Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ярославская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения
Кафедра Мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий кафедрой МПЗ и МК
В.А.Соловьев
«29» мая 2013г.
ТЕМА № 1
ЛЕКЦИЯ
«Методологические и правовые основы жизнедеятельности
человека»
Для студентов 2 курса всех факультетов ЯГМА
обсуждена на заседании кафедры
«29» мая 2013г. протокол № 14
ЯРОСЛАВЛЬ 2013г.
ПЛАН ЛЕКЦИИ
ТЕМА № 1 «Методологические и правовые основы жизнедеятельности человека»
Учебные цели:
Сконцентрировать внимание студентов на наиболее сложных и узловых моментах при изучении данной темы.
Показать значение безопасности жизнедеятельности как науки в сохранении жизни и здоровья населения, создании комфортных условий жизнедеятельности и сохранении РФ как государства.
Материальное обеспечение: Схемы, таблицы, плакаты, презентация на мультимедийной системе.
Общее время: 2 часа (90 мин.)
Расчет учебного времени:
№№
п/п
|
Содержание занятия
|
Время
(мин.)
|
Примечание
|
I.
|
Вступительная часть
|
3мин.
|
|
II.
|
Основная часть:
|
85мин.
|
|
1. Человек и среда обитания. Переход к техносфере.
|
20мин.
|
|
2. Основы взаимодействия человека со средой обитания.
|
25мин.
|
|
3. Понятие об опасности. Классификация опасностей. Риск в жизни человека.
|
20мин.
|
|
4. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
|
20мин.
|
|
III.
|
Заключительная часть
|
2мин.
|
|
Литература для самостоятельной работы по теме лекции:
«Медицина катастроф» Организационные вопросы. И.И. Сахно В.И. Сахно, 2002г.
«Безопасность жизнедеятельности» Учебник для вузов под редакцией С.В. Белова. М. Высшая школа 2009г.
«Защита населения и территорий в ЧС» Фалеев М.И. г. Калуга 2001г.
«Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» Учебное пособие под редакцией Г.Н. Кирилова М. 2009г.
Введение
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (БЖ) — это наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Она изучается опасности угрожающие человеку, среде обитания, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
Основной целью изучениядисциплины является - формирование у студентов профессиональной культуры безопасности, привитие навыков по обеспечению безопасности в сфере своей деятельности, защите человека от негативных внешних воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.
Вопрос № 1 «Человек и среда обитания. Переход человечества к техносфере»
Вам, со школы, известно, что «жизнь это, форма существования материи». Человек существует в процессесвоейжизнедеятельности.
Жизнедеятельность по своей сути представляет собой процесс взаимодействия факторов внутренней среды организма с окружающей средой.
Проявления жизнедеятельности человека более многочисленны, чем у других организмов. И под «жизнедеятельностью человека» понимается не только совокупность процессов, протекающих в его организме, но и процессов, осуществляемых человеком в окружающей среде с целью удовлетворения своих биологических и социальных потребностей.
Среда обитания человека – это окружающая человека среда, с ее природными и антропогенными факторами, которые прямо или косвенно влияют на самочувствие и состояние здоровья человека. Она характеризуется совокупностью различных факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.
Среда обитания человека может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют такую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Среду обитания, с негативными факторами называют неблагоприятной.
Человек, осуществляя свою жизнедеятельность, не только зависит от среды обитания, он воздействует на нее, и может оказывать на среду обитания благоприятное или неблагоприятное воздействие. Поэтому отношения человека с окружающей средой рассматриваются в аспекте взаимности и эти отношения образуют постоянно действующую систему «человек — среда обитания». В процессе этого взаимодействия человек реализует свои физиологические и социальные потребности.
В современном мире человек существует в двух средах обитания:
I. Природной (обитание в биосфере),
II. Техногенной (обитание в условиях производства, города, быта).
Современная схема взаимодействия человека со средой обитания
I. Биосфера — это область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы.
На протяжении многих веков воздействие человека на биосферу было незначительным, то начиная с середины XIX века, преобразующая роль человека в развитии биосферы существенно возросла.
Это связано было с:
1. Ростом численности населения на Земле.
Это связано с достижениями в медицине, повышением комфортности жизни, ростом с/х, что способствовало увеличению продолжительности жизни человека. Наиболее высокий уровень прироста населения характерен для стран Африки, Центральной Америки, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая.
Статистические данные о численности населения Земли.
Годы
|
1840
|
1930
|
1962
|
1975
|
1987
|
1999
|
2006
|
Численность населения, млрд чел.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
6,5
|
Период прироста, лет/
1 млрд чел.
|
500 тыс.
|
90
|
32
|
13
|
12
|
12
|
>6
|
Варианты народонаселения планеты.
