Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВАЧ1 (1). Лекции введение. Лекция Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран. План лекции



Скачать 2.11 Mb.
Название Лекции введение. Лекция Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран. План лекции
Анкор ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВАЧ1 (1).doc
Дата 08.10.2017
Размер 2.11 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВАЧ1 (1).doc
Тип Лекции
#10768
страница 1 из 40
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЧАСТЬ 1

ЛЕКЦИИ

Введение.
Лекция : Предмет и методология истории государства

и права зарубежных стран.

План лекции:


  1. Предмет и источники истории государства и права зарубежных стран.




  1. Методология и задачи курса истории государства и права зарубежных

стран

  1. Предмет и источники истории государства

и права зарубежных стран.

Исто­рия государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отно­шение как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. По своему характеру история государства и права зарубежных стран — правовая (юридическая) наука, по­этому она входит в число основных учебных курсов, кото­рые представляют собой неотъемлемую часть и необходи­мый элемент высшего юридического образования.

В отли­чие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы госу­дарственных и юридических учреждений.

В силу конкретно-исторического подхода к государ­ственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права зарубежных стран опериру­ет множеством фактов, конкретных событий политичес­кой жизни, деятельности государств, правительств, клас­сов, партий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом го­сударства и права. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.

Конкретно-исторические закономерности развития го­сударства и права имеют свою специфику по сравнению с закономерностями развития общества, ибо государство и право занимает в нем особое положение, обладает относи­тельной самостоятельностью.

История государства и права является частью социальной истории, которая изучает не только харак­терное, особенное в правовой жизни разных народов и стран, но и черты сходства, элементы заимствований и подражаний в мо­ральном, культурно-нравственном или хозяйственном общении и регулировании.

История государства и права призвана хранить и передавать достоверные знания и сведения об историческом опыте народов и стран в обла­сти обеспечения справедливого разрешения конфликтов личного или имущественного характера, об организации и разнообразной деятельности властных учреждений государства, о регламентиро­вании участия граждан и отдельных социальных групп в делах общества и государства.

Правовой опыт соседних народов всегда был объектом повы­шенного внимания не только законодателей и политиков, но и торговцев, дипломатов, военных, моряков, путешественников. В современных условиях насыщенного и интенсивного международного торгового и культурного общения этот интерес усилился еще больше. Для сегодняшних законодате­лей и реформаторов уже недостаточно знания одного отечествен­ного законодательства в его исторической эволюции и преемствен­ности, поскольку право в основных принципах и институтах лучше всего обозревается в общей картине истории права разных наро­дов и государств данного исторического региона (Европа, Азия, Ближний Восток) или группы регионов.

История права и государства предстает сегодня как самый вместительный исторический раздел современного правоведения — российского, иностранного и всеобщего правоведения и государ-ствоведения.

Вся история права может быть представлена двумя основны­ми различающимися периодами — правом в догосударственном обществен­ном состоянии и правом в государственно сплоченном обществе. В догосударственном состоянии это первобытное право, зарожда­ющееся в родообщинном сообществе людей, живущих родами и семьями, а также племенами и союзами племен. Первобытное пра­во как совокупность правил разрешения личных и групповых кон­фликтов на основе обычаев и связанных с ними ритуалов (напри­мер, в родственных, поземельных или договорных отношениях) можно считать догосударственным правом.

Возникновение государ­ства сопровождается усилением роли законов как велений государ­ственной власти, и это состояние можно назвать периодом суще­ствования права в государственно организованном и государствен­но сплоченном обществе.

История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисципли­ной — теорией государства и права, также изучающей за­кономерности развития государства и права. Но теория го­сударства и права с помощью логического метода отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые широко используются в учебном курсе истории государ­ства и права.

В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развива­ющихся в хронологической последовательности и проявля­ющихся в определенном историческом пространстве.

Таким образом, история государства и права изучает государство и право отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общеисто­рических закономерностей этих процессов, так и законо­мерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

В качестве рабочего определения можно предложить следу­ющее: история права и государства зарубежных стран изучает в избранных образцах возникновение, оформление и функционирование правовых обы­чаев и законов, а также их последующие изменения у разных народов мира в отдельные периоды от древности и средних ве­ков до современной эпохи.

