Навигация по странице:
|
Политология. М. В. Бутырина политология
ГЛАВА 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ
7.1. Понятие и структура политических партий
В политологии есть понятие «политическая группа», которым обозначают негосударственные социально-политические институты, имеющие общие интересы, коллективные цели, организационную структуру и ведущие совместную политическую деятельность. К ним относятся прежде всего политические партии и группы интересов.
Важнейшим субъектом политики на современном этапе являются политические партии47. Первые упоминания о партиях встречаются еще в античную эпоху. Так, Аристотель писал о партиях жителей горы, равнины и прибрежной части города в Афинах. В Древнем Риме этим термином назывались группы политиков, поддерживающих того или иного императора (партия Цезаря, партия Суллы, партия Нерона и т.п.), а также тех, кто управлял государством, был членом сената.
В средние века существовали придворные враждующие коалиции, имеющие отдельные признаки политических партий.
Прообразы современных политических партий появляются только в эпоху первых буржуазных революций, становления парламентаризма. В Голландии в конце XVI в. велась борьба между республиканцами и оранжистами, в Англии в середине XVII в. – между умеренными и левеллерами, во Франции конца XVIII в. известны монархисты, жирондисты, якобинцы, эберисты. В США в конце XVIII–начале XIX вв., когда появились в Конгрессе фракции федералистов и республиканцев, начала формироваться двухпартийная система.
В России процесс создания политических партий приходится на XIX–XX вв. Прообразы политических партий можно увидеть в тайных обществах декабристов, кружках народников. В начале ХХ в. уже существовало около 280 партий48. Они имели свои органы печати, клубы, народные дома, принимали участие в выборах в Государственную Думу, органы земского и городского самоуправления. Правда, общее число членов в этих партиях было незначительным. По некоторым данным в 1906–1907 гг. партийных было примерно 0,5% от общей численности населения, а после февральской революции 1917 г. увеличилось до 1,2–1,5%.
С 1907 по 1917 гг. количество партий в России сократилось. Быстро распались организации российских промышленников и предпринимателей (Всероссийский торгово-промышленный союз, Торгово-промышленная партия и др.), некоторые партии раскололись на фракции. Во время первой мировой войны прекратили существование консервативные партии, чья деятельность в глазах населения ассоциировалась с правящим царским режимом. В это же время укрепились позиции социалистической ориентации. Либеральное движение не сформировалось в политическую силу, способную противостоять социалистам. Многопартийность в России сохранялась до 20-х гг. ХХ в.
Таким образом, к концу XIX в. политические партии организационно оформились и активно действовали в большинстве стран Западной Европы и в США. Россия отстала почти на 50 лет. Причем в ней сначала появились партии социалистической направленности, затем – либеральной и в последнюю очередь – правоконсервативной. В западноевропейских странах было наоборот.
100–200 лет назад политические партии были запрещены и/или находились на нелегальном положении. В то время все, что не принадлежало государству или не было им санкционировано, считалось незаконным, противоправным делом. В процессе становления взаимоотношений партий с государственной властью можно выделить следующие стадии:
1) Стадия противодействия. Она относится к периоду существования абсолютистских государств до конца XVIII в., когда любая политическая группировка считалась незаконной и преследовалась со стороны государства.
2) Стадия нейтральных отношений. С конца XVIII–начала XIX вв. государство уже не преследует политические партии, но и не спешит регламентировать их деятельность.
3) Стадия признания и легализации партий. В этот период происходит закрепление правового статуса партий, и они превращаются в посредников между государством и гражданским обществом.
Существует большое количество определений политической партии. Значительный вклад в раскрытие данного феномена внесли Р. Михельс (1876–1936), М.Я. Острогорский (1954–1919), Дж. Сартори (род. 1924), К. Джанда, Дж. Лапаломбара, М. Дюверже (род. 1917) и др.
Партии как политические организации непосредственно участвуют в общественно-политической жизни, выражают свое отношение к существующей власти, создаются во имя сохранения и упрочения данной системы или ее изменения. Именно через их деятельность осуществляется связь государства и гражданского общества. Через политические партии люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов.
Политическая партия – это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей, идеологий и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти.
Дж. Лапаломбара выделил следующие признаки политической партии:
Любая партия – носитель идеологии или особого видения мира и человека.
Партия – это организация, т.е. объединение людей на разных уровнях политики (от местного до международного) в течение более или менее длительного времени.
Партия стремится к завоеванию и осуществлению власти.
Партия стремится к поддержке со стороны народа (от голосования до активного членства).
