Навигация по странице:
|
Политология. М. В. Бутырина политология
ВВЕДЕНИЕ
Современное высшее образование невозможно без такой дисциплины, как политология. Политические знания необходимы в любой профессиональной деятельности. Образованный человек должен овладеть политическими знаниями, необходимыми для выработки умения ориентироваться в сложном политическом мире, анализировать политические события и процессы, критически осмысливать действия и поступки политиков, противостоять политической манипуляции, самостоятельно принимать важные решения и т.п.
Большое значение политология имеет для тех студентов, для которых необходимо особое политическое образование, т.к. их будущая профессиональная деятельность будет связана с политической сферой. «Связи с общественностью» относятся как раз к такой группе профессий. Независимо от профессиональной дифференциации в сфере PR любому специалисту по связям с общественностью требуется серьезная подготовка по политологии, особые знания и умения в этой области. Как утверждает известный американский теоретик С. Блэк, PR-специалист должен входить во «властную группу». Поэтому знания о сущности власти, ее источниках, свойствах и закономерностях позволят специалисту по связям с общественностью более успешно осуществлять свою профессиональную деятельность. Кроме того, PR-специалисты призваны налаживать связи с разными группами общественности, в том числе с политиками, элитой, партийными функционерами, представителями законодательной и исполнительной власти. Специалисты по связям с общественностью нередко выступают в роли советников, консультантов, сотрудников административно-управленческих аппаратов, аналитиков, политических технологов, имиджмейкеров, экспертов и т.п., т.е. обслуживают политическую деятельность, устанавливают новые средства и формы политического общения, обеспечивают общественность качественной политической информацией.
Данное учебно-методическое пособие построено таким образом, чтобы дать студентам базовые теоретико-методические знания по политической науке. В нем раскрыты основные положения учебной программы по политологии. В конце каждой главы студентам предлагаются вопросы и задания, которые будут обсуждаться на семинарских занятиях, текущих и промежуточных контролях.
Для развития навыков аналитического мышления, критического осмысления изучаемого материала студентам предлагаются цитаты из классической и новейшей литературы, которые в то же время полнее рас-крывают отдельные теоретические положения учебного курса по политологии.
Список литературы в конце каждого изучаемого раздела позволит более тщательно подготовиться к семинарам, расширить и углубить свои знания по важным и интересным проблемам мировой политической науки и практики, особенностям современного российского политического процесса.
ГЛАВА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА
1.1. Предмет политологии и характер политических знаний
Дисциплина, которую предстоит нам изучать, обычно называется политологией (от греч. «politika» – государственные и общественные дела и «logos» – знание, наука). В американской и западноевропейской традиции ее называют политической наукой, а также политикой.
Термин (слово и понятие) был создан Аристотелем(384 до н.э.–322 до н.э.), написавшем трактат о государстве, правлении и правительстве, который получил название «Политика»1. Аристотель считал, что человек – существо политическое, «полисное животное» (греч. zoon politikon). Человек может существовать только в политической реальности. Вне этой реальности он становится либо животным, недоразвитым в нравственном отношении существом, либо сверхчеловеком, богом.
И, действительно, каждый из нас так или иначе оказывается вовлеченным в сферу политики: мы – подданные государства, члены определенной социальной общности, политической партии, общественного движения, избиратели или избираемые, господствующие или подчиненные.
Становление политологии как науки – длительный процесс. Истоки политической мысли находятся в глубокой древности. Долгое время политическая наука развивалась в рамках единой системы религиозно-мифологических, философских и этических взглядов на мир. Постепенно политическая мысль освобождалась и от религиозного влияния, и от философско-этической формы.
В становление и развитие данной научной дисциплины большой вклад внесли французский философ и политик Жан Боден (1520–1596), бельгийский ученый и литератор Юст Липсий (1547–1606), голландский юрист, историк, дипломат и политик Гуго Гроций (1583–1645), немецкий юрист, политический теоретик Иоганн Альтузий (1557–1638), немецкий правовед Самуэль Пуфендорф (1632–1694) и другие.
