Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
7.Периодизации. Дж. Биррена 1964, выделяются восемь
В классификации Дж. Биррена 1964, выделяются восемь фаз жизненного развития человека.
Первая фаза — младенчество, охватывает период до 2 лет.
Вторая фаза — предшкольный возраст, от 2 до 5 лет.
Третья фаза — детство, 5-12 лет.
Четвертая фаза — юность, 12-17 лет.
Пятая фаза —ранняя взрослость, 17-25 лет.
Шестая фаза — зрелость, 25-50 лет.
Седьмая фаза — поздняя зрелость, 50-75 лет.
Восьмая фаза — старость, от 75 лет и далее.
По мнению Б. Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку.
Периодизация Блонского
-
Стадия
|
Возраст
|
Беззубое детство
|
0,8 мес. – 2,5 года
|
Детство молочных зубов
|
2,5 – 6,5 лет
|
Детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)
|
6,5 лет и старше
|
В исследованиях Л.И. Божович было показано, что развитие ребенка как личности определяется последовательным формированием личностных новообразований. Л.И. Божович приводит их анализ внутри пяти возрастных этапов личностного развития:
1. центральным личностным новообразованием первого года жизни является возникновение аффективно заряженных представлений, которые и обуславливают поведение ребенка вопреки воздействиям внешней среды.
2. к концу раннего детства, к 3 годам, центральным новообразованием является «система Я» и рождаемая этим новообразованием потребность действовать самому («Я сам»); в этот период сталкиваются две силы: «хочу» и «надо», происходит формирование самосознания.
3. период 7—8 лет — это становление ребенка как «социального индивида», у ребенка возникает потребность в общественно значимой деятельности.
4. к 12—14 годам формируется «способность к целеполаганию», к определению и постановке сознательных целей.
5. к 15—16 годам у подростка появляется «жизненная перспектива».
В классификации Д. Бромлей (1966) выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.
Цикл «детство» охватывает три стадии:
А) младенчество (от рождения до 18 месяцев),
Б) дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет),
В) раннее школьное детство (от 5 лет до 11-13 лет).
Цикл «юность» подразделяется на две стадии:
А) старшее школьное детство (от 11 до 15 лет),
Б)поздняя юность (от 15 лет до 21 года).
Цикл «взрослость» состоит из трех стадий:
А) ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет),
Б) средняя взрослость (от 25 до 40 лет),
В) поздняя взрослость (от 40 до 55 лет).
Терия интернациональности по Ш. Бюллер (намерений)
Ш. Бюллер установила, что человек в течение жизни делает выборы для достижения некоторых целей, которые может сам и не осознавать. И зачастую лишь в самом конце жизни человек может осознавать глубинную суть своих ожиданий и целей и оценить, насколько они исполнились. Бюллер рассматривает в связи с формированием и достижением целей 5 фаз жизненного цикла:
Фаза 1 продолжается до 15-летнего возраста. Характеризуется отсутствием четких целей, т. е. ребенок живет настоящим и имеет о будущем смутное представление.
Фаза 2 (длится от 15 до 20 лет) — человек осознает свои потребности, способности, интересы, осуществляет выбор профессии, партнера, смысла своей жизни (выбор целей происходит на осознанном и неосознанном уровне).
Фаза 3 (длится с 20 до 40—45 лет) — характерна постановкой четких и точных целей, позволяющих добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения по созданию и укреплению своей семьи, рождению детей.
Фаза 4 (длится от 45 до 65 лет) — человек подводит итоги своей прошлой деятельности и свои свершениям, вынужден пересмотреть свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.
Фаза 5 (65—70 лет) — многие люди перестают преследовать цели, которые они ставили перед собой в юности. Оставшиеся силы тратят на семью или различные формы досуга. Осознают свою жизнь как целое, пытаются придать смысл своему существованию: одни чувствуют, что поставленные перед собой задачи они выполнили и жизнь прожита не зря, другие чувствуют разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были либо цели оказались пустыми.
