Навигация по странице:
|
Философия (лекции). Предмет философии и её роль в обществе
Философия эпохи Возрождения (14–16 века).
Это эпоха перехода к буржуазным отношениям от феодализма. Начинают развиваться торговля, банковское дело, возрастает значение городов. Поскольку буржуазные отношения предполагают новую экономику, то это эпоха ВГО. В 16 веке начинается Реформация церкви. Это ведет к секуляризации сознания. Всевластие церкви подорвано. Происходит открытие книгопечатания. Главный момент: переход от теоцентризма к антропоцентризму. В литературе встречается понятие гуманизм. Николай Кузанский, который развивал диалектические мысли в рамках схоластики (15 век). Он говорит о противоречивости всего сущего. Понятие космос (мир) – микрокосмос (человек), которые появились ещё в античности. Он говорит, что противоположности могут переходить друг в друга. Он размышляет о строении человеческого разума, делит ум на рацио и интеллект. Рацио не может охватить противоположности, а интеллект может. Рацио – антидиалектический ум, интеллект – диалектический. Развивается натурфилософия. В середине 16 веке выходит книга Коперника о движении небесных тел. На смену геоцентрического мировоззрения приходит гелиоцентрическое. Противоречие с церковной доктриной, вывод: солнце не является центром Вселенной. Этот вывод сделал философ Джордано Бруно. Бруно говорит о бесконечности Вселенной. Он говорит, что душа после смерти тела создает себе новое тело. Ввел понятие героического энтузиазма. Для натурфилософии характерны идеи диалектики и бесконечности.
Никола Макиавелли размышлял на тему свободы. Основное произведение – «Государь». Он размышляет о политической власти, её задачах, природе и высказывает новые мысли: нет идеальных форм правления, а форма правления должна соответствовать реальности. Сам он республиканец, но считает, что современные люди не готовы жить в республике. «Цель оправдывает средства».
Государь имеет право отступать от добра. В этом проявилась другая черта гуманизма – индивидуализм. Суть – абсолютизация значения самостоятельности отдельной личности. Никола является типичным выразителем социально-философских взглядов во всей её противоречивости. Никола воспевает авантюристов, он представитель фатализма. Удача улыбается человеку, склонному к риску.
Философская антропология эпохи Возрождения.
Антропологические идеи – самые важные. Представитель – Дж. Пико дела Мирандола. Посвятил себя сравнению священных книг. Каждая религия содержит в себе долю истины. Поэтому он находился в сложных отношениях с церковью. Произведение – «Речь о достоинстве человека (900 тезисов)», где он излагает принципы светского гуманизма. Ввел понятие промежуточность. Человек находится между небом и землей. Человек обладает особым достоинством. Формулирует главное качество, отличающее человека – способность к самоопределению. Творчество высоко ценится в этот период.
Эпоха Возрождения не просто следование идеалам античности, а эпоха, определяющаяся переходом к буржуазным отношениям, которые отличаются кричащим противоречием.
Философия Нового Времени (17–18 века).
План:
специфика эпохи
проблема метода философии
социально-философские и антропологические взгляды эпохи.
Это эпоха Просвещения. Буржуазные отношения распространяются на другие европейские страны. Это время революций. Время начала НТП. Слияние научного творчества и промышленности. Бурное развитие научного знания. Отсюда главный интерес в философии переносится в сферу гносеологии. Царит культ разума. Просвещение продолжает тенденции предыдущей эпохи, например, освобождение сознания от всевластия церкви. Появляется интерес к знанию, освоению новых земель. Возрождение рассматривает мир больше с эстетической точки зрения, а эпоха Нового Времени рационалистична. Характерна рассудочность, сухость, умеренность. Продолжает господствовать антидиалектический метод в целом, который предполагает развитие вещей вне связи с другими. Это обусловлено развитием наук, накоплением знаний.
Английский мыслитель – Френсис Бэкон, был канцлером Англии, был обвинен в мошенничестве, после наказания углубился в философию. Он является представителем эмпиризма. Бэкон видит главную тему в том, чтобы найти универсальный метод познания. Критикует схоластику, античную философию за то, что знание было оторвано от практики. Главное произведение – «Новый органон». Он называет новый метод методом индукции, то есть от единичного к общему. Благоносные и светоносные опыты. Бэкон критикует и примитивное, прямолинейное применение эмпиризма. Истинный мыслитель должен быть подобен пчеле, собирая факты перерабатывать их в теоретическое знание. Выделяет 4 типа идолов – конечных факторов:
Идолы рода.
Идолы пещеры – субъективизм познания.
Идолы площади, проистекающие из необходимости общаться с другими людьми.
