Навигация по странице:
|
Перспективы развития педагогической профессии
|
Название |
Перспективы развития педагогической профессии
|
Анкор |
istoricheskie_retrospektivy_vozniknovenie_uchitelskoi_profes.doc |
Дата |
26.05.2017 |
Размер |
205.5 Kb. |
Формат файла |
|
Имя файла |
istoricheskie_retrospektivy_vozniknovenie_uchitelskoi_profes.doc |
Тип |
Реферат
#9751
|
страница |
2 из 3 |
|
Глава 2. Учительская профессия на современном этапе развития человечества
2.1. Преемственность во взглядах на профессию учителя
Особенность учительской профессии заключается в том, что деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, к какой жизни готовить своих воспитанников. Следовательно, педагогу необходимо профессионально владеть опытом прошлого, особенно хорошо ориентироваться в современной жизни и предвидеть контуры будущего, предвосхищать события, которые могут быть в предстоящей жизни [36].
Развитие взглядов выдающихся деятелей образования на профессионально-педагогические качества учителя представляют собой качественный непрерывный закономерный процесс. Кандидат педагогических наук Нина Ивановна Мазурчук выделила стадии генезиса взглядов на профессионально-педагогические качества учителя.
1. Предрасполагающая стадия — формирование общих представлений о профессиональном облике учителя (XVIII в.). Тенденция к зарождению идеи о соответствии профессионально-педагогических качеств учителя требованиям педагогической деятельности. Появление новых взглядов на профессионально-педагогические качества учителя связано с глубокими социальными преобразованиями, осуществляемыми первоначально Петром I. Культура Нового времени выдвигает проблему учителя, его профессионально-педагогических качеств на авансцену общественной мысли России..
2. Стадия зарождения— формирование представлений об основных профессионально-педагогических качествах учителя (до реформы 1861 г.). Тенденция к интеграции персонифицированных идей о профессионально-педагогических качествах учителя на основе рациональных и интуитивных знаний о ценностях и цели образования.
Утверждаются идеи о необходимости:
• иметь направленность учителю на признание ценности личности ученика, имеющего свои индивидуальные особенности; развитие ребенка; признание ребенка активным субъектом педагогического процесса, верить в возможности ребенка к самосовершенствованию;
• быть эрудированным в различных областях знания; в области своего предмета, в области педагогических дисциплин;
• иметь педагогические способности: доступно, ясно, понятно излагать учебный материал, следовать природе ребенка; понимать личность ребенка и малейшие изменения ее состояния; устанавливать целесообразные отношения с ребенком, соблюдать педагогический такт; организовывать ученический коллектив; проявлять интерес к познанию;
• проявлять духовно-нравственные качества.
3. Стадия созревания — интеграция представлений о совокупности профессионально-педагогических качеств учителя в системе организации педагогического процесса (после 1861г.). Тенденция к научному обоснованию идей о профессионально-педагогических качествах учителя на основе социальной и педагогической рефлексии. Одной из основных характеристик развития педагогической мысли в указанный период является переход отечественной педагогики на новый уровень развития — научный. Этот переход связан с именем К. Д. Ушинского и его единомышленников, которые последовательно проводят в жизнь идеи своих предшественников о профессионально-педагогических качествах учителя. В этот период на основе интеграции представлений о профессионально-педагогических качествах учителя развивается идея о совокупности качеств учителя. Во-первых, доминируют идеи о необходимости иметь направленность учителю на признание ценности личности ученика, имеющего свои индивидуальные особенности; развитие ребенка; признание ребенка активным субъектом педагогического процесса, верить в возможности ребенка к самосовершенствованию. Во-вторых, о необходимости быть эрудированным в различных областях знания; в области своего предмета, в области специально-педагогических дисциплин. Кроме того, в области общеразвивающих дисциплин, способствующих глубокому усвоению специально-педагогических знаний. В третьих, о необходимости иметь педагогические способности: доступно, ясно, понятно излагать учебный материал, следовать природе ребенка; понимать личность ребенка и малейшие изменения ее состояния; устанавливать целесообразные отношения с ребенком, проникать во внутренний мир ребенка; соблюдать педагогический такт; организовывать ученический коллектив; проявлять интерес к познанию; строить отношения с воспитанником на доверии и любви; прогнозировать развитие ребенка. Широко развиваются идеи о необходимости иметь учителю твердую жизненную позицию, уважать личность в себе и в другом человеке. Широкое развитие во взглядах выдающихся деятелей отечественного образования получает идея о творческой индивидуальности учителя. В этот период прослеживается тенденция к научному обоснованию идей о профессионально-педагогических качествах учителя на основе социальной и педагогической рефлексии.
