Навигация по странице:
|
Политология. М. В. Бутырина политология
5.4. Политическая элита российского общества
В конце 80-х–начале 90-х гг. ХХ в. в России начались изменения, которые затронули и политическую элиту. Началась борьба между старой и новой элитой, развернулся процесс перераспределения собственности, изменилась оценка престижа различных видов деятельности.
Процесс смены элит в российском обществе до сих пор нельзя считать завершенным. В обобщенном виде его можно представить следующим образом (табл. 5.1):
Таблица 5.1. Характер и тенденции изменений элиты советского и российского общества
|
Отношение к власти и собственности
|
Монополия на власть; власть как право распоряже-ния собственнос-тью; основная мас-са доходов форми-руется путем при-вилегий и льгот
|
Утрата монополии на власть, активиза-ция «капитализации» власти, сращивание власти с экономи-ческой элитой; об-мен частью полити-ческой элиты вла- сти на собствен-ность; трансфор-мация привилегий и льгот в экономи-ческие ресурсы
|
Механизмы легити-мации власти
|
Идеология, обосно-вывающая право на власть и принятие решений; патерна-лизм35; демонстра-ция эффективности технической модер-низации
|
Критика этакрати-ческой (номенкла-турной) элиты со стороны контрэли-ты; утрата механизма легитимации власти; неспособность соз-дать новую систему ценностей, объеди-няющих общество
|
Рекрутирование (прин-ципы формирования)
|
Система фор-мальных правил (кооптация36); ог-раничение само-воспроизводства элит; номенкла-турная37 система отбора
|
Кооптация как механизм фор-мирования элиты дополняется вы-борами
|
Степень
открытости
|
Закрытая элита; меж-ду элитой и общес-твом – система кор-пораций, созданных самой элитой («бю-рократический кор-поративизм»); дру-гих каналов связи элиты и масс нет
|
Расширение досту-па в элиту из неэли-тных групп в конце 80-х–начале 90-х гг. и обновление соста-ва элиты; в 90-х гг. ограничился приток новых членов в эли-ту из неэлитных групп
|
Отношения внутри элит
|
Идеологически объединенная, монолитная,
иерархичная; жесткая субор-динация38
|
Утрата обяза-тельной объе-диняющей иде-ологии; обра-зование кон-курирующих внутриэлитных групп; дезин-теграция литы; отсутствие консенсуса
|
Период
|
Элита советского общества (на начало 80-х гг.)
|
Постсовет-ская элита
|
Сегодняшняя российская политическая элита образована за счет бывшей советской номенклатуры (80%), дельцов теневой экономики и небольшой прослойки талантливой научно-технической интеллигенции. Ее слабость заключается в низком уровне интеграции. В ней существуют различные группировки, в которых идет острая конкурентная борьба за власть, сферы влияния, собственность, капиталы. По мнению многих аналитиков и экспертов, существует лишь консенсус по вопросу о том, что правящая элита должна иметь высокий уровень жизни.
У большинства составляющих элиту групп отсутствует легитимность. В то время как уровень жизни властей предержащих резко растет, уровень жизни основной части населения страны остается крайне низким и унизительным.
Элита также оказалась неспособной создать систему новых ценностей и идеалов, которые бы объединили страну и мобилизовали массы на достижение совместных целей. В целом можно утверждать, что современная российская политическая элита пока не готова эффективно выполнять свои социальные функции перед обществом.
Вопросы и задания
1. Раскройте условия и факторы, порождающие элитарность общества.
2. Сравните основные положения теории элит Г. Моска, В. Парето, Р. Миллса. Заполните следующую таблицу:
Положения концепции
|
Г. Моска
|
В. Парето
|
Р. Миллс
|
Признаки определения элиты
|
|
|
|
Роль элиты в обществе
|
|
|
|
Типы элит
|
|
|
|
Методы господства
|
|
|
|
Жесткая иерархичность в советский период проявлялась через неподотчетность высших слоев низшим, низкий уровень конкуренции, невысокая степень конфликтности между внутриэлитными группами.
Патернализм (лат. paternus – отцовский) – система социального покровительства высших слоев низшим.
Кооптация (лат. cooptatio – довыборы) – административный отбор в правящую элиту наиболее способных членов общества.
Номенклатура (лат. nomenclatura – перечень, роспись имен) – партийная бюрократия, которая воспроизводила себя не через особое экономическое отношение к средствам производства, а через монопольное положение в системе власти, через свою собственность на государство.
Жесткая иерархичность в советский период проявлялась через неподотчетность высших слоев низшим, низкий уровень конкуренции, невысокая степень конфликтности между внутриэлитными группами.
3. Назовите основные качества, которыми, по вашему мнению, должны обладать представители политической элиты для выполнения своих функций.
4. Дайте оценку той роли, которую играет политическая элита в составе властвующей элиты.
5. Раскройте взаимосвязь политической и экономической элит.
6. Сравните системы отбора элит, заполнив таблицу:
Критерии отбора
|
Система гильдий
|
Антрепренерская система
|
Требования, предъявляемые для вхождения в элиту
|
|
|
Механизм отбора
|
|
|
Степень представительности
|
|
|
Возможности продвижения в элиту для представителей неэлитных групп
|
|
|
7. Согласны ли Вы с утверждением французского политолога Дж.П. Ледонна, что специфической чертой российского правящего класса на протяжении всей истории было и остается «эгоистическое удовлетворение своих потребностей и максимилизация власти военной элиты»? Ответ аргументируйте фактами.
