Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Экономика
Финансы
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Этика
Промышленность
Энергетика
Связь
Автоматика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Практические задания по социальной психологии. Предмет социальной психологии Вопросы и задания



Скачать 70.48 Kb.
Название Предмет социальной психологии Вопросы и задания
Анкор Практические задания по социальной психологии.docx
Дата 24.04.2017
Размер 70.48 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Практические задания по социальной психологии.docx
Тип Документы
#2537
страница 3 из 3
1   2   3


Вопросы и задания

1. Прокомментируйте текст и поясните, как самооценка влияет на процессы социальной перцепции и самовосприятие. В экспериментах Готтшальдта испытуемым-подросткам предъявлялись специально изготовленные фотографии самих испытуемых, их родителей, одноклассников, учителей. Фотографии были неискаженные и искаженные — несколько суженные или расширенные. Во всех случаях надо было выбрать «правильный»

(похожий) портрет. Хотя испытуемые, глядя на себя в зеркало имели возможность выбрать неискаженные фотографии из ряда собственных портретов, они, отыскивая наиболее похожую, обнаруживали тенденцию к выбору расширенного или суженного

изображения в зависимости от самооценки. При выборе фотографии одноклассника предпочтительным оказывалось расширенное изображение, если признавалось его

превосходство, и суженное — в случае пренебрежительного к нему отношения.

При выборе испытуемыми 10 и 16 лет своих фотографий и портретов родителей обнаруживалось, что дети 10 лет выбирали среди собственных портретов неискаженные, зато среди фотографий родителей — расширенные. Испытуемые 16 лет выбирали свои портреты в расширенном варианте, а портреты родителей — в суженном.

2. И.С. Кон выделил такие механизмы самооценивания:

— усвоение субъектом оценки его другими людьми (как непосредственное отражение чужих оценок, так и ориентация на то, как индивид представляет себе эти оценки, а также равнение на генерализованного другого);

— социальное сравнение (индивид осознает и оценивает

себя путем сравнивания с другими людьми);

— самоатрибуция (индивид оценивает себя и свои внутренние состояния, наблюдая свое поведение в различных ситуациях).

Объясните, для каких возрастных этапов характерно включение тех или иных механизмов. Имеют ли механизмы самооценки личностную окраску или они универсальны?

3. Проанализируйте по приведенному тексту природу межполовых различий. Как вы считаете, различаются ли и в чем «мужская» и «женская» личности?

К. Макнемар установил, что девочки обладают более развитыми эстетическими вкусами, у них лучше развита речь, более тонкая координация, в то время как мальчики обладают лучшими механическими и математическими способностями.

Д.Р. Хобсон, Р.Д. Хавигхурст и Ф.Н. Бриз показали, что у девочек по сравнению с мальчиками более выражена беглость речи.

Н. Марш, Дж. Антилл, Дж. Куннингам показали, что женщины более воспитуемы, адаптивны, обучаемы, у них выше уровень социальной желательности, в то время как мужчины чаще более находчивы, сообразительны, изобретательны. Они предпочитают и решают лучше новые задачи, которые предъявляют максимальные требования к новаторству и минимальные — к совершенству решения. Женщины предпочитают и успешнее решают задачи стереотипные, требующие минимума новаторства; они чаще

подвергаются нервно-психическим расстройствам в тех видах работы, которые требуют стереотипных, однотипных форм поведения (С. Бенбоу, Р. Бартон, С. Жиклин и др.).

Все виды новых профессий, игр, спорта, хобби и т.д. вначале осваиваются мужчинами, а только потом женщинами. Известно, что среди композиторов и исполнителей, режиссеров и актеров, даже среди вязальщиков в прошлые века и сейчас наблюдается разное соотношение полов.

Особенно яркие отличия проявляются в психомоторике, что находит свое выражение в почерке. Так, у женщин почерк правильный, единообразный, точный, красивый, стандартный, симметричный, в то время как у мужчин неправильный, неравномерный, размашистый, некрасивый, ошибочный, индивидуально оригинальный и т.д. (К. Диукс и др.)

