Навигация по странице:
|
Лекции по Цветоводству. Лекция 1 Основные представления об истории ландшафтного дизайна
Эвиленовые водоросли - обычные обитатели небольших пресных стоячих акваторий. Форма тела эвиленовых водорослей хорошо приспособлена к движению в воде. Движение эвиленовых водорослей совершается с помощью жгута. Процесс размножения у эвиленовых водорослей наблюдается обычно вечером или рано утром.
Заключается он в делении особи надвое.
Зеленые водоросли - одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы разнообразного строения, часто зеленого цвета.
Харовые водоросли - представляют собой своеобразные крупные растения, резко отличающиеся от всех остальных водорослей. Они широко распространены в пресноводных прудах и озерах, приживаются в аквариумах с «жесткой» водой.
Набор ассимиляционных пигментов сходен с таковым у зеленых водорослей. При размножении этих клеток их ядра делятся метотически. Количество выявляющихся при этом хромосом у разных видов различное, от 6 до 70. Харовые водоросли - представляют собой своеобразные крупные растения, резко отличающиеся от всех остальных водорослей. Они широко распространены в пресноводных прудах и озерах, приживаются в аквариумах с «жесткой» водой.
Набор ассимиляционных пигментов сходен с таковым у зеленых водорослей. При размножении этих клеток их ядра делятся метотически. Количество выявляющихся при этом хромосом у разных видов различное, от 6 до 70.
Рисунки водрослей:
Лекция 16,17
Основы перспективы, цветовых сочетаний. Формы и симметрия в ландшафтной архитектуре
ЦВЕТ в садовом дизайне
Приступая к созданию сада, необходимо заранее продумать его структуру. Но если план расположения куртин, цветников, посадок деревьев и даже расположение огорода можно легко представить в масштабе на бумаге, то гораздо сложнее безошибочно создать цветовую композицию сада. Цветовая композиция – это сочетание цветовых пятен в пространстве, организованное в определенной закономерности и рассчитанное на эстетическое восприятие.
В теории цвета выделяют три основных (желтый, красный и синий) и три составных (или производных) цвета (оранжевый, зеленый и фиолетовый), получаемых в результате смешения основных. К теплым цветам относят желтый, оранжевый и красный. В любой композиции они всегда выделяются и служат главным акцентом, визуально приближая цветник к наблюдателю. Зеленый, синий и фиолетовый – холодные цвета, они зрительно отдаляют композицию. Растения с голубыми и синими цветами часто высаживаются для углубления перспективы по границе сада, или чтобы подчеркнуть тень под деревьями в саду.
Существует несколько принципов цветовых сочетаний, которые используются в создании садов. Наиболее просты по своей структуре монохромные цветовые композиции, в последнее время они приобретают все большую популярность у садоводов. При создании в саду монохромных цветовых композиций сочетаются между собой различные оттенки и тона одного цвета. Некоторые оттенки будут светлее основного тона, другие – темнее. Например, это может быть сочетание синего и различных оттенков голубого и фиолетового или (в зависимости от вкуса хозяина сада) красного и оранжевого. Многие классические сады созданы именно на основе монохроматической цветовой схемы. В продаже имеется широкий ассортимент многолетних и однолетних цветов разнообразных окрасок, что позволяет довольно просто создавать такие комбинации.
В монохромном саду сразу же формируется настроение, соответствующее общему тону. Сад из белых и серебристых цветов традиционно считается символом чистоты, и хотя такая композиция требует особо тщательного ухода, вечерами светлый и загадочный белый сад очень красив. Красные оттенки цветов повышают настроение, прибавляют бодрости. Сад, где преобладает желтооранжевая гамма, даже в самый пасмурный день будет напоминать о солнце и тепле. Построенные на оттенках зеленого садовые композиции идеальны для отдыха от городской жизни и снятия напряжения глаз, поэтому наиболее часто их создают, если в сад хозяева выбираются только на выходные. Сад в сине-голубой гамме успокаивает, снимает головную боль, покой и открытость – вот настроение синего сада. Фиолетовый цвет сада навевает фантазии, он мистичен, но изысканно красив. Розовые оттенки характерны для садов романтического стиля, в теплых розово-малиновых тонах уютно и спокойно.
