Навигация по странице:
|
ФиМН - МУ - Статус и предназначение философии в жизни общества. Методические указания для магистрантов и аспирантов Статус и предназначение философии в жизни общества Содержание Введение
Философия и искусство во многом едины, но существенно отличаются друг от друга. И философия, и искусство проявляют особый интерес к человеку, его духовному миру, формируют представление о жизненных ценностях, смысле жизни, прекрасном и безобразном. В философии и искусстве выражена авторская позиция, предполагается многовариантность объяснения какого-либо события. Поэтому многие деятели искусства (особенно, писатели и поэты) склонны к философскому осмыслению мира. По мнению постмодернистов, произведения С. Кьеркегора, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, А. Камю и других известных философов возникли на стыке философии, литературы, психологии, и в силу этого их трудно отнести к какому-либо определенному жанру.
Отличие философии от искусства в том, что она представляет теоретическое понятийное знание, она по сути своей рационалистична; в искусстве преобладает художественное мышление, эмоциональные оценки в конкретная образность.
Еще Гегель обращал внимание на общность философии и религии. Они дают целостное представление о мире, в специфической форме связывают «конечное и бесконечное», имеют мировоззренческий смысл. Именно поэтому возможна религиозная философия и философствующая религия. Но вместе с тем философия и религия – различные формы духовной жизни. Философия, используя логику, научный и практический опыт, доказывает и обосновывает свои положения, она критична н антндогматична и давно отказалась от претензий на абсолютное знание. Религия содержит совокупность догматов, не требующих доказательства, она во многом алогична и претендует на абсолютную истину. В отличие от религии философия опирается на разумные основания, даже если рассуждает об иррациональном, а не на веру, основанную на эмоциях. Будучи теоретическим знанием, философия не нуждается в обрядовых действиях для поддержания своего существования.
Как уже отмечалось, наука возникает и развивается в недрах философской мудрости. Впоследствии она отделяется от науки, сохраняя с ней некоторую общность: теоретическое объяснения мира, логическая обоснованность, стремление к истинному знанию. Но эта общность содержит в себе различие, т. к. в отличие от философии наука не ограничивается теорией и логическим обоснованием, а научный и философский поиск истины неоднозначны.
Рассмотрим подробнее некоторые отличия философии и науки.
1. Наука не имеет внутреннего единства, она распадается на множество конкретных наук, каждая из которых имеет свой предмет и изучает определенную сферу природы или общества. Философия изучает мир в целом, она представляет мир как систему, элементы которого структурно организованы. Даже постмодернизм, изображающий все существующее как «хаос», «мозаику» разрозненных элементов, предполагает некое единство разрозненного.
2. И наука, и философия дают знание общего, так как оперируют понятиями, категориями, принципами. Однако понятия философии имеют предельно общий характер («бытие», «материя», «сознание», «причинность»), научные понятия обобщают в пределах предмета данной науки («атом», «энергия», «масса», «инерция»).
3. Философские положения выводятся логически и не имеют экспериментального подтверждения. Наука не ограничивается логической аргументацией, её законы и принципы имеют эмпирическое, прежде всего, экспериментальное обоснование.
4. Наука стремится к точности и однозначности, её проблемы решаемы (нередко раз и навсегда). Различные концепции и решения проблемы признаются необходимыми лишь в процессе поиска истинного знания. Для философии характерен плюрализм – многовариантность решения одной и той же проблемы, который проявляется не только в процессе истории философии, но и на каждом конкретном этапе её развитая. Философские проблемы вечны, они постоянно переосмысливаются в свете нового опыта и применительно к уникальной конкретной ситуации, их нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть опытным путем.
5. Науке можно научиться, усвоив определённую сумму знаний. Цель изучения философии – не столько усвоение некой совокупности знаний, сколько развитие способности мышления, состоящей в умении самостоятельно осмысливать общественные события, научные открытия, жизненные ценности и вырабатывать логически обоснованную мировоззренческую позицию. Если наука дает ответы на вопросы, то философия – не всегда ответ, но всегда «вопрошание», «искусство нахождения истины».
