3. "Н. А. Некрасов о назначении поэта и поэзии"Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников социальной поэзии, для которой нет запретных тем. В своем творчестве Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом — это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский. Эта мысль является главной в стихотворении “Поэт и Гражданин”. Именно отсюда известные строки: Поэтом можешь ты не быть, Но Гражданином быть обязан. Гражданин яростно убеждает Поэта в том, что нужно посвятить свой гений служению отечеству: Иди в огонь за честь отчизны, За убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь недаром: дело прочно, Когда под ним струится кровь. Это прямой призыв к революции, к бунту во что бы то ни стало. Но Поэт не приемлет этой позиции, он боится “поплатиться головой”. Муза является ему все реже, бледная и печальная. И давно уже не рождаются из-под некогда острого пера пламенные речи. Нельзя, конечно, отождествлять автора с Поэтом. Некрасов никогда не боялся открыто выражать свои воззрения. В этом стихотворении высказано стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу. Впрочем, это чувствуется во всех его творениях. Некрасов известен как певец простого народа. Он всегда готов заступиться за угнетенного, униженного, страдающего русского мужика. Все самые известные его произведения — “Кому на Руси жить хорошо”, “Мороз, Красный нос”, “Железная дорога”, “Размышления у парадного подъезда” — посвящены нелегкой доле русского народа, который стонет на рудниках, на стройках, в тюрьмах, у парадных подъездов и в собственных разваливающихся домах. “Мужицкое счастье” — понятие исключительно умозрительное, в реальной жизни не существующее. Некрасов просит родную землю: “Назови мне такую обитель, где бы русский мужик ни стонал”. И сам же отвечает, что нет на земле ни единого уголка, где не был бы угнетен простой народ. Прекрасно осознавая это, Некрасов считает, что его единственное и самое верное предназначение — неустанно говорить об этом и призывать к разрушению старых устоев, построению светлого будущего. За эти крамольные идеи цензура часто запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой, так и широкой публикой. Белинский очень высоко оценивал творчество Некрасова и называл его истинным поэтом.Много Н. А. Некрасов размышляет о собственной Музе. Для него это вовсе не прекрасная фея с крыльями за спиной и арфой, порхающая и настраивающая на лирический лад. Нет, у Некрасова это “Муза мести и печали”. Ее голова украшена “терновым венцом”. Она печальна и в то же время беспощадна. Лишь она является заступницей слабых, обездоленных и обличительницей угнетателей. Предчувствуя близость смерти, поэт обращается именно к своей Музе, истерзанной и бледной. Он говорит, что был честен перед собой и другими и никогда не предавал свою вдохновительницу. Образ Музы в поэзии Некрасова неизменно переплетается с образом русской крестьянки. тся с образом русской крестьянки. Поэт вновь и вновь обращался к этому дорогому его сердцу образу. Особенно ярко он запечатлен в поэме “Мороз, Красный нос”. Дарья, простая русская женщина, безупречно красива во всех отношениях. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, сильна духом. Ей нет равных ни в работе, ни в веселье. Она горда, но не заносчива. Умна, но при этом молчалива. Хороша она и внешне, привлекает немало взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот истинный “тип величавой славянки”, который так дорог Некрасову. Это тоже в какой-то мере долг поэта — не дать потускнеть этому яркому образу, воскресить его на страницах книг. Некрасов, таким образом, размышляя над предназначением поэта, выражает в своих стихах любовь к народу, заявляя, что цель творчества — борьба за будущее, когда русский народ больше не будет страдать под непосильным игом. Как может бороться поэт? Только силой своего гения, своего слова. Кто вдохновляет его на борьбу? “Муза мести и печали”. В одном из последних стихотворений Некрасов очень ясно говорит о назначении своего творчества, которому он и посвятил всю жизнь: Я призван был воспеть твои страданья, Терпеньем изумляющий народ! И бросить хоть единый луч сознанья На путь, которым Бог тебя ведет... Поэт мечтал посеять, пусть редкие, семена просвещения на народную почву. Недаром в нескольких его стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ просветителя, человека, сеющего знания. Увы, поэт прекрасно осознает, что не сумеет увидеть, прорастут ли эти зерна (“Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе”). Но надежда на то, что эта прекрасная пора все же настанет рано или поздно, не покидает автора и помогает ему творить. Некрасов искренне болеет душой за русский народ. И самое лучшее, что он может сделать, — неустанно писать о нем, выражая свой протест против притеснителей. В понимании Некрасова в этом и есть высшее предназначение поэта и поэзии.в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом...», написанном в 1848 г., когда молодой Некрасов только ещё выходил на свою славную поэтическую дорогу, он писал:Вчерашний день, часу в шестом,Зашёл я на Сенную;Там били женщину кнутом,Крестьянку молодую.Ни звука из её груди.Лишь бич свистал, играя...И Музе я сказал: Гляди!Сестра твоя родная!»Через семь лет в стихотворении «Безвестен я...» Некрасов писал о своей гневной и страдальческой поэзии:Стихи мои - плод жизни несчастливой,У отдыха похищенных часов,Сокрытых слёз и думы боязливой;Но вами я не восхвалял глупцов,Но с подлостью не заключал союза,Нет! свой венец терновый приняла,Не дрогнув, обесславленная МузаИ под кнутом без звука умерла.Стихотворение “Элегия” было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков.Один из них писал: “То, что составляло его (Некрасова) любимую тему — непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, — уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему”. Другой критик высказал мысль, что после 1861 года сама тема кажется устаревшей и несостоятельной. Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения:Пускай нам говорит изменчивая мода,Что тема старая — “страдания народа”И что поэзия забыть ее должна, —Не верьте, юноши! не стареет она.
