Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Экономика
Финансы
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Этика
Промышленность
Энергетика
Связь
Автоматика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Практические задания по социальной психологии. Предмет социальной психологии Вопросы и задания



Скачать 70.48 Kb.
Название Предмет социальной психологии Вопросы и задания
Анкор Практические задания по социальной психологии.docx
Дата 24.04.2017
Размер 70.48 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Практические задания по социальной психологии.docx
Тип Документы
#2537
страница 2 из 3
1   2   3
Контрольные задания

Выберите правильный ответ.

1. Сколько человек могут составить группу:

а) достаточно одного человека;

б) минимум два;

в) минимум три;

г) минимум пять.

2. Какую из перечисленных групп можно отнести к формальной:

а) семья из четырех человек;

б) пятеро друзей, сидящих за столиком в кафе;

в) двадцать членов комитета некой партии;

г) тридцать пассажиров автобуса.

3. Почему новые члены группы обычно ведут себя тихо и незаметно:

а) формальные групповые нормы не позволяют им говорить;

б) новички пытаются понять и усвоить формальные и неформальные нормы группы;

в) новички обычно воспринимают других членов группы как соперников;

г) по сравнению со старыми членами группы новички больше стремятся к сотрудничеству.

4. В команде профессиональных борцов часто возникают ссоры. Какая из нижеприведенных техник поможет ослабить враждебность между ними:

а) совместное проведение свободного времени;

б) состязание по борьбе внутри команды;

в) борьба с общим для всей команды соперником;

г) совместная деятельность.

5. Что относится к психологическим характеристикам группы:

а) групповые интересы;

б) групповые потребности;

в) групповые нормы;

г) групповые роли;

е) групповой статус.

6. Определите, в каких из перечисленных примеров представлена группа, а в каких нет:

а) два человека меняют обивку дивана;

б) мать помогает делать уроки двум дочерям;

в) триста болельщиков наблюдают за школьным баскетбольным матчем;

г) представитель противоракового фонда обзванивает потенциальных жертвователей;

д) пять женщин для поддержания чистоты в микрорайоне убирают мусор на улице;

е) два студента биологического факультета проводят лабораторное исследование;

ж) десять подростков играют в футботт


  • Особенности больших групп


Вопросы и задания

1. В чем принципиальное психологическое различие между большой и малой группой?

2. Психология наций (этносов, народностей) — особая отрасль социально-психологических знаний, отражающих существующую в реальности систему чувств, настроений,

мнений, нравов, традиций, обычаев, чаяний и т.п., отличающих каждую нацию от другой, а также особенности ее языка и культуры, хозяйственного и бытового уклада.

Для чего, для каких целей в практической деятельности человека необходимы изучение, знание и учет национальной психологии?

Нужно ли специальное изучение психологии коренной нации руководителем (воспитателем, организатором, менеджером, психологом и т.д.) — представителем этой же коренной нации?

3. Какие социальные условия способствуют усилению конформности человека в группе? Какие социальные условия связаны с формированием нонконформизма?

4. Как люди реагируют на присутствие большого числа других людей? Почему?

5. В чем сходство между людьми разного пола, а в чем различие? Как объясняются эти различия с позиций эволюционистского и культурального подходов?

6. Каким образом культура формирует своеобразие общественных ценностей и понимание норм поведения полов?

7. Охарактеризуйте процесс убеждения, осуществляемый средствами массовой информации. Какие приемы убеждения при этом используются?

8. Какие характеристики аудитории играют решающую роль в ее убеждаемое?

9. Какое положительное влияние оказывается с помощью средств массовой коммуникации? Назовите негативные эффекты влияния средств массовой информации.

10. Какую роль играют средства массовой информации в поддержании предрассудков?

11. В чем специфика политического сознания? Назовите его функции.

12. Охарактеризуйте и классифицируйте политические явления, изучаемые социальной психологией.

13. В чем сущность и психологические особенности религии?

14. Что понимается под этнической общностью и что лежит в основе ее существования?

15. Каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в большую группу, с элементами групповой психологии?

16. Охарактеризуйте структуру психологии социального класса.

17. Что является исходным пунктом социального движения?

18. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.

Главные отличительные признаки находящегося в толпе индивида таковы: исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательных мотивов, ориентация мыслей и чувств в

одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным аппаратом.

Какая психологическая концепция лежит в основе этого утверждения?

19. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.

Толпа импульсивна, изменчива и возбудима... Импульсы, которым она повинуется, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми,

но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения. Толпа не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного.

Согласны ли вы с предложенной трактовкой? Почему?

20. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос. Чувства толпы всегда просты и весьма гиперболичны. Она не знает ни сомнений, ни неуверенности. Толпа немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно антипатии — в дикую ненависть. Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то

же самое.

