Навигация по странице:
|
Программа Инклюзивное образование. Программа учебной дисциплины инклюзивное образование основная образовательная программа подготовки бакалавра
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,
РЕКОМЕНДОВАННЫЕ К ПРИМЕНЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Структура содержания курса «Инклюзивное образование» представляет собой систему лекционных и практических занятий.
На лекционных занятиях раскрываются наиболее крупные теоретические проблемы, обобщающего и систематизирующего характера. При этом, преимущественно, монологическая речь преподавателя на лекции содержит проблемные ситуации и перемежается с мини-дискуссиями, стимулирующими познавательную активность студентов на занятии. Активная познавательная деятельность студентов на лекции обеспечивается через:
знакомство с различными точками зрения,
использование контрольных листов по технологии ИНСЕРТ.
Специфика практических занятий по дисциплине «Инклюзивное образование» состоит в том, что важнейшим их назначением является сообщение и освоение новой учебной информации, формирование у студентов профессионально значимых умений. Семинарские занятия организуются с учетом самостоятельной работы студентов. Каждое практическое занятие включает решение практических задач, связанных с осмыслением и оценкой педагогических ситуаций и разработкой небольших по объему педагогических проектов.
Практические занятия по дисциплине «Инклюзивное образование» проводятся как в традиционной форме, так и в проблемно-диалоговой (интерактивной) форме с осуществлением таких методов и технологий как:
работа в группах (мобильных и стационарных);
групповые дискуссии с использованием ПОПС-формулы;
решение ситуационных задач;
элементы группового SWOD-анализа;
рефлексивные технологии
деловые игры.
Использование активных и интерактивных форм проведения занятий позволяет:
побуждать студентов к публичным выступлениям с докладами и сообщениями, развивая у них навыки монологической публичной речи, ведения дискуссии и полемики;
поручать студентам анализировать и оценивать качество и содержание сообщений их товарищей, а также оценку выступлений аналитического характера;
педагогу, выступающему в качестве активного участника учебной дискуссии, сообщать учебную информацию (вводную, уточняющую, дополняющую, корректирующую) в дополнение к выступлениям студентов, контролировать и оценивать качество их учебно-научной работы
-
развивать навыки общения и взаимодействия в группе, формировать ценностно-ориентационное единство группы
формировать специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления
стимулировать самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения, определение слабых и сильных сторон);
организовать активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях;
формировать навыки самопрезентации.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В курсе «Инклюзивное образование» значительная часть (144 часа на дневной форме обучения и 170 часов – на заочном отделении) отводится на самостоятельную работу студентов, предполагающую:
подготовку к семинарским занятиям (подготовка к вступлениям с сообщениями и выполнение практических и учебно-исследовательских заданий);
самостоятельное изучение тем учебной программы, которые имеют высокий уровень учебно-методического оснащения;
составление терминологического словаря;
выполнение работ проектного характера;
проведение самодиагностики и организация самонаблюдения;
аннотирование педагогической литературы и периодики;
самостоятельная подготовка по вопросам для самопроверки знаний.
Задания для самостоятельной работы по курсу «Инклюзивное образование» ориентированы на развитие умений:
работать с педагогической литературой теоретического характера,
анализировать и интерпретировать результаты педагогических исследований, обобщать педагогический опыт;
планировать и реализовывать мини-исследования;
-
использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации;
организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие всех субъектов образовательной среды;
применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
разрабатывать элементы педагогических проектов.
Задания для самостоятельной работы являются необходимым этапом подготовки к участию в семинаре. Поэтому формы контроля самостоятельной работы студента продиктованы особенностями организации семинарского занятия и предполагают включение приобретенных в процессе самостоятельной работы знаний и освоенных умений в непосредственную работу на семинаре –решение практических задач, разработка небольших по объему педагогических проектов, участие в дискуссиях, обсуждениях, составление схем и др.
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Темы занятий
|
Количество часов
|
Содержание
самостоятельной
работы
|
Формы
контроля
СРС
|
Всего
|
Аудит.
|
Сам.
Раб.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе
|
24
|
6
|
18
|
Подготовка к дискуссии «Возможности человека-инвалида в современном обществе»:
привести примеры;
познакомиться с правовыми документами;
составить перечень общественных организаций;
подготовить анонс источника информирования;
предложить меры по решению социальных и экономических проблем лиц с ОВЗ.
|
участие в дискуссии на семинарском занятии
аргументирование точек зрения
презентация анонсов на занятии
|
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ
|
19
|
4
|
15
|
Заполнить терминологический словарь по проблемам инклюзивного образования.
Выделить позитивные и негативные стороны дифференцированного образования детей с ОВЗ.
На основе концепции СФГОС для детей с ОВЗ сравнить четыре варианта образовательных стандартов.
