Главная страница
Навигация по странице:

Программа Инклюзивное образование. Программа учебной дисциплины инклюзивное образование основная образовательная программа подготовки бакалавра



Скачать 294 Kb.
Название Программа учебной дисциплины инклюзивное образование основная образовательная программа подготовки бакалавра
Анкор Программа Инклюзивное образование.doc
Дата 15.04.2017
Размер 294 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Программа Инклюзивное образование.doc
Тип Программа
#1192
страница 2 из 3
1   2   3
Тема 1. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе

Лекция (2часа)

Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе: модели в общественном сознании. Социальная модель инвалидности. Отношение государства и общества к людям с ограниченными возможностями. Эволюция представлений о правах человека в мировой истории. Аксиологические концепции отношения общества к инвалидам: концепция социальной полезности, концепция социального достоинства. Концепция независимого образа жизни.

Международные правовые документы о правах и свободах человека. Конвенция о правах ребѐнка (1989). Международные правовые документы в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Концептуальные положения Саламанкской декларации об образовании лиц с особыми потребностями (1994). Конвенция ООН «О правах инвалидов» (2006). Правовая защита людей с ограниченными возможностями здоровья в России.

Статистика о количестве в России людей с ограниченными возможностями здоровья. Социальные проблемы человека с ограниченными возможностями здоровья, возможности самореализации. Информирование населения о проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья. Общественные организации, благотворительность, милосердие, волонтерское движение.

Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Особенности взаимоотношений педагогов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родственников.

Задания для подготовки к практическому занятию:

Подготовьтесь к дискуссии «Возможности человека-инвалида в современном обществе»:

  • приведите примеры из разных источников (СМИ, собственный опыт, интернет, литература) отношения государства и общества в разные исторические периоды к детям с нарушениями в развитии;

  • познакомьтесь с правовыми документами (Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правах инвалидов, Закон «О социальной защите инвалидов в российской федерации»; составьте перечень прав людей с ограниченными возможностями здоровья;

  • подготовьте примеры достижений людей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (в искусстве, науке, политике и пр.);

  • составьте перечень общественных организаций, движений, оказывающих помощь людям с ограниченными возможностями здоровья;

  • подготовьте анонс источника информирования о проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья

  • предложите меры по решению социальных и экономических проблем людей с ограниченными возможностями здоровья.


Практические занятия (4 часа)

Дискуссия «Возможности человека-инвалида в современном обществе». Обсуждаемые вопросы:

  • отношение государства и общества в разные исторические периоды к людям с ограниченными возможностями;

  • права человека с ограниченными возможностями здоровья;

  • социальные проблемы: недостаток информирования, дискриминация, изоляция.

  • социальные возможности;

Деловая игра «Организация информационно-просветительской деятельности по формированию позитивного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья». Социальные, экономические меры по улучшению положения человека с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Тема 2. Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

Лекция (2часа)

Понятие «дети с ОВЗ», «дети с особыми образовательными потребностями». Категории детей с ОВЗ. Особые образовательные потребности, общие для разных категорий детей с нарушениями в развитии.

Теоретико-методологические основы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Тенденции развития системы специального образования в России и их влияние на проблему социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Характеристика современной системы образования. Современная система специальных образовательных услуг. Дифференцированное, интегрированное и инклюзивное образование детей с ОВЗ.

Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогические требования к формированию личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Возможность реализации личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Интеграция как социально-педагогический феномен.

Задания для подготовки к практическому занятию:

Заполнить терминологический словарь по проблемам инклюзивного образования.

Выделить позитивные и негативные стороны дифференцированного образования детей с ОВЗ.

На основе концепции специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья сравнить четыре варианта образовательных стандартов для детей с ОВЗ. Заполнить таблицу:

Вариант СФГОС

Уровень получаемого образования:

цензовый/ нецензовый/ индивидуальный

Сроки

получения образования

Особые условия получения образования

Соотношение академического компонента образования и области развития жизненной компетенции

Первый вариант













Второй вариант













Третий вариант













Четвертый вариант













Составить аннотацию на статью по проблемам обучения детей с ОВЗ. Примерный план аннотации: автор, название статьи, источник, проблемы, которые освещает автор, авторские идеи.
Практическое занятие (2 часа)

Терминологический диктант

Групповая работа: возможности и недостатки дифференцированного образования детей с ОВЗ.

Современные подходы к стандартизации образования детей с ОВЗ. Обсуждение достоинств и недостатков специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы обучения детей с ОВЗ.
Тема 3. Современное понимание инклюзии

Лекция (2часа)

Государственная образовательная политика в области обучения детей с ОВЗ. Гуманистический характер образования.

Современное понятие интеграции. Интеграция детей с ОВЗ - как возможность совместной жизни и учения обычных детей и детей с ограниченными возможностями. Проблемы и перспективы образовательной интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Понятие «инклюзия». Характеристика инклюзивного образования. Составляющие инклюзии. Правила инклюзивной школы. Результаты инклюзии. Проблемный ряд инклюзивного образования. Инклюзивное образование как реализация прав детей с ОВЗ на образование.

