Главная страница
Навигация по странице:

Методика Экзамен. Содержание обучения ия



Скачать 89.18 Kb.
Название Содержание обучения ия
Анкор Методика Экзамен.docx
Дата 02.05.2017
Размер 89.18 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Методика Экзамен.docx
Тип Документы
#6012
страница 1 из 4
  1   2   3   4

19.Содержание обучения ия.(Чему учить?)

Содержание обучения- то, чему надо обучать ученика, а также все то, с чем должен работать учитель. Бим

Содержание обучения- учебный материал, определенным образом отобранный и методически организован и предназначен для усвоения в процессе обучения. Содержание обучения отражено в гос.образ.программе, доп.уч.пособиях, УМК, планах уроков, методических разработках, метод.процессе.

Факторы, влияющие на СО:

  1. Цель обучения

  2. Соц.заказ, уровень развития методики.

  3. Уровень развития смежных наук.

  4. Понимание специфики ия.

  5. Современное представление о я.

  6. Уровень подготовки учительского состава.

Определения СО по Роговой. Выделяется 3 основных компонента:

Лингвистический, психологический и методологический.

Лингвистический компонент СО ия включает в себя языковой и речевой материал, определенным образом отобранный и методически организованный в соответствии с принципами конкретного метода, целями обучения, внутриязыковыми закономерностями изучения я, а также с учетом особых трудностей.

Критерии отбора м.б. разными, но в их основе всегда лежат такие факторы как:

  • Предполагаемый контекст деятельности обучаемых, их реальные запросы, интересы.

  • Возраст

  • Общий уровень образованности

  • Уровень владения языком

В лингвистике и методике традиционно разграничиваю понятия язык и речь. Язык- система языковых явлений, необходимых для общения. Речь – процесс реализации языковой системы в конкретных актах общения

Единицы я:фонемы, морфемы, … ,текст. Единицы речи- законченное высказывания на уровне не ниже чем 1 предложение. Основное отличие заключается в том, что единицы языка организованы по формально-семантичесому признаку, а единицы речи – по семантико-коммуникативному. Посление всегда ситуативны.

Психологический компонент СО ия призван определить те навыки и умения, которые д.б. сформированы в процессе обучения а данном конкретном этапе и пременительно к данным конкретным условиям.

Речевые навыки- речевые операции,выполнение которых доведено до степени совершенства. В методике обучения ия навыки связаны с освоением фонетических, лексических и грамматических сторон речи, т.е. обучением различных аспектам языка речи.

Речевые умения предполагают творческую деятельность, связанную с использованием воображения, эмоций, мышления. Речевые умения характеризует продуктивный и рецептивный уровень общения.(анекдот один,а рассказывают по разному)

Методологический компонент СО ия. В процессе обучения учитель не только объясняет новый материал и организует его правильную отработку, но и предлагает своим ученикам определенные алгоритмы выполнения заданий, обучает их базовым приемам самостоятельной работы.


  1. Проблемы обучения фонетической стороне речи

Фонетика как аспект обучения- звуковая сторона Я, совокупность всех звуковых средств (ударение,интонация, звуки,тембр,пауза) независимо от их смысло-различительной функции

Цель обучения:

  • Овладеть слухо-произносительной стороной говорения и чтения.

  • Уметь слушать и слышать, развить фонематический слух.

  • Развить навыки произношения( доведение до автоматизма)

  • Развить внутреннюю речь.

Главная цель обучения фонетики в школе- сформировать фонетические навыки (слухо-произносительные, ритмико- интонационные)

Принципы обучения произношению:

  1. Принцип коммуникативной направленности (первичное восприятие звука в потоке речи)

  2. Принцип сознательности (объяснение особенности звука в сравнении со звуком РЯ, использование транскрипций, правил, имитация)

  3. Принцип активности( использование хоровой работы и др.)

  4. Принцип наглядности ( слуховая и зрительная)

  5. Принцип ситуативной обусловленности фонетического материала(начинать урок с приветствия).

  6. Индивидуальный подход

  7. Принцип аппроксимации.


Содержание обучения фонетической стороне речи.

  1. Лингвистический компонент

  • Фонетический минимум (звуки и звукосочетания)


Принципы отбора фонетического минимума:

  1. Принцип соответствия потребности в общении

  2. Стилистический принцип.

Типология фонем:

  1. Совпадающие с фонемами РЯ

  2. Имеющие черты фонем РЯ( долгота)

  3. Несовпадающие с фонемами РЯ




  • Особенности гласных и согласных

  • Фонетические правила




  1. Психологический компонент:

  • Развитие специальных способностей (фонематический слух)

  • Фонетические навыки

  • Харакктер взаимодействия фонетических навыков с другими.


