Навигация по странице:
|
ФиМН - МУ - Статус и предназначение философии в жизни общества. Методические указания для магистрантов и аспирантов Статус и предназначение философии в жизни общества Содержание Введение
Йога (от санскр. – порядок, сосредоточенность) выделяет в человеке три подструктуры: физическое тело, тонкое тело (чувства, ощущения, разум), «чистое сознание» («подлинное Я»). В повседневной жизни они взаимосвязаны, «чистое сознание» отягчено материальным. Задача человека состоит в том, чтобы освободить «подлинное Я» от физического и тонкого тела. Предлагается три пути освобождения: джняна-йога (путь познания), карма-йога (путь активного действия), бхакти-йога (путь любви к Абсолюту). Физические упражнения, тренировка дыхания, внимания, рассматриваются как средства достижения предельной свободы духа и его слияния с божественным Абсолютом.
Буддизм – возникает в VI в. до н. э., его основатель, получивший прозвище Будда (просветленный), выдвинул четыре благородные истины: жизнь есть страдание; причина страданий – желания и страсти человека, «жажда жизни»; прекращение страданий связано с устранением их причины; «Восьмеричный путь спасения».
«Восьмеричный путь спасения» включает «правильное знание» (учение Будды); «правильную мысль» (решимость преобразовать свою жизнь в соответствии с учением); «правильную речь» (воздержание от лжи, грубых слов, болтовни); «правильное поведение» (непричинение вреда живому, воздержание от дурных поступков); «правильный образ жизни»; (привычка жить честным трудом); «правильное усилие» (борьба с соблазнами и дурными мыслями); «правильное размышление» (понимание преходящего характера всего и отрешенность от мира); «правильное сосредочение», целью которого является полное прекращение модификаций сознания. В итоге человек достигает нирваны – психологического состояния полной отрешенности от внешнего бытия и законченности бьггия внутреннего.
Учение Будды было по преимуществу религиозно-этическим. Позднее была разработана философская доктрина буддизма, включающая следующие основные идеи:
- все в мире состоит из мельчайших духовных частиц (дхарм), находящихся в состоянии «волнения»;
- сознание человека, все живое и неживое – непрерывный поток дхарм, постоянно переплетающихся, как ленты, и распадающихся;
- моментальность, мгновенность бытия как следствие «волнения» дхарм;
- нереальность, иллюзорность, призрачность бытия, которое рассматривается как плод человеческой субъективности. «На субъекте покоится мир; с ним мир возникает и с ним исчезает»;
- абсолютная духовная сущность не является творцом мира, но она составляет основание его иллюзорности.
Индийская философия в целом имеет религиозный характер, она ир- рационалистична, проявляет особый интерес к духовному миру человека и его нравственному самосовершенствованию.
Философия Древнего Китая представляла интеллектуальное отражение китайской цивилизации, ее духа, ценностей, принципов. В отличие от индийской она была более прагматичной и рационализированной.
Основание философии Древнего Китая составляли классические книги китайской образованности, а также трактаты «Лунь юй» и «Дао дэ цзин».
В период «борющихся царств», известный как «золотой век» китайской философии (VI-Ш вв. до н. э.) действовало множество школ и учений, из которых наиболее влиятельными были школа инь и янь (натурфилософы), конфуцианство, школа моистов, даосизм и др. В большинстве школ преобладала практическая философия, решались проблемы житейской мудрости, нравственности, управления государством.
Конфуций (Кун-цзы), основатель конфуцианства, создал философско-этическое учение, взяв за основу традиционные китайские термины «дао» (путь), «ли» (принцип), «тянь» (небо), «жэнь» (гуманность), придав им категориальный статус.
По мнению Конфуция, «никто не соблюдает дао», т. е. и правители, и обычные люди отклонились от правильного пути, идеалов прошлого. Чтобы восстановить утраченный социальный «рай», надо строить жизнь в соответствии с «гуманностью» (человеколюбием), «золотой серединой» (избегать крайностей), «взаимностью» («Чего не хочешь себе, не делай другим»), исполнять свой долг, предназначенный социальным положением. «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Каждый человек должен осознавать свое место в социальной структуре и четко выполнять свои обязанности.
Ключ к управлению государством – сила нравственного примера. Если верхи соблюдают «дао», то и народ им подражает и исполняет свой долг. В основу управления следует положить патернализм (естественное и неоспоримое право старших руководить и в семье, и в государстве) и меритократию (власть наиболее знающих и мудрых). Стремление воплотить идеалы в жизнь получило название «исправление имен». Надо привести в соответствие современные общественные формы с их былым значением, восстановить старые традиции и ни на йоту от них не отступать.
