Навигация по странице:
|
Конституционное право Великобритании. Курсовая работа
|
Название |
Курсовая работа
|
Анкор |
Конституционное право Великобритании.docx |
Дата |
02.05.2017 |
Размер |
48.65 Kb. |
Формат файла |
|
Имя файла |
Конституционное право Великобритании.docx |
Тип |
Курсовая
#6277
|
страница |
2 из 3 |
|
Глава государства -- Король, Королева. Законодательную власть осуществляет Парламент, исполнительную -- Правительство, судебную -- высшие суды (Палата лордов и Суд Короны), низшие суды (суды графств и магистратские суды).
Формально Королеве принадлежат обширные полномочия. Назначение Премьер-министра и членов Правительства, других должностных лиц (судей, офицеров армии, дипломатов, высших (церковных служащих господствующей церкви), созыв и роспуск Парламента, право вето на законопроект, принятый Парламентом, Королева обычно открывает первую сессию Парламента, выступая с тронной речью, в которой провозглашаются основные направления внешней и внутренней политики. Королева является главнокомандующим Вооруженных Сил и представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры, объявляет войну и заключает мир, осуществляет право помилования. Но на деле практически все принадлежащие ей полномочия осуществляются членами Правительства -- они подписывают акты, издаваемые Королевой, и несут за них ответственность. Шестакова К.Д. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РИОР, 2004, с. 62-63
Рассмотрим каждую из ветвей власти в отдельности.
5.1 Законодательная власть
Структура и формирование Парламента. Британский Парламент, с точки зрения так называемой «вестминстерской модели» организации парламента, принятой (и возникшей) в Великобритании, состоит из двух палат - Палаты общин и Палаты лордов, а также являющегося его составной частью монарха. Однако принадлежность монарха к Парламенту в значительной степени юридическая фикция, дань традиции.
Палата общин избирается сроком на пять лет на основе мажоритарной системы относительного большинства в составе, на сегодняшний день, 659 депутатов.
Председатель Палаты общин именуется Спикером. Он избирается Палатой из числа своих членов по результатам согласования между правящей и оппозиционной партией. Кандидатура Спикера одобряется монархом, но этого в большей степени символический акт. Спикер формально избирается на срок полномочий палаты, но если он остается депутатом после новых парламентских выборов, то депутаты по традиции переизбирают Спикера на новый срок. Спикер имеет полномочия как по представлению Палаты общин во вне (обеспечивает взаимодействие между Палатой общин и монархом, Палатой лордов. Правительством), так и по руководству работой Палаты. В последней сфере он обладает особенно существенными полномочиями, в частности, определяет вид законопроекта (финансовый он или обычный), что влияет на процедуру его прохождения, способ голосования, наличие оснований для прекращения прений, назначает председателей постоянных комитетов и т.д.
Спикер Палаты общин не участвует в дебатах. Он обязан вести себя политически беспристрастно. Ему даже не предоставлено право голосовать и участвовать в дебатах, однако при равенстве голосов депутатов его голос становится решающим.
Иными ответственными должностными лицами Палаты общин являются заместители Спикера (один из них - первый), лидер Палаты общин (фактически, представитель Правительства в Палате, но одновременно и член Палаты) и клерк - должностное лицо, не являющееся парламентарием, назначаемое монархом (на деле Палатой) без ограничения срока полномочий. Клерк руководит аппаратом Палаты и является советником Спикера по вопросам процедуры и парламентских привилегий. Порядок в Палате общин поддерживает пристав. Коллегиальный руководящий орган в Палате не создается.
В Палате общин возможно создание постоянных и временных комитетов. К постоянным комитетам относятся создаваемые Палатой специализированные (по отраслям и функциям управления, например, по промышленности и торговле, по транспорту; в основном имеющие контрольные функции относительно соответствующих направлений деятельности Правительства и министерств) и неспециализированные (обозначаются литерами «А», «В», «С» и так далее -- всею восемь; в основном, имеют функции работы с законопроектами, без их отраслевой привязки). К постоянным можно также отнести сессионные комитеты, формально создаваемые в начале каждой сессии Палаты на время до ее завершения для решения вопросов организации работы (комитеты по Регламенту, но привилегиям, по процедуре и ряд других), но воссоздаваемые на каждую новую сессию в прежнем виде (поэтому они, реально, не временные, а постоянные). Временные комитеты создаются для рассмотрения отдельных вопросов. Среди них выделяются совместные комитеты обеих палат Парламента, формируемые из их представителей и создаваемые для рассмотрения неполитических вопросов и некоторых законопроектов. Временными комитетами можно также назвать комитеты всей Палаты, которые представляют собой Палату общин и полном составе. Эта форма работы Палаты общин используется при обсуждении значимых (в основном, финансовых и имеющих конституционное, по сути, значение) законопроектов для упрощения традиционной процедуры. Заседание проводится под председательством не Спикера, а специального временного председателя.
