Главная страница
Навигация по странице:

Программа Инклюзивное образование. Программа учебной дисциплины инклюзивное образование основная образовательная программа подготовки бакалавра



Скачать 294 Kb.
Название Программа учебной дисциплины инклюзивное образование основная образовательная программа подготовки бакалавра
Анкор Программа Инклюзивное образование.doc
Дата 15.04.2017
Размер 294 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Программа Инклюзивное образование.doc
Тип Программа
#1192
страница 3 из 3
1   2   3

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ К ПРИМЕНЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Структура содержания курса «Инклюзивное образование» представляет собой систему лекционных и практических занятий.

На лекционных занятиях раскрываются наиболее крупные теоретические проблемы, обобщающего и систематизирующего характера. При этом, преимущественно, монологическая речь преподавателя на лекции содержит проблемные ситуации и перемежается с мини-дискуссиями, стимулирующими познавательную активность студентов на занятии. Активная познавательная деятельность студентов на лекции обеспечивается через:

  • знакомство с различными точками зрения,

  • использование контрольных листов по технологии ИНСЕРТ.

Специфика практических занятий по дисциплине «Инклюзивное образование» состоит в том, что важнейшим их назначением является сообщение и освоение новой учебной информации, формирование у студентов профессионально значимых умений. Семинарские занятия организуются с учетом самостоятельной работы студентов. Каждое практическое занятие включает решение практических задач, связанных с осмыслением и оценкой педагогических ситуаций и разработкой небольших по объему педагогических проектов.

Практические занятия по дисциплине «Инклюзивное образование» проводятся как в традиционной форме, так и в проблемно-диалоговой (интерактивной) форме с осуществлением таких методов и технологий как:

  • работа в группах (мобильных и стационарных);

  • групповые дискуссии с использованием ПОПС-формулы;

  • решение ситуационных задач;

  • элементы группового SWOD-анализа;

  • рефлексивные технологии

  • деловые игры.

Использование активных и интерактивных форм проведения занятий позволяет:

  • побуждать студентов к публичным выступлениям с докладами и сообщениями, развивая у них навыки монологической публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

  • поручать студентам анализировать и оценивать качество и содержание сообщений их товарищей, а также оценку выступлений аналитического характера;

  • педагогу, выступающему в качестве активного участника учебной дискуссии, сообщать учебную информацию (вводную, уточняющую, дополняющую, корректирующую) в дополнение к выступлениям студентов, контролировать и оценивать качество их учебно-научной работы

  • развивать навыки общения и взаимодействия в группе, формировать ценностно-ориентационное единство группы

  • формировать специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления

  • стимулировать самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения, определение слабых и сильных сторон);

  • организовать активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях;

  • формировать навыки самопрезентации.


5. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В курсе «Инклюзивное образование» значительная часть (144 часа на дневной форме обучения и 170 часов – на заочном отделении) отводится на самостоятельную работу студентов, предполагающую:

  • подготовку к семинарским занятиям (подготовка к вступлениям с сообщениями и выполнение практических и учебно-исследовательских заданий);

  • самостоятельное изучение тем учебной программы, которые имеют высокий уровень учебно-методического оснащения;

  • составление терминологического словаря;

  • выполнение работ проектного характера;

  • проведение самодиагностики и организация самонаблюдения;

  • аннотирование педагогической литературы и периодики;

  • самостоятельная подготовка по вопросам для самопроверки знаний.

Задания для самостоятельной работы по курсу «Инклюзивное образование» ориентированы на развитие умений:

  • работать с педагогической литературой теоретического характера,

  • анализировать и интерпретировать результаты педагогических исследований, обобщать педагогический опыт;

  • планировать и реализовывать мини-исследования;

  • использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации;

  • организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие всех субъектов образовательной среды;

  • применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

  • разрабатывать элементы педагогических проектов.

