Главная страница
Навигация по странице:

Сластенин. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы лауреаты премии Правительства РФ в области образования



Скачать 3.94 Mb.
Название Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы лауреаты премии Правительства РФ в области образования
Анкор Сластенин.doc
Дата 08.05.2017
Размер 3.94 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Сластенин.doc
Тип Документы
#8959
страница 7 из 44
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   44
§ 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с

одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с

другой - конструируют предмет данной науки. В понятийном аппарате конкретной

науки можно выделить одно, центральное, понятие, которое обозначает всю

изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Остальные

понятия аппарата той или иной науки, в свою очередь, отражают дифференциацию

исходного, стрежневого, понятия.
Система понятий, представленная во взаимосвязи их друг с другом, есть не что

иное, как одно развитое понятие, выражающее сущность предмета данной науки. Для

педагогики роль такого стержневого понятия выполняет педагогический процесс.

Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются

педагогикой, а с другой - выражает сущность этих явлений. Анализ понятия

"педагогический процесс" поэтому выявляет существенные черты явлений образования

как педагогического процесса в отличии от других родственных ему явлений.
Прежде всего отметим, что поскольку образование как предмет педагогики - это

педагогический процесс, то словосочетания "образовательный процесс" и

"педагогический процесс" будут синонимичными. В своем первом приближении к

определению педагогический процесс - это движение от целей образования к его

результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Его сущностной

характеристикой поэтому является
целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их

автономность.
Рассмотрение педагогического процесса как целостности возможно с позиций

системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего систему -

педагогическую систему (Ю. К. Бабанский).
Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных

компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и

функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогический процесс, таким образом, представляет собой специально

организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое

взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств

обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач

образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и

самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В

педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия.

Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную

характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого

взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или

временный) педагога и воспитанников (воспитанника), следствием которого являются

взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние,

его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность

последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных

влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие "педагогическое

взаимодействие" поэтому шире, чем педагогическое воздействие, педагогическое

влияние и даже педагогическое отношение, которое является следствием самого

взаимодействия педагогов и воспитуемых (Ю. К. Бабанский).
Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре

как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших

компонента - педагогов и воспитанников, выступающих их наиболее активными

элементами. Активность участников педагогического взаимодействия позволяет

говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и

результаты.
Этот подход противоречит традиционному пониманию педагогического процесса как

специально организованного, целенаправленного, последовательного, планомерного и

всестороннего воздействия на школьника с целью формирования личности с заданными

качествами. Традиционный подход отождествляет педагогический процесс с

деятельностью педагога, педагогической деятельностью - особым видом социальной

(профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования:

передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и

опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению

определенных социальных ролей в обществе. Такой подход закрепляет субъект-

объектные отношения в педагогическом процессе.
Представляется, что он является следствием некритического, а потому и

механистического переноса в педагогику основного постулата теории управления:

если есть субъект управления, то должен быть и объект. В результате в педагогике

субъект - это педагог, а объектом, естественно, считается ребенок, школьник или

даже обучающийся под чьим-то руководством взрослый. Представление о

педагогическом процессе как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие

утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления. Но если

ученик - это объект, то не педагогического процесса, а лишь педагогических

воздействий, т.е. внешней, направленной на него деятельности. Признавая

воспитанника субъектом педагогического процесса, гуманистическая педагогика

утверждает тем самым приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре.
Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях,

которые связаны прежде всего с содержанием и технологией педагогического

взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического

процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-

технические и педагогические - формы, методы, приемы).
Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание

образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как

динамическую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой

педагогической системы (А.И.Мищенко).
Цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного

воспроизводства, как социальный заказ является де-терминантой (предпосылкой)

возникновения педагогических систем. В рамках же этих систем она становится

имманентной (внутренне присущей) характеристикой содержания образования. В нем

она педагогически интерпретируется в связи с учетом, например, возраста

воспитанников, уровня их личностного развития и развития коллектива и т.д. Она в

явном и неявном виде присутствует в средствах, а в педагоге и воспитанниках цель

образования функционирует на уровне ее осознания и проявления в деятельности.
Цель, отмечал П.К.Анохин, опосредуя реальную деятельность, не только

характеризует ее общий результат, но и как закон определяет способ и характер

действий человека. Субъекты педагогического процесса (педагоги и воспитанники)

являют собой единство цели и деятельности, "модус перехода от общества к

личности" и наоборот.
Таким образом, цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в

педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, а не

элемента педагогической системы, т.е. внешней по отношению к ней силы.

Педагогическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами)

функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются

обучение и воспитание, от педагогической инструментовки которых зависят те

внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так

и в ее субъектах - педагогах и воспитанниках.
Следует отметить, что соотношение понятий "образование" и "воспитание" является

предметом многих дискуссий. Однако споры, возникающие вокруг этого вопроса, по-

видимому, непродуктивны. Все дело в том, в каком контексте и смысле они

используются. Часто встречающееся в литературе употребление слов "образование" и

"воспитание" как обозначающих противоположные стороны педагогического процесса

не является корректным. Образование как целенаправленный процесс социализации в

любом случае включает в себя и воспитание. Однако направленность образования как

педагогического процесса зависит от способов (механизмов) ее осуществления, а

это уже прерогатива воспитания и обучения. Совокупность принципов, методов и

форм обучения и воспитания определяет, будет ли образование (педагогический

процесс) гуманистически или технократически направленным, демократическим или

авторитарным, осуществляющим гражданские или политические цели.
Следовательно, воспитание - это специально организованная деятельность педагогов

и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического

процесса. Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие

личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов

деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него

степенью регламентированности педагогического процесса нормативными

предписаниями как содержательного плана, так и организационно-технического.

Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт

(уровень) содержания образования. Оно также ограничено временными рамками

(учебный год, урок и т.п.), требует определенных технических и наглядных средств

обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники,

компьютеры и др.).
Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса

составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются

целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей

образования. Педагогическая технология - это последовательная,

взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или

иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом

процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и

конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания

образования в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей;

выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.
Именно педагогическая задача является элементарной единицей педагогического

процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется

педагогическое взаимодействие. Педагогическая деятельность в рамках любой

педагогической системы, в свою очередь, может быть представлена как

взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного

уровня сложности, в которое неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и

воспитанники. Педагогическая задача - это материализованная ситуация воспитания

и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием

педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, "моменты"

педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к

другой.
Воспитание и обучение обусловливают качественную характеристику образования -

результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей

образования. Результаты образования определяются степенью присвоения ценностей,

рождающихся в педагогическом процессе, которые так важны для экономического,

нравственного, интеллектуального состояния всех "потребителей" продукции

образовательной сферы - и государства, и общества, и каждого человека. В свою

очередь, результаты образования как педагогического процесса связаны со

стратегиями развития образования, ориентированными на перспективу.

§ 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе

рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего

существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали

неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих

взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как

науки, другие являются более поздними образованиями. В числе первых сложились

связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются

необходимым условием развития педагогической теории и практики.
Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так

как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий,

задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.
Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный

характер. С одной стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и

апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую

философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от

философии в педагогике.
Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению

к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью

философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам

осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. От

системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических,

неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются

исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска,

определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного

процесса.
Кроме того, методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том

числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих

принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического знания

подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией.

Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и

создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки

путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.
Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы

стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна

учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и

конкретном развитии. Это более трех столетий тому назад отмечал основатель

педагогики Я.А. Коменский. Он писал, что даже столяр, чтобы изготовить стол,

должен знать и учитывать породу дерева, его свойства, способы обработки. Неужели

же человек настолько проще, чем дерево, что некоторые учителя считают возможным

"формовать" его, не зная ни природы, ни свойств его души, ни способов

воздействия на нее.
Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и

возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития

личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими

законами, свойствами, потребностями, возможностями выдвигали все выдающиеся

педагоги.
Первоначально отношение между педагогикой и психологией представлялось многим

очень простым. Если психология раскрывает "механизмы души", то из нее можно

напрямую вывести, как следует формировать душу ребенка в соответствии с целью

образования. Это объясняется тем, что педагогика до тех пор, пока не накопила в

достаточной степени собственного научного содержания, использовала в качестве

теоретического обоснования педагогической практики психологию. Более того, самые

выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь были философами и психологами.
В этой связи при анализе связей педагогики с психологией важно различать

психологизм как методологическую позицию и психологию как науку, которая была и

остается важнейшим источником научного обоснования образовательного процесса.

Психологизм проявляется в том, что психология объявляется единственным научным

основанием, направляющим педагогическую практику. Однако, как отмечает

В.В.Давыдов, психология хотя и должна учитываться, но она "не диктатор",

поскольку жизнь педагогов и детей обусловлена социально-педагогическими

условиями, определяющими и психологические закономерности развития личности. Эти

закономерности носят конкретно-исторический характер, и потому при изменении

социально-педагогических условий меняются и закономерности развития личности.
Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией,

общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно

связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология

(анатомия и физиология человека), антропология и медицина.
Образование как целенаправленно регулируемый процесс социализации не означает

игнорирования того, что человек, его развитие зависят от действия природных

факторов. Их влияние оказывается менее заметным потому, что оно опосредовано

социальными механизмами регуляции. Проблема соотношения природных и социальных

факторов развития человека - одна из центральных для педагогики. Она является и

важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.
Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и

социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который

накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека

в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в

его многомерности и многоликости.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как

специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является

образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.

Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых

достигается терапевтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности,

которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или

снижающие их тяжесть.
Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в

системе его социальных связей и отношений. Потому неслучайно стали

устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой,

психологией, социологией, экономикой, политологией и другими социальными

науками.
Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны.

Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития

образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается

экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь

этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования,

предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере

образования.
Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и

первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных

тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей

социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика

всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов,

воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить

условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического

сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического

мировоззрения.
Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей

педагогики - пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет

собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:
общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;
возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, -

изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;
коррекционная педагогика - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и

слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих),

олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с

задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с

нарушениями речи);
частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих

закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;
история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и

практики образования в различные эпохи;
отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы,

производственная и т.п.).
Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы

заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная

педагогика, социальная педагогика и др.


Вопросы и задания

1. В чем отличие научного педагогического знания от житейского?

2. Обоснуйте опыт и предмет педагогики.


3. Каковы функции педагогики?

4. Дайте характеристику образования как социального феномена.

5. Раскройте сущность образования как педагогического процесса.

6. Дайте определения понятий: педагогический процесс, педагогическая система,

педагогическое взаимодействие, воспитание, обучение, педагогическая технология,

педагогическая деятельность, педагогическая задача.

7. Назовите основные формы связи педагогики с другими науками и проиллюстрируйте

их примерами.


8. Какова структура современной педагогической науки?


Литература для самостоятельной работы
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. Гессен С. И.

Основы педагогики: Введение в прикладную философию. - М., 1995.

Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992.

Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990.

Лихачев Б. Т. Педагогика: Учеб. пособие. - М., 1992.

Саймон Б. Общество и образование. - М., 1989.

Стоунс Р. Психопедагогика. - М., 1985.

Щедровицкий Г. П. и др. Педагогика и логика. - М., 1993.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   44
написать администратору сайта