Навигация по странице:
|
Программа Инклюзивное образование. Программа учебной дисциплины инклюзивное образование основная образовательная программа подготовки бакалавра
Тема 1. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе
Лекция (2часа)
Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе: модели в общественном сознании. Социальная модель инвалидности. Отношение государства и общества к людям с ограниченными возможностями. Эволюция представлений о правах человека в мировой истории. Аксиологические концепции отношения общества к инвалидам: концепция социальной полезности, концепция социального достоинства. Концепция независимого образа жизни.
Международные правовые документы о правах и свободах человека. Конвенция о правах ребѐнка (1989). Международные правовые документы в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Концептуальные положения Саламанкской декларации об образовании лиц с особыми потребностями (1994). Конвенция ООН «О правах инвалидов» (2006). Правовая защита людей с ограниченными возможностями здоровья в России.
Статистика о количестве в России людей с ограниченными возможностями здоровья. Социальные проблемы человека с ограниченными возможностями здоровья, возможности самореализации. Информирование населения о проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья. Общественные организации, благотворительность, милосердие, волонтерское движение.
Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Особенности взаимоотношений педагогов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родственников.
Задания для подготовки к практическому занятию:
Подготовьтесь к дискуссии «Возможности человека-инвалида в современном обществе»:
приведите примеры из разных источников (СМИ, собственный опыт, интернет, литература) отношения государства и общества в разные исторические периоды к детям с нарушениями в развитии;
-
познакомьтесь с правовыми документами (Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правах инвалидов, Закон «О социальной защите инвалидов в российской федерации»; составьте перечень прав людей с ограниченными возможностями здоровья;
подготовьте примеры достижений людей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (в искусстве, науке, политике и пр.);
-
составьте перечень общественных организаций, движений, оказывающих помощь людям с ограниченными возможностями здоровья;
подготовьте анонс источника информирования о проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья
предложите меры по решению социальных и экономических проблем людей с ограниченными возможностями здоровья.
Практические занятия (4 часа)
Дискуссия «Возможности человека-инвалида в современном обществе». Обсуждаемые вопросы:
отношение государства и общества в разные исторические периоды к людям с ограниченными возможностями;
-
права человека с ограниченными возможностями здоровья;
социальные проблемы: недостаток информирования, дискриминация, изоляция.
социальные возможности;
Деловая игра «Организация информационно-просветительской деятельности по формированию позитивного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья». Социальные, экономические меры по улучшению положения человека с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Тема 2. Особые образовательные потребности детей с ОВЗ
Лекция (2часа)
Понятие «дети с ОВЗ», «дети с особыми образовательными потребностями». Категории детей с ОВЗ. Особые образовательные потребности, общие для разных категорий детей с нарушениями в развитии.
Теоретико-методологические основы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Тенденции развития системы специального образования в России и их влияние на проблему социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Характеристика современной системы образования. Современная система специальных образовательных услуг. Дифференцированное, интегрированное и инклюзивное образование детей с ОВЗ.
Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогические требования к формированию личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Возможность реализации личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Интеграция как социально-педагогический феномен.
Задания для подготовки к практическому занятию:
Заполнить терминологический словарь по проблемам инклюзивного образования.
Выделить позитивные и негативные стороны дифференцированного образования детей с ОВЗ.
На основе концепции специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья сравнить четыре варианта образовательных стандартов для детей с ОВЗ. Заполнить таблицу:
Вариант СФГОС
|
Уровень получаемого образования:
цензовый/ нецензовый/ индивидуальный
|
Сроки
получения образования
|
Особые условия получения образования
|
Соотношение академического компонента образования и области развития жизненной компетенции
|
Первый вариант
|
|
|
|
|
Второй вариант
|
|
|
|
|
Третий вариант
|
|
|
|
|
Четвертый вариант
|
|
|
|
|
Составить аннотацию на статью по проблемам обучения детей с ОВЗ. Примерный план аннотации: автор, название статьи, источник, проблемы, которые освещает автор, авторские идеи.
Практическое занятие (2 часа)
Терминологический диктант
Групповая работа: возможности и недостатки дифференцированного образования детей с ОВЗ.
Современные подходы к стандартизации образования детей с ОВЗ. Обсуждение достоинств и недостатков специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы обучения детей с ОВЗ.
Тема 3. Современное понимание инклюзии
Лекция (2часа)
Государственная образовательная политика в области обучения детей с ОВЗ. Гуманистический характер образования.
Современное понятие интеграции. Интеграция детей с ОВЗ - как возможность совместной жизни и учения обычных детей и детей с ограниченными возможностями. Проблемы и перспективы образовательной интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Понятие «инклюзия». Характеристика инклюзивного образования. Составляющие инклюзии. Правила инклюзивной школы. Результаты инклюзии. Проблемный ряд инклюзивного образования. Инклюзивное образование как реализация прав детей с ОВЗ на образование.