Этапы:

  1. Методологический компонент:

  • Ученик должен уметь самостоятельно читать транскрипцию

  • Ученик должен уметь самостоятельно пользоваться тех.средствами обучения.



Технология обучения:

Типовые фразы. Последовательность работы с типовыми фразами:

  1. Восприятие на слух

  2. Осмысление (перевести, показать картинки, наводящий вопрос)

  3. Вычленение слов, содержащие требуемый звук

  4. Произношение звука

  5. Объяснение артикуляции (зависит от возраста учеников). Необязательно.

  6. Дети повторяют вв разных режимах


8.Проблемы обучения лексической стороне речи.
Цель работы над лексикой: ученики постепенно овладевают лексикой в говорении, понимании при аудировании и чтении.

Лексическая единица = не слово, слово = ЛЕ.

ЛЕ: цельные (слово) и раздельные (квази-слово: как известно,иметь большое значение)

Слово- знак, имеющий форму и содержание

Знать слово- знать его значение, определенную информацию о слове, его употребление, грамматику слова.

Работа в школе над лексикой должна обеспечить:

  • Создание мобильного словарного запаса

  • Предотвращение его забывания

  • Использование ЛЕ-ц в речи в соответствии в целями общения

Способы семантизации слова:

  • Перевод (просто, но ученик не активен)

  • Изобразительная наглядность (картинка, схема)

  • Предметная наглядность

  • Показать

  • Объяснение

  • Использование синонимов, антонимов

  • Перечисление (назвать одним словом)


Контроль понимания( вопрос: It’s a pen. Is it a pencil?)
Содержание обучения лексической стороне речи:

  1. Лингвистический компонент:

  • Лексический минимум (активный, пассивный, потенциальный словари)

Типология лексического материала:

  1. Интернациональные и заимствованные слова с совпадающим значением в 2 Я-ах( fact)

  2. Производные и сложные слова, компоненты которых знакомы ученикам.

  3. Слова, семантический объем которых не противоречит сем.объему слова в РЯ (cat)

  4. Слова, специфичные по своему содержанию для РЯ (Lord)

  5. Слова, общие с корнем в РЯ,но отличающихся по значению.

  6. С/с, сложные слова, отдельные части которых хотя и знакомы, но значение в целом не известно ( blackbird)

  7. ЛЕ, объем значения которых шире объема значений соотв.слова РЯ (finish-финиш)

  8. ЛЕ, объем значения которых уже объема значений соотв.слова РЯ(table, peace)

Отбор лексики определяется не только уровнем владения языком, но и возрастными особенностями обучаемых.

  • Орфографические правила

  1. Психологический компонент СО лексике связан с проблемой лексических навыков и умений.

  • Учет интереса учеников и создание мотива

  • Специальные способности (языковая догадка)

  • Лексические навыки

Особенности памяти:

  • Первичное запоминание имеет ограниченную возможность(7-11 слов/раз)

  • После первичного запоминания слово переходит в краткосрочную память. Форма потеряна, значение сохранено.

  • После повторения слово переходит в долгосрочную память.

Сущность лексического навыка определяется как способность мгновенно вызывать слово из долговременной памяти и включать его в речевую цепь.

  1. Методологический компонент СО лексике включает необходимые разъяснения, памятки и инструкции по использованию печатных словарей, форме ведения индивидуальных словарей и карточек с новой лексикой, о способах реорганизации и систематизации изученной лексики. Это те знания и умения, которые позволяют ученику работать над лексикой самостоятельно и независимо от внешних условий.


9. Проблемы обучения грамматической стороне речи.

Цель обучения грамматике в школе: сформировать у учеников грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.

На современном этапе обучение грамматике не самоцель, а способ структурного оформления речи.

Содержание обучения грамматической стороне речи:

  1. Лингвистический компонент:

  • Грамматический минимум

Отбор активного грамматического материала строится с учетом принципа распространенности употребления.

  • Грамматические правила

  1. Психологический компонент:

  • Создание мотива

  • Учет интереса

  • Специальные способности

  • Грамматические навыки (языковые и речевые)

  1. Методологический компонент:

- навык самостоятельной работы над грамматической стороной речи:

  • Работа с образцом

  • Работа с таблицей

  • Работа со схемой

Технология обучения:

  1. Теоретико-практический подход-объяснение с опорой на РО, правило, инструкцию, сравнение с явлением в РЯ индуктивно (ученики наблюдают за грамматическим явлением, затем сами приходят к выводу) и дедуктивно (экономичен во времени, но скучный).

