Проблемы формирование идентичности
Большинство экспертов сходится во мнении, что те или иные виды идентичности внутренне присущи каждому отдельному человеку, структура идентичности индивидуальна, однако формируется лишь в социуме. Можно сказать, идентичность формируется в ходе непрерывного процесса социализации личности. Протекание процесса социализации, несомненно, сказывается на формировании личностных установок и убеждений, которые, в свою очередь, будучи присвоенными человеком в определенный период, воспроизводятся в обществе в целом. Таким образом, социальная идентичность, как предмет исследования представляет собой как индивидуально-личностное, так и социально-групповое явление.
Период, когда закладываются основные социальные самоидентификации, охватывает детство и юность человека, в связи с чем основными целевыми группами работы по формированию идентичности эксперты считают подростков и молодежь:
«Я считаю, каждый молодой человек в возрасте, когда он осмысливает себя как часть какого-то большого общества, не только членов семьи <...> он должен четко для себя сформулировать, что он может дать этому обществу, <...> как он может развиваться в этом обществе…»;
«Ну, потому что молодежь – она всегда в поиске <�…>. Для молодежи необходимо просто жизненно определиться с выбором, в том числе и идентификации, потому что, в принципе, молодости всегда делаешь выбор…»;
«Ну, естественно, каждый молодой человек, каждый ребенок, он начинает входить в новую жизнь, он должен себя каким-то образом осознавать, определять в этом мире, в том числе в национальном плане. Он должен знать, что он россиянин. Он человек, который родился в России, он гражданин своей страны, он гражданин своего города, своего региона и может этим гордиться. И это важно, на самом деле, очень важно» и т.д.
Экспертами отмечается особая роль в формировании социальной идентичности таких социализирующих субъектов как семья, образовательные учреждения, общественные организации и неформальные объединения по интересам.
Семейное воспитание закладывает отношение человека к социуму и формирует первые социальные роли и позиции («Ну, если бы такая работа проводилась, я имею в виду, работа по формированию идентичности, честно сказать, с трудом представляется, потому что это проводится, это воспитывается в семье, в семье, родители дают примеры своим детям. Такая работа, таким образом, называется воспитание»; «Такого рода деятельность ведь начинается с семьи, но если семья видит к себе внимание и интерес государства, то, безусловно, здесь вопросы идентичности будут вполне реализовываться»; «Каждая семья позиционирует себя по-своему»). Ряд экспертов подчеркивают, что в формировании самоидентификации большую роль играет личный пример.
В школах и вузах формирование идентичности осуществляется в рамках образовательно-воспитательного процесса. Участие в этой работе принимают все субъекты данного процесса: как специалисты (преподаватели, психологи), так и сама учащаяся молодежь. Идентичность является предметом исследований и научных дискуссий в рамках конференций, круглых столов, семинаров.
Содержание школьных и вузовских программ должно непосредственно включать компонент патриотического воспитания, особенно это касается таких предметов как география, обществознание, история. Важную роль в укреплении общероссийской идентичности играет обращение к единой истории Российского государства («История всегда была важный инструмент по сплочению. И даже во времена Великой Отечественной войны, там всегда возвращались к истории»; «Личным примером и примером исторических образов нашего наследия давать как жителя Калининградской области, но и как жителя РФ – это важней, на мой взгляд»).
Большое значение имеет организация внешкольных и вневузовских мероприятий (творческих конкурсов, интеллектуальных турниров, игр, акций, проектов) и реализация программ патриотического воспитания (Мы – россияне, Поезд памяти и др.). Непосредственно направлены на формирование идентичности региональные программы развития образования и развития культуры, региональная целевая программа «Молодежь». Реализация этих программ подразумевает комплекс мер. Однако, как отмечают отдельные эксперты, данной работе не хватает «системности».