В.А. Геодакян предположил, что процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность — консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки, и изменчивость, благодаря которой возникают новые

признаки. Самки олицетворяют как бы постоянную «память», а самцы — оперативную временную «память» вида. Поток информации от среды, связанный с изменением внешних условий, сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с условиями внешней среды. Лишь затем, после отсеивания устойчивых сдвигов от временных, случайных, генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого «инерционного ядра» популяции, представленного самками. Поскольку самцы филогенетически воплощают в себе принцип изменчивости, все новые признаки в

развитии вида возникают сначала у самцов и лишь затем передаются самкам, у которых, напротив, сильнее представлены всякого рода рудименты. В онтогенезе, наоборот, самцы более ригидны и независимы от среды, тогда как самки более изменчивы, пластичны

и лучше поддаются обучению. (По И.С. Кону.)

4. Определите, о каком психическом феномене идет речь в публикуемых далее примерах. Какой уровень развития самосознания они отражают?

Ребенок звонит по телефону бабушке и говорит ей: «Бабушка, посмотри, какая у меня красивая кукла!» Ребенок убежден, что бакалейщик продает конфеты, чтобы

сделать приятное детям. Взрослый человек, входя в комнату, восклицает: «Бррр... За-

кройте окна, тут так холодно!» Ученый убежден, что его проблема самая важная, в то время как другие занимаются неизвестно чем.

5. Оцените разные способы осмысления «Я». Прокомментируйте их с точки зрения

возможной поведенческой реализации. Какая из формулировок отражает ваше собственное восприятие своего «Я» и почему?

Каждый человек есть Вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает: под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история. (Г. Гейне.)

Я ничто. Этот малый промежуток не способен отделить меня от небытия, куда мне надлежит идти. Я пришел лишь затем, чтобы составить множество; больше нечего было сделать из меня. (Епископ Боссюэ.) Тот, кто не поспевает в ногу с остальными, возможно, слышит иного барабанщика. Пусть шагает с той музыкой, которая слышится ему — слабая и отдаленная. (Торо.) Все мы жертвы... Наши судьбы предопределены космическим жребием, ветрами звезд и непостоянными вихрями, что дуют с

мельниц богов. (Г.Л. Дитрих.) Окружающий мир, по-видимому, не овладевает нами полностью, даже когда мы выросли, но только на две трети; одна треть нашего «Я» еще не родилась. При каждом утреннем пробуждении мы как будто рождаемся заново». (3. Фрейд.) Бог есть неограниченное Все, человек есть только ограниченное проявление Бога. Или лучше так: Бог есть то неограниченное Все, от чего человек сознает себя ограниченной частью. Истинно существует только Бог. Человек есть проявление его в веществе, времени и пространстве. Чем больше проявление Бога в человеке (жизнь) соединяется с проявлением (жизнями) других существ, тем больше он существует. Соединение этой своей жизни с жизнями других существ совершается любовью... (Л.Н. Толстой.) Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть. (Ж.П. Сартр.)

Я не знаю, чем я кажусь свету, но сам я сравниваю себя с ребенком, который, бродя по берегу моря, собирает гладкие камни и красивые раковины... (И. Ньютон.)
Задания для самостоятельной исследовательской работы

  1. Люди различаются своими «Я-концепциями». Одни принимают концепцию независимого «Я». Другие — взаимозависимого. Эти противоположные идеи способствуют культурным различиям в социальном поведении. В чем, на ваш

взгляд, заключаются различия независимой и взаимозависимой «Я-концепций»? Напишите и обоснуйте свои ответы.

2. Сравните свойственный мужчинам и женщинам характер социальных взаимоотношений, а также их доминантность, афессивность и сексуальность. Отражаются ли в гендерных различиях тенденции, продиктованные естественным отбором? Или эти различия порождены культурой?

Напишите и обоснуйте свой ответ.
Контрольные задания

Выберите правильный ответ.

1. Что считают главными причинами поступков и поведения человека социодинамические теории:

а) действие окружающей среды;

б) внутренние факторы;

в) свойства личности;

г) взаимодействие внутренних и внешних факторов.

2. Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей называется:

а) самосознанием;

б) уровнем притязания;

в) самооценкой;

г) самопознанием.

3. Из предложенных понятий выстройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим:

а) сознание, нравственный идеал, личность, человек, направленность, мировоззрение;

б) самосознание, «Я-концепция», личность, «Я-идеальное», человек, сознание.



  • Проблема социализации


Вопросы и задания

1. В чем сущность социализации личности?

2. Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно?

3. Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека: стихийное или Целенаправленное влияние?

4. Подумайте, какие новые особенности социализации человека могут проявиться в XXI в., исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т.д.?