Это обособленное направление изуче­ния и преподавания, имеющее свои предметисторию правовых правил и процедур в их взаимосвязи с властными учреждениями государства, общества или цивилизационной культуры (язык, об­ряды, мировосприятие, а также одежда, жилище, технические знания и умения, произведения искусства).

С момента появления государства история права предстает историей национального законодательства в его взаимосвязи и взаимозависимости с управляющей и регулирующей деятельнос­тью государства — его административными и судебными учреж­дениями, а также с организацией и деятельностью армии, по­лиции, тюремных учреждений и т.д.

Изучение истории права со­действует более четкому уяснению наиболее типичных и, сле­довательно, наиболее общих для многих народов обстоятельств и факторов возникновения и эволюции правовых и политических идей и институтов, позволяющих им жить мирно и плодотвор­но, избегая произвола и обеспечивая закон и порядок путем добровольного и устойчивого подчинения своим законам и обычаям.

Общественные союзы возникли еще в глубокой древности — родовые, племенные, а с появлением земледелия — территориаль­ные (община, государство). Все эти союзы на протяжении тысяче­летий наделялись совокупностью общих признаков: определенны­ми интересами, наличием объединяющего общественного начала (ему подчинены личные интересы), неких норм, указывающих приемы и средства поддержания внутреннего порядка в рамках общественного союза, и, наконец, наличием власти, которая при­меняет эти нормы и средства. И хотя государство представляет собой общественное явление, оно в то же время включает три не­обходимейших элемента — власть, территорию и население.

По­скольку политика государства в той или иной степени руководству­ется общественным мнением страны, оно становится также представителем или выразителем единства и индивидуальности народа, населяющего данную территорию.

Государственная власть простирается в пределах территории данного государства, а также в отношении некоторых лиц, пользу­ющихся в иностранном государстве правом экстерриториальности (посольства, военные отряды и др.).

Вместе с тем государственная власть в отличие от власти семейной или общинной, а также цер­ковной чаще всего опирается на принуждение, включающее силу, волю и принуждение.

Государственная власть в отличие от простых властей в семье или общине действует постоянно даже в случае смены лиц, ее осуществляющих.

Кроме того, государственная власть является неотчуждаемой — ее нельзя, к примеру, продать или заложить. Известная безответственность государственной вла­сти фиксируется в понятии суверенитета власти (монархический, народный, национальный и др.).

История государства и права относится к разряду фундаментальных обще­образовательных дисциплин в юридическом обучении и просвеще­нии, она содействует правильному юридическому мышлению и выработке профессионального кругозора.

Право ис­торически предстает в нескольких разновидностях своей внешней фиксации (источники права) или областей регулирования (отрасли права).

Источник права в данном случае следует понимать и как способ возникновения (формообразования) права (из обычая, из установлении верховного правителя), и как совокупность требо­ваний правового характера, обнаруживаемых в текстах законов или в правилах и процедурах, отвечающих требованиям давней об­щепризнанной традиции.

Право в его реальном, практическом проявлении предстает прежде всего как определенное требование или правило полезного и справедливого разрешения конфликта двух или больше­го числа заинтересованных в его разрешении сторон.

Закон в отличие от права есть письменно фиксируемое формальное предписание (правило, приказ) верховной власти в государстве, которое применимо лишь в пределах этого государства и подвластных ему территорий. Все лица (подданные, граждане) государства, подпадающие под формальные и абстрактные требо­вания закона, становятся связанными его требованиями. Государ­ственный аппарат власти и управления располагает возможностями для принудительного исполнения требований закона, если одного убеждения становится недостаточно,

Однако сам закон может быть справедливым или несправед­ливым, что тем не менее не является формальным препятствием для его исполнения. Его исправление или отмена традиционно является делом самого законодателя (монарха, парламента) или, в иных и более редких случаях, полномочием высшей (конститу­ционной) судебно-надзорной инстанции.

Обычное право (правовые обычаи) — это основанные на ча­стом употреблении широко известные правила правового назна­чения, регулирующие в догосударственном (родо-племенном) об­ществе такие типичные отношения, как бракосочетание, обязан­ности мужчины и женщины, стариков и детей, главы рода и жре­цов, права и обязанности родственников по линии мужа и жены, а также кары за обиды и причиненный вред.