При создании монохромной композиции надо учитывать, что при различном освещении растения одного и того же цвета воспринимаются по-разному. При ярком солнечном свете способность человека различать цвета притупляется, а при дневном освещении, но не на солнце, цвета теплых (желтооранжевых) тонов кажутся более яркими, чем цвета холодных (сине-фиолетовых) тонов. В пасмурный день растения, освещенные голубоватым отраженным светом неба, предстают в холодных тонах, и все цвета также приобретают синий оттенок и становятся немного темнее. На открытом месте с наступлением сумерек цветы и зеленые листья деревьев, освещенные низким заходящим солнцем, приобретают ярко выраженный красный оттенок. В свете электрических ламп красный цвет становится более насыщенным, оранжевый – краснеет, а желтый – тускнеет.
Таким образом, даже идеально составленная, но неудачно расположенная цветовая композиция может выглядеть плохо. На хорошо освещенном месте бледно окрашенные цветы романтической розовой композиции будут казаться выгоревшими, а слабый контраст светлых оттенков вызовет напряжение зрения. Если вы приезжаете на дачу по вечерам, красный сад, такой яркий и бодрый днем, будет встречать вас зловещим свечением, а изысканный фиолетовый сад осенним вечером станет слишком темным и мрачным. Поэтому местоположение сада зачастую определяет его цветовую композицию. Так мы подходим к добавлению цветов в основной тон сада.
Цветовые композиции из родственных цветов – для их создания используют цвета, расположенные по соседству в цветовом круге, например, сочетание красного, оранжевого и желтого. Переходы цветов в такой схеме похожи на сочетание цветов в радуге. Композиции из родственных цветов более спокойны и легки для восприятия, а главное – такие композиции практически всегда беспроигрышны и безупречны. Довольно сложно ошибиться при подборе оттенков подобной композиции, к тому же, остается больше простора для фантазии – например, можно сочетать пурпурнолистные кустарники с фиолетовыми и синими цветами. Необычайно элегантны сочетания растений с темнозеленой листвой с декоративными сортами, имеющими пестрые листья: с крапинками, каймой, прожилками. Также очень красиво дополняет зеленый цвет серебристая, золотистая, бронзовая, пурпурная листва некоторых растений.
Правда, следует помнить, что на восприятие цвета влияет расстояние, с которого мы его рассматриваем. На расстоянии 10¬50 м мы видим и воспринимаем все цвета и оттенки. С расстояния свыше 50 м и до 300 м хорошо различаются цвета и плохо – оттенки. А дальше 500 м мы видим лишь общий цветовой фон. Поэтому если вы хотите, чтобы композиция вашего сада впечатляла еще издали, нужно разнообразить ее другими цветами.
Максимальное разнообразие оттенков сада достигается в контрастных цветовых композициях. Для их создания используют цвета, расположенные напротив друг друга в цветовом круге – так называемые взаимодополняющие, контрастные цвета, например, сочетания красного с зеленым, оранжевого с синим, желтого с фиолетовым. Такие сочетания позволяют образовывать очень энергичные и активные цветовые композиции в саду. Создавать их сложнее, чем монохромные, надо соблюдать меру, иначе сад будет напоминать лоскутное одеяло. Зато удачные контрастные цветовые композиции прибавят вашему саду ярких, впечатляющих акцентов и пятен.