1-й вариант - неустойчивое развитие. К концу XXI в. возможен рост численности до 28—30 млрд. чел. В этих условиях Земля уже не сможет (при современном состоянии технологий) обеспечивать население достаточным питанием и предметами первой необходимости. С определенного периода начнутся голод, массовые заболевания, деградация среды обитания и, как следствие, резкое уменьшение численности населения и разрушение человеческого сообщества.
2-й вариант-устойчивое развитие. Численность населения стабилизируется на уровне 10 млрд. чел., что при существующем уровне развития технологий жизнеобеспечения будет соответствовать удовлетворению жизненных потребностей человека и нормальному развитию общества.
2. Урбанизацией населения. Одновременно с демографическим взрывом идет процесс урбанизации населения планеты.
В период 1950— 1990 гг. в городах мира проживало:
Годы
|
1950
|
1970
|
1990
|
Городское население Земли, %
|
29
|
37
|
42
|
Городское население России, %
|
48
|
63
|
75
|
К 1990г. в США урбанизировано 70 % населения, в РФ к 1995г. — 76 %.
Интенсивно растут крупные города: в 1959г. в СССР было три города-миллионера, в 1984г. — 22. В 2012 году прибавилось еще два (Красноярск и Воронеж).
Город, страна
|
Данные на 2000г.
|
Прогноз на 2015г.
|
Токио (Япония)
|
26,5
|
27,2
|
Нью-Йорк (США)
|
16,8
|
17,6
|
Сан-Паулу (Бразилия)
|
18,3
|
21,2
|
Мехико (Мексика)
|
18,3
|
18,8
|
Шанхай (Китай)
|
14,7
|
23,4
|
В обозримом будущем в мире появятся мегаполисы с численностью населения 25—30 млн. чел.
По итогам переписи 2002 г., население г. Москвы около 10 млн чел.
Урбанизация непрерывно ухудшает условия жизни, уничтожает в городах природную среду. Для крупных городов характерен высокий уровень загрязнения компонентов среды обитания. Так, атмосферный воздух городов содержит значительно большие концентрации токсичных примесей по сравнению с воздухом сельской местности (оксида углерода — в 50, оксидов азота — в 150 и летучих углеводородов — в 2000 раз).
3. Ростом потребления энергетических и сырьевых ресурсов, так же а ростом промышленности, с/х производства, численностью транспорта.
Увеличение численности населения Земли, военные нужды стимулируют рост промышленного производства, транспорта, приводят к росту потреблению сырьевых ресурсов. Во второй половине XX в. каждые 12—15 лет удваивалось промышленное производство ведущих стран мира, что приводило и к удвоению выбросов загрязняющих веществ в биосферу.
В СССР в период с 1940 по 1980г. возросло производство электроэнергии в 32 раза; стали — в 7,7; автомобилей — в 15 раз; добыча угля в 4,7, нефти — в 20 раз.
Высокими темпами развивались химическая промышленность, объекты цветной металлургии, производство строительных материалов и др.
Постоянно увеличивается мировой автомобильный парк: с 1960 по 1990г. он вырос со 120 до 420 млн. автомобилей.
Развитие промышленности, технических средств сопровождается вовлечением в производство все большего числа химических элементов и тем самым увеличением выброса загрязняющих веществ:
Использование в производстве химических элементов
Годы
|
1869
|
1906
|
1917
|
1937
|
1985
|
Известно
|
62
|
84
|
85
|
89
|
104
|
Использовалось
|
35
|
52
|
64
|
73
|
90
|
В настоящее время насчитывается более 500 вредных веществ, загрязняющих атмосферу, и количество их увеличивается.
Интенсификация с/х производства. В целях повышения плодородия почв и борьбы с вредителями используются удобрения и фитотоксиканты.
При избыточном применении азотных удобрений почва перенасыщается нитратами, фосфорными удобрениями — фтором, стронцием, при использовании нетрадиционных удобрений (отстойного ила) соединениями тяжелых металлов. Избыточное количество удобрений приводит к перенасыщению продуктов питания токсичными веществами (нитратами).
Пестициды, применяемые для защиты растений от вредителей, опасны и для человека. Попадая в пищевые цепи, питьевую воду они обладают мутагенным и другими отрицательными воздействиями на человека.
4. Техногенные аварии и катастрофы.
До середины XX в. человек не обладал способностью инициировать крупномасштабные аварии и катастрофы. Появление ядерных объектов, рост химических и других производств, сделали человека способным оказывать разрушительное воздействие на экосистемы. Примером тому служат трагедии в Чернобыле, Бхопале.