Палата лордов пока имеет членов четырех видов. Два из них занимают место в Палате лордов по должности: духовные лорды (высшие иерархи англиканской церкви) и судебные лорды (их 12; они назначены для выполнения судебных функций Палаты). Есть категория наследственных лордов (пэров) (в последнее время их число было законодательно сокращено), а также пожизненных лордов (пэров), назначаемых монархом (по рекомендации Премьер-министра) за заслуги перед Великобританией. По закону, одобренному Палатой общин в 2000 г., Палата лордов вскоре вообще не будет включать наследственных пэров.
Во главе Палаты лордов стоит Лорд-канцлер, входящий в состав Правительства и назначаемый монархом по предложению Премьер-министра сроком на пять лет. Возможности по принятию единоличных решений по организации работы Палаты у него меньше, чем у Спикера. Его полномочия лежат скорее в сфере судебной власти - Лорд-канцлер является главным советником Правительства по вопросам правосудия, возглавляет судебную власть, является председателем высших судебных органов, играет важную роль при назначении судей. Лорд-канцлер имеет двух заместителей.
Предусматривается должность лидера палаты. Им является представитель победившей на выборах в Палату общин партии, даже если в Палате лордов у нее меньшинство. Он наделен отдельными организационными полномочиями. В Палате лордов, как и в Палате общин, предусматривается должность клерка, примерно с таким же, как в Палате общин, статусом.
Палата лордов создает комитеты по отдельным проблемам (например, Комитет по науке и технологиям. Комитет по вопросам Европейского Союза и другие). Такие комитеты могут действовать и как постоянные, и как временные. Возможно и образование обеими палатами совместных комитетов по рассмотрению вопросов, находящихся в ведении обеих палат.
В обеих палатах могут создаваться фракции. Однако в Палате лордов они не имеют реального веса. Для фракций Палаты общин характерно наличие «кнутов» - назначенных партийным руководством лиц, которые обеспечивают голосование и поведение членов фракции в интересах партии.
Полномочия Парламента. Основное полномочия - законодательствование. Полномочия Парламента по принятию законов фактически неограниченны. Он может принять закон почти по любому вопросу, однако в последние годы сам предпочитает делегировать полномочия в этой сфере Правительству. Возможности Парламента по решению законом любого, по существу, вопроса, подтверждаются тем, что законопроекты (билли), принимаемые в Парламенте, могут быть публичные (призванные регулировать отношения, представляющие общий интерес) и частные (затрагивают интересы определенных лиц, группы лиц или территории). Иногда выделяют смешанные билли -- объединяющие эти признаки. Заметим, что законы в Великобритании могут не только собственно регулировать общественные отношения, но и определять направления политики Правительства и решать конкретные вопросы.
Билли могут вноситься в любую палату Парламента, кроме финансовых законопроектов, вносимых только в Палату общин. На самом деле рассмотрение всегда начинается в Палате общин. Там билли принимаются, обычно, в трех чтениях. Закон принимается большинством голосов, после чего направляется в Палату лордов, которая может согласиться или не согласиться с Палатой общин.
В случае несогласия может быть выработан и принят компромиссный вариант закона (методом «челнока»). Если согласия так достичь не удается, то вступление в силу закона откладывается на год. По прошествии года Палата общин может принять закон в той же редакции, и он вступит в силу. Вступление в силу законов по финансовым вопросам откладывается только на один месяц, причем их повторного принятая не требуется. Если обе палаты принимают закон (или Палата общин преодолевает несогласие Палаты лордов с ним), то он направляется монарху и посте его подписи и опубликования обретает юридическую силу.
В последние годы получило развитие делегирование законодательных полномочий Правительству (Кабинету министров).