На ранних стадиях первобытное (родо-племенное) право предстает большесемейным правом, основанным на реальном или предполагаемом родстве и семейных преданиях относительно способов разрешения тех или иных конфликтов между родственниками.

Первобытное право характеризуется следующими особеннос­тями существования и употребления: оно казуистично (опирает­ся на былые сходные случаи конфликтов и способов их урегули­рования), оно требует соблюдения ритуалов, иногда с использо­ванием элементов игры с определенными социальными ролями. Судебное разбирательство носит обвинительно-состязательный характер, когда участвующие стороны равны перед требованиями справедливого и мудрого обычая, существующего с незапамятных времен. Судебное рассмотрение конфликта проходит с участием судей-посредников, которые также имеют определенные обязан­ности по исполнению обычая восстановления справедливости, во имя примирения сторон и общего блага конкретного семейства, рода или племени.

Источники права это способы возникновения и фикса­ции правил и требований правового назначения. Самыми распро­страненными и типичными среди них были и остаются правовые обычаи и законы, принятые и поддерживаемые государственной властью. Гораздо реже и не у всех народов правовые требования и принципы входят в священные религиозные тексты, такие, как Веды, Библия и Коран. Чаще всего, особенно на первых стадиях общественного коллективизма, мифы и предания включали эти требования. Позднее таковым вместилищем сделались ученые ком­ментарии к священным текстам и преданиям, а также соответству­ющие разъяснения и комментарии к сборникам законов.

Кроме того, знание о праве можно получить из юридических документов, сообщающих о правовой, главным образом судебной, практике (решение дел, размеры взысканий, мера наказания и др.).

В средние века наряду со сборниками обычного (народного) права, которое передавалось от поколения к поколению в устной форме, появляются письменные документы королевского или поместного назначения (дарственные надписи с пожалованиями име­ний или должностей, судебные частные имущественно-правовые акты или же общие установления — королевские ордонансы, хар­тии, ассизы, указы, статуты). В этих установлениях содержались нормы, принципы и тре­бования, регулировавшие отдельные стороны государственной и частной жизни: налоги, содержание войска, вопросы престолонаследия, обязанности уважать и обеспечивать права и вольности отдельных общин или сословий — знатных и простолюдинов, рыцарей и горожан, купцов и ремесленников, лиц духовного звания (епископы, капитулы, монахи).

В современную историческую эпоху особое значение приобретают акты, в которых фиксируются важные принципы общественного и государственного строя, обладающие характерными признаками конституций, т.е. основных общеустроительных законов, и потому часто не изменяемые или изменяемые только при определенных и, как правило, перечисляемых условиях. Таковыми по замыслу были и некоторые средневековые акты — Великая хартия вольностей Англии 1215 г. Семь партид в Испании и др. В Новое время документами такого рода стали Конституция США 1789 г., Конституция королевства Франции 1791 г. или несколько ранее Билль о правах 1689 г. в Англии.

В Новое время все основные отрасли права, такие, как уголовное (карательное), гражданское, а также судебное право, подверглись кодификациямсобиранию в отдельные книги, более удобные в обращении, чем разрозненные законы. Это значительно облегчило не только пользование ими, но и научное их изучение и комментирование.

В истории государственного устройства существенное значе­ние имеют свидетельства эволюции или радикальной смены фор­мы правления (изменение способов организации и распределения правительственной власти в центре и на местах, связь чиновного состава властных учреждений с социальной структурой правящей элиты и остальной части населения и т.п.). Подобные сведения мож­но найти, во-первых, в официальных документах — программных заявлениях политических партий и движений, в документах учре­дительных собраний или текстах новых конституционных законов и т.д.; во-вторых, в воспоминаниях участников событий. Особым измерением политического режима может стать документация о роли партий и заинтересованных групп в выработке отдельных за­конов и законодательной политики в области обороны, охраны правопорядка, свободной конкуренции, социального страхования, образования, науки и проч.
2. Методология и задачи курса истории

государства и права зарубежных стран.
Государство и право изучается многими путями (методами), но самыми употребительными являются приемы практического и познаватель­ного назначения.