В начале XVII в. в Нидерландах, Швеции и ряде других стран были открыты специализированные кафедры политической науки, а в немецких университетах стала преподаваться «наука о политическом благочинии». В 1840-х гг. политика как учебная дисциплина, схожая с сегодняшним обликом, стала преподаваться в шведском университете г. Упсалы. В 1855 г. в Католическом университете Дублина (Ирландия) появилась кафедра социальной и политической науки. В 1870-х гг. в Оксфорде (Англия) и Парижском университете стали читать специальные курсы по политике. В США в Колумбийском колледже в 1857 г. была создана отдельная кафедра по истории и политической науке, в 1863 г. в Корнельском университете открылся факультет истории, общественной и политической науки. И уже в 1870-е гг. в США появились специализации и школы аспирантов по политическим исследованиям.
Академическая традиция изучения политики в России возникает во второй половине XIX в. У истоков российской политической науки стояли Б.Н. Чичерин (1828–1904), А.И. Стронин (1827–1889), М.М. Ковалевский (1851–1916) и другие. Благодаря российским ученым к началу ХХ в. значительное развитие в России получила социология политики.
До второй половины XIX в. политология была политико-философской теорией, учением о государстве. Как самостоятельная академическая дисциплина, как система научных знаний политология сложилась к 40-м гг. ХХ в. К этому времени был накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал в рамках смежных наук, проведены и опубликованы политические исследования, созданы специализированные периодические издания, открыты научные и учебные заведения, а также подготовлены научные кадры, появились международные ассоциации. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО образовалась Международная ассоциация политической науки. В 1955 г. в нее вошел СССР, создав САПН (Советскую ассоциацию политической науки). В 1979 г. в Москве проходил XI конгресс МАПН.
Поскольку понятие «политика» трудно поддавалось осмыслению и описанию, длительное время многие ученые отрицали статус политологии как единой (хотя и комплексной) научной дисциплины. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос о предмете политологии. Можно выделить три основные позиции по данной проблеме:
1) Политология является лишь одной из наук о политике, которая не охватывает весь спектр политического. Кроме собственно политологии сферу политики в том или ином аспекте изучают политическая социология, политическая антропология, политическая философия, политическая география, политическая биология и т.п. Политология должна сосредоточиться на институциональной структуре политики, устройстве и деятельности государства, механизме политической власти.
Для этой точки зрения характерен дифференцированный подход к политическим наукам, что обеспечивает более глубокое проникновение в познавательный процесс с выделением и исследованием разнообразных политических явлений. Однако данное достоинство представленной позиции оборачивается существенным недостатком, связанным с фрагментарностью получаемых знаний, поскольку не учитывается целостность политической сферы и взаимосвязь различных политических явлений.
Изучение только институциональной структуры политики оставляет без внимания многие важные вопросы и не позволяет проникнуть в ее сущность (например, влияние на политические институты экономических интересов, социокультурной среды, исторических традиций и т.п.).
2) Политология есть то же самое, что и политическая социология. Разница лишь в том, что политология изучает влияние государства на общество, а политическая социология – влияние общества на государство. Такое разделение относительно, поскольку в обществе все взаимосвязано и взаимозависимо. Политология должна иметь практическую направленность. Ее выводы необходимо прилагать к политической практике.
С одной стороны, данная трактовка позволяет сохранить целостность политической сферы, но с другой – утрачивается дифференцированный подход к политике.
3) Политология представляет собой общую, интегративную науку о политике во всех ее проявлениях и включает в качестве составных частей политическую социологию, политическую антропологию, политическую философию, политическую географию, политическую психологию, теорию государства и права и т.п. Политология есть наука о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом.
Такой подход к предмету политологии позволяет избежать тех недостатков, которые характерны для двух предыдущих. Он позволяет интегрировать различные политические знания и в то же время дает целостную картину политического.
Итак, политология – единая, интегративная наука о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом.
