Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

История России. Планы семинарских занятий по курсу История Отечества Нижний Новгород 2008



Скачать 147 Kb.
Название Планы семинарских занятий по курсу История Отечества Нижний Новгород 2008
Анкор История России.doc
Дата 04.05.2017
Размер 147 Kb.
Формат файла doc
Имя файла История России.doc
Тип Планы семинарских занятий
#7403


Министерство образования Российской Федерации

ГОУВПО Нижегородский государственный педагогический университет

Кафедра современной истории России

Методические рекомендации и

планы семинарских занятий

по курсу «История Отечества»


Нижний Новгород

2008
Предлагаемый курс охватывает период от становления государственности славян до развития постсоветской России в начале XXI в. Планы семинарских занятий, включают важнейшие этапы исторического развития нашей страны. Особое внимание уделяется таким важным вопросам, как развитие русской государственности, формирование российской многонациональной культуры, социально-экономические преобразования в различные эпохи и их влияние на судьбы России.

Цель курса – познакомить студентов с историей нашей Родины. В рамках поставленной цели предполагается достижение следующих задач:

  • воспитание у студентов патриотических и гражданских чувств;

  • обучение первичным навыкам работы с историческим материалом;

  • активизация мыслительной деятельности студентов (умение анализировать, сопоставлять, вести дискуссии).

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что способствует формированию у студентов целостного представления об истории России.

В рамках данного курса предусмотрены промежуточные и итоговые формы контроля за уровнем знаний студентов. Промежуточная аттестация студентов включает тестирование по разделам курса, написание рефератов по наиболее актуальным проблемам истории России, участие в конференциях, работу с материалами музея истории НГПУ.

Итоговая аттестация проводится по завершении курса в виде устного экзамена.

Оценка ответа студента на экзамене определяется следующими критериями:

  1. владение понятийным аппаратом;

  2. знание фактического материала;

  3. умение аргументировать свою точку зрения;

  4. умение формулировать выводы по излагаемой теме;

  5. умение связать знания с современным развитием страны.



Учебники к курсу «История Отечества»





  1. Боффа Д. История Советского Союза. В 2 т. М., 1990.

  2. Верт Н. История Советского государства. М., 1992.

  3. Новейшая история Отечества / Под ред. А.Ф. Киселева и Э.М. Щагина. М., 1998.

  4. История России: Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2003.

  5. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1993.

Тема I. Киевская Русь в IX–XI вв.
1. Происхождение, быт и религия древних славян.

2. Возникновение государственности у восточных славян. Норманизм и антинорманизм.

3. Политический и социальный строй древней Руси по тексту «Русской Правды».

4. Крещение Руси и его значение.

Методические рекомендации
В данной теме особое внимание следует обратить на специфику возникновения и генезиса государства у восточных славян. Перед этим студенту следует выяснить «Что такое государство?» и условия его возникновения.

Необходимо выяснить суть исторической полемики по вопросу о происхождении славян, пути их расселения по Восточной Европе.

При подготовке второго вопроса рассмотрите теории происхождения древнерусского государства «норманскую» и «антинорманскую». Обратите внимание на историю их появления, развитие, покажите научные аргументы каждой из них, выявите степень объективности.

Ответ на третий вопрос требует анализа текста «Русской Правды». Первоначально выясните причины появления «Русской Правды», обратите внимание на ее новизну по сравнению с «обычным» правом. Какие слои населения Киевской Руси фигурируют в «Русской Правде», каково их положение в обществе. Что можно сказать о политическом строе и экономическом развитии русских земель на основании «Русской Правды».

Весьма важным является выявление внешних и внутренних факторов образования древнерусского государства, а также влияния на этот процесс христианства. Необходимо выяснить особенности христианизации Руси. Какие отношения связывали Русь и Византию до принятия христианства.. С этой целью следует сравнить его с процессом христианизации Европы и определить основные отличия. Опишите ход Крещения, какие культурные, политические, социально-экономические последствия прихода православного христианства на русские земли.
Источники и литература

1.Повесть временных лет. Н.Новгород, 1993.

2. Вернадский Г.В. Древняя Русь. М., 1996.

3. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков IX–XI вв. М., 1998.

4. Фроянов И.Я. Древняя Русь. СПб., 1995.


Тема II. Феодальная раздробленность на Руси.
1. Социально-политическое развитие Северо-Восточной Руси в XII–XIII вв.

2. Русь и Золотая Орда: исторические споры вокруг последствий монголо-татарского ига.

