Навигация по странице:
|
Педагогическая практика по географии. Рабочая тетрадь студента 5 курса Учебнометодическое пособие. Н. Новгород, нгпу, 2009. 44 с
УДК
ББК
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Нижегородского государственного педагогического университета
Рецензент:
Загрекова Л.В. доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Нижегородского государственного педагогического университета
Научный редактор:
Николина В.В. - доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Нижегородского государственного педагогического университета
Кривдина И.Ю., Ладилова Н.Н.
Педагогическая практика по географии. Рабочая тетрадь студента 5 курса
Учебно-методическое пособие. - Н. Новгород, НГПУ, 2009. – 44 с.
Рабочая тетрадь предназначена для организации педагогической практики студентов естественно-географического факультета. В тетради представлены методические рекомендации по осуществлению самостоятельной методической, учебно-воспитательной и исследовательской работы в средних общеобразовательных учреждениях, что позволит студентам успешно пройти педагогическую практику и реализовать научно-педагогический потенциал. В пособии использованы «Отчетные материалы по педагогической практике студентов» Т.К.Беляевой, Н.Н.Ладиловой.
© Кривдина И.Ю., Ладилова Н.Н.
© НГПУ, 2009
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»
кафедра экономической географии и методики обучения географии
Педагогическая
практика
по географии
Рабочая тетрадь студента 5 курса
Ф.И.О____Хропова Ирина Евгеньевна __________________________________________________________
Средняя общеобразовательная школа ___Салганская _________________________________
Адрес___Краснооктябрьский район,с.Салганы,ул.1 Мая д.16 ____________________________________________________________
№ кабинета_______55 ___________________________________________________
Сроки практики с___13.01.14__________________ по ____ __10.02.14_______________________
Оценки:
Психолого-педагогический блок
|
Учебно-методический блок
|
Научно-методический блок
|
Рефлексивно-оценочный блок
|
|
|
|
|
Проверил ________________________________ / ________________________
(Ф.И.О.) (подпись)
Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой
К.Д.Ушинский
Уважаемый пятикурсник!
К сегодняшнему дню Вами накоплен значительный багаж, состоящий из теоретических знаний по географии, психологии, педагогике, методике обучения географии и первичного педагогического опыта. Всю ценность этого багажа предстоит осознать на педагогической практике.
Предстоящая практика предоставит Вам возможность приобщиться к непосредственной педагогической деятельности; проявить свои лучшие качества – любовь к детям, усердие, трудолюбие, милосердие; реализовать накопленные географические, педагогические и методические знания в практической деятельности учителя географии; почувствовать ответственность за обучение и воспитании школьников.
Помните, что педагогическая деятельность – это особый вид деятельности, которая формирует будущего гражданина России!
Желаем успехов!
Требования к профессиональной подготовке студента
Студент должен знать:
— психолого-педагогические и физиологические особенности школьников;
— место методики обучения географии в системе педагогических наук, методы ее исследования, практическое значение;
— цели школьной географии, ее вклад в общее среднее образование;
— структуру и содержание программы, альтернативные концепции содержания школьной географии;
— современные требования к организации учебной познавательной деятельности учащихся;
— типологию методов обучения географии с учетом характера познавательной деятельности учащихся;
— систему средств обучения географии и дидактические особенности каждого вида этих средств;
— системы педагогических технологий.
Студент должен уметь:
— опираться на теоретические психолого-педагогические и методические знания при решении практических учебно-воспитательных задач;
— при планировании и осуществлении учебного процесса ориентироваться на личность ребенка, его мотивы, познавательные интересы;
— вносить в содержание обучения коррективы, опережающие события современной жизни, особенности географии своего родного края, условия обучения в классе; разрабатывать авторские программы;
— вести работу над формированием у учащихся всех компонентов содержания школьной географии — знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру;
— планировать учебный процесс исходя из поставленных целей урока или темы, прогнозировать познавательную деятельность учащихся;
— органически соединять обучение географии с жизнью, обсуждать на уроках актуальные события внутренней и внешней жизни;
— в процессе усвоения школьниками учебного материала концентрировать их внимание на пространственной дифференциации природной среды, географии населения и хозяйства;
— формировать у учащихся комплексный подход к рассмотрению географических объектов и процессов как важное условие их развития и становления научного мировоззрения;
— осуществлять гражданственное, патриотическое, экологическое и экономическое воспитание;
— отбирать наиболее эффективные средства обучения к уроку;
— выбирать учебник из нескольких параллельных и рационально использовать его в учебном процессе;
— применять различные приемы работы с картой;
— проводить уроки с применением современных средств обучения;
— организовывать самостоятельную деятельность учащихся, включать современные технологии обучения в учебный процесс;
— планировать и проводить уроки с разной дидактической целью, а также проблемные, творческие и нестандартные уроки;
— наряду с фронтальной и индивидуальной работой включать в уроки коллективные формы учебной деятельности;
— использовать в старших классах лекционно-семинарскую форму обучения;
— создавать индивидуальные планы обучения для отдельных школьников или их групп, осуществлять дифференцированный подход к учащимся в рамках урока, экскурсии, внеклассной работы;
— осуществлять межпредметные и внутрипредметные связи;
— уметь разрабатывать и проводить уроки по элективным курсам;
— научно организовать свой труд в кабинете географии, при подготовке уроков и в процессе их проведения, во внеклассной работе;
— вести внеклассную работу по географии, быть организатором экскурсионно-туристической работы в школе;
— заниматься самообразованием, пополнять свои познания из литературы и путем обмена опытом с коллегами.