Теоретическая основа инклюзивного образования: концептуальные положения гуманистической педагогики о социальной ценности личности, необходимости включения каждого ребѐнка с ОВЗ в образовательное пространство. Концепции интегрированного и инклюзивного образования (Н.В. Борисова, Гэри Банч, Тони Бут, Н.Н. Малофеев, Э.К. Наберушкина, С. Н. Прушинский, Е.Р. Ярская-Смирнова).

Инклюзивное образование как специально организованное взаимодействие педагогов с обычными детьми и детьми с ОВЗ в пространстве общеобразовательного учреждения (Н.В Борисова, М. Кинг-Сирс, И.И. Лошакова, Н.Н. Малофеев, Э.К. Наберушкина, Б. Персон, Д. Попойнт, Г. Стангвик, Р. Тортора, М. Форест, Л.М. Шипицына, Е.Р. Ярская-Смирнова). Проблемы и трудности взаимодействия субъектов инклюзивного образования.

Ценностно-смысловые аспекты инклюзивного образования. Мировая практика инклюзивного образования. Ситуация с инклюзивным образованием в России. Функции разных социальных институтов в системе инклюзивного образования. Сущность понятия «сопровождение» в современных исследованиях, основы психолого-педагогического сопровождения процесса социализации и формирования общей культуры личности лиц с ОВЗ. Поддержка и сопровождение инклюзивного образования мерами экономического, организационного, дидактического и методического характера.

Задания для подготовки к практическим занятиям:

Сравнить достоинства и недостатки дифференцированного и инклюзивного образования.

На основании публикаций по проблемам инклюзивного образования выделить и обосновать перспективы развития инклюзивного образования в России.

Определить значение инклюзивного образования для всех участников образовательного процесса.

На основании публикаций по проблемам инклюзивного образования выделить и обосновать принципы инклюзивного образования.

Познакомиться с опытом инклюзивного образования в разных регионах России (по материалам СМИ, научных конференций). Подобрать примеры инклюзивного образования детей с ОВЗ в России.

Разработать функции различных социальных институтов в системе инклюзивного образования (функции министерства образования, ПМПК, общественных организаций, ППМС-центров и пр.).
Практические занятия (4 часа)

Неверные представления об инклюзии: анализ практических ситуаций.

Групповая работа: сравнительная характеристика дифференцированного и инклюзивного образования.

Составление ПОПС-формулы «Возможности и перспективы инклюзивного образования в России»

Индивидуальная и социальная интеграция особых детей как ведущая цель педагогического сопровождения. Субъекты сопровождения.

Принципы инклюзивного образования: общесистемные и специфические. Дебаты «Принципы инклюзивного образования: за и против».

Специфика инклюзивного образования в России и за рубежом. Проблемы реализации инклюзивного подхода в обучении детей с ОВЗ и организации специальных условий их обучения в общеобразовательной школе.

Деловая игра: составление перечня мер по поддержке и развитию инклюзивного образования в России.
Тема 4. Модели инклюзивного образования детей с ОВЗ

Лекция (2часа)

Организационные и психолого-педагогические условия, обеспечивающие обучение детей с ОВЗ в инклюзивном образовании. Вариативные модели инклюзивного образования детей с ОВЗ. Тьюторство в системе инклюзивного образования.

Правовые и этические основы инклюзивного образования в России и за рубежом. Законодательная политика Российской Федерации в отношении инклюзивного образования. Нормативно-правовая база инклюзивной школы.

Проблема применения образовательных и коррекционных технологий, методик обучения для детей с разными категориями физических ограничений. Необходимость создания для обучения детей с ОВЗ специальных адаптивных технологий.

Структура организации разных моделей психолого-педагогического сопровождения процессов социализации лиц с ОВЗ в России и за рубежом. Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и успешной социально-психологической адаптации детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья в социум.

Задания для подготовки к практическому занятию:

Сделать обзор нормативно-правовых актов, регламентирующих инклюзивное образование.

Разработать проекты (по примерному шаблону):

  • инклюзия в дошкольном образовании;

  • инклюзия в общеобразовательной школе;

  • инклюзия в системе дополнительного образования;

  • инклюзия в высшем образовании.

Выделить и обосновать условия, которые необходимы для успешной интеграции ребенка с ОВЗ.
Практическое занятие (2 часа)

Модели инклюзивного образования на разных ступенях образования. Перспективы и трудности реализации инклюзивных моделей образования детей с ОВЗ. Особенности профессиональной деятельности тьютора в инклюзивном образовании.

Особенности работы педагога в инклюзивном классе. Проблемы вовлечения родителей в инклюзивный образовательный процесс.

Групповая работа: рекомендации и противопоказания для инклюзивного образования ребенка. Условия успешности инклюзивного образования.

Тема 5. Образовательная среда для детей с ОВЗ

Лекция (2часа)

Понятие «доступная среда». О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 № 175). 

Особенности взаимоотношений ребенка с ОВЗ и среды. Понятие «образовательная среда». Характеристики образовательной среды. Принципы, компоненты и этапы моделирования активной образовательной среды. Законы формирования активной развивающей образовательной среды (А.А. Бизяева).