8. Дайте оценку суждению: «Наверху собираются сливки. Но и пена тоже».
9. Приведите конкретные исторические примеры того, как в зависимости от политического режима меняются содержание и направленность функций политической элиты.
10. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соотвествуют друг другу:
а) корпоративизм;
б) правящая элита;
в) лоббизм;
г) неокорпоративизм;
д) группы интересов;
е) политическое лидерство;
ж) рекрутирование элиты;
з) циркуляция элиты;
и) бюрократический корпоративизм;
к) артикуляция интересов;
л) агрегирование интересов;
м) кооптация;
1) объединения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние (давление) на государственные политические институты в целях обеспечения принятия наиболее благоприятных для себя решений;
2) неоднородная социальная группа (или совокупность групп), занимающая привилегированное положение в обществе, обладающая властью и возможностью влияния на общество;
3) перемещение части элиты в неэлитные группы и присоединение к элите наиболее способных и талантливых членов неэлитных групп;
4) ограниченное число принудительных, иерархически ранжированных и функционально дифференцированных групп интересов;
5) постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или значительную социальную группу;
6) механизм формирования элиты;
7) целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти в целях реализации специфических интересов;
8) демократическая система согласования интересов, выражаемых крупными фирмами, организациями, ассоциациями;
9) функционирование корпораций под жестким контролем государства и в строго государственных рамках;
10) преобразование социальных чувств, эмоций и ожиданий в политические требования;
11) согласование потребностей, их иерархизация и выработка общегрупповых целей;
12) административный отбор в элиту новых членов.
Прокомментируйте следующие высказывания:
«Цари и правители не те, которые носят скипетр или избраны кем попало, или получили власть по жребию или насилием или обманом, но те, которые умеют управлять» (Сократ, древнегреческий философ V–IV вв. до н.э.).
«Во всех обществах – от наименее развитых и цивилизованных и до самых развитых и могущественных – обнаруживаются два класса людей – класс, который правит, и класс, которым правят. Первый, всегда менее многочисленный, берет на себя все политические функции, монополизирует власть и пользуется преимуществами, которые из нее вытекают, тогда как второй, более многочисленный, руководим и управляем первым, иногда более или менее законно, а иногда более или менее волюнтаристски и насильственно» (Г. Моска, итальянский правовед, социолог и политолог XIX–XX вв.).
«Главная идея термина «элита» – превосходство… В широком смысле я понимаю под элитой таких людей, которые свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени» (В. Парето, итальянский экономист, социолог и политолог XIX–XX вв.).
«История человечества – это история постоянной смены элит; одни возвышаются, другие приходят в упадок» (В. Парето, итальянский экономист, социолог и политолог XIX–XX вв.).
«Свобода никогда не исходила от правительства. Свобода всегда исходила от его подданных» (В. Вильсон, президент США 1913–1921 гг.).
«Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право» (Г. Ибсен, норвежский драматург XIX–начала XX вв.).
«С сотворения мира всегда, как правило, правит и будет править меньшинство, а не большинство. Это верно для всех форм и типов управления, для монархии и для республики, для эпох реакционных и для эпох революционных. Из управления меньшинства нет выхода… Одно меньшинство сменяется другим меньшинством» (Н.А. Бердяев, русский философ и историк XIX–XX вв.).
Темы докладов, рефератов, сообщений
Классические элитарные теории.
Современные концепции элит.
Правящий класс царской России, советская номенклатура, современная российская элита: ретроспективно-сравнительный анализ.
Российская история с точки зрения концепции циркуляции элит.
Реформы в постсоветской России: произошла ли смена элит?
Особенности формирования политической элиты в постсоветской России.
Литература
Андреев, Д. Пространство российской власти: в поисках оптимальной формулы / Д. Андреев, Г. Бордюгов // Свободная мысль – XXI. – 2004. – № 3. – С. 13 – 32.
Ашин, Г.К. Курс истории элитологии: учеб. пособие / Г.К. Ашин. – М.: МГИМО (У). 2003. – 302 с.
Гаман-Голутвина, О.В. Политическая элита – определение основных понятий / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. – 2000. – № 3. – С. 97–103.
Гаман-Голутвина, О.В. Региональные элиты России: персональный состав и тенденции эволюции / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. – 2004. – № 2. – С. 6–20; № 3. – С. 6–21.
Гельман, В.Я. Политическая оппозиция в России: вымирающий вид? / В.Я. Гельман // Полис. – 2004. – № 4. – С. 58–72.
Земцов, П.А. Государственная служба в системе взаимодействия «общество – власть» / П.А. Земцов. – Саратов: ПАГС, 2004. – 42 с.
Кинсбурский, А.В. Трансформация структуры российской политической элиты в оценках экспертов / А.В. Кинсбурский // Социс. – 2003. – № 9. – С. 29–38.
Коргунюк, Ю.Г. Политическая элита современной России с точки зрения социального представительства / Ю.Г. Коргунюк // Полис. – 2001. – № 1. – С. 30–49; № 2. – С. 24–39.
Крыштановская, О.В. Анатомия российской элиты / О.В. Крыштановская. – М.: Захаров, 2005. – 381 с.
Крыштановская, О.В. Элита и возраст: путь наверх / О.В. Крыштановская, Ю.В. Хуторянский // Социс. – 2002. – № 4. – С. 49–60.
Лапина, Н.Ю. Формирование современной российской элиты (проблемы переходного периода) / Н.Ю. Лапина. – М.: ИНИОН, 1995. – 60 с.
