Навигация по странице:
|
ФиМН - МУ - Статус и предназначение философии в жизни общества. Методические указания для магистрантов и аспирантов Статус и предназначение философии в жизни общества Содержание Введение
6 Основные исследовательские стратегии в постнеклассической философии
Многовариантность и противоречивость общественной жизни XX-XXI вв. порождает множество философских концепций, учений, школ, которые полемизируют друг с другом и предлагают различные решения социальных проблем. Среди основных направлений современной философии можно выделить феноменологию, экзистенциализм, фундаментальную онтологию М.Хайдеггера, аналитическую философию, герменевтику, франкфуртскую школу, структурализм, постструктурализм, постмодернизм.
В рамках методической разработки не представляется возможным дать хотя бы краткую характеристику каждого из этих направлений. Магистрантам и аспирантам рекомендуется самостоятельно изучить [6, 11, 12]. Далее мы обратим внимание на некоторые концепции постнеклассической философии.
Герменевтика (от греч. hermeneuein – истолковывать, интерпретировать). Происхождение термина связывают с именем греческого бога Гермеса, который считался истолкователем воли Зевса. В настоящее время герменевтика рассматривается как совокупность правил и приёмов истолкования текстов, а также направление в философии, главной проблемой которого является понимание и интерпретация бытия. В учебном пособии «Современная западная философия» выделяются исторические разновидности герменевтики: перевод (опыт иного и перевод смысла в свой язык), реконструкция (воспроизведение истинного смысла), диалог (формирование нового смысла в соответствии с существующим) [12, с. 112].
Античная герменевтика была методологически неразработанной и представляла искусство толкования пророчеств и письменных текстов (Гомера и др.). В средние века появляется экзегетика – искусство истолкования Библии, разрабатывается теологическая герменевтика.
Становление философской герменевтики связано с именем Ф. Шлейермахера (1768-1834), который, исходя из философии жизни, считал, что понять отдельную мысль можно из целостности жизненных связей. Он различал дивинаторное понимание как спонтанное постижение, вчуствование, вживание в текст, восстановление переживаний автора и сравнительное понимание как сопоставление высказываний, содержащих общий смысл. У интерпретатора два адресата понимания: текст и его автор. При понимании того и другого используется и вчуствование, и осмысление. Интерпретатор способен понять, как сознательную, так и бессознательную стороны творчества автора. Он может понять автора и его произведение лучше самого автора.
Э. Бетти разработал законы (каноны) и правила (критерии) герменевтики. Закон автономии требует учёта замысла автора текста и налагает запрет на его произвольное истолкование. Данному закону соответствует правило адекватности, т. е. соответствие мыслей автора и интерпретатора, который мысленно переносится в эпоху автора и пытается воспроизвести творческий процесс. '
Закон целостности предполагает воспроизведение текста в контексте исторических условий и отношений. Чтобы понять текст надо знать социально-политическую и культурную жизнь эпохи, мировоззрение автора, историю создания текста и т. д. Правило актуальности означает, что интерпретатор понимает текст, исходя из современной ситуации. Он не стремится перенестись в мир автора, а актуализирует текст.
Отношение между автором, текстом, интерпретатором можно выразить схематически {12, с. 114].
Автор (S1) --> Текст (О) --> Интерпретатор (S2)
Предшествовавшая герменевтика акцентировала внимание на связке «Автор - Текст» (S1 --> 0) и полагала, что можно добиться адекватного понимания, восстановить замысел автора посредством перенесения в его эпоху. Это – «тип реконструкции» текста.
Современная герменевтика выделяет связку «Текст – Интерпретатор» (0 --> S2). Задача герменевтики понимается не в реконструкции замысла, а в конструкции смысла. Смысл конструируется применительно к конкретной ситуации. Это – «тип интеграции» (конструкции) текста.
Представители современной герменевтики (М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамеру) видят в герменевтике способ истолкования человеческого бытия. Согласно Г. -Г. Гадамеру, понимание имеет отношение к целостному опыту бытия человека в мире, включая познание, опыт жизни, искусства, истории, традиции и так далее. Герменевтика – универсальный способ освоения мира, она относится «к совокупности всего разумного, ... ко всему тому, чем можно договариваться» [13,14].