Политические партии выражают интересы, потребности и цели определенных социальных групп. Их задача – превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, групп интересов в их совокупный политический интерес и обеспечить его реализацию через государственную политику. Сущность политической партии заключается в том, интересы каких социальных групп и слоев она в конечном итоге объективно выражает, защищает и проводит в жизнь. Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжении длительного времени, составляют ее социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей свои голоса на выборах, – ее электорат49.
Партии имеют сложную внутреннюю структуру. В качестве внутренних групп и объединений в составе партии выделяются:
лидеры партии;
партийная бюрократия;
мозговой штаб, идеологи партии;
активные члены партии (партийный актив);
рядовые члены партии.
Отношения человека с политической партией можно проиллюстрировать с помощью схемы, представленной на рис. 7.1.
Рис. 7.1. Участие в партийной жизни: Д – активисты и функционеры партии; С – члены партии; В – симпатизирующие; А – электорат
Для активистов и функционеров партия является смыслом политической жизни. Они обеспечивают организационную и пропагандистскую, идеологическую деятельность. Члены партии выплачивают членские взносы. Люди, симпатизирующие данной партии, оказывают ей всевозможную посильную поддержку и участвуют во вспомогательных молодежных, женских, спортивных и т.п. движениях. Избиратели партии отдают ей свои голоса на выборах.
Руководящее меньшинство принимает основные партийные решения, обладает обширной информацией, как правило, недоступной рядовым членам, нередко манипулирует сознанием и поведением партийных масс. Руководящая группа неоднородна. В ней могут быть представлены внутрипартийные течения, оспаривающие право контроля над всей организацией. Борьба различных группировок в партии тщательно скрывается от посторонних и рядовых членов. Но эти разногласия трудно скрыть от СМИ и общественности в демократическом обществе.
7.2. Типология политических партий
Существует множество критериев, с помощью которых типологизируют политические партии (рис. 7.2). Наиболее распространенной является типология французского политолога Мориса Дюверже (род. 1917). В работе «Политические партии» (1951) он предложил деление партий по организационной структуре и характеру членства:
Кадровые политические партии (формируются «сверху» вокруг группы политических деятелей; членство в партии аморфно, отсутствует механизм приема; нет фиксированных членских взносов; действуют преимущественно в период предвыборных кампаний; в них участвуют профессиональные политики, элитарные круги; пример – республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании). Для них характерна схема A+B+D.
Массовые политические партии (как правило, формируются «снизу», чаще всего на основе профсоюзов и других общественных движений, бывает и комбинированный путь; уставное членство; фиксированные членские взносы; централизованные, хорошо организованные и дисциплинированные образования; большое внимание уделяется идейно-воспитательной работе; руководство принадлежит профессиональным политикам, партийной бюрократии; пользуются реальным влиянием в политической системе; пример – КПСС, большинство западноевропейских социал-демократических партий). Для них характерна схема A+B+C+D.
Позднее М. Дюверже описал массовую непрямую партию, примером которой может служить лейбористская партия Великобритании (человек, вступая в профсоюз, автоматически числится членом партии, если прямо не отказывается от этого).
Рис. 7.2. Типология политических партий
Организационная структура партии и характер членства в ней (кадровая, массовая) не оказывает существенного влияния на силу или слабость структуры партии. Так, в Англии кадровая консервативная партия и непрямая массовая партия лейбористов подчиняются жесткой уставной парламентской дисциплине. А в США депутаты от демократической и республиканской партий при голосовании в конгрессе могут отстаивать свое мнение. Именно это обстоятельство позволяет оптимально функционировать институту президентства даже в том случае, если он не имеет своего большинства в парламенте.
В 1966 г. известный политолог Отто Кирххаймер описал такой тип партии, который назвал «партия-хватай-всех» (англ. catch-all party). Жан Шарло в 1970 г. дал ей другое название – партия избирателей. Позднее подобные партии получили название универсальные партии. Они не стремятся к расширению своих рядов (для них это вторичная задача), а пытаются сплотить вокруг себя как можно больше избирателей разной социальной, этнической и т.п. принадлежности, идеологической ориентации, с разными интересами. Многие современные кадровые и массовые партии перестраиваются под эту модель. Универсальные партии прагматичны в плане идеологии, имеют гибкую политическую линию, строятся вокруг лидеров, способных сплотить общество (или обещающих это сделать), успешно вовлекают в политику молодежь. Они ставят и добиваются более значимых с точки зрения общественных интересов целей и поэтому более успешны в политической конкуренции за голоса избирателей и государственные посты.
