Главная страница
Навигация по странице:

практикум по политологии для студентов. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарьсправочник



Скачать 0.87 Mb.
Название Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарьсправочник
Анкор практикум по политологии для студентов.doc
Дата 27.04.2017
Размер 0.87 Mb.
Формат файла doc
Имя файла практикум по политологии для студентов.doc
Тип Методические рекомендации
#4162
страница 2 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Тема 3

СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Цель семинарского занятия: раскрыть содержание политического со­знания; рассмотреть структуру, функции и уровни политической идеоло­гии; дать характеристику основных идеологий современности.

Основные понятия: политическое сознание, политическая идеология, консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм, фашизм, на­ционализм, «русская идея», анархизм, идеократия, медиакратия, феми­низм.

План семинара

1. Политическое сознание.

2. Политическая идеология: структура, функции, уровни.

3. Основные идеологии современности.
Контрольные вопросы, задания, тесты

1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) идеология;

б) консерватизм;

в) политическое созна­ние;

г) коммунизм;

д) национализм;

е) расизм;

ж) эгалитаризм;

з) социал-демократизм;

и) анархизм;

к) либерализм.

1. разновидность политической идеологии, от­стаивающей исключительность и гегемо­нию этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор и агрессию;

2. общественно-политическая теория, обосно­вывающая равенство, исходным пунктом которого является равенство имущества;

3. идеология, базирующаяся на принципах свободы, солидарности и справедливости;

4. политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь, морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, семье, собственности;

5. социально-политическое течение, провоз­глашающее своей целью уничтожение го­сударства и замену любых форм принуди­тельной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан;

6. идеология, в основе которой лежит идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству;

7. система философских, политических, пра­вовых, экономических и других ценностей и знаний о мире и роли человека в нем;

8. разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на основе принципов коллективизма, равенст­ва, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида;

9. одна из категорий, обозначающая осозна­ние сферы политики социальными субъек­тами (индивидами, группами, общностями и др.);

10. разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета кон­кретного этноса, его права на самоопреде­ление в форму политических требований к власти.

2. Сторонники какой классической идеологии абсолютизировали принцип «государство — ночной сторож»?

а) социализма; б) либерализма; в) радикализма; г) консерватизма.

3. Кто из мыслителей является признанным родоначальником ли­берализма?

а) Ж. Ж. Руссо; в) Ш. Монтескье; б) Дж. Локк; г) Дж. Мэдисон.

4. Какая из стратегий наиболее характерна для политического консерватизма?

а) устойчивое стремление к сохранению определенных политических институтов и отношений;

б) ориентация на запросы граждан;

в) стремление к нововведениям;

г) ориентация на ограничение учас­тия граждан в выработке поли­тических решений.

5. Какие идеи отстаивает классический либерализм?

а) ничем не ограниченной свободы предпринимательства;

б) ограничения государством власти рамками защиты прав человека;

в) ограничения свободы человека нормами морали, религии.

6. Какие идеи отстаивает современный консерватизм?

а) большее внимание к религии, семье, традициям, моральным нормам;

б) социальное равенство людей;

в) ограничение государственного вмешательства в экономическую и со­циальную жизнь.

7. Какие ценности отстаивает либерализм (выберите из каждой пары)?

а) свобода — равенство;

б) порядок — законность;

в) права человека — справедливость;

г) социальное равенство — равенство всех перед законом;

д) свободная конкуренция — государственное регулирование;

е) индивидуализм — коллективизм.

8. Какая идеология апеллирует к необходимости рыночной эко­номики, свободы личности и ограничению государственного ре­гулирования?

а) социализм; б) классический либерализм; в) фашизм; г) ни одна из названных.

9. Какая идеология особенно настаивает на приоритете ста­бильности, традиций, лояльности к власти, веры в Бога и предан­ности Родине?

а) социализм; б) классический либерализм; в) консерватизм; г) ни одна из названных.

10 Сторонником какой политической концепции был М.А. Баку­нин?

а) либерализма; б) анархизма; в) национализма; г) консерватизма.

11. Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приве­денных ниже высказываний:

а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен»;

б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»;

в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»;

г) «Способность человека к справедливости делает возможной демо­кратию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходи­мой»;

д) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»;

е) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»;

ж) «Равенство — это не только юридическое, но и политическое поня­тие, которое надо внедрить и в социальную сферу»;

з) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а с шляпой, которую можно безболезнен­но сменить»;

и) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколе­ний, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а род мудр»;

к) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение кол­лектива»;

л) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»;

м) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»;

н) «Равенство — это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода — это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»;

о) «Государство — это то, без чего невозможно осуществить ни поря­док, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».

12. К. Эпштейн выделяет среди последователей консерватизма...

а) сторонников сложившегося в обществе порядка вещей;

б) «реформаторов», выступающих за осторожные перемены в обще­стве;

в) «реакционеров», требующих возврата к определенной политической ситуации прошлого.

В рамках этой классификации укажите на формы проявления консерватизма в современной политической жизни России. Какие партии и движения соответствуют этой классификации?

13. Прокомментируйте п. 1 ст. 13 Конституции России: «В Рос­сийской Федерации признается идеологическое многообразие» и п. 2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

14. Сравните структуру ценностей классического консерватизма и неоконсерватизма.

15. Чем отличается структура ценностей классического либера­лизма от структуры ценностей неолиберализма?

16. Раскройте основные положения концепции «демократичес­кого социализма».

17. Охарактеризуйте основные вехи в эволюции социал-демо­кратического политического сознания. Какое влияние оказала социал-демократия на социальные и политические процессы в современном мире?

18. Проследите эволюцию социалистической (коммунистичес­кой) идеологии в политическом сознании российского народа. Какие формы принимает эта идеология в современных условиях?

19. Как замечает В. Эбенстайн, «если уподобить экономику кор­зине с яйцами, то коммунизм сжигает корзину и делает яичницу из всех яиц сразу, а демократический социализм сохраняет кор­зинку и жарит яйца понемножку, памятуя совет Аристотеля: «Об угощении лучше судить гостю, а не повару».

Сопоставьте социально-политические воззрения коммунис­тов и социал-демократов.

20. В культурно-познавательном и философском отношении кон­серватизм — это сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей человечества от гибели во времени. Россия, будучи органической частью мировой цивилизации, вместе с тем обладает конкретным и историческим опытом, особенностями социального и политического укладов. В чем заключается «особость» России, ее традиций, ценностей и менталитета? Что из на­званного, на ваш взгляд, следует сохранить, а от чего отказаться в интересах поступательного развития общества?

21. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет, характеризуя одно из политических течений современности, писал, что это «...тот политический правовой принцип, согласно которому обществен­ная власть, несмотря на свое всемогущество, сама себя ограни­чивает и старается даже в ущерб своим интересам предоставить в государстве, которым она управляет, место и тем, кто думает и чувствует иначе, чем она сама, т.е. иначе, чем большинство», что она «...проявляет небывалое великодушие: свои права, права большинства ...добровольно делит с меньшинством», оно «про­возглашает свое решение жить одной семьей с врагами, даже со слабыми врагами. Прямо невероятно, что человечество могло со­здать такой чудесный аппарат, такую парадоксальную, замысло­ватую неестественную систему». Как называется эта система, этот «чудесный аппарат», что это за идейно-политическое тече­ние современности, о котором столь восхищенно отзывается фи­лософ?

22. Основоположник консерватизма Э. Бёрк в работе «Размыш­ления о Французской революции» приводит систему ценностей консерватизма. Сформулируйте возможные противоположные позиции или «антиценности» консерватизма.

Ценности консерватизма


«Антиценности» консерватизма


Религиозные и духовные цели политической деятельности




Культ нравственности




Культ традиций, национальной культуры, патриотизма




Авторитет церкви, семьи, школы.




Приоритет интересов
государст­ва над интересами
индивида



Сильное иерархическое
государ­ство



Прагматизм, здравый смысл, скептицизм




Постепенность и осторожность процесса социальных перемен




Преемственность развития




Историческое единство про­шлого, настоящего, будущего




Свобода и ответственность






23. Известный испанский философ X. Ортега-и-Гассет утверж­дал, что «ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения... У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить, как смазочное масло в машину». Согласны ли вы с этим утверждением? Какова роль в этом идео­логии и пропаганды?