Мартынова, М.Ю. Политическая контрэлита России / М.Ю. Мартынова // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. – 2000. – № 1. – С. 19–29.
Михельс, Р. Социология политических партий в условиях демократии / Р. Михельс // Антология мировой политической мысли: в 5 т. – М.: Мысль, 1997. – Т. 2. Зарубежная политическая мысль. – С. 186–197.
Моска, Г. Правящий класс / Г. Моска // Антология мировой политической мысли: в 5 т. – М.: Мысль, 1997. – Т. 2. Зарубежная политическая мысль. – С. 118–134.
Основы политической элитологии / Г.К. Ашин, А.В. Понеделков, В.Г. Игнатов, А.М. Старостин. – М.: ПРИОР, 1999. – 302 с.
Парето, В. Компендиум по общей социологии / Парето В. // Антология мировой политической мысли: в 5 т. – М.: Мысль, 1997. – Т. 2. Зарубежная политическая мысль. – С. 58–79.
Перегудов, С.П. Корпоративный капитал и институты власти: кто в доме хозяин? / С.П. Перегудов // Полис. – 2002. – № 5. – С. 74–85.
Региональная элита в современной России / под общ. ред. Я. Фрухтманна. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. – 245 с.
Сельцер, Д.Г. Субрегиональная административная элита от М.С. Горбачева до В.В. Путина / Д.Г. Сельцер // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. – 2004. – № 4. – С. 42–53.
Тимофеева, Л.Н. Власть и оппозиция: взаимодействие, взаимоограничение, взаимоконтроль, коммуникация / Л.Н. Тимофеева. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 238 с.
Федотова В. Политический класс, население и территория / В. Федотова // Свободная мысль – XXI. – 2004. – № 2. – С. 42–61.
Фельдман, Д.М. Политическое взаимодействие элит стран СНГ / Д.М. Фельдман // Полис. – 2005. – № 4. – С. 53–70.
Фортескью, С. Правит ли Россией олигархия? / С. Фортескью // Полис. – 2002. – № 5. – С. 64–73.
ГЛАВА 6. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Понятие политического лидерства
Политика является важнейшей структурой публичного управления, которая создается отдельными людьми для выполнения общественных целей. Властные функции и полномочия осуществляются конкретными лицами – политическими лидерами. Механизм реализации политической власти не может действовать без главного действующего лица – политического лидера, который занимает центральное место во властных отношениях.
Для более глубокого понимания таких сложных политических явлений, как «политический лидер» и «политическое лидерство», необходимо рассмотреть понятия «лидер» и «лидерство» в самом общем и широком значении. Понятие «лидер» (англ. «lider») означает ведущий, руководящий, управляющий другими людьми. Он способен воздействовать на других людей в целях интеграции совместной деятельности для достижения групповых целей.
С термином «лидер» тесно связано другое понятие – «лидерство». Лидерство возникает, формируется и функционирует на всех уровнях общественной организации. Под ним понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Лидерство также отражает объективную необходимость в организации совместной деятельности людей. Лидерство существует везде, где есть групповая, коллективная деятельность. Лидерство не только ведущий признак всех организаций, но и конкретный институт реализации власти.
Одной из наиболее развитых форм лидерства является политическое лидерство. Политическое лидерство в развернутой форме раскрывает сущность реального механизма политического властвования. Его изучение позволяет углубить знания о политической власти.
Политическим лидером чаще всего считают личность, способную играть важную роль в принятии и реализации властных решений в политическом процессе, оказывающую постоянное и решающее воздействие на организацию, государство, общество в целом.
Существует более строгий подход к определению политического лидера. В соответствии с ним политическим лидером может считаться только тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Только политический лидер способен трансформировать общественную жизнь, перестраивать политические условия. Таким образом, не каждый монарх, президент, премьер-министр, руководитель политической партии, парламентарий становится политическим лидером.
Политический лидер призван объединять людей вокруг целей и ценностей, носителями которых он выступает, защищать их интересы и предлагать пути решения насущных проблем, быть инициатором обновления и развития общественной жизни, организовать деятельность людей, стимулируя их рациональное самоуправление, брать на себя ответственность за реализацию принимаемых решений.
Одной из самых важных для людей и общества в целом является роль политического лидера в экономическом развитии государства, которое обусловливает индивидуальное и общественное благополучие и стабильность.
Политическое лидерство представляет собой способ взаимодействия лидера и масс, постоянное приоритетное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.
Другими словами, политическое лидерство – это деятельность по руководству определенной общностью людей в сфере политики.
В политическом лидерстве политологи выделяют следующие особенности:
1) отсутствие в современных условиях прямого взаимодействия между лидером и обществом (посредниками между ними выступают партии, группы интересов, СМИ, специальные структуры – «связи с общественностью»);
2) многоролевой характер лидерства (лидер должен ориентироваться на различные социальные интересы и потребности, согласовывать их и оправдывать ожидания людей);
3) корпоративный характер лидерства (решения, принимаемые лидером, готовятся его ближайшим окружением, экспертами и т.п.);
4) институционализация лидерства (деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений).
В структуре политического лидерства выделяют следующие важнейшие компоненты, которые определяют его характер:
-
индивидуальные черты лидера (природные качества: сила характера, воля, решительность, интуиция, магнетизм личности и т.п.; профессиональные качества: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, способность убеждать и противостоять чужому мнению, ораторское искусство, организаторские способности, компетентность в принятии решений, готовность к компромиссам, дипломатичность и т.п.; нравственные качества39: благородство, честность, верность общественному долгу, забота о людях, об общественном благе и справедливости);
«инструменты власти», т.е. ресурсы, которыми располагает лидер при достижении поставленных целей (политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, СМИ и другие средства, обеспечивающие коммуникацию лидера с народными массами);
ситуация, в которой действует политический лидер и которая оказывает на него влияние (стабильное или кризисное развитие общества выдвигает на первый план разные проблемы и разные политические решения).
