Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Логопсихология. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебнометодическое обеспечение самостоятельной работы студентов темы докладов и рефератов 1
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Темы докладов и рефератов 1. Психология семейного воспитания детей с проблемами в речевом развитии. 2. Причины отклонений в речевом развитии и факторы, их опосредующие. 3. Психомоторное развитие детей с речевыми дефектами. 4. Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с отклонениями в речевом развитии. 5. Проблемы социализации детей с нарушениями в развитии речи. 6. Творческие возможности детей с речевыми дефектами. 7. Формирование игровой деятельности у детей с нарушениями речи. 8. Особенности формирования учебной деятельности детей с нарушениями в развитии речи. 9. Патология речи и психическое развитие ребенка. 10. Психологические проблемы диагностики нарушенного развития. 11. Психология деятельности учителя-логопеда. 12. Межполушарная ассиметрия в условиях дизонтогенеза. 13. Психологические проблемы отбора детей в коррекционные учреждения. 14. Этические проблемы деятельности специального психолога. 15. Формирование интересов у детей с нарушениями в развитии речи. 16. Соотношение диагностики и коррекции в работе специального психолога. 17. Психологическая готовность к школьному обучению детей с проблемами в развитии речи. 18. Психологические проблемы консультирования родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи. 19. Проблема профилактики нарушений в развитии у детей 20. Психологические проблемы сенсорного воспитания детей с отклонениями в развитии речи. 21. Психологические проблемы использования компьютерных технологий в обучении детей с речевыми дефектами. 22. Особенности формирования отношения и осознания собственных нарушений детьми с отклонениями в развитии. 23. Психологическая характеристика процесса социализации детей с отклонениями в развитии речи. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля 1. Что является предметом изучения логопсихологии? 2. Какие задачи решает логопсихология? 3. Какова связь между исследовательскими и прикладными задачами логопсихологии? 2. С какими науками связана логопсихология? 3. Какие актуальные проблемы в логопсихологии существуют на современном этапе? 4. Какое теоретическое и прикладное значение имела работа Р. Е. Левиной по системному анализу речевой и психической недостаточности алаликов? 5. Какие современные исследователи внесли вклад в разработку теоретических и практических вопросов логопсихологии? 6. Что такое компенсация психических функций и каких видов она бывает? 7. Какие положения выделяют в теории компенсации Л.С.Выготского? 8. Какие выделяются параметры нарушенного развития? 9. Что такое первичный и вторичный дефекты и чем они отличаются? 10. В чем заключаются основные закономерности нормального и отклоняющегося психического развития? 11. Каковы причины возникновения речевых нарушений? 12. В чем заключается значение лингвистического и психолингвистического анализа для логопсихологии? 13. Какие выделяют формы речевой деятельности? На какие группы делятся лингвистические нарушения? 14. Какие группы речевых нарушений выделяют с клинической и педагогической точки зрения? 15. В каких случаях возникает необходимость дифференцированной диагностики и как ее осуществлять? 16. Каково значение ранней комплексной диагностики психического развития ребенка и какие направления она включает? 17. С какими целями может проводиться психодиагностическое обследование? 18. Какие существуют методики для определения особенностей познавательной сферы ребенка? 19. Какие существуют методики для определения индивидуальных особенностей личности ребенка? 20. В чем сущность принципа комплексности при коррекционной работе с детьми, имеющими речевые дефекты? 21. Какими принципами следует руководствоваться при построении коррекционной и развивающей программы? 22. Какие основные направления можно выделить в коррекционной работе с детьми с речевой патологией? 23. Какие существуют конкретные методы коррекции и профилактики вторичных нарушений? 24. Составить сопоставительную характеристику основных симптомокомплексов речевых нарушений у детей и взрослых с локальными поражениями мозга (по работам А.Р. Лурии). 25. Подобрать методики изучения восприятия. Разработать протокол экспериментального изучения восприятия у детей с нарушениями речи. 26. Подобрать методики изучения внимания. Разработать протокол экспериментального изучения внимания у детей с нарушениями речи. 27. Подобрать методики изучения памяти. Разработать протокол экспериментального изучения памяти у детей с нарушениями речи. 28. Подобрать методики изучения мышления. Разработать протокол экспериментального изучения мышления у детей с нарушениями речи. 29. Подобрать методики изучения общения. Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля Самостоятельная внеаудиторная работа студентов предусматривает подготовку докладов, рефератов, проработку лекционного материала и рекомендуемых источников. Кроме того, студентам предлагается выполнить следующие задания. Задания для контроля самостоятельной работы студентов 1. Опишите особенности речевого развития левшей. 2. Раскройте сущность принципов психологического анализа нарушений речи. 3. Подготовить конспект 3 главы учебного пособия «Логопедия» / под ред. Л.С. Волковой. 4. Найдите определения понятия «агнозия». Опишите виды агнозий. Приведите примеры. 5. Подберите методики изучения восприятия. Подготовьте материал для проведения изучения восприятия. Разработайте протокол изучения восприятия у детей с нарушениями речи. 6. Подберите методики изучения внимания и памяти. Подготовьте материал для проведения изучения внимания и памяти. Разработайте протокол изучения внимания и памяти у детей с нарушениями речи. 7. Подготовьте доклад по теме «Взаимосвязь в развитии памяти и речи». 8. Подберите методики изучения мышления. Подготовьте материал для проведения изучения мышления. Разработайте протокол изучения мышления у детей с нарушениями речи. 9. Подготовить сообщение по теме «Особенности формирования интеллектуальной деятельности у детей с нарушениями речи». 10. Подберите методики изучения общения. Подготовьте материал для проведения изучения общения. Разработайте протокол изучения общения у детей с нарушениями речи. 11. Подготовьте сообщение по теме «Онтогенез процесса общения». Вопросы к зачету 1. Логопсихология как наука. Предмет и задачи курса. Теоретические и методологические основы логопсихологии. 2. Речевое нарушение как «сложное явление нарушения психики». Неврологический, нейропсихологический, нейролингвистический, психолого- педагогический аспекты изучения речевых нарушений. 3. Принципы психологического анализа речевых нарушений. 4. Психофизиологическое понимание речевой функциональной системы. Составляющие функциональной системы. Типы патологических функциональных систем речи. 5. Классификация речевых нарушений по психологическим механизмам (по Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия). 6. Структура психологического содержания восприятия, формы протекания. 7. Нарушения слухового восприятия в структуре речевых расстройств. 8. Нарушения зрительного восприятия в структуре речевых нарушений. 9. Нарушения перцептивно-моторной организации речи. 10. Специфика пространственного восприятия при речевых нарушениях различной формы. 11. Понятие внимания и его свойств. Виды внимания и их развитие в онтогенезе. 12. Характеристика основных свойств внимания у детей с различными формами речевых расстройств. 13. Мнестические системы как составляющие когнитивных структур. 14. Специфика словесной памяти. Непроизвольная и произвольная память. 15. Структура нарушений мнестической деятельности при различных формах речевых расстройств. 16. Особенности мышления при различных формах речевой патологии. 17. Характеристика наглядно-действенного мышления детей с речевыми нарушениями. 18. Наглядно-образное мышление и специфика его функционирования при различных формах речевой патологии. 19. Своеобразие вербально-логического мышления у детей с речевыми нарушениями. 20. Специфика дизонтогенетического хода развития интеллектуальной деятельности детей с речевыми нарушениями. 21. Психологическая структура общения. Особенности различных форм общения. 22. Развитие общения у детей с речевой патологией. Средства общения и их развитие у детей с различными формами речевой патологии. 23. Личность как предмет психологического изучения. 24. Основные структуры личности и их соотношение в ходе дизонтогенетического хода психического развития. Изменение личности в связи с нарушением речевой деятельности. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) «Логопсихология» ___________________________________ а) основная литература: 1. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах. – М.: Парадигма, 2012. – 216 с. 2. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология. – М.: ВЛАДОС, 2013. 3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 704 с. 4. Стребелева Е., Мишина Г. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Владос, 2010. - 144 с. 5. Хватцев М. Логопедия. В 2 книгах. – М.: Владос-Пресс, 2013. – 294 с
|
|
|