Развитие в 1960-х гг. разнообразных общественных движений (молодежных, экологических, женских и т.п.) привело к появлению партий «новой волны». В это время сильно упал авторитет классических партий, сильны были разочарования граждан по поводу их политической деятельности и чрезмерного (и опасного для гражданского общества) сближения с государством. Партии «новой волны», образовавшись на основе широких демократических образований (например, партия зеленых в ФРГ, социал-демократическая партия Великобритании), имели оригинальную организационную структуру, своеобразные отношения с симпатизирующими и избирателями, неповторимый политический стиль. Они не похожи друг на друга, поэтому трудно поддаются обобщающим характеристикам.
7.3. Функции политических партий
Успех деятельности любой политической партии в обществе зависит от множества факторов. Среди них необходимо отметить такие, как форма правления (президентская или парламентская республика) и тип национально-территориального устройства государства (унитарное или федеративное), в рамках которого она функционирует, специфика электорального законодательства, режим правления и т.д. Все это оказывает влияние на программу, предвыборную активность, повседневную деятельность партий после подведения итогов выборов.
Наиболее наглядно природа политической партии проявляется через ее функции:
1) Борьба за власть (мирное перераспределение власти между различными общественными силами позволяет избежать социальных потрясений при изменении баланса политических сил). Победа на выборах позволяет сформировать правительство и начать реализацию представляемых интересов через государственную политику.
2) Социальное представительство. Каждая партия стремится объединить по возможности широкие слои общества и представлять различные социальные группы, так как успех на выборах может быть обеспечен только той партии, которая будет выражать не узкогрупповые, а общенациональные интересы.
3) Социальная интеграция. Достижение согласия с существующим строем, социального конформизма, примирения интересов конфликтующих социальных групп.
4) Политическая социализация граждан. Включение человека в мир политики через формирование ценностных ориентаций, социальных и политических установок, навыков общественно-политической деятельности, формирование общественного мнения в целях обеспечения идеологической поддержки партии и дискредитации ее политических противников.
5) Политическое рекрутирование, формирование правящей элиты. Подготовка и выдвижение кадров и координация их работы в органах государственной власти, общественных организациях и движениях.
6) Разработка и осуществление политического курса (необходимо сформулировать разногласия с другими политическими силами по основным вопросам общественного развития).
Для того чтобы эффективно реализовывать эти функции, политическим партиям необходимы материальные средства. Источники финансирования политических партий можно объединить в следующие три группы:
Собственные партийные средства. Они формируются за счет вступительных и членских взносов, отчислений от жалования руководящих членов партии, доходов от имущества и предпринимательской деятельности. Здесь бывают некоторые ограничения. Так, например, в Словакии политическим партиям запрещено иметь собственность за рубежом, в Египте и Эфиопии – заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, эта сторона деятельности политических партий может привести к тому, что занимаясь предпринимательской деятельностью, партии сращиваются с финансово-промышленным капиталом.
Частное финансирование. К нему относятся добровольные пожертвования физических и юридических лиц. Большинство демократических государств законодательно ограничивают или вовсе запрещают финансовую поддержку политических партий со стороны благотворительных и религиозных организаций, государственных предприятий, анонимных спонсоров, из-за рубежа. Так, в США, Израиле запрещено принимать помощь от частных юридических лиц (обществ, организаций, фирм и т.п.). Иногда законодательно определяется и сумма пожертвований, и конкретная деятельность для финансирования.
Государственное финансирование. Государство оказывает прямую финансовую поддержку тем партиям, которые прошли избирательный порог. Существует практика распределения финансов в зависимости от числа голосов, полученных партией на выборах (ФРГ, Швеция). В Дании, Финляндии, Италии суммы финансовой помощи определяются количеством полученных депутатских мандатов. Кроме того, имеет место также косвенная государственная поддержка политических партий. Партиям предоставляют бесплатное эфирное время, места для публикаций и заявлений в СМИ и т.п.
Руководство политической партии должно публиковать отчеты об источниках финансовых поступлений, расходовании средств, имуществе партии. Почти во всех странах предусмотрены ограничения расходов на организацию предвыборной кампании.
7.4. Партийные системы и их типология
В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается определенная партийная система.
Партийная система – это совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом и государством.
Партийная система характеризуется следующими обстоятельствами:
количеством партий, функционирующих в данном государстве;
-
социально-политическими и правовыми условиями их деятельности;
типом электоральной системы и числом избирателей;
размерами, спецификой строения партий, условиями коалиционной политики;
наличием реальных возможностей получения (завоевания) власти.
Партийная система как бы структурирует социальные интересы и политические взгляды, дает возможность выражать их и на общенациональном, и на местном уровне, а также организует избирателей и помогает партиям выдвигать своих представителей в органы государственной власти.
М. Дюверже установил институциональную зависимость между способом голосования50, числом партий и отношениями между ними. В работе «Влияние избирательных систем на политическую жизнь» (1950) он сформулировал три «социологических закона»:
1) Выборы по мажоритарной системе в один тур приводят к установлению двухпартийности с крупными и влиятельными партиями, конкурирующими только друг с другом. Малые партии лишаются поддержки большинства избирателей и не имеют тем самым никаких шансов попасть во власть.
