Навигация по странице:
|
Математическая сказка. Применение проектной технологии в начальной школе
«Применение проектной технологии в начальной школе»
Представленные материала своевременны и актуальны. Опыт работы Кольцовой Т.А. по применению метода проектов в обучении младших школьников может быть использован учителями начальных классов.
Главный методист по начальному обучению ГОУ ТОИУУ Евстигнеева М.Е.
Творческий проект «Математическая сказка»
Выполнен обучающимися 3 класса МОУ СОШ
Руководитель: Кольцова Т.А. 2006 г.
Методическое представление.
· Введение.
· Методический паспорт проекта.
· Работа над проектом.
· Заключение.
· Список литературы.
· Приложение №1. Урок математики в 3 классе.
· Приложение № 2.Математическая сказка «Путешествие к Математическому полюсу».
Введение.
Перед учителем стоит задача научить школьника ориентироваться в обилие информации, поступающей к ним отовсюду. Детей необходимо научить не только правильно усваивать информацию и структурировать её, но и научить целенаправленному поиску информации. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью. К творческой деятельности учащихся надо готовить. Творчеству надо учиться с самого раннего возраста и этому можно научиться.
Таким образом, необходимость формирования у школьников навыков проектной деятельности объективно обусловлена современным этапом развития общества.
Методический паспорт проекта…
Проект «Математическая сказка».
Адресация.
1. Предмет: математика, русский язык, внеклассное чтение, изобразительное искусство, технология.
2. Класс: 3 .
3. Возраст: 9 – 10 лет.
4. Количество учащихся: 8.
5. Время работы над проектом: 1 месяц.
6. Форма работы: урочно-внеурочная.
7. Цели: вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности; развивать умение проектировать свою деятельность; развивать устойчивый интерес к книге – источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию; развивать фантазию, воображение, умение синтезировать полученные ЗУН и выбирать необходимые; воспитывать способность к взаимопониманию, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы, умение предъявлять свою работу другим; привлечь к участию в школьной жизни членов семьи, ребят детского сада (формирование социальной активности).
8. Учебно-педагогические задачи:
· приобщение к полезной деятельности;
· развитие творческих способностей;
· развитие эстетического вкуса;
· развитие интереса к предмету.
9. «Детская цель проекта» (цель деятельности детей, принятая и частично самостоятельно сформулированная ими) сочинить математическую сказку для ребят детского сада.
10. Материально – технические и учебно-методическое оснащение: аудиосистемы, компьютер, сканер, учебная и учебно-методическая литература, школьная и сельская библиотеки.
11. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): преподаватель литературы, воспитатель детского сада, психолог.
12. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы:
· владение письменной и устной речью (на уровне своего возраста);
· владение определёнными знаниями по математике, литературному чтению, ИЗО, природоведению;
· умение работать с дополнительной литературой, вести поиск нужной информации.
13. Мотивация к познанию, к работе: личный интерес учащихся, самореализация.
14. Предполагаемые приращения.
· новое содержание и практические приёмы: составление карты путешествия, сочинение математической сказки, поиск информации в методической литературе, ориентированной на знания дошкольников;
· развитие навыков: самостоятельной работы с учебно-методической литературой; самостоятельного принятия решения; коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией; мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации; самоанализе и рефлексии.
Работа над проектом.
Проблематизация.
У ребят данного класса возрастает желание принимать активное участие во внеклассной деятельности класса и школы. По мнению психологов, именно к концу третьего класса у детей образуется психологический вакуум, дети теряют интерес к учению. Поэтому данный проект является значимым для учеников третьего класса, т.к. поддерживает интерес к учению, к изучению математики, способствует развитию творческой личности. Так повысится мотивация и самооценка детей, которым нелегко даётся математика. Они почувствуют себя увереннее перед ребятами детского сада, выступая с материалом математического характера в котором третьеклассники чувствуют себя «свободно».
С другой стороны, проект значим и для ребят детского сада и их родителей, т.к. увеличивается число дошкольников не желающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация учения, а иногда и боязнь школы. Являясь участниками «Икс-педиции к математическому полюсу», и выполняя задания героев сказки, у дошкольников возрастает желание и интерес к обучению в школе.