24. Представителю какого из идейно-политических течений в России могла бы принадлежать следующая цитата: «Мы спешим прибавить, что энергично отклоняем всякую попытку организа­ции, которая была бы чужда самой полной свободе, как индиви­дов, так и ассоциаций, и требовала бы установления регламенти­рующей власти какого бы то ни было характера. Во имя свободы, которую мы признаем за единственную основу, единственный законный творческий принцип всякой организации, как экономи­ческой, так и политической, мы всегда будем протестовать про­тив всего, что хоть сколько-нибудь похоже на государственный социализм и коммунизм»? Аргументируйте свой ответ.

25. Американский институт анализа пропаганды, обобщая прак­тику мировой журналистики, приводит следующие приемы, обла­дающие, по мнению специалистов, внушительной эффективнос­тью:

1. «Наклейка ярлыков» («присвоение кличек») — наделение личности или идеи унизительной, оскорбительной или смешной кличкой, эпитетом, подрывающими их авторитет;

2. «Рекомендация» («свидетельство») — использование для усиления эффекта и внушения популярности кандидата или предвыборного блока имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спорт­сменов и прочих знаменитостей;

3. «Перенос» — идентификация качеств и свойств какого-либо лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и ав­торитетных лиц или идей, т.е. оценка по ассоциации.

4. «Простые люди» («свои ребята») — идентификация интересов ин­форматора или агитатора с интересами и чаяниями простых людей, молчаливого большинства нации, «соли земли» и т.п.;

5. «Подтасовка карт» — откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс;

6. «Блестящая посредственность» («наведение румян») — оперирова­ние привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над содер­жанием которых последний обычно не задумывается;

7. «Общий вагон» («вместе со всеми») — достижение желаемой реак­ции внушением мысли о ее общепризнанности и разумности («все так думают», «все так поступают», «и это правильно»). Приведите примеры использования в российских средствах массовой информации отмеченных приемов пропагандистского воздействия.

26. Какое из утверждений, на ваш взгляд, ближе к истине?

а) идеология есть «форма выражения мифологического сознания, суб­лимированный способ преодоления страхов и крушений иллюзий» (Г. Лассуэлл);

б) «идеология — это неузнаваемая ложь» (Б.А. Леви);

в) идеология — это «остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств (В. Парето);

г) идеология — это «добровольная мистификация» (К. Маннгейм);

д) «идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом» (Э. Шилз).

27. Английский исследователь Л. Фойер попытался сформулиро­вать ряд законов, определяющих функционирование идеологии: закон постоянных ингредиентов, закон «левого» и «правого» крыла, закон генерационной идеологической волны.

По его мнению, во всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента. Прежде всего это библейский миф о Мои­сее. Второй элемент — это догмат, дающий идеологии философ­ское обоснование. И наконец, третий элемент — это определен­ный слой людей, класс, который призван воплотить идеологию в действие.

Во всех идеологиях Л. Фойер находит одни и те же структуры, которые лежат в основе библейского мифа о Моисее — освобо­дителе израильтян из египетского плена. Все они заключают в себе некое глобальное представление о миссии избавления и рас­крепощения.

Смысл закона «генерационной волны» состоит в том, что каждое очередное поколение (генерация) ищет новую идеологию. Это и есть начало новой генерационной идеологической волны. Как явление, в своих истоках генерационная идеологическая волна прогрессивна, она возникает «слева», опирается на «левые» силы. Затем движение идет к «центру», завершается «волна» «поправением» уже повзрослевшего молодого поколе­ния.

Суть же «закона крыльев» заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные по­литические и социальные стадии — «слева направо» или наобо­рот, т.е. обслуживает разные политические и социальные силы.

На материале идеологий либерализма и консерватизма попы­тайтесь проиллюстрировать законы функционирования идеоло­гии, сформулированные Л. Фойером.

28. В политологической литературе «фашизм» трактуется как...

