Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Семинар 3 Тема Предпосылки и причины возникновения социологии. Вклад О. Конта в развитие социологии. Натуралистическое и психологическое направления социологии



Скачать 28.29 Kb.
Название Семинар 3 Тема Предпосылки и причины возникновения социологии. Вклад О. Конта в развитие социологии. Натуралистическое и психологическое направления социологии
Анкор 3_Seminar.docx
Дата 13.04.2017
Размер 28.29 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 3_Seminar.docx
Тип Семинар
#791

Семинар № 3

Тема: Предпосылки и причины возникновения социологии. Вклад О. Конта в развитие социологии. Натуралистическое и психологическое направления социологии.

Вопрос № 1 Концепции общества в мифологических, философских и богословских учениях Древнего Востока, Античности, Средневековья, Нового Времени.

Важным аспектом изучения социологии, как и любой другой науки, представляется изучение истории ее становление и развития. Хотя социология как наука и оформилась в XIX в., но и до этого мыслителей в течение многих веков интересовала проблема общества. Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа даже прежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода. Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее: общество или личность?» и возникают представления о социальном равенстве и неравенстве. На Востоке переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция, Заратустры, ставших религиозно-этической опорой в обществе.

В период античности первое представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы»,«О государстве») и Аристотель («Политики»). Именно Платон впервые разработал в своих работах учение о социальном расслоении . Он выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители; воины и производители. Свою теорию предложил и Аристотель. Согласно ей в обществе выделяются: богатый слой (плутократия), средний класс и лишенный собственности класс. Причем философ отмечает, что для нормального функционирования общества большинство должен составлять именно средний класс. Пристальное внимание к проблемам социального разделения античных ученых было неслучайным. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу сопровождался усилением борьбы между различными слоями общества, которая достигла своего апогея в Древнем Риме. Что же касается характера самого знания, то оно носило в античности прежде всего мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью.

В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия. Центральными темами стали проблемы государства и власти. Наиболее видной фигурой социально-политической мысли этого периода является Фома Аквинский. Учение Фомы Аквинского стало важным шагом в укреплении духовной власти католицизма над развитием социальной жизни, но не остановило Реформацию католицизма( широкое религиозное и политическое движение в средневековой Европе,направленное на реформирование католичества) Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация. Идейное оформление Реформация получила в учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина,. Важнейшая идея Реформации — необходимость личной ответственности человека, отрицание посредничества церковной иерархии. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества.

В новое время развитие социологии характеризуется сменой предшествующих воззрений на человека и общество и заменой их новыми концепциями, ориентированными на принципы научного (позитивного) познания. В этот период получили широкое развитие идеи о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов. (Вольтер,Дидро, Кант и др.). В это же время возникли термины, которые стали основой будущей социологической науки: общество, культура, классы, и др.). Конт по праву может считаться основателем социологии, и не только потому, что он первым начал заниматься обществом и социальными процессами, но и потому, что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы для придания ей статуса отдельной науки. Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдающихся социологов. Это Спенсер со своей теорией социального дарвинизма,Тард с теорией подражания,и др. В XIX веке возникла марксистская ветвь социологии, названная по имени своего основателя Карла Маркса. Им была разработана концепция социального конфликта в виде социалистических революций, изучены основные классы современного им общества — пролетариат, буржуазия, крестьянство — и проанализированы все формы классовой борьбы.

Так,в процессе жизни, рождались различные концепции, стремящиеся объяснить всё происходящее с тех или иных позиций. При этом, на разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление. В настоящее время социология представлена множеством научных направлений, в рамках которых сформулировано огромное количество теорий.

Вопрос № 2. Причины возникновения социологии как самостоятельной науки.

Социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни. На данном периоде она характеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. Об этом свидетельствовали следующие явления: восстание ткачей во Франции, ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, Французская революция 1848 г. Эти проблемы остро поставили вопрос о необходимости создания обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться. Именно под влиянием социальных потрясений сформировалась одна из классических парадигм социологии – марксизм. Основоположники этого течения считали, что такой обобщающей теорией должна стать концепция научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.

