Навигация по странице:
|
Гамезо М. В.,Атлас по психологии. Методическое пособие к курсу Психология человека
40

Рис. ХШ.18 (1 — 5).
Постарайтесь установить: как быстро они включаются в занятия после перерыва? Каковы темп их речи, быстрота возникновения эмоциональной реакции и ее внешнее проявление? В каком темпе они работают, доводят ли начатое до конца?
Сделайте вывод о преобладании у испытуемых черт того или иного темперамента.
Каковы особенности работы с холериками, флегматиками, меланхоликами? Как вы учитываете типы темпераментов учащихся в своей педагогической деятельности?
Выявить силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов можно с помощью следующего эксперимента:
группе испытуемых предложить прочитать небольшой текст, записать его (по памяти), подчеркнув подлежащее одной чертой, сказуемое — двумя, определение — волнистой линией, допол-
нение — пунктиром, обстоятельство — точками.
В процессе выполнения задания обратить внимание на двигательную активность испытуемых — присуща им подвижность или мед. лительность? Наличие торопливости.
По общей работоспособности можно судить о силе или слабости типа высшей нервной деятельности (быстрая утомляемость говорит о слабости типа).
При преобладании возбуждения над торможением испытуемым добавляют лишние элементы. Различную степень подвижности характеризуют скорость перехода от выполнения задания одного вида к другому и ошибки при этом.
19. Характер человека проявляется в его поступках, в поведении и деятельности. Поэтому для изучения характера следует проанализировать поступки человека. Для изучения выделите группу учащихся (8—10 человек) и постарайтесь установить:
особенности их поведения в обычной деятельности (на уроке) и в ходе спортивного соревнования (обратить внимание на активность и проявление волевых качеств характера), во время трудовой деятельности;
выполнение порученного задания (домашние уроки, общественные поручения, помощь семье и т. д.). Это позволит выявить отношение к коллективу, развитие чувства долга;
взаимоотношения с товарищами по классу.
Ученики, за которыми вы ведете наблюдения, не должны об этом знать.
Как вы в своей педагогической деятельности воспитываете положительные черты характера у учащихся (коллективизм, трудолюбие, любовь к Родине и т. д.) и преодолеваете отрицательные?
20. Проанализируйте какой-либо отрывок из литературного произведения, в котором ярко раскрываются отдельные черты характера (можно использовать отрывок из повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», В.А. Сухомлин-ского «Дума о человеке» и др.).
После прочтения рассказа проанализируйте, о каких чертах характера свидетельствуют поступки героев. С какими качествами личности и психическими процессами связаны обнаружившиеся черты?
21. Определите индивидуально-психологические особенности личности ребенка по предъявляемым ниже фотографиям.
241
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
внимание и наблюдательность
Как у вас с вниманием? Задание рис. 1), которое здесь предлагается,— дно из многих испытаний на концен-рацию и переключение внимания ля лиц, готовящихся стать операторами. Итак, надо оценить и просум-шровать показания нескольких рупп стрелочных приборов с учетом нака и цены деления. Какие именно :риборы составляют каждую из групп всего их пять), показывают схемы маршрута» суммирования, помещение внизу. Заметьте, сколько секунд ы затратили на выполнение всего за-ания; подсчитайте количество пра-ильных ответов (они даны ниже). 'еперь рассчитайте коэффициент по-езной работы К, характеризующий спешность выполнения теста:
К^-\0\
Если К получился более 190 — тлично; 181-190 — хорошо; 171-80 — удовлетворительно; 161-170 — лохо.
42

Рис. 1.
Поиск закономерностей. В левом квадрате (рис. 2) в определенном порядке помещены восемь физиономий. Найдите закономерность, по которой они расположены, и определите, какое

лицо из первого квадрата должно за- ны места соприкосновения с одним из
нять свободное место в левом. четырнадцати предметов: дверной руч-
На первый взгляд эти две кар- кой, карандашом, отверткой, зонтиком,
тинки (рис. 3) совершенно одинако- зубной щеткой, клещами, молотком,
вые. Но если вы приглядитесь внима- ложкой, чайной чашкой, ключом, нож-
тельно, то найдете по крайней мере 12 ницами, бутылкой, телефонной трубкой,
различий. электрической лампочкой.
Отпечатки на руке. На каждой из Определите, какой предмет держа-
четырнадцати ладоней (рис. 4) показа- ла каждая рука.
243

14
Рис. 4.

Рис. 5.

Рис. 6.
Жалко вазу! Хозяйка вытирала вазу (рис. 5), сделала неловкое движение и выронила ее. Попытайтесь по черепкам определить, какая из шести представленных на рисунке ваз разбилась.
Лабиринт (рис. 6). Дорожки лабиринта расположены в трех уровнях. Задача состоит в том, чтобы попасть из точки входа вверху лабиринта в комнату, расположенную в его центре.
Сообразительность
Футбольный турнир. Одна из страниц справочника «Футбол» с опубликованной на ней таблицей областных финальных игр по футболу оказалась залитой чернилами. Все, что осталось от таблицы, имело следующий вид.
|
В
|
Н
|
п
|
0
|
м
|
1. Динамо
|
|
1
|
|
|
7:0
|
2. Спартак
|
3
|
|
|
|
4:4
|
3. Торпедо
|
|
|
|
|
1:7
|
4. Зенит
|
|
|
|
|
5:4
|
5. Алмаз
|
1
|
|
|
|
:3
|
|
|
|