Главная страница
Навигация по странице:

практикум по политологии для студентов. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарьсправочник



Скачать 0.87 Mb.
Название Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарьсправочник
Анкор практикум по политологии для студентов.doc
Дата 27.04.2017
Размер 0.87 Mb.
Формат файла doc
Имя файла практикум по политологии для студентов.doc
Тип Методические рекомендации
#4162
страница 1 из 14
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Практикум по курсу ПОЛИТОЛОГИЯ

Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практи­ческих занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидакти­ческие) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефера­тов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.

Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей высших учеб­ных заведений.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современный этап развития высшего профессионального обра­зования в вузах России характеризуется кардинальными измене­ниями в системе гуманитарной подготовки студентов. Гуманитари­зация образования направлена на интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие личности, повышение уровня образован­ности будущего специалиста, что является важным условием для его профессионального самоопределения в последующей трудовой деятельности. Решение этих задач предполагает внедрение новых образовательных технологий, обновление организационных и мето­дических форм активизации эвристического потенциала студентов.

Практикум включает: методические материалы к изучению основных тем курса «Политология», обучающие (дидактические) игры, дискуссии, тесты, задания и упражнения для контроля и самоконтроля, тематику докладов и рефератов и т.д., 50 контрольных тестов, политологический словарь-справочник, а также характе­ристику ведущих представителей отечественной и зарубежной политической мысли.

В Приложениях к Практикуму рассматриваются особенности учебного процесса по курсу «Политология» содержатся методи­ческие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

Методические материалы к темам семинарских занятий по курсу
«политология»


Тема 1

ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ПОЛИТОЛОГИИ

Цель семинарского занятия: уяснить генезис политических идей, ос­новные этапы их развития; рассмотреть политическую мысль классичес­кой древности и средневековья, политические теории Нового времени.

Основные понятия: античный полис, тирания, аристократия, олигар­хия, охлократия, полития, демократия, теория «общественного договора», теория разделения властей, консерватизм, либерализм, социализм.
План семинара

1.Политическая мысль классической древности и средневековья.

2. Политические теории Нового времени.
Контрольные вопросы, задания, тесты

1. Укажите, какие из приведенных ниже понятии и определений соответствуют друг другу:

а) макиавеллизм;

б) охлократия;

в) олигархия;

г) деспотизм;

д) теория «общественно­го договора»;

е) аристократия;

ж) тирания;

з) полития.

1. правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом;

2. концепция, объясняющая природу и смысл государства в контексте соглашения заклю­ченного свободными гражданами для защи­ты и наиболее полной реализации их естест­венных прав;

3. неограниченное и жестокое правление одного человека;

4. образ политической деятельности, не пре­небрегающей любыми средствами ради до­стижения поставленных политических целей;

5. власть немногих;

6. власть толпы;

7. власть лучших;

8. абсолютная и беззаконная власть, произвол, самодурство.

2. Кто первым в истории политической мысли создал модель идеального государственного устройства?

А) Т. Мор; б) Конфуций; в) Платон; г) К. Маркс.

3. Кому принадлежат слова: «человек — политическое животное»?

а) Платону; б) Цицерону; в) Аристотелю; г) Ф. Ницше.

4. Какой металл, по мнению Платона, добавлял бог в будущих правителей при их создании?

а) золото; б) медь; в) железо; г) серебро.

5. Какому мыслителю принадлежит следующая фраза: «Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лица — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков»?

а) Ж. Бодену; б) Н. Макиавелли; в) Ф. Аквинскому; г) Платону.

6. Кому принадлежит «рецепт» руководства: «Государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти»?

а) Э. Берку; б) Платону; в) Н. Макиавелли; г) Дж. Локку.

7. Кому принадлежит мысль о том, что демократия — это власть неимущих и невежественных людей не способных управ­лять разумно?

а) Ж.Ж. Руссо; б) М. Веберу; в) Платону; г) Аристотелю.

8. Кому принадлежат слова: «Чтобы не было возможности зло­употреблять властью, необходим такой порядок вещей, при кото­ром различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»?

а) Ш. Монтескье; б) Т. Гоббсу; в) Т. Джефферсону; г) Ж.Ж. Руссо.

