Главная страница
Навигация по странице:

практикум по политологии для студентов. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарьсправочник



Скачать 0.87 Mb.
Название Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарьсправочник
Анкор практикум по политологии для студентов.doc
Дата 27.04.2017
Размер 0.87 Mb.
Формат файла doc
Имя файла практикум по политологии для студентов.doc
Тип Методические рекомендации
#4162
страница 14 из 14
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

ТЕОРИЯ ПЛЮРАЛИСТИЧЕС­КОЙ ДЕМОКРАТИИ (< лат. plural множество) — концепция, согласно которой политический процесс представляет собой борьбу множе­ства социальных, профессиональ­ных, религиозных, местных, нацио­нальных или др. группировок, каж­дая из которых обладает своими собственными специфическими ин­тересами. Эти группировки пред­ставлены различного рода группа­ми интересов, между которыми возникает соперничество. На госу­дарство возлагается роль арбитра и примирителя конфликтующих ин­тересов. Процесс принятия реше­ний представляет собой выбор не­которого «среднего пути», который не сводится к какому-либо одному интересу. Таким образом, обеспе­чивается равновесие социальных и политических сил, обеспечиваются гарантии от монополизации власти.

ТОТАЛИТАРИЗМ (< лат. totalis весь, целый, полный) — полити­ческий режим, при котором государство стремится к полному, все­охватывающему контролю за всеми сторонами общественной жизни. Т. — разновидность диктатуры. Термин «Т.» впервые был введен в политический лексикон лидером итал. фашистов Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики своего движения и режима. В 1929 г. газе­та «Тайме» употребила понятие «Т.» для характеристики режима, сложившегося в Советском Союзе. После Второй мировой войны тота­литарными стали называть режи­мы, существовавшие в фашистской Германии, СССР, странах «побе­дившего социализма». Классичес­кими считаются признаки, выде­ленные К. Фридрихом и 3. Бжезинским (1956): 1) официальная идео­логия, отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового об­щества; 2) монополия на власть единой массовой партии, стро­ящейся по олигархическому при­знаку и возглавляемой харизматическим лидером; 3) система терро­ристического полицейского кон­троля; 4) партийный контроль над всеми средствами массовой инфор­мации; 5) всеобъемлющий кон­троль над вооруженными силами; 6) централизованный контроль за экономикой и система бюрократи­ческого управления экономической деятельностью. Т. отличается от других диктатур наиболее высокой степенью регламентации и контро­ля. По существу он стирает грань между государством и обществом, между политическим и социаль­ным, между общественным и част­ным. Различают правый и левый Т. Первый существовал в фашистской Германии, второй — в коммунис­тических странах. Т. — это «реак­ция» общества на кризисы периода индустриализации, ускоренную мо­дернизацию, форсированное, догоняющее развитие. В такие периоды общество испытывает сильные перегрузки: разрушаются традици­онные структуры, у человека рож­дается чувство потерянности и оди­ночества, требующее консолидации на новой основе. В условиях воз­никновения «массового производ­ства» и «массового человека» осо­бую роль в процессе консолидации играет идеология. Т. весьма устой­чивый политический режим, однако его стабильность постепенно раз­рушается из-за низкой степени адаптации к новым требованиям, неразвитости процессов артикуля­ции и агрегирования интересов.

У

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма государственного устройст­ва, административно-территориальные образования которой не имеют политической самостоятель­ности. Для унитарного государства характерны следующие черты: 1) единая конституция, действую­щая на всей территории страны; 2) единая система высших государ­ственных органов власти, юрисдик­ция которых распространяется на всю территорию; 3) единая право­вая система; 4) подчинение муни­ципальных органов власти общего­сударственным. Унитарные госу­дарства подразделяются на центра­лизованные и децентрализованные. К первым относятся Великобрита­ния, Дания, Швеция; ко вторым — Франция, Италия, Испания. В от­личие от централизованных, в де­централизованных унитарных го­сударствах регионы обладают автономией и могут даже иметь свои законодательные и исполнительные органы. Такая разновид­ность унитарного государства в последнее время получила название регионализм.