3. Специфика социально-политического развития Новгорода и Пскова.
Методические рекомендации

Рассмотрите причины феодальной раздробленности на Руси. Почему в период феодальной раздробленности Киев утрачивает статус столицы Древнерусского государства. Какие возникли княжества на территории ранние единого государства. При анализе социально-политического развития Северо-Восточной Руси следует обратить внимание на такие аспекты этой проблемы, как роль южной миграции в развитии региона, борьбу княжеской власти с боярством, и взаимоотношение славян с фино-угорскими племенами.

Как возникло монгольское государство? Почему русские земли не смогли противостоять нашествию хана Батыя. Какие формы зависимости сложились у русских земель от Золотой Орды. В вопросе об установлении монголо-татарского ига особого внимания заслуживает вопрос о влиянии кочевой цивилизации монголо-татар на Руси. Покажите разные подходы, существующие в современной исторической науке, по вопросу о роли татаро-монгольского ига в судьбах русских земель.

Раскройте понятие «феодальная республика», объясните специфику развития Новгородской земли. При изучении вопроса о развитии Новгородской феодальной республики весьма важными являются такие сюжеты как феномен ушкуйничества в общественно-политической жизни Новгорода, роль различных институтов власти (князь, церковь, вече, бояре).

Источники и литература

1. Бегунов Ю.К. Александр Невский. М., 2005.

2. Кучкин В.А. Русь под игом: как это было. М., 1991

3. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси X–XIV вв. М., 1984.

4. Мартышин О.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992.

5. Феннел Д. Кризис средневековой Руси 1200–1304. М., 1989.

Тема III. Возвышение Москвы. Образование и укрепление единого русского государства в XVXVI вв.
1. Возвышение Москвы в XIV веке.

2. Политические, социальные и религиозные факторы централизации московского государства при Иване III и Василии III.

3. Политика Ивана IV Грозного
Вопросы и задания


  1. Назовите юридические нормы крепостного права, впервые закрепленные Судебником Ивана III.

  2. Какие изменения произошли в системе государственного управления России в эпоху Ивана IV?

  3. В чем причина поражения России в Ливонской войне?

  4. Какую цель преследовала опричнина? Была ли она достигнута?

  5. В чем суть конфликта между Иваном IV Грозным и князем Андреем Курбским?


Методические рекомендации

Назовите основные причины возвышения Москвы в XIV в., какую политику проводили первые московские князья, почему им удалось победить княжество Тверское. Выясните, почему Дмитрий Донской сумел перейти к открытой борьбе с Золотой Ордой, какие процессы происходили в монгольском государстве.

При изучении вопроса о складывании Русского централизованного государства необходимо уяснить предпосылки этого процесса, а также выявить специфику образования единого русского государства. С этой целью требуется сравнить его с аналогичными процессами в Европе. Рассмотрите основные внутренние преобразования Ивана III и его внешнюю политику. Отметьте преобразования связанные с концепцией «Москва – Третий Рим»

Изучая эпоху Ивана IV, следует привлечь опубликованные источники. «Домострой», составленный священником Сильвестром, переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским, воспоминания иностранцев о России Генриха Штадена, Дж. Горсея, Сигизмунда Герберштейна, Якова Маржерета и др. На основании изучения вышеперечисленных источников необходимо - объяснить суть реформ Избранной Рады, отследить постепенный переход к политике «опричнины», объяснить ее суть и последствия для страны. Отдельно рассмотрите внешнюю политику Ивана IV выделите удачные свершения и поражения русского оружия и дипломатии. Подведите итоги правления Ивана Грозного покажите взаимосвязь его царствования со Смутным временем в истории России.

Источники и литература

1.Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: борьба за единство Руси. М., 1992.

2.Зимин А.А. реформы Ивана Грозного. М., 1980.

3.Кузнецов Е.В. Рождение России. Арзамас, 2004.

4.Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1980.

5.Скрынников Р.Г. Царство террора. М., 1993.

6.Хорошкевич А.Л. Россия в системе международных отношений середины XVI в. М., 2003.
Тема IV. Россия в XVII в. Особенности социально-политического развития.
1. Кризис российской государственности на рубеже XVI–XVII вв. Причины, этапы и последствия Смуты.

2.Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Завершение оформления крепостного права.

3. Внешняя политика России в XVII в.

Методические рекомендации


При подготовке к первому вопросу данной темы следует выяснить сущность Смутного времени и его значение для дальнейшего развития России, а также позиции различных слоев российского общества в годы Смуты. При анализе событий Смуты, рассмотрите политику Бориса Годунова, объясните феномен «самозванчества», покажите опасность положения страны во время интервенции и историческое значение подвига второго Ополчения во главе с Козьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским.