Теоретическая основа инклюзивного образования: концептуальные положения гуманистической педагогики о социальной ценности личности, необходимости включения каждого ребѐнка с ОВЗ в образовательное пространство. Концепции интегрированного и инклюзивного образования (Н.В. Борисова, Гэри Банч, Тони Бут, Н.Н. Малофеев, Э.К. Наберушкина, С. Н. Прушинский, Е.Р. Ярская-Смирнова).
Инклюзивное образование как специально организованное взаимодействие педагогов с обычными детьми и детьми с ОВЗ в пространстве общеобразовательного учреждения (Н.В Борисова, М. Кинг-Сирс, И.И. Лошакова, Н.Н. Малофеев, Э.К. Наберушкина, Б. Персон, Д. Попойнт, Г. Стангвик, Р. Тортора, М. Форест, Л.М. Шипицына, Е.Р. Ярская-Смирнова). Проблемы и трудности взаимодействия субъектов инклюзивного образования.
Ценностно-смысловые аспекты инклюзивного образования. Мировая практика инклюзивного образования. Ситуация с инклюзивным образованием в России. Функции разных социальных институтов в системе инклюзивного образования. Сущность понятия «сопровождение» в современных исследованиях, основы психолого-педагогического сопровождения процесса социализации и формирования общей культуры личности лиц с ОВЗ. Поддержка и сопровождение инклюзивного образования мерами экономического, организационного, дидактического и методического характера.
Задания для подготовки к практическим занятиям:
Сравнить достоинства и недостатки дифференцированного и инклюзивного образования.
На основании публикаций по проблемам инклюзивного образования выделить и обосновать перспективы развития инклюзивного образования в России.
Определить значение инклюзивного образования для всех участников образовательного процесса.
На основании публикаций по проблемам инклюзивного образования выделить и обосновать принципы инклюзивного образования.
Познакомиться с опытом инклюзивного образования в разных регионах России (по материалам СМИ, научных конференций). Подобрать примеры инклюзивного образования детей с ОВЗ в России.
Разработать функции различных социальных институтов в системе инклюзивного образования (функции министерства образования, ПМПК, общественных организаций, ППМС-центров и пр.).
Практические занятия (4 часа)
Неверные представления об инклюзии: анализ практических ситуаций.
Групповая работа: сравнительная характеристика дифференцированного и инклюзивного образования.
Составление ПОПС-формулы «Возможности и перспективы инклюзивного образования в России»
Индивидуальная и социальная интеграция особых детей как ведущая цель педагогического сопровождения. Субъекты сопровождения.
Принципы инклюзивного образования: общесистемные и специфические. Дебаты «Принципы инклюзивного образования: за и против».
Специфика инклюзивного образования в России и за рубежом. Проблемы реализации инклюзивного подхода в обучении детей с ОВЗ и организации специальных условий их обучения в общеобразовательной школе.
Деловая игра: составление перечня мер по поддержке и развитию инклюзивного образования в России.
Тема 4. Модели инклюзивного образования детей с ОВЗ
Лекция (2часа)
Организационные и психолого-педагогические условия, обеспечивающие обучение детей с ОВЗ в инклюзивном образовании. Вариативные модели инклюзивного образования детей с ОВЗ. Тьюторство в системе инклюзивного образования.
Правовые и этические основы инклюзивного образования в России и за рубежом. Законодательная политика Российской Федерации в отношении инклюзивного образования. Нормативно-правовая база инклюзивной школы.
Проблема применения образовательных и коррекционных технологий, методик обучения для детей с разными категориями физических ограничений. Необходимость создания для обучения детей с ОВЗ специальных адаптивных технологий.
Структура организации разных моделей психолого-педагогического сопровождения процессов социализации лиц с ОВЗ в России и за рубежом. Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и успешной социально-психологической адаптации детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья в социум.
Задания для подготовки к практическому занятию:
Сделать обзор нормативно-правовых актов, регламентирующих инклюзивное образование.
Разработать проекты (по примерному шаблону):
инклюзия в дошкольном образовании;
инклюзия в общеобразовательной школе;
инклюзия в системе дополнительного образования;
инклюзия в высшем образовании.
Выделить и обосновать условия, которые необходимы для успешной интеграции ребенка с ОВЗ.
Практическое занятие (2 часа)
Модели инклюзивного образования на разных ступенях образования. Перспективы и трудности реализации инклюзивных моделей образования детей с ОВЗ. Особенности профессиональной деятельности тьютора в инклюзивном образовании.
Особенности работы педагога в инклюзивном классе. Проблемы вовлечения родителей в инклюзивный образовательный процесс.
Групповая работа: рекомендации и противопоказания для инклюзивного образования ребенка. Условия успешности инклюзивного образования.
Тема 5. Образовательная среда для детей с ОВЗ
Лекция (2часа)
Понятие «доступная среда». О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 № 175).
Особенности взаимоотношений ребенка с ОВЗ и среды. Понятие «образовательная среда». Характеристики образовательной среды. Принципы, компоненты и этапы моделирования активной образовательной среды. Законы формирования активной развивающей образовательной среды (А.А. Бизяева).
