Навигация по странице:
|
35. Миф как система. Систематизация мифа. Персонажи (высшие существа, первопредок, герой, трикстер, люди, чудовища, духи, душа)
Миф как система.
Систематизация мифа.
Персонажи (высшие существа, первопредок, герой, трикстер, люди, чудовища, духи, душа). . Миф – высшая реальность, сущность мира. Бог в мифе существует как средоточие событий и ситуаций, связанных с ним, как абсолютный предел тех или иных качеств. Это универсальная личность. Таков бог евреев, египтян, арийцев. У древних греков бог совершенен даже вопреки своему несовершенству. Пути раскрытия сущности божества – фиксация его имени, разворачивание его генеалогии, биографии, сведения об его действиях, описание его явлений и качеств. Бог – творец мира, Бог непреходящ, властен над временем. Его бытию нет начала, нет и конца. Бог бессмертен, а если и умирает, то ему назначено еще и воскреснуть. Есть таинственная логика его бытия, его поведения. Боги ужасны и притягательны. Карают и благоденствуют. Злы и добры. Воля божества – закон. Его закон – произвол.
Качества: непостижимость, имя Б таит в себе его сущность, универсален, властен над временем, вездесущ, всезнающ, наделен властью.
Бог м.б.: 1) трансцендентальным – выходящим за пределы земного мира, нет опр облика
2) имманентым – Б назодится в здешнем мире. (анропоморфные и зооморфные)
Бог м.б. – транзитивным – активным
- интранзитивным – его функции изчезают вместе со временем
: Бог-правитель, Бог-как жизненный порыв, личный бог, бог-родитель
.Первопредок – Категории - это общий родоначальник, таинственный предок, к которому восходит цепь поколений. Его функция – порождение потомков, помощь им. Он предопределил основные свойства своего рода.
– ПервоАдам, (первочеловек с необычайными чертами, возникший сам собой или созданный богами),
- Великая Мать(Исида, Инанна, Нинхурсаг и др. – женственный источник всеобщей жизни, предвечная, никм не созданная, многоликая. В этом случае первопредок – одновременно и богиня. Она – «мать всех богов», «мать всех детей», порождает живых существ и способствует всякому рождению, плодоношению, выступает подателем дождя и хранительницей небесной влаги, владычествует над миром, заботиться о нем как хозяйка и хранительница жизни. Будучи началом порождающим, она, однако, и поглощает в себя все и вся. Она и лоно, и могила, она может выступать источником смерти, болезней, неурожая
- Тотемный предок. Загадочное первосущество, как правило, это зооморфный предок с чертами человека. Это животное (кенгуру, дикий кот и т.д.), птица (орел, утка, ворона и т.д.), лягушка, улитка, личинки, рыба, насекомое, растение с человеческим потенциалом, раскрывающимся в потомках
- «живой мертвец» - ушедший из жизни предок рода
Герой. . Герой мифа – полубог – получеловек. В нем есть начала божественное и человеческое. Он имеет двойное – человеческое и божественное происхождение. Часто герой – сын божества (либо божественного чудовища) и земной женщины. Чудесное происхождение – основание для благородства и причина сверхъестественных качеств и способностей. Центральный момент в жизни героя – подвиг. К этому он предназначен богами. Обязательность совершения подвига определяется тем, что герой является посредником между богами и людьми. Ему надлежит выполнить волю богов на земле. Обычно герой упорядочивает жизнь, вносит в мир лад и строй, справедливость, законы. На это он употребляет свои чудесные способности. Основное содержание мифов о героях - это история совершения подвигов.По своему масштабу это действие беспрецедентное и неповторимое.
Типология подвигов: подвиг силы, подвиг дбывания культурных объектов, подвиг хитроумия, п соц устройства, п мастерства, исцеления, пророчества, п самоотречения, самопожервования.
Человеческое нач героя – смерть.
