Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

На дворе находилася маслина с темной Сению, пышногустая, с большую колонну в объёме



Скачать 117 Kb.
Название На дворе находилася маслина с темной Сению, пышногустая, с большую колонну в объёме
Анкор 3.doc
Дата 10.03.2018
Размер 117 Kb.
Формат файла doc
Имя файла 3.doc
Тип Документы
#17719

ЖИЛИЩЕ!

На дворе находилася маслина с темной

Сению, пышногустая, с большую колонну в объёме;

Маслину ту окружил я стенами из тёсаных, плотно

Сложенных камней; и, свод на стенах утвердивши высокий,

Двери двустворные сбил из досок и на петли навесил;

Гомер (Одиссея)

О, великая Древня Греция!

Как много доброго и прекрасного создала, ты! Скольких людей покорила, ты, своей чарующей природой и добротой людей твоих, коими руками создавалось и создаётся то великолепие, что восхищает миллионы людей уже третье тысячелетие! Да и может ли не вострепетать тот, кто хотя бы издали увидел творения твои, о, Древняя Греция!

Фидий и Лисипп, Мирон и Поликлет, Пракситель и Александр, Скопас и ... Храмы Зевса в Афинах, Геры в Пестуме, Аполлона в Коринфе, Мавзолей в Геликарнасе и, конечно же Парфенон афинского акрополя.

Так уж сложилось, что нелитературное культурное наследие Древней Греции в подавляющем большинстве случаев воспринимается именно так. Мы помним имена прославленных скульпторов Эллады, но предаём забвению творителей других "скульптур" - архитекторов. И несправедливость этого воспринимается ещё сильнее, когда мы понимаем, что труд первых и вторых был взаимосвязан в Древней Греции куда сильнее, чем в наши дни.

Грецию с полным основанием можно считать праматерью европейской культуры. Природные границы, независимый дух местных народов способствовали возникновению самобытной, отличной от своих предшественников и современников, культуры. Но величие Эллады возникло не на пустом месте, а произросло от трех могучих корней - островных государств Эгейского моря, Египта и государств Ближнего Востока. Впитывая подобно стволу дерева через эти корни многовековые знания своих предшественников, жители Древней Греции получили толчок к развитию новой культуры, раскинувшей свои ветви над всем миром.

Историю Древней Греции традиционно принято подразделять на следующие периоды: раннеархаический (гомеровский) период (XII - VIII века до н.э.); архаика (VIII - начало V века до н.э.); классический период (V век) и эллинизм (403 - 146 годы до. н.э.).

Но, прежде чем более подробно взглянуть на Элладу, обратим свой взгляд на Крит и Микены, чья культура была наиболее близка Древней Греции из всех её предшественников.

КРИТ

История и культура Крита и по сей день остаётся достаточно таинственной, не смотря на то, что Крит обессмертили как "Илиада" с "Одиссей", так и многочисленные греческие мифы. Наиболее известным является миф о прославленном зодчем древности Дедале, который построил на Крите и центр царской власти Кносский дворец (2000-1600 гг. до. н.э.), и таинственный лабиринт, в котором обитал Минотавр. Многие исследователи сходятся на том, что Кносский дворец и лабиринт были одним строением. Косвенным подтверждением этому может служить сложнейший план дворца, постоянно усложнявшийся в результате многочисленных перестроек и реставраций.

Структура, устройство, размеры и убранство дворца ясно говорят о немалых достижениях цивилизации в области строительства.

Во-первых восхищают стены дворца. Помимо сырцового кирпича критские строители использовали кладки из массивных известняковых плит, что требовало значительного мастерства как в перемещении больших тяжестей, так и в их обработке блоков с целью их подгонки друг к другу. Конечно же, строительные известняки не поддаются качественной полировке, но их цвет и природная шероховатость производят удивительно приятное впечатление.

Выбор известняка для строительства основных несущих элементов здания обусловлен тем, что в первой половине второго тысячелетия до н.э. строители ещё не имели инструментов с прочностью, достаточной для обработки, скажем, гранита. Изделия из железа в массовом количестве стали производиться лишь спустя три-четыре века, а бронза, свинец и олово были не так уж прочны, как того хотелось. Известняку же с помощью достаточно простых орудий труда можно было придать необходимую форму.

Для придания помещению большей парадности использовалась настенная живопись, носившая как религиозный, так и светский характер, подтверждением чему являются обнаруженные на стенах дворца фрески.

Вполне возможно, что для украшения стен использовали различные способы драпировок, но получить археологические доказательства тому невозможно.

Второе, на что необходимо обратить внимание, заключается в сложной конструкции самих стен, которые состояли из нескольких слоёв материала. Следует отметить, что такая строительная техника была типична не только для Кносского дворца, но и для всего капитального строительства Крита. И было это обусловлено тем, что остров расположен в зоне высокой сейсмической активности, и возведённые однородные стены не могли сопротивляться землетрясениям.

По этой причине основание стен составляли из двух рядов огромных поставленных на ребро блоков. Пространство между ними заполняли бутовой кладкой на глине, а, чтобы блоки не упали наружу, их попарно, скрепляли деревянными брусьями. Для придания стенам дополнительной вибрационной прочности их почти всегда делали из достаточно податливого сырцового кирпича, усиленного деревянным каркасом. На наиболее же ответсвенных участках дворца применялась более дорогая и трудная по изготовлению, но и более сейсмоустойчивая каменная кладка на глине с деревянным же каркасом.

