Главная страница
Навигация по странице:

Гамезо М. В.,Атлас по психологии. Методическое пособие к курсу Психология человека



Скачать 5.96 Mb.
Название Методическое пособие к курсу Психология человека
Анкор Гамезо М. В.,Атлас по психологии.doc
Дата 24.04.2017
Размер 5.96 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Гамезо М. В.,Атлас по психологии.doc
Тип Методическое пособие
#2158
страница 28 из 29
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29

Рис. 14.

Разногласия болельщиков. Семеро друзей — Андрей, Борис, Виктор, Григорий, Дмитрий, Евгений и Иван — завзятые футбольные болельщики. Как известно, иные болельщики, подобно рыбакам и охотникам, любят рассказывать, но далеко не все, что они говорят, бывает правдой.

И вот что интересно отметить.

а) Те из семерых, кто болеет за «Спартак», почему-то всегда говорят неправду.

б) Те, кто за «Динамо», всегда говорят правду.

в) Те, кто болеет за «Зенит», говорят попеременно — сначала скажут верно, потом соврут, а потом опять скажут правду.

г) Болельщики «Торпедо» тоже говорят по-разному, с той лишь разницей, что сначала соврут, потом скажут правду, а потом снова соврут.

Все друзья работают на одном заводе, один из них — слесарь, другой — токарь, есть среди них фрезеровщик, электрик, шофер, грузчик и диспетчер.

Вот что они говорили:

Андрей: 1) Я не болею ни за «Спартак», ни за «Зенит». 2) Никто из нас не уважает команду, за которую болеет Борис.

Борис: 1) Я не болею за «Торпедо». 2) Иван болеет за «Динамо».

Виктор: 1) Я болею за «Спартак». 2) Григорий и электрик болеют за одну и ту же команду. 3) Грузчик не болеет за «Спартак».

Григорий: 1) Я болею за «Динамо». 2) Борис болеет за «Торпедо».

Дмитрий: 1) Я болею за «Торпедо». 2) Иван и слесарь болеют за разные команды. 3) Андрей работает фрезеровщиком.

Евгений: 1) Я не болею за «Зенит». 2) Шофер болеет за «Торпедо».

3) Андрей и диспетчер болеют за разные команды.

50

Иван: 1) Я болею за «Зенит». 2) Григорий болеет за «Спартак».

А теперь скажите, кто кем работает, кто за какую команду болеет.

Объявление (рис. 15). В одном научном учреждении, в котором работают как более, так и менее серьезные научные сотрудники, на доске объявлений появилась записка. На ней были изображены такие значки (рис. 15).

В конце следовала приписка: «Граждане, ознакомившиеся, запомнившие и исполнившие, принимаются ежедневно и без ограничений. Местком». Как видно, авторы записки хотели, чтобы те, кто ее расшифрует, надолго запомнили ее содержание. Что было написано в объявлении?

Кроссворд-криптограмма (рис. 16). Замените все цифры буквами, заполните ими клетки и отгадайте при-

веденные кроссворды-криптограммы при условии, что в первом задании 1 — это буква 3, во втором задании 7 соответствует букве Т. Одинаковым цифрам соответствуют одинаковые буквы. Значения цифр и букв в каждом задании могут не совпадать.

Кроссворд-криптограмма (рис. 17). Замените все цифры буквами, заполните ими клетки и отгадайте приведенные кроссворды-криптограммы при условии, что в первом квадрате 1 — это буква X, во втором квадрате 8 — это буква Э. Одинаковым цифрам соответствуют одинаковые буквы.

Три деревни. В деревне Вороново живут 400 жителей, в деревне Воробьеве — 560, в деревне Скворцо-во — 350 жителей.

Однажды в воскресенье все жители Воронова отправились погостить в Воробьеве Побыв там некоторое время,



Рис. 15.




Рис. 16.

251





Рис. 17.

[И вернулись в свою деревню, взяли де припасов и пошли в Скворцово. концу дня все пошли назад в свою ревню.

В следующие два воскресенья точ-i так же гостили жители деревень •робьево и Скворцово. При этом личество пройденных жителями ловеко-метров было одинаковым во ех трех случаях. Определите рассто-ие между деревнями, если расстоя-:е от центра треугольника, по углам торого расположены деревни, до де-вни Воробьево равно одному кило-тру.

Числовой лабиринт (рис. 18). Начиная с одной из клеток верхнего горизонтального ряда таблицы, проложите путь в нижний ряд, помня, что:

переход из клетки в клетку разрешается по вертикали и горизонтали, и только в том случае, если удастся подобрать одинаковую алгебраическую сумму цифр из чисел в этих клетках (т. е. каждая цифра может иметь знак «+» или «—», для первой клетки это ±1 ±2 ±4 ±8); например, из предпоследней клетки первого столбца с числом 2765 можно перейти в после-

1248

1563

1254

2961

3227

4736

2847

5467

1423

5136

9631

1824

1294

1356

8164

4251

9163

3654

3169

2653

7248

2765

8742

4728

2653

6513

8274

1639

1429

3651

1427

2652

4642

9564

7232

Рис. 18.

