующие определенному стандарту или спецификации. Продукция демонстрирует качество столько времени, сколько этого от нее требует производитель.
Однако кто должен решить, являются ли услуги школы или вуза качественными? Причина постановки этого вопроса заключается в том, что взгляды производителя и потребителя не всегда совпадают. Часто случается, что превосходная и полезная продукция или услуги не воспринимаются потребителями как обладающие качеством. Особенно остро эта проблема стоит в области образования. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование при приеме в вузы вместо традиционных экзаменов, удлинение времени обучения в школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и т.д.) выводит проблему качества образования вряд приоритетных государственных и общественных проблем.
При оценке качества образования следует выделить следующие положения:
- оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования);
- оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности.
Гарантия качества или управление качеством, решаемое в первую очередь путем использования мониторинга качества, означает поэтапное наблюдение за процессом получения продукта, чтобы удостовериться в оптимальном выполнении каждого из производственных этапов, что в свою очередь, теоретически предупреждает выход некачественной продукции.
Принимая во внимание вышеупомянутые понятия, можно сказать, что следующие элементы являются частью системы мониторинга качества образования:
- установление стандарта;
- операционализация стандартов в индикаторах (измеряемые величины);
- установление критерия, по которому возможно судить о достижении стандартов;
- сбор данных и оценка результатов;
- действия, принятие соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.
Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (самоаттестация, внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг).
Образование необходимо оценивать как результат и процесс деятельности каждого учебного заведения со стороны контроля уровня знаний и умений обучающихся (одновременно педагогическим коллективом и внешними, государственными органами), и со стороны контроля, оценки деятельности преподавателей.
Вывод:
Качество образования необходимо рассматривать как многомерное понятие.
Под качеством образования – нами будет пониматься интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
|
|
|