Задания для самостоятельной работы являются необходимым этапом подготовки к участию в семинаре. Поэтому формы контроля самостоятельной работы студента продиктованы особенностями организации семинарского занятия и предполагают включение приобретенных в процессе самостоятельной работы знаний и освоенных умений в непосредственную работу на семинаре –решение практических задач, разработка небольших по объему педагогических проектов, участие в дискуссиях, обсуждениях, составление схем и др.
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Темы занятий

Количество часов

Содержание

самостоятельной

работы

Формы

контроля

СРС

Всего

Аудит.

Сам.

Раб.

1

2

3

4

5

6

  1. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе

24

6

18

  • Подготовка к дискуссии «Возможности человека-инвалида в современном обществе»:

  • привести примеры;

  • познакомиться с правовыми документами;

  • составить перечень общественных организаций;

  • подготовить анонс источника информирования;

  • предложить меры по решению социальных и экономических проблем лиц с ОВЗ.

  • участие в дискуссии на семинарском занятии

  • аргументирование точек зрения

  • презентация анонсов на занятии

  1. Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

19

4

15

  • Заполнить терминологический словарь по проблемам инклюзивного образования.

  • Выделить позитивные и негативные стороны дифференцированного образования детей с ОВЗ.

  • На основе концепции СФГОС для детей с ОВЗ сравнить четыре варианта образовательных стандартов.

  • Составить аннотацию на статью по проблемам обучения детей с ОВЗ.




  • Терминологический диктант




  • Групповая работа


  • Проверка, обсуждение




  • Выступление на занятии

  1. Современное понимание инклюзии

28

6

22

  • Сравнить достоинства и недостатки дифференцированного и инклюзивного образования.

  • Выделить и обосновать перспективы развития инклюзивного образования в России.

  • Определить значение инклюзивного образования для всех участников образовательного процесса.

  • Выделить и обосновать принципы инклюзивного образования.

  • Познакомиться с опытом инклюзивного образования в разных регионах России.

  • Разработать функции различных социальных институтов в системе инклюзивного образования.



  • Участие в групповой работе.




  • Составление ПОПС-формулы на занятии




  • Участие в обсуждении.




  • Участие в дебатах.




  • Участие в обсуждении.




  • Участие в деловой игре

  1. Модели инклюзивного образования детей с ОВЗ

20

4

16

  • Сделать обзор нормативно-правовых актов, регламентирующих инклюзивное образование.

  • Разработать проекты реализации инклюзивного образования на разных ступенях образования:

  • Выделить и обосновать условия, которые необходимы для успешности интеграции ребенка с ОВЗ.




  • Проверка на занятии




  • Презентация проекта



  • Участие в групповой работе

  1. Образовательная среда для детей с ОВЗ

30

6

24

  • Составить проект образовательной среды для обучения детей с ОВЗ дошкольного (младшего школьного) возраста.

  • Подготовить презентацию технических средств обучения для разных категорий детей.

  • Подготовить обзор Интернет-ресурсов для образования лиц с ОВЗ.

  • Подготовить обзор средств существлонного образования детей с ОВЗ.

  • Реферат «Современная инклюзивная школа»



  • Презентация проекта




  • Демонстрация на занятии





  • Сообщение на занятии

  1. Особенности педагогического оценивания в условиях инклюзивного образования

20

4

16

  • Сформулировать условия качественного образования детей с ОВЗ.

  • Составить словарик оценочных фраз педагога.

  • Сформулировать требования к педагогической оценке в условиях инклюзивного образования.




  • Групповой SWOD-анализ

  • Решение педагогических ситуаций

  • Участие в групповой работе

  1. Педагог в системе инклюзивного образования

30

6

24

  • Составить портрет педагога инклюзивного образования

  • Составить альбом «Профессиональные ценности педагога инклюзивного образования»

  • Провести самодиагностику профессионально-личностных качеств.

  • Технологии совершенствования личностного и профессионального развития человека.