При ответе на вопрос о становлении абсолютизма в России в XVII в. необходимо выяснить специфические особенности этого процесса, а также отличия от становления абсолютной монархии в западных странах. Весьма важным для понимания сути российского абсолютизма является вопрос о том, как становление абсолютной монархии повлияло на социальную структуру общества.

При изучении внешней политики России в XVII в. нужно выделить ее основные направления и выяснить, как изменялся главный вектор внешней политики России в течение XVII в., охарактеризовать основные ее этапы и лиц, стоящих у истоков внешней политики России в XVII в. Покажите территориальные изменения России на протяжении столетия, важность присоединения Сибири и Украины.

Источники и литература

1.Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVIII столетии. М., 1989.

2.Козляков В. Смута в России. XVII в. М., 2007.

3. Сахаров А.М. Образование и развитие российского государства в XV–XVII вв. М., 1998.

4. Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. Изд. 3-е, испр. М., 2007.

5. Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия. М., 2004.

6. Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в. М., 1990.

Тема V. Российская империя в XVIII веке

1. Модернизация России в период реформ Петра I.

2. Дворцовые перевороты 1725–1762 гг.

3. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II.

4. Развитие русской культуры в XVIII в.

  1. Каковы особенности развития русской культуры в XVIII в.


Методические рекомендации

Рассматривая суть преобразования Петра I, обратите внимание на создание новой централизованной системы управления государством, экономические реформы, принятие императорского титула подчинение церкви. Как петровские реформы отразились на положении различных социальных слоев общества? Покажите итоги внешней политики Петра I.

Охарактеризуйте положение России в эпоху дворцовых переворотов, покажите преемственность политики императоров этого периода и особенности отдельных правлений. Что такое «фаворитизм», почему это явление так распространилось в XVIII веке.

Анализируя политику Екатерины II, объясните сущность термина «просвещенный абсолютизм», объясните его реализацию на российской почве. Почему Екатерина II не пошла на отмену крепостного права, объясните ее административную реформу и сословную политику. Какие внешнеполитические успехи были у России в царствование императрицы, покажите противоречивость политики в отношении революций в Европе и Америке. Почему эпоху Екатерины II называют «золотым веком русского дворянства».

В целях более полного раскрытия того или иного вопроса данной темы необходимо широко использовать метод сравнения (политики Петра I и Екатерины II, западного и российского абсолютизма, русской и европейской культуры). При раскрытии той или иной темы, особенно связанной с внутренней и внешней политикой России в указанный период, следует выявить роль не только правителей, но и их окружения.

Рассматривая русскую культуру XVIII века, покажите основные стили и направления, пришедшие к нам из Европы. Перечислите представителей русской науки и культуры этого периода.

Источники и литература

Записки императрицы Екатерины II. М., 1989.

Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Екатерининские орлы. М., 1996.

Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1992.

Со шпагой и факелом: Дворцовые перевороты в России 1725–1825. М., 1991.

Павленко Н.И. Петр Первый. М., 1976.

Павленко Н.И. Полудержавный властелин. М., 1990.

Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1995.

Петр Великий / ред. Е.В. Анисимов. М., 2007.

Эйдельман Н.Я. Грань веков. М., 1988.

Эйдельман Н.Я. Из потаенной истории России XVIII–XIX вв. М., 1993.
Тема VI. Россия в первой половине XIX веке
План занятия:

  1. Государственные преобразования Александра I. Негласный комитет. М.М. Сперанский.

  2. Общественно-политические идеи декабристов.

  3. Западники и славянофилы: спор о месте России в европейской цивилизации.

  4. Политическая реакция и реформы Николая I.


Вопросы и задания


  1. В чем проявилась непоследовательность реформаторских замыслов Александра I?

  2. Какие факторы оказали влияние на движение декабристов.

  3. В чем отличие «Русской правды» П. Пестеля от «Конституции» Н. Муравьева.

  4. В чем проявил себя Николай I как реформатор и как консерватор?

  5. Каковы причины поражения России в Крымской войне?


Методические рекомендации
При подготовке к семинарскому занятию по этой теме следует использовать богатейший массив источников личного происхождения, в частности мемуары декабристов, общественных деятелей 30–50-х гг., сочинений западников и славянофилов.

Особое внимание следует обратить на реформаторскую деятельность либеральных сановников (М.М. Сперанского, П.Д. Киселева) и ее значение для судеб России, выяснить причины роста консервативных тенденций в политике Александра I и Николая I, а также какое влияние общественная мысль первой половины XIX в. оказала на развитие России, что общего и различного было у представителей славянофильского, западнического, революционно-демократического и консервативного направлений общественной мысли России.