— реализовывать краеведческий принцип обучения;
— реализовывать сквозные направления географии – интеграция, экологизация, гуманизация, социализация, экономизация, практическая направленность.
Информация об организаторах и руководителях практики
Групповой руководитель___Беляева Татьяна Константиновна ____________________________________________
Методист по географии_______Кривдина Ирина Юрьевна _________________________________________
Учитель географии __Разживина Валентина Алеексеевна _________________________________________________
Директор школы____Федосеева Елена Федоровна __________________________________________________
Заместитель директора по
воспитательной работе________Глухова Татьяна Ивановна _________________________________________
Заместитель директора по
учебной работе____________Ерыкалова Галина Ивановна ___________________________________________
Задачи педагогической практики
Формирование педагогической, географической, экологической культуры.
Развитие педагогического сознания и профессионально значимых качеств.
Формирование умений и навыков проектирования педагогической деятельности.
Формирование умений применять педагогические технологии в обучении географии.
Изучение, анализ и применение педагогического опыта в учебно-воспитательной и методической деятельности.
Формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней.
Развитие педагогического самообразования.
Обязанности студента на педагогической практике
Студент обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям администрации школы, руководителю практики.
Во время педагогической практики студент прикрепляется к одному из классов среднего звена и выполняет все виды работ, предусмотренные программой практики по географии.
Студент должен находиться в школе в течение пяти дней недели не менее 6 часов в день. Один день в неделю выделяется для самостоятельной работы (библиотека, консультации, подготовка к занятиям).
В процессе педагогической практики студент фиксирует выполненную работу в рабочей тетради и в дневнике, который еженедельно просматривается и подписывается учителем географии и групповым руководителем педагогической практики.
По окончании педагогической практики студент представляет на кафедру рабочую тетрадь со всеми выполненными заданиями.
На итоговой конференции студент отчитывается о результатах работы.
Кто не знает, в какую гавань плывет,
для того нет попутного ветра
Сенека
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА
Индивидуальный план работы студента
"Утверждаю"
____________________
Руководитель практики
Содержание работы
|
Сроки
|
Отметка
Учителя
|
1. Психолого-педагогический блок
-
Изучение направлений работы школы, ее традиций, инноваций;
а) беседа с директором, завучем, педагогическим коллективом школы;
б) изучение плана работы школы;
в) беседа с учителем географии;
г) знакомство с кабинетами географии;
д) знакомство с расписанием уроков.
|
13.01.14.,
14.01.14
|
|
Изучение и анализ путей реализации основных направлений школы в профессиональной деятельности учителей:
а) посещение уроков в своем классе по разным предметам, их анализ;
б) выявлений особенностей педагогической деятель-ности учителей, реализации основных направлений работы школы;
|
13.01.14.-
16.01.14.
|
|
Изучение и анализ психолого-педагогической характеристики класса:
а) беседа с классным руководителем;
б) знакомство с журналом класса;
в) беседа с учащимися;
г) педагогические наблюдения за учащимися: посеще-ние уроков в своем классе по географии и другим предметам, изучение возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
|
13.01.14.-17.01.14.
|
|
Изучение педагогического опыта учителя географии:
а) посещение уроков учителя географии в разных параллелях, их анализ
б) знакомство с учебной программой и учебником, по которым работает учитель;
в) знакомство с тематическим планом учителя;
г) знакомство с методическим стилем учителя геогра-фии, выявление инновационных направлений в профессиональной деятельности;
д) знакомство с направлением научно-педагогического исследования учителя;
е) знакомство с работами учителя (научного, учебно-методического направления).
|
14.01.14-17.01.14
|
|
2. Учебно-методический блок
Учебно-воспитательная работа по географии
Разработка технологической карты по изучаемым темам.
|
13.01.14.-15.01.14.
|
|
Разработка, моделирование и проведение современных уроков по географии в старших классах по курсам «География России», «Экономическая и социальная география мира»;
|
17.01.14.-10.02.14.
|
|
Реализация регионального и школьного компонентов на уроках географии
|
|
|
Проведение индивидуальных, дополнительных занятий с учащимися;
|
18.01.14,23.01.14.
|
|
Проведение уроков по элективным, профильным курсам (углубленное изучение географии)
|
---------
|
|
Внеклассная работа по географии
Реализация профориентационной работы в школе:
а) тематический классный час,
б) внеклассное мероприятие,
в) оформление профориентационного стенда,
г) проведение экскурсии в музеи и на кафедры НГПУ,
д) выступление на родительском собрании и др.
|
16.01.14
5.02.14
|
|
Краеведческая работа
а) оформление краеведческого уголка, стенда в кабинете географии;
б) организация экскурсии на предприятие (заочной)
|
9.01.14
|
|
3.Научно-методический блок
Разработка и реализация инновационных педагогических технологий на уроках географии в старших классах.
а) предварительный этап
б) проектировочный этап
в) технологический этап
г) рефлексивный этап
|
20.01.14.
10.01.14.
|
|
-
Участие в заседании методического объединения учителей-предметников
|
---------
|
|
Создание методической копилки.
|
13.01.14.-10.02.14
|
|
4.Рефлексивно-оценочный блок
Аналитическая деятельность студента:
а) самоанализ;
б) анализ урока однокурсника.
в) анализ внеклассного мероприятия по географии
г) анализ экскурсии по географии
|
13.01.14,
20.01.14,
24.01.14,
5.02.14
|
|
Самооценка качества педагогической практики
|
3.02.14,
7.02.14
|
|
Оценка функциональной компетентности
|
10.02.14
|
|
|
|
|