днюю клетку этого столбца с числом 1429, потому что

—2 + 7 + 6 — 5 = 6

— 1— 4 + 2 + 9 = 6

Может показаться, что для решения задачи потребуется произвести большое количество вычислений (из каждого числа получается 16 алгебраических сумм!). Однако, поразмыслив, вы убедитесь, что существует простое и изящное решение, не требующее громоздких вычислений.

Белоснежка и семь гномов. С тех пор как Белоснежка поселилась у гномов, у нее стало очень много работы: каждому она ежедневно готовит его любимое блюдо, а гномы каждый день по очереди помогают ей заниматься хозяйством. За столом все гномы сидят на постоянных местах. У каждого свой любимый напиток, а посуду украшает свой цветок. Все гномы носят разную обувь и одежду разного цвета. Каждый ухаживает за какой-либо зверюшкой, птичкой или рыбками.

Теперь посмотрим, что мы о них знаем.

1. Напротив Белоснежки сидит Ки-ко. Так зовут гномика, у которого живет ежик. Кико дежурит по субботам.

2. Тико в зеленом колпаке, он носит сандалии и держит птицу.

3. Гном Тото сидит справа от Белоснежки, у него на стакане с любимым какао нарисована роза.

4. Один из соседей по столу гнома Коко пьет воду, у него нет попугая.

5. Любитель пирога с маком, который по утрам пьет чай, занимает место за столом напротив гнома в белой курточке.

6. Гном в коричневых штанишках на своих тарелках имеет изображение незабудки, а гном, у которого на посуде лилия, помогает Белоснежке по вторникам и не любит блинов.

7. Тато сидит напротив Кото, он разводит аквариумных рыбок.

8. Гном в темной рубашке любит ситро, а тот, кто любит кофе с молоком, носит тапочки.

9. Цветок Коко — тюльпан, у гнома Кито — маргаритка.

10. Тато дежурит по средам, а гномик в ботинках дежурит по четвергам.

11. У Кото нет рыбок, а гномик, пьющий черный кофе и не сидящий на стороне Тото, держит золотых рыбок.

12. Кико сидит посередине. Около Тато сидит Тико, он не любит ни молока, ни кофе.

13. Гном в мокасинах имеет ры-бок-неонов, а тот, кто носит тапочки, дежурит по понедельникам.

14. Канарейка живет у гномика, любящего блины.

15. Гном в черном колпаке любит голубцы, он не дежурит по субботам.

16. У гнома в лаптях на тарелке нарисован мак, а тот гном, на посуде которого фиалка, содержит птичку и не любит холодец.

17. Гном в синих шароварах дежурит по пятницам, а гном, который любит уху, имеет аквариум и дежурит по воскресеньям.

18. У гнома, который любит гуляш, живет кошка, а хозяин собаки любит жареное мясо и не пьет какао.

19. Гном, любящий молоко, сидит посередине. Сосед Кито не носит полуботинок.

20. Гном Тото одет в красную рубашку, он не имеет ни птичек, ни рыбок.

21. Гном с самой длинной бородой носит сапоги.

В каком порядке сидят гномы за столом? Кто что ест, пьет, какого цвета носит одежду, каких животных содержит, какой цветок имеет на посуде, какую обувь носит, когда дежурит?

253



Рис. 19.



Рис. 20.

Пространственные представления и воображение

Развертка куба (рис. 19). Все шесть граней куба, изображенного на рисунке 19, заштрихованы различно. Взаимное расположение граней показано на развертке.

Но и развертку можно построить различно. Существует двадцать способов построения развертки поверхности куба. Здесь приведены только три из них, и на каждой заштриховано по одной грани. Нанесите штриховку на остальные грани с таким рачетом, чтобы при свертывании получились совершенно одинаковые кубики (т. е. с одинаковым взаимным расположением граней).

Лабиринт «лента» (рис. 20). Найдите 2 способа прохождения лабиринта, начиная от точки О по верхней видимой стороне (направление указа-

254

но сплошной стрелкой) и заканчивая путь в той же точке, но с противоположной невидимой стороны (направление обозначено пунктирной стрелкой).

На рисунке А показан переход с одной стороны на другую, на рисунке Б — поворот пути без перехода на другую сторону.

Квадраты и треугольники (рис. 21). Восемь спичек на рисунке образуют квадрат и два треугольника. Как переложить четыре спички, чтобы получить два квадрата и четыре треугольника?

Урок географии. Возьмите в руки карту земных полушарий: как обширны на Земле водные пространства! Попробуйте, например, водрузить по окружности Земли три флага на равных расстояниях один от другого. На экваторе не найдется для этого трех подходящих «сухих» точек. Не найдется их также и на многих меридианах.

И все-таки эта задача решается довольно просто. Сложнее разместить четыре флага так, чтобы от каждого из них до трех остальных расстояния были одинаковы и чтобы не менее трех из них находились на суше.

Попытайтесь определить четыре равноудаленные точки на поверхности шара, а потом подберите к ним соответствующие географические пункты на карте полушарий.

