Навигация по странице:
|
8 класс МХК по Солодовникову. Программа Мировая художественная культура. 69 классы
Тема 13. Рождение искусств, или О том, как вечно спорят стихия и гармония (2 ч)
Проблемы. Древние греки и их взгляды на природу творчества. Проблема происхождения искусств (боги — изобретатели искусств и «культурные герои» (Прометей, Афина, Орфей, Дедал), искусство как подражание — миф об Афине и Арахне). Система искусств в эстетике древних греков, их деление на «мусические» (поэзия) и технические (живопись). Презрительное отношение к деятельности художника, связанной с физическим трудом. Высокая оценка выдающихся произведений искусства, их эстетическое и педагогическое значение. Дионис и Аполлон — два древнегреческих бога, постоянно противостоящих и одновременно сопутствующих друг другу. Отражение в образах этих богов двойственной природы человека — сочетание рационального и иррационального начал.
Хтоническая сущность Диониса-Вакха — бога плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия. Атрибуты Диониса (тирс (палочка), увитая плющом, венок из виноградной лозы, чашечка с виноградным вином). Мифологическая «биография» Диониса — рождение его из бедра Зевса, воспитание ниссейскими нимфами, нахождение виноградной лозы, безумие и исцеление от него, путешествие в Индию и возвращение в Грецию. Брак Диониса и Ариадны на острове Наксос. Назначение Диониса-Вакха — освобождать людей от мирских забот, размеренности и обыденности бытия. Грубый, непристойный, оргиастический характер шествий бога Диониса. Его спутники и спутницы: вакханки, вакханты, сатиры, представители хтонической природной сущности первых порождений Геи-земли. «Козловидные» элементы облика сатира, поющего хвалебную песню-дифирамб богу Дионису. Варварские инструменты (флейта и свирель), звуки которых сопровождают шествие Диониса.
Аполлон — покровитель искусств, олицетворение разума, гармонии и красоты. Его мифологическая биография, соединение в нем архаического и героического начал. Атрибуты Аполлона (лук, символизирующий лучи солнца, согревающие и обжигающие, лира или кифара — благородные инструменты, на которых играл Аполлон, аккомпанируя собственному пению). Аполлон как олимпийский бог. Миф об Аполлоне и Дафне. Лавровый венок — высшая награда победителю. Аполлон-Кифаред и девять муз (Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Калиопа). Представление наук и искусств музами, их функции и атрибутика.
Художественные памятники. Мифологические сюжеты о происхождении искусства («Афина и Марсий») и музыкальных состязаниях («Пан и Сиринга», «Аполлон и Марсий», «Аполлон и Пан», состязание певца Фамира с музами). Мифы о силе воздействия искусств («Орфей и Эвридика»). Лавровый венок как высшая награда победителя («Аполлон и Дафна»).
Тема 14. «Прометей прикованный», или О том, за что ценят древние эллины своего титана (2 ч)
Проблемы. Учреждение тираном Писистратом праздника Великих Дионисий, отмечавшихся в начале весны, и Сельских Дионисий, праздновавшихся в конце года. Великие Дионисии и начало греческой драмы. Сельские Дионисии и начало греческой комедии. Введение состязаний трагических и комических поэтов и их хоров. Феспид — автор первой трагедии, поставленной на Великих Дионисиях.
Значение театра в политической, общественной и культурной жизни древнегреческого общества. Конструктивные элементы древнегреческого театра (орхестра, парод, проскений, скена, параскений). Особенности театральных представлений (мужской состав артистического коллектива, наличие больших типовых «характерных» масок, котурн). Театр и природная среда, акустические свойства. Возможность через театральные представления обращаться к большим массам народа, давать оценку крупным общественным событиям. Воздействие театра на зрителя. Теория Аристотеля о катарсисе, необходимом условии эмоционального восприятия театрального зрелища.
«Отцы» древнегреческого театра, великие драматурги Древней Греции — Эсхил, Софокл, Еврипид и первый комедиограф Аристофан. Мифологическая основа их творчества и отражение в мифологических сюжетах общественно-политических и религиозных взглядов авторов. «Полемический» характер их произведений, соотнесенность содержания пьес с проблемами современной им жизни.