Источники и литература

  1. Аникин А.И. Путь исканий. М., 1990.

  2. Кюстин А. Николаевская Россия. М., 1990.

  3. Иосифова Б. Декабристы. Л., 1990.

  4. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

  5. Нечкина М.В. Движение декабристов: в 2 тт. М., 1954.


Тема VII. Россия во второй половине XIX – начале XX в.

План занятия

  1. Отмене крепостного права в России.

  2. Реформы и контрреформы 60–80-х гг. XIX в.

  3. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX–XX вв. Реформы С.Ю. Витте.

  4. Реформы П.А. Столыпина и их значение.


Вопросы и задания


  1. раскройте сущность крестьянской реформы.

  2. В чем состояла ограниченность реформ 60–70-х гг. XIX в.

  3. В чем суть контрреформ Александра III.

  4. Выявите особенности развития российского капитализма на рубеже XIX и XX вв.

  5. Дайте характеристику столыпинской аграрной реформы.

  6. Почему реформы П.А. Столыпина не были завершены?

Методические рекомендации



При изучении этого блока вопросов следует обратить особое внимание на подготовку реформ и степень расхождения между первоначальным замыслом и их реальным осуществлением. Важно выяснить также, насколько реформаторы были самостоятельны в своих действиях, какой отклик вызвали реформы у различных слоев общества, и почему они не смогли предотвратить революцию. Можно ли согласиться со словами В.И. Ленина «Реформы побочный продукт революций».
Источники и литература


  1. Аврех А.Я. Столыпин и судьба реформ в России. М., 1991.

  2. Великие реформы в России: 1856–1874 гг. М., 1991.

  3. Витте С.Ю. Избранные произведения. М., 1991.

  4. Кафенгауз Л.Б. Эволюция промышленного производства России (последняя треть XIX в. – 30-е гг. XX в.). М., 1994.

  5. Литвак Б.К. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1988.

  6. Милютин Д.А. Воспоминания. М., 2006.

  7. Российские самодержцы. 1801–1917. 2-е изд. М., 1994.

  8. Троицкий Н.А. Лекции по русской истории XIX в. Саратов, 1994.

Тема VIII. Идейно-политическая борьба в России

с 1861 по 1917 гг.
План занятия:

  1. Народничество: от политического движения к партии эсеров.

  2. Распространение марксизма в России. Первые марксистские кружки. Образование РСДРП. Меньшевизм и большевизм.

  3. Буржуазно-либеральные партии России в начале XX в.

  4. Правые партии России в начале XX в.


Вопросы и задания


  1. Раскройте суть понятий «народничество», «марксизм», «социализм», «либерализм».

  2. Дайте классификацию народнического движения по отдельным направлениям.

  3. Почему «хождение в народ» закончилось неудачей?

  4. Почему народнический террор не привел к падению самодержавия?

  5. В чем отличие народников от марксистов?

  6. Кто такие «легальные марксисты»?

  7. В чем сходство и различие между большевиками и меньшевиками?

  8. В чем сходство и различие между кадетами и октябристами?

  9. На какие слои населения опирались правомонархические партии.

  10. Как изменялось представительство различных политических партий в I–IV Государственных Думах.


Методические рекомендации
Данная тема предназначена для самостоятельного изучения студентами. В ней необходимо уяснить сущность общественно-политических течений второй половины XIX – начала XX вв., разногласия их лидеров по конкретным проблемам развития российского общества. Следует также усвоить классификацию политических партий России начала XX в., их социальный состав и особенности программ. С этой целью необходимо широко использовать опубликованные исторические источники, в том числе произведения и мемуары политических лидеров, протоколы пленумов, съездов, конференций политических партий, эпистолярное наследие политических деятелей.
Источники и литература


  1. Алексеева Г.Д. Народничество в России в XIX в. М., 1990.

  2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1989.

  3. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск, 1991.

  4. Гусев К.В. Рыцари террора. М., 1992.

  5. история политических партий России / Под ред. А.И. Зевелева. М., 1994.

  6. Леонтович В. история либерализма в России 1762–1914 гг. М., 1995.

  7. Программы политических партий России конца XIX – начала XX вв. М., 1995.

  8. Россия XIX–XX вв. Взгляд зарубежных историков / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 1996.

  9. Становление российского парламентаризма начала XX в. / Под ред. Н.Б. Селунской. М., 1996.