10. Какому политическому мыслителю Прошлого принадлежит широко известная ныне формула: «Разрешено все, что не запре­щено законом»?

а) Дж. Локку; б) Ш. Монтескье; в) И. Канту; г) Ж.Ж. Руссо.

11 Шан Ян, древнекитайский мыслитель, основатель школы легистов, многократно подчеркивал, что в образцово управляемом государстве должно быть много наказаний и мало наград. «Поэ­тому в государствах, стремящихся к владычеству в Поднебесной, каждым девяти наказаниям соответствует одна награда, а в госу­дарствах, обреченных на расчленение, каждым девяти наградам соответствует одно наказание». Какое государство, на ваш взгляд, будет более стабильным: то, где много наказаний, или то, где много наград? Какая связь существует между наградами и на­казаниями, с одной стороны, и благосостоянием и стабильностью государства — с другой?

12. Древнегреческий философ Сократ утверждал, что «цари и пра­вители не те, которые носят скипетр или избраны кем попало, или получили власть по жребию или насилием или обманом, но те, которые умеют управлять». По каким критериям, согласно античной политической традиции, определяли тех, кто умеет уп­равлять?

13. Когда друг пытался склонить Сократа, приговоренного к смер­ти, совершить побег из тюрьмы, он получил отказ со словами: «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам». В иную эпоху, в другой стране русский политический мыслитель Б.А. Кистяковский сказал, что законопослушность характеризует не правовое, а полицейское государство. А как считаете вы: нужно ли повиноваться всегда и всем законам? Аргументируйте свою точку зрения.

14 Аристотель различал два вида справедливости: справедливость уравнивающую и справедливость распределяющую. Чем различаются эти два вида справедливости? По какому принципу долж­но осуществляться, согласно мнению Аристотеля, распределение благ в обществе? И насколько этот принцип распределения при­меним сегодня?

15 Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы государственного правления? Как понимать утверждение Платона, что именно свобода губит демократию, «демократия опьяняется свободой»?

16. Т. Гоббс в работе «Левиафан» писал: «Государство есть ис­кусственное составное тело, искусственный организм, а поддан­ный — частица, подчиняющаяся целому». Насколько верно, на ваш взгляд, это утверждение английского философа? Какие эле­менты государства Т. Гоббс отождествлял, например, с памятью человека, его нервами или состоянием болезни?

17. Локк и Монтескье считали законодательную власть верхов­ной, Мэдисон отказывается от этой идеи, но «изобретает», раз­вивая теорию разделения властей, систему сдержек и противове­сов. В чем смысл его политического «открытия»? Как сегодня действуют сдержки и противовесы и для чего они нужны?

18 Ж.Ж. Руссо известен как ярый противник идеи народного представительства, считавший представительную власть, рабст­вом. Какие аргументы он приводит для обоснования своей пози­ции? Согласны ли вы с ним?

19. Ш. Монтескье считал, что злоупотребления властью вытека­ют из природы человека: «Известно уже по опыту веков, что вся­кий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела». Согласны ли вы с этим утверждением? О каком пределе злоупотреблений говорит французский мыслитель?

20. Какие из приведенных ниже высказываний принадлежат Платону, Н. Макиавелли, представителям марксистского уче­ния, теоретикам христианской религиозной доктрины?

а) «Задача политики — привести государственную жизнь в соот­ветствие с идеей государства»;

б) «Нравственное начало должно стоять выше, чем юридичес­кое»;

в) «Там, где начинается политика, кончается мораль»;

г) «Во многих случаях то, что яв­ляется правом, запрещается мо­ралью, которая обращается к человеку с заповедями высши­ми и более строгими»;

д) «Политика есть, прежде всего сфера взаимоотношений между классами»;

е) «Политика — это расчет, похо­жий на инженерный, столь же мало ограниченный нормами морали»;

ж) «Демократия – не столько спо­соб правления, сколько способ ограничить правительство, что­бы оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера».

21. Как вы понимаете аристотелевское «закону страсть непричаст­на»? Согласны ли вы с позицией древнегреческого мыслителя? Должен ли закон, по вашему мнению, учитывать личность подсудимого, его статус в обществе, имущественное положение и т.д.?