Значимость данных проблем очевидна для учителя, родителей, воспитателя детского сада, т.е. для взрослых, но как бы «скрыта» от детей. Как известно, обучающиеся должны отталкиваться от проблемы, инициируя деятельность, т.к. нет проблемы – нет деятельности. Поэтому «детская проблема», поставленная в начале урока математики такова: «Как отправиться в экспедицию к математическому полюсу без карты путешествия?». Данная проблема обуславливает мотив деятельности детей, направляет на её решение.
Этапы работы над проектом.
1. Погружение в проект.
· Чтение повести сказки А.Милна «Винни Пух и Все, Все, Все». Особое внимание уделяется главе 8, в которой Кристофер Робин организует «икспедицию» к Северному полюсу. На этом этапе учитель пробуждает у детей интерес к теме проекта.
· Также как и герои сказки А.Милна, обучающиеся 3 класса, совершают на уроке математики «ИКС-педицию» к Математическому полюсу. Здесь уже учитель очерчивает проблемное поле: выясняется, что карта путешествия испорчена и ребятам предстоит составить её самостоятельно. На уроке ребята работают в парах. В пары включены дети, близкие по уровню развития математических способностей. Отсюда следует, что каждая пара пройдёт разное количество предложенных этапов-заданий, различных по уровню сложности.
· В конце урока каждая пара представляет промежуточные результаты будущего проекта, т.е. демонстрирует свою карту путешествия к Математическому полюсу. Опираясь на положительные результаты совместной работы в парах, на мотивацию детей учитель предлагает сочинить математическую сказку для ребят детского сада. Дети с удовольствием принимают данное предложение. В качестве домашнего задания, ребятам предлагается по желанию пройти ещё любые два этапа путешествия, на которые не хватило времени на уроке, а также, проявив творчество, красочно оформить свою карту путешествия. На данном этапе проекта, творческая работа детей переходит во внеурочную деятельность, т.к. на следующем уроке математики, когда дети будут представлять красочно оформленные «Карты путешествия» им будут предложено сочинить математическую сказку для ребят детского сада. Карта путешествия будет служить картинным планом для сочинения сказки.
2. Осуществление деятельности.
· Подбор занимательного материала математического характера, соответствующего составленному плану путешествия, ориентированного на ребят детского сада.
Используя интересные находки каждой пары, составление единого сценария математической сказки. На данном этапе из пар формируются две группы: 1 группа – составляет единый сценарий сказки; 2 группа – готовит наглядный материал к сказочным заданиям, собирает необходимые игрушки. Готовит костюмы (с привлечением родителей).
· Распределение ролей в сказке. Каждый ученик класса получает задание, и будет выступать перед ребятами из детского сада, т. е. играть роль сказочного персонажа из сказки А.Милна. Учитывая специфику класса с малой наполняемостью, проект планируется реализовать как парно-групповой, а затем – коллективный (при инсценировании сказки).
3. Презентация математической сказки «Путешествие к математическому полюсу».
· Дети рассказывают присутствующим о своём проекте: с чего начиналась работа, как придумывали задания. Как готовились к этому празднику, как столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания.
· Затем представляют инсценированную сказку, при активном участии детей детского сада и, в заключении, ребята третьего класса подарили детям детского сада красочно оформленную книгу-сказку «Путешествие к Математическому полюсу».
Заключение.
В целом работа над проектом прошла успешно, в ней приняли участие все обучающиеся класса. Каждый был вовлечён в мыслительную и творческую деятельность по данной проблематике, приобрёл новые знания путём парной и групповой работы.
В процессе творческой работы дети получали полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивалась их творческая активность, социальная позиция ребёнка. Дети что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания.
Список литературы.
Заходер Б.В. Винни-Пух. Текст.1960, Назаров Э.В.Иллюстрации. 1998. РИО «Самовар».
Ляхов И.И. Проектная деятельность. – М., 1996.
Матяш Н.В.,Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.; Изд. Центр «Вентана – Граф», 2002.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педвузов и системы ПК пед. кадров / Е.С. Полат, А.Е.Петров. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Изд. «Аркти», 2005.
Приложение № 1.
Урок математики в 3 классе по программе Л.Г.Петерсон.
Тема урока: Повторение и обобщение изученного материала по 1-ой части учебника-тетради для 3 класса, с.107-112./Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Часть 1. – М.:Издательство «Ювента», 2004. – 112с.: ил.
Цели урока:
Образовательные: повторить, закрепить и обобщить знания, умения и навыки по 1 части учебника-тетради по темам: операции над множествами, нумерация многозначных чисел, вычислительные навыки с многозначными числами, решение текстовых задач и уравнений, величины.