2) Выборы по мажоритарной системе в два тура приводят к установлению системы с несколькими партиями, стремящимися к объединению в две коалиции.
3) Выборы по пропорциональной системе чаще всего приводят к многопартийности, где некоторое количество небольших партий вынуждены проводить коалиционную политику.
Дж. Сартори в 1976 г. предложил типологию партийных систем, ставшую классической. Современная интерпретация данной типологии выглядит следующим образом.
Однопартийные системы:
система с одной партией, стоящей у власти, осуществляющей тотальный контроль в обществе (партия срастается с государством и нередко подменяет его; классический пример однопартийности – СССР, КНДР, Куба);
система с партией, осуществляющей гегемонию (формально функционируют несколько партий, но реальная политическая власть принадлежит только одной; пример – Китай, ГДР);
система с доминирующей партией (действует несколько партий, но несмотря на юридически закрепленные возможности, у власти в течение длительного периода находится одна партия; пример – либерально-демократическая партия Японии, Индийский национальный конгресс).
Двухпартийные системы (бипартизм):
классическая двухпартийная система (две партии сменяют друг друга у кормила государственной власти; другие партии, если и существуют, серьезно влиять на политический процесс реально не могут; пример – республиканская и демократическая партии в США, консервативная и лейбористская партии в Великобритании);
двухпартийная модифицированная система (две ведущие партии могут сформировать правительство, только объединившись с третьей силой, служащей балансом власти; пример – ФРГ, Канада, Австрия, Австралия).
Многопартийные системы:
система умеренного плюрализма (все партии – их от 3 до 5 – ориентируются на участие в правительстве; идеологические разногласия между ними невелики; пример – Бельгия, Франция);
система крайнего плюрализма (действуют от 6 до 8 антисистемных партий с противоположными идеологиями, выступающие против существующего режима власти; наличие безответственных оппозиционных партий, раздающих обещания без ответственности за их выполнение; образуются сложные коалиции; пример – Италия, Нидерланды, Финляндия);
атомизированная система (количество партий превышает разумные пределы – от 8 до 30; рассредоточение политического влияния и ролей; пример – Малайзия, Боливия).
К партийным системам демократического толка относятся двухпартийные и многопартийные. Они имеют свои достоинства и недостатки (табл. 7.1).
Значение многопартийности для благоприятного политического развития трудно переоценить. Оно заключается в следующем:
политические вопросы получают всестороннее освещение; всякая общественная потребность находит своих защитников и критиков;
оппозиция не прощает власти промахов, сдерживает бюрократизацию, заставляет правительство действовать эффективно;
внутри партии, в рядах партийного электората воспитывается дисциплина, необходимая для того, чтобы победить конкурента;
в политической борьбе выявляются и выдвигаются люди, способные к управлению и принятию решений.
Таблица 7.1. Преимущества и недостатки партийных систем демократической направленности
Свойства
|
Двухпартийные системы
|
Многопартийные системы
|
Сильные стороны
|
Победа одной из партий обеспечивает устойчивость кабинета министров, дает ему возможность отработать определенный законом срок
Политический реализм и более четкая управ-ляемость государства
Экономия средств на выборах
|
Наличие малых партий и реальной оппозиции
Реальная политическая конкуренция
Партия, победившая на выборах, вынуждена вступать в коалиции и учитывать мнения других партий, корректируя политический курс, ища пути более эффективного управления обществом, чего не сделала бы в ином случае
Правящая партия имеет возможность собственные ошибки приписать другим партиям, входящим в коалицию
|
Слабые стороны
|
Отсутствие реальной оппозиции
Малые партии не представлены в парла-менте, а значит, не пред-ставлены интересы от-дельных социальных групп
Идеологии только двух партий могут оказаться слишком край-ними и однотонными
Выбор избирателей ограничен
|
«Размельчение» и раздроб-ление интересов граждан, что затрудняет согласование и гармонизацию позиций
Более часто встречаются правительственные кризисы, политическая нестабильность
Постоянная борьба с оппозиций ослабляет позиции правящей партии, разобщает общество в целом
|
В то же время общество должно «созреть» для многопартийности иначе оно будет подвержено воздействию негативных факторов и не сможет им адекватно противостоять. К их числу относятся:
принадлежность к партии дает человеку «систематически одностороннее направление» (член оппозиционной партии привыкает смотреть на правительство только отрицательно);
«дух» своей партии заслоняет стремление к общему благу, все приносится в жертву узкопартийным, а не государственным целям;
во имя победы на выборах сторонники различных партий прибегают к любым средствам, что сказывается на общественных нравах (ложь становится обыденной в повседневной жизни, и к ней привыкают);
непрерывная борьба ведет к ослаблению правительства, которое все свои силы тратит на борьбу с оппозицией вместо решения первоочередных социально-экономических проблем.