4. Тема Родины в лирике Некрасова. Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Некрасова. Впроизведениях, посвященных этой теме, поэт затрагивает наиболее острыепроблемы своего времени. Для Некрасова была актуальна проблема рабства.Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всеговолнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел вкрестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» автор показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета немогут изменить его мировоззрение:Грабили нас грамотеи-десятники,Секло начальство, давила нужда Все претерпели мы, божий ратники,Мирные дети труда! Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства: Видишь, стоит, изможден лихорадкою,Великорослый, больной белорус;губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли, колтун в волосах. Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием:Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную —Вынесет все, что Господь ни пошлет! Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе... Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта:Жаль только — жить в эту пору прекраснуюУж не придется — ни мне, ни тебе. Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущепрежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью. Подчеркиваяэто, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раздоказывает, что психология крестьян-строителей — это психология холопов:Выпряг народ лошадей — и купчинуС криком ура! по дороге помчал... Образ России, «одержимой холопским недугом», возникает и в стихотворении«Размышления у парадного подъезда». Поэт идет от изображения городских сценк описанию мужицкой России. Перед нами предстают образы крестьян-ходоков: ...Армячишко худой на плечах, По котомке на спинах согнутых,Крест на шее и кровь на ногах...Крест — это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину. Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянства. Он стремится показать глубину страданий всей народной России. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков: ...Родная земля!Назови мне такую обитель,Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель,Где бы русский мужик не стонал... В этой части стихотворения Некрасов использует традиции русской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для народной поэзии: Стонет он по полям, по дорогам,Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи, Стонет он под овином, под стогом,Под телегой, ночуя в степи... Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что толькосами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэтспрашивает русский народ: Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил?..Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме «Кому на Руси жить
хорошо» он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов. С
искренней симпатией показаны в поэме Ермил Гирин, Яким Нагой, Савелий —
богатырь святорусский.Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы
народного творчества. Это, прежде всего, отразилось в поэме «Кому на Руси
жить хорошо». Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки: В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай,На столбовой дороженькеСошлись семь мужиков...
Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки,вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость.Некрасов считает своей родиной именно народную Россию. Все своетворчество он посвятил служению народным интересам, так как видел в этомглавную задачу поэзии. Некрасов в своем творчестве утверждает принцип
гражданственности поэзии. В стихотворения «Поэт и гражданин» он говорит: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан! Это вовсе не означает: не будь поэтом, а будь гражданином. Для Некрасоваистинный поэт — это и есть «отечества достойный сын». Подводя итог своемутворчеству, Некрасов признавался:Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему,Но я ему служил — и сердцем я спокоен...Таким образом, поэт видел смысл своего творчества именно в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии.
Народ-труженник в творчестве Н.А. Некрасова
С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая
Алексеевича Некрасова. Создавая свои бессмертные произведения, поэт
смотрел на жизнь глазами народа, рассказывал о ней его языком. С любовью,
сочувствием и пониманием, с глубоким проникновением в самую суть жизни
рисовал Некрасов простого человека. Он подмечал в нем живой ум, сметку,
талант, большое человеческое достоинство, стремление к труду.В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работаетрусский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни,
«сеятеля и хранителя» богатств страны, «чьи работают грубые руки».Труд – основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесныеблага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах.Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии – прежде всего
хороший и умелый работник. Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьбаего глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна.В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений – знаменитая «Железная дорога». Эта великая песня мертвецов,строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию
предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живуюкартину тяжелой жизни и бесправия рабочих:
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж/д указывают не для
того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают
сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на
пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям,
поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя
Божие вынесли великие муки и страдания.
Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!»
В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих
мужиков переходит к широкому, обобщенному образу – стонущей Руси,
переполненной великой скорбью народной.
Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров:
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что господь ни пошлёт!
Вынесет всё – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал
трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев – бурлаков. Их
жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и
услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта. Некрасов рано
понял, что
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет
тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме «На Волге»
поэт описал то, что потом всю жизнь «забыть не мог»:
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки…
Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной
избавительницей. Некрасовский бурлак говорит:
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть –
Так лучше было бы ещё.
Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли,
Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые
авторской любовью. Это Иванушка – богатырского сложения, здоровенный
детинушка, Саввушка – росту большого, рука, что железная, плечи – косая
сажень.«Трудничество»- характерная черта народных героев поэта. Мужика манит
работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит
себя не иначе, как богатырем: пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие.
Прокл в поэме «Мороз, Красный нос» уподобляется почитаемому в крестьянстве
труженику-богатырю:
Большие, с мозолями руки,
Подъявшие много труда,
Красивое, чуждое муки
Лицо – и до рук борода…
Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина
«голосящие» родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных
добродетелей кормильца:
Родителям был ты советник,
Работничек в поле ты был…
Эту же тему подхватывает в « Кому на Руси жить хорошо» Савелий,
который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит:
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик – не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою – а богатырь!
Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена
Некрасовым. Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве
поэта от другой мысли – о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих
а нем неиссякаемых силах.Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения НиколаяАлексеевича. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рисует образ «величавой
славянки». Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла
на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой
крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в
труде.Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая «много работает»,
признаком красоты будет «необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку».
Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней
привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной
стойкости.
Красавица, мира на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка.
Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из
народа. Поэт неоднократно томечает это в своих стихах:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать
удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли,
чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми
условиями жизни. С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из
дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный,
непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Этим маленьким
каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение
«Плач детей». Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его
жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим – вертим – вертим!
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри – проклятое вертится,
Хоть умри – гудит – гудит – гудит!
Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка,
остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» - это страстный голос в
защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое
рабство.Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и
свободным. В поэме «Дедушка» он показал, на какие чудеса способны люди,
когда труд их свободен. «Горсточка русских», сосланных в «страшную глушь»,
бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила
тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде,
добавляет:
Воля и труд человека
Дивные дива творят!
Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо
некрасовской поэзии, составляет её сущность. Через всё творчество поэта
проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в
которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего.Стихотворение “Родина”, написанное в 1846 году, отражает настроение молодого человека, с честной и доброй душой, взглянувшего вокруг умными и внимательными глазами. Мало утешительного видит патриот в окружающей жизни.
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства.
В этих строках отчетливо звучит позиция автора по отношению ко всему происходившему и происходящему сейчас. Он не только обвиняет “отцов” за их “тиранство”, “разврат”, “чванство”, но признается и в своем недостойном житье: он не в силах был противостоять среде.
Ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я...
Автор обозначает основное зло — крепостное право: безраздельное распоряжение себе подобными. Это уже грех — владеть людьми и эксплуатировать “крещеную собственность”. Вседозволенность рождает в одних звериные инстинкты, но в других, лучших людях, — желание изменить окружающую жизнь, так не похожую на человеческую.
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов.
И опять обращение к женской доле, теперь уже матери, а затем и сестры, мало отличающейся от рабской. Еще тяжелее было культурным и воспитанным женщинам терпеть ежедневное попрание достоинства от грубого и себялюбивого “спутника жизни”, держащего своих крепостных девушек в наложницах.
Ты жребий свой несла в молчании рабы...
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна...
Становится понятно и оправдано то злорадство, которое охватывает лирического героя при виде всеобщего запустения и разрухи. Он надеется, что вместе с завалившимся набок домом, срубленным бором и ушедшим в небытие хозяином, который “всех собой давил” и один дышал свободно, уйдет и страшное время, ведь должно же что-то измениться... Но не так-то просто все в человеческой жизни. Автор это прекрасно понимает: Проклятьем на меня легло неотразимым.
Горечь, боль и тоска слышатся в этом стихотворении. Автор не видит существенных перемен, на которые мог бы рассчитывать. И еще хочется обратить внимание на одну особенность этого стихотворения и лирики Некрасова в целом. Не следует считать “я” обязательно авторским, это может быть и голос его лирического героя, и собирательного образа, и личным “я”, но чаще это синтез всех этих голосов. Именно поэтому они звучат так пронзительно, доходят до сердца и души читателя.
|