Периодизация Валлона
Стадия
(7)
|
Возраст
|
Характеристика
|
Стадия внутриутробной жизни
|
|
Н а этой стадии имеет место полная зависимость зародыша от организма матери
|
Стадия моторной импульсивности
(импульсивная)
|
От рождения до 6 месяцев
|
Потребности младенца в питании и двигательной активности проявляются в спазматических подергиваниях, криках, движениях, жестах. Все это служит основой для выработки элементарных условных рефлексов, как питания, так и моторики (режим, положение, укачивание).
|
Эмоциональная стадия
|
От 6 месяцев до 1 года
|
В это время малыш, используя мимику и жесты, устанавливает отношения с окружающими людьми. Он выражает гнев, боль, симпатии, удовольствие. Наиболее тесный контакт у него устанавливается с матерью, что в первую очередь стимулирует его развитие. Начало этой стадии имеет наиболее важное значение для формирования психики.
|
Сенсомоторная стадия
(проективная)
|
от 1 года до 3 лет
|
Она характеризуется тем, что внимание ребенка начинает привлекаться к внешнему миру за пределами отношений с близкими взрослыми, благодаря появлению ориентировочного рефлекса и навыков хождения и речи.
|
Стадия персонализма
А) период противопоставления
Б) нарциссизма
В) подражания
|
от 3 до 5 лет
3 года
4 года
|
Она начинается с кризиса трех лет, во время которого у ребенка возникает чувство «Я» и стремление к большей самостоятельности в действиях. Он стремится подчеркнуть свое «Я». Затем появляется желание быть в центре внимания окружающих, а также стремление подражать другим людям.
|
Стадия различения
Учебная стадия
|
от 6 до 11 лет
|
На этой стадии расширяется круг взаимоотношений ребенка. В коллективе он чувствует себя и свободным, и подчиненным. В этом возрасте для него характерно стремление добиться признания. Появляется желание занять определенное место в коллективе. В этот период развиваются как взаимоотношения, так и умственные способности ребенка.
|
Стадия полового созревания и юношества
|
От 11 до 18 лет
|
Она характеризуется неуравновешенным развитием личности. Формирование психики отличается ярко выраженными противоречиями. Появляются такие чувства, как любовь и ненависть, самоуверенность и неуверенность, искренность и скрытность. Идеалы приобретают действенную силу в поведении. Развиваются самоанализ и самооценка.
|
Периодизация развития личности по А. Валлону.
В основе периодизации А. Валлона лежит связь социума и психики ребенка.
По мнению А.Валлона человеческий ребенок есть существо социальное генетически, биологически. Социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, социальное включено в биологию как абсолютная необходимость.
А. Валлон отмечает, что развитие когнитивных процессов тесно переплетено с эмоциональным и личностным развитием, причем эмоции в генезисе психической жизни появляются раньше всего остального, и ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям, так как именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением. Хотя Валлон не признает единого ритма развития для всех детей, но все равно выделяет периоды, каждый из которых характеризуется своими признаками, особенностями взаимодействия ребенка с другими людьми.
Последовательные стадии детства (по Валлону):
1. Импульсивная стадия(до 6 месяцев) — стадия рефлексов, автоматически развивающихся в ответ на раздражения, а затем появление условных рефлексов.
2. Эмоциональная стадия(с 6 до 10 месяцев) — характеризуется накоплением репертуара эмоций (страх, гнев, отвращение, радость, и пр.), позволяющих ребенку устанавливать контакты с людьми, влиять на их поведение. Эмоции тесно связаны с движением; у маленького ребенка движения тела свидетельствуют о психической жизни, являются внешним выражением эмоций. Первые формы контакта ребенка со средой носят эмоциональный аффективный характер, ребенок полностью погружен в свои эмоции и поэтому он сливается с соответствующими ситуациями, которые вызывают эти реакции. Ребенок еще не способен воспринимать себя как существо, отличное от других людей.
3. Начало практического мышления(с 10 до 14 месяцев) — начинает узнавать звуки, слова, жесты, выражать свои желания жестами, словами.
4. Проективная стадия(с 14 месяцев до 3 лет) — развитие независимости ребенка, благодаря овладению ходьбой, речью; ребенок способен исследовать и воздействовать на объекты, названия которых он узнает одновременно с их свойствами. Происходит переход от действия к мысли и это становится возможным благодаря подражанию. Действия подражания, по образцу действия других людей, действия по социальной модели, которая усваивается, ассимилируется человеком, показывают связь социума и психики ребенка.