Следует отметить и тот факт, что технология восстановления дворца после землетрясений была по своей сути первой безотходной технологей строительства, когда разбитые при катастрофе блоки не выбрасывались как ненужные, а измельчались и использовались в качестве межстенного заполнителя.

Отмеченное не может не вызывать увжания, помятуя о том, что лишь в наши дни при сносе жилых зданий стали использовать ресайклинговые технологии по перерабоке и дальнейшему использовани материалов разрушенных зданий.

И если здесь ещё нельзя говорить об интеллектуальном доме, то можно смело констатировать зарождение одного из направлений интеллектуального строительства.

Третье, что подтвердает высокий уровень зодчих крита, это широкое использование как уличных, так и внутренних, колонн не только в декоративном, но и в функциональном плане.

Во время строительства Кносского дворца не существовало ещё подъёмных устройств, позволяющих производить установку тяжёлых каменных колонн. По этой причине колонны изготавливались из крепких пород древисины. После же установки колонны окрашивали в красный цвет, добавлявший помещению ощущение величия и радости.

Опорные колонны внутренних помещений позволяли создавать большие по площади помещения, отказываясь он набора небольших комнат, что характерно для строений, основными несущими элементами которых являлись стены. При этом многочисленные проёмы создавали сквозные живописные перспективы, раскрывали окружающий пейзаж и почти стирали грань между интерьером и внешним миром. Глаз человека, даже длительное время пребывающего в стенах дворца, не уставал от каменного одноообразия, благодаря игре света и тени и приближённости цвета и рельефа здания к естественному буйству природы Крита.

В свою очередь наличие многочисленных колонн в помещении делало возможным создание внутренних "двориков", которые имели не только, а, скорее всего, даже не столько декоративные функции, стремление к которым прослеживается во всей архитектуре дворца, сколько практическое значение.

Дворец занимал достаточно большую площадь. При этом нельзя было не учитаывать тот факт, что внутренние помещения здания, построенного преимущественно из камня, холодны, сыры и темны даже в сухой жаркий солнечный день. Для устранения указанных недостатков можно было бы применить постоянное отопление и освещение с помощью огня. Но подобное было слишком дорогим удовольствием. Поэтому строителями и было принято решение о сообщении внутренних помещений с внешним миром через систему нескольких внутренних "двориков". Преимущественно солнечная погода острова позволила решить возникшую проблему таким достаточно простым способом.

МИКЕНЫ

В отличии от островного Крита, Микены были наиболее важным центром юга Балканского полуострова первой половины второго тысячелетия до н.э. Создатели Микен (вероятно, ахейцы) осели здесь около 2000 г. до н.э., впитав в себя элементы местной культуры.

По этой причине на первых этапах развития микенская культура не отличается самобытностью. Однако в дальнейшем в ней зарождаются свои характерные особенности, наиболее ярко проявившиеся в своеобразных купольных погребальных сооружениях - толосах.

Следует отметить, что культура материковой Греции значительно отставала в своем развитии от Критской. Жилые строения имели несколько харектерных отличий. В отличчие от комплексов сооружений на Крите в Микенах часто встречаются отдельно стоящие здания. Очаг практически всегда выполнялся стационарным, в то время как на Кипре предпочтение отдавали уже переносным жаровням. В качестве крыши использовались плоские перекрытия из бревен, тростника и глины. Высокая же двускатная крыша из ветвей и соломы, характерная для Крита, использовалась лишь в святилищах.

В качестве основного строительного материала жилых строений использовался сырцовый кирпичь и дерево. Известняковые же камни применялись для строительства стен дворцовых зданий и стен города. При этом использовались камни неправильной формы (так называемая "циклопическая кладка"), которые собственным громадным весом придавали устойчивость стене, не требуя дополнительных связующих материалов.

Все оборонительные сооружения Микен были объединёны в единую систему, что было просто необходимо в условиях охвативших всё Восточное Средиземноморье постоянных беспорядков и войн за господство, в результате которых микенская цивилизация и была фактически уничтожена в ХII в. до н.э. На смену микенцам в Греции пришли дорийцы, которые и подготовили будущий расцвет Эллады.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Достаточно сложно описать двенадцати вековую историю архитектуры Древней Греции в нескольких страницах. Родовой строй раннеарахаического периода и пришедший ему на смену рабовладельческий диктовали разные требования к строительству. Но, не смотря на все различия, строительство в Древней Греции всех эпох имеет одно общее, что роднило все города-государства материковой, островной и малоазийской Греции. И это объединяющее начало заключалось в ярко выраженном доминировании объектов религиозного характера.

Уже в глубокой древности оформился тип здания, воплотившего в себе идею единства и величия города-государства. Этим зданием стал храм, архитектура которго наиболее активно развивалась в период архаики, когда произошло становление системы архитектурных ордеров, которая в последующем легла в основу всей античной архитектуры.

К началу VIII в. до н.э. крупные жилые строения могли себе позволить только цари, поэтому нет ничего удивительного, что на начальном этапе храмы уподобляли главному помещению царского дворца, так называемому мегарону. В результате этого древнейший "храм в антах" состоял из небольшого помещения, открытого на восток, имел двускатную кровлю покрытую керамической или мраморной черепицей. Фасад украшался парой колонн. Однако данный тип строения в последующем использовался лишь для небольших сооружений.

Для б*льших храмов использовали считающиеся более совершенными типы строений с четыремя колоннами только на переднем или и на заднем фасаде соответсвенно. Классическим же типом греческого храма, получившим торжественную простоту и законченность, стал храм прямоугольной формой в плане и окруженный со всех четырех сторон колоннадой.