  10. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (2-я половина XIX – нач. XX в.). М., 2000.


Тема IX Россия и СССР с 1917 по 1945 гг. Становление советской системы.

План первого занятия:

  1. Февральская революция 1917 г. Падение самодержавия.

  2. Расстановка политических сил и тактика партий в условиях двоевластия.

  3. Октябрь 1917 г. Первые преобразования Советской власти.


Вопросы и задания


  1. Каковы причины Февральской революции?

  2. Какие изменения произошли в государственном строе и раскладе политических сил в марте-июле 1917 г.

  3. С чем были связаны кризисы Временного правительства?

  4. Как отнеслись большевики к лозунгу «Вся власть Советам!» в 1917 г.

  5. Был ли В.И. Ленин немецким шпионом? Ответ аргументируйте.

  6. Почему не удался корниловский мятеж?

  7. В чем причины победы большевиков в октябре 1917 г.

  8. Каково значение Октябрьской революции 1917 г?


Методические рекомендации
В процессе подготовки к этой теме студент должен уяснить отличие февральской революции 1917 г. от первой русской революции 1905–1907 гг., февральской революции от октябрьской революции, попытаться определить их характер и ответить на вопросы: «Была ли революция 1917 г. социалистической?», «Почему большевики одержали победу над своими политическими противниками?» Особое внимание необходимо обратить на расстановку политических сил между февралем и октябрем 1917 г., роль отдельных социальных групп и слоев в событиях 1917 г.
Источники и литература


  1. Ленин В.И. ПСС. Т. 33–35. М., 1979.

  2. Рабинович А. Большевики приходят к власти. М., 1990.

  3. Раскольников Ф.Ф. Кронштадт и Питер в 1917 г. М., 1990.

  4. Суханов Н.Н. Записки о революции. В 3 тт. М., 1991.

  5. Троцкий Л.Д. История русской революции. В 2 тт. М., 1997.

  6. Шляпников А.Г. Семнадцатый год. В 3 тт. М., 1991.


План второго занятия

  1. Классы и партии в ходе иностранной военной интервенции и гражданской войны. Политика «военного коммунизма».

  2. НЭП: сущность, противоречия, уроки. Внутрипартийная борьба в 20-е гг.

  3. Политика большевиков в области межнациональных отношений.

  4. Переход от НЭПа к административно-командной системе. Социально-экономические последствия индустриализации и коллективизации деревни.


Вопросы и задания


  1. Большевистский курс на социализм – утопическая идея или попытки создания новой цивилизации?

  2. Как сложилась судьба лидеров антибольшевистской оппозиции после октября 1917 г.?

  3. Какие социальные и политические силы поддерживали большевиков в годы гражданской войны?

  4. В чем причины победы большевиков?

  5. Мог ли привести кризис «военного коммунизма» к падению советской власти?

  6. В чем причины внутренней борьбы в РКП (б) – ВКП (б) в 20-е гг.?

  7. В чем причины свертывания НЭПа?

  8. Сопоставьте позиции И.В. Сталина, Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина по ключевым вопросам строительства социализма?

  9. Какие расхождения были у В.И. Ленина и И.В. Сталина по вопросам национально-государственного строительства?


Методические рекомендации
Данная тема охватывает весьма обширный период развития нашей страны, причем в ее рамки включены разноплановые сюжеты. При подготовке к вопросу о гражданской войне в России (1918–1920 гг.) следует уяснить расстановку противоборствующих сил на различных ее этапах и причины победы большевиков.

Вопрос о НЭПе требует выяснения политических и социальных условий, способствовавших ее введению. Главной задачей студента при ответе на этот вопрос является раскрытие сущности НЭПа.

При анализе национальной политики большевиков необходимо обратить внимание, что она тесно смыкалась с политикой культурной революции. Было необходимо сократить разрыв в уровне развития различных народов СССР. Важным является также определение сущности СССР, созданного 30 декабря 1922 г.

При подготовке к ответу на вопрос об индустриализации и коллективизации в 30-е гг. требуется выяснение причин свертывания НЭПа. Необходимо широкое использование местного краеведческого материала, позволяющего проследить судьбы конкретных людей в условиях сталинской модернизации, а также процесс строительства гигантов индустрии (Автозавод, Дзержинский химкомбинат и др.).
Источники и литература


  1. Архив Троцкого. Коммунистическая оппозиция в СССР 1923–1927 гг. В 4 тт. / Под ред. Ю. Фельштинского. М., 1990.

  2. Байбаков С.А. История образования СССР: итоги и перспективы изучения. М., 1997.