Развивающие: развивать математические способности, познавательный интерес, умение обобщать, логически мыслить, доказывать правильность своего ответа, умение планировать работу, умение пользоваться «Банком данных» при обнаружении пробелов в знаниях или недостаточности знаний.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению, развивать потребность добросовестно трудиться на уроке, пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, формировать умение согласовывать свои действия в парах и выбирать общую цель работы, совершенствовать умение работать в парах, выбирать для совместного решения сложные задания, а значит, способствовать повышению уровня самооценки, и, следовательно, самореализации своего «Я».
Игровая задача: «Совершить Икс-педицию к Математическому полюсу, по самостоятельно составленной карте путешествия».
Оборудование: учебник-тетрадь, наглядность, «Банк данных», компас, сигнальная карточка.
Ход урока.
Организация класса на работу с элементами театрализации.
Под музыку в класс входит Винни-Пух и поёт свою любимую Шумелку:
Хорошо быть медведем, ура!
Побежу…
(Нет, победю!)
Победю я жару и мороз,
Лишь бы мёдом был вымазан нос!
Кристофер Робин сидел у порога и напяливал свои Походные Сапоги. Как только Пух увидел П.С., он сразу понял, что предстоит Приключение.
- Ой, ура, мы снова пойдём в экспедицию! – обрадовался Винни-Пух.
- На этот раз, - ответил Кристофер Робин, - мы пойдём не в экспедицию, а в настоящую ИКС-педицию.
- А что такое «ИКС-педиция»? – взволнованно спросил Пух.
- Это тоже Путешествие, - успокоил его Кристофер Робин. – Но только особое, математическое.
- Мате-мати-ческое? – удивился Пух. – А что такое «математическое путешествие»? – опять не понял он.
- Это такая штучка, где задачки решают, - терпеливо объяснил Кристофер Робин. Идёшь как бы не ногами, а головой.
- Вот здорово! – радостно сказал Винни-Пух. – Задачки я люблю решать! И Все-Все-Все тоже очень любят! Только мы не умеем - мы же ещё маленькие!
- Ой! – Вдруг испугался он. – Значит, нас не возьмут в ИКС-педицию?
- Глупенький мой мишка! – успокоил Пуха Кристофер Робин. – Мы же не одни пойдём, а вместе с ребятами. Они, знаешь, какие умные! Учатся в школе и уже столько всего знают и умеют: и задачки решают, и уравнения, и считать умеют, и думать, и соображать! Вот здесь я приготовил для них Карту Путешествия. (Но карта на с. 108-109 учебника оказывается «склеена» мёдом).
- Винни-Пух! Это ты перепачкал карту мёдом? Карта испорчена! Что же теперь делать?
- Прости меня Кристофер Робин! Я так торопился, когда ел мёд и нечаянно опрокинул горшочек на эту страницу!
- Ребята, вы хотите в ИКС-педицию к Математическому полюсу? Тогда давайте самостоятельно составим план Путешествия и оформим его на карте. Таким образом, у каждой пары будет своя карта Путешествия к Математическому полюсу, т.к. маршрут следования будет зависеть от выбранных заданий.
- Итак, в путь!
Сообщение темы и задач урока.
- Ребята! Давайте посмотрим, какие этапы ждут нас в пути! ( У каждой пары имеются карточки с названием этапов для оформления карты).
- Наша задача, повторить всё, чему нас научил этот учебник, а это очень большой объём знаний. Для уточнения данных, иногда, вам понадобится «Банк данных», но вход в банк закодирован числом 1 2 4
- Только решив задания под этими номерами, вы раскодируете кодовый замок.
Учащиеся решают №1, №2, №4 по учебнику (устно).
Работа в парах. Выполнение заданий по выбору.
- Итак, «Банк к вашим услугам! Начинаем путешествие с любого этапа, по выбору. Каждая пара составляет карту и одновременно начинает ИКС-педицию к Математическому полюсу.
Этапы путешествия.
№ 3. Диаграмма Венна. А = {4, *, а, 5}; В = {в, 4, *}.
Запишите с помощью фигурных скобок пересечение и объединение множеств А и В. Построй диаграмму Венна этих множеств.
№ 5. Задумчивая поляна.