Идолы театра – заблуждения, возникающие из-за повторения чужих мыслей и слов.
Освободиться от идолов можно с помощью индуктивного метода. Бэкон принимает классификацию наук.
Другой философ – Рене Декарт. Его последователями являются все рационалисты вплоть до наших дней. Он выступает за рациональное познание. Разум сам должен отличить истину от заблуждения. Он предложил метод дедукции – от общего к частному. Ввел понятие врожденные идеи. В онтологии Декарт выступает как дуалист: протяженность (материальное начало) и мышление (духовное). В человеке эти два начала соединяются. Он уподобляет все явления к механизмам. Это направление называется механицизм. В духе дуализма Декарт развивает гносеологию. Декарт верит, что реальность есть, она объективна.
В 17 веке появляются два направления: индукция и дедукция. В этом проявляется антидиалистический характер мышления.
Джон Локк – представитель эмпиризма. Важнее в познании не разум, а чувства. Эти чувства дают адекватную картину реальности. Направление – сенсуализм. «Нет ничего в познании, чего не было бы в ощущении» – лозунг. Близок к материализму.
В 18 веке появляется субъективно-идеалистическое учение, основанное на принципе сенсуализма. Джордж Беркли. Утверждает, что материи нет, только совокупность чувств. Отрицает материальный мир.
17–18 века развивается философия общества, это связано с исторической реальностью. Это время – эпоха буржуазных революций. Господствует механицизм. Наиболее наглядно проявляется в французской философии. Господствует антидиалектический метод. Локк оставил ценные мысли в антропологии. Он создал систему воспитания, получившую название – «английский джентльмен». Человек от рождения – чистая доска (tabula rasa), всё приобретенное получает в процессе воспитания. Оптимистический взгляд на природу человека.
Томас Гоббс – «Левиафан», посвященное социальной философии и антропологической проблематике. Гоббс разрабатывает концепцию государства – договорная. Гоббс имеет пессимистический взгляд, говорит, что люди – эгоисты, и изначальным состоянием является война всех против всех. Государство – добровольное ограничение свободы людей, человек – существо общественное. На его идеях отражается английская революция. Он считает, что народ имеет право на изменение общественного строя. Близок к материализму.
Материалистическая линия продолжается французскими философами 18 века. Большинство философов этого направления пишут произведения не форме трактатов, а в форме статей в газетах, энциклопедиях, художественных произведений. Франсуа Вольтер направляет критику против французского абсолютизма и католической церкви. Вольтер – представитель деизма – промежуточное мировоззрение между атеизма и религии. Бог создал мир, но не вмешивается в его развитие. Дает идею естественных прав человека. Человек имеет право на счастье, свободу, и если эти права отняты, то это говорит о том, что общество неправильно устроено. Эти идеи стали характерны для философов-энциклопедистов: Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Гельвеций. Задача энциклопедистов – популяризация научных знаний. У каждого философа были свои онтологические взгляды. Дидро ближе всех к материализму, является сторонником атомизма. Политические взгляды неоднородны. Кто-то является сторонником конституционной монархии, кто-то – республиканец. Руссо принадлежит произведение об общественном договоре, где он развивает идею народного суверенитета. Жан тоже сторонник естественных прав человека. Вплотную подошли к идее исторического прогресса. Общество больше прогрессирует, если в нем развита наука, образование и просвещение. Также отдают внимание политической и правовой жизни общества. Больше других этим занимается Шарль Монтескье. Разрабатывает концепцию разделения властей. Вносит идею обязанности государства перед гражданами. Монтескье считает, что законодательство зависит от географических условий, так как эти условия определяют дух народа. Произведение – «О духе закона».
Ж. Лометри – «Человек – машина».
Клод Гельвеций: «О человеке» и «Об уме». Человек прежде всего разум. Взаимодействие чувств и разума – основная тема философов Франции.
В преддверии революции Руссо выступил с лозунгом: «Назад к природе!» У него есть «Трактат о воспитании». Придерживается теории естественных последствий. Идеалом воспитания Руссо считает жизнь на лоне природы, в сельской местности.
Немецкая классическая философия (18–19 века).
Германия была более экономически и политически отсталой страной, чем Англия и Франция. Немцы имели возможность наблюдать революции со стороны. Философы Германии – профессора. Философия у немцев была престижным занятием. Третья причина – сумеречный германский гений. У каждого её представителя есть целостная философская система.