  3. Большевистское руководство: переписка 1912–1927 гг. Сост. А.В. Квашонкин и др. М., 1996.

  4. Валентинов Н.В. НЭП и кризис партии после смерти Ленина. М., 1991.

  5. Валентинов Н.В. Наследники Ленина. М., 1991.

  6. Ивницкий И.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х гг.). М., 1996.

  7. Какурин Н.Е. Как сражалась революция. В 2 тт. М., 1990.

  8. Лебина Н.Б., Чистяков А.Н. Обыватель и реформы: Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия. СПб., 2003.

  9. Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: Власть и массы. М., 1997.

  10. Сталин – Каганович. Переписка 1931–1936 гг. М., 2004.


План третьего занятия

  1. Политическая система в СССР, его механизм, практика, идеология.

  2. Успехи и потери культуры в СССР в 20–30-е гг.

  3. Противоречия и зигзаги внешней политики СССР в 20–30-е гг.

  4. СССР в Великой Отечественной войне. Итоги и цена Победы.


Вопросы и задания


  1. Что И.В. Сталин вкладывал в понятие «социализм»?

  2. Почему в массовом сознании 30-х гг. господствовало мнение о справедливом характере репрессий?

  3. Раскройте сущность функционирования политической системы СССР в 30-е гг.

  4. Дайте характеристику основных этапов развития советской дипломатии в 20–30-е гг.

  5. В чем вы видите историческое значение тактов Молотова–Риббентропа (1939 г.) и Молотова–Мацуока (1941 г.).

  6. Каковы причины Победы советского народа в Великой Отечественной войне?


Методические рекомендации
При подготовке к данной теме важно учитывать ее комплексный характер. Анализируя политическую систему в СССР 30-х гг. и следует выявить ее истоки и роль И.В. Сталина в ее создании.

В процессе подготовки к вопросу о развитии советской культуры в 30-е гг. следует широко использовать источники, позволяющие выявить ее особенности, в том числе произведения советских писателей, песни, картины, кинофильмы.

При анализе внешней политики СССР в 20–30-е гг. следует выявить ее основные направления и ее приоритеты в отдельные периоды ее развития. Особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между Коминтерном и Народным Комиссариатом Иностранных дел.

Изучая события Великой Отечественной войны студенту необходимо сформировать четкое представление об этапах войны, основных сражениях и причинах Победы и ее значения как для СССР и человечества.

Источники и литература


  1. Жид А. Возвращение из СССР; Фейхтвангер Л. Москва, 1937 год. М., 1991.

  2. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3 тт. М., 1991.

  3. Забвению не подлежит: сборник документов. В 3 тт. Н.Новгород, 1991.

  4. Осокина Е.А. Социалистическая торговля: распределение и рынок. 1927–1941 гг. М., 1998.

  5. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1931–1941. М., 1992.

  6. Сталин – Молотов. Переписка. М., 1992.

  7. Переписка Сталина с Кагановичем. 1931–1936 гг. М., 2004.

  8. Политбюро и крестьянство: высылка, спецпоселение 1930–1940 гг. В 2 кн. Отв. ред. Н.Н. Покровский. М., 2005.


Тема 10. Россия и СССР с 1945 по 2000 г.

План первого занятия

  1. Советское общество после окончания Второй мировой войны. Геополитические изменения в мире.

  2. СССР в эпоху «оттепели». 1953–1964 гг.

  3. Противоречия социально-политического развития СССР в 60–80-е гг.

  4. СССР в системе международных отношений в 60–80-е гг.


Вопросы и задания


  1. Какие изменения в мире произошли после Второй мировой войны?

  2. В чем особенности восстановления советской экономики в послевоенные годы?

  3. Раскройте сущность политических кампаний середины 40-х – начала 50-х гг. XX в. («борьба с космополитизмом», «дело врачей»).

  4. Какие социально-политические изменения произошли в период «оттепели»?

  5. В чем причины научно-технических достижений СССР в 50–60-е гг.?

  6. Назовите причины непоследовательности внутренней и внешней политики Н.С. Хрущева.

  7. Укажите причины кризисных явлений в жизни советского общества в 60–80-е гг.

  8. Чего добивались советские диссиденты?

  9. Почему не удались реформы А.Н. Косыгина?

  10. Раскройте смысл понятий «бюрократия», «партократия», «номенклатура», «теневая экономика».

  11. В чем противоречия внешнеполитического курса СССР в 60–80-е гг.?


Методические рекомендации
Отвечая на первый вопрос, студент должен раскрыть основные особенности послевоенного развития СССР. При этом особое внимание следует уделит изменениям международного статуса СССР.