В современной России зарегистрировано несколько десятков поли-тических партий, но говорить о том, что сложилась многопартийная система, пока рано. Некоторые политологи и политические деятели уверены в том, что в России в скором времени будет сформирована двухпартийная система.
7.5. Группы интересов
Массовым организованным субъектом политики выступают также группы интересов, характеризующих совокупность сложных негосударственных общественно-политических образований. Люди связаны между собой отношениями, отражающими разнообразные интересы51. Интересы стимулируют деятельность общественных групп и становятся причиной тех или иных политических акций с их стороны.
Группы интересов, как и политические партии, являются:
одной их форм артикуляции («озвучения») и реализации политических интересов;
посредниками в отношениях государства с народом;
формой коллективных действий их членов.
Граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя партийными уставными нормами и программными целями, а также лица со спонтанными, не явно выраженными социально-политическими интересами могут включиться в работу групп интересов.
Группы интересов – это преимущественно добровольные объединения, которые формируются в целях выражения и отстаивания политически значимых интересов входящих в них людей во взаимоотношениях с государством и другими политическими институтами.
В число таких групп входят профсоюзы рабочих, фермерские (крестьянские) организации и союзы, профессиональные ассоциации предпринимателей, феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские, студенческие, национальные и т.п. движения, научные ассоциации, объединения ветеранов, движение солдатских матерей, спортивные союзы и др. Как правило, группы интересов придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув цели, группы интересов прекращают свое существование или трансформируются в другие группы интересов или партии.
Группы интересов преобразовывают социальные эмоции и ожидания, чувства неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования. Они высвечивают наиболее острые и требующие своего разрешения общественные проблемы. От правильного отбора интересов и требований зависит способность представляющих их групп к реальному воздействию на политику государства. Группы интересов, донося до органов власти сведения о состоянии какой-либо проблемы общественной жизни, дают им возможность проводить более эффективный политический курс, отвечающий потребностям граждан и изменяющийся в соответствии с ситуацией. Правительство тем самым получает возможность определять наиболее типичные задачи, стоящие перед государством. Группы интересов способны воздействовать не только на саму власть, но и на партии, контролирующие власть, и общественное мнение.
Основные отличия групп интересов от политических партий:
1) Политические партии в качестве важнейшего средства отстаивания интересов считают завоевание власти. Группы интересов пытаются влиять на власть, отстаивая интересы своих членов.
2) Политические партии, как правило, стремятся к расширению своей социальной базы и объединяют в своих рядах людей с разнообразными интересами и ориентациями. Группы интересов организуются для того, чтобы защитить частные (особенные) интересы своих членов.
3) Средств для реализации своих функций у групп интересов значительно меньше, чем у политических партий.
Разнообразие групп интересов в современном мире затрудняет их типологизацию. Немецкий политолог Ульрих фон Алеман предложил в конце 1980-х гг. следующую классификацию:
Группы интересов в экономике и в области труда: предпринимательские объединения и ассоциации самостоятельных работников; профсоюзы; потребительские союзы.
Группы интересов в социальной сфере: объединения по защите социальных прав (например, общества инвалидов); объединения социальных достижений (например, благотворительные общества); группы самопомощи (например, по борьбе с наркотиками).
Группы интересов в области досуга: спортивные общества; клубы для общения и реализации увлечений.
Группы интересов в сфере науки, культуры, религии: научные ассоциации; общеобразовательные кружки и клубы по искусству; церкви, секты.
Группы интересов в области общественно-политической деятельности: духовные, этические, правозащитные ассоциации; общественно-политические объединения – экологические, феминистские, глобалистские/антиглобалистские гражданские инициативы, движения в поддержку расовых, этнических и т.п. меньшинств.
Необходимо отметить, что данную классификацию нельзя считать полной, отражающей все многообразие существующих групп интересов и гражданских инициатив.
Группы интересов выполняют важные для общества функции:
1) Функция артикуляции и агрегации интересов. Группы интересов многочисленные частные требования граждан преобразуют в конкретные требования и направляют их в органы государственной власти, политическим лидерам и партиям.
2) Информационная функция. Группы интересов обладают значительной информацией, передают ее государству для ознакомления с общественным мнением по тому или иному вопросу, что необходимо для возможности корректировки политического курса, адекватного современным реалиям и условиям.