Для создания контраста также могут быть использованы цвета одного тона, резко отличающиеся друг от друга по светлоте. Например, темнофиолетовый ирис можно посадить рядом со светло¬фиолетовой примулой. Контраст может также получиться при сопоставлении разных цветов, одновременно различающихся и по степени яркости. Эффектно будет выглядеть сочетание темнобордового флокса и нежнокремовых анютиных глазок, темносинего люпина и соломенножелтых петуний, коричневых бархатцев и лимонножелтых гладиолусов. Лучше всего одновременный контраст по свету и цвету проявляется при сочетании фиолетовых цветов с желтыми, желтозелеными и светло¬зелеными тонами. Также очень красиво смотрится сочетание белого и темнофиолетового, но для смягчения получающегося жесткого светлотного контраста к ним можно добавить голубой цвет. Часто в контрастную композицию добавляют растения с серебристыми листьями (например, серебристые сорта хосты), они смягчают и нейтрализуют цветовые контрасты. Красивая и динамичная композиция может получиться при объединении серебристо¬серых тонов с фиолетовыми или темнопурпурными.
Чтобы создать удачную контрастную цветовую композицию, необходимо следовать основным принципам цветового дизайна, по которым строится общая цветовая схема сада: единство, фокальные точки, баланс, ритм.
Единство предполагает использование в саду растений близкого тона и оттенка. Это придает дизайну сада последовательность и объединяет различные элементы и его части. Используя этот прием с достаточным разнообразием цветовых оттенков, можно избежать ощущения монотонности. То есть даже в контрастной композиции необходимы монохромные фрагменты и участки, созданные с использованием родственных цветов (например, шпалера золотистолистных кустарников как отправная точка композиции должна перекликаться с желтыми цветами в других частях сада).
Фокальные точки – это элементы дизайна, привлекающие взгляд. Цвет выступает в качестве акцента всей композиции, и фокальной точкой может быть растение с необычным цветом листвы, стеблей или цветов. Например, это может быть фиолетовый ирис на альпинарии в розово¬палевых тонах. Но при создании таких цветовых акцентов важно не перестараться – большое количество фокальных точек сделают сад перегруженным и тяжелым для восприятия.
Баланс – это равное распределение визуальной нагрузки. В садах регулярного стиля этого достичь легко: все элементы просто размещают симметрично. Пейзажный стиль предусматривает асимметрию, поэтому баланс здесь достигается визуальным уравновешиванием общей картины с использованием различных растений и цветовых элементов. Этому принципу следовать сложнее, чем предыдущим, но есть старый прием, который широко используется садоводами: при формировании композиции можно оставить небольшие фрагменты уже подготовленной почвы незасаженными, а когда композиция будет завершена, и вскроются недочеты баланса, можно заполнить их растениями соответствующих оттенков для уравновешивания композиции сада. Также можно поэкспериментировать с расстановкой цветовых акцентов, если приобретать посадочный материал в контейнерах.
Ритм – это движение в пределах заданного, периодически повторяющегося мотива. Повторение выбранного цвета или сочетания цветов через определенный интервал заставляет наш взгляд скользить вдоль заданного направления. К примеру, если в цветнике, решенном в сиренево¬синих тонах, с определенной периодичностью высадить оранжевые лилии, привлекающие взгляд, то получится ритмичная композиция. Но если эта лилия будет в единственном экземпляре, или в виде букетной посадки, то она будет восприниматься нами как фокальная точка.
Если у вас мало опыта в создании цветовых композиций, то можно руководствоваться несколькими правилами, чтобы избежать ошибок в подборе цветовой гаммы:
смешивайте теплые цвета с теплыми, холодные с холодными;
используйте в создании цветочной композиции не более трех цветов (например, два основных и один производный);
- чем более чистые цвета вы используете, тем контрастнее будет композиция;
- на первом плане цветника следует размещать растения темных тонов, а светлые – на заднем плане, это создаст объем и визуально увеличит сад;
- в центральной части композиции можно посадить растение яркого цвета, который больше нигде в саду не встречается, это сразу привлечет внимание;
- белый цвет зрительно увеличивает объем садовых композиций, наполняя их светом, и помогает отделить друг от друга контрастные цвета;
- черный цвет усиливает и подчеркивает яркость всех остальных, особенно желтого и красного;
- не забывайте о цвете окружающих построек, их цвет также должен гармонично вливаться в общую композицию.