Трикстер. Трикстер возникает как антипод, антагонист героя, знаменующий своим появлением возникновение ущерба и зла в мире. Он разрушает, нарушает запреты и соглашения. В нем есть демоническое начало. Его средства – обман и притворство, глум и каверза, игра и пародия. Знаменательна эта парадоксальная связь демонического и смехотворного. Трикстер умен, но глуп, страшен, но смешон. В христианском мифе появляется личность антихриста – человека, принявшего сторону дьявола, ставшего его посланником. Антихрист носит маску Христа, выступает как лжец, имитатор дел и чудес Христа. Это своего рода христианский трикстер. В мировой культуре фигура трикстера проявилась в шуте, скоморохе, юроде. ВXXвеке трикстерное начало было выражено у многих крупных художников и идеологов
Чудовища– таинственные существа, обладающие ужасными свойствами и жуткие на вид. Нередко чудовища обладают божественной природой. Они непостижимы и реализуют некоторые свои свойства на пределе совершенства. Наиболее распространенные виды чудовища – змей и дракон. Змей связан с землей и водой, с мрачными безднами. Оттуда он выносит свою холодную мудрость. Дракон - чудесный гибрид, крылатый змей. У него несколько голов, туловище пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крылья птицы. Дракон летает, плавает и ползает по земле, изрыгая огонь в случае опасности. По функциям дракон подобен змею и может рассматриваться как дальнейшее развитие этого образа. Дракон живет в пещере и охраняет воды. Он связан со смертью и является ее причиной, пребывает во мраке. Порой он выступает хранителем сокровищ, прячущихся в складках земли.
Духи – активно прояв сила, вступающая в контакт с человеком.
Свойства: - воплощаться в конвретные вещи, внезапно появл и исчезать, м.б. пластически оформлен, - м.б. прикреплен к месту, м.б. полезным человеку или вредить.
Человек в мифе может являться как герой. Человек выступает также в качестве первопредка, родоначальника. Обычный, заурядный человек как отдельная обособленная личность в мифе обычно не присутствует. Он существует здесь лишь в составе общности «люди», «народ». Люди создаются высшими существами, богами. Человек – объект творения. Цель творения – служить высшим существам. Особое положение у человека в библейском мифе. Здесь он находится в центре мироздания. Адам – наместник Бога на земле. Его судьба связана с судьбами Вселенной. Он ведет диалог с Богом. Огромное значение имеют также Авраам, Исаак, Исав, Иосиф, Моисей и др. персонажи Библии. В христианском мифе человек призван к богосыновству и к бессмертию Положение человека акцентрировано и выявлено также двойной, богочеловеческой природой Иисуса Христа. Христос – полностью Бог и полностью человек.
Душа - основа сущ человека
Свойства: неповторима, уход из тела = смерть, отделяется во сне, реинкарнация, способность к воскрешению, невидима, бесплотна (эфирная материя), не известно место пребывания в теле, иногда имеет сложное строение, м.б. несколько душ, способна чувствовать, связана с духом ангелов-хранителей.
Пантеон, принципы его организации.
Олимпийский пантеон организован в соответствии со строгой иерархией.
ПАНТЕОН
(греч. «все боги», ср. ведийское Вишведева), в политеистических мифологиях боги, как правило, связанные узами родства или участием в общих мифологических сюжетах.
О происхождении Пантеона повествуют теогонические мифы: ср. мифы о порождении богов первой божественной парой — Шу и Тефнут в египетской, Ураном и Геей в греческой мифологии и др., в скандинавской традиции боги принадлежат к двум разным родам — асы и ваны, представители к-рых входили в П., возглавляемый асами (см. Ньёрд, Фрейр).
Гетерогенным был восточнославянский Пантеон, учрежденный кн. Владимиром (Владимир Красное Солнышко) в Киеве в 980 (согласно «Повести Временных лет»): помимо славянских божеств (Перун, Мокошъ, Дажъбог, Стрибог) он включал божества неясного (иранского?) происхождения (Семаргл, Хоре), Во многих традициях П. мог включать новые божества, оттеснявшие'Старых: ср. соотношение старого верховного бога шумеро-аккадского П. Энлиля с Мардуком, богом возвысившигося Вавилона, а затем с ассирийским Ашшу-ром, выдвижение Брахмы, Шивы и Вишну на первые места в индуистском П., включение восточных божеств (Митры и др.) в синкретический поздний римский Пантеон и т. п.