Если конфуцианство – предельно рационализированная концепция, то в даосизме присутствуют элементы мистики и суеверий. В трактате «Дао дэ цзин» дао трактуется как первоначало, первооснова, «предел всех вещей». «Все рождается из Дао и все уходит в Дао».
Наряду с Дао существует «дэ» – эманация Дао, его воплощение в природе, обществе, человеке. Целью человека является мистическое слияние с Дао, что оказывается возможным через аскетизм, созерцательную жизнь, «недеяние», пассивное отношение к миру. Отсюда – культ примитивной, максимально приближенной к природе жизни, особый интерес к проблемам жизни и смерти.
В целом, для китайской философии характерен своеобразный дидактический рационализм, переплетающийся с иррационализмом. Философская мудрость не обосновывается, а декларируется, провозглашается как абсолютная истина.
История философии Западной Европы делится на три периода: классический, неклассический и постнеклассический. В развитии классической философии выделяют несколько этапов: античная, средневековая, философия эпохи Возрождения и Нового времени, классическая немецкая философия. Чтобы понять особенности западного типа философского мышления, следует хотя бы кратко охарактеризовать каждый их этих периодов.
Античная философия возникает в середине первого тысячелетия до н. э. на западном побережье Малой Азии, где греки создали города- полисы, наиболее развитые из которых Милет и Элея становятся центрами философской мысли. В доклассический период античности философы пытались решать проблему первоначала и сущности мира, ответить на вопрос «Из чего состоит все?» В поисках ответа они перебрали все природные стихии, были стихийными материалистами и диалектиками, представляли мир в беспрерывном движении и развитии. Можно обратить внимание на гениальную гипотезу Демокрита об атомистическом строении мира.
Период расцвета афинской демократии (IV в. до н. э.) связывают с классическим периодом античной философии. Главные философы античности Сократ, Платон, Аристотель прославились своими учениями о человеке, космосе, государстве.
Сократ был первым, кто сделал человека предметом философских размышлений, изучал «дела человеческие» с точки зрения нравственности. По мнению Сократа, добродетель и знание эквивалентны: чтобы совершать добрые поступки надо знать, что такое добро.
Говоря современным языком, добродетельная жизнь предполагает концептуальный анализ понятий. В соответствии с исходным принципом Сократ разработал метод (майевтика), который он использовал в беседах с людьми. Суть метода Сократа состояла в том, что он пытался «разбудить людей», помочь им освободиться от поверхностных мнений и прийти к продуманному личностному знанию. В процессе совместного обсуждения проблемы Сократ раскрывал противоречия в высказываниях собеседника и подводил его к определению понятия.
Главное место в философии Платона занимает его учение об идеях, в котором он разделил действительность на «мир идей» и «мир вещей». Идеи – совершенные, неизменные, вечные сущности, а вещи изменчивы, конечны, зависимы от идей. Мир вещей, по Платону, – слабый отблеск, «тень» мира идей. Каждая идея – идеал, совершенство, подражать которому стремятся чувственно-воспринимаемые предметы, но которого они никогда не достигают. Как видно, Платон был первым сознательным идеалистом.
Идеалистическая онтология Платона легла в основание его гносеологии, психологии, этики, учения о государстве.
Аристотель – величайший древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, объединивший в своей философской системе достижения античной мудрости. Он является автором более 150 научных трудов по всем известным в то время отраслям знания.
В отличие от Платона Аристотель считал, что реальным бытием обладают отдельные предметы, а идеи как свойства вещей не могут существовать самостоятельно. Аристотель является создателем классической метафизики – учения о сверхчувственных причинах и началах бытия. В качестве внутренних оснований бытия он выделил формальную, материальную, целевую, движущую причины. Аристотель считается создателем формальной логики, при этом главный закон логики – закон противоречия («никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным»), по Аристотелю, является основным принципом онтологии («противолежащее не может быть присуще одному и тому же», «вместе существовать и не существовать невозможно»). Тем сам Аристотель, как позднее писал Гегель, наложил запрет на становление, развитие, ибо без противоречий не может быть развития.
В эллинистический и римский периоды античной философии продолжали действовать школы Платона (Академия) и Аристотеля (перипатетики), появляются и новые учения: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и др.
Итак, философия пронизывала всю духовную жизнь античного общества. Она была рационалистична и включала в себя научные знания, отличалась богатством и многообразием философских проблем и их решений, была относительно свободна от религии, стремилась утвердить высокие нравственные принципы. Античные идеи и представления легли в основание классического типа философствования.