Главное: даже самый маленький садик, созданный со вкусом и чувством гармонии, будет выглядеть намного красивее, чем огромный парк, в котором как попало разбросаны пестрые цветовые пятна.
Формы и симметрия в ландшафтной архитектуре
Человека тянет на природу, он стремится к ней всеми возможными способами: от прогулок по паркам до обустройства своего жилья вдалеке от цивилизации. Люди часто хотят, чтобы их окружал не только стильный интерьер, но и красивая природа за стенами этих домов, поэтому все актуальней становится ландшафтный дизайн (формирование ландшафта) и озеленение территории. С ее помощью, можно решить целый комплекс проблем, связанных с по-настоящему комфортным обустройством пространства для человека.
Что означает термин «ландшафтный дизайн»? Попросту говоря, это декоративное садоводство, деятельность, направленная на формирование окружающей среды. Ландшафтный дизайн включает в себя обустройство городских парков, самих городов, озеленение, садоводство. Ландшафтное проектирование - научное направление, создавшееся из художественного синтеза и взаимодействия географии, истории, искусствоведения, философии, городского строительства и т.д. Перед началом обустройства окружающего пространства любого объекта, будь то дачный сад, или городской парк, нужно знать, что любой ландшафт и каждая отдельная его часть таит в себе не только возможности, но и ограничения. Необходимо не только выделить основные художественные особенности, но и учитывать естественные законы развития ландшафта.
Создание ландшафта и способы формирования его композиции прежде всего зависят от природных условий: климата, который создает условия для комфортного отдыха и определяет выбор растительности; рельефа, который обуславливает решения технического и художественного плана (из-за особенностей рельефа формируется природное разнообразие и культурный ландшафт); почва и растения - они обуславливают возможности озеленения и т.д.). Именно поэтому оценка геоморфологического состояния почвы и вероятности изменений на раннем этапе работ - обязательное условие для организации правильного дизайна участка. На стадии проектирования должен быть создан подробный анализ ландшафта участка. Должны быть детально рассмотрены все элементы, расположены и на проектируемой территории, и в пограничной территории. Во время процесса надо изучить почву и флору окрестностей. И только выполнив все исследования, можно начать проектирование ландшафта.
Собственник участка может сам активно участвовать в процессе создания дизайна ландшафта.
В ландшафтном дизайне существуют точно такие же правила, как и в других видах искусства: в архитектуре, живописи, поэзии, музыке. Эти правила диктует сама природа. Природный ландшафт состоит из нескольких взаимосвязанных элементов: воды, воздуха, растений и животных. Многие участки вокруг частных домов как в городе, так и за ним служат прекрасным примером ландшафтного дизайна.
Композиция в ландшафтном дизайне
Слово «композиция» пришло из латинского языка, где оно означает «связь, соединение». Обычно, говоря о какой-нибудь композиции, мы имеем в виду распределение различных форм, принадлежащих целому. Для того, чтобы создали композицию, необходимо учитывать и величину объектов, массу, фактуру, геометрическую форму, расположение, цвет и тени. Здесь также важны единство, пропорции, перспектива, законы линейной композиции, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, ритм, масштаб и многое другое.
Соотношения ландшафтного дизайна и геометрических форм
Природа не создала строгих геометрических форм, они - дело рук человека.
Каждый элемент природы плотно связан с какой-нибудь геометрической формой. К примеру, направьте взор вверх - кроны могут быть различных форм, но каждую из них можно представить как пирамиду, овал или шар. Низкорослые кусты, цветы и травы - плоскостной формы.
|
|
|