Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Программа Инклюзивное образование. Программа учебной дисциплины инклюзивное образование основная образовательная программа подготовки бакалавра
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»
__________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УМР
_________________
/Л. П. Филатова/
«___»_______2012 г.
Программа учебной дисциплины
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Основная образовательная программа подготовки бакалавра
050400 Психолого-педагогическое образование
Нижний Тагил
2012
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры возрастной педагогики и психологии «___» _______ 2012 г., протокол № ___
Заведующий кафедрой ВПиП Л.Н. Овчинникова
Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета Института психолого-педагогического образования НТГСПА «___» _______ 2012 г., протокол № ___.
Директор ИППО М.В. Ломаева
Составитель:
Масленникова Т.В., к.п.н., доцент кафедры ВПиП
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цель и задачи изучения учебной дисциплины
1.1. Место курса «Инклюзивное образование» в системе профессиональной подготовки
Дисциплина «Инклюзивное образование» входит в профессиональный цикл основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Психолого-педагогическое образование» как курс по выбору вариативной части профессионального цикла по профилям
«Психология образования»
«Специальная педагогика и психология»
Курс «Инклюзивное образование» изучается:
Дневная форма обучения
|
Заочная форма обучения
|
1, 2 семестр
|
1, 2 семестр
|
Курс «Инклюзивное образование» предназначен для ознакомления студентов с основными теоретическими положениями о закономерностях и возможностях инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Курс «Инклюзивное образование» изучается одновременно с курсами «Общая и экспериментальная психология», «Теории обучения и воспитания», «История педагогики и образования» и открывает процесс изучения комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих дисциплин
Дефектология;
Специальная психология;
Специальная педагогика;
Это позволяет рассматривать образование с позиций гуманистического подхода, как средство социализации детей с физическими и психическими нарушениями в развитии, формировать у студентов позитивное отношение к разнообразию учеников и восприятие индивидуальных особенностей ребенка не как проблемы, а как возможности для обогащения совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.2. Целью освоения курса «Инклюзивное образование» является создание условий для формирования готовности к осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в пространстве инклюзивного образования.
1.3. Основные задачи курса «Инклюзивное образование»:
-
Формирование базовой системы знаний о закономерностях и возможностях инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, особых образовательных потребностях ребенка с нарушениями развития;
Содействие развитию профессиональных умений в области инклюзивного образования различных категорий лиц с проблемами в развитии;
Стимулирование развития личностной профессиональной направленности, интереса к самостоятельному исследованию актуальных вопросов образования как средства социализации детей с ОВЗ;
Содействовать формированию гуманистически ориентированного профессионального мировоззрения будущего педагога, толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Показатели готовности студентов к освоению курса «Инклюзивное образование»
Курс «Инклюзивное образование» изучается одновременно с курсами «Общая и экспериментальная психология (с практикумом)», «Психология развития», «Теории обучения и воспитания», «История педагогики и образования», что позволяет обеспечить необходимые для изучения курса представления, знания:
о человеке (индивиде, индивидуальности, личности), половозрастных особенностях и условиях его развития (формирования, социализации, образования);
о деятельности, общении, коллективе (группе);
о формах, методах, средствах и технологиях организации и осуществления процессов обучения и воспитания;
о развитии системы образования;
об особенностях строения и функционирования психики человека.
1.5. Ожидаемые результаты:
В результате освоения дисциплины «Инклюзивное образование» студент должен
иметь представление
об основных приоритетных направлениях развития системы образования, в том числе системы специального и инклюзивного образования детей с ОВЗ;
о современном понимании инклюзии;
о моделях инклюзивного образования в системе общего и специального образования на современном этапе;
-
о способах организации совместной и индивидуальной деятельности детей с ОВЗ в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;
о технологиях, позволяющих решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
знать:
нормативно-правовые основы инклюзивного образования детей с ОВЗ;
основные принципы и условия организации инклюзивного образования;
основные социально-психологические проблемы образовательной инклюзивной среды;
положения концепции специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья
основные особенности профессиональной деятельности педагога в инклюзивном образовании;
уметь:
осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа;
наблюдать и анализировать проблемы теории и практики инклюзивного образования;
высказывать и аргументировать свою точку зрения по вопросам инклюзивного образования детей с ОВЗ,
определять особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ с учетом его специфических (при разных типах нарушений) и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития;
взаимодействовать с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями;
владеть:
-
способами взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей с ОВЗ в коммуникативной, игровой и учебной деятельности;
способами просвещения педагогов и родителей по вопросам инклюзивного образования детей с разными типами нарушенного развития;
навыками организации коррекционно-развивающей среды, способностью к психолого-педагогической поддержке с целью социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
1.6. Вклад дисциплины «Инклюзивное образование» в формирование общекультурных и профессиональных компетенций
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих общекультурных компетенций (ОК):
способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5).
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих профессиональных компетенций:
компетенции общие для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):
способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1).
компетенции в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):
способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (ПКСПП-1);
готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2);
способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа (ПКСПП-3);
способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4);
способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПКСПП-5);
-
способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6);
способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме учебного учреждения (ПКСПП-7).