В прошлом веке методы научного исследования права, напри­мер в англосаксонском правоведении, представлялись в двух ос­новных разновидностях: в методе дедуктивного и методе индук­тивногоанализа.

Метод дедуктивного анализа основывался на базе абстракций (отвлеченных понятий), почерпнутых из современного состояния идей и правил.

Метод индуктивного обобщения базиро­вался на основе исторических и этнографических наблюдений.

В области индуктивной юриспруденции история государства и права представало одним из проявлений социальной истории, а история бралась в широком смысле всего знания о социальной эволюции человечества. По­скольку каждой науке присуще стремление к обнаружению тен­денций и даже законов (закономерностей), которые в правоведе­нии имеют вид общих принципов, управляющих определенными со­бытиями, исторический метод юриспруденции является по необхо­димости сопоставляющим и сравнивающим.

Формально-юридический метод. В центре правоведения как исторического, теоретического и практического изучения права традиционно был и остается формально-юридический анализ со­бытий и фактов, имеющих правовое значение и подлежащих истолкованию при помощи юридических терминов, конструкций и логики. Например, все основные стадии взросления человека и соответствующие события его личной жизни так или иначе попа­дают в сеть юридических дозволений, запретов и требований — рождение, взросление, вступление в брачный союз, обзаведение домашним имуществом, приобретение профессии.

Совокупность приемов узнавания и исследования юридических фактов, их оценка и истолкование по определенной схеме и с использованием специальных терминов, определений и конструк­ций (юридических фикций, принципов) называют также юридичес­кой догматикой.

Такой прием предполагает выработку умения пользоваться юридическими терминами и конструкциями (например, термины "фиктивный брак", "договорные обязательства юридического лица" и др.), выстраивать с их помощью логическую цепочку до­водов и выводов из отдельных положений законов, из формулиро­вок договорных обязательств и т.д.

Этот метод изучения и толкования права (главным образом юридических фактов или юридических текстов) назывался в рус­ском правоведении конца XIX в. формально-догматическим, а в современной зарубежной юриспруденции такой метод именуют аналитическим или юристическим.

Таким образом, характерной особенностью формально-юриди­ческого метода является совокупность приемов, нацеленных на изучение обязательных требований, которые включены в право­вые обычаи и законы. Этот метод помогает выработать умение от­личать юридические факты и события от всех иных, а также на­вык законно (законопослушно) использовать правовые дозволения и запреты на практике. В Законах вавилонского царя Хаммурапи, жившего 36 веков назад, есть положение, которое не утратило своего формального значения и сегодня: "если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина — не жена". Этот же метод помогает отличать юридические за­коны от других законов и правил (природных, моральных, техни­ческих, спортивных, ритуальных и т.д.).

Для формально-юридического метода характерно мышление дефинициями (определениями) и юридическими конструкциями (физические лица, юридические лица, наследование по закону или по завещанию), владение юридической логикой, для того что­бы уметь толковать и исполнять (применять) законы. А это умение предполагает овладение такими приемами логических умозаключении, как индукция и дедукция, а также рассуждение по ана­логии.

Этот метод весьма практичен и употребляется не только юри­стами-профессионалами, но и всеми заинтересованными в пра­вильном понимании юридических текстов людьми — от историков до политиков-практиков или участников судебного разбиратель­ства, от истца и ответчика до свидетелей и зрителей. Умение от­личать житейские события от юридических и обычную логику от юридической весьма существенно в делах не только лично-семей­ных (цепочка: человек родился — родился наследник с такой-то законной долей и т.д.), но и в договорных лично-имущественных, лично-властных, добрососедских и иных.

Таким образом, формально-юридический метод помогает уяс­нить, как тем или иным правом пользовались при разрешении вне­запных споров и затяжных конфликтов, какие принципы (исход­ные начала) имели при этом наивысший авторитет и получали свое применение в ходе изучения и толкования требований, установ­ленных законами государства, или требований неписаных законов (требований обычая, обычного права).

И все же формально-юридический метод не является исчер­пывающим в силу своей специализированности и ограниченнос­ти логикой юридического анализа и обобщений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
написать администратору сайта