Эсхил (ок. 525 г. до н. э. — 456 г. до н. э.) — «отец трагедии», первый великий драматург Древней Греции. Краткие биографические сведения (происхождение из древнего знатного рода, посвященного в тайны Элевсинских мистерий; участие в военных действиях (битвы при Марафоне, Саламине и Платеях), переезд в Афины и совмещение общественных обязанностей с поэтическим творчеством. Участие Эсхила в драматических состязаниях и 13 побед — количество, свидетельствующее о его даровании. Последние годы жизни драматурга на Сицилии. Прославление общественных заслуг Эсхила без упоминания о его литературной деятельности в надгробной надписи.
Мифологическая основа трагедии Эсхила «Прометей прикованный». «Биография» Зевса, его значение в процессе миротворения как демиурга, борца против неразумных сил природы и устроителя мировой космической гармонии. Создание людей как необходимый элемент в мироздании или этап миротворения. Презрительное отношение Зевса к людям, их неразумности, несовершенству и решение прервать дальнейшее развитие человеческого рода. Титан Прометей и его место в древнегреческой мифологии, значение его имени — «мыслящий прежде», «предвидящий». Прометей как создатель людей. Его изобретения и благодеяния (наделил человеческий род разумом, познакомил с ремеслами, научил строить дома и приносить жертвы богам). Прометей — похититель огня Зевса. Значение этого события в древнегреческой мифологии — Прометей изменил ход космической истории, предначертанной Зевсом, люди, наделенные частицей Божественного разума, стали активными участниками мироустроения. Образы Прометея и Зевса в древнегреческом искусстве.
Трагедия Эсхила «Прометей прикованный». Особенность развития сюжета — видимый герой Прометей и незримый бог Зевс, присутствие которого ощущается через диалоги Прометея с другими богами и персонажами трагедии. Художественная разработка образа Зевса в трагедии Эсхила, отражение проблем времени в его характеристике (злобность, завистливость и тираническое злоупотребление властью). Воплощение Эсхилом в образе Прометея идеи борьбы за свободу и гуманизм. Противопоставление Зевса Прометею, их соперничество и зависимость от предначертаний судьбы. «Знание» Прометеем собственной судьбы и судьбы Зевса и «незнание» Зевсом собственного будущего. Сила Прометея и слабость Зевса как героев трагедии Эсхила. Отношение персонажей трагедии «Прометей прикованный» (Власти, Насилия, Гермеса, Гефеста, Океана и океанид) к Прометею и Зевсу. Психологические наблюдения Эсхила над человеческими характерами в их отношении к Силе и Власти (подчинение обстоятельствам, сохранение собственного спокойствия, заносчивость прислужника тирана). Прославление Эсхилом редкого человеческого качества — готовности разделить участь героя. Превращение образа Прометея в символ человеческого прогресса.
Художественные памятники. Знаменитые театры Древней Греции (театр Диониса в Афинах, театр в Эпидавре). Памятник Лисикрату в Афинах. Фрагменты трагедии Эсхила «Прометей прикованный» (монолог Прометея). Образы Зевса и Прометея в древнегреческой скульптуре и вазописи.
Тема 15. Вершина греческой классики, или О том, как древние греки прославили самих себя (2 ч)
Проблемы. Скульптура Древней Греции в собраниях современных музеев. Вопросы и загадки: мрамор или бронза? Природный цвет или раскраска? Подлинник или копия? Искусство или ремесло? Связь представлений об идеально-прекрасном человеке с образами древнегреческой мифологии и отражение их в древнегреческой пластике. Протагор о человеке: «Человек есть мера всех вещей». Основные этапы развития древнегреческой скульптуры и художественные задачи времени: архаика (поиски пропорций), ранняя классика (мотив движения), высокая классика (канон красоты человека), поздняя классика (психологическая трактовка образа).
Древнегреческий храм, его место и значение в религиозной, политической и общественной жизни полиса. Историческое развитие художественного облика древнегреческого храма от простейшего «храма в антах» к «периптеру», окрыленному или окруженному со всех сторон колоннами. Отражение мифологической идеи борьбы в архитектурном ордере — противопоставление горизонтали и вертикали, силы и тяжести, сжатия и сопротивления. Дорический, ионический, коринфский ордер, легенда о происхождении коринфского ордера. Древнегреческий ордер и проблема человека как «меры всех вещей». Соразмерность пропорций древнегреческого храма с человеком, его связь с окружающей средой и пространством. («Для храмов и жертвенников подходящее место то, которое видно отовсюду, но где мало ходят, потому что приятно, увидав храм, помолиться, приятно подойти к нему, находясь в чистоте». Сократ). Ориентация древнегреческого храма в пространстве (восток — боги живые, запад — герои мертвые, вход в храм с востока, освещение через проем двери или через отверстие в крыше).