  2. Практический (лексический): грамматическое явление усваивается как лексика):

  • Демонстрация

  • Имитация

  • Выполнение действия по аналогии с образцом


10.Обучение аудированию как способу опосредственного общения людей.

Аудирование –сложный вид внутренней речевой деятельности, который должен иметь выход во внешний план.

Психологическая основа понимания устной речи –процесс восприятия, узнавания, понимания их значения.

В процессе аудирования и чтения большой объем информации усваивается пассивно.
Содержание обучения аудированию:

  1. Лингвистический компонент:

Требования к текстам:

  • Познавательная направленность

  • Фабульность содержания

  • Доступность с языковой точки зрения

  • Аутентичность

Трудности обучения аудированию:

  • Связанные с условиями восприятия: однократность, темп задает говорящий, источник аудирования, длительность, громкость, чистота звучания.

  • Связанные с восприятием звуковой формы: незнакомые/ плохо усвоенные слова (амонимы, омофоны, слова в переносном значении, длина предложения.

  • Связанные с содержанием аудиотекста: научная наклонность, цифры, даты.

  • Связанные с формой предъявления аудиотекста: через наушники, на весь класс, радиотекст.

  • Связанные с типом высказывания: легче монолог, чем диалог.

  • Связанные с овладением социолингвистикой: правила поведения, традиции, культура.

  1. Психологический компонент:

-умение подсознательно различать формы слов, грамм.структуры на слух

-понимание речи в механической записи

- умение понимать речи в различных темпах

- умение понимать разные типы текстов

  • Специальные способности:

-фонематический и интонационный слух

-речевая антиципация

-механизмы долговременной и оперативной памяти

-механизмы узнавания, сличения

3. Методологический компонент:

Упражнения:

  • Дотекстовые

  • Текстовые

1 слушание: Multiple choice, T/F, закончить предложение, вставить слово, общие вопросы.

2 слушание(детальное понимание): специальные вопросы

  • Послетекстовые: творческие задания, должны выходить в другой вид деятельности


Задания для контроля:

  • Вербальная реакция у учеников (вставить слово) и невербальная (multiple choice)

  • Традиционные и нетрадиционные (текст)


Технология обучения.:

  • Хорошее качество записи

  • Подготовка учителя и ученика

  • В учебных целях 1-2 раза слушать

  • Необходимо поощрять не Я ученика, а то, что он понял смысл текста

  • Необходимы разные типы упражнений на разных этапах работы

  • Связь аудирования с другими видами учебной деятельности.


13.Чтение как вид речевой деятельности. Роль восприятия, памяти, прогнозирования и осмысления в чтении.

Чтение- самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. Полнота и точность извлечения м.б. различными.

Задачи обучения чтению- научить учеников извлекать информацию из текста в том объеме, которой необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения. При чтении в отличии от аудирования возможность читателя регулировать процесс значительно выше. Чтение состоит из смысловой и технической сторон,т.е. чтение – это непосредственный процесс соединения букв, слов, предложений и одновременно происходит осмысление того,что получилось.

Чтение как, средство обучения предполагает:

  • Расширение словарного запаса

  • Запоминание языкового материала

  • Совершенствование фонетических навыков

  • Использование информации из текстов как базы для совершенствования говорения


Содержание обучения чтению:

  1. Лингвистический компонент:

  • Знание определенного лексико-грамматического материала

  • Графические системы

  • Правила чтения


Требования к текстам:

  • Познавательная ценность

  • Фабульность

  • Языковая доступность

  • Аутентичность.

  1. Психологический компонент:

  • Создание мотивации и учет индивидуально-возрастных особенностей

  • Навыки речи при чтении:

-Умение читать тексты разных типов

-Умение понимать тексты на разных уровнях

-Умение пользоваться дополнительным материалом.

  • Специальные способности:

-механическое осмысление

-антиципация

-характер взаимодействия навыков чтения с другими видами речевой деятельности.

  1. Методологический компонент:

-навыки самостоятельной работы с текстами
Принципы обучения чтению:

  1. Чтению необходимо обучать как виду речевой деятельности

  2. Чтение- познавательный процесс

  3. Чтению необходимо обучать, опираясь на опыт чтения на РЯ.



14.Проблемы методы обучения технике чтения.

Техника чтения – умение правильно, точно, ассоциативно охватывать текстовый материал с его звуковыми образами, воспроизводить с максимальной точностью (звучание и интонация) осмысленные отрезки текста.