22. Аристотель утверждал, что сама мысль о собственности до­ставляет несказанное удовольствие; Дж. Локк считал собствен­ность естественным правом человека, но Ж.Ж. Руссо называл обманщиком того, кто, первым огородив участок земли, сказал: «Это мое!» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить. Позиция какого мыслителя ближе вам и почему?

23. Как Н. Макиавелли аргументировал свое утверждение, что если государь желает удержать в повиновении подданных, он не должен считаться с обвинениями в жестокости? Согласны ли вы с подобной логикой? Всегда ли оправдана жестокость? Или же она не имеет никаких оправданий?

24. Посланник Сардинского королевства при русском дворе Жозеф де Местр сообщал на родину о новых законах, изданных Александром I, утверждая: «Каждый народ имеет то правитель­ство, которого он заслуживает». Согласны ли вы с данным утверждением? Приведите, пожалуйста, аргументы «за» и «про­тив» такой идеи.

25. Французский просветитель Вольтер как-то сказал: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Прав ли он? Как вы понимаете слово «свобода»? Аргументируйте свою точку зрения.

26. Т. Гоббс утверждал, что «репутация власти и есть сама власть». Что имел в виду английский философ? Согласны ли вы с его утверждением?

27. Т. Гоббс и Ж.Ж. Руссо были противниками разделения влас­тей, считая, что власть всегда должна быть целиком сосредото­чена в руках одного какого-либо органа; Дж. Локк и Ш. Монтес­кье, напротив, обосновывали необходимость разделения властей. Чем объясняется такое различие в подходах к данной проблеме у современников? Как аргументируют свою позицию сторонники и противники идеи разделения властей?

28. Древнегреческий правитель Перикл как-то сказал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Со­гласны ли вы с этим суждением? Аргументируйте свой ответ.

29. Т. Джефферсон подчеркивал: «Если народ надеется, что в ус­ловиях демократии можно быть непросвещенным и свободным, это то, чего никогда не было и никогда не будет». Согласны ли вы с американским мыслителем?

30. Раскройте содержание теории «общественного договора». Объясните, почему теорию божественного происхождения госу­дарства сменила теория «общественного договора»?
Дискуссия.

Проблема соотношения морали и политики в истории политической мысли

Что общего и в чем различая между политикой и моралью? Ди­лемма «политика — мораль»: совместима ли политика с Нравст­венностью? Может и должна ли политика быть нравственнее? Актуальность этих «вечных» вопросов для современной России: какой ценой должен быть оплачен переход к свободе?

Подходы к проблеме соотношения морали и политики в истории политической мысли:

1. Единство политики и морали (морализаторский под­ход).

Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мо­раль — частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Ж.Ж. Руссо призывал к со­единению политики и морали: кто захочет изучать отдельно полити­ку и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике. Т. Джефферсон: искусство управления состоит в искусстве быть честным.

2. Политика и нравственность несовместимы.

Политика и мораль автономны. Н. Макиавелли: мораль — сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредством добровольного соблюдения ими определенных правил; в политике же господствует целесообразность, в ней выражаются интересы различных социальных групп. «В политике нет морали, а есть только интересы».

3.Политика может быть нравственной или безнравст­венной в зависимости от обстоятельств.

М. Вебер «примирял» мораль и политику путем разделения сфер их действия: до принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и нравственным принципам, но при принятии решения он должен думать о его пос­ледствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства («этика убеждений» и «этика ответственности»).

Проблема связи нравственности с политикой и свободой чело­века: свободен ли человек или нет, имеет ли он свободу нравствен­ного выбора в своих действиях, в том числе в действиях политичес­ких, может ли человек быть нравственным, будучи несвободным?

Средства политики и нравственность. Между Сциллой «нравст­венных» целей и Харибдой «безнравственных» средств (Макиавел­ли, Кант, Гегель). «Цель оправдывает средства». Категорический императив И. Канта: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Политическая этика.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, сообщений

1. Основное содержание античных проектов политического устройства общества.

2. Мораль и политика в учениях Конфуция и Н. Макиавелли.