а) реакция в большинстве европейских стран против общей тенденции осуществления идеалов, унаследованных от философии просвещения, фашизм — «нравственная болезнь» Европы;

б) форма антипролетарской реакции, выражающая противоречия монополистического капитализ­ма и империализма;

в) один из ответов на проблемы ин­дустриализации;

г) девиантная (отклоняющаяся) и садомазохистская реакция на отчуждение в современном обществе, на сексуальное и властное подавление;

д) форма тоталитаризма.

29. Проанализируйте предложенные трактовки фашизма. В чем, на ваш взгляд, заключается «живучесть» фашистской идеоло­гии?

30. По мнению американского ученого Д. Белла, «все идеологии обречены на саморазрушение. Идеология — это отчужденная жизнь, застывшая пародия на реальность... Идеология — слово падшее — теперь таится в полумраке. Там же, где пребывает грех».

Другой же американец, экономист и социолог У. Ростоу ут­верждает, что движущей силой развития общества всегда высту­пает мировоззрение.

Сравните эти два утверждения. Приведите аргументы «за» и «против».
Дискуссия. Какая идеология нужна России?

Идеология: «Национальная»? «Общенациональная»? «Госу­дарственная»? Каковы реальные слагаемые интегративной идеоло­гии? (Анализ слагаемых этой идеологии: взаимодействие демокра­тии и патриотизма, «постиндустриалистская траектория», геополи­тические измерения проблемы и др.)

Имеет ли сегодня в России любая из классических идеологий шансы на единичную победу? Может ли таковой быть социализм (даже если он откажется от своих фундаменталистских форм) в силу мощного вызова со стороны либерализма с его пиететом к личност­ному раскрепощению? Либерализм — в стране с устойчивым этно-социальным архетипом, традиционно ориентированным на ценнос­ти коллективизма? Консерватизм, который в массовом сознании вообще ассоциируется с чем-то реакционно застойным? Каковы перспективы консолидированной идеологии в условиях «конца идеологий»? «Кто виноват?» — «косная русская почва, регулярно воспроизводящая деспотизм и рабство», или «западные проекты, навязывающие России инокультурные, а потому убийственные для нее рецепты»? Каковы параметры идеологии «врастания» России в постиндустриальное общество?

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

1. Антиномия равенства и свободы в либерализме.

2. Особенности либерализма в России, характер его политической и идейной эво­люции.

3. Неоконсерватизм: ценности, идеи, политика.

4. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы.

5. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы разви­тия.

6. Сущность, цели и задачи политического манипулирования.

7. Специфика социал-демократической идеологии.

8. Национализм на пороге XXI века.

9. «Соборность» как парадигма политического сознания в России.

10. Трансформация идеологий в условиях новых информационных технологий.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 14.

Ланцов С.А. Идеология и политика социал-демократии. СПб., 1994.

Манхейм К. Диагноз нашего времени М., 1994.

РормозерГ., Френкин А.А. Новый консерватизм: вызов для России. М., 1996.

Сирота Н.М. Современные политические идеологии. СПб., 1995.

Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1996.

Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический обзор) // Полис. 1995. № 4.

Кутковец Т.И., Клямкин ИМ. Русские идеи //Полис. 1997. № 2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. М., 1997. Тема XV.

Общая и прикладная Политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Красно­ва. М., 1997.Гл.39,40.

Ачкасов В.А. «Взрывающаяся архаичность»: традиционализм в политической жизни России. СПб., 1997.

Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1994.

Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995. Т. 1—3.

Либерализм в России. М., 1996.

Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997.

Рормозер Г. Кризис либерализма. М., 1996.

Русская идея. М., 1992.

Современная социал-демократия: Словарь-справочник. М., 1990.

Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. М., 1995.

Цыганков П.А. Теория международных отношений. Гардарики, 2005 - 590c.

7. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. Аспект Пресс, 2005 - 317c.

1. Вандаль А.Е. Геополитика и геостратегия. М.: Кучково поле, 2002

3. Мизес Л. Либерализм в классической традиции. М.: Экономика, 2001

2. Халипов В.Ф. Наука о власти. Кратология. Учебное пособие. М.: Ось-89, 2002

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
написать администратору сайта