В то же время необходимо отметить, что политическое лидерство – понятие многомерное и выделение данных элементов носит условный характер.
6.2. Теории политического лидерства
Причины возникновения такого феномена, которым является лидерство, помогают исследовать разные науки – социология, политическая психология, история. Существует несколько теорий, пытающихся объяснить основания лидерства.
«Теория черт» является одной из самых известных и распространенных. Лидером не может быть любой человек, необходимо обладать определенными качествами. Им рождаются, а не становятся. Чаще всего ученые называют такие качества, как нравственная зрелость, развитый интеллект, способность влиять на окружающих, восприимчивость и умение понимать других, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний. Именно носители данных качеств и становятся лидерами.
«Ситуативная теория» утверждает, что лидерство «рождается» ситуацией. Новые лидеры появляются благодаря тому, что меняются проблемы, вследствие чего появляется необходимость менять подходы к их разрешению, стили и методы. Лидерское поведение определяется сложившейся ситуацией, спецификой существующих задач и проблем, которые необходимо решать. Все великие лидеры умеют обратить ситуацию в свою пользу.
Сторонники «теории последователей лидера» считают, что лидера делает «свита». Степень свободы лидера, его деятельность и методы, которые он использует, обусловливаются сознанием тех групп, на которые он опирается. Лидер выражает настроения, интересы, потребности определенных социальных групп, а группа сама выбирает себе лидера. «Нужного» лидера ищут, находят, «сажают на трон» и поддерживают его «создатели» и приверженцы. Последователи способны сделать из лидера марионетку40. Лидер с точки зрения данной теории всего лишь инструмент социальной группы, организации.
Очень популярными являются психологические теории лидерства, имеющие три направления:
Психологическое направление. Лидерство связано с бессознательными структурами личности, особенностями детского и юношеского развития. З. Фрейд утверждал, что людьми управляют бессознательные (инстинктивные) влечения, прежде всего, сексуального характера. Когда индивид оказывается способным переключить свою сексуальную озабоченность на приемлемые для общества занятия, из него может получиться активный, творческий деятель – художник, писатель, политик и т.д.
Стремление к власти – это лишь специфическая форма компенсации комплекса неполноценности и определенных психологических травм.
Современный американский исследователь А. Джордж вывел зависимость лидерства от низкой самооценки личности. По его мнению можно выделить пять типов эйфории, которые возникают в данном случае:
чувство незначительности компенсируется чувством уникальности;
чувство моральной неполноценности – чувством превосходства;
чувство непосредственности – чувством высочайших способностей;
-
чувство слабости – чувством обладания высшей силой;
чувство неадекватности – чувством компетентности.
Мотивационное направление. Оно объясняет влияние разнообразных мотивов, их сочетаний на деятельность политических лидеров, стиль и характер принимаемых ими решений.
Политики, у которых наиболее ярко выражен властный мотив, более активно ведут себя во время переговоров, используют давление на партнеров и способны к обману. Слабо выраженная властная потребность приводит к «примиренческой» политике, которая чаще всего бывает малоэффективной.
Лидеры, ощущающие себя отчужденными и бессильными, чаще проявляют неуравновешенность и подозрительность, применяют силовые методы давления и принуждения. Уверенные в себе лидеры, склонные к самоанализу, наоборот, полагаются в своих действиях на убеждение и стимулирование своих подопечных.
Лидеры с доминирующей потребностью в достижении, способны к принятию важных и значительных решений, независимо от характера отношений к своим обязанностям. При этом они формируют свое окружение, руководствуясь принципом компетентности, а не личной привязанности. Для тех лидеров, у которых велика зависимость от одобрения и любви со стороны других людей (аффилиативная мотивация), характерна меньшая гибкость в процессе принятия решений. Эти лидеры создают команду из «верных» людей, ориентируясь на принцип личной преданности.
Прикладное направление. Оно исследует когнитивные и перцептивные факторы лидерства: стереотипы, соотношение эмоциональных и рациональных оценок в мышлении лидеров, их способность к установлению причинно-следственных связей и т.п.
Все эти теории и направления показывают, насколько сложным является институт политического лидерства, его эффективность зависит от многих факторов и реальных обстоятельств.
6.3. Функции политического лидерства
Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом зависят от целей, ситуации, среды, в которой им приходится действовать. Если лидер сталкивается с кризисным общественным развитием, на первый план выходят следующие:
1) Аналитическая (диагностическая) функция. Она связана с глубоким и всесторонним анализом причин сложившейся ситуации, изучением объективных и субъективных факторов. Лидер определяет наиболее важные проблемы и определяет, что и как необходимо исправить.
2) Директивная функция. Она связана с принятием решений, разработкой программы действий. Важную роль здесь играют личностные качества политического лидера, его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность.
3) Мобилизующая функция. Она связана с мобилизацией масс на осуществление намеченных целей, выполнение конкретных решений. Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт с широкими массами, убеждать их, вдохновлять, привлекать на свою сторону колеблющихся.
В условиях стабильного общественного развития круг функций политического лидера значительно расширяется.