6. Наука есть форма познания объективного мира, понимаемого как нечто внешнее по отношению к человеку, она максимально абстрагируется от субъективно – личностных моментов познания. Философия – личностное знание, «исповедь самого сочинителя» (Ф. Ницше), она является формой рефлексии человека и направлена на изучение его внутреннего духовного опыта. Она есть «систематизированная, рациональная рефлексия человека», представляющая «отражение общих основ человеческой деятельности, учение, которое обобщает опыт развития человеческой духовности» [1, с. 22].
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что философия занимает особое место в системе духовной культуры. Имея общие черты с другими видами интеллектуальной деятельности и взаимодействуя с ними, философия представляет своеобразную форму миропонимания, изучающую мир в целом в аспекте субъектно-объектного отношения. Она исследует природу (рисунок 1) и сущность мира, природу и сущность человека, систему «человек мир».
Рисунок 1 – Что изучает философия.
Что касается проблемы научности философии, то не следует абсолютизировать научные знания и превращать его методы, проблемы, цели, язык в масштаб значимости и ценности познания. Приведенный выше сравнительный анализ философии и науки показывает, что философское и научное знание отличны по многим параметрам и потому нет необходимости подтягивать философское знание до уровня науки. Надо изучать философию в её духовном своеобразии и общественной значимости.
Для полноты картины отметим, что в современной литературе имеет место и другая точка зрения, согласно которой философия понимается как научное знание о мире на том основании, что она существует в рационально-понятийной форме и ей присуща логическая доказательность, аксиоматическое построение и т. д. [9, с. 12].
4 Многомерность феномена философии, ее социокультурный статус
Философская мудрость формировалась как единая система знаний о мире, объединившая естественно-научные и гуманитарные представления. С течением времени из неё выделяются науки о природе и науки об обществе и человеке (этика, эстетика, логика, психология, социология и др.).
За долгие годы своего развития философия стала многомерным, внутренне неоднородным знанием, каждый из разделов которого изучает определенную область реальности и существует относительно самостоятельно: онтология, антропология, социальная философия, гносеология, методология, аксиология.
Таблица 1 – Сопоставление разделов философии с предметом изучения.
Основные разделы философии
|
Изучают
|
Сферы реальности
|
Онтология
|
Природа, мир в целом
|
Социальная философия
|
Общество
|
Антропология
|
Человек
|
Гносеология
Методология
Аксиология
|
Духовные процессы:
- познание;
- философские и научные методы;
- материальные и духовные.
|
Из схемы следует: онтология (гр. ontos – сущность, бытие; logos – учение) – учение о бытии всего сущего, его сущности и всеобщих принципах организации; социальная философия – учение об обществе как самоорганизующейся системе, его структуре и социальной динамике; антропология – (rp. antropos – человек, logos – учение) учение о человеке, его сущности, деятельности, соотношении общества и личности; гносеология (гр. gnosis – знание, logos – учение) – учение о познании, его способах и фор мах, об истине и её критериях; методология (гр. methodos - путь исследования, logos – учение) – учение о философских и научных методах исследования; аксиология (гр. axios – ценность, logos – учение) – учение о ценностях, значимых для человека явлениях и предметах, определяющих интересы, потребности и мотивы его деятельности.
Социокультурный статус философии, то есть её роль и место в жизни общества определяется социальными функциями, которые она выполняет. Философия не является «знанием ради знания», она преобразует сознание человека, его взгляды и отношения к миру, а через сознание воздействует на деятельность. Демокрит писал, что от мудрости можно ожидать три результата: «правильно мыслить», «правильно говорить», и «правильно делать», а Гегель на вопрос «чему служит философия?» отвечает, что она освобождает от невежества и необходима для жизни подлинно человеческой, где есть место рефлексии. Она служит средством воспитания «высокого духа», мышления.
Выделим важнейшие функции философии.
