Главная страница
Навигация по странице:

8 класс МХК по Солодовникову. Программа Мировая художественная культура. 69 классы



Скачать 62.43 Kb.
Название Программа Мировая художественная культура. 69 классы
Анкор 8 класс МХК по Солодовникову.docx
Дата 01.05.2017
Размер 62.43 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 8 класс МХК по Солодовникову.docx
Тип Программа
#5793
страница 1 из 3
  1   2   3

Пояснительная записка.

Выбор данной программы связан с тем, что предмет «Мировая художественная культура» в ГБОУ СОШ 794 вводится с 8 по 11 класс.

Предлагаемая программа «Мировая художественная культура. 6—9 классы» создана на основе программы автора «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в 2001 г. (М.: Владос) в сборниках программ для общеобразовательных учреждений наряду с программой Л. М. Предтеченской «Мировая художественная культура. 9—11 классы», которые были первыми программами нового тогда учебного предмета «Мировая художественная культура», и в отличие от других программ, появившихся за последнее время, эти программы проверены экспериментально и в достаточной степени научно обоснованы и методически оснащены.

В настоящей программе «Мировая художественная культура. 6—9 классы» по сравнению с ранее изданными программами значительной переработке подверглась та часть программы, которая охватывает Древний мир, Средние века и эпоху Возрождения. Раздел Нового и Новейшего времени является новым необходимым дополнением. Содержание программы соответствует современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения) и реализовано в учебно-методическом комплекте «Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре» для 6—9 классов.

Общим дидактическим принципом построения программы стал принцип историко-типологического единства, в котором осуществляется последовательность изложения разделов и тем в соответствии с количеством учебных часов, отведенных в учебных планах.

Программа рассчитана на первичное знакомство учащихся 6—9 классов с высокохудожественными образцами мировой художественной культуры. Основным искусством для создания эмоциональной среды урока стало изобразительное искусство (архитектура, скульптура, живопись), дополненное чтением фрагментов произведений литературы и прослушиванием музыки. Вместе с тем программа рассчитана на активное использование знаний, полученных учащимися на уроках в области гуманитарного знания.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс

35 часов (учебных недель)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

Цели: развитие целостного эстетического восприятия отображения природы и окружающей человека жизни в произведениях искусства народов Древнего мира, формирование представлений о закономерностях возникновения, становления и развития художественной деятельности человека на ранних этапах исторического развития человеческого общества и выделения искусства в особую сферу художественной культуры, составляющую ее ядро и связанную с созданием целостной картины мира на основе мифологических воззрений древнего человека.

Задачи:

• дать представление об общих закономерностях возникновения и развития древних цивилизаций (причины распада и ухода с мировой арены), их сходстве и различиях и характерных особенностях типов культур, возникших в эпоху Древнего мира;

• познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры, живописи и литературы, созданными народами Древнего мира;

• раскрыть на их примере особенности художественной культуры Древнего Египта, Месопотамии, Мезоамерики, Древней Греции и Древнего Рима;

• показать на примере памятников художественной культуры народов Древнего мира, что определяющей формой мышления в эту эпоху была мифология, поэтически переосмысленная и переработанная древними авторами античного мира;

• выявить на примере памятников архитектуры, скульптуры, живописи и литературы главные проблемы эпохи: законы происхождения мира, (мифологические системы), отражение в художественных памятниках модели мироздания (пирамида и храм), участие человека в миротворении и поддержании существующего миропорядка (обряды и жертвоприношения), решение проблемы бессмертия;

• показать, что ответ на главный вопрос эпохи «Что есть мир?», в художественной культуре был дан в мифопоэтической форме мышления на основе изучения человеком Древнего мира и Античности объективных явлений природы;

развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся в процессе просмотра и обсуждения произведений искусства народов мира и при выполнении творческих заданий.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел

Тема

Раздел 1

Художественная культура древнейших цивилизаций.