В период Средневековья (V—XV вв.) христианство утверждается в качестве господствующей религии, пронизывает все сферы общественной жизни Западной Европы. Соответственно и философия этой эпохи существенно зависит от религии. Ее основные черты: теоцентризм (Бог как главный принцип объяснения мира), провиденциализм (учение о божественном предопределении), принцип откровения (высшая истина открывается посредством веры).
Отношение к античной философии было неоднозначным. Первоначально античные богословы выступали против античной мудрости, но постепенно они поняли недостаточность религиозной догматики и обратились к философской аргументации, используя идеи Платона, Аристотеля, стоиков и др. Соответственно, развивалась религиозная философия.
В средневековой философии выделяют два периода:
1) патристика (от лат. pater – отец) – совокупность религиознофилософских учений «отцов церкви», т. е. тех, кто разработал теоретические основы христианства. Главный представитель – Аврелий Августин [6, с. 132-137];
2) схоластика (от лат. schole – школа) – религиозная философия, в которой предпринята попытка рационального обоснования религиозных догматов. Главные представители – Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Каждый из них инее свой вклад п разработку религиозной философии.
Одна из проблем, которую пытались решить средневековые философы, была проблема соотношении поры и знания. И III в. Тертуллиан отстаивал идею о несовместимости норм и знании, его знаменитый тезис – «верую, потому что абсурдно», и чем более религиозный догмат противоречит разуму, тем сильнее должна быть пори. Одно из самых известных высказываний Аврелия Августина; «Разумей, чтобы верить; верь, чтобы разуметь», т, е,, отдавая приоритет религиозной воре, Августин считал, что разум и вера должны взаимно обусловливать и дополнять друг друга (V и.). В XIII в. Фома Аквинский утверждал, что знания и вера должны быть гармонично связаны, ибо источником того и другого является Бог. Противоречие между научной и религиозной истиной, но возникает, если каждая из них направлена на изучение своего объекта. Наука изучает природу и основана на разуме, религия изучает сверхъестественное посредством божественного откровения, при этом она дает совершенное, безошибочное знание.
Ф. Аквинский считал, что «философия – служанка богословия», и пытался дать рациональные доказательства бытия Бога. Как видно, в процессе эволюции средневековая философия, начав с противопоставления рационального и иррационального, пришла к обоснованию их единства.
В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) в европейской культуре восстанавливаются античные традиции и способ мышления, формируется система гуманистических ценностей. Соответственно, философия проявляет особый интерес к человеку, личности, научное знание превращается в самостоятельную сферу духовной жизни, знание понимается как сила, посредством которой человек может господствовать над природой.
В Новое время (XVII-XVIII вв.) начинается интенсивное развитие науки, особенно экспериментальной; религия все более отодвигается на периферию общественной жизни. Философия ориентируется на научное знание, и сама уподобляется науке. Среди философских проблем на первый план выдвигаются проблемы гносеологии и методологии. Природа, общество, человек объясняются с позиции механицизма, т. с, принципы и законы механики рассматриваются как универсальные в познании мира.
Для науки Нового времени были характерны две тенденции; опытное, эмпирическое и теоретическое, рациональное исследование. Соответственно, в философии, ориентированной на науку, сформировалось дна направления; эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм (от греч. «эмпирио» – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником познания и стремящееся свести знание к описанию этого опыта. К данному направлению принадлежали, главным образом, английские философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм.
Рационализм (от греч. «рацио» – разум) – направление в теории познания, признающее разум основой познания и поведения людей. Наиболее известные рационалисты - французский философ Р. Декарт, голландский философ Б. Спиноза, немецкий философ Г. Лейбниц.
Родоначальником эмпиризма был Ф. Бэкон, который писал, что «человек - слуга и истолкователь природы» и познает природу эмпирически на основе индуктивного метода, продвигаясь от частных фактов к общим выводам. Ф. Бэкон дал критику заблуждений человеческого разума, ошибок и искажений, характерных для научного исследования. Конечную цель науки он видел в том, чтобы данный от Бога дар разума направить на пользу человеческому роду. По мнению Ф. Бэкона, познавая природу и объясняя ее, человек получает возможность господствовать над ней. По сути дела, он был сторонником агрессивно-потребительского отношения к природе.
Р. Декарт стоял на позиции рационализма, философскую мудрость он понимал, как «совершенное знание всего, что может познать человек». Согласно Декарту, тезис «мыслю, следовательно, существую» – первичное, несомненное основание философии. Образцом научного метода является «всеобщая математика», которая изучает «порядок и меру» в их универсальной форме. В работе «Рассуждение о методе» Декарт сформулировал правила дедуктивного метода:
- никогда не принимать за истину ничего, что нельзя признать очевидным;
- делить проблему на необходимое для ее решения количество вопросов «анализ»;
- располагать мысли, продвигаясь от простого к сложному;
- полнота изучения проблемы.