1 Мировоззренческая функция. Философия способствует систематизации знаний человека о мире, помогает понять мир в его целостности и единстве. Она вырабатывает наиболее общие идеи и представления, на которых базируется культура общества. Среди них важное место занимают философские понятия (категории) – бытие, материя, сознание, свойство, отношение, предмет, причина – следствие, случайность – необходимость, система – структура – элемент и многие другие. Эти понятия используются в любой сфере деятельности, без них невозможно ни научное исследование, ни простая человеческая разумность. Их можно назвать Предельными основаниями, универсальными формами культуры.
Помимо функции экспликации «универсалий» философия берет на себя задачу рационализации – перевода в логическую, понятийную форму суммарных результатов человеческого опыта. Выдвигая обобщенные идеи и представления, она способствует разработке научной картины мира, которая формируется с учетом фундаментальных научных открытий, практического опыта, философских идей и предположений.
2 Методологическая функция. На всём протяжении истории философии разрабатывались философские и научные методы исследования. Сократ считал научным методам философствования – обсуждение проблемы посредством раскрытия противоречий в высказываниях собеседника. Декарт выделял «универсальную математику» как всеобщий метод познания, Гегель и К Маркс разрабатывали принципы и законы диалектического метода, современные философы исходят из целесообразности использования разнообразных способов и приемов исследования (от системности и синергетики до бесструктурности, изучения мира как «мозаики» фактов).
Опираясь на научные разработки, философия изучает методологию науки как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Это не означает, что она претендует на роль «науки наук». Научная методология необходима в любом исследовании, но ни одна наука не разрабатывает общенаучных методов познания (эксперимент, моделирование, идеализация, формализация, абстрагирование и т. д.), хотя использует их при изучении и обобщении фактического материала.
Разработанная философией методология, будучи универсальной, лежит в основании научного исследования и практической деятельности, не подменяя, а дополняя и обосновывая специфические методы частных наук и социальных действий людей.
3 Гносеологическая функция. Изучая специфику познания, отношение объекта и субъекта, динамику продвижения к истинному знанию, роль чувственного, рационального и иррационального в познании, философии обнаруживает общие закономерности познавательного процесса, которые проявляются в конкретных актах познавательной деятельности. Овладение философской гносеологией помогает осмыслить познавательные способности и возможности человека, сделать процесс приобретения и переработки информации более осознанным и тем самым прививает вкус к абстрактному мышлению и творческому освоению действительности. В этом смысле изучение гносеологии и философии как таковой – «настоящая школа творческого мышления».
4 Аксиологическая функция. Философия помогает человеку в определении жизненных ценностей, системы значимых принципов и идеалов, лежащих в основе деятельности, она способствует решению проблемы смысла жизни, отношения к смерти и т. д. Роль философии в жизненно-значимых поисках человека состоит не в том, что она дает готовые рецепты, а в том, что, опираясь на мудрость предшествующих поколений, предлагает варианты решения проблем и предостерегает от одностороннего и необдуманного их решения.
5 Критическая функция. Поиск решения философских вопросов сопровождается критикой различных заблуждений, предрассудков, стереотипов, препятствующих истинному знанию. Философия учит критичности мышления. Первое её условие – ничего не принимать на веру, она расшатывает догмы и устаревшие взгляды.
Ф. Бэкон писал, что во все века философия встречала на своём пути «докучливых и тягостных» противников: суеверие, слепая религиозная вера, субъективизм, неточность языка, логические погрешности и др. В основе этих заблуждений разума («призраков») лежит вечный враг живого интеллекта – укоренившаяся привычка мыслить догматически, приверженность абсолютным истинам, с которыми согласовывается всё новое. Современный философ Ж. Делез отмечает: критика – «образ жизни философа, потому что он намеренно стремится использовать форму критики, как молот».
Однако философская критика диалектична: она предполагает не только отрицание устаревших идей и ценностей, но и усвоение позитивного опыта предшествующей культуры. Она производит своеобразную «селекцию», аккумуляцию позитивных элементов культуры с целью передачи последующим поколениям.