Однако заслуга зодчих Древней Греции заключалась не только в создании указанных форм храмов. В результате многочисленных проб и ошибок была разработана архитектурная система, получившая в последующем у римлян название ордера. Ордер поражает и по сей день своей цельностью и ясностью, благодаря строгому математическому расчёту и гармоническому соотношению частей, образующих единое целое.

Изначально использовалось два варианта ордера: дорический и ионический. Первый был распространён с областями материковой Греции, второй - в островной и малоазийской Греции. При этом считалось, что дорический ордер воплощает идею мужественности, а ионический - женственности. По этой причине в указанных ордерах колонны заменялись или дополнялись мужскими фигурами (атлантами) или женскими (кариатидами).

Но мастерам Древней Греции весь мир обязан не только созданием ордера. Многие вопросы, связанные со строительством жилых домов обычных граждан города, также были решены строителями Эллады.

И основной их заслугой в области гражданского строительства стало строительство города в соответствии с предварительным планам и по определённым законам, а не хаотично, как это было ранее.

Издревле в основе жилого строительства лежали природные условия местности. Так южный климат Греции сказался на планах жилых домов и общественных зданий с их внутренними дворами, игравшими роль открытых залов. Горный рельеф учитывался при выборе места строительства укрепленных акрополей и архитектурных ансамблей обычно религиозной направленности.

Форма же жилых зданий обуславливалась существующим инструментами, материалами и технологиями строительства.

Так наиболее древнейшие жилые дома возводились из бутового камня на глиняном растворе. Относительно непрочные глинобитные стены требовали придания зданию закругленной сзади формы. Создание деревянного каркаса, заполненного сырцом, позволило перейти к более удобной прямоугольной форме построек. Однако изменение формы стен не изменило расположение очага, который как и ранее располагался в центре помещения под дымовым отверстием в кровле.

Увеличение площади основного помещения привело к установке деревынных столбов, которые поддерживали центральную часть крыши. Дальнейшее разрастание дома и строительство дополнительных хозяйственных помещений потребовало объединения всех указанных построек в единый комплекс во избежание случайного или умышленного захода посторонних людей и животных. Отмеченное привело в возникновению деревянных или каменных заборов, которые и сформировали двор.

Однако до V в. до н.э. строительство как отдельных домов, так и дворов, велось практически всегда хаотично, хотя и вокруг основного строения города - акрополя. И это продолжалось до тех пор, пока не зародилась греческая градостроительная теория, получившая название "регулярный город".

По словам Аристотеля структура "регулярного города" была разработана милетским архитектором Гипподамом. Сущность такого "гипподамова" города заключалась в прямоугольной сетке улиц, сочетающейся с регулярно распланированными площадями.

Регулярная планировка не нашла широкого применения в старых городах с их хаотичной структурой, и о планировке можно судить лишь по более поздним городам, которые будучи разрушены, не были отстроены вновь в соответствии с новыми веяниями архитектуры.

На примере одного из таких городов - Олинфы - можно говорить о том, что жилые кварталы имели одинаковые размеры, примерно 100в40 м, и разделялись пополам вдоль квартала с задней стороны двух рядов домов проходом шириной около 2 м. Данный проход служил для удаления нечистот. Не только в "регулярных", но и во многих других греческих городах использовалась элементарная канализационная в виде сети канализационных кюветов, обычно перекрытых каменными плитами.

Таким образом каждый квартал состоял из двух рядов пяти одинаковых строительных участков с размерами примерно 19в20 м. При этом дома на смежных участках имели общие боковые стены.

Тем самым "гипподамов город" регулировал не только улицы и площади, но и внутриквартальную планировку и блочную застройку жилых кварталов.

Направление улиц определялось главным образом рельефом, а не сторонами света. Главные улицы шли вдоль горизонталей, второстепенные же - по уклонам, которые могли быть столь круты, что улицы фактически становились лестницами. В архитектурном плане улицы практически не отличались, и их однообразие нарушалось только общественными фонтанами, служившими для разбора воды.

Фасады жилых домов, выложенные из сырцового кирпича, выполняли защитную от внешних посягательств роль. Поэтому с улицы в дома вёл лишь один путь - входная дверь. Окна же, если и выходили на улицу, то только на втором этаже.

Точно так же как в своё время с целью защиты собственности стали появляться заборы, так же и города окружали себя стенами, которые изначально делались из сырцового кирпича на каменном фундаменте, а с V в. до н.э. - целиком из камня. Высота и защищённость стен всегда выбиралась с учетом рельефа местности.

Следует отметить и то, что городские стены строитись не вплотную к домам, и, охватываемая ими территория могла значительно превышать площадь жилой застройки города.

Незначительно изменился город и в эллинистический период. По-прежнему использовалась гипподамова система кварталов. Однако улицы ориентировались строго с севера на юг и с запада на восток. Строгая ориентация всех кварталов города позволяло легче организовывать очистку и водоснабжение, связать центр города с его периферией удобными для передвижения кратчайшими путями.

Помимо упорядочения ориентации кварталов произошло и разделение городов на центр, с кварталами зажиточных рабовладельцев и торговцев, и периферию, кварталы ремесленников. Главным же общественным центром города стал комплекс городских площадей с сооружениями общественного, торгового и культового назначения: рынки с лавками, здания для собраний органов городского самоуправления, спортивные сооружения, учебные заведения, гавани, дворцы монархов и среди прочих сооружений также храмы.