3) Коммуникативная функция. Группы интересов являются посредником между государством и гражданским обществом. Они представляют интересы граждан в органах власти как на государственном, так и на региональном и местном уровнях.
4) Стабилизирующая функция. Деятельность группы интересов направлена на снижение уровня конфликтности в обществе, на согласование интересов различных социальных групп, на поиск компромиссных политических решений по острым вопросам современности.
5) Контролирующая функция. Группы давления после принятия властными органами тех или иных решений, законов, программ и т.п. имеют реальную возможность следить за их реализацией, а в случае необходимости и привлекать внимание общественности, судебных органов к различного рода нарушениям и противоправным действиям.
Способы деятельности групп интересов бывают:
-
законными (например, взаимодействие с кандидатами в депутаты и членами исполнительных и представительных органов государства в виде советов, рекомендаций, убеждения; участие в финансировании каких-либо законопроектов, экспертиз, заключений правительственных органов; контроль за соблюдением принятых решений, законов, вплоть до обращения в суд на неверную правоприменительную деятельность отдельных органов власти; контроль за деятельностью правительства в отдельных отраслях управления, расходованием финансовых средств; проведение пропагандистских кампаний в печати и других СМИ; организации демонстраций, маршей, пикетирования и т.д.);
незаконными (например, подкуп чиновников; финансовая поддержка нелегальных объединений; тиражирование заведомо ложной информации; контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата и шантажа и т.д.).
Приоритет тех или иных способов деятельности определяется степенью демократичности общества.
Группы интересов благоприятно воздействуют на общество, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые могли бы принять стихийную, неорганизованную, насильственную форму. Однако по некоторым направлениям группы интересов могут приводить к дезорганизации. Вот некоторые дисфункциональные последствия деятельности групп интересов:
общественный протекционизм, т.е. тенденция групп требовать сохранения достигнутых позиций и прав;
управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются;
отрицание коллективной дисциплины, т.е. каждая группа стремится переложить на других бремя национальных расходов;
изменение в соотношении сил, т.е. равновесие между различными интересами может быть нарушено, так как каждая группа обладает неравными средствами влияния.
С понятием групп интересов тесно связано понятие группы давления (англ. pressure group). Чаще всего эти два понятия отождествляют. В том случае, когда хотят подчеркнуть отстаивание не общественных интересов (например, забота об экологии, защита памятников культуры и т.п.), а собственных (например, объединение промышленников и предпринимателей), пользуются термином «группа давления». Группа давления также означает форму действия или метод, который принимает группа для поддержки или срыва определенных политических решений (митинг, демонстрация, пикетирование и т.п.).
Группы давления для достижения поставленных целей пользуются любыми доступными (иногда и противоправными) средствами. Возникают даже криминальные и теневые группировки, целью которых является обогащение. По мнению экспертов, в ХХ в. величина доходов таких преступных групп позволяет им оказывать существенное влияние на экономическую и политическую ситуации целых стран и регионов. Немаловажное значение в этом процессе играет лоббистская деятельность.
Лобби образуются на базе бюрократических структур. Как специализированный вид деятельности «лобби» – это воздействие юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица. Лобби, как правило, имеют реальную возможность контролировать стратегически важные ресурсы в государстве, поэтому они используют прямые формы давления на власть. Они обеспечивают принятие нужного политического решения путем формирования большинства в парламенте, подкупа депутатов и чиновников, вхождения в доверие к родным и близким политических деятелей, запугивания правительства или парламента мнимой угрозой каких-либо событий и т.п.
В западных странах лоббистская деятельность регулируется законодательством. В России доминирует так называемый «дикий лоббизм», в основе которого лежит такое явление, как политическая коррупция.
Группы интересов, по сравнению с лоббистскими структурами, стоят в самом низу социальной пирамиды. Им гораздо труднее обратить на себя внимание и добиться реализации отстаиваемых интересов. Они, как правило, не контролируют ничего, поэтому к ним прислушиваются в самую последнюю очередь.
В то же время нельзя забывать, что группы интересов являются воплощением сущности гражданского общества в политической системе. Чем более развито общество, тем сложнее и многообразнее их система. Группы интересов – важнейший механизм реализации прав человека.
Вопросы и задания
1. Чем отличаются партии от других политических институтов?
2. Какие позиции по отношению к государственной власти могут занимать партии и чем это обусловлено?
3. Каким образом политические партии могут осуществлять контроль над страной?
4. Дайте типологию политических партий современной России.
5. Чем объясняется необходимость правового регулирования деятельности политических партий?
6. На основании закона о политических партиях РФ определите их источники финансирования.
7. Охарактеризуйте перспективы развития партийной системы в России.
8. Объясните, как характер избирательной системы влияет на развитие политических партий и партийной системы.