Герменевтический опыт осмысления – первооснова философской мысли, но «философствование не начинается с нуля». Г.-Г. Гадамер придерживается идеи герменевтического круга, согласно которому «процесс понимания постоянно переходит от целого к части и обратно к целому. Задача состоит в том, чтобы концентрическими кругами расширять единство понятого смысла» [11, с. 81]. Как только в тексте проясняется какой-либо смысл, делается предварительный набросок смысла в целом, но первый смысл проясняется только потому, что мы, с самого начала читая текст, ожидаем найти в нём определённый смысл. На любой стадии понимания текста присутствуют все моменты герменевтического процесса: предпони- мание, ожидание смысла, текст, интерпретация, язык.
Механизмы формирования опыта заложены в языке, который задаёт исходные схемы ориентации человека в мире, предшествует его осмыслению в понятиях. Язык формирует предпонимание. При этом язык трактуется не в «объективистском смысле», как звуки и буквы или национальный язык. Он понимается как «унаследованный смысловой горизонт», в котором происходит социализация человека.
Текст создан в границах «смыслового горизонта» автора, интерпретатор имеет свой «смысловой горизонт». Смысл текста находится не в нем самом, а в «свете смыслового горизонта», в котором мы рассматриваем текст. Степень понимания текста зависит от того, насколько удаётся сблизить «горизонты» автора и интерпретатора. Прежняя герменевтика была основана на «перемещении» интерпретатора в мир творца, Гадамер утверждает, что такое перемещение невозможно, так как «слияние горизонтов» никогда не бывает полным. По его мнению, происходит «аппликация» – наложение опыта автора на свой собственный опыт.
Иными словами, понимание текста состоит не в воссоздании авторского смысла, а в создании смысла заново, не в реконструкции замысла, а в конструкции смысла.
Структурализм – общее название для обозначения направлений в гуманитарных науках, изучающих структуры различных объектов. Структурой называют совокупность устойчивых отношений между элементами системы, сохраняющихся при различных изменениях.
Структурный метод формируется в лингвистике (языкознании) в 20-50-е гг. XX в. Фердинанд де Соссюр рассматривал язык в качестве знаковой системы. Поскольку языковые символы не похожи на то, что они обозначают, главный закон языка гласит: «один член никогда сам по себе ничего не значит» [11, с. 113). Лишены смысла знаки «a» и «b», но имеет смысл «a > b», то есть языковые знаки имеют смысл лишь во взаимоотношении друг с другом, в силу своих отличий.
Иными словами, смысловое значение слов, входящих в систему, обнаруживается через их отношение с другими словами данной системы, а не посредством выхода за её пределы («внутреннее важнее внешнего»).
В 60-е гг. XX в. структурный метод используется в других гуманитарных науках (К. Леви-Стросс, М. Фуко), в том числе в философии. Культура в целом и её конкретные элементы объясняются посредством языковых структур и правил языка. В естественном языке выделяется метаязык – объективные структуры, не осознаваемые субъектом, но представляющие всеобщие законы мышления. Именно эти структуры обеспечивают объективность, формализованность и доказательность гуманитарных знаний. «Для структуралистов нет сомнения в приоритете языка над субъектом в силу наличия в языке объективных структур. Субъект познания при этом рассматривается как точка пересечения различных знаковых систем: искусства, религии, моды и т. д.» [6, с. 521]. Таким образом, субъект и субъективность исключаются из познавательного процесса, происходит своеобразная «смерть субъекта».
В 70-80-е гг. XX в. во Франции формируется постструктурализм. Его главные представители: Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийар, Р. Ротри и др. Основные задачи постструктурализма: критика западноевропейской метафизики, демистификация стратегий принуждения, поиск зон свободы, находящихся за пределами структуры и неконтролируемых силами власти (желание, аффект, тело, жест и т. д.). Краткая характеристика постструктурализма и выросшего на его основе постмодернизма дана в учебнике «История философии» [6, с. 522-529].
Одним из наиболее ярких представителей постструктурализма и постмодернизма является Жак Деррида (р. 1930), выступивший, как и Ф. Ницше, против всех общественных ценностей. Главный его девиз – «деконструкция», которая должна стать основным принципом интеллектуальной деятельности.
