Навигация по странице:
|
Лекции по Цветоводству. Лекция 1 Основные представления об истории ландшафтного дизайна
Соотношение между размером форм в дизайне ландшафта.
При выборе деревьев и кустов, следует думать о контрастах: большой - маленький, высокий - низкий, конус - шар и т.д. Например, прямые дорожки прекрасно выглядят в сочетании с круглыми клумбами. Планируя дизайн участка, не стоит использовать много различных элементов; для достижения разнообразия лучше руководствоваться законами масштаба. Геометрические формы применяются в проектировании дорожек, газонов. В центре композиции необходимо использовать что-нибудь оригинальное, например, дерево необычной формы, редкий цветок, посаженный в клумбе или в кадке. Обстригаемые деревья и кусты в углах цветника или в концах дорожек быстро приобретут форму квадрата или прямоугольника.
Фактура
Фактура - характеристика поверхности предметов. Фактура кроны деревьев может быть грубой (дуб), средней (вяз, липа), изысканной (береза, ива).
Пространственный дизайн ландшафта
Речь идет о положении предметов по отношению одного к другому и взгляду наблюдателя. Раскладывая предметы в пространстве, можно получить фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композиции.
Сюжет
Проектирование любого ландшафта должно быть выполняемо по заранее сформулированной идее. На большой территории следует продумать последовательность пейзажей, связать с маршрутами походов, с естественным окружением.
Между эффектными видами встраиваются паузы в пейзаже, чтобы зритель получал эмоциональное отдохновение, а затем вновь был удивлен открывающимся природным видам. Этот метод ландшафтного дизайна позволяет избежать монотонности и создать постоянную смену видов.
Это актуально и проектируя небольшой участок, потому что, даже будучи ограниченным размером участка, дизайнер, умно распределяя территорию по зонам, должен придерживаться плана (английская лужайка, франуцузский или натуральный сад и т.д.)
Организация пространства
Любой ландшафт - это визуальное пространство, состоящее из:
проектируемых элементов (аллеи, дорожки, площадки, и т.д.);
объемных элементов (формы рельефа, камни, деревья, кусты, зеленые растения, здания и малые архитектурные формы);
плоскостных элементов (водоемы, газоны, лужайки и т.д.).
Создавая проектируемые композиции, требуется понимать закономерности зрительного восприятия.
Законы линейной перспективы
.
Объект выглядит лучше на горизонтальной плоскости или на плоскости с небольшим подъемом. Некоторые объекты интереснее выглядят с небольшим подъемом. Другие - при виде на них сверху или снизу. Например, водоемы и газоны лучше всего выглядят сверху, а некоторые на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть сверху.
При этом, расстояние между зрителем и удаленным объектом оптически уменьшается, спрятав между ними находящееся место (рельефные низменности, кусты). В таком случае наблюдатель не будет иметь пространства для сравнения, потому что удивляет не отдельная часть, а общий вид.
Чем дальше находится предмет от наблюдателя, тем больше смягчаются его цвет и контуры. Например, в дали видимые синие или сероватые оттенки лиственных или хвойных деревьев и кусты нестрогих форм верхушками увеличивают ощущение глубины пейзажа. Расположение на первом плане серебряных, пестрых или светлых оттенков лиственных визуально приблизит их к наблюдателю.
Свет и тень
Особое значение для дизайна ландшафта имеет освещение, контрасты цветов, света и теней: пейзажу придает стиль постоянная смена цветов и освещения, поскольку растения по особенному выглядят с утра, иначе в обед; сад по-разному выглядит в разные времена года.
Тени группе растений и зданиям придает выразительности, ощущение объемности. Требуется учитывать и стороны света, и наклон солнечных лучей и силу освещения в разное время суток. Боковое освещение контрастно выделяет фактуру растений и зданий, поскольку самым благоприятным освещением считается угол падения солнечных лучей величиной 15-45 ºС.
Различаются утреннее, дневное и вечернее естественное освещение. Самое эффективное - утреннее освещение: тени явные и четкие, хорошо выделяет особенности форм. Чтобы можно было бы использовать эффект освещения утренними лучами, нужно основные элементы ландшафта разложить в северном, южном или западном направлении от точки обзора.
Дневной свет слишком ярок, в нем формы тают, поэтому пейзажи не должны создаваться в южном или юго-западном направлениях. Объекты, которые нужно было осветить в западных лучах, проектируются в южном и восточном направлении от точки обзора.
Сочетание цветов
Выбирая цветовую гамму, необходимо учитывать на время года, изменения в росте и цвете растений. Летой, весной и осенью цветовая гамма устанавливается по цветам листов, цветков, плодов, корней и веток. Зимой, естественно, только по цветам корней и веток. В качестве фона деревьям могут служить цветники, газоны, водоемы.
Цвет
В цветовой гамме может быть более чем 130 оттенков, а общий пейзажный колорит меняется не меньше 9 разов в год. В создании цветовой гаммы одинаково важно обдумать не только общие цвета фона, но и детали; также следует учитывать влияние цвета на человеческий организм. К примеру, красный, оранжевый, желтый цвета вызывают веселое и радостное настроение, а фиолетовый, синий, зеленый, напротив, имеют успокаивающее воздействие, пульс замедляется и уменьшается артериальное давление.
