Главная страница
Навигация по странице:

Сластенин. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы лауреаты премии Правительства РФ в области образования



Скачать 3.94 Mb.
Название Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы лауреаты премии Правительства РФ в области образования
Анкор Сластенин.doc
Дата 08.05.2017
Размер 3.94 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Сластенин.doc
Тип Документы
#8959
страница 10 из 44
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   44
ГЛАВА 7

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
§ 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики
Сравнение успехов в образовании в различных странах показывает, что они есть

следствие развития философии образования в этих странах, а также степени ее

"врастания" в педагогическую теорию и практику. Обращение к педагогическим

трудам европейских ученых (XVIII -XIX вв.) также демонстрирует, что передовые

достижения образовательной практики связаны с уровнем развития философии в целом

и философии образования в частности. Современная европейская школа и образование

в своих основных чертах сложились под влиянием философско-педагогических идей,

которые были сформулированы Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Ф.Фребелем, И. Г.

Гербартом, Ф.А.Дистервегом, Дж.Дьюи и другими классиками педагогики. Их идеи

легли в основу классической модели образования, которая в течение XIX-XX вв.

эволюционировала и развивалась, оставаясь, тем не менее, неизменной в своих

основных характеристиках: целях и содержании образования, формах и методах

обучения, способах организации педагогического процесса и школьной жизни.
Отечественная педагогика первой половины XX в. имела в своем основании ряд идей,

которые в настоящее время утратили свое значение, почему и подверглись острой

критике. Среди этих идей оказалась трактовка идеала образованности. Образованный

- значит знающий и умеющий использовать знания. Знаниевая парадигма свела

содержание образования к знаниям основ наук, а представление о научении и

развитии - к процессу и результату усвоения знаний в обучении. В основу способов

построения учебных предметов была положена идея последовательного накопления

знаний. Среди форм обучения приоритет приобрела классно-урочная система

преподавания.
Именно на эти педагогические идеи, их обоснование и реализацию старательно

работали человековедческие дисциплины - от физиологии высшей нервной

деятельности до педагогической психологии, прибавившей к ним ведущие

психологические концепции: зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский), интерио-

ризации, или усвоения (С.Л.Рубинштейн), социальной ситуации развития (Л. И.

Божович), поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин),

формирования психики в обучении (В.В.Давыдов).
Начиная с 1960-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога,

сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки

зрения, уважения личности, ее прав, обусловленности жизни со стороны высших

трансцендентальных начал, которые не были транслированы педагогикой в

образовательную практику. В этой связи стало очевидным, что классическая модель

образования перестала отвечать требованиям, предъявляемым обществом и

современным производством. Возникла потребность в философско-педагогических

идеях, которые могут стать методологией новой педагогики и интеллектуальной

реконструкции традиционного образовательного процесса.
Развитие философии образования выступает как условие теоретического осмысления

альтернативной традиционному пониманию педагогической практики. Система

сложившихся в педагогической науке представлений и понятий, основанная на

философских идеях классического образования, не пригодна для описания

современных педагогических инноваций. Их теоретическое осмысление предполагает

иные мировоззренческо-философские понятия об образовании. Этим объясняется и тот

факт, что попытки реформирования школы в последнем десятилетии оказались

малопродуктивными (Э.Д.Днепров).
Успехи в сфере образования в значительной мере обеспечиваются синтезом научных

знаний в области человековедения, интеграция которых в педагогике осуществляется

именно через философию образования. Сегодня можно говорить о том, что время

глобальных философских систем (например, марксизм, персонализм, неотомизм и

др.), претендующих на единственную истину и нормативное руководство, стало лишь

достоянием истории. Современные философские учения признают свою обусловленность

определенной культурой, традициями и допускают включение в диалоговый режим иных

философских взглядов на мир, иных культур, при взаимодействии которых становятся

видимыми и понятными особенности каждой отдельно взятой культуры.
Ведущая тенденция современной педагогической науки - ее обращение к своим

мировоззренческим основаниям, "возвращение" к личности. Эта же тенденция

характеризует и современную педагогическую практику. Переориентация педагогики и

практики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции,

которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась

наукой, является важнейшей задачей, поставленной самой жизнью. Ее решение

требует, в первую очередь, разработки гуманистической философии образования,

выступающей в качестве методологии педагогики.
Исходя из этого, методологию педагогики следует рассматривать как совокупность

теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании

действительности, отражающих гуманистическую сущность философии образования.

Преждевременным было бы утверждать, что такая методология педагогики сегодня уже

разработана.
Человек постоянно находится в ситуации мировоззренческой (политической,

нравственной, эстетической и др.) оценки происходящих событий, постановки задач,

поиска и принятия решений и их реализации. При этом его отношение к окружающему

миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя различными, хотя и

взаимообусловленными, подходами - практическим и абстрактно-теоретическим

(познавательным). Первый вызван приспособлением человека к быстро изменяющимся

во времени и пространстве явлениям, а второй преследует цель познания

закономерностей действительности.
Однако, как известно, научное познание, в том числе и педагогическое,

осуществляется не только из любви к истине, но и с целью полного удовлетворения

социальных потребностей. В этой связи содержание оценочно-целевого и

действенного аспектов жизнедеятельности человека определяется направленностью

активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание

материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества. Роль

механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет

аксиологический [1], или ценностный, подход, выступающий своеобразным "мостом"

между теорией и практикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с

точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а

с другой - решать задачи гуманизации общества.
1 Аксиология (от греч. axia - ценность и logos - учение) - философское учение о

природе ценностей и структуре ценностного мира.