Чем, на ваш взгляд, объясняется страх человека перед толпой?

21. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.

Так как толпа в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна авторитету. Она уважает

силу... От своего героя она требует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и ее подавляли, хочет бояться своего господина.

Управляемы ли большие массы людей?

Задания для самостоятельной исследовательской работы

1. Самостоятельно изучите понятия: «толпа», «масса», «аудитория», «публика» (по публикациям Г.М. Андреевой, Г. Лебона, Г. Тарда и др.). Проанализируйте основные различия между этими понятиями.

2. Используя дополнительную литературу, изучите следующий вопрос: «Массовая коммуникация, пропаганда и процесс убеждения».

3. Заполните таблицу.


Типы

стихийных групп

Краткая

характеристика

Длительность

существования












Контрольные задания

Выберите правильный ответ.

1. В чем отличие публики от аудитории:

а) публика собирается в более замкнутых помещениях;

б) аудитория собирается в более замкнутых помещениях;

в) публика более управляема;

г) аудитория более управляема.

2. Традиция исследования психологии этнических групп

восходит в социальной психологии к работам:

а) В. Вундта;

б) Г. Тарда;

в) Г. Лебона;

г) М. Лацаруса и X. Штейнталя.
3. По структуре общественное мнение может быть:

а) монистичным;

б) адекватным реальности;

в) не адекватным реальности;

г) плюралистичным.

4. Массовая коммуникация ориентируется на:

а) социальные запросы;

б) общественное настроение;

в) массовое сознание;

г) особенности социальной системы общества.

5. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через

психическое заражение, является:

а) ситуация конфликта;

б) дорожно-транспортное происшествие;

в) поимка правонарушителя;

г) паника.

6. Явление сопротивления внушающему воздействию называют:

а) суггестией;

б) заражением;

в) подражанием;

г) контрсуггестией.

7. Представьте себе, что вы арендовали старое деревянное здание, в котором только два выхода, и открыли там дискотеку. Но вы хотите быть уверенным, что в случае пожара

не возникнет паники. Какая из перечисленных мер будет наиболее эффективна:

а) поставить у каждого выхода вооруженного полицейского;

б) обозначить оба выхода большими табличками;

в) провести «мозговой штурм»;

г) в начале каждого вечера объяснять посетителям порядок эвакуации в случае пожара.


  • Психология малых групп


Вопросы и задания

1. «Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигших в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития». А как

можно охарактеризовать сплоченную и давно организовавшуюся банду? По уровню внутригрупповой связи она сродни коллективу, но по направленности совместной деятельности ее членов она противоположна ему. К какой разновидности малой группы вы отнесли бы подобные группы антисоциальной направленности? Назовите другие подобные группы.

2. Имеет ли практическое значение для педагога, руководителя, практического психолога знание о наличии внутри коллектива, в котором он работает, неформальных групп?

Если не имеет значения, то почему? Если имеет значение,

то в чем оно заключается?

3. Укажите причины, почему группа принимает более рискованные решения, чем отдельный человек.

4. Выберите из предлагаемых определений то, которое, на ваш взгляд, с наибольшей полнотой и точностью отражает сущность и содержание понятия «общение».

«Общение — обмен информацией между людьми, их взаимодействие» (Р.С. Немов).

«Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» (Психологи-

ческий словарь. М., 1996). «Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, обмен действиями, восприятие и понимание партнера» (Краткий психологический словарь. М., 1998).

«Общение — взаимодействие людей, в котором происходит обмен эмоционально-чувственной и рациональной информацией и деятельностью» (В.М. Шепель).

«Понятие "общение в широком смысле" включает в себя всю совокупность социальных отношений, поскольку социальное отношение — экономическое, политическое или

идеологическое — имеет свою социально-психологическую

сторону и проявляется в непосредственном или опосредованном контакте между людьми» (Б.Д. Парыгин).

«Общение — взаимодействие между людьми, главным образом непосредственное. Понятие "общение" используется и для характеристики взаимодействий между различны-

ми социальными и культурными системами ("межнациональное общение", "общение культур"), т.е. в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми» (Современный философский словарь. М., 1996).

5. Проанализируйте высказывание Л.С. Выготского: «...человек наедине с самим собой сохраняет функцию общения». Можно ли понимать это как общение индивида с самим

собой (мыслительный диалог с самим собой)? Если так, то под какое из приведенных ранее определений это можно подвести?

6. Функции общения: 1) связующая; 2) формирующая;

3) «подтверждающая»; 4) межличностная; 5) внутриличностная (диалог с самим собой).

Приведите примеры, к чему может привести невыполнение этих функций.

7. В группе обычно есть лидер, который может быть официальным руководителем, а может и не быть. Чем он психологически отличается от назначенного или даже избранного группой официального руководителя?