Необходимые условия для обеспечения качественного инклюзивного образования. Взаимосвязь структуры образовательной среды и структуры образовательного и воспитательного пространств Воспитательная направленность образовательной среды. Взаимодействие образовательных учреждений системы специального образования с социальными партнерами.

Технические средства реабилитации. Специальные технические средства обучения. Ассистирующие средства и технологии.

Задания для подготовки к практическим занятиям:

Составить проект образовательной среды для обучения детей с ОВЗ дошкольного (младшего школьного) возраста.

Подготовить презентацию технических средств обучения для разных категорий детей.

Подготовить обзор Интернет-ресурсов для образования лиц с ОВЗ.

Подготовить обзор средств дистанционного образования детей с ОВЗ.

Реферат «Современная инклюзивная школа»
Практические занятия (4 часа)

Защита проектов образовательной среды в дошкольной группе ДОУ инклюзивного вида (образовательной среды класса для детей с ОВЗ).

Использование технических средств обучения в образовательном процессе. Составление рекомендаций по использованию технических средств в образовательном процессе.

Использование современных Интернет-технологий и ресурсов сети для образования людей с ограниченными возможностями здоровья. Значение ДОТ в расширении возможностей инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы и на дому. Организация процесса дистанционного обучения детей-инвалидов.

Заслушивание и обсуждение реферативных сообщений.
Тема 6. Особенности педагогического оценивания в условиях инклюзивного образования

Лекция (2часа)

Деятельность оценивания, как составная часть педагогических, воспитательных отношений в системе "преподаватель - учащийся". Значение изучения особенностей личности учащегося с ОВЗ для педагогического оценивания. Социально-психологический аспект педагогического оценивания в условиях инклюзивного образования.

Условия педагогического оценивания результатов обучения детей с ОВЗ в инклюзивном образовании. Направленность и содержание педагогического оценивания как фактор результативности деятельности педагога.

Воздействие педагогической оценки на формирование личности школьника с ОВЗ и его отношения к учебной деятельности. Формы и методы формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности у детей с ОВЗ. Преобладание в педагогическом оценивании качественного анализа с подчеркиванием всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала. Выявление причин имеющихся недостатков, формирование отношений, стимулирующих развитие учащегося, ориентирующих самого учащегося и окружающих его людей в характере его знаний и умственного развития.

Критерии эффективности инклюзивного образования

Задания для подготовки к практическому занятию:

Сформулировать условия качественного образования детей с ОВЗ.

Составить словарик оценочных фраз педагога.

Сформулировать требования к педагогической оценке в условиях инклюзивного образования.
Практическое занятие (2 часа)

Сбор и первичная обработка информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа.

Условия обеспечения качественного образования лиц с ОВЗ в образовательном учреждении. Проблемы оценки качества образовательных услуг для лиц с ОВЗ в России. Групповой SWOD-анализ «Эффективность инклюзивного образования»

Решение педагогических ситуаций, связанных с оценкой деятельности детей.

Просмотр видео-занятия, анализ способов оценивания педагогом деятельности ребенка.

Групповая работа: требования к педагогической оценке в условиях инклюзивного образования.
Тема 7. Педагог в системе инклюзивного образования

Лекция (2часа)

Структура организации разных моделей психолого-педагогической поддержки педагогов инклюзивного образования в России и за рубежом.

Психологическая и профессиональная готовность педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования. Проблемы эмоционального принятия ребенка с ОВЗ.

Условия успешного взаимодействия в педагогическом процессе. Анализ педагогической деятельности в пространстве инклюзивного образования. Аксиологические приоритеты деятельности педагогов инклюзивного образования на современном этапе. Ценностное отношение к профессионально-педагогической деятельности. Специфика деятельности педагога в условиях специального и интегрированного образования. Социально-групповые ценности, профессионально-групповые ценности педагога. Индивидуально-личностная система ценностей педагога. Ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности – качества в системе профессиональных ценностей педагога.

Изучение субъектов инклюзивного образования. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития. Сущность специальных технологий личностного и профессионального развития.

Обучающие технологии. Технологии игромоделирования. Технологии психоконсультирования. Технологии развития аутопсихологической компетентности. Акмеологические технологии помощи человеку в организации и оптимальном осуществлении им своего личностного и профессионального развития.

Задания для подготовки к практическим занятиям:

Составить портрет педагога инклюзивного образования

Составить альбом «Профессиональные ценности педагога инклюзивного образования»

Провести самодиагностику профессионально-личностных качеств.

Технологии совершенствования личностного и профессионального развития человека.

Практические занятия (4 часа)

Коллективная игра «Портрет педагога инклюзивного образования»

Система профессиональных ценностей педагога инклюзивного образования.

Методы качественной оценки и количественного измерения личностного и профессионального развития. Самодиагностика профессионально-личностных качеств будущих педагогов. Составления плана саморазвития.

Деловая игра «Модель информационно-методического сопровождения педагога инклюзивного образования». Тренинг развития профессионально важных качеств.
1   2   3
написать администратору сайта