Однако, если строгая ориентация кварталов по сторонам света стала практиковаться лишь в элинистическом периоде, то подобная ориентация помещений внутри дома использовалась греками с давних пор.

Обычно несколько к югу от средины дома устраивался дворик. Перед жилыми комнатами находился крытый проход, отделенный от двора столбами. Расширение прохода, находившегося с северной стороны двора, соответствовало климатических условий Греции. Летом при высоком стоянии солнца портик защищал жилые помещения от перегрева, а зимой, когда низкие лучи солнца проникали в портик, он превращался в резервуар нагретого воздуха.

Дома классической эпохи во многих случаях были двухэтажными. При этом произошли вынужденные изменения в системе отвода дыма из помещений первого этажа. Использовавшаяся до этого система вытяжных окон в потолке стала невозможной, поскольку при этом дым должен был бы проходить через второй этаж. Перенос же очага на второй этаж был сложной задачей даже не столько в техническом, сколько в психологическом плане. В связи с этим была разработана система удаления дыма с первого этажа, лёгшая в последующем в основу камина.

Для решения указанной проблемы часть комнаты как на первом, так и втором этаже, отделялась перегородкой. При этом несущей стеной могла являться как эта перегородка, так и внешняя стена дома. В последнем случае перегородка была достаточно тонка и выполнялась как из одного ряда сырцовых кирпичей, так и из дерева. При использовании древисины следовало защитить стену от возможного возгорания, для чего ее поверность предварительно обмазывали тонким слоем глины с последующим обжигом.

Таким образом образовывалась вытяжная шахта, поднимавшуюся выше крыши, подобно трубе современных дымоходом.

Однако вытяжная труба относительно малой высоты не позволяла эффективно отводить дым из помещений особенно большой площади. Поэтому для интенсификации движения воздуха в трубе в её нижней части устраивали дополнительный очаг. Конечно же отмеченное усложняло конструкцию, но позволяло повысить эффективность очистки воздуха в доме.

Как уже отмечалось основным строительным материалом стен попрежнему являлся сырец. Полы в зависимости от достатка устраивались глинобитными или из каменных плит. Распространение технологии обжига глины сделала возможным строительство черепичных крыш не только в домах знати, но и простых жителей.

Эллинизм не нарушил общих правил строительства жилых домов, возникших в классический период. Изменения наиболее ярко проявились в размерах домов. С одной стороны наблюдается уменьшение домов основной массы населения, с другой - разрастание домов наиболее богатых граждан города до размеров целого квартала. При этом подобные дома строились по схеме, когда жилые комнаты окружаются с четырёх сторон портиками с колоннами. Отмеченное в условиях южного климата дает возможность по-разному использовать пространство под колоннадами в зависимости от времени года и ориентации по странам света путем устройства бассейнов и зеленых насаждений.

Значительные же изменения в архитектуре связаны с именем Александра Македонского. Не смотря на то, что он правил менее 13 лет (336-323 гг. до н.э.), его харизматический дар, его полководческие данные создали империю, перекроившую карту мира. Безоговорочно веря в превосходство греков над другими "варварскими" народами, Александр насаждал по всей империи греческую культуру. Однако знакомство зодчих Эллады с мастерами завоёванных земель не могло не наложить свой отпечаток и на архитектуру самой Древней Греции.

Завоевание персидской империи и Египта привело к привнесению в строгую архитектуру роскоши и помпезности, которые становятся отличительной чертой эллинской культуры с конца IV особенно в малоазиатской Греции.

При этом взаимовлияние культур не только видоизменило монументальное строительство, но и позволило усовершенствовать инженерные системы домов и городов в целом.

Так хочется особо остановиться на двух изобретениях сделанных в II в. до .н.э.

Первое стало очередной разработкой известного учёного Ктесибия, который проживал в Александрии и был уже хорошо известен всему античному миру, благодаря своим водяным поплавковым часам и водяному органу.

Теперь же, в 120 г. до н.э., Ктесибий впервые в мире разработал новый тип насоса для перекачивания воды, получившего в последующем название поршневого. При этом талантливый инженер предусмотрел практически все элементы насоса, которые есть и по сей день. Осбый же восторг у современников вызвала клапанная коробка с двумя клапанами для всасывания и нагнетания жидкости и двупоршневая система с противофазным движением поршней, которая позволила подавать воду к потребителю практически без перерывов.

Во избежание утечек воды из насоса при его работе, что могло быть обеспечено лишь тщательной подгонкой подвижных элементов, насос был выполнен целиком из бронзы, что по тем временам было очень дорогим проектом, финансирование которого было под силу лишь очень состоятельному заказчику. В качестве такового заказчика и выступил сам город Александрия. И предназначение насоса заключалось не в подаче питьевой воды для граждан, а для решения куда более важной задачи.

Поршневой насос Ктесибия стал первым в истории человечества механическим средством тушения пожаров - пожарным насосом. При интенсивной работе пожарников, приводящих в действие поршни, струя воды могла достигать 10-15 м.

Вторая инженерная разработка II в. до н.э., заслуживающая внимание, - это водопровод, построенный в 180 г. до н.э. по приказу пергамского царя Эвмена II.

Следует заметить, что сами водопроводы или акведуки не были изобретением греков, а использовались ещё в начале второго тысячелетия до н.э.

Но пергамский водопровод заслуживает отдельного разговора. Это действительно потрясающее строение даже сложно назвать обычным акведуком. Напорный трубопровод длиной около 3 км был выполнен из металлических труб, размещённых на каменных опорах. Материал, из которого были сделаны трубы, неизвестен, ибо сам трубопровод не дошёл до нас.