Тем не менее, весьма продуктивным в данной области работы может оказаться сложившееся сотрудничество между различными структурами и организациями. Вузы сотрудничают как региональными органами власти, в частности, с Министерством образования Правительства Калининградской области, так и с социально-активным бизнес сообществом. Плюсы такого сотрудничества отмечаются экспертами, представляющими каждую из сторон. Бизнес и государство пришли к идее общественно-частного партнерства («это, как мне кажется, могло быть основой тоже интеграции: т.е. бизнес видит, в чем он заинтересован, и вместе с государством помогает общественным, образовательным, социальным структурам калининградского общества развиваться», – комментирует эксперт). Активно взаимодействуют СМИ и молодежные общественные организации. Все перечисленные акторы выражают готовность к расширению сотрудничества.
Эксперты, представляющие молодежные организации, подчеркивают важность поддержания единого пространства для самореализации граждан (в сфере обучения и трудоустройства). Единство данного пространства обеспечивается организацией взаимодействия между общеобразовательными учреждениями, контактами с коллегами в других регионах.
Существенную роль, в силу специфики целей и методов своей деятельности, призваны сыграть некоммерческие организации.
«На уровне Калининграда, … все общественные организации…, тем или иным образом вовлекающим молодежь в ту или иную полезную деятельность, …будь то, например, реконструкции исторических событий, проведение субботников, просто там добровольческая деятельность, помощь другим людям, проведение здесь в Калининграде различных …экологических маршрутов, приглашение … молодежь из других стран… сюда в нашу Калининградскую область … вот это тоже у ребят формирует самоидентичность»;
«У общественных организаций есть много таких инструментов, как можно работать с целевыми группами, такими более локальными, …чем у правительства, но у правительства есть сильный рычаг, как те же самые все средства массовой информации, на которые оно может повлиять».
Отдельные эксперты связывают работу по формированию идентичности с деятельностью по формированию активной гражданской позиции. В этом плане, социальная работа и правовая защита со стороны студенческих профсоюзов могут служить примером практической реализации задач по укреплению социальной идентичности молодежи.
Важным фактором формирования идентичности является также информационно-просветительская деятельность СМИ (новостные, а также специальные программы и акции, такие как «Семь чудес России», «Гордость России» и т.д.). Большую роль в воспитании общероссийской идентичности играет обращение к истории («История всегда была важный инструмент по сплочению. И даже во времена Великой Отечественной войны, там всегда возвращались к истории»).
Часть экспертов отдает приоритет работе в сфере культуры и образования:
«В данном случае если проводить какие-то все-таки мероприятия по формированию идентичности, то они должны исходить и формироваться на уровне не во властных каких-то структурах, а, может быть, в культурных центрах, университетах, в образовательных учреждениях, в вузах во всех, естественно в школах, в культурных центрах, которые призваны осуществлять образовательные какие-то функции и просветительские»;
«Я думаю, что так уж они не должны упускать из виду, а заниматься этим должны и учебные заведения, и деятели культуры, потому что все- таки, я считаю, что культура и искусство оказывают самое сильное и именно ведь эмоциональное воздействие. Вот я считаю, что когда даже у нас происходят концерты, в которых звучит русская музыка – это уже идет воспитание подрастающего поколения и напоминание людям старших поколений о наших достижениях в области культуры. Я думаю, что это очень важный момент» и т.д.
Для осознания уникальности и ценности своей культуры необходимо общение с другими культурами. С этой точки зрения, большое значение имеют такие мероприятия как «Уроки дружбы», которые знакомят подрастающее поколение с культурой различных национальностей, фестивали народного творчества, выставки народных промыслов и т.п. Привлечение в город туристов и культурно-ознакомительные поездки самих калининградцев также создают возможности для контактов с носителями различных культур. Данный процесс способствует формированию собственной идентификации: «Культура и создается из вот этой взаимосвязи, взаимодействия разных культур, тогда ты только начинаешь понимать, в чем уникальность своей собственной <...> Мы не будем понимать, кто мы такие, вот, как только начинаешь соприкасаться, тут ты вдруг ощущаешь свою уникальность»; «И правильно, живя в едином государстве, позиционировать себя как житель РФ. Но для этого, опять же, необходимо смотреть на Россию, увидеть другие ее города, для того, чтобы сравнить, для того, чтобы увидеть разницу (потому что все познается в сравнении) и знать, какую страну они представляют».
