Навигация по странице:
|
Сластенин. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы лауреаты премии Правительства РФ в области образования
§ 4. Организация педагогического исследования
Технологический уровень методологии педагогики составляют методика и техника
исследования. Он обусловлен всеми предыдущими уровнями, поскольку от них зависит
организация педагогического исследования и его методика.
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной
деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях
образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.
Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления (В. М.
Полонский).
Педагогические исследования по их направленности можно разделить на
фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования своим
результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и
практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических
систем на прогностической основе. Прикладные исследования - это работы,
направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса,
вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки
направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций,
учитывающих уже известные теоретические положения.
Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых
методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет
исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными
критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности,
новизны, теоретической и практической значимости.
Программа исследования, как правило, имеет два раздела - методологический и
процедурный. Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку
проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования,
формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный
системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором
разделе раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные
процедуры сбора и анализа первичных данных.
Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и
решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и
воспитания. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время
вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, указывают на
важнейшие противоречия, которые имеют место в практике. Критерий актуальности
динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических
обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения
между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения
той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в
настоящее время.
Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является
социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы,
требующие безотлагательного решения. Но только его недостаточно, необходим
логический переход от социального заказа к обоснованию конкретной темы,
объяснение, почему для исследования взята эта задача, а не какая-то другая.
Обычно это анализ степени разработанности вопроса в науке.
Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической практики, то сама
научная проблема находится в другой плоскости. Она выражает основное
противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Постановка научной
проблемы - творческий акт, требующий особого видения, специальных знаний, опыта
и научной квалификации. Исследовательская проблема выступает как состояние
"знания о незнании", т.е. выражение потребности в изучении какой-то области
социальной жизни, с тем чтобы активно влиять на разрешение тех противоречий,
природа и особенность которых еще не вполне ясны и потому не поддаются
планомерному регулированию. Решение проблемы обычно и составляет цель
исследования. Цель - переформулированная проблема.
Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Им может быть
педагогический процесс, или область педагогической действительности, или какое-
либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами,
объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и
порождает проблемную ситуацию. Объект - это то, на что направлен процесс
познания. Предмет исследования - часть, сторона объекта. Это те наиболее
значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны,
особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются
исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы.
Последняя представляет собой совокупность теоретически обоснованных
предположений, истинность которых подлежит проверке.
Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенных исследований.
Он характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности
образования, его структуру и механизмы, содержание, принципы и технологии,
которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в
педагогической литературе.
Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение.
Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении
гипотезы, закономерности, метода, модели, подхода, понятия, принципа, выявлении
проблемы, тенденции, направления, разработке системы. Практическая значимость
исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.п.
Критерии новизны, теоретической и практической значимости меняются в зависимости
от типа исследования, они зависят также от времени получения нового знания.
Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов:
эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или
теоретического), прогностического.
На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте
исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной
практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления,
формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа
является гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений,
правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной
концепции исследования.
Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими
представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность.
Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к
теоретическому (или экспериментально-теоретическому).
Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и
гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в
системных представлениях о нем.
Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует
разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте
исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть
его развитие в новых условиях.
§ 5. Система методов и методика педагогического исследования
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики
исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических
методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью
исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является
образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне
изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
Методы педагогического исследования в отличие от методологии - это сами способы
изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью
установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их
многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического
опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические
методы.
Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально
складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как
передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их
трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса,
назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагогического опыта
применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование,
изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической
документации.
Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в
процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При
этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по
заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Этапы наблюдения:
определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);
выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее
обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);
выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той
группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение - "со стороны";
открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с
тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности
(установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование. Беседа - самостоятельный или
дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой
информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих
выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.
Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из
социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных
вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы
записываются открыто.
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому
адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют
опросом "лицом к лицу", анкетирование - заочным опросом.
Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от
содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это
перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:
определение характера информации, которую необходимо получить;
составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;
составление первого плана вопросника;
предварительная его проверка путем пробного исследования;
исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных,
графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей,
тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые
сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом
уровне умений и навыков в той или иной области.
Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных
журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает
исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально
сложившуюся практику организации образовательного процесса.
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент - специально
организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его
педагогической эффективности. Педагогический эксперимент - исследовательская
деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических
явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и
условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое
явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и
взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогических явлений и
процессов.
Выделяют следующие этапы эксперимента:
теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета
исследования, его задач и гипотез);
методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов
обработки полученных результатов);
собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных
ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных
фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного
процесса) и лабораторный - создание искусственных условий для проверки,
например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются
от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть
длительным или кратковременным.
Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только
реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда
проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов,
форм и содержания образования) развития личности школьника или детского
коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных
групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо
превосходно владеть техникой его проведения, нужны особая деликатность, такт,
щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с
испытуемым.
Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических
явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые
подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа
методов теоретического исследования.
Теоретический анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков,
особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты,
группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем
общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает
проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.
Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных
эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от
частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному
выводу.
Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез
и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением
литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в
частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических
работ и документов; периодической педагогической печати; художественной
литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы,
учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.
Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже
достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а
какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование
таких методов, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для
работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование - сжатое переложение
основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;
конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет
выделение главных идей и положений работы; аннотирование - краткая запись общего
содержания книги или статьи; цитирование - дословная запись выражений,
фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами
опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных
зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты
эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических
обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в
педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.
Регистрация - метод выявления наличия определенного качества у каждого члена
группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или
отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных).
Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в
определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-
либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из
исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых
одноклассников).
Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон
педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на
которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о
занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из
оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем
не занимаюсь.
Сравнение полученных результатов с нормой (при заданных показателях)
предполагает определение отклонения от нее и соотнесение результатов с
допустимыми интервалами. Например, нормальной самооценкой личности являются
значения коэффициента от 0,3 до 0,5. Если он меньше 0,3, то самооценка занижена,
если больше 0,5 - завышена).
Статистические методы применяются при обработке массового материала -
определении средних величин полученных показателей: среднего арифметического
(например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и
экспериментальной групп); медианы - показателя середины ряда (например, при
наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в
списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); подсчет степени
рассеивания около этих величин - дисперсии, т.е. среднего квадратического
отклонения, коэффициента вариации и др.
Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются
справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют
показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.
Как уже отмечалось, нужно различать теоретическое педагогическое исследование,
проводимое со специальной научной целью, и прикладное (научно-практическое),
которое не только может, но и должен уметь проводить творчески работающий
педагог-практик. Такое исследование предполагает ряд стадий: подготовительная,
практическое решение проблемы, количественная обработка полученных данных, их
интерпретация, формулирование выводов и предложений.
На подготовительном этапе анализируется практическая деятельность с целью
определения наиболее актуальной педагогической проблемы, решение которой
приведет к ощутимым положительным результатам в развитии, обучении и воспитании
учащихся. Далее осуществляется сбор предварительных материалов (анамнез) для
конкретизации возможных причин возникновения избранной педагогической проблемы
(наблюдение, устные и письменные опросы, сбор, анализ и обобщение статистических
материалов и другие методы). Это завершается разработкой гипотезы, т.е.
предположения о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы. И
наконец, составляется методика исследования, отбираются необходимые методы,
технические средства, определяются условия их применения и способы обобщения
полученных данных. Практическое решение проблемы связано с реализацией методики
исследования в виде серий наблюдений, опросов, экспериментов.
Количественная обработка полученных данных осуществляется с помощью
математических методов исследования [1]. Интерпретация полученных данных
проводится на основе педагогической теории с целью определения достоверности или
ошибочности гипотезы. Это позволяет сформулировать выводы и предложения. Объем и
продолжительность научно-практического исследования определяются характером
проблемы. Конечным и основным этапом научно-практического исследования является
внедрение его результатов в образовательный процесс.
1 См.: Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в
педагогических исследованиях. - М., 1977.
Новые педагогические знания распространяются через устные выступления
исследователей на конференциях, через публикации научных статей, брошюр, книг,
методических рекомендаций и программно-методических документов, через учебники и
учебные пособия по педагогике.
В педагогической науке еще много невыявленных связей и зависимостей, где есть
возможность приложить силы молодым исследователям. В. А. Сухомлинский писал, что
педагогика "...станет точной наукой, подлинной наукой лишь тогда, когда
исследует и объяснит тончайшие, сложнейшие зависимости и взаимообусловленности
педагогических явлений" [2].
2 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - С. 214.
Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество
ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических
исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и
опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные
педагогические находки и открытия.
Вопросы и задания
1. В чем сущность методологии педагогики?
2. В чем проявляется методологическая культура педагога?
3. Назовите уровни методологического знания и покажите их специфику в
педагогике.
4. Дайте характеристику основных современных учений, выступающих в качестве
философского уровня методологии педагогики.
5. Раскройте сущность системного подхода как общенаучной методологии педагогики.
6. Назовите конкретно-методологические принципы педагогических исследований и
проиллюстрируйте их конкретными примерами.
7. Какова логика организации исследования в педагогике? Дайте характеристику его
этапов.
8. Раскройте содержание программы педагогического исследования.
9. В чем суть методики педагогического исследования?
10. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте на примерах методы педагогического
исследования.
Литература для самостоятельной работы
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -
М., 1982.
Блауберг И. В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973.
Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в
педагогических исследованиях. - М., 1977.
Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. - М.,
1982.
Ильин В. В., Калинкин А. Г. Природа науки. - М., 1985.
Краевский В. В. Методология педагогического исследования. - Самара, 1994.
Садовский В. Я. Обоснование обшей теории систем. - М., 1974.
|
|
|