В XIX в., помимо социальных потрясений и революций, происходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологии. Капитализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Это привело к урбанизации. Это, в свою очередь, вело к росту числа бедного населения, увеличению преступности, нарастанию социальной нестабильности. Наряду с этим формировалась новая прослойка общества – средний класс, который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок. Возрастало число общественных движений, выступающих за социальные реформы.

В поисках выхода из сложившейся социально-политической, экономической ситуации философы и политики обращаются к науке, которая к тому времени сделала значительные успехи в технической сфере. Технические изобретения – машины и механизмы (локомотив, пароход, телеграф, телефон, механические станки, позже – автомобиль, самолет, электричество и т. д.), новые виды оружия (стрелковое оружие), новые технологии в производстве в сотни раз увеличили скорость общения между людьми, сократили расстояния и увеличили угрозу жизни самого человеческого общества. В период быстрых и радикальных перемен у людей появляется потребность в научном осмыслении происходящих событий, в теории, способной ответить на вопросы: что будет дальше, куда движется общество, какова роль и место отдельного человека в нем.До появления социологии на обозначенные выше вопросы пыталась ответить религия, однако научные достижения нового времени подорвали веру людей в сверхъестественные силы. Буржуазное общество ощутило потребность в науке, способной выявлять очаги социальной напряженности, анализировать социальные явления и процессы. Такой наукой и стала социология – наука об обществе как о саморазвивающейся системе.

Появление социологии как самостоятельной науки в первой половине XIX века не было бы возможным, если бы не вышли на определенный уровень развития такие науки как демография, статистика, прикладная математика, послужившие основой для развития социологии.

Таким образом, объективными предпосылками появления социологии как самостоятельной науки в первой половине XIX века можно назвать следующие:

  • сложная социально-политическая ситуация в странах Западной Европы;

  • развитие капиталистических отношений;

  • географические открытия;

  • законы, сформулированные в естествознании;

  • технические изобретения;

  • высокий уровень развития прикладных научных дисциплин;

  • повышенный интерес к проблемам взаимодействия человека и общества в литературе и искусстве

Социология как наука имеет буржуазное происхождение, что в нашей стране воспринималось как ярлык или «клеймо», фактически запретившее право на жизнь социологии как самостоятельной науке почти на полвека – после социалистической революции 1917 года до начала перестроечных процессов.

Вопрос № 3. Вклад О. Конта в процесс становления социологии. Общая характеристика теории позити-визма.

Французский философ Огюст Конт, которого многие социологи считают родоначальником новой науки об обществе, родился 19 января 1798 года в городе Монпелье, в семье сборщика податей. Его родители были правоверными католиками и монархистами. После окончания интернат-лицея в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, где изучает математику, философию, глубоко интересуется социальными и экономическими проблемами.

По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет ее - самый важный и сложный, поэтому социология - своего рода царица других наук. Конт относится отрицательно ко всему разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания, принесенному Революцией, созидательный, позитивный дух. Категория "позитивного" становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому "позитивизм" и другие слова, производные от "позитивного", становятся основными терминами для обозначения контовского учения.

Конт указывал пять значений позитивного:

  • реальное в противовес химерическому;

  • полезное в противовес негодному;

  • достоверное в противовес сомнительному;

  • точное в противовес смутному;

  • организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом "трех стадий", или "трех состояний", который он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии:

первая стадия - теологическая (до 1300 г.), на которой господствуют мифология, фетишизм, политеизм или монотеизм. В это время состояние умов приводит к военно-авторитарному порядку, который достигает своего завершения в «католическом и феодальном режиме». По мере развития интеллекта пробуждается происходит подрыв религиозных убеждений. С падением веры начинается распад социальных связей, революционные кризисы, которые Конт считал неизбежными для развития общества;

вторая стадия — метафизическая (до 1800 г.), для которой характерны Реформация, Просвещение, Революция.

третья стадия - позитивная, которая рождена промышленным производством и развитием естественных наук. На этом этапе и возникает социология как позитивное научное знание.

Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т.е. позитивная наука, цель которой - познание законов. По Конту,каждая наука представляет собой ступень по отношению к последующей. Каждая заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свой собственный метод,. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии, только на последней они становятся науками. На вершине иерархии наук находится социология. Конт внес серьезный вклад в формирование ключевых представлений о социальной реальности,одним из первых разрабатывал такие понятия, как «социальный организм» и «социальная система», обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, он доказал, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии.

Вопрос № 4. Условия и причины возникновения натуралистического направления в социологии, осо-бенности методологии, структура. Социальный органицизм. Социальный механицизм.

Натурализм в социологии означает ориентацию этой науки на методы естественных наук. В социологии XIX – начала ХХ вв. существовали две главные формы натурализма – социал-биологизм и социальный механицизм. Господствующим было первое направление, представленное концепциями социального органицизма и социального дарвинизма.

Представители социал-биологизма стремились понять законы развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом.

Социальный органицизмметодологическая ориентация концепций общества на аналогии с понятием организма как единого целого. Представителями этого направления были Герберт Спенсер, Альберт Шеффле. Следствием дальнейшего развития этого направления стало возникновение эволюционизма.

Идея эволюционизма проникает в социологию после выхода в свет работ Чарльза Дарвина. Социальный эволюционизм представлял собой попытку осмысления исторического процесса как части общего бесконечного процесса эволюции космоса, планетной системы, Земли, культуры. Особое место в пропаганде этой идеи сыграли работы Герберта Спенсера – выдающегося английского философа и социолога.

Теоретические взгляды Спенсера сформировались под влиянием достижений естественных наук, работы Ч. Дарвина ʼʼПроисхождение видов…ʼʼ. Центральным звеном его мировоззрения является идея всœеобщей эволюции. Социальная эволюция составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общественной жизни. Спенсер представлял социальную эволюцию не как единый процесс, а как множество относительно автономных процессов.

Спенсер впервые дал систематическое изложение предмета͵ задач и проблематики социологии в работе ʼʼОснования социологииʼʼ. Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всœеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей.

Классический эволюционизм оказал значительное влияние на духовную и научную жизнь эпохи, способствовал появлению новых научных школ и направлений. Одним из них было социал-дарвинистское направление в социологии. Это направление связано с именами Г. Спенсера, Людвига Гумпловича, Социальный дарвинизм провозгласил закономерности биологической эволюции, принципы естественного отбора в качестве главных факторов общественной жизни. Основная идея этого направления сводится к тому, что в основании социальной структуры лежат природные способности человека и всё должно строиться в соответствии с естественными законами.

Людвиг Гумплович , с одной стороны, стремился развить ортодоксальные подходы социал-дарвинизма, а с другой, ориентировался на поиск новых горизонтов. Привлечение психологических знаний позволило ему увидеть социальные процессы, как процессы социально-психологического взаимодействия. Предметом социологии он считал социальные группы, а главным фактором социальной жизни – непрерывную, беспощадную борьбу между ними. Теоретические представления Гумпловича были направлены на доказательство неизбежности социальных конфликтов и общественного неравенства людей. Он отвергал идею классовой борьбы, противопоставляя ей борьбу рас. Гумплович утверждал, что любой мощный этнический или социальный элемент стремится к порабощению слабого социального элемента͵ а в подчинении слабых проявляется естественный общественный закон – борьбы за существование.

Социальный механицизмнаправление, возникшее в XIX в. на ранней стадии развития социологии, одна из крайних форм позитивизма. К нему относятся концепции, которые под влиянием механики и физики стремились свести закономерности развития общества к механическим закономерностям. При этом широко использовалась физическая терминология, общество понималось как механический агрегат индивидов. Сторонники механицизма прибегали к еще более наивным аналогиям, чем сторонники органицизма. Так, Кэри сравнивал общественные структуры и процессы со структурами и процессами неорганического мира, стремился установить общие для них законы. В ХХ в. механицизм продолжал время от времени возрождаться в новых формах, соответствовавших новым этапам развития физических наук. Эти идеи развивали такие крупные ученые, как В.Ф. Освальд и В.М. Бехтерев, В. Парето. При всей несостоятельности своей методологии представители механицизма внесли заметный вклад в теорию социалогии.