Цветовые сочетания должны быть создаваемы по принципам цветовой гармонии: или на основании контраста, или как сочетание оттенков одного цвета. Важно, чтобы не было создано неумеренной яркости и впечатления хаоса.
Контрастные сочетания теплых цветов создаются при сближении нескольких цветов: основной и противоположный ему, дополняющий цвет (красный - зеленый, оранжевый - синий, фиолетовый - желтый). Цвета нельзя сочетать в одинаковом количестве: они должны занимать различные площади, чтобы не портить зрительное впечатление.
Цвет и свет
В ландшафтном дизайне цвет и свет плотно сочетаются:
Красный свет на ярком дневном освещении становится ярче, ближе к зрителю; под вечер он служит фоном и создает впечатление глубины.
Желтый цвет словно приподнимает поверхность, придает ему ощущение большего пространства. Белый и желтый распространяются на сходные, более темные цвета.
Голубой цвет в дневном освещении отдаляет объект, поэтому часто для оптического увеличения небольшого пространства. В вечерних лучах объекты темно-синего, фиолетового и черного цветов «уменьшаются».
Зеленый цвет - самый спокойный, он сбалансирует другие цвета. Но все же на больших зеленых пространствах человек не чувствует себя уютно и взглядом ищет деталь какого-нибудь другого цвета.
Важнейшие средства ландшафтного дизайна - ритм, контраст, нюанс, симметрия и асимметрия.
Ритм
Ритмическое построение - повторение отдельных элементов и повторение расстояний между ними (пример - аллеи). Постоянное ощущение ритма создается при повторении элементов не меньше 4-6 раз. Ради разнообразия между ними можно поставить скульптуру, фонтан, газон, небольшой родник или группу кустов.
Контраст
Контраст - это очевидное различие характеристик объектов (форма, цвет, размер, пространства открытое и закрытое и т.д). В ландшафтном дизайне можно использовать сразу несколько контрастных характеристик, но контраст не должен быть слишком частый и острый. Группы (деревьев, кустов, обочин и т.д.) количество декоративных признаков не должно превышать одиннадцати. Например, в группе деревьев и кустов можно выделить контрасты или нюансы:
форма;
фактура;
лист;
способ ветвления;
цветение.
Создавая композиции пейзажей, обязательно сочетать контрасты и нюансы.
Нюанс
Нюансы - тонкий переход, едва заметное различие цветов, форм, пространств. Наблюдать нюансы нужно вблизи, поэтому они требуют особой внимательности и размышления. Проектируя ландшафт, можно использовать цветовые нюансы, например, в группе кустов и деревьев сформировать различные верхушки, но с их объединяющим нюансом - схожей плотностью цветения.
Симметрия и асимметрия
В ландшафтном дизайне гармония и симметрия достигаются двумя способами: симметрией и асимметрией. Асимметричные композиции должны создавать впечатление, что сумма элементов ландшафта - водоемы, группы деревьев, цветники, освещение - в одну сторону (сторону взгляда) равняется сумме контрастирующих элементов с другой.
Для симметричного планирования характерно внесения порядка и строгости; точное осевое деление территории, основы которого одинаковы, как и маленькие детали, размещаются на одинаковом расстоянии от перспективы основной оси - так создается впечатление благородства.
Иногда симметрия и асимметрия сплетаются в одном ландшафте: парадная часть рядом с домом, выполнена в классическом стиле (симметрично), а часть парка оставлена в стиле пейзажа (асимметрична).
Разнообразие ландшафта («исправленного» пейзажа) в архитектуре обязательно не только на общем плане сада, но и в деталях. Использование пространства и умное его заполнение - главные задачи архитектора ландшафта. Это сложная работа, поэтому, не имея необходимых знаний и опыта, оформление своего участка лучше предоставить профессионалу.
Стили ландшафтного дизайна
Стиль - это прежде всего использование определенных растительных элементов и сочетание отдельных растений, вид декоративной отделки. Он должен хорошо сочетаться со стилем дома. Выбирая стиль, также надо учитывать и разнообразие моды, национальные особенности, традиции, природные условия земли. Также важны особенности территории, внимательно обдумать детали и позаботиться об экологии.
Различаются формальный (геометрический) и свободный (пейзажный) стили.
Формальный стиль
Этот стиль в наше время не столь популярен, как раньше. Его характерные черты: строгость линий, регулярность, геометричность форм и участков и симметричность. Подрезание деревьев и кустов придет им различные геометрические формы. Формальный стиль обычно придает территории строгий, благородный вид, ощущение порядка и организации. Но особенно строгий стиль может перерасти в излишнюю помпезность.
Пейзажный стиль
Создается на востоке, позже распространяется по всей Европе. Особенность стиля - сохранение естественности (гармония дикой природы). Например, наблюдая водоем свободных очертаний, в голову не придет мысль, что это - создание рук человека. Такой ландшафт создавать сложно потому, что изменение необходимо как можно больше приблизить к самой природе. Симметрическое расположение объектов гармонично входит в естественный пейзаж. Свободный стиль придает участку романтичности. На такой территории господствуют свобода и гармония.
|
|
|