У палат есть и контрольные полномочия. В абсолютном большинстве, они сосредоточены и Палате общин. Правительство подконтрольно ей. Контроль осуществляется, во-первых, посредством устных и письменных вопросов депутатов, на которые должен быть дан ответ, во-вторых, через специализированные или временные специально созданные комитеты, в-третьих, путем выражения (путем принятия решения Палатой) сожаления о политике Правительства - это более мягкая формула, чем выражение недоверия. Кроме того, контроль может осуществляться с помощью специальных должностных лиц - Парламентского комиссара по делам администрации (фактически, это омбуд-сман, но он получает жалобу к рассмотрению не от граждан, а через Палату общин) и Генерального аудитора (фактически, по функциям это счетная палата). Высшим проявлением контрольных полномочий является выражение недоверия (резолюция порицания) либо отказ в доверии Правительству.
Контрольные полномочия Палаты лордов осуществляются в форме: 1) вопросов министрам Правительства и 2) создания временных комитетов для изучения соответствующих проблем.
Палата лордов также обладает судебными полномочиями и статусом высшего судебного органа в стране.
Процедура деятельности Парламента. Процедура деятельности британского парламента имеет ряд особенностей. Во-первых, отсутствуют регламенты работы палат как единые писаные акты. Порядок работы определяется, в основном, обычаями и парламентскими традициями. Во-вторых, очень низок кворум -- 40 человек для Палаты общин и 3 человека для Палаты лордов. В-третьих, голосование, как правило, открытое, причем применяются такие его способы как разделение), парламентарии выходят через разные двери в зависимости от поддерживаемого ими решения) и аккламация (решение принимается в зависимости от громкости криков сторонников того или иного варианта). В-четвертых, развита система ограничения прений. С целью обеспечения эффективности законодательного процесса в Парламенте применяются различные способы ограничения прений («гильотина», «кенгуру», просто прекращение дебатов по требованию 100 парламентариев и ряд других). Наконец, вся процедура деятельности Палаты общин, даже своеобразная рассадка парламентариев (друг напротив друга), отражает наличие правящей (правительственной) и оппозиционной партий, построена вокруг такой расстановки сил. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник/6-ое изд. перераб. и допол. - М.: Белые Альвы, 1998. с. 217
Роспуск Палаты общин. Формально монарх имеет фактически неограниченное право роспуска Палаты общин. Однако в соответствии с обычаями оно может быть реализовано только по инициативе Премьер-министра и только как альтернатива отставке Правительства после выражения ему недоверия или отказа в доверии.
Статус парламентария. Характеризуется (применительно к Палате общин) прежде всего свободным мандатом. Однако депутат при голосовании, как правило, связан фракционной принадлежностью. Депутат работает на постоянной основе, получая за работу вознаграждение. Депутатский мандат несовместим с занятием предпринимательской деятельностью, но совместим с занятием ключевых должностей в сфере исполнительной власти.
Для британского Парламента характерен крайне ограниченный депутатский иммунитет. Он состоит в том, что парламентарий не может быть привлечен к ответственности за выступление в Парламенте (но не в другом месте). В иных случаях основанием для начала уголовно-процессуальных процедур служит согласие Спикера.
5.1.1 Законодательный процесс
Законодательный процесс -- главная область деятельности британского Парламента. Права каждой Палаты регулируются Законами «О Парламенте» 1911 г. и 1949 г.г Хрестоматия… Указ. сочинение. Т.2. с. 313-316. За исключениями, предусмотренными этими законами, все билли должны быть одобрены обеими палатами. Любой нефинансовый билль может быть внесен в любую из палат. Он должен пройти обязательно все стадии обсуждения в каждой из палат. Финансовые билли могут вноситься только в Палату общин. Помимо деления на финансовые и нефинансовые все билли делятся еще на две категории:
§ публичные билли. Имеют общегосударственное значение
и предназначены для внесения изменений а общее законодательство. Правительственные билли и билли частных членов
(рядовых членов Парламента);
§ частные билли. Затрагивают интересы определенной местности, лица или учреждения.
По сложившемуся обычаю в Палату лордов вносится большинство биллей, сводящих воедино многочисленные судебные решения, постановления, приказы, относящиеся к определенной области законодательства. Наиболее важные билли исходят от Палаты общин (около 2/3 публичных и половина частных).