В самом общем виде структуру политологии можно представить на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Структура политической науки
В рамках общей интегративной науки о политике выделяют различные субдисциплины: политическая социология, политическая психология, политическая философия, политическая теория, политическая антропология, политическая экология, государствоведение, геополитика, международные исследования и мировая политика, коммуникативная политология и т.п.
Применять политическое знание к явлениям политики позволяет такое направление как прикладная политология. Она использует результаты многих политологических дисциплин, общей теории систем, кибернетики, теории игр и т.п. для выработки и проведения наилучших вариантов государственной политики, решения политических проблем в обществе в целом.
Связующим звеном между эмпирическими исследованиями и политической теорией выступает сравнительная политика (или политическая компаративистика). Она направлена на изучение отличий различных политических систем, факторов стабильности и изменения политического режима, оптимальных форм правления.
Политическая наука использует:
общенаучные категории;
категории наук, находящихся на стыке с политологией;
собственные категории, выражающие существенные характеристики политики (рис. 1.2).
Характер политических знаний разнообразен. В политологии представлены нормативные, дескриптивные и каузальные знания.
Нормативные (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) знания преобладали до конца XIX в. и на сегодняшний день составляют важную часть политологии. Ученые были обеспокоены поиском идеального политического устройства, обеспечивающего естественные права человека и общественное благо. Политические теории оценивались как социально полезные или вредные, гуманные или негуманные, прогрессивные или реакционные. Поэтому к нормативным знаниям нельзя относится как к объективной истине. Они конвенциальны, т.е. зависят от признания людьми.
Дескриптивные (от лат. descriptio – описание) знания связаны с описанием реальных событий и фактов. К ним относятся статистические данные, результаты опросов, наблюдений и т.п.
Каузальные (от лат. cauza – причина) знания раскрывают причинно-следственные связи между различными политическими событиями и явлениями.
Дескриптивные и каузальные знания наиболее адекватно отражают процессы, происходящие в политической сфере, и не зависят от сознания людей. Он верифицируемы, т.е. положения политической теории подлежат проверке эмпирическим путем.
Существуют самые разнообразные методы, позволяющие анализировать, проверять и оценивать политические знания.
Рис. 1.2. Категории, используемые политологией
1.2. Функции политологии
Политология как научная дисциплина призвана выполнять следующие функции:
1) Описательная (дескриптивная). Показ реального хода событий в сфере политики. Описание как масштабных международных и национальных событий, так и case-stadies2.
2) Объяснительная. Ответы на вопросы, каковы причины возникновения конкретных политических явлений и их свойства, раскрытие сущности политических процессов на национальном и международном уровнях.
3) Инструментальная. Исследование возможных вариантов поли-тических решений для достижения желательного результата и необходимых типов поведения.
4) Прогностическая. Предсказание будущего развития политических явлений, последствий и результатов каких-либо событий.
Общественное предназначение политологии раскрывается через другие функции. К ним относятся:
1) Познавательная. Эта функция направлена на получение все-сторонних знаний о политике, выявление закономерностей, связей, противоречий, тенденций и перспектив развития в политической сфере.
2) Рационализация политической жизни. Реализация данной функции позволяет перевести сложные теоретические положения политической науки в доступную для осознания людьми форму и понять характер конкретных политических действий. Раскрывается механизм политических процессов как взаимодействие целей, интересов, потребностей индивидов и их групп. Кроме того, создается теоретическая основа для необходимых преобразований и почва для их общественного осознания.
3) Нормативно-ценностная. Она связана с оценкой политических институтов, поведения, событий и процессов с точки зрения тех или иных социальных идеалов. Таким образом создается система ценностных ориентаций в сфере политики.
4) Политическая социализация. В ходе ее реализации формируются гражданская позиция, политическая культура населения. Система ценностных ориентаций в политической сфере переводится в плоскость практической деятельности, направленной на их реализацию. При развитой политической культуре у граждан появляется возможность оценить соотношение общечеловеческих, государственных, групповых и личных интересов.