Но не протяжённость трубопровода и не материалл, из которого он был сделан (подавляющее большинство акведуков имело каменные или кирпичные трубы), вызывает истинное восхищение. Трубопровод проходил по горам, и перепад высот при этом составлял до 200 м. Другими словами говоря, пергамский водопровод был рассчитанный на давление более 2 МПа (20 атм.). Даже с точки зрения сегодняшнего водоснабжения, когда перепад высот редко превышает 50 м (16-ти этажное здание), водопровод с таким давлением не может не вызывать уважения и желания научиться у древних тем секретам, многие из которых, к сожалению, утеряны.

К счастью подавляющее большинство знаний и умений строителей Древней Греции были сохранены подлинным и великим продолжателем и совершенствователем традиций этого мастерства - Древним Римом.

КОСТЮМ

Эллинское представление о прекрасном в полной мере воплотилось в костюме. Его гармония определялась симметрией и подчинением естественным линиям человеческого тела.
На протяжении веков греческий костюм неоднократно менялся — от простых одежд архаического периода до сложных изысканных нарядов эпохи эллинизма. Но главное в нём оставалось неизменным: одежда никогда не кроилась и почти не сшивалась. Красоту и «фасон» ей придавала драпировка, в которой жители Эллады за долгие века достигли исключительного мастерства. Складки то эффектно подчёркивали формы тела, то скрывали его недостатки. Для сохранения драпировок в края полотнищ вшивали маленькие свинцовые грузики, нередко замаскированные сверху кисточками.Содержание [убрать]

1 Ткани, цвет, орнамент

2 Мужская одежда

3 Женская одежда

4 Аксессуары

5 Обувь

6 Головные уборы

7 Причёски

7.1 Мужские причёски

7.2 Женские причёски

8 Украшения

9 Косметика и парфюмерия

10 Нагота как элемент греческой культуры

10.1 Мужская нагота

10.2 Так называемая «героическая нагота»

10.3 Женская нагота

11 Примечания

12 Ссылки
[править]

Ткани, цвет, орнамент

Статуя типа кора.
Первоначально основной тканью, из которой изготовлялась одежда, была овечья шерсть; позднее в употребление вошли льняные ткани. Шёлк и хлопок служили предметами роскоши, их привозили из стран Востока. Ткани для одежды, а также и для прочих нужд, изготовляли в домашних условиях. В богатых домах этим, как правило, занимались рабыни, но даже женщины из знатных семей в обязательном порядке должны были уметь прясть и ткать.

«Дама в голубом», танагрская статуэтка
Долгое время считалось, что греческие костюмы были исключительно белыми, и древних греков представляли как толпу людей, облачённых в белоснежные плащи, среди таких же белоснежных храмов и дворцов. Это ошибочное представление возникло вследствие знакомства с мраморными античными статуями, найденными при раскопках. На самом же деле греки, как и все южане, любили яркие краски, хотя белый цвет действительно считался самым красивым и нарядным (потому что отбелить ткань было очень трудно). Для окраски тканей использовались различные виды минеральных и органических красителей. Особо ценились ткани пурпурного цвета, но, вследствие дороговизны настоящего пурпура, его зачастую имитировали дешёвыми заменителями, такими, как марена, сафлор, орсейлевый и лакмусовый лишайники, и т. п. Сельские жители традиционно предпочитали зелёные, коричневые и серые тона. Траурными цветами считались чёрный, тёмно-зелёный и серый.
Ткани обычно делались гладкокрашеными и украшались вышивкой. Были известны два способа вышивки — гладью и крестом. Иногда вышивкой покрывали всю поверхность ткани, но чаще делали яркую узорную кайму по краю. Самыми характерными греческими орнаментами были «пальметты», «критская волна», «бусы», «плетенка», «меандр». Дорогие ткани нередко отделывали аппликациями из штампованных или вырезанных кусочков золотой фольги.

[править]

Мужская одежда

Дельфийский возничий в хитоне
Одежда мужчин в классическую эпоху состояла из двух частей. Нижней, нательной одеждой был хитон. Его делали из прямоугольного куска ткани (примерно в 1 метр шириной и около 1,8 метра длиной), который складывали пополам по вертикали и закалывали на плечах пряжками — фибулами. Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений пряжку на правом плече отстёгивали. Низ хитона обязательно подшивали (неподшитый, обтрёпанный низ был знаком траура или рабства). Носили хитон всегда с поясом, иногда даже с двумя. Длина хитона зависела от возраста и социального положения человека: чаще всего он доходил до колен, но жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений носили длинные (до лодыжек) хитоны; воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер.
Во время работы надевали ещё более простую одежду — экзомис, представлявший собой кусок грубого полотна, пропущенный под правой рукой, скреплённый на левом плече и подпоясанный. В отличие от хитона, эксомис почти не образовывал складок; его назначением было прикрывать тело, а не обрисовывать его. Это вполне соответствовало эстетическим вкусам древних греков, которые считали, что тело человека, вынужденного заниматься физическим трудом, будь то раб или свободный, развивается диспропорционально, не отвечает канонам красоты и потому не заслуживает того, чтобы привлекать к себе внимание.
Хитон был, по преимуществу, домашней одеждой. Появляться в общественных местах в одном хитоне считалось неприличным для взрослого свободного человека. Выходя на улицу, греки обязательно надевали поверх хитона плащ. Чаще всего носили гиматий, но юноши и воины предпочитали небольшой плащ овальной или полукруглой формы — хламис, который накидывали на спину и плечи, скалывая на груди пряжкой. Иногда хламис застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной.