Ф

ФАШИЗМ (< итал. fascio связка, пучок, объединение)— политичес­кий режим, отличающийся крайним этатизмом и национализмом. Ф. яв­ляется одной из разновидностей диктатуры. Впервые фашистский режим возник в Италии в период правления Б. Муссолини. Лидер итал. фашистов следующим обра­зом сформулировал кредо своего движения: «Все в государстве, ни­чего вне государства, ничего против государства». В его партийных ра­ботах и программах подчеркива­лась необходимость господства только одной идеологии, позитив­ная роль насилия и страсти к поко­рению. Фашистскими можно также назвать режимы, сформировав­шиеся в 30-х гг. в Испании и Гер­мании, в 40—50-х в Аргентине, в 60-х гг. в Греции. Американский политолог X. Линц предлагает раз­делять Ф. на «тоталитарный» (Ита­лия, Германия) и «подражатель­ный» (Испания, Португалия, Ру­мыния). Согласно его концепции, Ф. не получил полного развития в тех странах, где реакционные груп­пы опирались на армию, бюрокра­тию и монархию. Большинство ис­следователей фашизма признают, что его возникновение связано с разрушением традиционных устоев и укладов, неспособности элит найти новые адекватные формы интеграции масс. С. Роккан подчерки­вает, что сфера распространения фашизма во многом совпадает с зоной бывших империй. По его мнению, Ф. — это отрицательная реакция общества на разрушаю­щуюся или отсутствующую нацио­нальную идентичность. С точки зрения сторонников марксизма, возникновение фашизма связано с противоречиями империалистичес­кой стадии капитализма. Его социальную основу составляют предста­вители крупного капитала, крупная промышленная буржуазия. В кон­цептуальных рамках других подходов подчеркивается антиолигархи­ческая и антикапиталистическая (наряду с антикоммунистической) направленность фашизма. Ф. Бау­эр считает, что в фашизме проявил­ся антагонизм средних классов по отношению к элите, их «бунт» про­тив ущемления собственных инте­ресов в период индустриализации. С. Липсет предлагает во многом схожую концепцию, согласно кото­рой социальной базой фашизма яв­ляется экстремистская часть среднего класса.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — представительный и законодатель­ный орган власти Российской Феде­рации. Ф.С. состоит из двух палат: верхней — Совета Федерации и нижней — Государственной Думы.

