Навигация по странице:
|
поурочка труд. Урок 1 Как работать с учебником Изделие папка достижений
Раздел 1
ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ДРУГ
Урок 1
Как работать с учебником
Изделие: папка достижений.
Задачи урока:познакомить учащихся с новым учебником и рабочей тетрадью; актуализировать знания, полученные в 1 классе (материалы и инструменты, приемы работы с бумагой, способы соединения деталей в изделии, правила разметки, правила работы с шаблонами, ножницами, клеем); познакомить на практическом уровне с понятиями «цветовая гамма», «сочетание цветов».
Планируемые результаты:уметь самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться ими; оформить (декорировать) папку достижений с использованием разных цветов; уметь применять знания, полученные в 1 классе.
Основные термины и понятия:ремесла, оттенок, гамма цветов.
Ресурсы и оборудование.У учителя: учебник, рабочая тетрадь, изделия из бумаги, пластилина, природных материалов (а также по возможности изделия, выполненные учащимися в 1 классе, их фотографии и т. д.), таблица для кроссворда, образец папки достижений, таблицы по технике безопасности (безопасность в классе, работа режущим инструментом, клеем), шаблоны геометрических фигур (треугольники разной формы и разных размеров, круг, квадрат, прямоугольник). У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, папка (для оформления; о том, что ее надо принести, учитель должен предупредить учащихся заранее), простой карандаш, резинка, ножницы, цветная бумага, клей, приспособления для работы с клеем (тряпочка, подкладной лист, кисть).
Ход урока
В начале урока целесообразно обратить внимание учащихся на значение понятия «технология». Дети с помощью учителя вспоминают, что технология — это наука, которая учит, как правильно изготавливать и обрабатывать вещи, предметы, машины из разных материалов, а также экономно расходовать материалы и силу человека, чтобы созданное им было полезным, качественным и недорогим; наука, которая помогает человеку изготовить много интересных нужных вещей из разных материалов. Учащиеся могут высказать свои предположения о том, чем они будут заниматься на уроках технологии во 2 классе.
Учимся новому. Учитель: «В прошлом году изучать эту науку нам помогали учебник и рабочая тетрадь. По страницам учебника мы путешествовали вместе с героями: Аней — дизайнером и Ваней — изобретателем. Давайте откроем наш учебник на странице 3 и прочитаем обращение, которое написали нам авторы». С помощью учителя ребята читают обращение «Здравствуй, дорогой друг». А затем проходит его обсуждение: «Куда мы отправляемся в этом году с Аней и Ваней? Что значит путешествовать в прошлое? (Мы будем говорить о событиях прошлого или изучать технологии прошлого.) Что такое ремесла? Обратите внимание, что слово „ремесло“ выделено синим цветом. Что это значит? (Это значит, что определение слова можно найти в словарике юного технолога, который приводится в конце учебника.) Давайте и сейчас заглянем в словарик и проверим, правильно ли мы предположили, что такое ремесла». Вместе с учителем ребята открывают учебник на с. 94—95 и читают определение.
Продолжить знакомство учащихся с УМК для 2 класса можно, предложив ребятам рассмотреть учебник и рабочую тетрадь и найти различие и сходство с комплектом для 1 класса. Учитель: «В учебнике на странице 2 даны важные условные обозначения. Давайте посмотрим на них и определим, какие из них нам знакомы и что они обозначают, а какие встречаются впервые. А как смогут нам помочь значки на странице 4? Мы с вами рассмотрели учебник и рабочую тетрадь, которые помогут нам на уроках. Но еще нам понадобятся материалы и инструменты. Дайте определения этим понятиям». Чтобы учащиеся вспомнили и рассказали о тех материалах и инструментах, которые им известны из курса 1 класса, можно использовать кроссворд. Учитель читает определения материалов и инструментов, учащиеся их отгадывают, и учитель вписывает отгадки в клетки кроссворда. «Так, в изучении какого предмета помогут нам эти материалы и инструменты? Прочитай слово, получившееся по вертикали». (Буквы Х, О, Я должны быть вписаны сразу.)
1. Материал, изготовляемый из природного сырья (шерсти животных, волокон растений, нитей шелкопряда) или искусственных волокон.
2. Липкий затвердевающий состав для плотного соединения, скрепления частей чего-нибудь.
3. Письменная принадлежность в виде деревянной палочки со стержнем из смеси глинистой массы с графитом.