4. Стадия стабилизации — становление научных основ определения совокупности профессионально-педагогических качеств учителя (конец XIX— начало XX в.). Тенденция к трансформации персонифицированных идей о профессионально-педагогических качествах учителя в структуру общественного сознания характеризуется созданием объективных условий расцвета педагогической мысли, представляющей интеграцию педагогических идей, взглядов и теорий; практического опыта выдающихся деятелей отечественного образования. Педагогические взгляды деятелей отечественного образования на профессионально-педагогические качества учителя формируются под влиянием многих факторов. Однако наибольшее влияние оказывает развитие наук о человеке. На основе теоретического наследия деятелей отечественного образования второй половины XIX столетия формируется представление о ребенке как сложной развивающейся системе. Ребенок рассматривается не только как объект воздействия социальной среды, условий жизни, но и как личность, способная активно воспринимать явления окружающего мира и перерабатывать их исходя из внутренней мотивации и индивидуальных особенностей. В контексте новых педагогических концепций и теорий формируются взгляды выдающихся деятелей отечественного образования на профессионально-педагогические качества учителя. Устанавливается зависимость в системах «учитель — предмет — ученик», «семья — школа — жизнь». В этот период происходит становление научных основ определения совокупности профессионально-педагогических качеств учителя. Идеи о совокупности профессионально-педагогических качествах учителя, получившие развитие на стадии созревания, углубляются и расширяются. Возникают идеи о педагогической направленности, признании себя носителем педагогической профессии; о необходимости иметь качества учителя-гражданина, признании ответственности учителя за успех обучения и воспитания [16].
Изучив работу Нины Ивановны, мы пришли к выводу о том, что от стадии к стадии можно проследить преемственность фундаментальных взглядов на профессию учителя, на функции педагога, не смотря на это с течением времени всё же меняются и требования предъявляемые государством и обществом к учителю.
В аспекте профессионально-педагогических качеств учителя прослеживается связь взглядов выдающихся деятелей отечественного образования XVIII — начала XX в. с педагогическими взглядами современников, исследующих проблемы личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию, возрастной педагогики, педагогической диагностики, развивающего обучения, мониторинга образовательного процесса, педагогики сотрудничества и ситуации успеха [16].
В следующих пунктах данной главы мы остановимся подробнее на изучении пятой стадии в генезисе учительской профессии — экстраполирующей (проектирование тенденций на будущее).
2.2. Требования к профессиональной подготовке педагогических кадров в свете принятия ФГОС второго поколения
"Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать последствий" (В.О. Ключевский). Многие философы и историки доказали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Столь же тщетны попытки понять прошлое, не имея достаточных знаний о настоящем [34].
Мир находится на пороге нового тысячелетия. Гуманизм как социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, признающих его право на свободу, счастье и развитие, проявление своих физических и духовных сил, — становится обобщённой системой взглядов, убеждений и идеалов учителя XXI века. Утверждение гуманистического мышления будет способствовать становлению нового стиля взаимоотношений учителя с учащимися.