Для божеств, входящих в Пантеон и часто имеющих общее наименование (ср. славянское бог, ахуры в иранской, тенгри в тюркской традициях и т. п.), характерна дифференциация функций (ср. деление древнеиндийских богов дева на небесных, атмосферных, земных и т. п.) и определенная иерархия. Верховный бог, он же «отец богов» («царь богов»), как правило, небесный бог — бог солнца (Мардук, богиня Аматэрасу в японской мифологии и т. п.), громовержец, или божество, наделяемое особыми магико-юридическими функциями (Один, Митра — Варуна).
Во многих традициях магико-юридическая функция (согласно исследователям школы Ж. Дюмезиля) ставилась выше воинской (воплощаемой громовниками — Индра, Тор и т. п.) и «хозяйственной» (боги плодородия — Ашвины, Фрепр и Фрейя и т. п.); реконструируется, в частности, трехчленная иерархическая структура индоевропейского П., соотносящаяся с сословным делением общества на жрецов, воинов, общинников. Характерны представления о сакральном числе богов П.: ср. семь богов славянского, скифского и др. П., эннеаду в Др. Египте, «тысячу богов» Хеттского царства, 33 дева (ср. васу) в древнеиндийской традиции и т. п. Космогония. Космогония. Основные элементы мифа – результат акта первотворения. Мир и все его вещи не извечны, но имеют происхождение. Его и раскрывает миф. Есть два основных способа появления мира и всех вещей и существ. Первый – это постепенное органическое развитие мира из хаоса. В рамках первого способа космогонии может быть несколько видов такого развития: 1. Появление суши из недр мирового океана, 2. Появление мира из первичного, мирового, космического яйца и др. (8 видов). Часто эти виды порождения мира сочетаются друг с другом в пределах одной мифосистемы.
Моментом космогонии является теогония: появление богов (божества). Явившись, божества начинают соучаствовать в творении мира. Переход от хаоса к космосу в мифах может осуществляться в процессе смены поколений персонажей. На смену изначальным чудовищам приходят новые боги, затем их потомки и т.д. Второй основной способ космогонии – создание мира в осознанном творческом деянии божества. Всегда мир создается не просто так, а следуя замыслу. Мир задуман. Основной смысл всех космогонических процессов, происходящих в мифе, - это переход от хаоса к космосу, от бесформенности к гармонии, строю и мере. Культурный герой добывает или изобретает предметы культуры (огонь, орудия труда, культурные растения), обучает людей различным умениям (земледелию, охоте, ремеслам, искусствам), вводит социальные правила и духовное законодательство. Божество как культурный герой создает мир (является демиургом) и вносит в него порядок, законы, творит мифы. Итог трудов бога – царство гармонии, мир просветленный, разумный, осмысленный и завершенный. Герой в качестве культурного героя вступает в борьбу с силами хаоса, со стихиями и их порождениями – олицетворениями. Он собственными силами устанавливает и поддерживает порядок космоса в этом мире. Культурным героем является обычно и первопредок.
.
Антропогония. Антропогония. Человек может только воспроизводить то, что было уже создано высшими существами. Созданный мир и правила поведения в нем создаются богами именно для человека, ему вручаются умения, ремесла, искусства. Создание человека (антропогония) выглядит как логичная и неизбежная процедура. Мифы о возникновении человека раскрывают пять моментов:авторство творения. Творцом является обычно божество. Есть также мифы о трансформации тотемных животных;причину творения;способ творения. Основных способа два: порождение божеством или санкционирование божеством некоего усовершенствования, трансформации (1), изготовление божеством(2). В первом случае процесс имеет в основном органический, естественный, почти самопроизвольный характер, во втором – действует активная воля;
материал. Самый популярный материал – глина (земля). Качество ее может быть разным. В Библии это, например, тонкая взвесь;
назначение. Цель сотворения человека, если она вообще оглашается, - это создание слуги. В библейском мифе человек создан для управления сотворенным Богом миром. Наряду с мифом об удачном создании человека существует и миф о неудачном творении. В таком случае боги уничтожают неудачных людей.