3. Концепции «общественного договора» и «естественного права» в истории по­литической мысли (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо).

4. Идеи Ш. Монтескье о разделении властей.

5. Проекты идеальной организации общества в «Государстве» Платона и «По­литике» Аристотеля: общее и особенное.

6. Сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка Идеи Т. Джефферсона о равенстве граждан, свободе и народном суверенитете.

7. Политическая мысль европейского либерализма XIX века: Б. Констан, Дж.С. Милль, А. де Токвиль.

8. Марксизм и традиции европейской политической мысли.

9. Основные идеи европейской консервативной политической философии.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеева ТА. Современные политические теории. - М., 2000.

Ачкасов В.А. Политология. Юрайт, 2006 - 691c.

Гаджиев К.С. Политология. - М., 2004

Димидов А.И. Политология. Гардарики, 2005

Каменская Е.Н. Политология. Дашков и К, 2006

Мухаев Р. Т. Политология. - М., 2000.

Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Норма, 2005

Панарин А.С. Политология. – М., 2000.

Политология: Учеб. для вузов / Под ред. М.А. Василика. - М., 2001.

Радугин А.А. Политология. – М., 2001.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алкер X. Политическая методология: вчера и сегодня// Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингеманна. - М., 1999. - Гл. 35.

Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полито­логия: хрестоматия / Сост. М.А. Василик. - М., 2000.

Амелин В.Н., Дегтярев А.А. Опыт развития прикладной политологии в России // Политическая наука в России: интеллекту­альный поиск и реальность / Отв. ред.-сост. А.Д. Воскресенский. - М., 2000.

Бейме фон К. Политическая теория: эмпирическая политическая теория // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингеманна. - М., 1999. - Гл. 22.

Ганнел Д. Политическая теория: эволюция отрасли // Вести. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. -1993. - №1.

Гудин Р., Клингенманн Х.-Д. Политическая наука как дисцип­лина // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингеманна. - М., 1999.

Дегтярев А.А. Основы политической теории. - М., 1998.

Ильин М.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Основные категории политической науки // Политические исследования. -1996. -№4.

Истон Д. Политическая наука в Соединенных Штатах: прошлое и настоящее // Современная сравнительная политология / Под ред. Г.В. Голосов, Л.А. Галкина. - М., 1997.

Лебедева М.М., Мельвиль А.Ю. Сравнительная политология, мировая политика, международные отношения: развитие предметных областей // Политические исследования. -1999. -№4.

Мангейм Д., Рич Р. Политология: методы исследования. - М., 1997.

Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. - М., 2000.

Тема 2

РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

Цель семинарского занятия: рассмотреть особенности и основные на­правления русской политической мысли, трактовки в ней проблем власти и государства.

Основные понятия: «русская идея», славянофильство, западничество, русский революционный радикализм, народничество, евразийство, по­чвенничество, неомонархизм, «русский византизм», русский анархизм, консерватизм, либерализм, марксизм.

План семинара

1. Особенности и основные направления русской политической мысли.

2. Проблемы власти и государства в русской политической мысли XIX - на­чала XX в.
Контрольные вопросы, задания, тесты

1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения со­ответствуют друг другу:

а) славянофильство;

б) евразийство;

в) «русская идея»;

г) почвенничество;

д) «русский византизм»;

е) западничество;

ж) народничество.

1. комплекс идей об исторической миссии России, ее месте и предназначении в исто­рическом процессе;

2. направление русской общественно-полити­ческой мысли, отрицавшее специфичес­кий, самобытный путь развития России и выступавшее за ее реформирование по за­падному образцу;

3. политико-философская концепция русско­го мыслителя К.Н. Леонтьева;

4. направление русской общественно-полити­ческой мысли, обосновывающее самобытность общественного и государственного развития России;

5. течение в русском консерватизме, обосно­вывающее идею «национальной почвы» как основы и формы социального и духов­ного развития России;

6. общественно- политическое направление русского зарубежья, анализировавшее раз­витие России как особой цивилизации — Евразии — нового историко-культурного, геополитического феномена, исходя из тезиса об особом «месторазвитии» России;

7. общественно-политическое направление, выступавшее за некапиталистический путь развития России, ее переход к социализму через использование коллективистских тра­диций докапиталистических институтов (общины, артели).