Термин «деконструкция» неоднозначен. Он предлагает «отклонение от признанных философов» и вместе с тем утверждает необходимость возврата к зачёркнутым философским понятиям и настаивает на необходимости связного философского дискурса. «Деконструкция – это анализ, критика и не-критика, метод и не-метод, целое и не-целое» [11, с. 123]. По мнению В. А. Канке, наиболее точно и лаконично содержание философии Дерриды передаёт понятие неопределённости: «ни то, ни это; и то, и это» [11, с. 125]. С этой точки зрения тождество - продукт глубокого несоответствия, а несоответствие предполагает тождество. В данной интерпретации просматриваются элементы диалектики Гегеля, но это всего лишь формальное сходство.
В. А. Канке выделяет специфические приёмы деконструктивного метода Ж. Дерриды:
- формулировка бинарных оппозиций: обозначающее/обозначаемое, речь/письмо, ответ/молчание, разум/безумие. Предпочтение отдаётся менее традиционной стороне;
- бинарной оппозиции придаётся характер апории;
- любому правилу или понятию придаётся возвратный характер (А превращается в не-А и есть не-А). «Не-ответ также является ответом»;
- требование абсолютной заменяемости: «любой другой есть любой другой». (Заменяемость не только слов, но и того, что стоит за ними);
- «выворачивание» слов, их морфологический анализ, переводы терминов с одного языка на другой.
В итоге «апории не преодолены, они разрушены, нет слов, нет вещей, нет их времени и пространства, мосты сожжены, всё переведено «по ту сторону» от себя самого по направлению к ничто, размыты знаки и их референты, от слов остались одни следы, они приобрели виртуальность (вспыхивают и исчезают)» [11, с. 128]. Происходит смешение реального и воображаемого, слова превращают в симулякры (нечто, чему не соответствует никакая реальность) – таков результат деконструкции.
Деконструктивизм Дерриды, как и постмодернизм в целом – яркое и парадоксальное явление в современной философии. Он способствует разрушению старой системы ценностей, в том числе и философских, и свидетельствует о том, что новые ценности ещё не выработаны и находятся в стадии вызревания, зарождения.
Задачи и упражнения
1 Что означают слова Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю?».
2 В 1508 г. Папа Юлий П пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них – «Афинская школа», в центре которой расположил Платона, который указывает пальцем вверх, и Аристотеля, который показывает на землю. Как вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей?
3 И. Кант утверждал: «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий». «Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей». Как объяснить эти высказывания?
4 Прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека».
5 Прокомментируйте слова М. В. Ломоносова: «Оным умникам ... легко быть философами, выучась наизусть три слова: Бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо причин».
6 Прав ли Ф. И. Тютчев, говоря:
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать, В Россию можно только верить.
7 Беларусь: Запад или Восток? Или что-то другое?
8 Может ли философ не быть рационалистом?
9 Объясните, в каком смысле используется понятия «смерть субъекта» и «смерть автора». Почему Ж. Делез назвал современное общественное сознание «коллективной шизофренией»?
10 Объясните высказывание М. Фуко: «Мы живем без специальных разметок и координат в мириадах затерянных событий».
11 Определите основные установки философской методологии постмодерна:
а) плюрализм и фрагментарность исследований;
б) агностицизм;
в) повышенное внимание к проблемам языка;
г) отказ от бинаризма;
д) идеализм;
е) игра интерпретаций;
ж) симуляция.
Философский словарь
Агностицизм – философское учение, отрицающее возможность по- 1шшнх сущности и закономерностей действительности.
Антиномии – противоречие между двумя положениями, каждое из которых и одинаковой мере признается логически доказуемым.
Антисциентизм – мировоззренческая позиция, ограничивающая возможности науки в познании мира, в своих крайних формах рассматривающая ее как силу, враждебную человеческой сущности.
Апория – трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными наблюдения н их мысленным анализом.
Бинаризм – понятие классической философии, фиксирующее противоположности, одна из которых имеет превосходство над другой (Восток – Запад, внутреннее – внешнее). В постклассической философии бинаризм – парадигмальная установка, направленная на устранение противостоянии противоположностей, их взаимопроникновение.
Бытие – философская категория для обозначения реальности, существования.
Диалектика – учение о взаимосвязи предметов и явлений действительности н развитии на основе преодоления противоречий.