5. Персоналистская стадия (с 3 до 6 лет) включает три периода:
— период противопоставления(в 3 года) — ребенок начинает испытывать потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность, что приводит ко многим конфликтам: ребенок противопоставляет себя другим, самоутверждает себя и при этом невольно оскорбляет окружающих людей, родителей, проявляет непослушание, негативизм. Этот кризис необходим в развитии ребенка. С этого момента, отмечает Валлон, ребенок начинает осознавать свою внутреннюю жизнь. Одновременно в когнитивном плане ребенок приобретает способность различать предметы по форме, цвету, размерам,
период нарциссизма (в 4 года) — ребенок проявляет усиленный интерес к самому себе, стремится выставить себя в выгодном свете, верит в свои сверхспособности (например,что он сильнее тока), упорствует в достижении своих желаний целей. В когнитивном плане восприятие становится более абстрактным, способен различать линии, графические обозначения;
период подражания(в 5 лет) — ребенок проявляет внимание к людям, к миру, испытывает привязанность к людям, поэтому воспитание ребенка в этот период «должно быть насыщено симпатией». Если в этом возрасте лишить ребенка привязанности к людям, то он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний или у него наступит психическая атрофия, след которой сохраняется в течение всей жизни. В этот период ребенок подражает и усваивает роли, придумывает себе героя. На протяжении всей персоналистской стадии мышление ребенка отмечено синкретизмом, он расшифровывает ситуации по какой-нибудь одной детали или по набору деталей, между которыми не способен установить причинно-следственные связи.
6.Учебная стадия (с 6 до 12 лет) — ребенок поворачивается к внешнему миру, осваивает знания о вещах, их свойствах, различной формы активности. Мышление становится более объективным, формируются умственные умения и операции.
7. На стадии полового созреваниявнимание подростка сосредоточивается на своей особе и своих потребностях, он узнает себя как сосредоточение различных возможностей, утверждает свою независимость и оригинальность. Таким образом, «заканчивается подготовка к жизни, которую составляет детство». В когнитивном плане развивается способность к рассуждениям и к связыванию абстрактных понятий.
Умственные способности человека достигают расцвета к 18 — 20 годам и до 60 лет существенно не снижаются. Различия между умственным потенциалом в старости и молодости выявляются, если учитывать скорость мыслительной реакции и уровень памяти. С возрастом снижается скорость мышления, ухудшается кратковременная память, скорость заучивания и приема информации, затрудняется процесс организации материала во время запоминания. Резкое ослабление умственной деятельности наблюдается у людей перед смертью. Нарушения познавательных процессов могут происходить в результате соматических и психических заболеваний.
Культурно-историческая теория развития ребенка
Л.С. Выготского
Л.С Выготский определил область своего исследования как «вершинную психологию» (психологию сознания), которая противостоит двум другим – «поверхностной» (теории поведения) и «глубинной» (психоанализ). Он рассматривал сознаний как проблему структуры поведения».
Л.С Выготский впервые ввел исторический принцип в область детской психологии. Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал он, в известном смысле уже продукт исторического развития человечества.
По Л.С Выготскому движущая сила психического развития обучение. Он ввел в психологию понятие зоны ближайшего развития. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития. Определяемых с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л.С Выготский, «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а цветами развития… Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».
Стадия
|
Возраст
|
Характеристика
|
Кризис новорожденности
|
|
Роды влекут за собой появления такого новообразования как – индивидуальная психическая жизнь
|
Младенчество
|
0-1 год
|
Жизнь зарождается в период эмбрионального развития, с рождением эта жизнь становится индивидуальным существованием (отдельно от матери). Эта индивидуальная жизнь, будучи первой формой бытия ребенка как социального существования, является и психической жизнью, т.к. только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей. Первый год жизни характеризуется переходным процессом, отделением от матери. Еда, сон и рефлексивное освоение мира – главные функции новорожденного
|
Кризис одного года
|
|
Превращение из новорожденного в ребенка возможно благодаря появлению таких новообразований как речь и хождение
|
Раннее детство
|
1-3 лет
|
Источником появления речи являются взаимоотношения и взаимодействия со взрослыми. Овладение речью приводит к перестройке всей структуры сознания. Ребенок начинает использовать речь как инструмент. В этот период ребенок открывает значения слов, начинает осмыслять те звуки, которые произносит взрослый, таким образом дает толчок для развития наглядно-действенного мышления. В это время ребенок еще может обобщать название предмета и его свойства, что можно увидеть из детского словообразования
|
Кризис трех лет
|
|
Ребенок начинает понимать, что он не продолжение матери, а другой, отдельный человек. Впервые говорит - НЕТ и Я САМ. Появляется следующее новообразование – это установление социальных отношений между ребенком и окружающими его людьми, т.е. социализация.