8. Кто из отечественных мыслителей разработал концепцию «свободной теократии»?

а) А.С. Хомяков; б) Л.А. Тихомиров; в) К.Н. Леонтьев; г) B.C. Соловьев.

9. К какому направлению русской политической мысли принад­лежал Н.Я. Данилевский?

а) либеральному; б) консервативному; в) анархическому; г) народническому.

10. Кем было разработано учение об идеократическом Государст­ве?

а) славянофилами; б) большевиками; в) евразийцами; г) западниками.

11. Кто является автором концепции «персоналистического со­циализма»?

а) Г.В. Плеханов; б) П.Б. Струве; в) НА. Бердяев; г) П.А. Кропоткин.

12. Кто является автором теории «героев и толпы»?

а) П.Н. Ткачев; б) Н.К. Михайловский; в) Н.Я. Данилевский; г) М.М. Сперанский

13. Кто из названных отечественных авторов был представите­лем христианского социализма?

а) И.А. Ильин; б) С.Н. Булгаков; в) М.Н. Катков; г) Б.Н. Чичерин.

14. Кому принадлежит идея образования Всеславянской федера­ции (с Константинополем как столицей)?

а) К.Н. Леонтьеву; б) Н.А. Бердяеву; в) П.И. Пестелю; г) Н.Я. Данилевскому.

15. Кто из русских мыслителей пришел к выводу об исторической перспективности монархий как результата длительного истори­ческого развития государственных систем?

а) B.C. Соловьев; б) И.В. Киреевский; в) Л.А. Тихомиров; г) К.С. Аксаков.

16. Представителям, каких направлений русской политической мысли принадлежали следующие высказывания:

а) «Свобода совести, свобода мысли — вот присущий человеку боже­ственный огонь; вот источник всякой духовной силы, всякого жиз­ненного движения, всякого разумного устройства; вот что дает чело­веку знания бесконечные. Все достоинство человека основано на свободе; на ней зиждутся права человеческой личности»;

б) «Тот слишком подвижный строй, который придал всему человечес­кому эгалитарный и эмансипационный прогресс XIX века, очень не­прочен и... должен привести или о всеобщей катастрофе, или к мед­ленному, но глубокому перерождению человеческих обществ на со­вершенно новых и вовсе не либеральных, а, напротив того, крайне стеснительных и принудительных началах»;

в) «Свобода без социализма — это привилегия, несправедливость; со­циализм без свободы — это рабство и скотство»;

г) «Всякое длящееся правление, будь оно единодержавным, народодержавным или иным, есть та или иная форма осуществления идеалоправства. Более реально и ощутимо, чем люди и учреждения, наро­дами и странами правят идеи»;

д) «Русский народ государствовать не хочет... Он хочет оставить для себя свою не политическую, свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи, свой быт, — жизнь мирную духа, свободы об­щественной, — народной жизни внутри себя...»;

е) «Политическая власть, в собственном смысле слова, это — органи­зованное насилие одного класса для подавления другого»;

ж) «Глубоко религиозный и монархический характер русского народа, некоторые пророческие факты в его прошлой огромная и сплочен­ная масса его империи, великая скрытая сила национального духа..., — все это указывает, по-видимому, что исторические судьбы судили России и дать Вселенской церкви политическую власть, не­обходимую ей для спасения и возрождения Европы и мира».

17. Рассуждая о психологии русского народа, национальном ха­рактере, о «душе России», Н.А. Бердяев в работе «Судьба Рос­сии: Опыт по психологии войны и национальности» (М., 1990) подчеркивал: «Подойти к разгадке тайны, сокрытой в душе Рос­сии, можно сразу же признав антиномичность России, жуткую ее противоречивость... Россия — самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; все в России превращается в орудие политики... Русский дух хочет священного государства в абсолютном и готов мириться со звериным государством в отно­сительном... Душа России — не буржуазная душа, душа, не скло­няющаяся перед золотым тельцом, и уже за одно это можно лю­бить ее бесконечно... Созревание России до мировой роли пред­полагает ее духовное возрождение».