В целом, необходима реализация системного, комплексного подхода к решению проблемы развития социальной идентичности. При этом важно обеспечить именно ценностные, концептуальные основания такой работы: «не то, что для этого нужно делать какие-то специальные вещи, просто на этом должно быть очень много чего построено. На это должны быть ориентированы и органы власти, и общественные организации, и средства массовой информации».
Ряд экспертов разделяют также мнение о том, что идентичность, и в частности российская, укрепляется не с помощью специальных программ, а «естественным» путем и, прежде всего, в результате повышения уровня жизни каждой социальной группы.
«Любая идентичность насильно сформированная является ложной идентичностью... Любая идентичность, …имеющая естественное происхождение, является истинной идентичностью». «Часть организаций власти и другие структуры должны проводить целенаправленную работу по обустройству нормального образа жизни в стране, и тогда никакие вот эти программы по развитию идентичности не будут нужны». «Среда должна формировать идентичность, а власть, вместо того чтобы формировать идентичность, должна с лопатами расчищать детские песочницы…».
Молодежи необходимо жилье, образование, работа – и эти три составляющие как ничто другое способны укрепить социальную идентичность, «гордость вторична по отношению к экономическому развитию».
«Нужно не чувство гордости за страну и чувство российской идентичности, не воспитывать искусственно, а нужно создавать условия социально-экономические, для того чтобы эта гордость возникала естественным путём. Тогда она будет искренней, тогда она будет откровенной, тогда не надо будет придумывать специальных программ»;
«Вопрос идентичности российской, он вторичен по отношению к набору социокультурных факторов жизни российского гражданина и какой-то материальной составляющей»;
«Если они [молодежь] будут понимать, что они могут нормально жить в этой стране, …работать, строить семью, и проецировать свое будущее как привязанное к этой же своей территории, к своему региону, то соответственно и поведение в процессе взросления, мне кажется, будет другое».
Сильная экономика и конкурентоспособность, полагает часть экспертов, может служить национальной идеей для современной России («В сильную страну войдут все граждане и будут гордиться»). В контексте беседы о видах идентичности эксперты чаще всего формулировали национальную идею, подчеркивая главную мысль своих рассуждений. Национальной идеей может быть хорошее образование, развитие современной культуры, развитие демократического общества и т.п.
«Национальной идеей может стать …повышение конкурентоспособности российского образа жизни, российского стиля жизни, российских норм и правил. То есть если мы сможем обеспечить привлекательность жизни в стране для самих себя, то нам никого не надо будет заставлять любить себя. Желающие полюбить нас за бесплатно появятся сами».
Выводы
Идентичность, таким образом, представляет собой сложный социокультурный феномен, имеющий свою структуру, динамику, факторы формирования и условия проявления.
В сложной, гетерологичной структуре социальной идентичности выделяются компоненты принадлежности человека к различным социальным группам: я – россиянин, я – житель Калининградской области, я – европеец, я – русский, поляк и др. В качестве высшей ступени в иерархии чаще всего выступает ощущение себя гражданином страны, однако в зависимости от контекста, ситуации, могут «активизироваться» те или иные «пласты» идентификации.
Границы идентичности оказываются размытыми, когда речь заходит о возможности «выбора» идентичности сообразно тем или иным задачам социальной группы, преследующей цель, которая находится в зоне ее ближайшего развития.
Процесс формирования идентичности непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека, однако наиболее «сензитивным» периодом является время интенсивного усвоения и активного воспроизводства социального опыта.
Динамика развития социальной идентичности наблюдается как на личностном, так и на групповом уровне. Динамический характер рассмотренных в исследовании видов идентичности, ее гибкость, подверженность изменениям, обусловлены непрерывно продолжающимся процессом социализации.
Фундаментом развития идентичности является условия жизни и среда, в которой находится человек. Уровень и качество жизни в значительной степени предопределяют развитие и степень выраженности социальной идентичности, прежде всего, в ее эмоциональном (чувство гордости и т.п.) и поведенческом компонентах (отдача, вклад в развитие социума). В случае конкуренции между различными видами идентичности этот фактор может стать решающим и предопределить усиление одного вида идентичности за счет ослабления другого.