ФЕДЕРАЦИЯ (< лат. foederatio союз, объединение) — форма госу­дарственного устройства, при которой входящие в состав администра­тивно-территориальные образова­ния (субъекты Федерации) облада­ют ограниченной юридической и политической самостоятельностью. Характерными чертами федерации являются: 1) наличие конституции союза и субъектов Федерации; 2) верховенство союзной конститу­ции и общефедерального законода­тельства; 3) существование феде­ративного гражданства и граждан­ства субъектов Федерации; 4) наличие законодательных, исполни­тельных и судебных органов власти на уровне субъектов Федерации; 5) право представительных органов субъектов Федерации принимать законодательные акты в пределах установленных полномочий и ком­петенции. В современном мире на­считывается 21 федеративное госу­дарство: Австралия, Австрия, Ар­гентина, Бельгия, Бразилия, Вене­суэла, Индия, Канада, Поморские Острова, Малайзия, Мексика, Ни­герия, ОАЭ, Пакистан, Россия, США, Танзания, ФРГ, Швейцария, Союзная Республика Югославия. В XIX в. федерации утвердились в Швейцарии, США, странах Латин­ской Америки. После Второй миро­вой войны федеральным стало го­сударственное устройство некото­рых государств Азии и Африки. В политической науке дискуссионным остается вопрос о субъекте сувере­нитета в федеративном государст­ве. Согласно одному подходу, суве­ренитетом обладает только федера­ция в целом (Г. Еллинек, П. Лабланд, В. Уиллоуби). Согласно дру­гому — носителями суверенитета являются субъекты Федерации (М. Зейдель, Д. Кальгун). Сторон­ники компромиссного подхода счи­тают, что суверенитет делится между федерацией и ее субъекта­ми, что, в свою очередь, выражает­ся в разделении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Феде­рации. Чаще всего такое разделе­ние фиксируется и отражается в Конституции. Часть полномочий делегируется и находится в ведении общефедеральных органов власти, часть — в ведении субъектов Фе­дерации и еще одна часть — в со­вместном ведении. Федеративные государства подразделяются на эт­нические и анэтнические. В этни­ческих федерациях население наци­онально неоднородно (Канада, Рос­сия) и субъекты образуются по на­циональному признаку. В анэтнических федерациях население либо этнически едино (Австрия, ФРГ), либо тяготеет к однородности (Ав­стралия, США). По правовому ста­тусу субъектов федерации подраз­деляются на симметричные (Чехо­словакия до 1993 г.), в которых права и представительство субъек­тов Федерации в высших органах власти одинаковы, и асимметричные, в которых существует неравенство субъектов либо в правах, либо в представительстве. Большинство федераций, в том числе и Россия, относятся к асимметричному типу.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА — административ­но-территориальная организация государства, а также система взаи­моотношений центральных и реги­ональных органов власти. Обычно выделяют три формы государствен­ного устройства: унитарную, феде­рацию и конфедерацию.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — структура высших государственных орга­нов власти. Ф.П. характеризуется порядком формирования высших органов власти, а также распреде­лением между ними функций и полномочий. Выделяются две основ­ные формы правления: монархия и республика.

Х

ХАНТИНГТОН Самуэль (1927) — амер. политолог, специалист в об­ласти сравнительной политологии и транзитологии (раздела политоло­гии, изучающего переход от автори­таризма к демократии). Одна из ключевых проблем исследований Хантингтона — политическое раз­витие, которое он отделил от социально-экономической модерниза­ции. Основным критерием полити­ческого развития амер. ученый счи­тал институционализацию. Высо­кий уровень политической институционализации является основой политической стабильности и ус­тойчивости в переходных общест­вах. В книге «Третья волна: Демократизация в конце XX столетия» X. рассматривает переход к демо­кратии во многих странах в конце 70—80-х гг. как глобальный про­цесс демократизации. При этом амер. политолог не исключает воз­можности для некоторых госу­дарств отката назад к авторитарным режимам, но общий ход эволюции заключается, по его мысли, в неиз­менном увеличении стран, избрав­ших и вставших окончательно на путь демократии.