5. Почему механизмы социализации рассматриваются как относительно сложные способы усвоения социального опыта?

6. В чем сущность развития? Проанализируйте основные характеристики развития на примере социализирующегося человека.

7. В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми в процессе социализации?

8. А.С. Макаренко считал, что важным социально-педагогическим условием развития полноценной личности является баланс между стихийной л целенаправленной социализацией индивида. Подумайте, каковы педагогические возможности сохранения баланса между стихийностью и целенаправленностью первичной социализации в группе.

Используя произведения А.С. Макаренко, проанализируйте факты, суждения, выводы, представленные педагогом в художественных и научных публикациях.

9. Подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека. Проанализируйте этот процесс, используя концепции А.В. Петровского.
Задания для самостоятельной исследовательской работы

1. Составьте классификацию механизмов социализации, обоснуйте ее. В процессе выполнения задания используйте различные психологические и социологические словари.

2. Подготовьте сопоставительную таблицу «Хронологии социального развития человека». Дайте развернутый сравнительный анализ периодизации, выделите малоизученные

проблемы социального развития человека.

3. Напишите, какие критерии положены в разработку той или иной периодизации. Почему? Постарайтесь найти максимальное количество периодизаций для анализа соответствующих критериев. Сравните эти критерии между собой.
Контрольные задания

Выберите правильный ответ.

1. Процесс социализации состоит:

а) в привитии ребенку нравственных норм;

б) усвоении ребенком общекультурного опыта;

в) воспроизводстве ребенком социальных норм и правил;

г) познании действительности (особенно социальной).

Рассмотрите и такой вариант: все ответы верны, все ответы неверны.

2. Социально-психологические механизмы социализации:

а) идентификация;

б) подражание;

в) внушение;

г) конформность;

д) социальная фасилитация;

е) воспитание.

3. Источники социализации:

а) передача культуры через семейный и другие социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания;

б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, формированием основных психических функций и элементарных форм общественного по-

ведения;

г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Рассмотрите и такой вариант: все ответы верны, все ответы неверны.

4. Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека:

а) стихийное влияние социализации;

б) целенаправленное влияние социализации.

5. Стадии развития личности в процессе социализации

(по А.В. Петровскому):

а) адаптация;

б) идентификация;

в) индивидуализация;

г) интеграция;

д) имитация.

Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных утверждений.

1- Механизмы социализации — это способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социальных ролей.

2- Социализация у детей проявляется главным образом в изменении их внешнего поведения, а у взрослых корректируются базовые ценностные ориентации.

3- Социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками; социализация детей — в основном на мотивацию их поведения.


  • Психологические механизмы регуляции социального поведения личности



Вопросы и задания
1. Что понимается под установкой в концепции Д.Н. Узнадзе?

2. В чем различие сферы действия установок (в понимании их Д.Н. Узнадзе) и сферы действия «социальных установок»?

3. Проанализируйте компоненты и функции социальной установки.

4. Рассмотрите объяснительные возможности понятия аттитюд в интерпретации психической регуляции поведения.

5. Какие изменения могут произойти с социальными установками человека после 30 лет?

6. Термины «аттитюд» и «социальная установка». Являются ли они синонимами?

7. Почему было необходимо и возможно использование шкал как метода измерения аттитюдов?

8. Рассмотрите основные объяснительные модели процесса изменения социальных установок.

9. В чем состоит суть концепции В.А. Ядова об иерархической структуре диспозиции личности?

10. Определяют ли установки поведение? Рассмотрите первоначальный тезис о том, что установки определяют поведение, и его антитезис, выдвинутый в 1960-х гг.

11. Влиянию каких факторов подвержены наши установки и поведение?

12. Сравните модели объяснения процесса изменения социальных установок в бихевиористской и когнитивистской теоретических ориентациях.

Контрольные задания

Выберите правильный ответ.

1. В трехкомпонентной структуре аттитюда (М. Смит) выделяются компоненты:

а) когнитивный;

б) социальный;

в) аффективный;

г) перцептивный;

д) поведенческий.

2. Функции аттитюдов:

а) приспособительная;

б) знания;

в) поведения;

г) выражения;

д) симпатии;

е) защиты.