Необходимые условия для обеспечения качественного инклюзивного образования. Взаимосвязь структуры образовательной среды и структуры образовательного и воспитательного пространств Воспитательная направленность образовательной среды. Взаимодействие образовательных учреждений системы специального образования с социальными партнерами.
Технические средства реабилитации. Специальные технические средства обучения. Ассистирующие средства и технологии.
Задания для подготовки к практическим занятиям:
Составить проект образовательной среды для обучения детей с ОВЗ дошкольного (младшего школьного) возраста.
Подготовить презентацию технических средств обучения для разных категорий детей.
Подготовить обзор Интернет-ресурсов для образования лиц с ОВЗ.
Подготовить обзор средств дистанционного образования детей с ОВЗ.
Реферат «Современная инклюзивная школа»
Практические занятия (4 часа)
Защита проектов образовательной среды в дошкольной группе ДОУ инклюзивного вида (образовательной среды класса для детей с ОВЗ).
Использование технических средств обучения в образовательном процессе. Составление рекомендаций по использованию технических средств в образовательном процессе.
Использование современных Интернет-технологий и ресурсов сети для образования людей с ограниченными возможностями здоровья. Значение ДОТ в расширении возможностей инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы и на дому. Организация процесса дистанционного обучения детей-инвалидов.
Заслушивание и обсуждение реферативных сообщений.
Тема 6. Особенности педагогического оценивания в условиях инклюзивного образования
Лекция (2часа)
Деятельность оценивания, как составная часть педагогических, воспитательных отношений в системе "преподаватель - учащийся". Значение изучения особенностей личности учащегося с ОВЗ для педагогического оценивания. Социально-психологический аспект педагогического оценивания в условиях инклюзивного образования.
Условия педагогического оценивания результатов обучения детей с ОВЗ в инклюзивном образовании. Направленность и содержание педагогического оценивания как фактор результативности деятельности педагога.
Воздействие педагогической оценки на формирование личности школьника с ОВЗ и его отношения к учебной деятельности. Формы и методы формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности у детей с ОВЗ. Преобладание в педагогическом оценивании качественного анализа с подчеркиванием всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала. Выявление причин имеющихся недостатков, формирование отношений, стимулирующих развитие учащегося, ориентирующих самого учащегося и окружающих его людей в характере его знаний и умственного развития.
Критерии эффективности инклюзивного образования
Задания для подготовки к практическому занятию:
Сформулировать условия качественного образования детей с ОВЗ.
Составить словарик оценочных фраз педагога.
Сформулировать требования к педагогической оценке в условиях инклюзивного образования.
Практическое занятие (2 часа)
Сбор и первичная обработка информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа.
Условия обеспечения качественного образования лиц с ОВЗ в образовательном учреждении. Проблемы оценки качества образовательных услуг для лиц с ОВЗ в России. Групповой SWOD-анализ «Эффективность инклюзивного образования»
Решение педагогических ситуаций, связанных с оценкой деятельности детей.
Просмотр видео-занятия, анализ способов оценивания педагогом деятельности ребенка.
Групповая работа: требования к педагогической оценке в условиях инклюзивного образования.
Тема 7. Педагог в системе инклюзивного образования
Лекция (2часа)
Структура организации разных моделей психолого-педагогической поддержки педагогов инклюзивного образования в России и за рубежом.
Психологическая и профессиональная готовность педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования. Проблемы эмоционального принятия ребенка с ОВЗ.
Условия успешного взаимодействия в педагогическом процессе. Анализ педагогической деятельности в пространстве инклюзивного образования. Аксиологические приоритеты деятельности педагогов инклюзивного образования на современном этапе. Ценностное отношение к профессионально-педагогической деятельности. Специфика деятельности педагога в условиях специального и интегрированного образования. Социально-групповые ценности, профессионально-групповые ценности педагога. Индивидуально-личностная система ценностей педагога. Ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности – качества в системе профессиональных ценностей педагога.
Изучение субъектов инклюзивного образования. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития. Сущность специальных технологий личностного и профессионального развития.
Обучающие технологии. Технологии игромоделирования. Технологии психоконсультирования. Технологии развития аутопсихологической компетентности. Акмеологические технологии помощи человеку в организации и оптимальном осуществлении им своего личностного и профессионального развития.
Задания для подготовки к практическим занятиям:
Составить портрет педагога инклюзивного образования
Составить альбом «Профессиональные ценности педагога инклюзивного образования»
Провести самодиагностику профессионально-личностных качеств.
Технологии совершенствования личностного и профессионального развития человека.
Практические занятия (4 часа)
Коллективная игра «Портрет педагога инклюзивного образования»
Система профессиональных ценностей педагога инклюзивного образования.
Методы качественной оценки и количественного измерения личностного и профессионального развития. Самодиагностика профессионально-личностных качеств будущих педагогов. Составления плана саморазвития.
Деловая игра «Модель информационно-методического сопровождения педагога инклюзивного образования». Тренинг развития профессионально важных качеств.
|
|
|