Билли, представляемые Правительством, разрабатываются в отделе парламентских согласований. Только билли частных членов разрабатываются самими членами Парламента. Перед внесением билли частных членов оцениваются соответствующими департаментами. В частные билли могут быть внесены дополнения и изменения.
5.1.2 Процедура принятия биллей
Процедура принятия публичных биллей включает шесть стадий и три чтения законодательного процесса.
Первая стадия -- внесение и первое чтение. Прохождение процедуры в Палате лордов. В этой Палате депутаты могут вносить билли без предварительного уведомления о своем намерении сделать это. Текст зачитывается без предварительного обсуждения, после чего дается распоряжение напечатать текст. Депутат, внесший билль, предлагает день для второго чтения. Две стадии в один день билль пойти не может
Прохождение процедуры в Палате общин. Депутат, желающий внести билль, уведомляет спикера о своем намерении и кладет текст билля на стол клерка Палаты. Клерк зачитывает краткое название билля, и в ответ на вопрос спикера Палаты депутат выбирает день для второго чтения. В ходе первого чтения депутат может не представлять полный текст вносимого билля, достаточно всего лишь представить полное и краткое название, указать свое имя и имена депутатов, которые поддерживают внесение этого билля. Группа поддержки не должна превышать 12 человек (это считается неприличным). Отсутствует правило о запрете прохождения двух чтений в один день. Но на практике между стадиями проходит от одного до нескольких дней.
Вторая стадия -- второе чтение. Процедура второго чтения в обеих палатах почти одинакова. Текст внесенного билля первый раз обсуждается по существу. Целью второго чтения является обсуждение принципа, внесенного в билль, и решения вопроса о дальнейшем его обсуждении. Дальнейшее обсуждение будет в комитете, а затем опять в Парламенте. На этой стадии не рассматриваются отдельные статьи. Билль может быть исключен из повестки дня, т.е. отклонен.
Третья стадия -- комитетская стадия. Прохождение процедуры в Палате лордов. Происходит постатейное обсуждение билля: каждого положения, каждого слова. Обсуждение ведется в комитете всей Палаты. Тексты поправок к обсуждаемому биллю кладутся на стол клерка Палаты. Если к какому-то положению полагается несколько поправок, то вначале обсуждается поправка, внесенная первой. Но если поправка предлагается лордом, входящим в Правительство, то она рассматривается в первую очередь. Иногда в целях экономии времени билль обсуждается не в комитете всей палаты, а в комитет публичных биллей Палаты лордов.
Прохождение процедуры в Палате общин. Постатейное обсуждение билля производится в одном из постоянных комитетов палат. Председателей комитетов назначает спикер, он же определяет, в какой из комитетов должен быть передан билль. Права комитета обширны: может отклонить любую статью билля (даже если содержание билля от этого меняется), может разделить билль или объединить два в один. Палата не может вмешиваться в работу комитета.
Четвертая стадия -- стадия доклада. Из комитета после внесения соответствующих поправок билль поступает в Палату для прохождения так называемой стадии доклада. Билль рассматривается постатейно, обсуждаются все поправки, сделанные комитетом. Действуют правила соответствующей палаты. Парламентарии могут выступить не более одного раза, но делается исключение для депутата, внесшего билль.
Пятая стадия -- третье чтение. Могут предлагаться поправки, не затрагивающие существа билля и касающиеся каких-то деталей. Затем происходит голосование о принятии билля в целом. После прохождения данной стадии билль считается принятым. В Палате общин издается приказ о том, чтобы клерк отнес билль к лордам и просил их содействия, после чего билль передается в Палату лордов.
Шестая стадия -- королевское одобрение и опубликование. Если Палата лордов не внесла никаких поправок в текст, предложенный Палатой общин, он передается на утверждение монарху и становится законом. Если же Палата лордов в целом принимает билль, но вносит в него поправки, то она возвращает его в Палату общин для получения согласия на внесение поправок. После получения королевского одобрения текст билля официально публикуется. Период, в течение которого он может быть опубликован, точно не определен.
Процедура принятия частных биллей практически идентична в разных палатах. Билли могут вноситься в любую из Палат, но лишь один раз в году при соблюдении определенных условий:
|
|
|