Цели, последовательность (либо творение Б, либо в процессе мышления), материал творения человека - глина. Предназначение человека.
Этногония – образ народов в мифах. Законы даны богами для упорядочивания жизни. Начальная и конечная точка бытия. мифы о конце света (эсхатологические):воля бога -мировая катастрофа- потоп, мор.
. Социогония – история чел. общества (Ветхий завет – история еврейского народа).
Пространство в мифе, его признаки, свойства и строение.
Символика пространства в мифе. Пространственные области бытия.
Пространство мифа – это место, где персонаж. Абстрактно, однородно. Признаки: конкретно, прерывисто, делится на разные части (как мы его вспр в обычной жизни), имеет целостную значимость, противопоставлено рационастическому.
Главное в пр-ве мифа пр-во Б.
Пр-во разделено на зоны. Космос – в центре, ось.
- мировое древо (ось) по вертикали: рай, земля, ад. 4 стороны света.
- мировая гора - нах в центре вселенной, хранилище богатств.
- храм – дом бога, центр города
- омфал – пуп земли, родовое место происхождения вселенной.
Небо – верх.ярус, поднебесье. Побнебесье – наземный мир. Антинебо – преисподняя.
Время в мифе, его признаки, свойства и символика.
Время мифов - события с персонажами: время божеств, героев, чудовищ, трикстера… Время богов сотворено божеством, иногда само обожествляется. Конкретно(события) в паузах между событиями не существует- слабая связь событий Время обратимо, качество -от качества событий, пространства, божества. Символы: трава молодости, эликсир бессмертия, молод. яблоки, универсальный символ – мировое древо жизни. Высшие существа -время сакральное, профанное -герой и человек(сакрально при общении с богом). Время героев – время подвигов и странствий, трикстера –экспериментов и провокаций. У человека и человечества - линейно развернутая судьба (договор с богом, золотой век - изначальный рай, его потеря, смерть -инобытие).
Свойства: абстрактно, необратимо, непрерывно, бесконечно, линейно, быстротечно, делиться на прошлое, настоящее и будущее.
Событийное наполнение мифического времени Мифологичесое время: - связано с конкретным персонажем, делится на время богов, героев и тд, создается Б, может обожествляться, конкретно, не сущ между событиями, обратимо, скорость течения зависит от обстоятльств.
Мифы о Золотом веке. Делится по существам.
До 19 века сущ т.з. что мифы существовали в древности, но сейчас – мифы будут и есть всегда. Это тип сознания, присущий человеку. Критика мифа приводит к мифу. Человек – мифогенное существо.
Иерархия времени.
Вр высших существ – вечность, сакральное, противопост профанному.
Вр героев – вр подвигов и странствий, количество времени опр качеством подвига.
Вр трикстера – вр провокаций, нестабильное вр.
Вр чудовищ – вечность, кот прерывается с появлением героя.
Священное время вечности и профанное время.
Тот и этот свет в мифе. Этот свет - чел в поднебесье. Тот свет - загробный мир. Временное и пространственное перемещение человека. Рай – место на небесах. Ад – место грешников.
Способы попадания на ТОТ свет: - по радуге, - восхождение на мировую гору, - по солнечному лучу.
Временные циклы. – большой – от космогонии до эсхатологии; - малый – о Б или людях, - созонно-каленарный, циклический – соотношение с природными циклами, - Божественная судьба – как прообраз человеческой; - сюжет о судьбе человека и человечества.
Судьба человека и человечества в мифе. Основные моменты человеческого существования в мифе. Определяется взаимоотношением с богами. Время людей в некоторых мифах отсутвует. В профаном времени бывают сакральные моменты – общение с богом. Ключевые моменты: - антропологизация, - договор Б и человека, - золотой век, - грехопадение, - смерть (как наказание) или бессмертие.
|
|
|