И последнее это связано :
5. С войнами и вооруженными конфликтами.
II. В результате активной деятельности человека во многих регионах нашей планеты была разрушена биосфера и замещена техносферой.
Техносфера - это новый тип среды обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду.
Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, росту коммуникабельности, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. С одной стороны, это благоприятно отразилось на условиях жизни и положительно сказалось на продолжительности жизни людей.
Но техносфера породила очередной парадокс — с одной стороны человечество обезопасило себя от многих естественных опасностей, но пришло к другим опасностям, связанным с производством, использованием техники и технологий.
Сейчас на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах и в мегаполисах.
Территория Москве (данные 2000г.) занята следующим образом:
Вид использования
|
Доля, %
|
Строения, объекты экономики
|
52,9
|
Зеленые насаждения
|
34,2
|
Транспортные магистрали
|
10,0
|
Водоемы
|
2,9
|
Вопрос № 2
«Основы взаимодействия человека со средой обитания»
Взаимодействие человека со средой обитания, основано на передаче между элементами системы потоков масс веществ, их соединений, энергий всех видов и информаций.
Человеку эти потоки необходимы:
- для удовлетворения своих потребностей: в пище, воде, воздухе, информации;
-выделения в жизненное пространство механической, интеллектуальной, тепловой энергии, отходов биологического процесса и др. потоков.
В среде обитания человека существуют следующие виды потоков:
1. Потоки в естественной среде:
солнечное излучение, излучение звезд и планет;
космические лучи, пыль, астероиды;
электро-магнитные поля Земли;
2. Потоки в техносфере:
потоки сырья, энергии;
потоки продукции отраслей экономики;
отходы экономики;
информационные;
транспортные;
3. Потоки в социальной среде:
информационные (обучение, управление, сотрудничество);
людские (рождаемость, миграция, урбанизация);
потоки наркотических средств, алкоголя и др.;
4. Потоки, потребляемые и выделяемые человеком в процессе жизнедеятельности:
потоки воздуха, воды, пищи, алкоголя, табака, наркотиков;
потоки энергии (механической, тепловой, солнечной и др.);
информации;
потоки отходов процесса жизнедеятельности;
Зависимость жизненного потенциала человека от температуры
Одной из способностей организма является толерантность —т.е.способность переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.
Например, температура атмосферного воздуха. В естественных условиях на поверхности Земли она изменяется от - 88 до + 60 °С, в то время как температура внутренних органов человека за счет терморегуляции организма сохраняется близкой к 37 °С.
Реальные температурные условия пребывания человека в атмосферном воздухе могут изменяться в широких пределах: от - 40°С и ниже (работа на открытых площадках в зимних условиях) до + 40°С и выше при пребывании в условиях жаркого климата.
При выполнении тяжелых работ и высокой температуре окружающего воздуха температура тела может повышаться на несколько °С. Наивысшая температура внутренних органов, которую выдерживает человек + 43 °С, и наоборот при низкой температуре - Т тела падает, минимальная + 24 °С. Установлено, что при температуре воздуха в 27...28°С эффективность работы человека снижается, а число ошибок возрастает. При температуре воздуха более 30 °С работоспособность человека уже значительно падает.
Для человека, комфортная температура летом составляет 23 - 25 °С, зимой — 22 - 24 °С;
Отклонения температуры среды от комфортных значений на 2 - 5 °С (зона II) считаются допустимыми, поскольку не оказывают влияния на здоровье человека, а лишь уменьшают производительность его деятельности. Нижняя граница допустимого температурного уровня — + 18°С. Известно, что при температуре + 13°С несчастные случаи на производстве происходят на 34 % чаще, чем при 18°С.
Дальнейшие отклонения температуры окружающего воздуха от допустимых значений (зона III) сопровождаются тяжелыми воздействиями на организм человека и ухудшением его здоровья (нарушение дыхания, сердечной деятельности и др.).
При больших отклонениях температуры окружающего воздуха от допустимых значений (зона IV) возможен перегрев (гипертермия) или переохлаждение (гипотермия) организма человека, и получение им тепловых или холодовых травм.
Пример 2. Интенсивность звука. (Децибел — Логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений).
Уровень звука обычно выражают в дБА. Уровнь звука в местах возможного пребывания человека может изменяться в широких пределах от 0 до 160 дБА и сопровождаются широкой гаммой ответных реакций организма человека.
