Навигация по странице:
|
Политология. М. В. Бутырина политология
ГЛАВА 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА
5.1. Понятие политической элиты и ее функции
Как мы уже указывали, властные отношения асимметричны. Общества всех типов по своей внутренней структуре обычно делятся на два класса: те, кто правит (правящее меньшинство), и те, кем правят (управляемое большинство). Те, которые правят, называются элитой.
Понятием элиты (лат. eliger – отбирать, фр. elite – лучший, отборный, избранный) обозначаются группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в различных сферах общественной жизни.
Выделяют более широкое понятие «властвующая элита» (рис.5.1). Принадлежность к ней определяется занятием господствующих позиций в обществе, наивысшими показателями в своей профессиональной сфере. Различают столько видов элит, сколько существует видов власти в обществе. Политическая элита – это лишь часть властвующей элиты.
Рис. 5.1. Властвующая элита
Политическая элита – это составляющая меньшинство общества, достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа лиц, обладающая качествами лидерства, способная к управленческой деятельности, непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.
Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений. Политическая элита концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. Обладание властью обеспечивает привилегированное и господствующее положение в обществе.
Кроме того, политическая элита характеризуется структурным постоянством ее властных отношений. При изменении (смене) персонального состава элиты эти отношения в своей основе остаются неизменными. Сменялись вожди племен, монархи, бояре, дворяне, народные комиссары, партийные секретари, президенты, парламентарии, министры, но отношения господства и подчинения между элитой и массами сохраняются. Всякое правление является олигархичным, что неизбежно предполагает господство немногих над многими.
Без политической элиты невозможно функционирование государства. Деление общества на управляющих и управляемых обусловлено следующими факторами:
выделение в ходе разделения труда особого вида профессиональной деятельности – управленческого труда, требующего компетентности, особых знаний и способностей;
иерархическая организация общества проявляется в господстве одних людей и подчинении других, поэтому социальное деление на руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых неизбежно;
-
естественное неравенство людей по умственным, психологическим, организаторским, нравственным качествам и способностям к управленческой деятельности ведет к отчуждению большинства граждан от власти и политики и нежеланию участвовать в политических процессах;
высокий статус управленческой деятельности связан с возможностью получения различных социальных привилегий, почета, славы;
практическая невозможность осуществлять всеобъемлющий контроль за политическими руководителями;
политическая пассивность широких масс населения, интересы которых обычно лежат вне сферы политики.
Элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, непосредственно обладающую властью, и неправящую, оппозиционную.
По объему властных функций различают следующие уровни правящей элиты:
высшая политическая элита принимает наиболее значимые для всего общества решения (высшие руководители органов государственной власти, непосредственное окружение президента, монарха, премьер-министра, спикера парламента, лидеры ведущих политических партий, политических фракций в парламенте);
средняя политическая элита формируется из выборных должностных лиц (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры, лидеры политических партий и общественно-политических движений, руководители избирательных округов);
низшая политическая элита образуется политическими деятелями местного масштаба (руководители и депутаты местных органов власти, деятели партий на региональном уровне).
В качестве самостоятельной группы выделяется административная элита (бюрократия), монополизирующая в своих руках технико-организационные средства власти. К ней принадлежит высший слой государственных служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления. Политическая элита намечает главные цели деятельности государства, а на бюрократический аппарат возлагается их реализация. Если между ними нет единства целей, бюрократия может саботировать выполнение любого общего плана. Как правило, хотя и не всегда, положение бюрократии в политических системах более стабильно, чем положение политической элиты.
Иногда в политических системах складываются и такие ситуации, когда, достигая высокого уровня власти, политическая элита и бюрократический аппарат настолько возвышаются над обществом, что полностью стараются избежать его контроля. В результате возникает опасное явление, называемое политическим отчуждением.