Квадрирование фигур. Чтобы разделить эту стреловидную фигуру (рис. 22) на 3 части, из которых затем можно сложить квадрат, достаточно провести лишь одну прямую. Проведите ее.

Несколько сложнее квадрировать три фигуры, изображенные ниже (рис. 23). Но теорема Пифагора и некоторая смекалка помогут вам сделать это, разрезав на 3 части левую фигуру, на 4 — среднюю и на 4 — правую.



Рис. 22.

Поворот с разворотом (рис. 24). Среди восьми комбинаций, составленных из двенадцати точек, выберите такую, которая будет соответствовать конфигурации В. Подбирая пару, руководствуйтесь тем же законом, по которому конфигурация А соответствует Б.

Если вам удастся справиться с задачей за 2—3 минуты, это говорит о том, что вы обладаете хорошей способностью оперировать пространственным образом.

Сосчитайте кубики (рис. 25). На первый взгляд это совсем несложно сделать. В левой группе шесть кубиков, а в правой — семь. Но это только видимые, а сколько может быть невидимых, лежащих позади внешних контуров?

— Всего,— скажете вы,— в левой группе десять, а в правой... разрешите подумать.

Подумайте, потому что в левой группе их все-таки не десять. Решая

255



Рис. 23.



>6

Рис. 24.

задачу, следует иметь в виду, что в каждой-группе кубики уложены только в три слоя.

Диагностика и самопознание

Проверьте себя. Для установления право- или леворукости существует множество тестов. Вот некоторые из них.

Переплетение пальцев рук (рис. 26). Быстро, не думая, переплетите пальцы обеих рук. Сколько бы раз ни повторялась проба, сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей (правой у правшей и левой у левшей).

Измените положение переплетенных пальцев на противоположное. Такая операция требует некоторой подготовки (обдумывания) и вызывает ощущение неудобства.

«Поза Наполеона». Не раздумывая, скрестите руки на груди. Обычно у правши правая кисть ложится на левое предплечье первой и сверху, тогда как левая кисть ложится позже и оказывается под правым предплечьем. Сознательное выполнение пробы «наоборот», во-первых, совершается



Рис. 26.

медленнее, а во-вторых, сопровождается ощущением неловкости.

Аплодисменты. Покажите, как вы аплодируете. Отмечено, что активно при этом перемещается ведущая рука, ударяя о другую руку, которая остается в одном и том же положении или менее активна.

257



Пробы на одновременные действия еих рук. Возьмите в каждую руку i карандашу и, действуя одновременно еими руками, нарисуйте, не глядя, )уг, квадрат, треугольник. Сравните 1чество линий и полноту изображе-ш заданной геометрической фигуры, зображения, выполненные ведущей гкой, обычно выглядят более полны-i и правильными.

Пробы на точность попадания. >зьмите чистый лист бумаги, по-авьте жирную точку в центре лис-

и попытайтесь раз 15—20 подряд шасть в нее карандашом при за-)ытых глазах. У правши точность шадания выше при работе правой кой: точки ближе к цели, распре-лены вокруг нее равномерно, а пло-адь разброса по форме приближает-

к овалу. Левая же рука чаще всего ладает в левую половину листа даль-э от цели, чем правая.

Рисование вертикальных линий. 1 листе бумаги нарисуйте два квад-та 1,5x1,5 см и быстро заполните : вертикальными линиями — сна-ла одной, потом другой рукой. Чис-

линий, нарисованных ведущей ру-й, обычно больше (примерно на одну еть), и они получаются более акку-тными (рис. 27).

Информативная ценность этих те-эв неодинакова, но в совокупности



Рис. 27.

они позволяют надежно отличить левшу от правши.

Исследование асимметрии рук у детей имеет свои особенности: целесообразно, чтобы оно носило характер игры или соревнования и дети не догадывались о цели занятий.

Протирание доски. Ребенка просят взять тряпку и протереть классную доску (во внеклассных условиях это может быть любая другая поверхность, например, оконное стекло). Если протирает левой рукой, то ему предлагают поймать брошенную тряпку, а затем самому бросить ее в корзину, находящуюся в 4—5 шагах от него. Левша все эти манипуляции выполняет левой рукой.

Поднимание лежащего на полу предмета. Очень редко производится неведущей рукой.

Вкладывание фишек в коробку. Активные действия совершает ведущая рука, неведущая держит или придерживает коробку.

Если вы заметили, что ваш двух-или трехлетний ребенок ест или раскрашивает картинки левой рукой, не спешите записать его в левши: более или менее устойчивая асимметрия рук устанавливается у детей лишь после четырех лет. Но и тогда нет причин для волнений: левору-кость не болезнь и не беда, жить она не мешает.

Искусство жить с детьми

Что такое искусство воспитания? Только ли присмотр, наставления? Или это душевное внимание, душевная близость детей и взрослых, которые любой конфликт делают разрешимым, а дело — радостным и интересным?

Мы предлагаем родителям лаконично ответить («да», «нет», «иногда», ♦ отчасти») на следующие вопросы психологического теста. Количество
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29
написать администратору сайта