5) Прогностическая. Политическая наука способна обеспечить общество прогнозом будущего политического развития, разработать альтернативные варианты предстоящих политических процессов и возможные потери от их реализации.
Главное предназначение политологии для человека заключается в том, чтобы сделать его политически грамотным и культурным гражданином своего государства, знающим и умеющим отстаивать свои политически значимые интересы, не допускающим к власти некомпетентных и безответственных политиков.
Социальная значимость политологии выражается не только в совокупности теоретических знаний, которыми может овладеть определенное количество граждан. Политология имеет также практическое значение, раскрывающееся в процессе политической практики. Если политические знания окажутся социально невостребованными, ни о каком прогрессивном развитии общества не может быть и речи.
1.3. Методы политологии
Научные методы, применяемые в политической науке, позволяют глубоко и всесторонне изучать политические явления и процессы. В политической науке нет собственных специфических методов исследования. Она использует не только методы смежных отраслей знаний, но и общенаучные методы. Их можно разбить на три группы:
1) Общие методыполитологии.
Социологический метод позволяет раскрыть зависимость политики от общества, взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни, социальную обусловленность политических явлений и процессов. Например, можно определить влияние определенных социальных групп на процесс принятия государственных решений.
Нормативный (нормативно-ценностный) метод определяет значение тех или иных политических событий для общества и личности с точки зрения критериев общественного блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т.п., основанных на этических принципах и нормах.
Функциональный метод ориентируется только на факты и логику и дает возможность изучать зависимость между собой политических явлений.
Бихевиористский метод совершил революционные преобразования в методологии политологии. Он поставил политическую науку перед необходимостью применения новых эмпирических и количественных методов, развивавшихся в рамках психологии, социологии, экономики, математики, кибернетики, географии, медицины и т.д. В рамках данного метода основное внимание уделяется индивидуальному измерению политики, политическому поведению индивидов, связанных между собой групповыми отношениями. Политика, по мнению бихевиористов, это вид социального поведения индивидов и их групп, который характеризуется установками и мотивациями, направленными на участие во власти и процессе властвования. Политологии необходимо освободиться от нормативных, ценностных суждений. Она должна ориентироваться только на реальные факты и логику. Данный метод стимулировал появление других научных подходов и направлений политического анализа.
Структурно-функциональный метод представляет общество как совокупность сложных систем действия и подходит к политике как к целостному явлению общественной жизни. С его помощью можно сделать количественную оценку тем изменениям, к которым политическая сфера данного общества может приспособиться без нарушения функциональных обязанностей.
Системный метод также рассматривает политику как целостную и сложную систему, состоящую их совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов. Он определяет место и функциональную значимость политики в развитии общества, необходимость и возможность проведения тех или иных общественных преобразований.
Институциональный метод направлен на изучение политических институтов, осуществляющих и регулирующих политическую деятельность (государство, партии, группы интересов, политическое лидерство и т.п.).
Антропологический метод исследует обусловленность политики природой человека. Он не только изучает политические механизмы доиндустриальных обществ, но и их адаптацию и трансформацию к современным политическим системам.
Психологический метод тесно связан с предыдущим методом. Однако он прежде всего имеет в виду конкретного представителя человеческого рода, его индивидуальные особенности, психологическую мотивацию, субъективные механизмы политического поведения. Значительную роль в развитии данного метода сыграл психоанализ, позволяющий найти объяснение разным типам политического поведения.
Социально-психологический метод раскрывает зависимость политического поведения от принадлежности к определенным социальным группам.
Сравнительный (компаративистский) метод позволяет сопоставлять однотипные политические явления (политические системы, партии, избирательные институты и т.п.). В процессе выделения общих и специфических черт этих явлений можно найти наиболее адекватные и приемлемые в конкретной политической ситуации формы политических институтов, пути решения общественно значимых проблем. Применение данного метода позволяет использовать опыт других государств при решении аналогичных задач (при этом важно также учитывать исторические, национальные особенности и традиции).