4) Новаторская функция. Общество не должно стоять на месте, оно должно развиваться. Поэтому политический лидер должен вносить новые конструктивные идеи, проекты, направленные на обновление и дальнейшее развитие общества.
5) Коммуникативная функция. Политические лидеры должны служить людям, выражая интересы различных социальных групп и общества в целом. Проведение прогрессивной и взвешенной политики невозможно без всестороннего учета запросов и потребностей людей – их стремлений к справедливости, миру, безопасности, благосостоянию и свободе. Поэтому лидер обязан следить за постоянно меняющимися общественными настроениями, мнениями, связанными с динамикой преобразующейся жизнедеятельности людей. Именно политический лидер должен обеспечивать постоянную коммуникацию власти и масс, наличие каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращать отчуждение граждан от политики.
6) Интегративная функция. Политический лидер должен делать все возможное для поддержания целостности и стабильности общества, обеспечения гражданского мира и согласия. Различные социальные слои общества, различные политические партии, союзы, альянсы должны действовать на благо общественного развития под влиянием авторитета политического лидера.
Кроме того, политический лидер обязан предвидеть последствия реформ и преобразований, избегать нежелательного эффекта резкого расслоения и поляризации общества, вовремя реагировать и принимать по возможности упреждающие воздействия, направленные на предотвращение конфликтов в обществе. Невнимание к обострившимся социальным проблемам способно привести не только к социальной напряженности, но и вызвать политическую нестабильность.
Для тоталитарных политических режимов характерна также функция легитимизации политического строя. Она всегда связана с возникновением культа личности лидера, который наделяется сверхъестественными, божественными способностями. Именно благодаря этим исключительным качествам лидера обеспечивается доверие граждан к существующему политическому режиму.
Реальная эффективность политического лидерства определяется:
а) умением своевременно вырабатывать политику и принимать необходимые решения;
б) способностью вырабатывать эффективную политику, дающую положительный результат;
в) способностью успешно проводить политику в жизнь, претворять решения в программу действий.
6.4. Типологии политического лидерства
Типологизация политических лидеров позволяет более глубоко понять и осмыслить их место и роль в политическом процессе, раскрыть природу политического лидерства. Одним из обобщающих критериев для типологии политических лидеров является источник легитимности (М. Вебер). Соответственно выделяют традиционное, харизматическое и легальное лидерство.
Если же в качестве критерия использовать цели политических лидеров (Р. Такер), можно говорить о таких типах:
Консерватор (сохранение общества в его современном виде).
Реформатор (радикальное преобразование общества посредством реформ).
Революционер (переход к принципиально иной общественной системе).
По стилю деятельности41 различают следующие типы:
Демократический лидер. Для него характерна тенденция к коллективному управлению. Он поощряет активность и инициативность членов группы, их определенную самостоятельность, вовлекает их в процесс создания общего успеха.
Авторитарный лидер. Он характеризуется единовластным и приказным управлением, создает жесткие рамки для подчиненных, жестко контролирует и регулярно использует «кнут» угроз и наказаний. Такой лидер четко обозначает цель, меры по ее достижению, распределяет обязанности и требует их беспрекословного выполнения. Очень редко поощряет и вознаграждает подчиненных. Оценивает подчиненных крайне субъективно.
Либеральный лидер. Он редко проявляет стремление к какой-либо деятельности. Ему присуща отстраненность от процесса управления. У подчиненных – полная свобода действий.
По содержанию деятельности и имиджу (М. Херманн) выделяют типы:
Лидер-«знаменосец». Он самостоятелен и критичен в оценках действительности. Такой лидер не только стремится к воплощению «великой мечты», изменению политической системы, но он и уверен, что знает, как «исправить» ситуацию. У него всегда есть собственная политическая программа, способная увлечь массы. Характерной чертой этого лидерства является сильная воля. Он практически не подвержен никакому влиянию (Махатма Ганди, В.И. Ленин, А. Гитлер).
Лидер-«служитель». Он выражает интересы своих приверженцев, избирателей, которые и определяют главные задачи его деятельности (Л.И. Брежнев, К.У. Черненко, Р. Рейган, Г. Коль).
Лидер-«торговец». Он умеет ярко преподнести и выгодно «продать» избирателям свои программы, планы в обмен на их поддержку. Привлекает сторонников тем, что знает их потребности и пытается их убедить в том, что добьется удовлетворения этих потребностей (В.В. Жириновский).
Лидер-«пожарный». Это «специалист» по кризисным ситуациям. Его деятельность определяется насущными вопросами общественной жизни. Он реагирует на те проблемы, которые предъявляют обстоятельства, т.е. занимается «тушением пожаров». В то же время данный тип лидера эффективно действует «по обстановке», быстро решает насущные проблемы (современные лидеры многих стран).
По стилю психологического поведения политическое лидерство делится на такие типы:
Параноидальный42 («хозяин»). Постоянная жажда власти, стремление подавить или унизить своих политических противников. Подозрителен, недоверчив к людям, делит всех на «своих» и «чужих» и постоянно их контролирует. Неприятие иных точек зрения и информации, неподтверждающей собственные убеждения (И. Грозный, И.В. Сталин).
Демонстративный («артист»). Склонен к позерству, самодемонстрации и политическому нарциссизму43, жаждет быть в центре внимания. Легко «теряет голову» от лести и также легко «заводится» от критики в свой адрес. Может поднять и повести за собой толпу, но не способен к конкретной работе и доведению начатого дела до конца (А.Ф. Керенский, Л.Д.Троцкий).