ХАРИЗМА (< греч. charisma боже­ственный дар) — экстраординар­ная способность, свойство, качест­во индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой. Богом, судьбой. Харизматический тип гос­подства впервые был описан Р. Зомом в работе, посвященной анализу церковного права древнех­ристианских общин. Понятие «X.» играет важнейшую роль в социоло­гии М. Вебера. Если для Р. Зома X. — это мистический дар религиозного пророка, то для М. Вебе­ра — сверхъестественные свойст­ва личности, позволяющие ей под­чинить себе массы. X., по Веберу, обладают герои, великие полковод­цы, маги, пророки, выдающиеся политики, основатели мировых ре­лигий — Будда, Иисус Христос, Магомет, великие завоеватели — Александр Македонский, Цезарь, Наполеон. Харизматический лидер современности, согласно Веберу, это политик-демагог, который лю­быми путями добивается доверия масс, указывая им цели действия. Харизматическое господство воз­никает в условиях социально-поли­тического кризиса. Он способству­ет появлению вождей, идущих на­встречу духовным потребностям масс, которые приписывают им не­обыкновенные свойства. При этом вождями могут быть пророки или герои, волшебники или демагоги, врачи или шарлатаны и даже пред­водители бандитских шаек. Вождь-харизматик всегда стремится подо­рвать основы существующего по­рядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматри­вал харизму как «великую револю­ционную силу», существовавшую в традиционном типе обществ и спо­собную внести изменения в лишен­ную динамизма структуру этих обществ. Источником личной предан­ности харизматическому лидеру яв­ляется не традиция и не признание формального права вождя, а эмо­ционально окрашенная вера в его ха­ризму и преданность ей. Такая вера — основа легитимности лидера-харизматика. Именно поэтому он должен постоянно заботиться о со­хранении своей харизмы и доказы­вать ее существование. Для под­держания харизмы необходимы ре­гулярные «великие» деяния вождя, приносящие крупный успех, побе­ду, эпохальные и «судьбоносные» решения и т.п. Как только они ис­сякают, так сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и ос­нова харизматического господства. Со стабилизацией социальной сис­темы оно трансформируется в тра­диционное или бюрократическое, происходит «рутинизация хариз­мы». В последние десятилетия в политической науке возрождается интерес к концепции харизмы. Со­временный ученый А.М. Гантер вы­деляет шесть основных характерис­тик, присущих харизматическому лидеру: 1) «обмен энергией» или умение воздействовать на людей эмоционально, способность заря­жать энергией окружающих; 2) «завораживающая внешность» или образ, вызывающий симпатию у массы; 3) «хорошие риторические способности и некоторый артис­тизм» или выдающиеся коммуника­тивные способности, искусство и дар увлекать своими выступления­ми большие скопления людей; 4) «положительное восприятие восхищения своей персоной» или состояние психологического ком­форта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества; 5) «независимость характера», проявляющаяся в способности по­лагаться только на себя; 6) «до­стойная и уверенная манера дер­жаться» или имидж сильного чело­века, способного добиваться вели­ких целей.

ХУНТА (< лат. junta собрание, объ­единение) — 1) органы местного самоуправления в Испании, Италии, а также в некоторых государ­ствах Латинской Америки; 2) груп­па военных, захватившая власть в результате государственного пере­ворота.

Ц

ЦЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — 1) высшие принципы, обеспечи­вающие согласие в обществе или социальных группах по основным проблемам и целям; 2) верования и представления о желательном и наилучшем типе политической сис­темы, политических целях и средствах их достижения, влияющие на политическое поведение и выбор его моделей. Ц.П. служат ориенти­ром в сложном мире политики, определяют ее смысл и содержание. В политических ценностях отражают­ся желания и интересы социально­го субъекта. С точки зрения веберовской методологии, Ц.П. могут играть роль идеальных конструктов с помощью которых осуществляет­ся познание мира политики.

Ч

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (1828—1904) — выдающийся рус. юрист, философ, историк. Ч. называют одним из основателей рус. «государственной школы», одним из первых рус. идеологов либера­лизма. Его политические взгляды характеризуются как «охранитель­ный» или консервативный либера­лизм. В центре внимания Чичери­на — идея свободы, которую он разделял на свободу гражданскую, общественную и политическую. В обществе должно существовать равновесие между свободой граж­данской и политической. Государ­ство выражает интересы народа, общее благо, но, если получает перевес над общественной сферой и поглощает последнюю, оно пол­ностью уничтожает как основы лич­ной свободы, так и основы собст­венного существования. Однако политическая свобода может вести не только к благу, но и к конфлик­там и раздору в обществе. Если не­обходимое государству единство не может быть установлено согласием граждан, необходимо прибегнуть к власти. Общее политическое пра­вило, сформулированное Чичери­ным, гласит: чем меньше в общест­ве единства, тем сосредоточеннее должна быть власть и, наоборот, чем крепче народное единство, тем более разделенной она должна быть. «На этом законе, — писал Чичерин, — основывается воз­можность или невозможность по­литической свободы». Там, где народ не имеет длительных тради­ций свободы, ее надо вводить осто­рожно и постепенно, так как неуме­ние пользоваться ею может при­вести к серьезным общественным осложнениям. Это положение, — считал Чичерин, — справедливо и для России. Ее движение к свободе должно быть постепенным и спо­койным — только освоив обретен­ное, можно идти вперед. Чичерин выступал за поэтапные эволюционные реформы «сверху» для Рос­сии. Промедление с реформами, предупреждал он, ведет к револю­ционному взрыву. Важнейшая за­дача на пути реформ — ограниче­ние самодержавия в России, спло­чение реформаторских сил на плат­форме «либерал-консерватизма» под лозунгом «либеральные» меры и сильная власть». Сочетание ли­беральных мер — предоставление свободы деятельности (и, прежде всего, экономической), печати, слова и др. с функциями сильной власти — сохранением государст­венного единства, охраной порядка, контролем за соблюдением зако­нов, может обеспечить конституци­онная монархия, — полагал Ч.