Вопрос № 5. Психологическое направление в социологии: причины возникновения, особенности мето-дологии и основные теории.

Ближе к концу XIX в. возникает психологическое направле­ние в социологии, оказавшее сильное влияние на развитие социологии как науки. Появление нового направления было связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Кроме то­го, психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь инди­вида, к концу столетия исследует уже социальные процессы и поведение групп (общностей) людей.

Своеобразный биологический метод более не устраивал и социологию. Как реакция на неудовлетворенность этимметодом , с одной стороны, и как появление интереса к проблемам человеческого поведения и его психологическим механизмам, с другой, возникает психологическое направление в социологии.

Психологическое направление представлено прежде всего работами двух американских социологов — Уорда и Гиддингса. В учение Уорда центральным звеном стала концепция социальных сил. Социальные силы определяют поведение человека. Первичной социальной силой оказываются желания. Основными среди них выступают голод, жажда, половые потребности, обеспечивающие продолжение рода. Это первичные социальные силы-желания. На их основе возникают более сложные, вторичные, — интеллектуальные, моральные и эстетические. Если первичные желания человека объясняют его индивидуальное, личное поведение, то вторичные могут быть использованы для анализа развития общества,. Главной среди вторичных социальных сил является интеллект. Базой удовлетворения первичных желаний выступает труд. Уорд внес заметный вклад в развитие социологии прежде всего стремлением доказать, что в социальной эволюции, нося­щей активный характер, ведущую роль играет психология человека, его воля. Говоря о значении Уорда, необходимо также отметить, что он явился одним из основателей Американской со­циологической ассоциации и ее первым президентом (1906— 1908).

Гиддингс - Он выделял "социальный класс" (состоящий из людей, активно защищающих свое общество), "несоциальный класс" (люди, равнодушные к общественным делам), "псевдосоциальный класс" (бедняки, стремящиеся жить за счет общества), "антисоциальный класс" (в основном преступники). Приведенная точка зрения дает представление о роли психологических характеристик социальных процессов,.

Идеи групповой психологии и теорию подражания активно развивал Лебон(. Французский теоретик одним из первых разработал понятие толпы, или массы,под которой понимал группу людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых идти куда угодно за признанным ими лидером. Лебон делил толпу на однородную и разнородную. Разновидностями первой являются, по его мнению, классы, касты, секты, второй — парламентские собрания, уличные толпы и др. В любом случае толпа для Лебона — разрушительная, бессознательная сила, ее поведение регулируется законом "духовного единства толпы".

В толпе человек теряет свое индивидуальное мышление, заражаясь общим настроением. В ней индивид оказывается подверженным влиянию лидера значительно сильнее, чем в обычных условиях. Причем чем дольше по времени человек находится в толпе, тем больше он теряет себя, подвергаясь влиянию и толпы, и лидера.

Другой французский социолог Габриэль Тард рассматривал социологию как коллективную психологию.

Г Тард исходил из того, что в основе социальной деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. В этом Г. Тард видел основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества. Наиболее типичным видом подражания является подражание низших слоев высшим. Источник социального прогресса, по Тарду,- изобретение, ,- от технических нововведений до оригинальных общественно-политических идей. Оно, также как и подражание, является предметом социологического изучения. Также, Тард одним из первых обратил внимание на возрастание роли средств печати (особенно газет), телефона, телеграфа. Он рассматривал их как фактор социального контроля.

Психические факторы деятельности и общения людей анализировал и итальянский мыслитель Парето . Социальные действия людей он делил на логические и нелогические. Первые - осознаны и логически обоснованы людьми, вторые – неосознанны, инстинктивны, спонтанны. По мнению В. Парето, неосознанные действия более естественны и больше присущи людям. В психических импульсах, склонностях и предрасположениях людей В. Парето видел "источник социальной жизни".

Завершая характеристику психологического направления в социологии, следует сказать, что оно позволило сделать науке новый важный шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Именно этому направлению социология обязана возросшим интересом к изуче­нию внутреннего мира человека, отношений между людьми и общностями.
написать администратору сайта