9. Проанализируйте влияние исторических, национально-культурных факторов, типов политического режима, государственно-административного устройства на содержание и формы функционирования партии и партийных систем.
10. От каких факторов зависит характер партийной системы?
11. Раскройте влияние однопартийной, двухпартийной и много-партийной политических систем на степень демократичности общества.
12. Каковы манипулятивные возможности однопартийной, двухпартийной и многопартийной политических систем?
13. Почему в странах с молодой демократией политических партий больше, чем в странах со зрелой демократией?
14. Чем может быть обусловлена перспектива резкого сокращения числа партий и групп интересов, участвующих в политическом процессе страны?
15. Покажите взаимосвязь политических партий и групп интересов, а также их отличия. Каковы средства воздействия групп интересов на органы государственной власти и политические партии?
16. Насколько развит и влиятелен в России институт «группа интересов»? Свою позицию обоснуйте с помощью фактов и реальных политических событий.
17. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
а) партология;
б) политическая партия;
в) партийная система;
г) массовая политическая партия;
д) фракция;
е) тип партии;
ж) патронажная партия;
з) оппозиция;
и) многопартийность;
к) идеологическая партия;
л) атомизированный плюрализм;
1) прямые и косвенные проявления общественного инакомыслия и недовольства существующим режимом;
2) группа внутри партии, имеющая особенности и отличающаяся по идейным, организационным формам;
3) тип партии, являющейся продуктом всеобщего избирательного права;
4) механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление;
5) дисциплина, изучающая формирование и функционирование политических партий;
6) система существенных признаков политической партии, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности;
7) добровольная политическая организация, объединяющая людей с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти и участие в ее осуществлении;
8) партия, деятельность которой направлена на обеспечение представляемых политической властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников;
9) партийная система, для которой характерно наличие антисистемных партий, существование двусторонних оппозиций, поляризация как результат значительного идеологического размежевания;
10) партийная система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов;
11) партия, ориентированная, прежде всего, на реализацию неких абстрактных принципов, обозначенных в ее программе.
Прокомментируйте следующие высказывания:
«Партия обычно представляла из себя лишь вывеску, прикрывавшую иногда глубокие расхождения во мнениях, борьбу между фракциями, иногда более ожесточенную, чем та борьба, в которую она вступала с соперничающей партией» (М.Я. Острогорский, российский правовед и политолог XIX–XX вв.).
К. Шмит (немецкий политолог и теоретик права ХХ в.) полагал, что только государство и его руководители способны осознать общее благо и реализовать связанные с ним цели, а группы интересов просто опасны, ибо представляют отдельные требования, не понимают общего блага и могут дестабилизировать страну.
«Четыре основных фактора, связанных с функциональными особенностями партий, придают этому политическому институту двойственный характер. «Интеграция и мобилизация» людей в политику и «структурирование голосования» – это функции, развернутые в пользу представительства управляемых. Деятельность по «рекрутированию политического персонала» и тот факт, что партии являются «инструментами воспитания политиков», воплощают в себе партийные функции, обращенные к отправлению власти» (И. Мени, французский политолог ХХ в.).
«Партии разоблачают друг друга и весьма преуспевают в этом, потому что судят одна о другой по себе» (П. Буаст, французский политический деятель ХХ в.).
«При демократии одна партия все свои силы тратит на то, чтобы доказать, что другая неспособная управлять страной, – и обычно обеим удается и то, и другое» (Г.Л. Менкен, американский литературный критик ХХ в.).
Темы докладов, рефератов, сообщений
Партия как социальный и правовой институт.
Партии на выборах, в парламенте и правительстве.
Оппозиционные партии и их роль в политической жизни общества.
Партийные ориентации российского электората.
Российские «партии власти»: прошлое, настоящее, будущее.
Сравнительный анализ партийных систем в развитых и переходных обществах.
Группы интересов, их место и роль в политической системе.
Типология групп интересов.
Группы интересов в современной России: структура, механизм деятельности, эффективность.
Лоббистская деятельность в России.
Литература
Бакун, Л.А. Группы в политике. К истории развития американских теорий / Л.А. Бакун // Полис. – 1999. – № 2. – С. 162–167.
Бинецкий, А.Э. Лоббизм в современном мире / А.Э. Бинецкий. – М.: ТЕИС, 2004. – 247 с.
Барсукова, С.Ю. Механизм «политического инвестирования», или как и зачем российский бизнес участвует в выборах и оплачивает партийную жизнь / С.Ю. Барсукова, В.И. Звягинцев // Полис. – 2006. – № 2. – С. 110–121.
Васильев, Т.В. Лоббизм как форма политической деятельности, природа, функции, современные виды / Т.В. Васильев // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. – 2004. – № 4. – С. 37–48.