Составить аннотацию на статью по проблемам обучения детей с ОВЗ.
|
Терминологический диктант
|
Современное понимание инклюзии
|
28
|
6
|
22
|
Сравнить достоинства и недостатки дифференцированного и инклюзивного образования.
Выделить и обосновать перспективы развития инклюзивного образования в России.
Определить значение инклюзивного образования для всех участников образовательного процесса.
Выделить и обосновать принципы инклюзивного образования.
Познакомиться с опытом инклюзивного образования в разных регионах России.
Разработать функции различных социальных институтов в системе инклюзивного образования.
|
Участие в групповой работе.
Составление ПОПС-формулы на занятии
|
Модели инклюзивного образования детей с ОВЗ
|
20
|
4
|
16
|
Сделать обзор нормативно-правовых актов, регламентирующих инклюзивное образование.
Разработать проекты реализации инклюзивного образования на разных ступенях образования:
Выделить и обосновать условия, которые необходимы для успешности интеграции ребенка с ОВЗ.
|
Участие в групповой работе
|
Образовательная среда для детей с ОВЗ
|
30
|
6
|
24
|
Составить проект образовательной среды для обучения детей с ОВЗ дошкольного (младшего школьного) возраста.
Подготовить презентацию технических средств обучения для разных категорий детей.
Подготовить обзор Интернет-ресурсов для образования лиц с ОВЗ.
Подготовить обзор средств существлонного образования детей с ОВЗ.
Реферат «Современная инклюзивная школа»
|
|
Особенности педагогического оценивания в условиях инклюзивного образования
|
20
|
4
|
16
|
Сформулировать условия качественного образования детей с ОВЗ.
Составить словарик оценочных фраз педагога.
Сформулировать требования к педагогической оценке в условиях инклюзивного образования.
|
Групповой SWOD-анализ
Решение педагогических ситуаций
Участие в групповой работе
|
Педагог в системе инклюзивного образования
|
30
|
6
|
24
|
Составить портрет педагога инклюзивного образования
Составить альбом «Профессиональные ценности педагога инклюзивного образования»
Провести самодиагностику профессионально-личностных качеств.
Технологии совершенствования личностного и профессионального развития человека.
|
Участие в коллективной игре
Демонстрация альбома на занятии
Составление плана саморазвития
|
Зачет
|
9
|
|
9
|
Подготовка к итоговой аттестации (зачет).
|
|
Всего:
|
180
|
36
|
144
|
|
|
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ
Содержание и виды текущего контроля определяются в соответствии с целью и задачами изучения дисциплины, с квалификационными требованиями к уровню освоения содержания дисциплины. Понимание основных понятий в области инклюзивного образования отслеживается в течение семестра в устной и письменной форме.
При изучении курса предусмотрены следующие виды текущего контроля:
письменные опросы студентов, позволяющие определить и оценить качество усвоения учебного материала предшествующего занятия;
проверочные работы с вопросами проблемного характера;
анализ и оценка качества сообщений и докладов, с которыми студенты выступают на каждом практическом занятии;
анализ и оценка аналитико-критических выступлений студентов;
оценка учебно-познавательной активности студентов при обсуждении педагогических проблем и решении практических заданий;
-
сравнительный анализ идей, позиций, концепций, предложенных в разных учебных пособиях, научных источниках, разными авторами;
анализ фактического материала на основе научных подходов и идей;
анализ результатов аннотирования и реферирования научных психолого-педагогических статей;
творческие задания, презентации.
Текущий контроль позволяет выявить не только качество знаний студентов, но и их способность применить эти знания к решению практических задач. Использование различных форм текущего контроля способствует:
пониманию самим студентом качества знаний по предмету, позволяет ему учесть свои сильные и слабые стороны при подготовке к итоговой аттестации;
планированию и организации самостоятельной работы;
сформированию навыков работы с научной и методической литературой;
объективно оценить знания и уровень учебной мотивации каждого студента.
Система контроля при реализации курса призвана обеспечивать выполнение следующих требований: объективность, систематичность, разнообразие форм контроля и оценивания, комплексный характер, индивидуальный подход, педагогический такт преподавателя.Преподаватель самостоятельно определяет содержание, формы и объем материала, выносимого на текущую аттестацию.
7. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРЕДМЕТУ
Итоговая оценка результатов освоения учебной программы по предмету осуществляется в форме дифференцированного зачета (дневное отделение) / экзамена (заочное отделение), где при выставлении итоговой отметки (по 5-балльной шкале) учитываются:
суммарные баллы, полученные по результатам письменных опросов;
суммарные баллы, полученные по результатам оценки учебно-познавательной активности студентов;
баллы, полученные студентом за выполнение самостоятельной работы;
суммарные баллы, полученные на экзамене за ответы на основные и дополнительные вопросы и решение практических задач.