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических

принципов, к которым относятся:
равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы

ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;
равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и

использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и

будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;
экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо

демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо

мессианства и индифферентности.
Согласно этой методологии, одной из первостепенных задач является выявление

гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к

человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Это ведет к рассмотрению

ценностных аспектов философско-педагогического познания, его "человеческого

измерения", принципов, а через них и гуманистической, человеческой сущности

культуры в целом. Именно гуманистическая ориентация философии образования

создает прочную основу будущего человечества. Образование как компонент культуры

в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством

развития гуманистической сущности человека.

§ 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация
Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической

деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями.

Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее

гуманистический смысл. В самом деле, педагогические ценности - это те ее

особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но

и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной

на достижение гуманистических целей.
Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в

жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических

отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и

образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как

желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие,

разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения,

идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие

педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система,

которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным

мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие

ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и

фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде

специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями

происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой

совершается их субъективация. Именно уровень субъек-тивации педагогических

ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.
С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и

личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики

прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на

объяснительно-иллюстративные и позже - на проблемно-развивающие. Усиление

демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов

обучения. Субъективное же восприятие и присвоение педагогических ценностей

определяется богатством личности учителя, направленностью его профессиональной

деятельности, отражая показатели его личностного роста.
Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и

упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе

педагогического знания. Однако их классификация, как и проблема ценностей в

целом, до настоящего времени в педагогике не разработана. Правда, имеются

попытки определить совокупность общих и профессионально-педагогических

ценностей. Среди последних выделяют такие, как содержание педагогической

деятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности; общественная

значимость педагогического труда и его гуманистическая сущность и др.
Однако, как уже отмечалось в четвертой главе, педагогические ценности

различаются по уровню своего существования, который может стать основой их

классификации. По этому основанию выделяются личностные, групповые и социальные

педагогические ценности [1].
Аксиологическое Я как система ценностных ориентаций содержит не только

когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего

ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и

профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной

системы педагогических ценностей. Эта система включает:
• ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и

профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность

педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и

др.);
• ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг

(общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и

привязанности, обмен духовными ценностями и др.);
• ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности

(возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к

мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и

др.);
• ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный

характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической

профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);
• ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности

(возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и

длительность отпуска, служебный рост и др.).
Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности

самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному

содержанию. Самодостаточные ценности - это ценности-цели, включающие творческий

характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность

перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям.

Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся.

Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в

системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной

смысл деятельности учителя.
Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог

выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие

себя и других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную

образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые,

субъективируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и

влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они

формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими

технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.
Ценности-средства - это три взаимосвязанные подсистемы: собственно

педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных

и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания);

коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно- и профессионально-

ориентированные задачи (технологии общения); действия, отражающие субъектную

сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все

три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства

подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и

ценности-знания.
Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение

педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к

профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости

от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его

профессиональные и личностные потребности. Ценностное отношение к педагогической

деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается

гуманистической направленностью. В ценностных отношениях в равной мере значимыми

являются и самоотношения, т.е. отношения педагога к себе как к профессионалу и

личности.
В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-

качества, так как именно в них проявляются или бытийствуют сущностные личностно-

профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и

взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-

деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня

развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных

(творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных.
Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень

осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена

еще одна подсистема - подсистема ценностей-знаний. В нее входят не только

психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения

осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели

педагогической деятельности.
Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает

условия для творчества, альтернативности в организации образовательного

процесса, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, отслеживать

наиболее значимую и решать педагогические задачи на уровне современной теории и

технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.
Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга,

образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический характер. Он проявляется

в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения

зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т.е. они функционируют

как единое целое. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и

целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы

поведения и педагогические действия.
Педагогические ценности имеют гуманистическую природу и сущность, поскольку

смысл и назначение педагогической профессии определяются гуманистическими

принципами и идеалами.
Гуманистические параметры педагогической деятельности, выступая его "вечными"

ориентирами, позволяют фиксировать уровень расхождения между сущим и должным,

действительностью и идеалом, стимулируют к творческому преодолению этих

разрывов, вызывают стремление к самосовершенствованию и обусловливают

смысложизненное самоопределение педагога. Его ценностные ориентации находят свое

обобщенное выражение в мотивационно-ценностном отношении к педагогической

деятельности, которое является показателем гуманистической направленности

личности.
Такое отношение характеризуется единством объективного и субъективного, в

котором объективное положение педагога является основой его избирательной

направленности на педагогические ценности, стимулирующие общее и

профессиональное саморазвитие личности и выступающие фактором его

профессиональной и социальной активности. Социальное и профессиональное

поведение педагога, следовательно, зависит от того, как он конкретизирует

ценности педагогической деятельности, какое место отводит им в своей жизни.