Раскрывая содержание вопроса о развитии советского общества в эпоху «оттепели» следует уделить особое внимание политическим изменениям, в том числе процессу реабилитации. Необходимо также выяснить основные противоречия периода «оттепели».

Советское общество 60–80-х гг. XX в. некоторые ученые и публицисты называют периодом «застоя». Студенту предстоит выяснить, так ли это?. Кроме того, следует выявить те кризисные явления, которые впоследствии привели советское общество к «перестройке».
Источники и литература


  1. Боффа Дж. От СССР к России. М., 1994.

  2. Вербицкая О.М. Российское крестьянство: от Сталина к Хрущеву. М., 1992.

  3. Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. М., 2001.

  4. Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. М., 1990.

  5. Зубкова Е.Ю. Советское послевоенное общество 1945–1953 гг. М., 2003.

  6. Медведев Р.А. Н.С. Хрущев. Политический портрет. М., 1991.

  7. Медведев Р.А., Ермаков Д.А. «Серый кардинал» М.А. Суслов. Политический портрет. М., 1992.


План второго занятия

  1. Объективные и субъективные предпосылки обновления общества в 80-е гг. Концепция «перестройки» и «нового политического мышления»: их влияние на судьбы страны.

  2. Межнациональные противоречия в СССР в период «перестройки» и их последствия.

  3. Почему не удалась «перестройка»?

  4. В чем основные особенности развития постсоветской России?


Вопросы и задания


  1. Какие задачи стремился решить М.С. Горбачев во внутренней и внешней политике?

  2. Как изменился внешнеполитический курс СССР в период «перестройки»?

  3. Охарактеризуйте расстановку политических сил в 1988–1991 гг.

  4. Можно ли назвать события 19–23 августа 1991 г. «путчем»?

  5. Чем объяснить падение популярности Б.Н. Ельцина к концу его президентства?

  6. Раскройте содержание терминов «приватизация», «дефолт», «ваучер», «саммит», «пиар», «суверенная демократия».

  7. Охарактеризуйте современную российскую политическую систему.


Методические рекомендации
Для подготовки к этому занятию следует широко использовать сравнительный анализ исторического материала эпохи «перестройки» и постсоветской России.

Необходимо выяснить, почему «перестройка» завершилась крахом СССР. Вполне уместно сравнить опыт «перестройки» с реформами в КНР. Особое внимание следует обратить на изменение социальной структуры советского, а затем российского общества.

При изучении развития постсоветской России весьма актуален вопрос об основных тенденциях развития страны, а также о ее месте в современном мире. Возможна подготовка кратких сообщений о наиболее актуальных проблемах современной России (преступность, наркомания, депопуляция, бедность и др.).
Источники и литература


  1. Болдин В.И. Крушение пьедестала. М., 1995.

  2. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление. М., 1996.

  3. Крючков В.А. Личное дело. В 2 тт. М., 1993.

  4. Лукьянов А.И. Переворот мнимый и настоящий. Воронеж, 1993.

  5. Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений. М., 1996.

  6. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985–2001. М., 2001.

Примерные темы рефератов


  1. Как крестилась Русь.

  2. Древняя Русь и Великая Степь в X–XIII вв.

  3. Золотая Орда и Русь.

  4. Русь и Византия: политические и культурные связи IX–XV вв.

  5. Политическая деятельность московских князей в XIV в.

  6. Митрополит московский Алексий и Сергий Радонежский: жизнь и деятельность.

  7. Дипломатия Ивана III.

  8. Опричнина и последствия.

  9. Русское боярство в годы Смутного времени.

  10. Российская приказная система в XVI–XVII вв.

  11. Русская армия и флот в первой половине XVIII в.

  12. Российское дворянство в эпоху дворцовых переворотов.

  13. Развитие российского образования в XVIII в.

  14. Русская дипломатия в начале XIX в.

  15. Н.М. Карамзин и П.Я. Чаадаев об исторических судьбах России.

  16. Провинциальный губернский город в первой половине XIX в.

  17. Война на Кавказе 1817–1857 гг. и ее последствия.

  18. Российское образование: от университетского устава 1862 г. к циркуляру «о кухаркиных детях» (1887 г.).

  19. Рабочее движение и рабочее законодательство в России конца XIX – нач. XX вв.

  20. Крестьянская община: от Александра II до П.А. Столыпина.

  21. Проблема терроризма в России во второй половине XIX – начале XX вв.

  22. Политические партии России в Государственной думе.

  23. Классы и партии в трех русских революциях.