Исторический метод связан с хронологическим развитием политических событий и явлений, установлением связи между прошлым, настоящим и будущим.
Существуют и другие методы изучения политической реальности.
2) Общелогические методы. Они направлены не на исследование политической сферы, а на организацию и процедуру познавательного процесса и имеют отношение к науке в целом. К ним относятся индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, мысленный эксперимент, математические, кибернетические, прогностические и т.п. методы.
3) Методы эмпирических исследований. Они заимствованы из конкретной социологии, кибернетики и других наук и позволяют получить первичную информацию о политических фактах. Среди них наиболее часто используются данные статистики, анализ документов, анкетный опрос, наблюдение, лабораторные эксперименты, теория игр (особенно деловые игры) и т.п.
Развитие методологии политической науки можно проследить через следующие этапы:
Классический период (до XIX в.). Для него характерно преобладание дедуктивного, логико-философского и морально-аксеологического подходов.
Институциональный период (XIX–начало ХХ вв.). Он отличается преобладанием историко-сравнительного и нормативно-институционального методов.
Бихевиористский период (20–70-е гг. ХХ в.). В это время внедряются и активно используются количественные методики.
Постбихевиористский период (последняя треть ХХ в.). На современном этапе сочетаются традиционные и новые методы.
1.4. Основные парадигмы и школы политологии
В рамках политологии существуют различные концептуальные подходы к исследованию политической реальности. Понятие парадигмы было введено в научный оборот американским историком науки и философии Томасом Куном (1922–1996) в 1960 г. Парадигма означает признанное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Историю политологии можно рассматривать как историю непрерывного обновления и обогащения парадигм. Необходимо отметить, что не все парадигмы дают научное объяснение политическим явлениям.
Теологическаяпарадигма дает сверхъестественное, божественное объяснение истокам политики и политической власти. Божественные каноны и религиозные кодексы лежат в основе любого социально-политического строя, государственного устройства. Данное объяснение политических процессов и явлений характеризовало первоначальный этап становления политической мысли и существовало несколько веков.
Натуралистическая парадигма исходит из положения о том, что человек является неотъемлемой частью природы. Политика возникла в результате действия внесоциальных природных факторов, к которым прежде всего относятся географическая среда, биологическая природа человека, психологические свойства, расовые особенности людей и т.п.
Социальная парадигма пытается объяснить природу и происхождение политики влиянием социальных факторов, воздействием на нее других сфер общественной жизни: экономической, социальной, правовой, культурной и т.п.
Рационально-критическая парадигма исследует внутреннюю сущность политики, взаимодействие ее важнейших элементов, конфликты как необходимую составляющую общественного и политического развития и т.п.
Парадигмы лежат в основе национальных политологических направлений и школ.
Ведущая роль в современной зарубежной политологии принадлежит американской школе(Г. Алмонд, З. Бжезинский, С. Верба, Р. Даль, Д. Истон, С. Липсет, С. Хантингтон и др.). Центральное место в политических исследованиях занимают проблемы политической власти. Большое внимание уделяется, прежде всего, анализу конституционных основ и принципов политической власти (через деятельность Конгресса, института президентства, административно-управленческого аппарата и т.п.), изучению механизма политической власти и политического поведения (через функционирование общественного мнения, поведение электората, деятельности политических партий и т.п.). Относительно недавно стали развиваться такие направления, как теория политического управления, международная политика, политическая модернизация, сравнительная политология.
Английская школа политологии формировалась под сильным воздействием американской школы. Современные политические исследования имеют экономическую, социологическую, социально-политическую направленность. Изучаются английская политическая система, избирательная система, механизм политического давления на правительство и парламент со стороны групп интересов, психология электорального поведения и т.д. В центре внимания находятся теории согласия, конфликта, плюралистической демократии.