4. Жесткий колпачок, надеваемый на палец при шитье для упора иглы и для защиты от уколов.
5. Искусственный пластический материал, часто используемый для лепки.
6. Материал, изготовляемый из растительных волокон, тряпичной массы и используемый для письма, печатания, а также для других целей.
7. Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками.
Далее с помощью иллюстраций учебника (с. 5) и материалов, заготовленных учителем, дети рассказывают о еще не названных материалах и инструментах и правилах работы с ними.
Делаем сами. Учитель: «Сегодня для работы нам понадобятся такие материалы, как папка и цветная бумага». Используя иллюстрации и текст учебника на с. 6, дети с помощью учителя планируют, что может войти в их папку достижений, какие в ней будут разделы, как они будут использовать эту папку.
Учитель: «Чтобы создать какое-либо изделие самостоятельно, надо сначала провести анализ готовой поделки и составить план работы». Учитель помогает учащимся провести анализ изделия, таким образом способствуя освоению ими нового вида деятельности, — показывает образец папки достижений и задает вопросы: «Каким способом оформлена папка? (Способом аппликации.) Какой использован материал? (Бумага.) Какой формы фигуры для аппликации? (Геометрические: треугольники, квадрат, круги.) Вы также для своей композиции будете использовать геометрические фигуры. Давайте составим план работы над изделием. Что необходимо сделать в первую очередь? (Необходимо разметить детали.) То есть первый пункт плана — разметка. (Далее следует вырезать детали, затем приклеить.) Значит, второй пункт — раскрой, а третий — сборка».
Необходимо подробно обсудить, как выполняется каждый пункт плана.
Разметка.Учитель: «Размечать детали будем с помощью шаблона. Вспомните правила разметки деталей по шаблону. (Размечаем на изнаночной стороне, при этом экономим бумагу.) (Учитель использует памятку № 6 из приложения. Также учителю необходимо подготовить шаблоны геометрических фигур для разметки. Использовать следует картон, чтобы шаблоны получились прочными и служили дольше. Нобор геометрических фигур может быть любым в зависимости от желания учителя.) Выбрать цвет — непростая задача, нужно научиться сочетать цвета между собой, то есть грамотно соединять. Красивые сочетания разных цветов можно наблюдать в природе. Рассматривая радугу, мы видим цвета в такой последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Между каждой парой цветов есть много промежуточных оттенков. Эти цвета делятся на холодную (фиолетовый, синий, голубой, зеленый и их оттенки) и теплую (красный, оранжевый, желтый, зеленый и их оттенки) гаммы — группы цветов и оттенков. Цвета в каждой гамме хорошо сочетаются между собой. Три цвета — красный, желтый и синий — называются основными. Каждый из них имеет дополнительный цвет, который получают при смешивании двух основных цветов. Черный и белый — нейтральные цвета, они сочетаются со всеми другими цветами. Основные цвета (красный, синий и желтый) сочетать между собой следует очень осторожно. Каждый цвет имеет много оттенков от светлого до темного, например: от светло-серого до черного, от светло-голубого до темно-синего, от желтого до красного. Цвета, подобранные в такой последовательности, хорошо сочетаются между собой.
Для нашей работы можно выбрать те цвета, которые использованы в учебнике. Посмотрите на цвета разделов учебника, выбирайте те же цвета бумаги и размечайте детали на них».
Раскрой.Учитель: «Следующий этап предполагает вырезание деталей. Вспомним правила работы режущим инструментом (с помощью материала из приложения)».
Сборка.Учитель: «Перед тем как приклеивать детали, разложите их на папке. Вспомним правила работы клеем (с помощью памятки № 8 из приложения). Теперь можете приклеить детали».
Подведем итоги. Итогом урока является проведение выставки работ учащихся, с помощью которой можно проконтролировать и оценить результаты работы. Выставку организует учитель. Дети рассказывают о своей папке достижений, материалах и инструментах, которые они использовали, почему подобрали именно такие цвета для своей папки. Критерии оценивания работ: аккуратность, композиция, оригинальность и т. д.
Домашнее задание.Подготовьте с помощью родителей рассказ о тех поделках, которые у вас дома украшают комнаты или кухню. На следующий урок принесите небольшую баночку (желательно продемонстрировать пример) и луковицу.
Роговцева Н. И. Уроки технологии. 2 класс
|
|
|
|