  24. Повседневная жизнь россиян в годы гражданской войны.

  25. Феномен политики «военного коммунизма».

  26. Лидеры большевиков годы НЭПа.

  27. НЭП глазами современников.

  28. Советское государство и церковь в 20–30-е гг.

  29. Политический режим в СССР в 30-е гг.

  30. Культурная революция в СССР в 20–30-е гг.

  31. Политическая мысль русской эмиграции.

  32. Советская разведка в годы Великой Отечественной войны.

  33. Партизанское движение в Великой Отечественной войне.

  34. Советский тыл в годы войны.

  35. Сталинские депортации народов в период Великой Отечественной войны.

  36. Власть и интеллигенция в 1946–1953 гг.

  37. Повседневная жизнь советского человека в первые послевоенные годы.

  38. Реформы Н.С. Хрущева и их значение.

  39. Реформы А.Н. Косыгина и их последствия.

  40. Интеллигенция и власть в 60–80-е гг.

  41. Политические преобразования в период «перестройки».

  42. Межнациональные столкновения и их влияние на судьбу СССР во второй половине 80-х гг.

  43. Политическая система постсоветской России.

  44. Терроризм в современной России: истоки, причины, последствия.

  45. Российское общество в условиях экономических реформ 90-х гг. XX – начала XXI вв.

  46. Россия в современном мире.

  47. Культура современной России: возрождение или деградация.


Примерный перечень экзаменационных вопросов


  1. Восточные славяне до образования государства VI–VIII вв.

  2. Образование древнерусского государства. Первые русские князья и их политика.

  3. Древнерусское государство в конце X–XII вв.: его социальная структура и политическая организация.

  4. Культура Древней Руси. Роль христианства в ее развитии.

  5. Феодальная раздробленность русских земель. Галицко-Волынская Русь, Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская земля.

  6. Монголо-татарское нашествие на Русь в XIII в. и его последствия. Установление монголо-татарского ига.

  7. Возвышение Московского княжества в XIV в.

  8. Образование и укрепление русского централизованного государства во второй половине XV – начале XVI вв.

  9. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV и ее итоги.

  10. Русская культура в XIV–XVI вв.

  11. «Смутное время» в России и его последствия.

  12. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Соборное Уложение 1649 г.

  13. Внешняя политика России во второй половине XVII в.

  14. Государство и церковь в XVII в. Церковный раскол.

  15. Культура России в XVII в.

  16. Внешняя политика Петра I.

  17. Реформы Петра I и их значение.

  18. Россия в эпоху «дворцовых переворотов».

  19. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II.

  20. Русская культура XVIII в.

  21. Внутренняя политика Александра I.

  22. Внешняя политика России в начале XIX в. Отечественная война 1812 г.

  23. Восстание декабристов.

  24. Внутренняя политика Николая I.

  25. Общественные движения 20–50-х гг. XIX в.

  26. Внешняя политика России при Николае I. Крымская война.

  27. Культура России в первой половине XIX в.

  28. Реформы Александра II и их значение для России.

  29. Народничество 70–80-х гг. XIX в.

  30. Внутренняя и внешняя политика Александра III.

  31. Культура России второй половины XIX – начала XX вв.

  32. Революция 1905–1907 гг. в России: причины, ход, итоги.

  33. Политические партии России начала XX в.: программы и тактика.

  34. Реформа П.А. Столыпина и их результаты.

  35. Россия в Первой мировой войне.

  36. Россия в феврале–октябре 1917 г.

  37. Октябрьская революция 1917 г. и ее значение. Первые декреты Советской власти.

  38. Гражданская война в России 1918–1920 гг.: причины, ход, итоги.

  39. НЭП: сущность, противоречия, результаты.

  40. Национальная политика большевиков 1922–1941 гг.

  41. Индустриализация и коллективизация в 30-х гг.

  42. Политический режим в СССР в 30-е гг.

  43. Внешняя политика СССР в 20–30-е гг.

  44. Советская культура в 20–30-е гг.

  45. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

  46. СССР в первое послевоенное десятилетие.

  47. Советское государство и общество в период хрущевской «оттепели».

  48. Социально-экономическое развитие СССР в 60–80-е гг.

  49. Внешняя политика СССР в 60–80-е гг.

  50. Советская культура в 60–80-е гг.

  51. СССР в период «перестройки» 1985–1991 гг.

  52. Социально-экономическое развитие постсоветской России в 90-е гг. XX – начале XXI вв.

  53. Становление и развитие российской государственности в 90-е гг. XX – начале XXI вв.


написать администратору сайта