Технические навыки чтения:

  • Артикуляционные

  • Ритмические

  • Интонационные


Методы обучения технике чтения:

  1. В начале дети знакомятся с согласными буквами и теми звуками, которые они могут передавать. Буквы предъявляются в порядке частотности их появления в речевых моделях, которыми овладевают дети. На данном этапе обучение чтению и обучение письму практически невозможно отделить друг от друга.

  2. Изучив все согласные буквы, параллельно увеличив свой словарный запас, ученики приступают к чтению гласных букв в различных словах

В учебниках Верещагиной ученики сразу знакомятся с понятием «открытый/закрытый тип слога», с транскрипцией. Чтение в данном случае опирается на определенные навыки устной речи. Зная звуковой образ слова, умея определить согласные буквы и звуки, составляющие каркас слова, видя картинку, дети могут сами впервые прочесть слово или догадаться о том, что это за слово. Важно отметить, что дети начинают читать реальные слова, а транскрипционные значки лишь помогают установить соответствия между графическим и звуковым образом различных слов.

  1. Если учитель требует не просто правильного произношения читаемых слов, но соответствующего темпа, соблюдения норм ударения, адекватной паузации, мелодики, то техника чтения формируется быстрее.

Параметры оценки техники чтения:

  1. Темп чтения (определенное количество слов в минуту)

  2. Соблюдение норм ударения(смыслового, логического;не ударять служебные слова)

  3. Соблюдение норм паузации

  4. Использование правильных моделей интонирования

  5. Понимание прочитанного

Все параметры одинаково важны и определяют оценку в совокупности. Любой контроль для ребенка представляет достаточный стресс. Необходимо создать атмосферу доброжелательности во время контроля, учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка и делать соответствующие поправки.

При формировании техники чтения опытные учителя используют фонетическую разметку текста. Сначала разметка текста делается в классе под руководством учителя. После определенного опыта в данном виде учебной деятельности учитель может попросить учеников самостоятельно в процессе прослушивания отметить в тексте паузы, повышение/понижение тона и т.д. Это способствует решению многих учебных задач, связанных с формированием фонетических навыков речи.
21. Кабинет ИЯ.

Почти во всех школах нашей страны существуют кабинеты иностранного языка. Они оснащены всеми необходимыми для преподавания  средствами обучения в соответствии с требованиями: книгами, мебелью, лингафонным устройством, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой: телевизором, кинопроектором, видеомагнитофоном и так далее.

Кабинет иностранного языка является учебным центром организации обучения и внеклассной работы учащихся по данному предмету. В нем проводятся уроки, организуются  работы кружков, различные мероприятия в рамках внеклассной работы. При оформлении кабинета иностранного языка или языковой лаборатории учитываются эстетические, гигиенические, экономические требования, а также требования научной организации труда учителей и учащихся.

Создать современный кабинет иностранного языка не просто. Учитель должен подробно ознакомиться с литературой по кабинетной системе, с передовым опытом работы учителей по созданию учебных кабинетов, затрачивая при этом много энергии в проявлении инициативы. Опыт и советы других учителей помогут при организации своего учебного кабинета.
Работу в кабинете следует начинать с оформления его внешнего вида: с покраски стен и побелки потолка. В кабинете можно использовать оттенки любых светлых тонов (желтого, голубого, серого), при условии, что самым светлым оттенком (белым) покрасить потолок, а самым темным – пол. Стены должны быть светлее пола, но темнее потолка. Шторы лучше сделать на подкладке, как советует методист А. А. Белов, из черного или темно-синего сатина или другого материала, чтобы сохранить акустику или же сделать изоляцию света для просмотра видео- или диафильма. Материал целесообразно подбирать без рисунка или с простым рисунком в расцветке, соответствующий интерьер. А где размещать наглядные материалы и как оптимально использовать стены?

Классная доска, как неотъемлемая часть, должна располагаться на передней стене кабинета. А на свободной части стены можно размещать справочные таблицы, а над доской алфавит. Боковая стена служит для размещения тематических и юбилейных стендов. Площадь экспозиции должна быть сокращена до минимума, необходимого для нескольких уроков. Здесь помещаются пособия, касающиеся изучения отдельных программных тем, материалам по странам и карта страны изучаемого языка, а также рекомендации для выполнения  самостоятельной работы учащихся. У задней стены лучше размещать секционные шкафы для хранения книжного фонда, дидактического раздаточного материала по классам и темам, различные аудиовизуальные пособия. Кстати, размещение информационных таблиц здесь, то есть у задней стены, не целесообразно. Они чаще просто не воспринимаются учащимися. Информацию лучше размещать у доски, но она не должна быть постоянной, иначе она тоже не будет восприниматься.

  1   2   3   4
написать администратору сайта