Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Контрольная работа. Современные классификации книжных изданий, действующие в различных областях книжного дела
Современные классификации книжных изданий, действующие
в различных областях книжного дела
Наиболее плодотворно типология произведений печати стала разрабатываться у нас в стране в интересах книжной статистики и организации общегосударственного книгоиздания.
Предложена основная схема классификации изданий, которая наиболее популярна в нашей стране.
Схема классификации видов изданий
По периодичности:
периодические,
непериодические.
По читательскому адресу:
-
для взрослых читателей,
для детей и юношества.
По функциональному назначению:
для специального назначения
нормативные,
научные,
производственные (практические),
учебные;
для свободного чтения
массово-политические,
научно-популярные;
для досуга
литературно-художественные;
для удовлетворения справочно-информационных потребностей
рекламные,
справочные,
информационные.
По характеру информации:
технические,
нетехнические,
картографические,
нотные
В литературе можно выделять определенные виды. Но, как правило, виды выделяются по какому-то одному признаку, отражая его наличие или отсутствие в соответствующих явлениях или видоизменения явления по избранному признаку.
В качестве одного критерия типологизации литературы, или основного типообразубщего признака, разными авторами называлось целевое назначение, читательское назначение, совокупность читательского и целевого назначения или совокупность других признаков. При этом один и тот же признак понимался по-разному, составленные на его основе перечни типов значительно различались.
Главный признак, по которому определяют основные типы литературы, - социальное назначение. Классификационным признаком при выделении основных типов литературы должно быть соответствие определенному виду и сфере общественного сознания, уровню сознания, месту в системе социальной коммуникации. Связь литературы с общественным сознание объясняет конкретно-исторический характер ее типов.
Классообразующие признаки при выделении основных типов литературы можно объединить одним понятием – социально назначение. В нем учитываются разнообразные качественные характеристики литературных произведений: целевое и читательское назначение, предмет и способ отражения действительности, особенности происхождения литературных произведений, их назначение в жизни общества – как ведущие признаки. Также производными от них являются стилистические и композиционные особенности литературных произведений.
Кроме основного признака могут выделяться также и другие, дополнительные признаки, которые позволяют выделять иные типологические ряды. Таким образом, в типологической классификации литературы применяется метод параллельной классификации по отдельным, не зависимым друг от друга, признакам.
Первый дополнительный признак классификации литературы на типы – возрастной, то есть в нем учитывается возраст читателя, на которого рассчитано литературное произведение. По возрастному признаку разделяют литературу для взрослых и детскую литературу. Но следует уточнить, что точных возрастных границ не существует. Потому что бывает, что литература, написанная для детей становится читаемой взрослыми, например «Алиса в стране чудес» Л. Керрола; или же наоборот: произведение для взрослых читают дети, например «Приключения Гулливера» Дж. Свифта.
Но также представляет особую ценность литература, написанная специально для детей, с учетом психологических особенностей соответствующего возраста. В стандарте, посвященном изданиям для детей и подростков установлены следующие границы: старший дошкольный возраст (от 4 до 6 лет включительно), младший школьный возраст (от 7 до 10 лет включительно), средний школьный возраст (от 11 до 14 лет включительно), старший школьный возраст (от 15 до 17 лет включительно).
Иногда и выделяют и рассматривают как самостоятельный тип литературу для юношества, однако конкретные границы и типологические черты исследованы недостаточно.
Второй дополнительный признак классификации литературы на типы – языковой. Это означает: издано ли произведение на том языке, на котором написал автор, или оно переведено с языка автора на любой другой язык. Из этого следует, что литературные произведения могут быть оригинальными (если изданы та том языке, на котором их написал автор) или переводными (когда они являются переводом оригинального произведения на другой язык).
Классификация литературы по возрастному признаку и языковому признаку проводится независимо от классификации по социальному назначению. Литература для взрослых существует во всех перечисленных выше типах литературы по социальному назначению. Детская литература также может дифференцироваться на типы по социальному назначению, однако, с учетом возможности и необходимости существования того или иного типа литературы в виде, предназначенном для детей.
В детской литературе различают, как правило, художественную и научно-познавательную. Относительно других типов детской литературы, выделяемых по социальному назначению, необходимы дополнительные исследования. В качестве разновидностей научно-познавательной литературы называли публицистическую, справочную, «деловую» (преобразованную производственно-практическую – практические советы в помощь самодеятельному творчеству). В настоящее время выделяют научно-популярные издания для детей, издания для досуга, учебные издания для дошкольного возраста (для развивающегося обучения). По-видимому, в детской литературе существуют и такие типы литературы, как массово-информационная и развлекательная, религиозно-популярная и богослужебная. Учебная литература для средней общеобразовательной школы в существующих классификациях к детской литературе не относится.
ГОСТ 7.60-2003 рассматривает следующую типологическую схему.
В нем виды изданий делятся на издания:
по периодичности
-
по составу основного документа
по знаковой природе информации. Виды изданий
виды непериодических изданий
виды периодических и продолжающихся изданий
виды печатных изданий по материальной конструкции
виды печатных изданий по формату
виды печатных изданий по характеру оформления и способу полиграфического исполнения
виды изданий по принадлежности автору, издателю
виды издания по характеру общения
Виды издания, выпущенных в честь какого-либо события или лица.
В свою очередь они, как и любая схема имеют подразделы. Так, в разделе непериодических изданий выделяется:
Виды изданий по целевому назначению.
Виды изданий по читательскому адресу.
Виды издания по характеру информации.
Виды издания по характеру аналитико-синтетической переработки информации.
Виды издания по оригинальности содержания.
Виды изданий по способу организации произведения.
Виды печатных изданий по объему.
Виды издания по повторности выпуска.
В каждом разделе описаны сами виды изданий и некоторые тоже подразделяются на подвиды. Например, виды изданий по характеру информации делится на научные и научно-популярные издания, официальные и нормативно-производственные издания, производственно-практические издания, учебные издания, справочные и рекламные издания, литературно-художественные издания. А эти подразделы делятся на издания. Например, в литературно-художественные издания входят: альманах, антология, документально-художественное издание, научно-художественное издание, песенник.
Проблема типологии – одно из направлений, активно разрабатываемых в современном книговедении. Её можно определить как поиски и исследования таких специфических функциональных признаков книжных изданий, которые бы служили необходимым и достаточным основанием для выделения их в определённые группы, соподчинённые по отношению к единой системе. Практическое значение решения такой проблемы очевидно. Чёткие, теоретически осмысленные представления об органически присущих той или иной группе изданий, особенностях позволили бы значительно усилить в книгоиздательском процессе организационно-плановое начало. Они послужили бы научным фундаментом при разработке практической методологии подготовки, выпуска и распространения книг, способствовали бы дальнейшему внедрению в различные отрасли книжного дела методов моделирования изданий, стандартизации программ создания тех или иных видов и т.д.
Назовите основной критерий выделения следующих видов изданий: сборник, брошюра, факсимильное издание, изоиздание, адаптированное издание, фолиант (в соответствии с ГОСТ 7.60-2003).
|
|
|