16




1

Тема 1. «Что есть мир?»…




2

2

Тема 2. «Земля Возлюбленная»…




2

3

Тема 3. «Храм и космос»…




2

4

Тема 4. Подготовка к вечности…




2

5

Тема 5. Суд Осириса…




2

6

Тема 6. Воюющие царства…




2

7

Тема 7. Вселенная Ахурамазды…




2

8

Тема 8. Восхождение к солнцу…




2




Итоговое занятие по разделу.

1




9

Тема 9. Древнейшие цивилизации Востока и Центральной Америки и их место в художественной культуре человечества.




1




Раздел 2. Художественная культура античного мира.

16




10

Тема 10. Остров великого Зевса…




2

11

Тема 11. Олимпийский пантеон…




2

12

Тема 12. Боги и герои




2

13

Тема 13. Рождение искусств…




2

14

Тема 14. « Прометей прикованный»…




2

15

Тема 15. Вершина греческой классики…




2

16

Тема 16. Варварское племя…




2

17

Тема 17.Римский феномен…




2




Итоговое занятие по разделу.

1




18

Тема 18. Художественная культура эпохи эллинизма и позднего Рима.




1




Заключение

Конец древнего мира.

1




19

Тема 19. На пути к новому миропониманию.




1




Всего учебных недель (учебных часов)

35

35

Раздел 1

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Древний Египет. Месопотамия. Иран. Мезоамерика

Тема 1. «Что есть мир?», или О том, как был поставлен первый главный вопрос эпохи (2 ч)

Проблемы. «Доистория» человечества и духовно-практическая деятельность в первобытном обществе. Земной шар — арена действия первобытного человека. Очаги первобытной культуры на территории современной Франции, Испании, Англии, России и других современных государств, несовпадение временны́х рамок появления и развития этих очагов. Археологические и этнографические источники знаний о первобытном человеке (стоянки, захоронения, предметы быта и ритуалов, фрагменты культовых построек).

Особенности мировоззрения первобытного человека: тотемизм, фетишизм, анимизм. Формирование культа богини-матери и восприятие всеобщности природных явлений, растений, животных и людей, порожденных ею. Синкретический характер магического воздействия на природу: заклинание (слово), музыкальное и ритмическое сопровождение (звук), боевая и ритуальная раскраска (цвет), обряды и танцы (движение).

Начало художественного освоения мира — величайшее открытие первобытного человека. Первобытная скульптура, примитивность и обобщенность форм. Первобытная наскальная живопись, условность знаков-петроглифов. Открытие образцов пещерной живописи, сомнения в их происхождении и научные доказательства их подлинности.

Мегалитические постройки первобытного человека — менгиры, дольмены, кромлехи. Обозначение менгирами памятных мест проявления магических сил природы. Религиозное и культовое назначение дольменов. Обобщение полученных знаний о природе в кромлехах. Особенности их построения, связь с культом Солнца и его движением вокруг Земли.

Условность применения термина «искусство» к первобытной художественной культуре. Существование форм первобытного искусства в современной культуре народов Африки и Океании. Открытия Тура Хейердала на острове Пасхи.

Художественные памятники. «Венера из Виллендорфа» (палеолитические Венеры). Изображения животных в пещерах Альтамира (Испания) и Ласко (Франция). Реалистический характер изображенных животных, композиционная свобода их расположения на стенах пещер, особенности цветовой раскраски. Мегалитические постройки. «Аллея менгиров» в Карнаке (Бретань). Образцы дольменов на территории Западной Европы и Северного Кавказа. Ньюгрендж (Ирландия) и Стонхендж (Южная Англия) — выдающиеся памятники мегалитической эпохи.

