ВВЕДЕНИЕ
Подготовка будущего психолога-педагога в новых российских социально-экономических условиях привела к необходимости переоценки профессионального образования с учетом модернизации современного образования. Современный специалист в области педагогики психологии должен быть готов к работе на основе новой образовательной парадигмы в разных типах образовательных учреждений.
Личностно ориентированное высшее образование предполагает принципиальное изменение педагогических и методических подходов к организации государственной аттестации выпускников педагогического университета.
Программа и методические рекомендации по итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 031000 «Педагогика и психология» и специализациям «Коррекционно-педагогическая деятельность» и «Юридическая психология» составлены преподавателями кафедр практической психологии, коррекционной психологии и педагогики, педагогики психолого-педагогического факультета на основе методических рекомендаций преподавателей кафедры педагогики высшей школы Е.Л. Леванова, С.Е. Серякова, Т.Н. Сахарова.
Программа предусматривает контроль знаний студентов, ориентированных на нормативно-правовую и законодательную базу по вопросам образования, нормативные документы, регулирующие вопросы, связанные с охраной труда. здравоохранения, органами социальной защиты.
В программу включены вопросы, охватывающие облает общей психологии, педагогической психологии, общей педагогике, психологии личности и дифференциальной психологии, детской и возрастной психологии, социальной психологии, медицинской психологии^ детской нейропсихологии, психопатологии, психосоматике, специальной психологии и педагогике, психотерапии, психологии семьи, психогигиене, профориентации, психологии труда, психодиагностике, психологическому консультированию и психопрофилактике, методам активного обучения, современным методам индивидуальной и групповой проф-консультации, диагностике и коррекции нормального и аномального развития ребенка, правилам и нормам охраны труда, техники безопасности и пожарной защиты.
В разделах программы последовательно представлены вопросы профессиональной подготовки психологов-педагогов с учетом принципов целостности, комплексности, интегративности.
Государственным образовательным стандартом по специальности 031000 «Педагошка и психология», утвержденным Минобразования России 14.04.2000 г. (регистрационный № 399 пед/сп) утверждена государственная аттестация выпускников в виде:
а) защиты выпускной квалификационной работы;
б) государственного экзамена.
Государственным стандартом предусмотрены следующие виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности:
коррекционно-развивающая;
преподавательская;
научно-методическая;
социально-педагогическая;
воспитательная;
культурно-просветительская;
управленческая.
Для выполнения каждой из указанных выше профессиональных задач выделяются следующие необходимые квалификационные требования:
коррекционно-развивающая - выпускник должен быть готов разрабатывать развивающие и коррекционные программы с учетом особенностей личности;
преподавательская - готов к осознанному выбору образовательных программ, проводить психологическую диагностику различного профиля;
научно-методическая - способен к использованию исторического опыта педагогики и психологии в практической психолого-педагогической деятельности; психологическое обеспечение образовательного процесса;
социально-педагогическая - способствовать гармонизации социальной сферы образовательного процесса;
воспитательная - способствовать социализации и формированию общей культуры личности;
культурно-просветительская - формирование общей культуры и развитие мировоззрения личности;
управленческая - умение организовывать деятельность образовательного учреждения.
Профессиональные функции я требования к профессиональной подготовке выпускника
Требования к профессиональной подготовке выпускника
|
Профессиональные функции
|
|
|
коррекци-
ОН1Ш-
разви-вающая
|
преподавательская
|
научно-методическая
|
социа-льно-педагогиче-ская
|
воспитательная
|
культурно-просветительская
|
управленческая
|
1
|
т
|
3
|
4
|
|
6
|
|
Q
|
владеет системой знаний о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности
|
|
|
|
1
|
|
|
|
владеет системой знаний об образовательных системах, их становлении, развитии и механизмах передачи знаний
|
|
|
|
|
|
|
|
7
готов к осознанном^ выбору и освоению
образовательных программ
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
выпускник должен быть готов разрабатывать развивающие и коррекцион-ные программы с учетом особенностей личности
|
|
|
|
|
|
|
|
способен к использованию исторического опыта в практической психолого-педагогической деятельности о
|
|
|
|
|
|
+
|
|
готов к осознанному выбору и освоению образовательных программ
|
|
|
+
|
|
|
|
|
проводить психологическую диагностику различного профиля и необходимую психологопед, коррекцию
|
|
|
|
|
|
|
|
психологическое обеспечение обра-
цесса, личностное и социальное развитие личности
|
|
*
|
|
|
|
|
|
[умение организовывать деятельность образовательного учреждения, способствовать гармонизации его социальной сферы
|
|
|
|
|
|
|
|
способствовать социализации и формированию общей культуры личности
|
|
■f
|
|
|
|
+
|
|
осуществлять меры по формированию психологической культуры обучаю-щихся, педагогических работников и родителей
|
|
|
|
|
|
|
|
Требования к профессиональной подготовленности выпускника,
необходимые для выполнения им профессиональных функций,
и соответствующие виды государственных аттестационных испытаний
Требования к профессиональной подготовленности выпускника
защита ВКР
владеет системой знаний о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности
владеет системой знаний об образовательных системах, их становлении, развитии и механизмах передачи знаний готов разрабатывать развивающие и кор-
ностеи личности
способен к использованию исторического опыта в практической исихолого-педагогической деятельности
Вид аттестационного испытания
Примечание
проводить психологическую диагностику
различного профиля
и необходимую психолого-пед. коррекцию
психологическое ооеспеченис ооразова-телыюго процесса, личностное и социальное развитие личности
умение организовывать деятельность образовательного учреждения, способствовать гармонизации его социальной сферы
формиро
способствовать социализации и ванию общей культуры личности
осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, пед. работников и родителей
Основные учебные модули вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене
Согласно требованиям ГОС ВПО по специальности 031000 «Педагогика и психология», предъявляемым к профессиональной подготовленности специалиста - педагога-психолога, считаем целесообразным выделение трех основных учебных модулей (ОУМ):
теоретико-методологического;
историко-аналитического;
практико-ориентированного.