Американский политолог, экономист Энтони Даунс (род. 1930) утверждает, что бюрократии свойственно сочетание проблем «утечки власти» и «бюрократической негибкости». Поскольку существует множество несовпадающих интересов, а контроль внутри бюрократической организации несовершенен, происходит ослабление власти начальства по мере того, как его приказы спускаются вниз по иерархической лестнице к тем, кому они предназначены. Данную «утечку власти» пытаются компенсировать за счет усиления централизации, внутренней специализации, принятия разнообразных регулирующих правил, из-за чего усиливается косность всей бюрократической структуры.
Элиты – носители наиболее ярко выраженных управленческих качеств. Элитарность исключает усредненность людей, отражает соревновательность, конкуренцию в области политической жизни. По различным оценкам в разных странах численность политической элиты не превышает 2–4 тысяч человек. Это весьма узкий, немногочисленный слой общества.
Важнейшими критериями эффективности деятельности политической элиты являются: достигнутый уровень прогресса и благосостояния широких масс населения, политическая стабильность общества; национальная безопасность, оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.
Функции политической элиты многообразны, сложны и связаны с большой ответственностью. Самыми существенными из них являются следующие:
1) Руководство и управление обществом. Политическая элита – основной резерв руководящих кадров для политического, экономического, административного, культурного и т.п. управления. Контролируя самые разнообразные ресурсы, политическая элита имеет возможность влиять на условия жизни людей.
2) Стратегическая функция. Политическая элита разрабатывает стратегии и тактики развития общества, определяет политическую программу действий, разрабатывает концепции назревших реформ. Эта функция в полной мере реализуется на высшем уровне политической элиты.
3) Мобилизующая функция. Для реализации стратегического курса политической элите необходимо организовать массы на воплощение политических решений в жизнь.
4) Коммуникативная функция. В политических программах элиты должны найти отражение мнения, интересы, потребности различных социальных групп и слоев общества. Политическая элита должна уметь видеть особенности настроений различных социальных общностей, реагировать на изменения общественного мнения и вовремя принимать соответствующие им решения. Эта функция также должна обеспечивать работу каналов взаимосвязи с массами, к которым относятся СМИ, PR-службы, социологические центры и т.п.
5) Интегративная функция. Она призвана обеспечить стабильность общественной жизни, снимать острые противоречия и конфликты. Для этого действия политической элиты должны быть направлены на сплочение различных слоев населения, гармонизацию и согласование социальных интересов, достижение консенсуса и сотрудничества с политическими оппонентами.
Необходимо отметить, что содержание и границы функций, которые призвана выполнять политическая элита, определяются конституцией страны, другими нормативными актами. На содержание функций также значительное влияние оказывает политический режим данного государства.
5.2. Механизм формирования политической элиты
В политологии выделяют две системы рекрутирования элит – система гильдий и антрепренерская система. Они влияют на социальное представительство, профессиональную компетентность, эффективность деятельности политической элиты. В чистом виде они встречаются редко. Выбор той или иной системы обусловлен политическими традициями, социальной стратификацией, степенью однородности культуры и т.д. С точки зрения воспроизводства элиты система гильдий является закрытой системой отбора, а антрепренерская – открытой. Закрытая система рекрутирования элит характерна для недемократических режимов, в которых элита предстает в виде касты (номенклатуры) и воспроизводится в основном за счет нижестоящих слоев самой элиты по длинной бюрократической лестнице. Открытая система присуща демократически организованным обществам.
Основные черты системы гильдий:
узкая социальная база формирования политической элиты, из нижестоящих слоев самой элиты;
наличие многочисленных формальных требований, необходимых для занятия должностей (возраст, образование, стаж работы, прежняя должность, партийность, характеристика руководства и т.д.);
ограниченный круг лиц, осуществляющих отбор в элиту;
отсутствие конкуренции.
Данная система отбора сильна преемственностью, уравновешенностью политических решений, стабильностью, предсказуемостью политики. Однако такая элита склонна к бюрократизации, консерватизму, отрыву от общества и превращению в привилегированную касту.