Религиозное содержание Стонхенджа: культ смерти (ритуальное кремирование) и культ плодородия (чередование столпообразных и ромбовидных валунов). Геометрическая модель Вселенной и отражение космогонических представлений в архитектурной конструкции Стонхенджа (пересечение под прямым углом солнечного и лунного направлений, ориентация главной оси на восход в день летнего солнцестояния, взаимосвязь алтарного камня, «трилитов», «подковы» и кругов с положением светил (Солнца и Луны) и днями месяца). Равноправие в конструкции Стонхенджа каменных столбов, земляного рва, воды, воздуха, солнца, их грандиозность и величественность. Сверхчеловеческая концепция Стонхенджа. Завершение периода «каменной цивилизации» в истории первобытной культуры и художественное воздействие Стонхенджа на человека.

Тема 2. «Земля возлюбленная...», или О том, как возникла цивилизация Древнего Египта (2 ч)

Проблемы. Географическое положение Египта. Верхний и Нижний Египет. Победа Нармера, царя Верхнего Египта, над Нижним Египтом, их объединение в единое государство. Основные этапы истории Египта: Древнее царство (XXX—XXIII вв. до н. э.), Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н. э.), Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.). Достижения художественной культуры Древнего Египта в эти периоды: пирамиды, храмы, гробницы, скульптура, живопись.

Значение Нила в жизни Древнего Египта. Подчинение ритма бытия ритму природы (разлив и засуха, зной и холод, жизнь и смерть). Два цвета в природе Древнего Египта (черный — цвет плодородной почвы, красный — жаркий цвет знойной пустыни). Обожествление Нила в мифологических воззрениях древних египтян.

Крупнейшие культурные и религиозные центры Древнего Египта (Гелиополь, Фивы, Мемфис, Карнак, Луксор). Местные культы и первые боги. Фиванская и Мемфисская триады богов. Отсутствие сводного канонического «труда» о системе мироздания в целом. Восстановление этапов творения мира по различным мифологическим источникам. Возрастание религиозного значения Гелиополя для всего Древнего Египта. Разработка гелиопольскими жрецами «официальной версии» происхождения мира. Выделение «энеады» (Великой девятки богов), функции входящих в нее богов.

Относительная замкнутость исторического развития Древнего Египта, дававшая стране возможность жить и развиваться во всем своеобразии своей культуры. Древнеегипетская цивилизация в оценке и описаниях Геродота.

Художественные памятники. Плита (палетка) Нармера — первый исторический и художественный памятник Древнего Египта. Содержание рельефов на лицевой и оборотной сторонах плиты: царь в короне Южного Египта, убивающий северянина; убегающие северяне; царь в короне побежденного Севера идет смотреть на обезглавленных врагов; царь, разрушающий крепость, в образе быка; сцена культового содержания, не поддающаяся расшифровке. Особенности изображения человека и формирование стилистических признаков искусства Древнего Египта. Передача пространственных отношений с помощью сочетания различных точек зрения (вид спереди, вид сбоку, вид сверху, изображение одного предмета над другим) и отсутствие взаимосвязанности предметов единым пространством. Образцы литературных произведений, их религиозный характер. Древнейшие поэтические гимны в честь бога Хапи («Гимн Нилу») и религиозные тексты («Книга познания творений Ра»). Изображения богов в древнеегипетском искусстве: рельефы храмов («Книга пирамид»), росписи саркофагов («Книга саркофагов»), рисунки на древнеегипетских папирусах («Книга мертвых»).

Тема 3. Храм и космос, или О том, как строилось жилище для древнеегипетского бога (2 ч)

Проблемы. Древнеегипетский храм, его место и роль в религиозной, политической и общественной жизни. Трактовка храма как модели космоса и жилища бога на земле. Природные реалии (течение Нила с юга на север, движение Солнца с востока на запад) и их влияние на пространственную ориентацию храма. Реконструкция типологии древнеегипетского храма. Символика художественного образа древнеегипетского храма, состоящего из семи обязательных элементов — аллея сфинксов, пилоны, открытый дворик с колоннадой, гипостильный зал, зал Ладьи, Святилище, световое отверстие. Горизонталь и вертикаль в символике древнеегипетского храма. Проблема развертывания картины мироздания в процессе движения внутри и вокруг храма. Два типа древнеегипетской колонны — связка папируса, цветок лотоса. Рельефы и статуи фараонов в структуре древнеегипетского храма.