Гаман-Голутвина, О.В. Группы интересов: ретроспектива / О.В. Гаман-Голутвина // Подития. – 2001/2002. – № 4. – С. 38–49.
Гаман-Голутвина, О.В. Партии и власть / О.В. Гаман-Голутвина // Свободная мысль. – 2004. – XXI. – № 9. – С. 77–86.
Гаман-Голутвина, О.В. Российские партии на выборах: картель «хватай-всех» / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. – 2004. – № 1. – С. 22–25.
Глебова, И.И. Партия власти / И.И. Глебова // Полис. – 2004. – № 2. – С. 85–92.
Голосов, Г.В. «Партии власти» и российский институциональный дизайн: теоретический анализ / Г.В. Голосов, А.В. Лихтенштейн // Полис. – 2001. – № 1. – С. 6–14.
Голосов, Г.В. Партийные системы России и стран Восточной Европы: генезис, структура, динамика / Г.В. Голосов. – М.: Весь мир, 1999. – 152 с.
Голосов, Г.В. Форматы партийных систем в новых демократиях: институциональные факторы неустойчивости и фрагментации / Г.В. Голосов // Полис. – 1998. – № 1. – С. 106–129.
Группы интересов // Полис. – 1992. – № 5–6. – С. 163–166.
Джордан, Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях? / Г. Джордан // Мировая экономика и международные отношения. – 1997. – № 1. – С. 82–97.
Дюверже, М. Партийная политика и группы давления / М. Дюверже // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 4. – С. 261–286.
Дюверже, М. Политические партии / М. Дюверже. – М.: Акад. Проспект: Парадигма, 2005. – 540 с.
Колосов, В.А. Электоральные предпочтения избирателей крупных городов России: типы и устойчивость / В.А. Колосов // Полис. – 2004. – № 4. – С. 70–79.
Кулинченко, А.В. Политические партии и развитие демократии: опыт России и Германии / А.А. Кулинченко // Полис. – 2004. – № 2. – С. 156–169.
Лебедева, Т.П. Разделение властей и политические партии / Т.П. Лебедева // Власть. – 2004. – № 9. – С. 75–78.
Любимов, А.П. История лоббизма в России / А.П. Любимов. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. – 204 с.
Макаренко, П. Парламентские выборы 2003 г. как проявление кризиса партийной системы / П. Макаренко // Полис. – 2004. – № 1. – С.51–65.
Панов, П.В. Реформа региональных избирательных систем и развитие политических партий в регионах России: (кроссрегиональный сравнительный анализ) / П.В. Панов // Полис. – 2005. – № 5. – С. 102–117.
Паппи, Ф.У. Политическое поведение: мыслящие избиратели и многопартийные системы / Ф.У. Паппи // Политическая наука: новые направления. – М: Вече, 1999. – С.262–280.
Перегудов, С. Группы интересов в условиях перехода к информационному обществу / С. Перегудов // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – № 6. – С. 13–20.
Перегудов, С. Группы интересов и российское государство / С. Перегудов, Н. Лапина, И. Семененко. – М.: Эдиториал, 1999. – 350 с.
Пляйс, Я.А. Диалектика взаимодействия политических и партийных систем / Я.А. Пляйс // Полис. – 2004. – № 6. – С.103–104.
Политические партии России: история и современность / под ред. А.И. Зевелева и др. – М.: РОССПЭН, 2000. – 630 с.
Пушкарева, Г.В. Партии и партийные системы: концепция М. Дюверже / Г.В. Пушкарева // Социально-политический журнал. – 1993. – № 9. – С. 111–119.
Соргин, В.В. Двухпартийная система США: преемственность и обновление / В.В. Соргин // Полис. – 2003. – № 3. – С. 164–170.
Телков, А.С. К вопросу об особенностях становления российских политических партий и партийной системы в ХХ в. / А.С. Телков // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. – 2002. – № 5. – С. 63–69.
Тихомирова, Е.Б. Лоббизм как специфическая форма коммуникаций с общественностью / Е.Б. Тихомирова // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политика. – 2004. – № 3. – С. 113–127.
Уоллерстайн, М. Избирательные системы, партии и политическая стабильность / М. Уоллерстайн // Полис. – 1992. – № 6. – С. 156–162.
Холодковский, К.Г. Социально-психологическая дифференциация российского населения и процесс формирования партий / К.Г. Холодковский // Полис. – 2001. – № 5. – С. 75–96.
Шапошников, А.В. Лоббизм как явление общественной жизни и категория политической науки / А.В. Шапошников // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. – 2004. – № 2. – С. 48–57.
ГЛАВА 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
|
|
|