Наиболее характерными чертами такого стиля являются:
реализация идеи личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании;
постепенный переход от групповых форм взаимодействия к индивидуальным;
предпочтение косвенной формы педагогического требования к учащимся (совета, просьбы, предложения) прямым (указание, распоряжение, приказ);
эмоциональная окрашенность деловых отношений с учащимися;
наличие постоянного контроля в процессе осуществления деловой коммуникативной деятельности;
оказание помощи ученику в его саморазвитии через воспитание культуры, отношения к самому себе, людям, природе.
Одной из характерных черт современного этапа научно-технической революции является компьютеризация всех сфер жизни общества, что влечёт за собой кардинальные изменения в структуре профессиональной, в том числе и педагогической, деятельности. Информатизация образования, включающая использование информационных технологий во всех звеньях системы образования, становится насущной потребностью. Как считают некоторые учёные (В.А. Сластенин, В.М. Нестеренко), «информационные умения начинают постепенно отодвигать на задний план традиционные «трудовые навыки», что в свою очередь требует с самого начала обучения будущего учителя в педагогическом вузе стремиться к выработке навыков ориентации в новой информационной среде.
Готовясь к профессионально-педагогической деятельности в новом тысячелетии, необходимо опираться на мировой опыт развития образования, учитывая при этом свои национальные особенности. Сегодня практически все страны мира испытывают потребность в выработке новой образовательной системы, основу которой составляет идея непрерывности. Образование и развитие систем непрерывного (пожизненного) образования вызывают заметные изменения в педагогической профессии. Число специалистов, вовлечённых в процесс обучения и воспитания детей, молодёжи и взрослых, непрерывно растёт. При этом наблюдается не только бурный количественный рост, но и усиление разнообразия в педагогической профессии. Так, в Российской Федерации в соответствии с Законом «Об образовании» (1992, 1996) получили право на жизнь нетрадиционные формы и виды образования: экстернат, семейное образование, очно-заочные формы обучения и др., что диктует спрос на образовательные услуги и порождает новые педагогические специальности.
Среди растущего разнообразия педагогических специальностей школьный учитель продолжает оставаться наиболее многочисленной и массовой профессией. Последние десятилетия характеризуются активными поисками путей реорганизации педагогического образования в свете требований XXI века. Ряд видных исследователей в области зарубежной педагогики (З.А. Малькова, В.Я. Пилиповский) выделил общие тенденции в модернизации систем подготовки учителей являются.
• устранение дуализма в подготовке учительских кадров для различных типов школ. Университеты становятся основным типом высшего учебного заведения для подготовки учителей, что приближает учительскую профессию к уровню других специальностей и способствует повышению её роли в обществе;
• многоуровневость и вариативность педагогического образования. Учителя и другие специалисты, имеющие дело с обучением детей и взрослых, готовятся по программам различной продолжительности (бакалавра, специалиста, магистра) и разной направленности, что сказывается на профессиональной карьере, в том числе и оплате труда;
• усиление общеобразовательного компонента в содержании педагогического образования. Учитель для выполнения своих усложняющихся функций должен быть разносторонним и высокообразованным человеком, духовно богатой и тонко чувствующей природу другого человека личностью;
• создание альтернативных возможностей подготовки учительских кадров из специалистов других профилей;
• привлечение к учительской профессии талантливой молодёжи путем предоставления ей различных льгот и привилегий;
• интеграция вузовского и послевузовского (последипломного) педагогического образования, гибкость и вариативность форм и видов последипломного образования, разработка личных стимулов к непрерывному повышению квалификации [17].
В 2009 году был подготовлен и опубликован проект ФГОС для начальной школы. На данный момент новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) всё настойчивее входят в массовую школу, где учителя, учащиеся, родители - участники важного для жизни школы события. Одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно успешное внедрение ФГОС в школе, - подготовка кадров. Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе [24].
Профессиональные качества учителя в свете принятия ФГОС второго поколения основываются на следующих умениях: модифицировать учебные программы, работать по учебному плану, консультировать учащихся, оказывать помощь в самостоятельном получении знаний. Нужно уважать желание ребёнка работать самостоятельно, умение воздерживаться от вмешательства в творческий процесс ребёнка, поощрять работу над проектами, предложенными учащимися, извлекать максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и наклонностей учащихся.