  • Участие в коллективной игре

  • Демонстрация альбома на занятии




  • Составление плана саморазвития




  • Участие в тренинге




Зачет

9




9

  • Подготовка к итоговой аттестации (зачет).

  • Зачет

Всего:

180

36

144








6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ
Содержание и виды текущего контроля определяются в соответствии с целью и задачами изучения дисциплины, с квалификационными требованиями к уровню освоения содержания дисциплины. Понимание основных понятий в области инклюзивного образования отслеживается в течение семестра в устной и письменной форме.

При изучении курса предусмотрены следующие виды теку­щего контроля:

  • письменные опросы студентов, позволяющие определить и оценить качество усвоения учебного материала предшествующего занятия;

  • проверочные работы с вопросами проблемного характера;

  • анализ и оценка качества сообщений и докладов, с которыми студенты выступают на каждом практическом занятии;

  • анализ и оценка аналитико-критических выступлений студентов;

  • оценка учебно-познавательной активности студентов при обсуждении педагогических проблем и решении практических заданий;

  • сравнительный анализ идей, позиций, концепций, предложенных в разных учебных пособиях, научных источниках, разными авторами;

  • анализ фактического материала на основе научных подходов и идей;

  • анализ результатов аннотирования и реферирования научных психолого-педагогиче­ских статей;

  • творческие задания, презентации.

Текущий контроль позволяет выявить не только качество знаний студентов, но и их способность применить эти знания к решению практических задач. Использование различных форм текущего контроля способствует:

  • пониманию самим студентом качества знаний по предмету, позволяет ему учесть свои сильные и слабые стороны при подготовке к итоговой аттестации;

  • планированию и организации самостоятельной работы;

  • сформированию навыков работы с научной и методической литературой;

  • объективно оценить знания и уровень учебной мотивации каждого студента.

Система контроля при реализации курса призвана обеспечивать выполнение следующих требований: объективность, систематичность, разнообразие форм контроля и оценивания, комплексный характер, индивидуальный подход, педагогический такт преподавателя.Преподаватель самостоятельно определяет содержание, формы и объем материала, выносимого на текущую аттестацию.
7. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРЕДМЕТУ
Итоговая оценка результатов освоения учебной программы по предмету осуществляется в форме дифференцированного зачета (дневное отделение) / экзамена (заочное отделение), где при выставлении итоговой отметки (по 5-балльной шкале) учитываются:

  • суммарные баллы, полученные по результатам письменных опросов;

  • суммарные баллы, полученные по результатам оценки учебно-познавательной активности студентов;

  • баллы, полученные студентом за выполнение самостоятельной работы;

  • суммарные баллы, полученные на экзамене за ответы на основные и дополнительные вопросы и решение практических задач.


Ответ студента на зачете/экзамене оценивается в соответствие с требованиями, согласно которым:

отметка «отлично» выставляется в случае, если:

  • содержание ответа свидетельствует об углубленных знаниях студента;

  • изложение материала логично, последовательно, с опорой на разнообразные источники;

  • определена позиция в раскрытии подходов к рассматриваемой проблеме;

  • ответ подкреплен примерами из педагогической практики.

  • отметка «хорошо» выставляется в случае, если:

  • содержание ответа свидетельствует о достаточных знаниях студента;

  • раскрыты различные подходы к рассматриваемой проблеме;

  • ответ дан с опорой на обязательную литературу и подкреплен примерами из педагогической практики;

отметка «удовлетворительно» выставляется в случае, если:

  • содержание ответа свидетельствует о недостаточных знаниях студента;

  • отсутствует собственная критическая оценка рассматриваемой проблемы или вопроса;

  • ответ дан с опорой на обязательную литературу и не подкреплен примерами из педагогической практики;

отметка «неудовлетворительно» выставляется в случае, если:

  • содержание ответа свидетельствует о слабых знаниях студента;

  • отсутствует собственная критическая оценка рассматриваемой проблемы или вопроса;

  • ответ дан без опоры на обязательную литературу и не подкреплен примерами из педагогической практики.


8. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ / ЭКЗАМЕНУ

  1. Отношение государства и общества к людям с ограниченными возможностями

  2. Международные правовые документы о защите прав людей с ОВЗ

  3. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

  4. Особые образовательные потребности, общие для разных категорий детей с нарушениями в развитии

  5. Современная система специальных образовательных услуг

  6. Дифференцированное, интегрированное и инклюзивное образование детей с ОВЗ

  7. Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья

  8. Интеграция как социально-педагогический феномен.

  9. Характеристика инклюзивного образования. Составляющие инклюзии.

  10. Инклюзивное образование как реализация прав детей с ОВЗ на образование.

  11. Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.

  12. Организационные и психолого-педагогические условия инклюзивного образования.

  13. Понятие «образовательная среда». Требования к образовательной среде в инклюзивном образовании.

  14. Оценка качества инклюзивного образования.

  15. Технические средства реабилитации. Специальные технические средства обучения.

  16. Социально-психологический аспект педагогического оценивания в условиях инклюзивного образования.

  17. Формы и методы формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности у детей с ОВЗ.

  18. Педагогическая оценка результатов обучения детей с ОВЗ в инклюзивном образовании.

  19. Психологическая и профессиональная готовность педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования.

  20. Педагогическая деятельность в пространстве инклюзивного образования.


9. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА
Благотворительность, волонтерское движение, гуманистический характер образования, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями, дифференцированное образование, инвалидность, инклюзивное образование, инклюзия, интеграция, интегрированное образование, качество образовательных услуг, концепция независимого образа жизни, милосердие, образовательная среда, педагогическая деятельность,

педагогическая оценка, профессиональные ценности педагога, психолого-педагогическое сопровождение, социальная адаптация, тьюторство, человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
10.1. Основная литература

  1. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов педвузов/- М.: АСТ; Астрель, 2008. — 222, с. — (Высшая школа).

  2. Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей о ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 175 с. ил. — (Коррекционная педагогика).

  3. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.


10.2. Дополнительная литература

  1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании, Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология». Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. М., 2001.

  2. Калягин В.А., Матасов Ю. Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. СПб., 2005.

  3. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.]. Под ред. Н.М.Назаровой. — 7-е изд., стер. - М. Издательский центр «Академия», 2007. —400 с.

  4. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Психологические основы : [учеб. пособие для вузов] / Л. И. Акатов. - Москва : Владос, 2004. - 363

  5. Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие для вузов по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы специальной педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2005. - 304 с.

  6. Основы специальной психологии: [учеб. пособие для студ., обучающихся по спец. 0318 — Специальное дошкольное образование, 0320 — Коррекционная педагогика] / [Л. В. Кузнецова и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2005.


10.3. Справочники

Петровский А.В. Психологический словарь. М., 1990.

Дефектология: словарь-справочник / авт.-сост. С. С. Степанов, под ред. Б. П. Пузанова. - Москва : Сфера, 2005. - 208 с
10.4. Периодика

Дефектология. Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии. Вопросы психологии. Специальная психология. Вопросы психологии.
10.5. Интернет-ресурсы:

Библиотека федерального портала «РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

http://www.edu.ru/

Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/

Российская педагогическая библиотека –

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php

Электронная библиотека учебников по психологии –

http://studentam.net/content/category/1/15/24/

Российский интернет-портал для инвалидов - http://www.disability.ru

Альманах Института Коррекционной педагогики - http://almanah.ikprao.ru/

Библиотека Института психотерапии и клинической психологии: раздел Дефектология http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=81

Коррекционная педагогика - http://kp.nspu.net/

Специальная психология - http://special.psypublica.ru/

Особое детство - http://www.osoboedetstvo.ru


1   2   3
написать администратору сайта