Основные черты антрепренерской системы:
широкая социальная база формирования политической элиты, представители различных социальных групп могут претендовать на занятие должностей в политической структуре общества;
-
небольшое количество формальных требований, необходимых для занятия должностей;
отбор в элиту могут осуществлять все избиратели страны;
конкурентный характер отбора;
высокие требования к личным качествам и способностям претендентов на руководящие должности.
Антрепренерская система ценит выдающихся личностей, открыта для молодых кадров, реформ и нововведений. В то же время для нее характерен большой риск и непрофессионализм в процессе принятия решений, слабая предсказуемость политики.
Важнейшими факторами, гарантирующими политическую элиту от деградации, являются:
широкая гласность ее деятельности, связанная со свободой слова, отсутствием монополии на СМИ, наличием альтернативных органов печати, радио, телевидения;
политический плюрализм, обеспечивающий свободную конкуренцию, соперничество политических элит;
разделение властей, создающее равновесие, компромисс, баланс интересов различных социальных сил;
открытость элит для социальной мобильности за счет установления сроков пребывания у власти выборных и назначаемых лиц;
строгое соблюдение законности, демократических процедур политического процесса.
В функциональном плане политическая элита осуществляет стратегическое руководство страной, участвует в разработке и проведении в жизнь политических программ, экономических и правовых реформ. Кроме того, политическая элита является посредником во взаимоотношениях между различными слоями и группами в обществе, между правящими группировками.
Объективное существование в обществе института политической элиты требует выработки эффективных методов отбора, позволяющих их своевременно обновлять, представлять широкие слои населения, контролировать и заменять.
5.3. Элитарные теории
Вопросы, связанные с управлением обществом, с его делением на правящее меньшинство и подчиняющееся большинство, волновали людей с древнейших времен. Так, древнекитайский мыслитель Конфуций (ок. 551–479 гг. до н.э.) говорил, что существуют разные нормы поведения людей: одни предназначены для «благородных», призванных повелевать, другие для «низких», чья участь – смирение и покорность. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) был твердо убежден в том, что демос (народ) нельзя допускать к управлению государством, т.к. он склонен к наслаждениям и утехам. Править обществом должны философы – аристократы духа, обладающие добродетелью мудрости. Римский сенатор Агриппа (ок. 63–12 гг. до н.э.) считал, что большая часть человечества играет роль «тяглового скота» и не может обойтись без «погонщиков» – без аристократии.
Однако элитарные теории стали активно разрабатываться только на рубеже XIX–XX вв. Представителями классических элитарных концепций являются Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс.
Понятие «политический (правящий) класс» впервые ввел в научный оборот итальянский правовед, социолог и политолог Гаэтано Моска (1848–1941). Он доказывал неизбежное деление любого общества на две неравные по своему положению в обществе группы: на правящую элиту (управляющий класс) и остальную массу, толпу (управляемый класс).
Класс управляющих осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется различными преимуществами. Массы управляются и регулируются со стороны элиты и поставляют ей необходимые материальные средства для поддержания жизнеспособности политической сферы общества. Г. Моска считал организованность элит их главным преимуществом, благодаря которому они искусно управляют обществом и идеологически обосновывают свою верховенствующую роль.
В истории постоянно происходит вечный круговорот элит, неизбежность смены одной элиты другой. Так, на смену феодальной элите пришла более жизнестойкая и адекватная времени буржуазия. При этом Г. Моска полагал, что экономические факторы не играют решающей роли в развитии общества. По его мнению, общество конституируется не экономикой, а политикой.
Другой итальянский экономист, социолог и политолог Вильфредо Парето (1848–1923) пришел к выводу, что элита существует в любых обществах и при любом политическом строе и делится на правящую и неправящую (контрэлиту). Правящая элита («лисы» – эксперты по обману масс) прямо или опосредованно участвует в управлении, неправящая («львы» – ориентация на насилие, материальную или религиозную силу) – не имеет доступа к руководящим функциям в силу своего специального статуса и различных иных барьеров.