Поскольку деятельность учителя по новым стандартам не ограничивается только наблюдением и фиксацией проявлений, а предусматривает более многообразную деятельность по анализу действий ученика, осознанию хода и направлений его мыслей, установлению причин его затруднений и ошибок, то обязательными характеристиками учителя должны быть активность мышления, сильно развитые аналитические и логические функции, воображение [35].
Цели современного профессионального образования все более связываются с развитием профессионально-личностных качеств выпускника, формированием его профессиональной компетентности. Модернизация российского образования и стремление России интегрироваться в европейское сообщество определяют необходимость переориентации оценки результатов образования с понятий «образованность», «подготовленность» на понятия «компетенция» «компетентность». Компетентность — интегральное качество личности, характеризующее готовность человека к эффективной реализации той или иной социальной роли (профессионала, члена общества, гражданина и т.д.), компетенция — это результат образования, выражающийся в готовности человека к решению определенных задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования им внутренних и внешних ресурсов.
Современный процесс повышения эффективности образования предполагает целенаправленную, согласованную систему взаимосвязи учебной и профессиональной деятельности студентов, а конечным продуктом сформированной учебной деятельности является личность специалиста, его компетентность.
Начиная с 2000 г. в стратегических документах РФ в области образования как одно из наиболее значимых концептуальных оснований обновления содержания образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает переход в конструировании содержания образования от «знаний» к «способам деятельности».
Профессиональная компетентность учителя начальных классов является важнейшей характеристикой теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности и представлена совокупностью универсальных (социальная, коммуникативная, информационная и др.) и профессиональных компетенций; в числе последних — общепрофессиональные (психолого-педагогическая, нормативно-правовая, рефлексивная) и специальные (предметная и методическая) компетенции [7].
2.3.Перспективы развития педагогической профессии
Анализ мировых тенденций в области образования, в частности профессионально-педагогического, свидетельствует о необходимости предъявления более высоких требований как к педагогическому профессионализму, так и личностным качествам учителя.
По мнению В.И. Андреева, основными проблемами, с которыми столкнутся учителя нового тысячелетия, будут:
• всё более сложные, постоянно усложняющиеся проблемы повышения качества образования, гарантирование высокого уровня образовательных стандартов, с чем сможет справиться лишь учитель, обладающий высокой профессиональной компетентностью;
• учителю часто самому предстоит ставить и решать творческие и исследовательские задачи, то есть возрастает роль и значение творческих, исследовательских способностей учителя. Таким образом, учитель будущего должен быть непременно творческой личностью;
• всё усложняющиеся проблемы воспитания потребуют от учителя более высокого уровня интеллигентности, возрастает роль и значение духовно-нравственного потенциала учителя;
• учителю XXI века предстоит непрерывно овладевать прогрессивными технологиями обучения и воспитания, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта, адаптировать их применительно к своей предметной деятельности, приспособить к своим индивидуальным особенностям и способностям;
• учителю третьего тысячелетия предстоит решать ряд новых сложных профессионально-педагогических проблем, требующих интеграции знаний, практических умений и навыков из таких смежных с педагогикой наук, как философия, психология, медицина, религиоведение, экономика, право, кибернетика, что потребует от учителя значительных усилий и способностей к непрерывному образованию [1].
В обобщённом виде основными требованиями к личности учителя недалекого будущего являются: профессиональная компетентность, интеллигентность, конкурентоспособность, духовность. В настоящее время в деятельности учителей все более широкое распространение получает использование современных информационных технологий. За последние 10—15 лет компьютеризация образования из мечты стала явью. Как на учителя, так и на учащихся обрушился огромный информационный поток, требующий умелого и грамотного выбора того, что необходимо как для ученика, так и для учителя. В качестве основных проблем в сфере организации образования и учительского труда (в частности, с использованием информационных технологий) можно выделить следующие:
Формирование готовности будущего педагога к работе в единой информационной среде. Данную проблему можно рассматривать как умение владеть и понимать возможности использования информационных технологий в учебном процессе, — с одной стороны, и как разумное соотношение традиционных и новых технологий в учебном процессе — с другой.