3. Сферами, где реализуются потребности человека, являются:

а) ближайшее семейное окружение;

б) предметные ситуации;

в) контактная (малая) группа;

г) сфера общения;

д) сфера деятельности, связанная с трудом, досугом,

бытом;

е) сфера деятельности.

4. Затруднение по поводу связи аттитюда с реальным поведением было обнаружено:

а) в эксперименте, осуществленном Л. Фестингером;

б) после осуществления эксперимента Р. Лапьера;

в) в исследованиях М. Смита;

г) в «Иельских исследованиях» К. Ховланда.

Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных ниже утверждений.

1. Термины «аттитюд» и «социальная установка» являются синонимами.

2. Использование шкал в качестве метода измерения аттитюдов было впервые предложено Л. Тернстоуном.

3. В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах теорий когнитивного диссонанса.


  • Социально-психологические свойства личности


Вопросы и задания

1. Рассмотрите понятие «социально-психологические способности личности».

2. Дайте понятие психологических свойств личности.

3. Перечислите основные методы и процедуры диагностики социально-психологических свойств личности.

4. Сформулируйте понятие имплицитной теории личности.

5. Перечислите коммуникативные качества личности. Какие исследования этих качеств вы знаете?

6. Рассмотрите исследования качеств личности в социальной психологии.

7. Назовите механизмы перцептивного процесса.

8. Охарактеризуйте объективные и субъективные методики диагностики социально-психологических свойств личности.

9. Рассмотрите социальную психокоррекцию как новый раздел социальной психологии.
Задания для самостоятельной исследовательской работы

1. Заполните таблицу


Особенности

проявления личности

в общении

Как

рассматривается

в социальной

психологии

Где

реализуется

Механизм перцептивной защиты







Эффект «ожиданий»







Феномен когнитивной сложности









2. Изучите и законспектируйте литературу по темам: «Диспозициональное направление исследования личности», «Факторный метод анализа структуры личности».

Контрольные задания

Выберите правильный ответ.

1. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, — это:

а) задатки;

б) лидерство;

в) нравственность;

г) гуманность.

Рассмотрите и такие варианты: все ответы верны; все ответы неверны.

2. Личностные свойства, обусловленные социально, — это:

а) инстинкты;

б) ценностные отношения;

в) музыкальный слух;

г) острота зрения;

д) рефлексы.

Рассмотрите и такие варианты: все ответы верны; все ответы неверны.


  • Межличностные отношения


Вопросы и задания

1. Каким образом чувства человека регулируют межличностные отношения? Что еще определяет регуляцию межличностных отношений?

2. В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от простого восприятия?

3. Что общего и каковы различия между эмпатией и идентификацией как механизмами социальной перцепции?

4. На основании каких критериев выделяют стратегии взаимодействия?

5. Почему стратегия компромисса является более перспективной в социальном плане, чем стратегия сотрудничества? Что является основным условием реализации стратегии компромисса?

6. Каковы положительные и отрицательные стороны конфликта?

7. Почему открытый конфликт предпочтительнее латентного?

8. Дайте общую характеристику межличностных отношений как социально-психологического феномена.

9. Охарактеризуйте свойства объекта, субъекта отношений, а также взаимосвязь между ними как факторы симпатии (антипатии).

10. Назовите формы и этапы развития эмпатии.
Задания для самостоятельной исследовательской работы

1. Проведите социально-психологический анализ конкретной конфликтной ситуации на художественном примере.

2. Изучите литературу по темам: «Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий», «Историко-культурные и общественно-политические детерминанты межличностных отношений».
Контрольные задания

Выберите правильный ответ.

1. Эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, сопереживание ему — это.

а) каузальная атрибуция;

б) рефлексия;

в) фрустрация;

г) эмпатия.

Рассмотрите и такой вариант: все ответы верны; все ответы неверны.

2. Любовь — комплексное чувство, включающее:

а) романтическое отношение;

б) интерес;

в) радость;

г) сексуальное влечение.

Рассмотрите и такой вариант: все ответы верны; все ответы неверны.

3. Взаимодействие людей может быть:

а) кооперативным;

б) конкурентным;

в) конфликтным.

Рассмотрите варианты: все ответы верны; все ответы неверны.

Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных ниже утверждений.

1. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций.

2. Взаимное влечение двух людей определяется главным образом внутренними качествами каждого из них.
5. Чисто внешнее принятие позиции группы не приводит неустойчивого человека к совершению правонарушения.
1   2   3
написать администратору сайта