Перикл и строительство Афинского Акрополя. Значение Акрополя как центра духовной и религиозной жизни Афин. Участие Фидия в разработке художественного ансамбля Афинского Акрополя и его основных частей (пропилеи, храм Ники-Аптерос, Парфенон, Эрехтейон). Особенность планировки ансамбля, взаимосвязь построек, последовательность зрительных впечатлений. Архитектурные пропорции Парфенона (план (периптер), соотношение колонн, сочетание дорического и ионического ордеров в одном здании).
Парфенон и художественная модель мироздания. Богиня Афина, ее мифологическая «биография» и функции как носительницы разумного начала, олицетворяющей мудрость самого Зевса. Особенности использования мифологических сюжетов в скульптуре Парфенона и их расположения по вертикали (от зофорного фриза (время реально живущих смертных) через метопы (эпоха героев, обретших бессмертие и славу) к фронтонам (область вечно бессмертных олимпийцев) и по горизонтали (прочтение мифологической истории с запада на восток)). Синтез скульптуры и архитектуры в художественном облике Парфенона.
Значение Парфенона в мировой художественной культуре, его судьба, проблема сохранности и реставрации.
Художественные памятники. Куросы и коры в скульптуре архаики (курос с мыса Сунион, «Аполлон Тенейский», скульптурная группа Полимеда Аргосского «Клеобис и Битон», «коры» Афинского акрополя — «Кора, 670» и «Кора, 674»). Скульптура ранней классики («Посейдон Артемиссион», «Дельфийский возничий», «Дискобол» Мирона). Скульптура высокой классики («Дорифор» и «Диадумен»). Поздняя классика («Раненый воин», «Менада» Скопаса, «Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем Дионисом», «Аполлон Сауроктон», «Афродита Книдская» Праксителя, «Апоксиомен», «Семь мудрецов», «Александр Македонский» Лисиппа). Скульптура эллинизма («Ника Самофракийская», «Афродита Мелосская», «Старый рыбак», «Мальчик, борющийся с гусем», «Портрет Сенеки»).
Архитектурный ансамбль и скульптуры Парфенона. Реконструкция ансамбля и его архитектурные фрагменты (пропилеи, храм Ники-Аптерос, Парфенон, Эрехтейон). Фрагменты скульптурных групп западного («Спор Афины с Посейдоном») и восточного («Рождение Афины») фронтонов. Метопы Парфенона («Амазономахия») и зофорный фриз («Панафинейское шествие»). Римская копия статуи Афины Парфенос. Содержание скульптурных групп Парфенона. Западный фронтон — «Спор Афины с Посейдоном», восточный — «Рождение Афины из головы Зевса». Сюжеты рельефов на метопах Парфенона — «Битва афинских героев с амазонками», или «Амазономахия» (западный фасад), «Схватка героев с кентаврами», или «Кентавромахия» (южный фасад), «Падение и разрушение Трои» (северный фасад), «Борьба богов и гигантов», или «Гигантомахия» (восточный фасад). Представление о борьбе разумного начала со стихийными силами природы в сюжетах метоп Парфенона, участие Афины в этих событиях. Праздник Великих Панафиней, посвященных Афине Парфенос (Афине-Деве), и изображение этого праздничного шествия афинян через Пропилеи на Акрополь к главному входу в Парфенон на его зофорном фризе. Подчиненность композиции шествия, изображенного на рельефах, реальному движению участников праздника («Шествие юношей», «Водоносы» и др.). Взаимосвязь скульптуры Парфенона с архитектурной конструкцией храма, их объемность, пластика, подчинение треугольнику фронтонов. Окраска Парфенона (выделение фонов, тонирование скульптур, сочетание природного цвета мрамора с реальным освещением).
Статуи Фидия на Акрополе — Афина Промахос (воительница) и Афина Парфенос (дева). Рельефное изображение Фидия и Перикла на щите Афины. Судьба Фидия.