Спецификой немецкой школы политологии (Т. Адорно, Х. Арендт, Р. Дарендорф, К. Поппер, Э. Фромм, Ю. Хабермас и др.) является сочетание теоретико-философского характера исследований с политико-социологическими данными. Основными научными направлениями являются философия политики, теории конфликтов, политических систем, сравнительное и историческое изучение типов политического господства и их идеологического оформления, природы, истоков и форм тоталитаризма, социология политических институтов, политического поведения, анализ общественного мнения и роли СМИ в политике.
Становление французской школы политологии (М. Бонгран, П. Бурдье, Ф.Буррико, Д. Давид, Л. Сэв, М. Фуко) происходило после Второй мировой войны. Ее особенностью является акцент на теоретических, государст-воведческих аспектах политических процессов в рамках конституционного права. Французские политологи изучают сущность власти, исследуют классы, политические партии и движения, политическую социализацию различных групп, политические кризисы, развивают прикладные отрасли политологии (технологии политики и политический маркетинг).
Вопросы и задания
1. Какое место политология занимает в системе социальных наук?
2. Почему многие философы проявляли интерес к социально-политической проблематике?
3. Каковы прогностические возможности политологии?
4. Каким образом можно истолковать распространенное выражение «политика как наука и искусство»?
5. Какое значение имеет изучение политологии для формирования политической культуры личности, приобщения к демократическим ценностям?
6. Выделите наиболее важные, на ваш взгляд, функции политологии в России на современном этапе и аргументируйте свой выбор.
7. Какие из целей преподавания политологии представляются вам наиболее важными и почему?
а) подготовка нового поколения профессиональных политиков;
б) формирование человека, приемлющего любые решения власти;
в) передача определенных сведений о политике, позволяющих ориентироваться в ней и делать сознательный выбор;
г) выработка умений и навыков отстаивать и реализовывать свои права, личные и групповые интересы;
д) развитие навыков ведения дискуссий, выражения и отстаивания собственного мнения;
е) повышение эрудиции;
ж) другое.
8. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
а) бихевиоризм;
б) политическая антропология;
в) политическая социология;
г) исторический подход;
д) политика;
е) структурный функционализм;
ж) прикладная политология;
з) политико-культурологический подход;
и) политология;
к) позитивизм;
л) институционализм;
м) сравнительная политология;
н) системный подход;
о) политическая история;
п) политическая социализация;
р) политическая философия;
1) наука, изучающая общие черты и особенности различных политических систем;
2) наука, изучающая ценностные аспекты властных отношений, разрабатывающая нормативный подход к политике;
3) наука, изучающая влияние родовых качеств личности, основных потребностей на политическое поведение;
4) изучение политических явлений с точки зрения их развития;
5) направление политической науки, основывающееся на эмпирических (прежде всего, количественных) методах исследования, исходящее при анализе политических явлений из политического поведения индивидов и групп;
6) наука, изучающая изменение политических институтов и норм в процессе эволюции общества;
7) наука, изучающая все стороны политической жизни;
8) метод политического исследования, направленный на выявление различных институтов и несхожих функций похожих институтов;
9) наука, изучающая влияние общества, социальных организаций на политические процессы;
10) направление в политической науке, изучающее политические организации, нормы и методы их деятельности;
11) исследование политических процессов с точки зрения влияния на них норм, ценностей, установок и ориентаций индивидов и групп;
12) функция политической науки, заключающаяся в формировании определенной политической культуры граждан, выработке политических знаний и навыков политического участия;
13) «властное распределение ценностей внутри общества» (Д. Истон);
14) ориентация на изучение объекта как системы, раскрытие его целостности и создание единой теоретической картины;
15) наука, разрабатывающая различные политические технологии;
16) ориентация на количественные и статистические методы исследований, освобождение политической науки от ценностей.
9. Укажите, какие проблемы изучает:
а) теоретическая политология;
б) прикладная политология;
в) сравнительная политология;
1) исследование общего и особенного в различных политических системах;
2) политическая власть;
3) технологии избирательных кампаний;
4) история политических учений;
5) политическая культура;
6) стратегии выработки и принятия решений;
7) технологии разрешения и урегулирования конфликтов;
8) различные модели федерализма;
9) политическое поведение.