Компульсивный44 («отличник»). Независимо от возможностей стремится все сделать самым наилучшим образом (синдром «ботаника»). Чрезмерно пунктуален и привязан к инструкциям, лишен легкости и гибкости в действиях. Догматичен, с трудом «поступается принципами» и почти не способен на компромиссы (Л.И. Брежнев).
Депрессивный («соратник»). Несамостоятелен и неспособен играть роль ведущего, поэтому стремится примкнуть к тому, кто может «делать политику». Часто отстает от жизни. Стремительность событий пугает его, настраивая на пессимизм45 (Николай II).
Шизоидный46(«одиночка»). Осторожен, не спешит участвовать в определенном политическом движении и конкретных делах. Предпочитает позицию стороннего наблюдателя, который «сам себе на уме» и все взвешивает, чтобы не ошибиться в выборе (В.И. Ленин).
Названия стилей поведения даны в медицинских терминах и употребляются в переносном смысле. Все эти черты не носят абсолютного характера, могут взаимопереплетаться и быть иными. Например, поздний В. Ленин – это уже не шизоидный, а скорее параноидальный и отчасти демонстративный стиль поведения. Догматичность и бескомпромиссность «отличника» вполне могут быть присущи как «хозяину», так и «соратнику».
В основе следующей типологии лежат два критерия – отношение лидеров к инновациям и объем сферы деятельности лидеров (Ж.. Блондель). Она представлена в табл. 6.1.
Таблица 6.1. Типы политического лидерства (классификация Ж. Блонделя)
Измерение 2
|
Измерение 1
|
Сохранение сущест-вующего положения
|
Умеренные изменения
|
Широкомасштабные изменения
|
Типы политических лидеров
|
Широкая сфера деятельности
|
«Спасатели»
(У. Черчилль,
Шарль де Голль)
|
Патерналисты, популисты
(О. Бисмарк, И. Сталин)
|
Идеологи
(Мао Цзе-дун,
А. Гитлер)
|
Умеренная сфера деятельности
|
«Успокоители»
(Д. Эйзенхауэр)
|
«Пересмотрщики»
(Р. Рейган, М. Тэтчер)
|
Реформаторы
(Ф. Рузвельт)
|
Узкая сфера деятельности
|
Менеджеры
(министры, занима-ющиеся повседне-вными проблемами)
|
Улучшатели
(министры, модифи-цирующие какой-то аспект политики)
|
Новаторы
(кладут начало но-вой политике, на-пример земельной)
|
Кроме того, различают индивидуальное (лидер и его последователи) и коллективное (элита и массы) политическое лидерство. Индивидуальное политическое лидерство представляет собой:
Дистанционное лидерство (лидер и его последователи не имеют прямых контактов, их отношения опосредуются массовыми коммуникациями, организациями и людьми, обслуживающими политический процесс);
-
Многоролевое лидерство (лидер ориентируется не только на ожидания своего непосредственного окружения, но и на ожидания бюрократического аппарата, широких масс населения, и его задача заключается в том, чтобы поддерживать эти противоречивые роли в определенном равновесии);
Корпоративное лидерство (основная роль в выработке политики, практических решений принадлежит «пирамиде лидера», лидер нередко лишь озвучивает то, что наработано «пирамидой»).
В чистом виде перечисленные типы встречаются редко. Как правило, политические лидеры в своей деятельности сочетают элементы каждого из перечисленных типов лидерства.
6.5. Современные тенденции в развитии политического лидерства
В современном политическом мире в развитии политического лидерства наметился ряд новых тенденций:
1) Дальнейшая институциализация и профессионализация политического лидерства.
Институциализация проявляется в том, что деятельность политических лидеров осуществляется в рамках определенных институтов (норм и организаций). Значительно ограничивает их власть, повышает влияние среды на принятие ими решений разделение властей, законодательство, контроль со стороны оппозиции и общественности.
Политика – особая профессиональная сфера деятельности, требующая соответствующих знаний, навыков, опыта. Политический труд постепенно превращается в профессию, что повышает эффективность политического лидерства, его подчинение общественным интересам.
2) Возрастание ответственности политических лидеров за судьбы людей и всего человечества в связи с общемировыми глобальными проблемами.
Проблемы войны и мира, терроризма, преодоления негативных последствий научно-технического прогресса, экономической отсталости развивающихся государств, демографические, экологические, энергетические, климатические и т.п. проблемы представляют реальную угрозу гибели человечества. Политические лидеры должны их решать, делать все от них зависящее для того, чтобы они не углублялись.
3) Возрастание роли и влияния неформальных политических лидеров. Они не имеют возможности контролировать государственную политику, но оказывают серьезное воздействие на развитие политических процессов.
Американский политолог Р. Такер выдающимся неформальным лидером ХХ в. считает русского ученого, физика-теоретика А.Д. Сахарова (1921–1989). С конца 50-х гг. академик А.Д. Сахаров, осознав масштабы катастрофы в случае атомной войны, активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия, обратился с меморандумом к правительствам и народам мира. Тем самым он поднял эту проблему на уровень глобальной задачи и привлек к ней внимание мировой общественности.
4) Концентрация активности политических лидеров на экономических и социальных проблемах. Данная тенденция характерна, прежде всего, для лидеров демократических стран.
Лидеры направляют свои усилия на рост благосостояния народа, тем самым они добиваются признания электоратом своей политической деятельности и получают реальную возможность избрания на следующий срок.
5) Уменьшение вероятности появления лидеров-героев.
