Навигация по странице:
|
Сластенин. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы лауреаты премии Правительства РФ в области образования
ГЛАВА 7
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
§ 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики
Сравнение успехов в образовании в различных странах показывает, что они есть
следствие развития философии образования в этих странах, а также степени ее
"врастания" в педагогическую теорию и практику. Обращение к педагогическим
трудам европейских ученых (XVIII -XIX вв.) также демонстрирует, что передовые
достижения образовательной практики связаны с уровнем развития философии в целом
и философии образования в частности. Современная европейская школа и образование
в своих основных чертах сложились под влиянием философско-педагогических идей,
которые были сформулированы Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Ф.Фребелем, И. Г.
Гербартом, Ф.А.Дистервегом, Дж.Дьюи и другими классиками педагогики. Их идеи
легли в основу классической модели образования, которая в течение XIX-XX вв.
эволюционировала и развивалась, оставаясь, тем не менее, неизменной в своих
основных характеристиках: целях и содержании образования, формах и методах
обучения, способах организации педагогического процесса и школьной жизни.
Отечественная педагогика первой половины XX в. имела в своем основании ряд идей,
которые в настоящее время утратили свое значение, почему и подверглись острой
критике. Среди этих идей оказалась трактовка идеала образованности. Образованный
- значит знающий и умеющий использовать знания. Знаниевая парадигма свела
содержание образования к знаниям основ наук, а представление о научении и
развитии - к процессу и результату усвоения знаний в обучении. В основу способов
построения учебных предметов была положена идея последовательного накопления
знаний. Среди форм обучения приоритет приобрела классно-урочная система
преподавания.
Именно на эти педагогические идеи, их обоснование и реализацию старательно
работали человековедческие дисциплины - от физиологии высшей нервной
деятельности до педагогической психологии, прибавившей к ним ведущие
психологические концепции: зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский), интерио-
ризации, или усвоения (С.Л.Рубинштейн), социальной ситуации развития (Л. И.
Божович), поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин),
формирования психики в обучении (В.В.Давыдов).
Начиная с 1960-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога,
сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки
зрения, уважения личности, ее прав, обусловленности жизни со стороны высших
трансцендентальных начал, которые не были транслированы педагогикой в
образовательную практику. В этой связи стало очевидным, что классическая модель
образования перестала отвечать требованиям, предъявляемым обществом и
современным производством. Возникла потребность в философско-педагогических
идеях, которые могут стать методологией новой педагогики и интеллектуальной
реконструкции традиционного образовательного процесса.
Развитие философии образования выступает как условие теоретического осмысления
альтернативной традиционному пониманию педагогической практики. Система
сложившихся в педагогической науке представлений и понятий, основанная на
философских идеях классического образования, не пригодна для описания
современных педагогических инноваций. Их теоретическое осмысление предполагает
иные мировоззренческо-философские понятия об образовании. Этим объясняется и тот
факт, что попытки реформирования школы в последнем десятилетии оказались
малопродуктивными (Э.Д.Днепров).
Успехи в сфере образования в значительной мере обеспечиваются синтезом научных
знаний в области человековедения, интеграция которых в педагогике осуществляется
именно через философию образования. Сегодня можно говорить о том, что время
глобальных философских систем (например, марксизм, персонализм, неотомизм и
др.), претендующих на единственную истину и нормативное руководство, стало лишь
достоянием истории. Современные философские учения признают свою обусловленность
определенной культурой, традициями и допускают включение в диалоговый режим иных
философских взглядов на мир, иных культур, при взаимодействии которых становятся
видимыми и понятными особенности каждой отдельно взятой культуры.
Ведущая тенденция современной педагогической науки - ее обращение к своим
мировоззренческим основаниям, "возвращение" к личности. Эта же тенденция
характеризует и современную педагогическую практику. Переориентация педагогики и
практики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции,
которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась
наукой, является важнейшей задачей, поставленной самой жизнью. Ее решение
требует, в первую очередь, разработки гуманистической философии образования,
выступающей в качестве методологии педагогики.
Исходя из этого, методологию педагогики следует рассматривать как совокупность
теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании
действительности, отражающих гуманистическую сущность философии образования.
Преждевременным было бы утверждать, что такая методология педагогики сегодня уже
разработана.
Человек постоянно находится в ситуации мировоззренческой (политической,
нравственной, эстетической и др.) оценки происходящих событий, постановки задач,
поиска и принятия решений и их реализации. При этом его отношение к окружающему
миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя различными, хотя и
взаимообусловленными, подходами - практическим и абстрактно-теоретическим
(познавательным). Первый вызван приспособлением человека к быстро изменяющимся
во времени и пространстве явлениям, а второй преследует цель познания
закономерностей действительности.
Однако, как известно, научное познание, в том числе и педагогическое,
осуществляется не только из любви к истине, но и с целью полного удовлетворения
социальных потребностей. В этой связи содержание оценочно-целевого и
действенного аспектов жизнедеятельности человека определяется направленностью
активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание
материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества. Роль
механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет
аксиологический [1], или ценностный, подход, выступающий своеобразным "мостом"
между теорией и практикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с
точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а
с другой - решать задачи гуманизации общества.