Создание единого информационного пространства и формирование единого тезауруса, позволяющего педагогу концентрировать внимание и время не только на организации и методике обучения, но и на концептуальных аспектах учебного процесса.
-
Подготовка и переход на преподавание с использованием информационных технологий. Такой переход предполагает разработку информационно-компьютерной поддержки учебных курсов, в том числе и гуманитарного блока в учебных планах образовательных учреждений.
Подготовка программно-методического обеспечения учебного процесса в едином информационном пространстве. Это требует совместных усилий учителей, методистов, психологов, специалистов по компьютерному обеспечению учебного процесса.
Таким образом, уже на стадии вузовского обучения будущим педагогам необходимо готовиться к использованию компьютера в учебном процессе вообще, овладевать умениями и навыками работы с компьютерами при преподавании конкретных дисциплин [17].
В настоящее время на разных уровнях в российском обществе идет обсуждение проблемы совершенствования педагогического образования в связи с утверждением Президентом России Д.А. Медведевым национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в ходе которого свое мнение высказывают разные специалисты. Ряд ученых и практиков отрицают существующий опыт профессиональной подготовки будущего педагога. В новых государственных документах о подготовке будущего учителя говорится очень кратко: «Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов» [26].
От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. В мировой и российской педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки, предъявляются новые требования к облику «модели» педагогов, к тому минимуму знаний, которым должен владеть практически каждый специалист.
Ведущими задачами педагога нового типа являются:
создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника;
учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;
коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка, помощь ему в осознании основных социальных ценностей [12].
Какова же «модельная» личность учителя XXI века? Японский педагог Т. Киучи предлагает модель учителя, в которую включает ряд существенных, по его мнению, признаков и качеств: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образование, высокая культура и осознание ценностей воспитания, свобода и ответственность, причастность к интеллектуальной элите.
И.И. Казимирская раскрывает следующие компоненты личности учителя XXI века.
Гносеологический: осознание целостности человека и биосферы; осмысление места и роли педагогической деятельности в образовании личности.
Аксиологический: осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; признание самоценности каждого периода жизни человека; признание высшей целью образования саморазвитие личности и др.
Творческий: организовать свою жизнь как пространство беспрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность строить учебный процесс как совместную творческую деятельность и др.
Коммуникативный: способность мыслить и строить учебно-воспитательный процесс в системе диалога; способность понимать другого, находить компромиссы, уметь вести дискуссию и др.
Этический: способность осознавать культурно-творческие функции образования, культуру взаимоотношений; осознание педагогического процесса как двухдоминантного, в котором осуществляется диалог поколений; способность формировать эстетические критерии оценки явлений [9, 47–50]
Ведущими эмоциональными чертами характера учителя должны оставаться: эмпатия, то есть способность сопереживать чувствам учащихся и их родителей; оптимизм; бодрость, веселость; доброжелательность; удовлетворенность успехами учащихся; щедрость на похвалу; «подход к ребенку с оптимистической гипотезой» [39].
Готовясь к профессионально-педагогической деятельности в новом тысячелетии, необходимо опираться на мировой опыт развития образования, учитывая при этом свои национальные особенности. Со временем меняются не только требования общества и государства к педагогу, но и сами педагоги, понимая высокий уровень ответственности и значимости свой профессии, надеются на соразмерную оплату своего труда, достойную систему поощрений. Поэтому одной из приоритетных задач государства является повышение относительно невысокого статуса профессии учителя. Решение этой задачи требует времени.
|
|
|