[править]

Женская одежда

«Гречанка». Картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1869
Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако этические соображения того времени требовали, чтобы женский костюм был более длинным, более закрытым.
Нижней одеждой, как и у мужчин, служил полотняный или шерстяной хитон. Известны были два вида хитонов — дорийский и ионийский. Дорийский хитон делался из куска ткани прямоугольной формы, длиной 2 и шириной 1,8 метра. Его складывали пополам в долевом направлении и отгибали верхний край на 50-70 сантиметров. Получившийся отворот — диплодион — напоминал короткую кофточку без рукавов. На плечах хитон застёгивали фибулами, на груди драпировали. Долевые края часто оставляли несшитыми, и они ниспадали сбоку красивыми складками. При ходьбе несшитая сторона хитона распахивалась, позволяя видеть обнажённый правый бок и ногу. Иногда хитон имел над талией напуск — колпос. Он получался следующим образом: хитон, более длинный, чем обычно, опоясывали на талии, а затем часть хитона подтягивали поясом и спускали над ним. Часто у хитона были одновременно и колпос, и диплодион.
В дорийский хитон одевались главным образом спартанские женщины. Афинянки же отдавали предпочтение более широкому и длинному ионийскому хитону, состоявшему из двух кусков ткани, шириной до запястья горизонтально вытянутых рук. Их соединяли застёжками от плеч до локтей, собирая ткань в мелкие симметричные складки, по бокам сшивали и подпоясывали (носить хитоны без пояса позволялось лишь танцовщицам). Хитоны часто украшались вышитым или расписным орнаментом. Орнамент располагали в виде каймы по нижнему краю хитона и диплодиона, а иногда покрывали им всю ткань.
Верхней женской одеждой был пеплос. По форме и способу драпировки он походил на хитон, но был длиннее и гораздо шире — для его изготовления брали отрез ткани до 3-4 метров длиной. Пеплос предназначался главным образом для торжественных случаев. В обыденной жизни женщины, выходя на улицу, заворачивались в прямоугольный плащ, который напоминал мужской гиматий, но был меньше по размеру и наряднее отделан. Носили также хлайну — небольшой плащ из тонкой ткани, собранный в пышные складки. Его отгибали на 1/3, пропускали под левой рукой и завязывали или застёгивали на правом плече. Если было очень холодно, на плечи набрасывали сложенный вдвое шерстяной платок — диплакс.

[править]

Аксессуары

Танагрская статуэтка, изображающая женщину со шляпкой-зонтиком на голове и веером
Уже в древности грекам были известны перчатки — о них упоминается в «Одиссее» (VIII в.до н.э.). Они делались из кожи или грубой ткани и служили для защиты рук при тяжёлых и грязных работах (в свинарнике, на винограднике и пр.). Имеются сведения о том, что перчатки надевали и во время еды, поскольку вилок ещё не было, и твёрдую пищу ели руками.
В жаркие дни женщины обмахивались листовидными опахалами на деревянных или костяных ручках. С IV в.до н.э., после походов Александра Македонского, когда в Грецию впервые были завезены павлины, вошли в моду и очень ценились веера из их перьев. С этого же времени вошли в употребление зонты. Существовали специальные устройства для раскрывания зонта и поддержания его раскрытым, но употреблялись и простые жёсткие зонты с деревянной палкой вместо ручки. Рукоятку часто делали удлинённой и изогнутой, чтобы идущая сзади рабыня могла нести зонт, защищая свою госпожу от палящего солнца. Зонты считались вещью чисто женского обихода; если юноша, следуя моде, выходил с зонтом, это воспринималось как неприличная изнеженность.

[править]

Обувь


Дома греки ходили босиком и надевали обувь только перед выходом на улицу. Чаще всего носили иподиматы — сандалии, состоявшие из подошвы (кожаной или деревянной) и нескольких ремней, которыми подошва привязывалась к ноге. Если к подошве пришивали небольшие бортики, получался другой вид обуви — крепиды. Они тоже держались на ноге при помощи ремней, которые продевались в отверстия, проделанные в бортиках, и крест-накрест охватывали ступню до щиколотки. Актёры на сцене обували котурны — сандалии на очень высокой подошве, которые зрительно увеличивали их рост и делали поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий. Кроме сандалий, греки носили мягкие кожаные полусапоги (персикаи), а также высокие кожаные или войлочные сапоги — эндромиды, закрывавшие ногу сзади, а спереди стянутые сложной шнуровкой. Пальцы ног при этом оставались открытыми.
Женская обувь в принципе мало отличалась от мужской, но была более нарядной. Её окрашивали в яркие цвета (жёлтый, красный и т. п.), иногда даже серебрили или покрывали позолотой. Общее число разновидностей женской обуви, по подсчётам исследователей, изучавших древнегреческую скульптуру, доходило до 94-х.