8. Сравните два суждения: 1) руководителя надо уважать, только тогда будет нормальный психологический климат в коллективе и эффективная совместная деятельность членов коллектива; 2) руководитель должен пользоваться авторитетом у подчиненных, и только тогда в коллективе будет нормальный психологический климат и эффективная совместная деятельность членов коллектива. Какое из двух суждений вам представляется психологически более верным? Или они оба равноценны? В чем разница между понятиями

«авторитет власти» и «власть авторитета»?
Задания для самостоятельной исследовательской работы

1.Заполните таблицу.

Направления исследования

малых групп в истории

социальной психологии

Основные

положения

Представители











2. Как проводить дискуссии в малой группе для достижения общего согласованного мнения, решения, вывода:

— обозначить проблему и поставить вопрос «Что делать?»;

— выслушать разные мнения как взаимодополняющие, так и взаимоисключающие;

— сталкивать разные, близкие к истине мнения, обостряя дискуссию и стимулируя тем самым коллективную мысль;

— достигнув единодушного (или поддержанного большинством) мнения (логически безупречного вывода), предложить формулировку заключения (вывода, решения, общего мнения). Составьте и напишите план-сценарий организации дискуссии по принятию группового решения по какой-либо задаче повседневной деятельности.

3. Опишите лидерство и руководство как субъективный и объективный феномены.

4. Напишите развернутую характеристику руководителя (реального, воображаемого или с использованием художественного образа), учитывая различные критерии.

5. Проанализируйте непосредственные и отдаленные последствия осуществления управления группами в зависимости от разных стилей: директивной модели (авторитарный

стиль); кооперативной модели (демократический стиль); «недирективной» модели (попустительский стиль). См.: Робер М.А., Тильман Ф. Групповая динамика. Руководство и

лидерство в малой группе / Хрестоматия по социальной психологии. М., 1994. С. 152—155.
Контрольные задания

Выберите правильный ответ.

1. Почему мы говорим, что группы характеризуются динамикой:

а) в них редко бывает лидер;

б) они обычно бывают неформальными;

в) они обычно бывают соревновательными;

г) они постоянно меняются.

2. Какая из перечисленных особенностей относится к характеристикам сплоченной группы:

а) готовность прийти на выручку друг другу;

б) соперничество;

в) равнодушие;

г) плохая посещаемость собраний.

3. Специфический признак малой группы, отличающий ее от большой:

а) общественные отношения выступают в малой группе в форме непосредственных личных контактов;

б) в малой группе всегда есть лидер;

в) члены малой группы всегда объединены совместной деятельностью.

4. Какие из перечисленных групп относятся к малым:

а) семья, состоящая из трех человек;

б) пассажиры автобуса;

в) зрители на концерте;

г) рабочая бригада из сорока человек;

д) пять покупателей в магазине.

5. Возникшая в школьном классе группировка близких

друзей, объединенных каким-то общим интересом, является:

а) референтной группой;

б) группой членства;

в) неформальной группой;

г) формальной группой.

6. Механизм интерпретации поступков и чувств другого человека называется:

а) стереотипизацией;

б) каузальной атрибуцией;

в) аттракцией;

г) межличностной совместимостью.

7. Какой из факторов является ограничивающим при групповом решении проблемы:

а) группа ошибается чаще, чем отдельный индивидуум;

б) группе требуется больше времени, чем отдельному индивидууму;

в) в группе реже случаются озарения, чем при индивидуальной работе;

г) группа не может суммировать информацию.

8. Группы какого размера наиболее продуктивны:

а) группы из трех человек;

б) из пяти человек;

в) из десяти человек;

г) из четырнадцати человек.

9. Какое из понятий иллюстрирует пословица «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»:

а) уступчивость;

б) конформизм;

в) повиновение;

г) паника.

10. Чем отличается конформизм от уступчивости:

а) конформизм не подразумевает подчинения авторитетному лицу;

б) подразумевает подчинение авторитетному лицу;

в) подразумевает принятие групповых норм;

г) не подразумевает принятия групповых норм.

11. Что продемонстрировал эксперимент Аша:

а) мнение группы влияет на восприятие человека;

б) групповое восприятие является суммой особенно-

стей восприятия ее членов;

в) человек соглашается с группой, даже когда он уверен в том, что группа ошибается;

г) человек соглашается с группой в надежде на вознаграждение.

12. В эксперименте Милграма испытуемые были готовы подвергать человека воздействию электрического тока, даже рискуя его здоровьем и жизнью. Почему:

а) они желали получить вознаграждение;

б) боялись наказания;

в) на них оказывала давление группа;

г) подчинялись указаниям вышестоящего лица.
1   2   3
написать администратору сайта