Матрица РАЗУ
(Матрица Разделения Административных Задач Управления – по фамилии одного из основоположников организационного проектирования – Марка Львовича Разу)
Матрица РАЗУ – одна из разновидностей матрицы ответственности, используемой в управлении проектами для закрепления ответственности между членами команды управления проектом. Матрица ответственности образуется путём «наложения» вертикально ориентированной организационной структуры команды управления проектом (OBS) на горизонтально ориентированную структурную декомпозицию работ проекта (WBS или ИСР).
Матрица РАЗУ показывает, кто и в какой степени принимает участие в подготовке решения и работе по его выполнению.
-
Она отражает объём и характер полномочий, реализуемых каждым должностным лицом при совместном участии в реализации функций, когда области полномочий и ответственности двух или нескольких лиц пересекаются. Матрица уточняет полномочия при распределении между ними общей работы.
Овладение этим методом должно способствовать более качественному решению вопросов распределения задач, прав и ответственности в системе управления проектом/предприятием.
-
Матрица используется для выявления лишних подразделений, например, таких, в которых встречаются только согласующие решения, а также выявления дублирования функций в подразделениях и нарушения полномочий вследствие использования запретного их сочетания, например, функции исполнения (И) и контроля (К).
Матрица РАЗУ (на примере функций маркетинга)
|
Должности и структурные подразделения
|
Функции
маркетинга
|
Директор
|
Заместители директора по направлениям производственно-хозяйственной деятельности
|
Заместители директора по маркетингу
|
Управляющие продуктовыми группами
|
Управляющие отдельными продуктами
|
Управляющий региональным маркетингом
|
Управляющие отдельными рынками
|
Группа исследования рынка
|
Рекламное бюро
|
Подразделение сбыта
|
Подразделение планирования маркетинга
|
Исследование маркетинга
|
|
|
Р, К
|
У
|
П, И
|
С
|
У
|
П, И
|
|
|
У
|
Разработка
новых
продуктов
|
Р
|
П
|
П, К
|
С, И
|
П, И
|
С
|
У
|
У
|
|
|
У
|
Реклама и
стимулирование продаж
|
|
|
С, К
|
С
|
Р
|
Р
|
С
|
С
|
П, И
|
|
У
|
Разработка
продуктовой
марки
|
Р
|
С, У
|
С, К
|
С, У
|
П, И
|
С
|
С
|
С
|
|
|
|
Сбыт
|
|
У
|
С, К
|
С
|
У
|
Р
|
П
|
С
|
|
П, И
|
У
|
Услуги
потребителям
|
|
|
Р, К
|
С
|
П
|
С
|
П, И
|
С
|
|
|
У
|
Контроль
маркетинговой деятельности
|
Р, К
|
П
|
У, И
|
У
|
У
|
У
|
У
|
У
|
У
|
У
|
У, С
|
Р - принятие решений; П - подготовка решения; У - участие в подготовке решения;
С - согласование; И - исполнение; К - контроль.
|