6 Воспитательная функция. Философия формирует человека как индивидуальность, личность. Она раскрывает ему богатство духовного мира и нацеливает на самосовершенствование. Она способствует развитию творческого потенциала, критичности, рефлексии, учит человека размышлять о себе самом и внешнем мире, воспитывает в человеке свободу и неустрашимость духа. Благодаря философии «человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев» [10, с. 4].
5 Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления
В дихотомии «Восток-Запад» восточная и западная культуры рассматриваются как противоположности. В этом контексте мистика Востока противопоставляется европейскому рационализму, рабство – свободе, созерцание – творческой деятельности, социальная застойность – динамике [6, с. 33].
Понятие «Древний Восток» относится к Египту, Палестине, Месопотамии, Индии, Китаю и другим странам в период от третьего тысячелетия до нашей эры до начала нашей эры.
Восточная цивилизация зародилась гораздо раньше европейской и имела ряд специфических особенностей. Большинство восточных стран представляли собой абсолютные монархии. Деспотизм, отсутствие личной свободы пронизывали всю систему отношений на Востоке: от семьи до государства. Характерной чертой общественных отношений был патернализм, предполагающий полную власть мужчины в семье, правителя над подданными. Важной особенностью является также традиционализм, проявлявшийся в застойном характере общественной жизни, в ориентации на прошлое как на «золотой век» истории.
В социальной жизни Востока исключительная роль принадлежала другим религиозным структурам, которые сосредотачивали в своих руках не только культ, но всю духовную жизнь, в том числе и научные знания.
Философия и религия переплетались и составляли единое целое.
В истории индийской философии выделяются три периода: древнеиндийский, средневековый, современный. Древнеиндийская философия (VI в. до н. э. - IV в. н. э.) подразделяется на ведическую, послеведическую и период сутр.
Идейную основу древнеиндийской философии составляют Веды – сборники религиозных гимнов, заклинаний, песнопений, а также комментарии к Ведам, в особенности Упанишады.
Упанишады – главное философское произведение Древней Индии, идеи которого лежат в основании всей позднейшей философии и культуры. Одна из главных в Упанишадах – проблема первоосновы мира, выраженное в понятии Брахмана, абсолютной безличной духовной сущности. Из Брахмана возникают все вещи и в него же возвращаются. «Поистине этот мир есть Брахман».
Брахман воплощается в живой и неживой природе, поэтому вся природа одухотворена. Воплощение Брахмана в человеке, индивидуальное духовное начало человека – Атман. «Брахман есть Атман», т. е. они тождественны. Атман - «горчичное зернышко», спрятанное в глубинах психики.
Высшая цель Атмана – освобождение от материальной оболочки и возвращение к Брахману, слияние с ним. На пути к высшей цели Атман проходит пуп» перерождений (реинкарнация) в соответствии с кармой. Термин «карма» имеет много значений, одно из них: «сумма добрых и злых дел», совершенных человеком в прошлой жизни. Существует также понятие «дхарма», обозначающее моральный закон долга, который определяется кармой человека. Какой бы тяжелой не была жизнь человека, он должен исполнять свою «дхарму», ибо, от этого зависит его будущее перерождение.
К послеведическому периоду относятся индийские эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», где философские представления о действии и бездействии, долге, свободе, счастье конкретизируются в мифологических сюжетах и образах, созданных народным воображением.
Как известно, термин «философия» греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Индийские мыслители были мудрецами особого рода: рациональные доказательства и аргументы их мало интересовали. Поиск истины они связывали с интуитивным видением, внутренней сосредоточенностью, медитацией. Для обозначения философских школ и учений использовался термин «даршаны» (от санскр. «дарш» - видеть). Даршана – «внутреннее» ведение, духовное постижение истины в её целостности и полноте.
Согласно традиционной классификации, философские учения Древней Индии делятся на две группы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Термин «даршана» чаще всего используется по отношению к астике, но иногда даршанами называют все учения.
Астика включает шесть даршан: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта. Все они признают Веды высшим духовным авторитетом Настика включает локаяту, джайнизм, буддизм. Они отрицают авторитет Вед, но основываются на Упанишадах.
|
|
|