Как, на ваш взгляд, соотносятся эти мысли Бердяева с обще­ственно-политическими процессами в современной России, на­сколько они актуальны сегодня?

18. Русский мыслитель И.А. Ильин отмечал: «История как бы вслух произнесла некий закон: в России возможны или едино­властие, или хаос; к республиканскому строю Россия не способ­на. Или еще точнее: бытие России требует единовластия — или религиозного и национально укрепленного единовластия чести, верности и служения, т.е. монархии; или единовластия безбож­ного, бессовестного, бесчестного, и притом антинационального и интернационального, т.е. тирании».

Рассмотрите проблему возрождения монархии в современ­ной России. Восстановление в России монархической формы правления:

а) необходимо и возможно;

б) необходимо, но в настоящее время невозможно;

в) возможно, но не нужно;

г) невозможно и не нужно.

19. Сравните две позиции по вопросу о соотношении морали и по­литики:

а) «Как нравственность христианская имеет в виду осуществление цар­ства Божия внутри отдельного человека, так христианская политика должна подготовлять пришествие Царствия Божия для всего чело­вечества как целого, состоящего из больших частей - народов, племен и государств» (В.С. Соловьев).

б) «Морали в политике нет, а есть только целесообразность» (В.И. Ленин).

20. В своих «Философических письмах» П. Чаадаев, как известно, отверг внутреннее религиозно-культурное сродство России и За­пада. Вспомним его рассуждение: «Абиссинцы тоже Христиане, ну и что из этого?»

Со своей стороны другой российский мыслитель — В. Вейдле — защищал идею о том, что христианство обрекает Россию быть частью Европы, термин «Евразия» представляется ему нонсенсом: если считать Россию «Евразией», то Испания ока­жется «Еврафрикой», ибо мавританское влияние было там не меньшим, чем, скажем, татарское на Руси.

Сопоставьте воззрения П. Чаадаева и В. Вейдле. Аргументи­руйте свою позицию по проблеме «Россия — Запад».

21. Н.А. Бердяев одним из первых отметил парадоксальность по­литической культуры России, ее «антиномичность и жуткую про­тиворечивость». Он указал на двойственность и иррационализм «русской души» — поразительный симбиоз анархизма и этатизма, готовности отдать жизнь за свободу и неслыханного серви­лизма, шовинизма и интернационализма, гуманизма и жестокости, аскетизма и гедонизма, «ангельской святости» и «зверской низости».

Каковы, на ваш взгляд, причины отмеченного Бердяевым фе­номена?

22. В чем истоки великодержавности в сознании русского народа? Как возникла идея «Третьего Рима»? Чем обличается русская ве­ликодержавность от имперского сознания Других народов (им­перских идеалов Древнего Китая, Древнего Рима, Великобрита­нии XVIII—XIX вв., современных США)?

23. Проанализируйте следующие высказывания:

а) «Славянофильское утверждение России совершенного тождественно духовному и бытовому патриотизму западных народов; западничес­кое же отрицание Руси, начатое Петром и законченное Лениным, — явление Западу неизвестное, явление типично русское» (Ф.А. Степун).

б) «Отрицание России и идолопоклонство перед Европой — явление очень русское, восточное, азиатское явление. Именно крайнее рус­ское западничество и есть явление азиатской души. Можно даже вы­сказать такой парадокс: славянофилы... были первыми русскими ев­ропейцами, так как они пытались мыслить по - европейски самосто­ятельно, а не подражать западной мысли, как подражают дети» (Н.А. Бердяев).

24. А.И. Герцен называл славянофилов и западников «двуликим Янусом». И те, и другие любили свободу. И те, и другие любили Россию: славянофилы — как мать, западники — как дитя.

Сопоставьте социально-политические воззрения славянофи­лов и западников.

25. По мнению русского ученого Б.А. Кистяковского, «...вполне пересоздать общество, построить его на анархических началах без государства и без власти совершенно невозможно, так как громадные массы людей не могут заключить между собой товарищеские отношения. Анархическое общество — это идеал Цар­ствия Божия на земле, который осуществляется только тогда, когда все люди станут святыми».

Как вы относитесь к предложенной им характеристике анар­хизма?