Тема 16. Варварское племя, или О том, как начиналась история Древнего Рима (2 ч)
Проблемы. Апеннинский полуостров и загадка происхождения этрусков. Археологические свидетельства этрусков (сохранившиеся фрагменты городов (Вольсинии, Тарквинии, Вейи) и некрополей) и их фресковой живописи и погребальной скульптуры. Инженерные достижения этрусков (дороги и мосты). Влияние древнеегипетской и древнегреческой цивилизаций на культуру этрусков. Недолгий расцвет культуры этрусков и ее значение для формирования культуры Рима.
Легенда о Ромуле и Реме и основание Рима. Успешные войны и искусная дипломатия. Завоевание Италии, Западного и Восточного Средиземноморья.
Художественная культура греков и римлян, сходство их мифологических представлений. Трансформация имен древнегреческих богов в римские. Более жесткий и приземленный характер римских богов по сравнению с древнегреческими. Аналитическое и трезвое познание мира, отличающее искусство римлян от древнегреческой культуры.
Римская республика и Римская империя. Рим — «столица мира». Идея прославления римской государственности, римской идеологии и римского образа жизни. Исторические сочинения Цезаря («Записки о гальской войне» и «Записки о гражданской войне») и Тита Ливия («Римская история от основания города»). Апологетический характер этих сочинений.
Римское строительство (Аппиева дорога) и изобретения (римский бетон, купол, арка). Последовательное воплощение господствующей идеологии в архитектуре Древнего Рима. Римские форумы эпохи республики и империи. История их создания, особенности планировки, их место в ансамбле города. Forum Romanum — центр политической и хозяйственной жизни республиканского Рима. Форум Цезаря и форум Августа и их новые задачи — прославление могущества империи и божественности императоров. Храм Марса Мстителя и идея торжества государства. Форум Траяна и его постройки (рынок Траяна, колонна Траяна, храм Траяна). Внешняя простота этих сооружений (возвращение к республиканским традициям) и идея личного прославления.
Искусство и политика. Театр, его место в системе художественной культуры Древнего Рима. Рождение лозунга «Хлеба и зрелищ!» и его значение в жизни древних римлян. Типы и виды зрелищ: религиозные мистерии, гладиаторские и морские бои, спортивные состязания, их отличие от подобных зрелищ Древней Греции.
Художественные памятники. Археологические остатки некрополя в Тарквиниях и культ мертвых в мировоззрении этрусков. Погребальная скульптура этрусков (урны-канопы, саркофаг из Черветри). Живопись погребальных камер в Тарквиниях («Гробница быков», «Гробница авгуров», «Гробница охоты и рыбной ловли»). Мотивы греческой мифологии в скульптуре этрусков («Голова Зевса из Сатрикума»).
Архитектурные памятники Древнего Рима. Остатки римских форумов. Пантеон — «храм всех богов». Амфитеатр Флавиев «Колизей», его конструкция, особенности художественного образа и современное состояние. Извержение Везувия и судьба римских городов Геркуланума, Стабии, Помпеи. Археологические раскопки Помпеи. Фрески «Виллы мистерий».
Тема 17. Римский феномен, или О том, как искусство прославило государство и человека (2 ч)
Проблемы. Человек в художественной культуре Древней Греции и человек в художественной культуре Древнего Рима. Феномен римского скульптурного портрета, его истоки и своеобразие. Этрусские влияния и традиции греческого мастерства в искусстве римских ваятелей (обработка мрамора, светотеневая моделировка, тонирование и подкрашивание, заимствование типов надгробных и «почетных» статуй). Разнообразие и всеохватность римской скульптурной портретной галереи — статуи и бюсты римских императоров, императриц, военачальников, сенаторов и прокураторов римских провинций. Их общественное назначение (прославление государственной личности) и место расположения (форумы, театры и цирки, термы и гимназии, библиотеки). Галерея скульптурных портретов частных лиц (знатных рабовладельцев, вольноотпущенников, портреты предков) и место их хранения (домовладения и виллы, фамильные усыпальницы). Восприятие человека как неповторимой индивидуальности, точная передача внешности, выявление индивидуального характера модели — отличительные черты искусства римского скульптурного портрета. Отношение к скульптору в Древней Греции как к художнику и в Древнем Риме как к ремесленнику.