Прокомментируйте следующие высказывания:
«Политика является более сложной наукой, чем физика» (А. Эйнштейн, ученый-физик ХХ в.).
«Изучение политики есть изучение принятия общественно значимых решений» (Р. Шнайдер, немецкий историк ХХ в.)
«Политическая теория колеблется между двумя драматическими противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной из них политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка и справедливости… означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщество» (М. Дюверже, французский политолог ХХ в.).
«Не интересы (материальные и идеальные), не идеи непосредственно господствуют над поведением человека, но «картины мира», которые создавались «идеями». Они, как стрелочники, очень часто определяли пути, по которым динамика интересов продвигала дальше человеческое действие» (М. Вебер, немецкий социолог, экономист, философ ХХ в.).
Темы докладов, рефератов, сообщений
Основные этапы развития политической науки.
Основные парадигмы и школы политологии.
Методика политического исследования.
Системный подход и компьютерное моделирование в политическом прогнозировании.
Политическая наука в современной России: основные задачи, пути развития и перспективы.
Политология и мировоззрение.
Политология и культура.
Значение изучения политической теории для формирования гражданской культуры PR-специалиста.
Политология в системе профессиональной подготовки PR-специалиста.
Литература
Актуальные проблемы политики и политологии в России: (некоторые исследовательские итоги): сборник научных статей / под общ. ред. В.С. Комаровского. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 347 с.
Алексеева, Т.А. Современные политические теории / Т.А. Алексеева. – М.: РОССПЭН, 2000. – 343 с.
Алмонд, Г. Политическая наука: история дисциплины / Г. Алмонд // Полис. – 1997. – № 6. – С. 174–183.
Баталов, Э.Я. Восхождение к политической науке / Э.Я. Баталов // Общественные науки и современность. – 2005. – № 3. – С. 34–47.
Боришполец, К.П. Методы политических исследований: учеб. пособие для вузов / К.П. Боришполец. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 221 с.
Галаганова, С.Г. Современная западная политическая теория (на примере англо-американской и французской политологических школ) / С.Г. Галаганова, М.А. Фролова. – М.: Изд-во МГТУ, 1993. – 43 с.
Голосов, Г.В. Сравнительная политология / Г.В. Голосов. – СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2001. – 365 с.
Грин, Д. Объяснение политики с позиции теории рационального выбора: почему так мало удалось узнать? / Д. Грин, И. Шапиро // Полис. – 1994. – № 3. – С. 59–74.
Горяинов, В.П. Проблемно-структурный метод анализа мониторинга общественного мнения / В.П. Горяинов // Социс. – 2002. – № 4. – С. 35–48.
Давыдов, А.А. Системный подход к анализу данных мониторинга общественного мнения / А.А. Давыдов, А.Н. Чураков // Социс. – 2002. – № 7. – С. 131–137.
Дегтярев, А.А. Политический анализ как прикладная дисциплина: предметное поле и направление развития / А.А. Дегтярев // Полис. – 2004. – № 1. – С. 154–167.
Доган, М. Сравнительная политическая социология / М. Доган, Д. Пеласси. – М.: Институт социально-политических исследований: Социально-политический журнал, 1994. – 272 с.
Зарубежная политология. – М.: Социально-политический журнал: Независимый открытый ун-т, 1998. – 360 с.
Зарубежная политология в ХХ столетии: сб. науч. трудов / отв. ред. М.В. Ильина. – М.: ИНИОН, 2001. – 253 с.
Ильин, М.В. Основные методологические проблемы сравнительной политологии / М.В. Ильин // Полис. – 2001. – № 6. – С. 140–153.
Ильин, М.В. Сравнительная политология: научная компаративистика в системе политического знания / М.В. Ильин // Полис. – 2001. – № 4. – С. 162–174.