26. В послеоктябрьский период многие русские мыслители иска­ли ответ на вопрос: почему либеральное и консервативное на­правления русской общественности оказались бессильными перед радикализмом?

С.Л. Франк основную причину слабости либеральной партии видел «в отсутствии у нее самостоятельного и положительного миросозерцания». Несамостоятельность русского либерализма проявилась, в частности, в его «полусоциалистичности». В осно­ве этого явления лежала та особенность русского либерализма, что в нем не было философски и религиозно укорененной веры «в ценность духовных начал нации, государства, права и свобо­ды», которая обеспечила бы противостояние разрушительным началам.

В чем заключалась, по вашему мнению, слабость русского ли­берализма? Насколько актуальны слова франка для характерис­тики современного либерализма в России?

27. Проанализируйте следующие характеристики русского кон­серватизма:

«Величайшее несчастье русской политической жизни — считал С.Н. Булгаков, — что в ней нет и не может образоваться подлинного («английского») консерватизма и нет труднее задачи, как с умом и совестью быть политически правым, имея даже самую правую идеологию; ибо в официально-правом лагере су­ществует спрос не на убеждения, независимые и свободные, но на послушное низкопоклонство, не на принципы, а на бесприн­ципность».

По мнению С.Л. Франка, русский консерватизм опирается «на ряд давних привычек чувства и веры, на традиционный уклад жизни, словом, на силы исторической инерции, но он уже давно потерял живые духовные и нравственные корни своего бытия и не чувст­вовал потребности укрепить их в стране, ...не понимал всей от­ветственности и сложность этой задачи, всей необходимой органичности такого прорастания корней в живые глубины народной души».

Сравните приведенные характеристики русского консерва­тизма. Что, на ваш взгляд, в конечном счете, обусловило его по­литическое (но не теоретическое) поражение в 1917 г.?

28. Н.А. Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммуниз­ма» провел своеобразную параллель межу К.П. Победоносце­вым и В.И. Лениным: Победоносцев «был ровным вождем ста­рой монархической России эпохи упадка. Ленин был духовным вождем новой коммунистической России». Эту мысль развивает С.Л. Франк: «Самый замечательный и трагический факт... рус­ской политической жизни, указующий на очень глубокую и общую черту нашей национальной души, состоит во внутреннем сродстве нравственного облика типичного русского консерватора и революционера». В чем, на ваш взгляд, заключалось это «сродство»?

29. Самой опасной, великой ложью своего времени и ярчайшим примером разрыва теории и практики К.П. Победоносцев считал неуклонно наращивающую свое влияние в России второй поло­вины XIX в. доктрину парламентаризма, «роковое заблуждение, одно из самых поразительных в истории человечества», заключа­ется, по его мнению, в том, что в условиях реализации выборно-парламентского принципа народ якобы избирает, выдвигает во власть людей, отражающих волю большинства и гарантирующих защиту его интереса. Внимательное исследование парламентских систем приводит к другим выводам. «...Правителями, — утверж­дал Победоносцев, — становятся ловкие подбиратели голосов... механически, искусно орудующие закулисными пружинами, ко­торые приводят в действие кукол на арене демократических вы­боров». Практически «избирается излюбленник меньшинства, иногда очень скудного, только это меньшинство представляет организованную силу, тогда как большинство как песок, ничем не связано, и потому бессильно перед кружком или партией».

Как вы думаете, не сгущает ли Победоносцев краски? Неуже­ли выборные системы «замешены» исключительно на эгоизме, подкупе, обмане, лицемерии? Аргументируйте свою Позицию. В чем актуальность критики парламентаризма Победоносцевым?

30. Русский коммунизм в Советской России, по оценке Н.А. Бер­дяева, явился извращением русской мессианской идеи. Русский коммунизм утверждает свет с Востока, который должен просве­тить буржуазную тьму Запада. В коммунизме есть своя правда и своя ложь. Правда — социальная, раскрытие возможности брат­ства людей и народов, преодоление классов; ложь — в духовных основах, которые приводят к процессу дегуманизации, к отрица­нию ценности всякого человека, к сужению человеческого созна­ния, которое уже наблюдалось в русском нигилизме. Коммунизм, подчеркивает Н.А. Бердяев, есть русское явление, несмотря на марксистскую идеологию «Коммунизм есть русская судьба, мо­мент внутренней судьбы русского народа. И изжит он должен быть внутренними силами русского народа. Коммунизм должен быть преодолен, а не уничтожен. В высшую стадию, которая на­ступит после коммунизма, должна войти и правда коммунизма, но освобожденная от лжи. Русская революция пробудила и раско­вала огромные силы русского народа. В этом ее главный смысл».