Запиши цифрами число: 25 млрд. 4 млн. 79 ед. Сколько разрядов в этом числе? Назовите предыдущее и последующее число.
№ 6. Игра в пустяки.
Выполни действия:
2047639 – 459086;
305296 – 72058;
1800 х 70;
№ 7. Мой любимый размер!
Вырази в новых единицах измерения:
5 м 9 см = …см
7 км 91 м = …м
6 ц 32 кг = …кг
21000 г = …кг
№ 8. Болот-икс-тая местность.
Реши уравнения:
Х – 93 = 87;
450: х = 9 .
№ 9. Засада. Составь программу действий и вычисли:
(9х 6+2): 8 + (4х5х3): 12 – (21-21): 7;
№ 10. Лесная опушка.
№ 11.Неправильные пчёлы. Выполни деление :
28: 6;
47: 8;
50: 15;
№12. Торжественный пиргорой.
№ 13. Дерево возможностей.
Задание проблемного характера.
- Ребята, внимание! Вам пришла звуковая телеграмма: (записано на магнитофон):
- Уважаемые путешественники! Вам необходимо поторопиться в поисках Математического полюса, иначе его могут найти другие. Полюс находится в 7 аршинах от учительского стола, на северо-запад. Торопитесь!
(Самостоятельное решение проблемного вопроса в парах: вспоминают, что в 1 аршине – 71 см; выражают величину в метрах и сантиметрах; определяют по компасу северо-запад; находят математическую ось.)
Открытие Математического полюса.
- Ребята, у нашей планеты Земля есть земная ось. А как мы назовём ось, которую мы нашли на Математическом полюсе? (математическая).
- Ребята, мало найти ось, нужно ещё открыть Математический полюс. (Разворачиваем «ось» (свёрнутую в трубочку) и перед нами блок-схема). Пользуясь алгоритмом, заданным блок-схемой, расшифруйте имя и фамилию известного английского писателя.
Photo 1
- Алан Александр Милн.
- Что вы знаете об этом писателе? (Он автор повести-сказки «Винни – Пух и Все-Все-Все»).
- А кто перевёл эту сказку на русский язык? (Б. Заходер).
Подведение итогов урока.
Дети демонстрируют Карты путешествия, составленные по пройденным этапам. Оценивание парной работы, учитывая принцип минимакса.
Рефлексия.
- Удалась ли работа в парах?
- Какое задание понравилось?
- Какое задание показалось самым трудным?
- А какое – самым интересным?
Д/з.
· Раскрасить карту путешествия.
· Пройти ещё любые два этапа.
· А. Милн написал сказку для детей всего мира, Б.Заходер – перевёл сказку на русский язык, а мы с вами, ребята, сочиним математическую сказку для детей из детского сада.
Приложение № 2. Математическая сказка «Путешествие к Математическому полюсу».
Урок проведен в 3 классе СОШ с. Козлово
Photo 2.
Путешествие к Математическому полюсу .
2006.
Однажды Винни-Пух прогуливался по лесу и пел свою любимую Шумелку:
Хорошо быть медведем, ура!
Побежу…
(Нет, победю!)
Победю я жару и мороз,
Лишь бы мёдом был вымазан нос!
Кристофер Робин сидел у порога и напяливал свои походные сапоги. Как только Пух увидел походные сапоги, он сразу понял, что предстоит Приключение.
- Мы пойдём в икспедицию!- объявил Кристофер Робин.
- А что такое икспедиция? – взволнованно спросил Пух?
- Это тоже путешествие, - успокоил его Кристофер Робин. – Но только на этот раз особенное, математическое.
- Мате-мати-ческое? – удивился Винни-Пух. А что такое « математическое путешествие»? – опять не понял он.
- Ну, это такая штука. Где задачки решают, - терпеливо объяснил Кристофер Робин. – Идёшь как бы не ногами, а головой.
- Вот здорово! – радостно сказал Винни – Пух. – Задачки я люблю решать! И Все-Все-Все тоже любят! Только мы не умеем – мы же ещё маленькие! Ой! – вдруг испугался он. Значит, нас не возьмут в икспедицию?
- Глупенький мой мишка! – Успокоил Пуха Кристофер Робин. Мы же не одни пойдём, а вместе с ребятами. Они, знаешь, какие умные! Они ходят в детский сад, и скоро пойдут в школу. Вот здесь я приготовил для них Карту Путешествия. Она нам поможет всем вместе добраться до Математического полюса!