Э

ЭГАЛИТАРИЗМ (< франц. egalite равенство) — направление обще­ственно-политической мысли, утверждающее в качестве высшей политической ценности равенство. Согласно эгалитаризму, государст­во должно проводить политику в области перераспределения дохо­дов. Умеренный Э. выступает за со­хранение, но существенное ограни­чение частной собственности.

ЭКСТРЕМИЗМ (< лат. extremus крайний) — приверженность к крайностям в политике. Чаще всего Э. проявляется в отрицании суще­ствующих политических норм, цен­ностей, процедур, основополагаю­щих принципов организации поли­тических систем, стремлении к под­рыву политической стабильности и низвержению существующей влас­ти. Для экстремизма характерна нетерпимость к инакомыслию, плюрализму, к поиску консенсуса. Различают экстремизм политичес­кий, этнический и религиозный. По­литический Э. стремится к радикаль­ному изменению государственного строя и существующего политичес­кого режима. Этнический Э. ориен­тирован на защиту интересов опре­деленной нации, на утверждение ее привилегированного положения и превосходства. Религиозный экстре­мизм проявляется в нетерпимости к представителям других религий и конфессий. В ряде восточных стран религиозный Э. является формой экстремизма политического. Э. при­сущ маргинальным слоям, для кото­рых характерно преобладание норм контркультуры над нормами поли­тической культуры.

ЭЛЕКТОРАТ (< лат. elector изби­ратель) — совокупность граждан, обладающих избирательными правами. В политической науке значи­тельное внимание уделяется элек­торальному участию, степени элек­торальной активности, мотивам го­лосования и избирательным пред­почтениям различных электораль­ных групп (или сегментов электо­рата).

ЭЛИТАРНАЯ (ЭЛИТИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ — кон­цепция, согласно которой власть при демократии осуществляется элитами. Отличие демократии от диктатуры состоит в наличии нескольких элит, конкурирующих друг с другом. Основоположником данной теории считается И. Шумпетер, понимавшей под демокра­тией такое институциональное уст­ройство, при котором индивиды приобретают право на принятие ре­шений путем конкурентной борьбы за голоса избирателей. В качестве отличительных черт демократии от­мечаются: политическая конкурен­ция; регулярные и свободные вы­боры; доступ к власти в результате открытой политической борьбы.

ЭТАТИЗМ (< франц. etat государ­ство) — высокая степень вмеша­тельства государства в экономическую и социальную жизнь общества. Процессы этатизации приводят к сильной централизации, росту и усилению бюрократии, монополи­зации политической власти. Прин­ципы этатизма были сформулиро­ваны в политической философии Платона, Гоббса, Гегеля. Привер­женцы этатизма настаивают на первичности государства по отно­шению к личности, рассматривают государство как высшую цель и ко­нечный продукт общественного развития, они расширяют его права и границы допустимого вмешатель­ства государства в социальную жизнь.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛАСТИ — демонстрируемая способность как политической системы в целом, так и ее институциональной подсистемы к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обес­печению поддержки со стороны об­щества и правящей элиты. Показа­телями эффективности власти явля­ются: качество и среднестатистичес­кая продолжительность жизни, уро­вень доходов на душу населения, ин­декс инфляции, уровень инвестиционной активности, динамика эконо­мического роста и др.




1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
написать администратору сайта