Согласны ли вы с точкой зрения Бердяева? Аргументируйте свой ответ.
Дискуссия.

Дилемма «равенство—свобода» в истории русской политической мысли

Факторы, определившие особенности содержания и иерархию ценностей российской политической жизни: «возраст» российского суперэтноса, природно-географическая среда, коллективно-родо­вое начало, особенности государственного хозяйствования, религи­озный фактор и т.д. Социокультурные влияния: византийское, татаро-монгольское, западноевропейское.

Равенство выше свободы: интеллектуальные ориентации. Оп­равдано ли ограничение индивидуальной свободы целями служения общему благу, может ли последнее наполнить смыслом человеческую жизнь? Славянофилы: идеи соборного равенства и нравственной свободы («поступая по совести, человек поступает свободно и нравственно»); государство как олицетворение «внешней» правды; соединение религиозной правды и правды социальной. Анархическое равенство в свободе, принцип неограниченной личной свободы от государства (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). Народничество: идеал общинной солидарности, трудового мужицкого равенства и коллективной трудовой свободы. Марксистские идеи социального равенства и социальной справедливости на российской почве.

Свобода и равенство равноценны: теоретические подходы (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, П.Б. Струве, И.А. Ильин, С.Л. Франк). «Безграничное развитие свободы привело бы к всеобщему неравенству; безусловное осуществление равенства имело своим последствием полное подавление свободы» (П.И. Новгород­цев).

Русское общественное движение «дорожит равенством более, нежели самой свободой. Оно готово предпочесть рабство частичному освобождению: между всеобщим равенством рабства и всеобщим равенством свободы оно не допускает середины» (Е.Н. Тру­бецкой).

Современные трактовки дилеммы «равенство—свобода» в по­литической мысли России.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

1. Западничество и славянофильство: противоположность мировоззренческих и политических ориентаций.

2. Западничество как феномен российской политической культуры: истоки, сущ­ность, типология.

3. Политология русского консерватизма.

4. Русский анархизм о политике и государстве.

5. Идея социализма на российской почве: история и современность

6. Особенности русского либерализма: «охранительный либерализм» Б.Н. Чиче­рина и его концепция правового государства.

7. Политическая философия еврейства.

8. Неомонархизм: И.А. Ильин о монархии и республике, «аксиомах власти» и правосознании.

9. Религиозно-нравственная традиция в русской политической мысли конца XIX — начала XX вв.

10. Идеи Н.А. Бердяева о демократии, свободе личности, тоталитаризме.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 3.

Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. III—IV.

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых Учений Рос­сии XI—XX вв. М., 1995.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 1996.

Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. русская политология: Обзор основных направле­ний. СПб., 1994.

Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.

Русская философия. Словарь /Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995.

Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //О России и русской философской культуре, Философы после­октябрьского зарубежья. М., 1990.

В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по рос­сийской общественной мысли XIX—XX веков. М., 1997. Опыт русского либерализма. Апология. М., 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема III.

Белов Г.А. Политология. М., l996. Гл. 3.

Вершинин М.С. Политология русского консерватизма (XIX — начало XX в.). СПб., 1997.

Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала XX века: Ц.И. Кареев, П.Б. Струве, И.А. Ильин. СПб., l994.

Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников (Истоки и эволюция). М., 1993.

Козырева Л.Д. Традиции народовластия в России. СПб., 1996.

Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX — начало ХХ в.). СПб., 1996.

Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX — первой трети XX столетия. М., 1997.

Омельченко Н.А. В поисках России: общественно-политическая мысль рус­ского зарубежья о революции 1917г., большевизме и будущих судьбах российской государственности (историко-политический анализ). СПб., 1996.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
написать администратору сайта