В. Парето также описал процесс циркуляции элит, который заключается в том, что часть элиты перемещается в низшие слои, а наиболее способные представители масс могут подняться по «социальной лестнице» и попасть в состав элиты. Циркуляция элит, по мнению В. Парето, способствует сохранению социальной и политической стабильности в обществе. Прекращение же циркуляции приводит к революции, которая обязательно завершается сменой элит: правящая элита заменяется контрэлитой. Таким образом, историю творят не массы, не идеи, не какие-либо социальные силы, а утверждающие свою мощь элиты.
Еще один представитель итальянской научной мысли, социолог, политолог и экономист Роберто Михельс (1876–1936) открыл «железный закон олигархии». Поскольку человеческая цивилизация невозможна без наличия крупных организаций, а руководство ими не может осуществляться всеми ее членами, выделяется и создается специальный управленческий аппарат и руководящее ядро (лидер). Развитие любой организации, любого общества приводит к формированию управленческого слоя. Со временем этот слой выходит из-под контроля рядовых членов, отрывается от них, создает для себя привилегии и стремится к постоянству своей власти. Рядовые члены организации некомпетентны, пассивны, равнодушны к политике и повседневной деятельности организации. Управляющие им льстят, поощряют их некомпетентность, неосведомленность и пассивность. К помощи масс прибегают только в случае опасности со стороны соперничающей с ними группы. Постепенно руководящая группа становится все более изолированной и замкнутой и имеет тенденцию к превращению в правящую элиту. Так действует «железный закон олигархии», поэтому любым обществом всегда будет править олигархическая элитная группа. Демократия, по мнению В. Парето, в современную эпоху невозможна.
Американский социологи и политолог Чарлз Райт Миллс (1916–1962) является представителем леволиберальных элитарных концепций. Он доказывал, что политическая элита имеет единые социальные корни, обладает четко выраженным групповым сознанием, общей волей к действиям и консолидированностью. Элита находится на высшем уровне власти и тем самым обеспечивает себе богатство и известность. Массы не имеют возможностей активно участвовать в политике и эффективно использовать такие демократические институты, как выборы, референдумы и т.п. Р. Миллс утверждал, что пропасть, которая реально существует между элитой и массами, преодолеть практически невозможно. Элита всегда будет стремиться осуществлять власть только в своих интересах.
Ярким представителем ценностных теорий элитарности является испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955). Элита – малочисленная творческая и активная часть общества, способная к управленческой деятельности. Она сформировалась путем естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом. Положение элиты как высшего слоя оправдано тем, что она отвечает общественным потребностям в целом. Х. Ортега-и-Гассет полагал, что существование и функционирование элиты в обществе не только не противоречат демократии, но и являются условием эффективного развития общества. Социальное равенство должно пониматься как равенство возможностей.
С точки зрения теории демократического элитизма, сторонником которой был американский экономист и политолог Йозеф Шумпетер (1883–1950), элита рассматривается как защитник либерально-демократических ценностей – свободы, равенства, права. Элита не властвует, а лишь руководит массами с их добровольного согласия посредством свободных выборов. Выборы являются тем средством, которое заставляет элиту ощутить свою ответственность за принимаемые политические решения. Массы же интересуются, прежде всего, правами на труд, социальное обеспечение и т.п. и бывают радикально и эмоционально настроены на борьбу за обладание ими.
Еще одна разновидность современных элитарных теорий – концепции плюрализма элит, одним из представителей которых был американский социолог и политолог Дэйвид Рисмен (род. 1909). Элит в обществе много и власть распределяется между различными группами элит, которые оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Границы между элитами и массами весьма условны, поскольку доступ в элиту открыт не только представителям крупного капитала, но и тем, кто обладает выдающимися личными качествами и способностями. Элиты контролируются массами посредством выборов, референдумов, опросов, СМИ, групп давления. Конкуренция между элитами предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс.
Эти и другие элитарные концепции направлены, прежде всего, на то, чтобы «скрыть» противоречия, существующие между «толпой» и выдающимися личностями, оправдать необходимость руководства массами со стороны «избранных», лучших представителей господствующего класса, убедить народ в неспособности к самостоятельной политической деятельности, защитить систему социальных привилегий.
|
|
|