Р.Такер утверждает, что такие политические лидеры, как, например, Наполеон, Ш. де Голль, У. Черчилль, прежде всего, появляются в «свое время», в кризисные периоды. Их возможность в настоящее время значительно снижена. Современная эпоха нуждается в таких лидерах, которые способны обеспечить своему народу такие важнейшие ценности, как национальная безопасность, рост благосостояния и права человека. А это – удел лидеров-служителей, а не героев.
6) Сокращение границ власти политического лидера.
Здесь необходимо отметить два важных обстоятельства: сроки пребывания у власти ограничиваются законодательством и разделение властей существенно сужает властные полномочия лидера. Тем самым создаются реальные гарантии против чрезмерной и опасной концентрации власти в одних руках.
Для объективной характеристики и оценки деятельности политических лидеров, как правило, необходимо время. Не всегда современники могут определить значимость политического лидера, его вклад в развитие государства и общества.
Вопросы и задания
1. Объясните, почему политическое лидерство шире, чем любая другая его форма.
2. Установите различие между понятиями «лидер», «политический лидер», «политический деятель», «менеджер», «руководитель».
3. Каковы достоинства и недостатки каждой из теорий, объясняющих природу политического лидерства?
4. Объясните, почему тот, кто получает политическую власть «раз и навсегда», как правило, политическим лидером не становится. Приведите примеры из мировой и отечественной истории, опровергающие данное утверждение.
5. Определите и укажите характерные черты типов лидерства:
1) традиционного;
2) харизматического;
3) легального.
а) Деятельность в рамках установленных норм и институтов;
б) ориентация на сложившиеся правила и обычаи;
в) стремление к «великим» целям;
г) ориентация на рациональные цели;
д) ориентация на радикальные изменения существующей социальной и политической системы;
е) ориентация на сохранение существующих в обществе отношений;
ж) ориентация на соблюдение законности и правопорядка.
6. Английский историк Т. Карлейль в работе «Герои, культ героев и героическое в истории» утверждает, что все исторические события – дело великих личностей. Масса – пассивный элемент, лишь тормозящий процесс развития. Как только массы берут верх над творческими личностями общества (особенно в моменты революционных переворотов, вызывающих хаос, анархию и нестабильность), наступает упадок цивилизации. Великие лидеры – «вожди тупоумной толпы, следующей за ними, точно повинуясь велениям судьбы». Истинная же сущность всех социальных процессов состоит в том, чтобы «возвести на трон самого способного человека».
Немецкий философ Г. Гегель утверждал, что политические цели, преследуемые великими людьми, содержат момент всеобщего, иными словами, выдающийся руководитель выражает историческую необходимость, «правду своего времени». Исторические события – результат творчества и усилий вождей лишь в той степени, в какой вожди выражают потребности общественного развития.
Что сближает подходы Т. Карлейля и Г. Гегеля к определению роли личности в истории? Какой из подходов вам кажется более обоснованным и почему?
7. Приведите известные вам примеры харизматического типа лидерства из мировой и отечественной истории.
8. По мнению американского политолога Барбера, всех государственных деятелей по стилю исполнения своей роли можно классифицировать на четыре основных типа:
1) активно-позитивный стиль, ориентированный преимущественно на эффект и продуктивность своей деятельности;
2) активно-негативный стиль, ориентированный на удовлетворение собственных амбиций и самолюбование;
3) пассивно-позитивный стиль, ориентированный на сохранение привязанности со стороны сторонников и последователей;
4) пассивно-негативный стиль, ориентированный на минимальное участие в исполнении служебного долга.
Какой из перечисленных выше типов лидерства присущ известным Вам российским политическим деятелям?
9. Приведите аргументацию к своему пониманию наиболее оптимального, по Вашему мнению, типа политического лидера.
10. Изложите Ваше понимание того, какой из факторов оказывает решающее воздействие на формирование определенного типа политического лидера.
11. Какие, по вашему мнению, существуют пути и методы оптимизации политической деятельности политических лидеров?
12. С помощью табл. 6.2. попытайтесь охарактеризовать доминирующие мотивы в поведении известных Вам российских политических деятелей.
Таблица 6.2. «Мотивация власти и тип личности»
Преобладающая потребность
|
Отношение к власти
|
Условное обозначение типа личности
|
Примеры российских политических деятелей
|
Потребность в свободе
|
Власть как стре-мление к независи-мости и самосто-ятельности
|
Нонконфор-мист
|
|
Гедонистические потребности
|
Власть как источ-ник материального благополучия и дру-гих личных выгод
|
Конформист
|
|
Потребность в самоутверждении
|
Власть как преоб-ладание, господство над другими, источ-ник престижа, высо-кого статуса, славы
|
Диктатор
|
|
Потребность в самовыражении
|
Власть как игра
|
Авантюрист
|
|
Потребность быть личностью
|
Власть как служение людям, обществу
|
Демократ
|
|
13. Английский философ К.Поппер предложил новый подход к проблеме организации политической власти. Вместо традиционного вопроса: «Кто должен править?» необходимо, по его мнению, задаться другим вопросом: «Как нам организовать политические учреждения, чтобы плохие учреждения, чтобы плохие и некомпетентные правители не нанесли слишком большого урона?»
Объясните, чем отличается первый подход от второго.
14. Какой тип политического лидера и почему наиболее популярен в современной России?
Прокомментируйте следующие высказывания:
«Правителям потребуется у нас нередко прибегать ко лжи и обману – ради пользы тех, кто им подвластен… Подобные вещи полезны в виде лечебного средства» (Платон, древнегреческий философ V–IV вв. до н.э.).