|
Дошкольный возраст
|
3-7 лет
|
Происходит наиболее сильное развитие всех психических функций (изменение речи, развитие мышления, счета, математики и т.д.). Развивается внутренняя речь и воля. Ребенок уже способен делать то, что ему не интересно. Но основной вид научения – игровая деятельность
|
Кризис семи лет
|
|
У ребенка появляется осмысленная ориентировка в своих переживаниях, т.е. ребенок открывает для себя мир своих переживаний. И появляются такие новообразования как самолюбие и самооценка.
|
Младший школьный возраст
|
7 - 12лет
|
Этот период очень напряженный для ребенка. Основная деятельность - социальная (обучение). Накопление пассивного словаря и освоение второй знаковой системы (чисел) дает толчок для развития логического и абстрактного мышления. Следовательно, происходит перекос в развитие левого полушария. Происходит сильное качественное изменение в сознании: формируется самооценка, значимым человеком становится учитель.
|
Кризис тринадцати лет
|
|
Появление рефлексии.
|
Подростко-вый (пубертат-ный) период
|
12 - 17лет
|
Появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: "наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные знаки) здесь вступают третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции и составляют основу самосознания. Из-за гармонального развития ребенок начинает наиболее ярко примерять на себя половую роль. До 17 лет ребенок живет в хаосе перевоплощения. Значимыми людьми становятся сверстники, родители обесцениваются. Также появляется умение оперировать абстрактными понятиями, освоение планирования и развитие логического мышления.
|
Кризис семнадцати лет
|
|
Социализация.
|
Юношеский период
|
17 - 21 года
|
Социальное опробирование себя. Проверка "дружбы" и в зависимости от этого формирование доверия или недоверия к людям. Происходит формирование молодых семей.
|
Л.С Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
Закон метаморфозы в детском развитии: есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, а существо обладающее качественно отличной психикой.
Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Так сознание развивается в системном и смысловом строении.
Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми. Отличительный признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность и они формируются пожизненно. Образуются в результате овладения специальными орудиями средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.
Основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты, по мнению Л.С Выготского, должны служить новообразования. Последовательность возрастных периодов должна в этой схеме определяться чередованием стабильных и критических периодов
Возраст
|
Стабильный характер развития
|
Критический характер возраста.
|
0-2 мес.
|
|
Кризис новорожденности
|
2 мес. - 1 г.
|
Младенческий возраст
|
Криз 1 года
|
1-3 г.
|
Ранее детство
|
Кризис 3 лет
|
3-7 л.
|
Дошкольное детство
|
Кризис 7 лет
|
8-13 л.
|
Школьный возраст
|
Кризис 13 лет
|
14-17 л.
|
Пубертатный возраст
|
Кризис 17 лет
|
Периодизация Геззла
-
Возраст
|
Характеристика
|
0-1 год
|
Максимальные темпы развития
|
1-3 года
|
Средние темпы развития
|
-18 лет
|
Низкие темпы развития
|
Гетчинсон
Выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости.
Первый из них — это период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, он тащит в рот. Съедобность становится мерилом всего. Длится период дикости до 5 лет, а максимума в развитии достигает в 3 года.
Следующий период — это период охоты и захвата добычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, действия тайком, жестокость, составление детских шаек, преобладают игры в пленных, засады, прятки. Длится он с 4 до 12 лет, но главные свои черты проявляет в возрасте 7 лет.
Третий период назван периодом пастушества. Выражена нежность к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши, подземелья. Длится от 9 до 14 лет, а пик приходится на 10 лет.
Четвертый период — земледельческий. Преобладающей страстью ребенка является садоводство. Продолжается с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет.
Последний период назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы. Любимые занятия — обмен, продажа, торговля. Начинается с 14 лет и продолжается у взрослого. Максимального развития достигает в 18-20 лет.
|
|
|