Традиции рационализма были продолжены в классической немецкой философии, известной философскими системами И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля.
Творческий путь И. Канта (1724 – 1804) принято делить на два периода: докритический и критический. В первый период (до 1770 г.) И. Кант занимался научными исследованиями. Он выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы в результате механических взаимодействий. Во второй период И. Кант предпринял критический анализ метафизики и разрабатывал проблемы гносеологии.
Процесс познания, по И. Канту, начинается с ощущений (сфера чувственности), переходит к рассудку (сфера логического осмысления) и заканчивается разумом (сфера творчества, новых идей). По мнению Канта, человек не может познать объективный мир («вещь в себе»), он знает лишь свои ощущения («вещь для нас»). Каков мир на самом деле «мы ничего не знаем», «нам совершенно не известно», каковы предметы сами по себе. Хаос ощущений упорядочивается рассудком посредством логических категорий, разум выдвигает идеи, выходящие за пределы чувственного опыта. Будучи бессильным познать душу человека, мир и Бога, разум приходит к антиномиям, запутывается в противоречиях с самим собой и должен «освободить место вере».
Г. Ф. В. Гегель (1770 – 1831) является создателем системы абсолютного идеализма, в которой он связал в единое целое совокупность знаний своей эпохи и представил «весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса», то есть в беспрерывном движении и развитии.
В основании философской системы Гегеля лежит абсолютная идея (рисунок 3), которая деятельна, диалектична, стремится к самопознанию. Реализуя свои свойства, абсолютная идея развивается, и стадии ее развития соответствуют трем частям гегелевской философии.
Рисунок 3 – Стадии абсолютной идеи.
Заслуга Гегеля в философии в том, что он основательно разработал и использовал при построении философской системы диалектический метод, но его диалектика идеалистична, так как он фактически не выходит за пределы саморазвития абсолютной идеи, отдаёт приоритет духовной сущности.
Традиционные черты западноевропейского типа философствования наиболее ярко проявились в классический период, который завершается системой Гегеля. В сравнительном анализе типов философского мышления Востока и Запада мы будем исходить из классики.
Имея определённые черты сходства (осмысление особенностей своей эпохи, места и роли человека в обществе, поиски решений жизненных проблем, обоснование сущности и предназначения человека, его отношения к религии и т. д.), восточная и западная философия отличаются по многим признакам, главные из которых схематически показаны в таблице 1.
В постклассической философии различия между западным и восточным типами мышления постепенно стираются. Западная философия трансформируется, включает в себя много новых элементов, сформировавшихся в результате осмысления динамики общественной жизни и усвоения восточной мысли (иррационализм, антисциентизм, поиск преобразовательных моделей мира, интерес к проблемам существования человека, понимания, интерпретации, смысла, философского дискурса, признание значимости ненаучного опыта и г. д,).
Таблица 1 – Восточный и западный тины философствования.
Восточный тип философствования
|
Западный тип философствования
|
1 Уход от реальности как объективной, так и субъективной, стремление освободиться от внешнего и внутреннего бытия. Бегство н «пустую абстракцию как бесконечность»
|
1 Погружение в социальную реальность, поиски способов самоутверждения в различных сферах общественной жизни
|
2 Подчинение индивидуального, личностного всеобщему, надличностному (государству, безличному Духу, Абсолюту)
|
2 Приоритет личностного, индивидуального начала по отношению ко всеобщему, абсолютному
|
3 Слияние философии с религией. Не разработанность философской проблематики и терминологии
|
3 Неразрывная связь с наукой, относительная свобода от религии. Вариативность в религии философских проблем, разработка философских понятий
|
4 Преобладание иррациональных методов постижения истины (медитация, интуиция, духовный опыт)
|
4 Преобладание рациональной методологии (логика, научная аргументация, дедукция, идеализация и др.)
|
5 Склонность к догматическому типу мышления, основанному на вере и авторитете древних авторов
|
5 Доказательный тип мышления, недоверие авторитетам, критичность
|
6 Особый интерес к этической проблематике. Нравственное совершенствование как средство высших целей
|
6 Разносторонность, многообразие философской проблематики, включая нравственную
|
7 Традиционализм. Истории философии как таковой нет, как нет и линейной направленности философских знаний
|
7 Историчность философии, е£ развитие (линейность) в соответствии с развитием практической жизни общества
|
|
|
|