Экспертами отмечается особая роль в формировании социальной идентичности таких социализирующих субъектов как семья, образовательные учреждения, общественные организации и неформальные объединения по интересам.
Школьники и студенты, подростки и молодежь – это те целевые группы, на которых акцентируют внимание эксперты. (Элементы подобной работы должны присутствовать в воспитании детей дошкольного возраста). Ощущение себя жителем города, области, гражданином страны связано с активной жизненной позицией человека.
Работа по формированию идентичности ведется и должна вестись, по мнению большинства экспертов, одновременно по разным направлениям, прежде всего, в сфере образования, культуры и спорта, развития гражданского общества и демократических институтов. Ряд организаций выдвигают данный аспект в качестве одного из приоритетов своей деятельности.
Эксперты подчеркивают необходимость системного подхода в работе по формированию идентичности. Мероприятия различного уровня и различных направлений – от фестивалей студенческой самодеятельности и народного творчества до интеллектуальных конкурсов и игр – вносят свой вклад в развитие социальной идентичности молодежи и других групп населения. Мероприятия и проекты реализуются совместно федеральными, региональными, муниципальными органами власти, общественными и бизнес-организациями, творческими коллективами.
Комплексность и системность, а также внимание государства к проблемам целевых групп (жилье, образование, занятость) – главные предпосылки успешности данного процесса. Наличие каких-либо программ и национальных планов не гарантирует укрепления самоидентификации человека, поскольку идентичность постоянно развивается под воздействием ряда факторов. Она не насаждается сверху, но формируется опосредованно, и главным субъектом в этом процессе является сам человек, активная творческая личность, включенная в жизнь социума.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процессы формирования целостного регионального социума и развития идентичности жителей в условиях эксклавности являются достаточно актуальными для нынешнего этапа развития Калининградской области.
В целом, данные, полученные нами в исследованиях 2001-2008 гг., говорят о том, что ситуация в сфере социальной идентичности населения региона достаточно стабильна. В то же время мы можем наблюдать определенные сдвиги в степени выраженности и соотношении отдельных видов идентичности в связи с процессами социального развития региона, динамикой политической ситуацией в стране и в мире.
В целом, структура социальной идентичности имеет сложный, гетерологичный характер. В общей структуре социальной идентичности респондентов имеют место различные виды идентичности, которые не обязательно противопоставлены друг другу, но являются специфически значимыми и могут «затухать» или, наоборот, актуализироваться, выходить на первый план при тех или иных обстоятельствах. Здесь «встречаются» способности личности соотносить себя с локальными, региональными, национально-государственными, наднациональными и пр. сообществами, причисляя себя к одним и противопоставляя другим, выбирая те из них, которые будут играть роль референтной группы. Различные идентичности могут выстраиваться в том или ином иерархическом порядке, что не умаляет значимости каждой из них. На наш взгляд, значение имеет не столько иерархия различных видов социальной идентичности, сколько выраженность, смысловая и эмоциональная наполненность каждой из них.
Общество и его институты, прежде всего, государство, как правило, заинтересованы в выраженности тех или иных видов идентичности в связи со стоящими за ней ценностями, установками, поведенческими образцами. Так, укрепление российской идентичности имеет важное значение для развития государственности, федерализма и сохранения единства страны (по выражению одного из экспертов, «это основа государственной политики, это основа… национальной безопасности страны»). Развитие европейской идентичности у россиян могло бы иметь значение в случае полноценного вхождения страны в Европейское сообщество.
В то же время (и это подтверждается мнениями участников экспертных и фокус-групповых интервью), идентификация человека с территориальным сообществом, в том числе эмоциональная приверженность своей стране, региону, городу / поселку, позитивно влияет на его (сообщества) жизнедеятельность, поскольку человек соотносит выбор средств своей деятельности и ее последствия с интересами остальной части мы-группы, сознательно стремиться внести свой вклад в ее развитие.
|