[править]

Головные уборы

Гермес

Золотой венок
Головными уборами греки пользовались редко. Только для работы (в поле, на винограднике) или в дорогу они надевали петас — низкую шляпу с широкими круглыми или четырёхугольными полями, которая удерживалась на голове при помощи ремешка, завязанного под подбородком. Особенно охотно носили петас торговцы, которым приходилось подолгу находиться в разъездах. Поэтому и бога Гермеса, покровителя торговли, было принято изображать именно в такой шляпе.
Войлочные колпаки — пилосы и круглые кожаные шапки — кюне были в обиходе у ремесленников и моряков. Рабы головных уборов не носили никогда.
Особое место среди головных уборов занимали венки. Они обозначали сан, заслуги, свидетельствовали о положении в обществе, являлись знаком уважения и признания со стороны сограждан. Так, победителей Олимпийских игр награждали венками из ветвей священной оливы, перевязанными белой шерстяной лентой, а тех, кто одержал победу в Истмийских играх, посвящённых Посейдону — венками из сосновых веток или из свежего сельдерея. Выдающихся ораторов, поэтов, драматургов и актёров увенчивали ветками лавра — дерева, посвящённого Аполлону, покровителю всяческих искусств (отсюда слово «лауреат»). Миртовый венок надевали те, кто выступал в Народном собрании, в знак того, что они выполняют свой гражданский долг и их личность неприкосновенна. Венок из золотых дубовых или лавровых листьев служил символом царской власти (такой венок был найден в гробнице царя Филиппа II, отца Александра Македонского). Венки были также обязательным головным убором на пирах и во время праздников. Для таких случаев плели венки из душистых трав и цветов, причём особенно любили розы и фиалки. Для пиршественных венков часто использовали плющ, так как верили, что он предохраняет от опьянения.
Греческие женщины нуждались в головных уборах ещё меньше, чем мужчины, так как обычай предписывал им как можно реже покидать дом. Если всё же им приходилось появляться на людях, то они прикрывали голову краем плаща, платком или лёгким шарфом — калиптрой. В жаркие летние дни, чтобы уберечь лицо от загара, поверх головного покрывала укрепляли ярко раскрашенную круглую плоскую соломенную шляпку — фолию. Отправляясь в путь, женщины, как и мужчины, надевали петас.

[править]

Причёски

Вазопись, 5 в. до н. э.
Если головные уборы древних греков были просты и непритязательны, то причёски, напротив, отличались изысканностью. Парикмахерское искусство в то время достигло уже высокого уровня развития. Причёсывание, окрашивание волос, завивка производились специально обученными рабами — каламистрами, каждый из которых выполнял только одну определенную операцию. Формы и линии причёсок всегда гармонировали с одеждой, создавая ощущение законченности и цельности внешнего облика.
В I в.до н. э. в моду вошли парики. Чтобы удовлетворить растущий спрос, на острове Лесбос были организованы специальные мастерские по изготовлению париков из натуральных женских волос. Тонко и тщательно выполненные изделия местных мастеров, несмотря на свою дороговизну, быстро завоевали рынки не только Древней Греции, но и многих других стран. У состоятельных людей было принято иметь по нескольку париков разного фасона и цвета, для разных случаев.

[править]

Мужские причёски

Герма, 5 в. до н. э.
До персидских войн мужчины делали причёски из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину или собирались в пучок. Очень распространена была причёска из кос, заплетённых за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую чёлку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов.
В V—IV вв.до н. э. вместо длинных вoлос мужчины стали носить аккуратные маленькие причёски из подстриженных крупно завитых кудрей. В особо торжественных случаях молодые люди укладывали локоны надо лбом наподобие банта (такая причёска называлась «цикада»).

Густые вьющиеся волосы (желательно золотистые) и ухоженная борода служили лучшим украшением свободнорождённого эллина. Борода символизировала мужественность: её отпускали после 20 лет, предварительно посвятив первый юношеский пушок богам. Первым, кто продолжал брить бороду и по достижении 30-летнего возраста, был Александр Македонский. Вскоре у него нашлось множество подражателей — и добровольных, и вынужденных (в армии воины были обязаны бриться), так что в конце концов бороды вышли из моды. После эпохи Александра греки, за исключением философов, бород уже не носили.

[править]

Женские причёски

Гречанка на картине Дж. У. Годварда, 1912
Свободные женщины, в отличие от рабынь, всегда носили длинные волосы. Самой популярной женской причёской был так называемый «греческий узел». Для этой причёски волосы расчёсывали на прямой пробор, завивали волнами и низко спускали на лоб, так как по эстетическим канонам того времени лоб должен был быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался лишь на ширину двух пальцев). Далее волосы спускали вдоль щёк, а сзади приподнимали и на затылке скручивали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Если узел волос располагался не на затылке, а около шеи, такую причёску называли «коримбос». Для причёски «лампадион» волосы собирали в пучок, придавая ему форму факела. Оригинальную причёску ввела в моду в середине V в. до н. э. знаменитая афинская красавица — гетера Аспасия: завитые волосы укладывались крупными объёмными валиками вдоль головы ото лба до затылка, наподобие ломтиков дыни, и перевязывались двумя лентами.
Завитые волосы часто убирали в сетку из золочёных нитей. Завершало причёску изящное украшение — стефана, похожая на старинный русский кокошник, или калаф, напоминающий корону, или налобная повязка — диадема.

[править]

Украшения

Золотые украшения в Афинском музее
Благодаря археологическим раскопкам учёным удалось получить довольно полное представление о древнегреческих ювелирных украшениях (прекрасной коллекцией такого рода обладает, в частности, Государственный Эрмитаж).
Излюбленным украшением греческих женщин были ожерелья. Их составляли из бусин (золотых или выточенных из самоцветных камней) или чеканных пластинок, декорировали цветной эмалевой инкрустацией, переплетёнными цепочками, небольшими подвесками в виде бутонов, фигурок и розеток. Застёжки ожерелий обрамлялись мелкими жемчужинами. Красивые и изящные ожерелья были найдены в местах захоронения в Северной Греции, а также в некрополях античных городов Северного Причерноморья и при раскопках скифских курганов.
Древнегреческие серьги обычно состояли из двух элементов — диска и подвески. Поверхность диска покрывалась тонким филигранным узором, мельчайшей зернью, припаянными украшениями в виде розеток и пальметок, часто с цветной инкрустацией. Подвески были самой разнообразной формы — в виде летящих эротов, сидящих сфинксов, полумесяцев, женских головок и т. п. Зачастую подвеске придавали полулунную форму и прикрепляли к ней многочисленные переплетённые цепочки, которые, в свою очередь, заканчивались мелкими подвесками в виде бутонов цветов или вазочек.
Височные украшения, составляющие часть женского головного убора, создавались по тому же принципу, что и серьги, отличаясь от них только размерами.