«Предусмотрительный государь не должен… исполнять своих обещаний и обязательств, если такое исполнение будет для него вредным… Государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам» (Н. Макиавелли, итальянский политический деятель, мыслитель XV–XVI вв.).
«Нет сомнения в том, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, когда он может ее использовать. Величайшие лидеры обладают способностью обратить ситуацию в свой актив» (Ю. Дженнинг, американский политолог ХХ в.).
«Власть даже пустого человека наполняет содержанием» (Л. Фейхтвангер, немецкий писатель ХХ в.).
«Современным политическим лидерам не приходится выбирать: осуществлять политику постоянного развития своих стран или нет; они должны проводить только такую политику, иначе им не удержаться на посту» (Ж. Блондель, французский политолог ХХ в.).
«Правителями становятся ловкие подбиратели голосов… механически, искусно орудующие закулисными пружинами, которые приводят в действие кукол на арене демократических выборов… Избирается излюбленник меньшинства, иногда очень скудного, только это меньшинство представляет организованную силу, тогда как большинство, как песок, ничем не связано, и потому бессильно перед кружком или партией» (К.П. Победоносцев, российский государственный деятель, ученый правовед XIX– начала XX в.).
Темы докладов, рефератов, сообщений
Идеи лидерства в истории.
Харизматическое лидерство.
Культ личности политических лидеров.
Политико-психологические концепции лидерства.
Политические портреты современных российских лидеров.
Литература
Абашкина, Е. О теориях лидерства в современной политической психологии / Е. Абашкина, Ю. Косолапова // США: экономика, политика, идеология. – 1993. – № 4. – С. 13–21.
Блондель, Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу / Ж. Блондель. – М.: Б.и., 1992. – 135 с.
Бусыгина, И.М. Политик-интерпретатор и его слово / И.М. Бусыгина // Полис. – 2000. – № 2. – С. 152–155.
Гржейщак, С.Е. Региональное политическое лидерство в современной России: институциональный аспект / С.Е. Гржейщак // Общественные науки и современность. – 2000. – № 1. – С. 36–45.
Дурдин, Д.М. «Образ» политического лидера и возможности его изменения / Д.М. Дурдин // Полис. – 2000. – № 2. – С. 133–151.
Затонский, В.А. Сильное государство и активная личность: актуальные проблемы взаимодействия / В.А. Затонский // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. – 2004. – № 1. – С. 70–88.
Замятин, Д.Н. Российские политики мирового развития: образы и их интерпретации / Д.Н. Замятин // Полис. – 2004. – № 4. – С. 103–115.
Имидж лидера: психологическое пособие для политиков. – М.: Общество «Знание» России, 1994. – 264 с.
Кравченко, В.И. Харизматическая личность: многообразие понимания / В.И. Кравченко // Социс. – 2004. – № 4. – С. 134–137.
Леванский, В.А. Модели политических лидеры и президентские выборы в постсоветской России / В.А. Леванский // Общественные науки и современность. – 2005. – № 5. – С. 74–87.
Лубченков, Ю.Н. Политическое лидерство как технология / Ю.Н. Лубченков // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2005. – № 1. – С. 113–134.
Пищева, Т.Н. «Затрудненное общение» (Барьеры восприятия публичного образа политика) / Т.Н. Тощенко // Полис. – 2002. – № 5. – С. 158–169.
Пищева, Т.Н. Образ политического лидера в массовом сознании / Т.Н. Пищева // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. – 2004. – № 4. – С. 27–36.
Пищева, Т.Н. Образы политиков в контексте региональной идентичности / Т.Н. Пищева // Вестник Московского университета. Сер 12. Политические науки. – 2005. – № 4. – С. 87–93.
Ракитянский, Н.М. Семнадцать мгновений демократии. Лидеры России глазами политического психолога / Н.М. Ракитянский. – М.: Стольный град, 2001. – 175 с.
Смолякова, В.В. Имидж политического лидера в структуре коммуникативного пространства / В.В. Смолякова // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политика. – 2000. – № 2. – С. 102–108.
Туманов, С.В. Политическое харизматическое лидерство в России: мифы и реальность / С.В. Туманов, А.Т. Гаспаришвили, Л.Д. Митева // Социс. – 2003. – № 3. – С. 20–29.
Херманн, М.Г. Стили лидерства в формировании внешней политики / М.Г. Херманн // Полис. – 1991. – № 1. – С. 91–101.
Шаблинский, И.Г. Политическое лидерство: типология и технология: учеб. пособие / И.Г. Шаблинский. – М.: ИД «Новый учебник», 2004. – 126 с.
Шелекасова, Н.Н. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера / Н.Н. Шелекасова // Полис. – 2000. – № 4. – С. 130–131.
Шестопал, Е.Б. Восприятие образов 12 ведущих российских политиков (психологический и лингвистический анализ) / Е.Б. Шестопал, М.В. Новикова-Грунд // Полис. – 1996. – № 5. – С. 168–191.
Шестопал, Е.Б. Оценка гражданами личности лидера / Е.Б. Шестопал // Полис. – 1997. – № 6. – С. 57–72.
Щербинина, Н.Г. Теории политического лидерства: учеб. пособие / Н.Г. Щербинина. – М.: Весь мир, 2004. – 181 с.
Щербинина, Н.Г. Цветовая классификация политических лидеров России, или Лидер белый, красный и черный / Н.Г. Щербинина // Полис. – 2000. – № 4. – С. 94–104.
|
|
|