Ответ студента на зачете/экзамене оценивается в соответствие с требованиями, согласно которым:
отметка «отлично» выставляется в случае, если:
-
содержание ответа свидетельствует об углубленных знаниях студента;
изложение материала логично, последовательно, с опорой на разнообразные источники;
определена позиция в раскрытии подходов к рассматриваемой проблеме;
ответ подкреплен примерами из педагогической практики.
отметка «хорошо» выставляется в случае, если:
содержание ответа свидетельствует о достаточных знаниях студента;
раскрыты различные подходы к рассматриваемой проблеме;
ответ дан с опорой на обязательную литературу и подкреплен примерами из педагогической практики;
отметка «удовлетворительно» выставляется в случае, если:
содержание ответа свидетельствует о недостаточных знаниях студента;
отсутствует собственная критическая оценка рассматриваемой проблемы или вопроса;
ответ дан с опорой на обязательную литературу и не подкреплен примерами из педагогической практики;
отметка «неудовлетворительно» выставляется в случае, если:
содержание ответа свидетельствует о слабых знаниях студента;
отсутствует собственная критическая оценка рассматриваемой проблемы или вопроса;
ответ дан без опоры на обязательную литературу и не подкреплен примерами из педагогической практики.
8. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ / ЭКЗАМЕНУ
Отношение государства и общества к людям с ограниченными возможностями
Международные правовые документы о защите прав людей с ОВЗ
Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
Особые образовательные потребности, общие для разных категорий детей с нарушениями в развитии
Современная система специальных образовательных услуг
-
Дифференцированное, интегрированное и инклюзивное образование детей с ОВЗ
Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья
Интеграция как социально-педагогический феномен.
Характеристика инклюзивного образования. Составляющие инклюзии.
Инклюзивное образование как реализация прав детей с ОВЗ на образование.
Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.
Организационные и психолого-педагогические условия инклюзивного образования.
Понятие «образовательная среда». Требования к образовательной среде в инклюзивном образовании.
Оценка качества инклюзивного образования.
Технические средства реабилитации. Специальные технические средства обучения.
Социально-психологический аспект педагогического оценивания в условиях инклюзивного образования.
Формы и методы формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности у детей с ОВЗ.
Педагогическая оценка результатов обучения детей с ОВЗ в инклюзивном образовании.
Психологическая и профессиональная готовность педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования.
Педагогическая деятельность в пространстве инклюзивного образования.
9. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА
Благотворительность, волонтерское движение, гуманистический характер образования, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями, дифференцированное образование, инвалидность, инклюзивное образование, инклюзия, интеграция, интегрированное образование, качество образовательных услуг, концепция независимого образа жизни, милосердие, образовательная среда, педагогическая деятельность,
педагогическая оценка, профессиональные ценности педагога, психолого-педагогическое сопровождение, социальная адаптация, тьюторство, человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
10.1. Основная литература
Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов педвузов/- М.: АСТ; Астрель, 2008. — 222, с. — (Высшая школа).
Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей о ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 175 с. ил. — (Коррекционная педагогика).
Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
10.2. Дополнительная литература
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании, Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология». Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. М., 2001.
Калягин В.А., Матасов Ю. Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. СПб., 2005.
Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.]. Под ред. Н.М.Назаровой. — 7-е изд., стер. - М. Издательский центр «Академия», 2007. —400 с.
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Психологические основы : [учеб. пособие для вузов] / Л. И. Акатов. - Москва : Владос, 2004. - 363
Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие для вузов по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы специальной педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2005. - 304 с.
-
Основы специальной психологии: [учеб. пособие для студ., обучающихся по спец. 0318 — Специальное дошкольное образование, 0320 — Коррекционная педагогика] / [Л. В. Кузнецова и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2005.
10.3. Справочники
Петровский А.В. Психологический словарь. М., 1990.
Дефектология: словарь-справочник / авт.-сост. С. С. Степанов, под ред. Б. П. Пузанова. - Москва : Сфера, 2005. - 208 с
10.4. Периодика
Дефектология. Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии. Вопросы психологии. Специальная психология. Вопросы психологии.
10.5. Интернет-ресурсы:
Библиотека федерального портала «РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
http://www.edu.ru/
Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/
Российская педагогическая библиотека –
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php
Электронная библиотека учебников по психологии –
http://studentam.net/content/category/1/15/24/
Российский интернет-портал для инвалидов - http://www.disability.ru
Альманах Института Коррекционной педагогики - http://almanah.ikprao.ru/
Библиотека Института психотерапии и клинической психологии: раздел Дефектология http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=81
Коррекционная педагогика - http://kp.nspu.net/
Специальная психология - http://special.psypublica.ru/
Особое детство - http://www.osoboedetstvo.ru
|
|
|