Художественные памятники. Римская скульптура эпохи республики (статуя Авла Метелла, портрет Брута, портрет старого римлянина). Особый тип статуи-тогатус (стоящая мужская фигура с наброшенной на голову тогой, статуя римлянина, совершающего жертвоприношение). Скульптура эпохи империи. Усиление влияния греческих традиций — идеализация тела, повторение пластических поз, обобщенная характеристика в сочетании с реализмом портретного сходства. Официальные статуи государственных деятелей эпохи империи Августа, Нерона, Траяна, Клавдия, Нервы. Противоречие между идеальной фигурой и беспристрастным портретом в статуе императора Нервы. Развитие частного римского портрета (портрет Ливии, жены императора Августа, портрет римлянки, «Сириянка», портрет мальчика). Интерес к возрастным особенностям в портрете Цецилия Юкунда. «Живописность» поздних римских портретов.
Итоговое занятие по разделу 2
Тема 18. Художественная культура эпохи эллинизма и позднего Рима (1 ч)
Эпоха эллинизма — последний этап в истории древнегреческой художественной культуры. Расширение представлений о безграничности мира и потеря чувства гармонии и устойчивости. Влияние Древнего Рима и перенесение центра художественной жизни в эллинистические города-государства. Эллинистический Египет, царство Селевкидов, Пергамское царство. «Алтарь Зевса», или Пергамский алтарь, — грандиозное сооружение эллинизма.
Художественная культура позднего Рима и начало всеобщего кризиса и распада Римской империи. Усиление социальных противоречий — контраст между бедностью и богатством, частая смена «солдатских» императоров, неспособность удержать огромные массы в повиновении. «Портрет императора Филиппа Аравитянина». Отражение социальных противоречий в поздней римской архитектуре. Термы императора Каракаллы и дворец Диоклетиана в Спалатто. Потеря «авторитета» римского пантеона богов и проникновение на территорию Рима новых, восточных культов.
Заключение
КОНЕЦ ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 19. На пути к новому миропониманию (1 ч)
Римское язычество и первые христиане. Император Нерон и начало преследования христиан (пожар в Риме в 64 г. н. э.). Пытки и мучения христиан при императоре Диоклетиане. Первые христианские мученики — святой Варфоломей, святой Себастьян, святая Варвара, Параскева Пятница и др. Усиление интереса к идеологии христианства в Римской империи во II—III вв. н. э. Быстрое распространение идей христианства в среде слоев общества и всеобщее предчувствие перемен. Отражение новых тенденций в портрете Максимина Дазы. Легализация христианства в 311 г., признание его государственной религией, разделение в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Падение Рима в 476 г. как «официальная» дата окончания эпохи Древнего мира.
Художественное наследие античной цивилизации и мировая культура. Идеи древнегреческой и римской мифологии, архитектуры, пластики, образы и сюжеты литературных произведений, проходящие через всю историю человечества, и их «следы» в творчестве последующих поколений. Недосягаемость и непревзойденность античной художественной культуры.
В результате изучения художественной культуры народов Древнего мира учащиеся должны
знать:
• выдающиеся памятники мировой художественной культуры первобытного общества, Древнего Египта, Месопотамии, Ирана, Мезоамерики, Древней Греции и Древнего Рима;
• имена архитекторов, скульпторов Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, а также античных писателей и их наиболее известные произведения;
• особенности проявления синтеза искусств на примере синкретических форм первобытного искусства, годовых народных праздников Древнего Египта, Мезоамерики, Древней Греции, памятников архитектуры Древней Греции и Древнего Рима, античного театра;
• основные сюжеты и образы мифов народов Древнего мира;
• характерные признаки художественной культуры Древнего Египта, Месопотамии, Ирана, Мезоамерики, Древней Греции и Древнего Рима;
• общие закономерности возникновения и становления художественной культуры Древнего мира и значение ее достижений для последующего развития мировой художественной культуры;
уметь:
• оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность и своеобразие памятников художественной культуры Древнего мира;
• различать памятники художественной культуры разных народов;
• анализировать содержание, образный язык произведений различных видов искусства, созданных народами Древнего мира, и выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;
• сравнивать произведения разных видов искусств и памятники художественной культуры народов мира, выявляя их сходство и различия;
• ориентироваться в потоке информации по проблемам искусства и культуры Древнего мира и отбирать и анализировать ее с целью написания творческих работ и участия в дискуссиях;
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• эстетической оценки явлений окружающего мира и организации собственного досуга и участия в культурной жизни на основе развития кругозора и интереса к искусству.
|
|
|