Лебедева, М.М. Сравнительная политология, мировая политика, международные отношения: развитие предметных областей / М.М. Лебедева, А.Ю. Мельвиль // Полис. – 1999. – № 4. – С. 130–139.
Лоуи, Т. Глобализация, государство, демократия: образ новой политической науки / Т. Лоуи // Полис. – 1999. – № 5. – С. 108–119.
Макаренко, В.П. Социология и политическая философия: проблема взаимодействия / В.П. Макаренко // Социс. – 2004. – № 8. – С. 33–42.
Мангейм, Дж.Б. Политология. Методы исследования / Дж.Б. Мангейм, Р.К. Рич. – М.: Весь мир, 1997. – 542 с.
Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории: комментированное введение / сост. Н. Конеген, К. Шуберт. – М.: РОССПЭН, 2004. – 220 с.
Митрохина, Т.Н. Сравнительная политология: учебно-методическое пособие / Т.Н. Митрохина. – Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2000. – 55 с.
Митрошенков, О.А. Политическое знание и теория / О.А. Митрошенков // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. – 2002. – № 4. – С. 6–24.
Пляйс, Я.А. О генезисе, предмете и современном состоянии политической науки в России / Я.А. Пляйс // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. – 2005. – № 1. – С. 9–32.
Пляйс, Я.А. Отечественная политология на рубеже XX и XXI вв. / Я.А. Пляйс // Полис. – 2002. – № 2. – С. 175–180.
Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность: хрестоматия / отв. ред.-сост. А.Д. Воскресенский. – М.: МОНф: Издат. центр научных и учебных программ, 2000. – 683 с.
Политическая наука в России: вчера, сегодня, завтра (Материалы научного семинара) // Полис. – 2006. – № 1. – С. 141–156.
Политическая наука в современной России: время поиска и контуры эволюции: Ежегодник 2004 / Рос. ассоциация политической науки. – М.: РОСПЭН, 2004. – 455 с.
Политическая наука и государственная власть в Российской Федерации и Новых Независимых Государствах / отв. ред. В.Н. Руденко. – Екатеринбург: УрОАН, 2004. – 549 с.
Прикладная политология: учеб. пособие. – М.: Флинта: Моск. психолого-соц. ин-т, 2004. – 404 с.
Салмин, А.М. Политическое развитие России и актуальные проблемы политологии / А.М. Салмин // Полис. – 1998. – № 3. – С. 220–223.
Сморгунов, Л.В. Современная сравнительная политология: учеб. пособие / Л.В. Сморгунов. – М.: РОССПЭН, 2002. – 469 с.
Соловьев, А.И. Мозаичная парадигматика российской политологии / А.И. Соловьев // Полис. – 1998. – № 4. – С. 5–20.
Соловьев, А.И. Политология: политическая теория, политические технологии / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 558 с.
Современная сравнительная политология: хрестоматия / науч. ред. Г.В. Голосов и др. – М.: МОНф, 1997. – 378 с.
Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 535 с.
Сумбатян, Ю.Г. Сравнительная политология – важнейшее направление науки о политике / Ю.Г. Сумбатян // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. – 2004. – № 4. – С. 15–26.
Чанышев, А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.) / А.А. Чанышев. – М.: РОССПЭН, 2000. – 479 с.
Чанышев, А.А. История политических учений: учебник / А.А. Чанышев. – М.: Проспект, 2005. – 591 с.
Челлен, Р. О политической науке, ее соотношении с другими отраслями знания и об изучении политического пространства / Р. Челлен // Полис. – 2005. – № 2. – С. 115–126.
Шабров, О.Ф. Системный подход и компьютерное моделирование в политологическом исследовании / О.Ф. Шабров // Общественные науки и современность. – 1996. – № 2. – С. 100–110.
Щербинин, А.И. Что же будет с Родиной и с нами? (Предвзятые заметки о российской политической науке и проблемах политического образования) / А.И. Щербинин // Полис. – 2003. – № 4. – С. 169–174.
|
|
|