1.7. Основные принципы отбора содержания учебного материала:
Принцип целостного отражения в содержании педагогического образования задач профессиональной подготовки студента и формирования его общей и педагогической культуры. Освоение курса предполагает целенаправленную актуализацию жизненного опыта студента, создание между субъектами образовательного процесса эмоционально-содержательного поля, побуждающего студента к саморефлексии, осознанию возможностей саморазвития и самообразования, стимулирующего становление профессиональной педагогической позиции студента.
Принцип соответствия содержания общепедагогической подготовки насущным требованиям профессионального педагогического образования, актуальным ожиданиям общества, системы образования, школы, личности.
Принцип соответствия содержания учебного предмета современным достижениям и реальным перспективам развития науки (педагогики, психологии, философии, социологии, кибернетики и др.) и образовательной практики.
Принцип гуманитаризации содержания. В процессе овладения теоретическими знаниями и практическими умениями неизбежным и необходимым является распространение оптимистических взглядов на возможности развития и социализации людей с проблемами в развитии.
Принцип фундаментализации, обеспечивающей интеграцию гуманитарного и естественнонаучного знания. Интеграция знаний в сфере человекознания (педагогики, психологии, коррекционной педагогики, педагогической психологии, философии)предполагает обогащение теоретических знаний в области педагогики и психологии практическими умениями, связанными с организацией целесообразной коррекционно-развивающей работы в системе сопровождения развития детей с разным типом дизонтогенетического развития.
Принцип структурного единства содержания педагогического образования на разных уровнях его формирования, предполагающий методологическую, теоретическую, содержательную согласованность входящих в его состав учебных курсов, а также таких его составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность обучающегося.
Принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения при отборе содержания педагогического образования, требующий учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения.
Принцип соответствия объема содержания учебного предмета времени, отведенному на его изучение.
Принцип соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
ДНЕВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Профиль
«Психология образования»
«Специальная педагогика и психология»
Период изучения – 1, 2 семестр
Трудоемкость – 5 з.е. – 180 часов
Аудиторные занятия – (20% трудоемкости) 36 часа
Число часов в неделю – (39 недель) 1 час
Лекции – 14 часов
Практические занятия – 22 часа
Самостоятельная работа – 144 часа
Форма отчетности – зачет (9 часов или 0,25 з.е.) во 2 семестре
|
Название раздела, темы
|
Распределение часов
|
Трудоемкость
|
Аудиторные занятия
|
Виды занятий
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Практич. занятия
|
|
1 КУРС, 1 СЕМЕСТР
|
|
Модуль 1. Актуальные проблемы инклюзивного образования
|
1
|
Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе
|
24
|
6
|
2
|
4
|
18
|
2
|
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ
|
19
|
4
|
2
|
2
|
15
|
3
|
Современное понимание инклюзии
|
28
|
6
|
2
|
4
|
22
|
|
1 КУРС, 2 СЕМЕСТР
|
|
Модуль 2. Психолого-педагогические и правовые основы инклюзивного образования
|
4
|
Модели инклюзивного образования детей с ОВЗ
|
20
|
4
|
2
|
2
|
16
|
5
|
Образовательная среда для детей с ОВЗ
|
30
|
6
|
2
|
4
|
24
|
6
|
Особенности педагогического оценивания в условиях инклюзивного образования
|
20
|
4
|
2
|
2
|
16
|
7
|
Педагог в системе инклюзивного образования
|
30
|
6
|
2
|
4
|
24
|
|
Зачет
|
9
|
|
|
|
9
|
|
Всего в часах:
|
180
|
36
|
14
|
22
|
144
|
|
Всего в зачетных единицах:
|
5
|
1
|
0,4
|
0,6
|
4
|
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Период изучения – 1,2 семестры
Трудоемкость – 5 з.е. – 180 час.
Аудиторные занятия – 10 часов
Лекции – 6 час.
Практические занятия – 4 час.
Самостоятельная работа – 170 час.
Форма отчетности – экзамен (1 з.е. или 36 часов – 2 семестр)
|
Название раздела, темы
|
Распределение часов
|
Трудоемкость
|
Аудиторные занятия
|
Виды занятий
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Практич. занятия
|
|
1 КУРС, 1, 2 СЕМЕСТР
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
Модуль 1. Актуальные проблемы инклюзивного образования
|
1
|
Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе
|
28
|
-
|
-
|
-
|
28
|
2
|
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ
|
20
|
2
|
2
|
-
|
18
|
3
|
Современное понимание инклюзии
|
28
|
2
|
2
|
-
|
26
|
|
Модуль 2. Психолого-педагогические и правовые основы инклюзивного образования
|
4
|
Модели инклюзивного образования детей с ОВЗ
|
20
|
2
|
2
|
|
18
|
5
|
Образовательная среда для детей с ОВЗ
|
30
|
2
|
-
|
2
|
28
|
6
|
Особенности педагогического оценивания в условиях инклюзивного образования
|
24
|
2
|
-
|
2
|
22
|
7
|
Педагог в системе инклюзивного образования
|
30
|
-
|
-
|
-
|
30
|
|
Экзамен
|
|
|
|
|
|
|
Всего в часах:
|
180
|
10
|
6
|
4
|
170
|
|
Всего в зачетных единицах:
|
5
|
0,3
|
0,2
|
0,1
|
4,7
|
3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПО КУРСУ «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
|
|
|