Аменхотеп IV и его попытка создания новой религиозной системы. Ниспровержение бога Амона-Ра и введение культа единого солнечного бога Атона. Придание ему новых качеств безличного и невидимого божества, источника всего живого на Земле. Значение имени фараона Эхнатон, что значит «Дух Атона». Строительство Ахетатона, новой столицы Древнего Египта. («При виде ее красот восклицают: „Украшенная, прекрасная, взглянуть на нее — увидеть небо!“») Идея «истины» в религиозном учении Эхнатона и ее воплощение в искусстве. «Преждевременность» реформ Эхнатона и возвращение к традиционным культам после его смерти.

Художественные памятники. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Образцы архитектурных фрагментов: аллея сфинксов, стелы фараонов, пилоны. Колоннада Аменхотепа III и большая статуя Рамсеса II в Луксоре. Статуя Аменхотепа IV в Карнаке. Мастерская скульптора Тутмеса в Амарне. Сочетание традиционной древнеегипетской изобразительной системы с реалистическим пониманием задач искусства в эпоху Эхнатона. Статуя и бюсты Эхнатона. Передача сходства и психологической характеристики. Тема семьи в рельефах Амарны («Эхнатон, поклоняющийся солнцу», «Семья Эхнатона», «Выезд Эхнатона и Нефертити»). Портретные бюсты царицы Нефертити.

Тема 4. Подготовка к вечности, или О том, как древний египтянин готовился к жизни после смерти (2 ч)

Проблемы. Религиозные представления древних египтян о «многосоставной» природе и сущности человека (тело — Хет, двойник — Ка, душа — Ба, тень — Хейбет, имя — Рен). Отношение древних египтян к земной жизни и осознание ими необходимости подготовки к вечному существованию после смерти. Задача сохранения тела. Повторение мифа об Осирисе в обряде мумификации. Погребальные комплексы древних египтян — пирамиды (Древнее царство) и скальные гробницы (Среднее и Новое царства). Трактовка пирамид и гробниц как «жилища для вечности», или «дома для Ка». Обеспечение Ка всем необходимым для существования (пища, предметы, слуги). Статуэтки «ушебти».

Художественные памятники. Пирамиды Древнего царства. Многоступенчатая пирамида Джоссера. Комплекс пирамид в Гизе: пирамиды Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена), Менкаура (Микерина). Их взаимосвязь и расположение в пространстве. Большой сфинкс фараона Хефрена. Сочетание скальной гробницы и пирамиды в погребальных комплексах Среднего и Нового царств. Гробница царицы Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри. Культовые статуи в погребальных комплексах Древнего Египта. Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Магический реализм «портретного сходства», особенности раскраски.

Погребальные камеры Среднего и Нового царств. Фрески погребальных камер, их предназначенность для созерцания душой умершего. Покрытие фресками стен в виде регистров от пола до потолка. Система пространственных построений в искусстве Древнего Египта (сочетание различных точек зрения, развитие действия вдоль плоскости, возможность его продолжения вправо и влево). Сочетание знаков-символов (иероглифов) с изображениями предметного мира. Разнообразие земных сюжетов на фресках погребальных камер.

Фреска «Сад и пруд» в гробнице Аменхотепа. Особенности передачи пространства и объема на плоскости. Образцы фресковой живописи в погребальных камерах Бени-Гасана («Сцена пира», «Охота фараона», «Царевна со священными дарами», «Кочевник-семит с ослом», «Птица и акации») и в гробнице Натха («Сцены охоты», «Сбор винограда и ловля птиц»). Изображение древнейших музыкальных инструментов (лира, арфа, флейты, тимпаны) на фреске «Музыкантши». Краткие представления о характере древнеегипетской музыки.

  1   2   3
написать администратору сайта