Браслет с тритоном, держащим путти, 200 г. до н. э.
Популярны были витые браслеты, иногда перетянутые жемчужной нитью или сплетённые из двух проволок и заканчивающиеся скульптурными изображениями животных или сказочных существ. Браслеты носили на руках (на запястьях и выше локтя), а также на лодыжках.
Ювелирные изделия в Элладе любили не только женщины, но и мужчины (исключение составляли спартанцы, которым законы запрещали украшать себя золотом и серебром). Представители сильного пола предпочитали массивные золотые перстни-печатки и лишь в особо торжественных случаях надевали золотые венки, а парадную одежду расшивали золотом. В греческих городах Малой Азии (вероятно, под влиянием обычаев соседних народов) мужчины носили даже серьги и браслеты.
Драгоценные украшения не только подчёркивали красоту владельца, но и указывали на его социальное и материальное положение. Золото дарилось по случаю рождения ребёнка, служило свадебным или любовным подарком. Существовало поверье, что золото обладает особой магической силой и способно защитить от различных напастей. Древние греки помещали золотые украшения и в погребения, стремясь тем самым воздать последние почести умершему и отогнать от него злые силы. Помимо ювелирных изделий, которыми усопший пользовался при жизни, в захоронения обычно клали золотые венки, сосуды, нагубники, наглазники, а также погребальные маски, закрывавшие лицо покойного.

[править]

Косметика и парфюмерия

Косметика, найденная в гробнице, 5 в. до н. э.
«Косметика» в представлении древних греков была настоящей наукой, отраслью медицины и преследовала цель сохранения естественной красоты человека.
Забота о красоте начиналась, разумеется, с личной гигиены. Если в суровом быту спартанцев уход за телом ограничивался купанием в реке, то в других древнегреческих полисах купание сочетали с посещением бани (особенно после работы или гимнастических упражнений). В Афинах частные и государственные публичные бани и купальни появились в V—IV вв.до н. э. В них имелись мужские и женские отделения, где можно было принимать холодные и горячие ванны, а также посещать парные комнаты. Специальные банные служители за особую плату не только мыли клиентов, но и делали им массаж, натирали их тела ароматическими эссенциями с запахами ириса и майорана. Распространено было также купание под струящейся водой (обливание, душ).

Фреска с изображением Сапфо
Во время пиров в знак гостеприимства приглашённым омывали ноги и дарили венки из цветов, притирания на основе розы, левкоевое масло. Определённым образом подобранные букеты ставили в вазы, чтобы их благоухание помогало избежать опьянения.
Производство духов в Афинах было поставлено на широкую ногу. Для их изготовления использовали как местное сырьё (розы, нарциссы, шафран, дубовый мох и др.), так и привозное — кардамон, корицу, мускатный орех, алоэ. Из Африки и Юго-Восточной Азии ввозили нард, пальмарозу и имбирь, из Китая — камфору, из Индии — перец и сандаловое дерево. Начиная с IV в.до н. э., вошли в употребление ароматические вещества животного происхождения (бобровая струя, мускус, цибетин, амбра), ранее считавшиеся «нечистыми».
Как повсеместно в жарких странах, кожу натирали ароматическими маслами. Мужчины держали их в круглых сосудиках — арибаллах, а женщины — в изящных керамических флакончиках — лекифах самых разных форм и видов. Особенно много масла употребляли атлеты во время соревнований: слой душистого масла не только смягчал кожу, но и затруднял сопернику захват во время борьбы (правда, потом его приходилось счищать специальным скребком — стригилем).
От косметики древние греки отличали коммотику — искусство нанесения ярких красок на лицо (то, что в наши дни принято называть макияжем). Считалось, что коммотика дарует иллюзорную, фальшивую красоту в ущерб красоте подлинной. В Спарте употребление красок для лица и тела было запрещено законом. Афинянки, напротив, очень увлекались макияжем — покрывали лица толстым слоем цинковых или гипсовых белил, румянили щёки киноварью или растительными красками. Глаза подводили смесью масла и сажи, брови и ресницы чернили сурьмой, а для придания им блеска смазывали яичным белком и камедью. Существовали также особые средства для борьбы с морщинами, сединой и т. п.

[править]

Нагота как элемент греческой культуры

[править]

Мужская нагота

«Дискобол»
Палестра. Гимнасий. Олимпийские игры.

[править]

Так называемая «героическая нагота»
В иконографии древнегреческих воинов (прежде всего — в изображениях на вазах) очень часто опускается бо́льшая часть доспехов, так что воины предстают почти обнаженными. Дж. Бордмен по этому поводу замечает: «Трудно сказать, насколько это связано с интересом греческих художников к „героической наготе“, насколько — с жаркой погодой, а насколько — со стоимостью бронзовых доспехов»[1]

[править]

Женская нагота
написать администратору сайта