1 Аксиология (от греч. axia - ценность и logos - учение) - философское учение о
природе ценностей и структуре ценностного мира.
Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических
принципов, к которым относятся:
равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы
ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;
равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и
использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и
будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;
экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо
демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо
мессианства и индифферентности.
Согласно этой методологии, одной из первостепенных задач является выявление
гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к
человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Это ведет к рассмотрению
ценностных аспектов философско-педагогического познания, его "человеческого
измерения", принципов, а через них и гуманистической, человеческой сущности
культуры в целом. Именно гуманистическая ориентация философии образования
создает прочную основу будущего человечества. Образование как компонент культуры
в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством
развития гуманистической сущности человека.
§ 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация
Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической
деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями.
Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее
гуманистический смысл. В самом деле, педагогические ценности - это те ее
особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но
и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной
на достижение гуманистических целей.
Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в
жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических
отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и
образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как
желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие,
разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения,
идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие
педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система,
которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным
мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие
ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и
фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде
специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями
происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой
совершается их субъективация. Именно уровень субъек-тивации педагогических
ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.
С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и
личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики
прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на
объяснительно-иллюстративные и позже - на проблемно-развивающие. Усиление
демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов
обучения. Субъективное же восприятие и присвоение педагогических ценностей
определяется богатством личности учителя, направленностью его профессиональной
деятельности, отражая показатели его личностного роста.
Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и
упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе
педагогического знания. Однако их классификация, как и проблема ценностей в
целом, до настоящего времени в педагогике не разработана. Правда, имеются
попытки определить совокупность общих и профессионально-педагогических
ценностей. Среди последних выделяют такие, как содержание педагогической
деятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности; общественная
значимость педагогического труда и его гуманистическая сущность и др.
Однако, как уже отмечалось в четвертой главе, педагогические ценности
различаются по уровню своего существования, который может стать основой их
классификации. По этому основанию выделяются личностные, групповые и социальные
педагогические ценности [1].
Аксиологическое Я как система ценностных ориентаций содержит не только
когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего
ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и
профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной
системы педагогических ценностей. Эта система включает:
• ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и
профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность
педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и
др.);
• ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг
(общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и
привязанности, обмен духовными ценностями и др.);
• ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности
(возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к
мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и
др.);
• ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный
характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической
профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);
• ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности
(возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и
длительность отпуска, служебный рост и др.).
Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности
самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному
содержанию. Самодостаточные ценности - это ценности-цели, включающие творческий
характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность
перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям.
Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся.
Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в
системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной
смысл деятельности учителя.
Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог
выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие
себя и других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную
образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые,
субъективируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и
влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они
формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими
технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.
Ценности-средства - это три взаимосвязанные подсистемы: собственно
педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных
и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания);
коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно- и профессионально-
ориентированные задачи (технологии общения); действия, отражающие субъектную
сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все
три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства
подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и
ценности-знания.
Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение
педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к
профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости
от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его
профессиональные и личностные потребности. Ценностное отношение к педагогической
деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается
гуманистической направленностью. В ценностных отношениях в равной мере значимыми
являются и самоотношения, т.е. отношения педагога к себе как к профессионалу и
личности.
В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-
качества, так как именно в них проявляются или бытийствуют сущностные личностно-
профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и
взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-
деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня
развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных
(творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных.
Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень
осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена
еще одна подсистема - подсистема ценностей-знаний. В нее входят не только
психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения
осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели
педагогической деятельности.
Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает
условия для творчества, альтернативности в организации образовательного
процесса, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, отслеживать
наиболее значимую и решать педагогические задачи на уровне современной теории и
технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.
Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга,
образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический характер. Он проявляется
в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения
зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т.е. они функционируют
как единое целое. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и
целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы
поведения и педагогические действия.
Педагогические ценности имеют гуманистическую природу и сущность, поскольку
смысл и назначение педагогической профессии определяются гуманистическими
принципами и идеалами.
Гуманистические параметры педагогической деятельности, выступая его "вечными"
ориентирами, позволяют фиксировать уровень расхождения между сущим и должным,
действительностью и идеалом, стимулируют к творческому преодолению этих
разрывов, вызывают стремление к самосовершенствованию и обусловливают
смысложизненное самоопределение педагога. Его ценностные ориентации находят свое
обобщенное выражение в мотивационно-ценностном отношении к педагогической
деятельности, которое является показателем гуманистической направленности
личности.
Такое отношение характеризуется единством объективного и субъективного, в
котором объективное положение педагога является основой его избирательной
направленности на педагогические ценности, стимулирующие общее и
профессиональное саморазвитие личности и выступающие фактором его
профессиональной и социальной активности. Социальное и профессиональное
поведение педагога, следовательно, зависит от того, как он конкретизирует
ценности педагогической деятельности, какое место отводит им в своей жизни.
§ 3. Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не
вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в
большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается
существующими в том или ином государстве системами образования, которые
отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая
обусловленность исходных концептуальных позиций.
Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учетом
аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко
утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях
человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть
преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое
распространение получили представления о том, что в образовательном процессе
реализуются прежде всего социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы
человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от
принадлежности к тому или иному социальному слою.
Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов
образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической
направленности, т.е. стремлением офаничивать содержание общеобразовательной
подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности
человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком
типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут
востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа
аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и
способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.
Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали
создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного
человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного
развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах
социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать
собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и
предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее
с ним.
Резюмируя сказанное, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции
образования:
• развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку
преодолевать жизненные препятствия;
• формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к
социальной и природной сфере;
• обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для
осуществления самореализации;
• овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной
свободы, личной автономии и счастья;
• создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и
раскрытия его духовных потенций.
Культурно-гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что оно
выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только
адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится
способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать
собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.
Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-
гуманистических функций образования, является его общая направленность на
гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача
каждого человека. В субъективном плане эта задача выступает как внутренняя
необходимость развития сущностных (физических и духовных) сил человека. Данная
мысль напрямую связана с прогнозированием целей образования, которое не может
быть сведено к перечислению достоинств человека. Истинный прогностический идеал
личности - это не произвольная умозрительная конструкция в порядке добрых
пожеланий. Сила идеала состоит в том, что в нем отражаются конкретные
потребности социального развития, требующие сегодня развития гармоничной
личности, ее интеллектуально-нравственной свободы, стремления к творческому
саморазвитию.
Постановка цели образования в такой формулировке не исключает, а, напротив,
предполагает конкретизацию педагогических целей в зависимости от уровня
образования. Каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в
решение гуманистической цели образования. Для гуманистически ориентированного
образования характерно диалектическое единство общественного и личного. Вот
почему в его целях должны быть представлены, с одной стороны, требования,
предъявляемые к личности обществом, а с другой - условия, обеспечивающие
удовлетворение потребностей личности в саморазвитии.
Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств - содержания и
технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно
включать в себя не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере
в содержание образования входят гуманитарные личностно-разви-вающие знания и
умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и
человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его
поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Таким образом, отбор содержания образования обусловлен необходимостью развития
базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и
культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую
культуру; культуру межнационального и межличностного общения. Без системы знаний
и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции
современного цивилизационного процесса. Реализация такого подхода, который может
быть назван культурологическим, является, с одной стороны, условием сохранения и
развития культуры, а с другой - создает благоприятные возможности для
творческого овладения той или иной областью знаний.
Известно, что всякий конкретный вид творчества - это проявление
актуализирующейся (творящей самое себя) личности не только в науке, искусстве,
общественной жизни, но и в становлении личностной позиции, определяющей присущую
именно этому человеку линию нравственного поведения. Трансляция безличных, чисто
объективных знаний или способов деятельности приводит к тому, что учащийся не
может проявлять себя в соответствующих областях культуры и не развивается как
творческая личность. Если же он, осваивая культуру, делает открытие в самом
себе, при этом переживает пробуждение новых умственных и душевных сил, то
соответствующая область культуры становится "его миром", пространством возможной
самореализации, а овладение ею получает такую мотивацию, которую традиционное
содержание образования обеспечить не может.
Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему
разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли
бы преодолеть безличности ость образования, его отчуждение от реальной жизни
догматизмом и консерватизмом. Для разработки таких технологий частичного
обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная
специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в
передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и
навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-
нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и
учащихся.
Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей
и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга.
Такая технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее
достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связана и с
созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и
педагога с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В
гуманистической технологии образования преодолевается его безвозрастность,
учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и
культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец,
гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное
и личностное начала.
Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом,
обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически
организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится
личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого
процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого
развития выступают показателями гуманизации общества и личности. Однако процесс
перехода от традиционного типа образования к гуманистическому происходит
неоднозначно. Существует противоречие между фундаментальными гуманистическими
идеями и степенью их реализации в связи с отсутствием достаточно подготовленного
педагогического корпуса. Выявленная антиномия гуманистической природы
образования и доминирования технократического подхода в педагогической теории и
практике показывает необходимость построения современной педагогики на идеях
гуманизма.
Вопросы и задания
1. Каковы причины разработки новой методологии педагогики?
2. В чем суть гуманистической философии образования?
3. Какова специфика применения аксиологического подхода в изучении
педагогических явлений?
4. Назовите аксиологические принципы и покажите их применение в педагогике.
5. Дайте определение педагогических ценностей.
6. Подготовьте схему "Классификация педагогических ценностей" и дайте их
характеристику.
7. Почему образование - это общечеловеческая ценность?
Литература для самостоятельной работы
Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992.
Исаев И. Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация учителя:
Культурологический подход. - Белгород; М., 1999.
Колесников Л. Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. -
М., 1991.
Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. -
Ростов-на-Дону, 1994.
Лихачев Б. Т. Введение в теорию воспитательных ценностей. - Самара, 1998.
Шварцман К.А. Философия и воспитание. - М., 1989. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея
гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов-на-
Дону, 1995.
Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. - М., 1993.
|
|
|