§ 3. Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не

вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в

большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается

существующими в том или ином государстве системами образования, которые

отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая

обусловленность исходных концептуальных позиций.
Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учетом

аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко

утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях

человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть

преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое

распространение получили представления о том, что в образовательном процессе

реализуются прежде всего социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы

человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от

принадлежности к тому или иному социальному слою.
Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов

образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической

направленности, т.е. стремлением офаничивать содержание общеобразовательной

подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности

человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком

типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут

востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа

аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и

способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.
Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали

создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного

человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного

развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах

социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать

собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и

предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее

с ним.
Резюмируя сказанное, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции

образования:
• развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку

преодолевать жизненные препятствия;
• формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к

социальной и природной сфере;
• обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для

осуществления самореализации;
• овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной

свободы, личной автономии и счастья;
• создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и

раскрытия его духовных потенций.
Культурно-гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что оно

выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только

адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится

способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать

собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.
Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-

гуманистических функций образования, является его общая направленность на

гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача

каждого человека. В субъективном плане эта задача выступает как внутренняя

необходимость развития сущностных (физических и духовных) сил человека. Данная

мысль напрямую связана с прогнозированием целей образования, которое не может

быть сведено к перечислению достоинств человека. Истинный прогностический идеал

личности - это не произвольная умозрительная конструкция в порядке добрых

пожеланий. Сила идеала состоит в том, что в нем отражаются конкретные

потребности социального развития, требующие сегодня развития гармоничной

личности, ее интеллектуально-нравственной свободы, стремления к творческому

саморазвитию.
Постановка цели образования в такой формулировке не исключает, а, напротив,

предполагает конкретизацию педагогических целей в зависимости от уровня

образования. Каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в

решение гуманистической цели образования. Для гуманистически ориентированного

образования характерно диалектическое единство общественного и личного. Вот

почему в его целях должны быть представлены, с одной стороны, требования,

предъявляемые к личности обществом, а с другой - условия, обеспечивающие

удовлетворение потребностей личности в саморазвитии.
Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств - содержания и

технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно

включать в себя не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере

в содержание образования входят гуманитарные личностно-разви-вающие знания и

умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и

человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его

поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Таким образом, отбор содержания образования обусловлен необходимостью развития

базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и

культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую

культуру; культуру межнационального и межличностного общения. Без системы знаний

и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции

современного цивилизационного процесса. Реализация такого подхода, который может

быть назван культурологическим, является, с одной стороны, условием сохранения и

развития культуры, а с другой - создает благоприятные возможности для

творческого овладения той или иной областью знаний.
Известно, что всякий конкретный вид творчества - это проявление

актуализирующейся (творящей самое себя) личности не только в науке, искусстве,

общественной жизни, но и в становлении личностной позиции, определяющей присущую

именно этому человеку линию нравственного поведения. Трансляция безличных, чисто

объективных знаний или способов деятельности приводит к тому, что учащийся не

может проявлять себя в соответствующих областях культуры и не развивается как

творческая личность. Если же он, осваивая культуру, делает открытие в самом

себе, при этом переживает пробуждение новых умственных и душевных сил, то

соответствующая область культуры становится "его миром", пространством возможной

самореализации, а овладение ею получает такую мотивацию, которую традиционное

содержание образования обеспечить не может.
Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему

разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли

бы преодолеть безличности ость образования, его отчуждение от реальной жизни

догматизмом и консерватизмом. Для разработки таких технологий частичного

обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная

специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в

передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и

навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-

нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и

учащихся.
Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей

и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга.

Такая технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее

достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связана и с

созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и

педагога с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В

гуманистической технологии образования преодолевается его безвозрастность,

учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и

культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец,

гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное

и личностное начала.
Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом,

обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически

организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится

личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого

процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого

развития выступают показателями гуманизации общества и личности. Однако процесс

перехода от традиционного типа образования к гуманистическому происходит

неоднозначно. Существует противоречие между фундаментальными гуманистическими

идеями и степенью их реализации в связи с отсутствием достаточно подготовленного

педагогического корпуса. Выявленная антиномия гуманистической природы

образования и доминирования технократического подхода в педагогической теории и

практике показывает необходимость построения современной педагогики на идеях

гуманизма.

Вопросы и задания

1. Каковы причины разработки новой методологии педагогики?


2. В чем суть гуманистической философии образования?

3. Какова специфика применения аксиологического подхода в изучении


педагогических явлений?

4. Назовите аксиологические принципы и покажите их применение в педагогике.

5. Дайте определение педагогических ценностей.

6. Подготовьте схему "Классификация педагогических ценностей" и дайте их

характеристику.


7. Почему образование - это общечеловеческая ценность?

Литература для самостоятельной работы
Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992.

Исаев И. Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация учителя:

Культурологический подход. - Белгород; М., 1999.

Колесников Л. Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. -

М., 1991.

Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. -

Ростов-на-Дону, 1994.

Лихачев Б. Т. Введение в теорию воспитательных ценностей. - Самара, 1998.

Шварцман К.А. Философия и воспитание. - М., 1989. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея

гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов-на-

Дону, 1995.

Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. - М., 1993.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   44
написать администратору сайта