И. Кант. В первый период своего творчества он интересуется онтологическими проблемами. Он выдвинул гипотезу об эволюции Вселенной. Во второй («критический») период он обращает внимание на гносеологию. Самое известное произведение – «Критика чистого разума», а также «Критика практического разума», посвященное этике, «Критика способности суждения». Мир в сути непознаваем. Направление отрицания мира – агностицизм. Наше познание упирается в некие границы, оно поверхностно. Иллюстрирует эти понятия на термине «антиномия» – пары противоречащих друг другу высказываний, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Кант вводит два понятия: вещь-сама-по-себе и вещь-для-нас. По Канту между этими двумя вещами непроходимая пропасть. Кант сразу подвергся критике разных философов. Кант считает, что философия должна ответит на 4 вопроса:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
В чем сущность человека?
Мораль автономна. В этике Кант делает центром понятие долга. Если человек делает добрый поступок по жалости, то этот человек не достоин похвалы. Категорический императив Канта – это наше долженствование: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства»; «никогда не относись к человеку ни в своем лице, ни в лице всякого другого только как к средству, но всегда так же, как к цели». Формула Канта – «Ты должен – значит, ты можешь».
И. Г. Фихте – ученик Канта. Фихте ближе к субъективному идеализму. Он исследует человеческое сознание. Берет категории: Я и не-Я. Фихте подчеркивает, что реальность дана в этой паре. Обращает внимание на особенности субъекта. Фихте говорит об активности субъекта. Познавательная активность неотделима от практической активности. Ратует за объединение Германии.
Г. Гегель является самым известным диалектиком нового времени. Именно с Гегеля начинается переход к диалектической философии. Создает систему, названную объективным идеализмом. Она вступает в противоречие с его же диалектическим методом. Первичной является абсолютная идея, которая порождает природу, природа в свою очередь – абсолютный дух, который проходит определенные стадии развития, в результате идея приходит к самопознанию. Часто его философию называют панлогизм. Основной труд – «Наука логики». Выстраивает систему категорий и формулирует 3 закона логики.
Гегель занимается социальной философией, его интересует сознание и познание. Отдельный человек его не интересует, только группы. Вводит новое понятие – хитрость исторического разума. Исторический разум прокладывает свой путь вне зависимости от желаний отдельных людей. В целом в истории наблюдается прогресс, критерием прогресса является сознание свободы. Для Греко-германской эпохи свободным осознает себя большинство. Гегель считает, что абсолютный дух действует посредством отдельного народа. Гегель – поклонник государственности. Война – необходимый элемент истории. (Кант является тем, кто первым провозгласил, что война временна). Гегель говорит о развитии духа:
субъективный дух
объективный дух
абсолютный дух.
Философия и искусство – абсолютный дух. Эта триада носит название тезис-антитезис-синтез. Эта триада является категорией диалектического отрицания. Для Гегеля интересна духовная сторона реальности. Гегель дает начало революционному направлению. «Всё разумное действительно, всё действительное разумно» – формула Гегеля.
Фридрих Вильгельм Шеллинг. На раннем этапе творчества, который связан с философией тождества, близок к Гегелю. Во второй период он становится философом откровения, близким к религии. Шеллинг говорит о том, что духовное и материальное начало родственны на космическом уровне, его философия признается пантеизмом. Уделяет внимание рассмотрению природы. Главный труд – «Философия природы». Высшее проявление реальности считает эстетическое творчество, в котором материальное и духовное сливаются. Философия откровения была популярна в России.
Людвиг Фейербах застал вторую половину 19 века, но его философия была далека от научных достижений, она иногда доходит до наивности. Фейербах критикует Гегеля за идеализм. Сознание – это свойство высоко организованной материи – человеческого мозга, и не более того. Задача философии – найти путь к счастью. Его философию можно назвать антропологической. Человек рассматривается не как мыслящее существо, а как чувствующее, желающее существо. Иногда приближается к упрощенному материализму. Критикует религию. «Сущность христианства» – критикует христианство. Возникновение религии обусловлено необходимостью психологической защиты от беспомощности и незнания. Не Бог создал человека, а человек создал Бога. Христианство культивирует смирение и покорность. Чтобы обрести счастье, нужно заменить христианство любовью к конкретному человеку. Фейербах не является последователем материализма во взглядах на общество.
Немецкая классическая философия посвящена проблемам духа, это идеалистическая философия. Она сделала диалектический метод, она породила два направления (часто противоположные) от каждой концепции.
Философия Нового Времени (19 век).