8
1 - Теоретико-методологический учебный модуль содержит в себе комплекс дисциплин, направленных на освоение студентом теоретических и методологических основ необходимых педагогу-психологу профессиональных знаний:
Введение в психолого-педагогическую деятельность.
Основы общей психологии.
Общие основы педагогики.
Методология и методы психолого-педагогических исследований.
Психолого-педагогическая антропология.
Возрастная психология.
Педагогическая психология.
Социальная психология.
Основы психологии семьи и семейного консультирования.
Социальная педагогика.
Теория и методика воспитания.
Теория обучения.
Психология личности.
34. Управление образовательными системами.
Освоение содержания дисциплин теоретико-методологического модуля позволяет выпускнику получить необходимый объем знаний, соответствующий уровню предъявляемых требований к его профессиональной подготовке. Специалист:
владеет системой знаний о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности;
владеет системой знаний об образовательных системах, их становлении, развитии и механизмах передачи знаний;
выпускник должен быть готов разрабатывать развивающие и коррекцион-ные программы с учетом особенностей личности;
готов к осознанному выбору и освоению образовательных программ;
готов проводить психологическую диагностику различного профиля и необходимую психолого-педагогическую коррекцию;
готов к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие личности.
Соответствие уровня подготовки выпускника перечисленным выше требованиям ГОС ВПО свидетельствует о его готовности к следующим видам профессиональной деятельности:
коррекционно-развивающей;
преподавательской;
научно-методической;
социально-педагогической;
воспитате льн ой.
Теоретико-методологический модуль состоит из трех элементов: методологического, психологического и педагогического, в соответствии с которыми
сгруппированы вопросы данного модуля, выносимые на междисциплинарный госэкзамен. Соответствие вопросов по дисциплинам 3-м элементам теоретико-методологического модуля представлено в таблице:
модуля
1. Методологический
Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операция мышления.
Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении. Основные закономерности развития высших психических функций.
Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития
Общие основы педагогики
Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
Сущность, закономерность и принцип целостного педагогического образования.
Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования. Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность,
Структура, динамика, движущие силы и противоречия..
Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт
Методология и методы психо-логе-педагоги-ческих исследований
Характеристика методов психолого-педагогических исследований. Основные методологические проблемы психологии на совре-
менном этапе.
Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
Методология, методы и логика педагогического исследования Педагогика как наука, ее объект,, предмет, задачи, категориальный аппарат
1сихолого-педагогичес-кая антропология
2. психологический
Психолого-педагогическая антропология. Антропологический подход в педагогике и психологии
Введение в психолого-иедагогичес
кую деятельность
Психологическая структура личности педагога.
Психологическая характеристика педагогической деятельности
Возрастная психология
П роисхождение и эволюция психики. Сознание и условия его
возникновения.
Понятие эго-идентичности (Э. Эриксон)
Педагогическая психология
Психологическая характеристика педагогической деятельности
Социальная психология
Социализация как социальное психолого-педагогическое явление
10
|
Основы психологии семьи и семейного консультирования
|
Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание
|
3. педагогический
I
|
Социальная педагогика
|
Социальная педагогика как отрасль педагогического знания. Социально-педагогическая виктимология. Факторы социализации личности ребенка. Социализация как социальное психолого-педашгическое явление
|
Теория и методика воспитания
|
Понятия воспитательная система и воспитательное пространство. Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе
|
Теория обучения
|
Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования. Закономерности и принципы обучения. Система методов обучения в школе. Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития
|
Психология личности
|
Психологическая структура личности педагога
|
Управление образовательными системами
|
Школа как педагогическая система и объект научного управления
|
Таким образом, перечень вопросов дисциплин первого учебного модуля включает в себя:
Понятие эго-идентичности (Э .Эриксон).
Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции
мышления.
Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
Основные закономерности развития высших психических функций.
Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникнове
ния.
Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
|