При уровнях звука до 20 дБА человек чувствует себя комфортно не реагируя на наличие звуков в окружающей его среде;
уровни звука до 50 дБА не влияют на здоровье человека, занимающегося интеллектуальной деятельностью, а у людей, связанных с физическим трудом, верхняя граница может быть расширена до 80...85 дБА. Эти значения уровня звукасоответствуют предельно допустимым условиям воздействия звука на человека в процессе его деятельности.
Дальнейший рост уровня звука свыше 85 дБА при длительных его экспозициях (до нескольких лет) может приводить к тугоухости, а при уровнях звука 140 дБА и выше возможно травмирование органа слуха в виде разрыва барабанных перепонок или контузии. При уровнях 160 дБА может наступить смерть человека.
Таким образом, изменяя мощность потока в среде обитания, можно получить ряд характерных ситуаций взаимодействия в системе «человек — среда обитания», а именно:
комфортное (оптимальное), когда потоки создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей продуктивной деятельности и работоспособности; гарантируют сохранение здоровья человека;
-
допустимое, когда потоки, воздействуя на человека, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека.
опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания;
чрезвычайно опасное, потоки имеют высокие уровни и за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к смерти.
Из выше сказанного можно заметить, что воздействие среды обитания на человека может быть позитивным или негативным, характер воздействия определяют параметры потоков веществ, энергий и информаций.
Влияние внешней среды на человека приходится учитывать при анализе множества патологических состояний возникающих в организме человека. Изменения геомагнитного фона, атмосферного давления, вспышки на солнце, фазы луны, шум, освещенность и т.д. могут нанести вред здоровью, привести к травмам, заболеваниям или даже вызвать смерть.
Сейчас мы видим в нашем обществе - раннее снижение воспроизводительной функции, деградацию людей молодого и среднего возраста, резкое омоложение ряда тяжелых болезней, сокращение продолжительности жизни, особенно мужчин и, как результат в целом вымирание нации.
Вопрос № 3
«Понятие об опасности. Классификация опасностей. Риск в жизни человека».
Понятие - опасность трактуется по разному. В современном русском языке слово «опасность» обозначает возможность чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.
В технической литературе под опасностью понимают «явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека».
В медицинской среде «опасность» трактуется, как возможность причинения вреда организму – в виде заболевания, травмы, ухудшения течения болезни, смерти.
Опасностью обладают все системы - имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.
Источником опасности может быть все живое и неживое, и подвергаться опасности также может все живое и неживое.
Влиянию опасностей подвергается: человек, природная среда, материальные ценности. Есть аксиома: Жизнедеятельность человека потенциально опасна.
Мир опасностей, угрожающих человеку, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в пространстве в конкретный момент образует «поле опасностей».
Причинно – следственные поля опасностей, в которых находится человек.
Первый круг опасностей (непосредственно действующих на человека):
опасности, связанные с климатическими и погодными изменениями; содержанием вредных примесей в атмосферном воздухе, в воде и продуктах питания; возникающие при стихийных явлениях и техногенных авариях.
Опасности второго круга (воздействуют на источники опасностей первого круга). Это отходы объектов экономики и быта; технические средства, здания и сооружения, обладающие недостаточным уровнем безопасности; недостаточная подготовка руководителей производства по вопросам обеспечения безопасности проведения работ.
Опасности третьего круга (не всегда выражены достаточно четко). Сюда можно отнести: отсутствие необходимых знаний и навыков у разработчиков технологических процессов, технических систем, зданий и сооружений; отсутствие эффективной системы руководства вопросами безопасности в отрасли экономики; недостаточная подготовка научных и руководящих кадров в области безопасности жизнедеятельности и др.
Источниками (носителями) опасностей являются:
естественные процессы и явления,
техногенная среда,
действия людей.
Опасности реализуются в виде энергии, веществ, информации. Опасное воздействие зависит: не только от его параметров, но и от способности объекта защиты воспринимать тот или иной поток вещества, энергии или информации. Например, воздействие шума на человека. Уровень звука 55 дБА не создает опасной ситуации для рабочего механического цеха, но является опасным для человека интеллектуального труда.
Классификация опасностей.
Признак классификации
|
Вид (класс)
|
По происхождению
|
Естественные, Антропогенные, Техногенные.
|
По видам потоков
|
Энергетические, Информационные
|
По интенсивности потоков
|
Опасные, Чрезвычайно опасные
|
По длительности действия
|
Постоянные, Переменные, (периодические), Импульсные (кратковременные)
|
По видам зон воздействия
|
Производственные, Бытовые, Городские (транспортные и др.), ЧС.
|
По размерам зоны воздействия
|
Локальные, Региональные, Межрегиональные, Глобальные
|
По степени завершенности процесса воздействия опасности
|
Потенциальные, Реальные, Реализованные
|
|