Дихотомия – деление целого на две части, каждая из которых противостоят другой по правилу исключения третьего («А или не-А»).
Догматизм – тип мышления, основанный на догмах, положениях, принимаемых за истину на основе веры или авторитетного мнения, без учета конкретной реальности.
Идеализм – философское направление, признающее в решении основного вопроса философии первичность духовного по отношении к материальному.
Иррационализм – философское учение, ограничивающее или отрицающее возможности разума в познании мира и выделяющее в качестве основы познания нерациональные элементы (чувство, интуицию, инстинкт ит.д.).
Метафизика – учение о сверхчувственных причинах и началах бытия; метод познания, рассматривающий предметы и явления вне их связи и развития и отрицающий противоречия как внутренний источник развития.
Методология – система методов и принципов исследования.
Небытие – философская категория для обозначения того, что уже не существует или еще не существует.
Объективный – существующий вне сознания и независимо от него (предмет, природа, общество).
Ортодоксальный – традиционный, неуклонно придерживающийся основ какого-либо учения.
Основной вопрос философии – вопрос об отношении материи и сознания, материального и духовного.
Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующая в научном сообществе на протяжении определенного исторического периода.
Перипатеки – философская школа Аристотеля («Ликей»). («Перипатос» – «крыша», «галерея», служившая лекционным залом).
Плюрализм – философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых начал или видов бытия, форм знания, концепций и т.д.
Прагматизм – направление современной философии, согласно которому критерием истинности знаний является их практическая целесообразность, полезность.
Рационализм – направление в теории познания, которое признает разум основой познания и поведения человека.
Релятивизм – признание относительности, условности и субъективности знаний человека.
Сакральный – священный, сверхъестественный, противостоящий обыденному, естественному.
Синкретичность – нерасчлененность, нераздельность разнородных элементов, их соединение в единое целое.
Симуляция – термин постмодернистской философии, обозначающий реальность, которой ничего не соответствует, кроме ее самой.
Субъективный – существующий в сознании человека (мысль, чувство, идея, убеждение и т. д.).
Сциентизм – мировоззренческая позиция, рассматривающая науку как высшую культурную ценность и достаточное условие ориентации человека в мире.
Эклектика – соединение разнородных идей, принципе», теорий.
Экспликация – объяснение условных обозначений, символов.
Список литературы
1 Дапнльян, О. Г. Философия : учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. —М.: ЭКСМО, 2007.
2 Бохенский, Ю. Сто суеверий / Ю. Бохенский. - М. : Прогресс,
1993.
3 Поппер, К. Предположения и опровержения. Рост научного звания / К. Поппер. - М.: Ермак, 2004.
4 Мир философии : хрестоматия в 2 ч. — М. : Политиздат. 1991. -
Ч. 1
5 Хайдеггер, М. Время и бытие. Статьи и выступления / М. Хайдеггер. - М.: Республика, 1991.
6 История философии I учебник / Ч. С. Кирвель [и др.]. — Минсе : Новое знание, 2001.
7 Новейший философский словарь. - Минск: Выш. шк., 2003.
8 Зеленков, А. И. Философия в современном мире : учеб.-метод. комплекс / А. И. Зеленков. — Минск: Изд. центр БГУ, 2003.
9 Калашников, В. Л. Философия : учеб, пособие для студентов вузов / В. Л. Калашников. — М.: ВЛАД ОС, 1999.
10 Балашов, Л. Е. Философия : учебник /Л. Е. Балашов. — М.: Дашков и К0,2008.
11 Каике, В. А. Основные философские направления и гонпепнии науки: учеб, пособие / В. А. Каике. - М.: Логос, 2004.
12 Современная западная философия : учеб, пособие / Т. Г. Румянцева [и др.]. - Минск: Выш. шк., 2000.
13 Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. — М. : Искусство, 1991.
14 Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. — М.: Академический проект, 2007.
15 Зотов, А. В. Западная философия XX века / А. В. Зотов, К). К Мельвиль. - М.: Проспект, 1998.
16 Всемирная энциклопедия : Философия XX век / Peg, и сбег. А. А. Грицанов. — М.: ACT; Минск: Харвест, Современный литератор, 2002.
Страница из
|
|
|