Это переходный период к диалектике. Диалектический метод становится ведущим (открытие закона сохранения энергии, открытие клеточного строения живого вещества, развитие эмбриологии, социальные революции обуславливают этот процесс). В самом начале 19 века появляется интерес к человеческой субъективности, то есть к миру чувств и переживаний человека. А. Шопенгауэр и С. Кьеркегор – представители романтизма. Они рассматривают человека не с позиций разума, а с позиции чувств человека, появляются такие понятия, как страх, тоска, заброшенность. У Шопенгауэра есть своя онтология, которую он излагает в работе «Мир как воля и представление». Не разумное начало правит миром, а некая слепая сила. Мировая воля полностью определяет нашу жизнь и судьбу. Одна из главных проблем – антропологическая проблема свободы, которую Шопенгауэр решает отрицательно.
Кьеркегор писал произведения в форме эссе, занимающее среднее положение между философией и художественным стилем. «Либо-либо» – главное произведение. У Кьеркегора речь идет о борьбе эстетического и этического начала. Эстетика требует реализации эгоистических побуждений, а этика – самоограничения. Выбор между ними можно сделать только с помощью религии. Темы Кьеркегора – тема веры и неверия, тема смерти, тема человеческой свободы. Вера должна быть безоговорочной.
В это же время появляется иное направление – позитивизм. Его сторонником является философ О. Конт. Человечество по нему проходит три стадии: первая связана с религиозным освоением действительности; метафизическая стадия; позитивная стадия – стадия позитивной науки. Вся умозрительная философия должна заменяться опытом конкретной наукой. У Конта философия приходит к самоотрицанию. Конт создает социологию, которая должна принять все методы наук о природе. Ещё один представитель – Г. Спенсер, также был представителем социального дарвинизма. Он переносит на общество выведенные Дарвином законы. Конт и Спенсер – первый позитивизм. Позитивизм едва не становится религией. Дух позитивизма чувствуется в европейской культуре, в том числе и в России. Логическим продолжением позитивизма является марксизма – Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Главное произведение – «Анти-Дюринг». Сами создатели назвали свою философию – диалектический материализм. Они соединяют диалектику Гегеля и материализм Фейербаха. Вслед за Гегелем выделяют диалектику самого мира и диалектику нашего познания. Главная гносеологическая идея – нужно перейти к объективной диалектике. Монизм – единственное начало – материя. Главная мысль гносеологии – мир познаваем, хотя познание бесконечно. Социальная философия – исторический материализм. Главной является не духовная сфера, а материальная в развитии общества. Под материальной стороной понимают производство материальных благ, экономическая сфера. Сущность человека – совокупность общественных отношений, общественно-экономическая формация.
В целом, марксизм рассматривает историю как единый процесс, усматривает прогресс, прогресс рассматривается как смена общественно-экономических формаций. Критерий прогресса – материальная сфера. Марксизм формулирует 2 закона развития общества, носящих универсальный характер с точки зрения марксизма:
Закон, определяющий роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Бытие – материальная жизнь людей, прежде всего производство, сознание – духовная жизнь.
Закон соответствия производительных сил и производственных отношений – способ производства. Если соответствие нарушается, то происходит социальная революция.
Марксизм претендует на научность своего учения. Марксизм – самая популярная теория.
«Второй» позитивизм – позитивизм конца 19 – начала 20 века. Это направление развивается физиками, химиками. Э. Мах, Р. Авенариус – представители. Последняя треть 19 века – время революции в естествознании, особенно в физике. Открытие рентгеновских лучей, строения атома повлияли на мировоззрение. Реальность настолько отличается от наших представлений о ней, что нам не следует претендовать на истину. Гносеологические проблемы. Господствует конвенционализм – истина существует по представлениям какой-то конкретной науки. Сильны тенденции агностицизма. Рубеж веков знаменуется сменой научных парадигм. Приходит релятивистская картина мира. Нарастают тенденции иррационализма – философия, отрицающая господство разума. Школа «Философия жизни» – школа иррационализма, главная тема – жизнь биологического существа. На её работу очень сильно повлиял дарвинизм. Ф. Ницше растолковывает жизнь как иррациональное начало, восхищается здоровьем, критикует современную культуру, так как считает, что это культура тухлая, неживая. Ницше мечтает о «новом человеке» – сверхчеловеке. Что понимает Ницше под сверхчеловеком? Работы об этом: «Воля к власти», «По ту сторону добра и зла» – сверхчеловек должен подняться над моральными ценностями. Скорей всего, сверхчеловек по Ницше достигает духовной свободы. Еще одна работа – «Антихрист» (или «Антихристианин») – где он критикует христианство за то, что оно культивирует в человеке слабость. А. Бергсон рассматривает жизнь как некий универсальный космический процесс, который постоянно испытывает влияние духовной эволюции.
К концу 19 века наблюдается широчайший разброс философских идей. В целом философия тяготеет к научности, в ней нарастают идеи иррационализма.
|
|
|