Винни-Пух так обрадовался, что даже запел ещё одну свою любимую Шумелку:
Все вышли в икспедицию
(Считая и меня!):
Сова, и Ру, и Кролик,
И вся наша родня!
И каждый в икспедиции
Всегда ужасно рад
Решить задачку трудную
С помощью ребят.
Photo 3.
1 остановка. «Диаграмма Венна».
- Ребята, знаете ли вы, что такое диаграмма? (нет).
- Сейчас мы немного с этим познакомимся. Рассмотрите предметы. Как их можно назвать одним словом? (игрушки).
- Разделите игрушки в два обруча. (Обручи пересеклись т.к. в Индии слон может быть и домашним животным). Всё это мы изобразили на обручах, а по-другому это называется диаграммой Венна. Когда вы придёте учиться в школу, узнаете об этом поподробнее.
Photo 4.
- Мы шли-шли и решили отдохнуть. Следующая остановка:
« Игра в пустяки»
- Ребята! Знаете ли вы цвета? Значит – это для вас пустяк, выполнить моё задание. Я вам буду называть предметы, а вы должны назвать цвет предмета. (Игра в мяч).
Снег - ? (белый)
Лимон - ?…
Небо - ?…
Свёкла - ?…
Апельсин - ?…
Горох - ?…
Уголь - ?…
Photo 5 .
- Молодцы, ребята! Справились с заданием! И мы отправляемся дальше. Следующая остановка называется:
«Мой любимый размер».
- Ребята, Ослик Иа попросил нарисовать его портрет. Я очень хочу нарисовать его, но не знаю точных размеров Ослика. Вы мне поможете? (Да).
Для этого мне нужен самый смелый путешественник (вызвавшийся ребёнок выходит к доске, поворачивается спиной к «художнику» и вслепую, наугад уточняет размеры частей тела Ослика).
- Посмотрите, ребята, получился очень смешной Ослик. Значит, чтобы правильно изображать предметы, нужно уметь выбирать правильные размеры.
Photo 6.
Отправляемся дальше в путь. На пути нам встретились:
«Неправильные пчёлы».
- Ребята, а вы знаете, почему эти пчёлы так называются? Потому что они добрые и некогда не кусаются.
- Вы хотите познакомиться с ними и подняться к ним в дупло? Для этого нам понадобится воздушный шар. Повторяйте за мной все движения:
Надуваем быстро шарик –
Он становится большим.
Вдруг наш шарик лопнул,
Воздух вышел – ш-ш-ш!
Стал он тонким и худым.
Photo 7.
- А теперь на нашем пути «Дерево возможностей».
Загадка:
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная. (Ёлка).
- Ребята, наша ёлка украшена не игрушками, а геометрическими фигурами. Ваша задача, используя «возможности» этой ёлочки составить различные предметы из геометрических фигур (ракету, домик, ёлку).
Photo 8.
- Ребята, не пора ли мне подкрепиться и устроить « Торжественный пиргорой»? Я очень люблю мёд и ем его не ложками, целыми горшочками. Например, вчера на обед я съел целых два горшочка, но мне показалось маловато, и я отправился к Кролику. Он угостил меня ещё одним горшочком мёда, а затем мы пошли к Пятачку. У него я полакомился ещё одним горшочком. Сколько же горшочков мёда я съел?
Photo 9
Photo 10
На окраине леса нам встретилась «Задумчивая поляна». Здесь нам нужно будет подумать о грибах.
Пятачок по лесу шёл
На обед грибы нашёл.
Два под берёзой, один у осины.
Сколько их будет в плетёной корзине?
- В самом конце на нашем пути, встретилась «Болотистая местность». Здесь нам придётся прыгать по кочкам и «головой», и ногами. Кочки пронумерованы цифрами от 1 до 10. Ваша задача – прыгать, не пропуская ни одной цифры.
Photo 11
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и благополучно добрались до математического полюса, на котором вас ждёт сюрприз-подарок! Мы с ребятами 3 класса дарим вам сказку, в которой вы принимали активное участие. Сказка красиво оформлена и останется у вас на память об этом математическом путешествии.
Вся наша экспедиция
Весь день бродила по лесу.
Искала экспедиция
Везде дорогу к полюсу.
И каждый в экспедиции
Всегда ужасно рад
Решить задачку трудную
С помощью ребят!
|
|
|